Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ВП-27/2015 о результатах внеплановой про... от 1 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ВП-27/2015

 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе

26 июня 2015 года                                                                                    г. Краснодар

            На основании части 3, пункта 2) части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом Врио руководителя Краснодарского УФАС России от 22.06.2015 № 257 инспекцией Краснодарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее – Инспекция)

проведена внеплановая проверка  в отношении заказчика – министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края при проведении уполномоченным органом – департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края открытого конкурса № 0318200063915001003 «Ремонт автомобильной дороги г. Темрюк – г. Краснодар – г. Кропоткин – граница Ставропольского края, км 150+850 – км 160+611 в городе Краснодар»,

УСТАНОВИЛА:

            В Краснодарское УФАС России поступила информация НО Союз «Дорожников Кубани» от 22.06.2015 № 01-09/16 (далее Заявитель) о нарушении законодательства при осуществлении вышеуказанной закупки. Контракт по закупке на дату подачи обращения не заключен.

Заявитель указывает, что в документации присутствуют нарушения Закона о контрактной системе (п.1) п.2) ст.33, ч.2 ст.45, ч.13 ст.44, ч.6 ст.44), которые выражаются в следующем:

- описание объекта закупки не содержит требований к конструкции автопавильона, чертежа либо образца, материалов, из которых должно быть выполнено данное сооружение;

- в части 2 раздела 4 Порядка предоставления обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе установлены требования к банковской гарантии – об обеспечении обязательства при изменении или отзыве участником открытого конкурса заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после истечения срока окончания подачи таких заявок. Данное требование не позволяет однозначно определить содержание банковской гарантии и обязательства, которые должны ею обеспечиваться. Различия, содержащиеся в конкурсной документации и положениях Закона о контрактной системе, в части предъявляемых к банковской гарантии требований, не позволяет комиссии при рассмотрении и оценки заявок участников принять единогласное, однозначное и законное решение, так как любое из принятых будет противоречить либо положениям Закона о контрактной системе либо требованиям документации. Перечни случаев, при которых денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса в течение не более чем пяти рабочих дней, не соответствуют Закону о контрактной системе. Перечень случаев, указанный в конкурсной документации, уже перечня, предусмотренного требованиями Закона о контрактной системе. Не предусмотрен возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона в течение не более чем пяти рабочих дней получения заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

- описание объекта закупки, размещенное в составе конкурсной документации (п.11, 109, 119, 124, 126, 130, 133 Приложения № 2 и п.20 Приложения № 3 к описанию объекта закупки содержат ссылки на нормативные документы, многие из которых являются недействующими (ВСН 55-69; ГОСТ 8736-93; СНИП 52-01-2003; СНИП 3.01.03.84; СНИП 3.02.01-87; СНИП 3.06.04-91; ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006). Кроме того, в строке 17 п.22 «Термопластик и холодный пластик для дорожной разметки» приложения № 3 к описанию объекта закупки определен такой контролирующий параметр как – минимальный коэффициент световозвращения в темное время суток, при сухом покрытии R1 с показателем не менее 200, с единицей измерения – мкд лк-1м-2. Единица измерения указана неточно. Ссылка на недействующие нормативные акты является причиной возникновения в дальнейшем при осуществлении контроля за качеством и сдаче-приемке работ разногласий между заказчиком и победителем.

            Представители заказчика - министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края пояснили, что указанные Заявителем замечания, имеют место в конкурсной документации.

            Представители уполномоченного органа в части вопросов департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края пояснили, что неточность, допущенная при утверждении документации в части установления лишнего случая не возврата сумм по банковской гарантии, никоим образом не могла повлиять на получение банковской гарантии участниками закупки и как следствие не может служить основанием для отказа принятия банковской гарантии. Обязанность возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона в течение не более чем пяти рабочих дней получения заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) установлена Законом о контрактной системе и неисполнение влечет последствия для уполномоченного органа, установленные ст.1005 Гражданского Кодекса Российской Федерации. По мнению представителей, данные незначительные недочеты нельзя рассматривать в качестве нарушения законодательства в сфере закупок.

            Представители ООО «Ромекс-Кубань» с обращением Заявителя не согласились. Жалоба Заявителя подана после окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Квалифицированный участник закупки в состоянии оценить функциональную, качественную характеристику автопавильона. Установлено условие и содержание банковской гарантии в полном объеме. Качество работ проверяется в соответствии с действующими нормами и правилами. Технические характеристики указанных заказчиком ГОСТов и СНИПов не претерпели изменений. Единицы измерения понятны.

            Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, Инспекция на основании ч.3, п.2) ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе по поступившей информации о нарушении законодательства в сфере закупок провела внеплановую проверку и пришла к следующим выводам.

            Контракт по закупке на дату проведения проверки не заключен.

            Уполномоченным органом – департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края на официальном сайте размещено извещение о проведении открытого конкурса № 0318200063915001003 «Ремонт автомобильной дороги г. Темрюк – г. Краснодар – г. Кропоткин – граница Ставропольского края, км 150+850 – км 160+611 в городе Краснодар» и конкурсная документация с начальной (максимальной) ценой контракта 225 169 522,00 рублей. Заказчик - министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края.

В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Конкурсная документация может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

 Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).

В разделе 2 Конкурсной документации приведено описание объекта закупки – ремонт автомобильной дороги. В приложении №1 содержатся требования к условиям выполнения работ на объектах ремонта автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края, в приложении №2 – перечень нормативных документов по производству и приемке работ по ремонту объектов дорожного хозяйства, по объектам безопасности дорожного движения, в приложении № 3 – сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ. Также присутствует рабочая документация по предмету конкурса с объемами работ.

Заявитель указывает, что описание объекта закупки не содержит требований к конструкции автопавильона, чертежа либо образца, материалов, из которых должно быть выполнено данное сооружение, что нарушает п.1, п.2) ст.33 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, Инспекция считает, что в данной части нарушение Закона о контрактной системе отсутствует в связи с тем, что в разделе 4 Замена автопавильонов документа Объемы работ. в сметной документации указано о сборке и установке металлического автопавильона размером 4,6х2,65х3,1м с указанием количества. Обязанности заказчика включать в документацию чертеж автопавильона Закон о контрактной системе не содержит.

В разделе 12 конкурсной документации Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе указано, что в предложении участника в отношении объекта закупки (таблица 1 раздела 11 «Требования к содержанию, к форме и составу заявки на участие  открытом конкурсе») указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, если такие требования предъявляются в Разделе 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации (техническое задание). Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки должно соответствовать установленным заказчиком требованиям.  В таблице 1 предложение участника в отношении объекта закупки  предусмотрен к заполнению участниками закупки п.2 подтверждение соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий.  Данная информация содержится в п.5 Раздела 2 Описание объекта закупки и состоит из трех приложений (в приложении №1 содержатся требования к условиям выполнения работ на объектах ремонта автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края, в приложении №2 – перечень нормативных документов по производству и приемке работ по ремонту объектов дорожного хозяйства, по объектам безопасности дорожного движения, в приложении № 3 – сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ).

Согласно ч.1 ст.54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.

В соответствии с проектом контракта (п.4.4.2) подрядчик обязан выполнить предусмотренные контрактом работы в полном объеме, с качеством, в сроки, установленные настоящим контрактом, в строгом соответствии с технической документацией и сметной документацией, требованиям действующих норм и правил, с применением материалов и технологий, отвечающих требованиям заказчика, согласно условиям, указанным в извещении о проведении открытого конкурса и документации открытого конкурса, а также соответствующих норм, согласно Приложениям № 3, 4, 8 к настоящему контракту. Приложением № 4 является перечень нормативных документов.

В Приложении № 2, п.8, п.20 Приложения № 3 к описанию объекта закупки содержатся ссылки на нормативные документы, многие из которых являются недействующими (ВСН 55-69; ГОСТ 8736-93; СНИП 52-01-2003; СНИП 3.01.03.84; СНИП 3.02.01-87; СНИП 3.06.04-91; ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006).

Так, в п.8 Приложения № 3 к описанию объекта закупки заказчику требуется песок природный по ГОСТ 8736-93 с модулем крупности, в пределах диапазона 2,0-3,0. По Инструкции участник может в заявке указать 2,0-3,0. В настоящее время действует ГОСТ 8736-2014, согласно которому (п.4.2.2.) каждую группу песка характеризуют значением модуля крупности Мк, указанным в таблице 1. Модуль крупности 2,0-3,0 в данном ГОСТе отсутствует. Кроме того, заказчик в данном пункте использует показатель максимальное содержание глинистых и пылеватых частиц. ГОСТ содержит указание на пылевидные частицы. Несоответствующий ГОСТам термин пылеватые частицы используется заказчиком, например, в п.7, п.10, п.14, п.15 и т.д.

Также в п.1 Приложения № 3 к описанию объекта закупки – Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ заказчику необходим битум по ГОСТ 22245-90 для приготовления асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2009 и ГОСТ 31015-2002 с показателем глубина проникания иглы при 25 С в пределах диапазона 70-90. По инструкции участник в заявке может указать 70-90, 80-90, 80. Однако в соответствии с ГОСТ 22245-90 (п.1.2.1) в зависимости от глубины проникания иглы при 25 С вязкие дорожные нефтяные битумы изготовляют следующих марок: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90. Таким образом, марки битумов БНД, БН 70/90, 80/90 по указанному ГОСТу не существует. В п.7 песок из отсевов дробления по ГОСТ 31424-2010 заказчику требуется марка по прочности исходной породы не менее 800. В указанном ГОСТе показатель марка по прочности исходной породы отсутствует. ГОСТ 9128-2009 утратил силу.

В п.9 заказчику требуется минеральный порошок активированный по ГОСТ Р 52129-2003 из карбонатных пород с показателем гидрофобность, % 100.  В указанном ГОСТе (п.5.1.2) указано, что активированные минеральные порошки должны быть гидрофобными (процентное значение отсутствует), в таблице 1 приведены показатели свойств порошков (содержание зерен крупностью мельче…). Заказчик указывает данный показатель, как максимальное  содержание зерен крупностью менее…  

В п.25 заказчику требуется стойка дорожного знака. При этом приводятся характеристики труб стальных электросварных прямошовных оцинкованных по ГОСТ 10704-91. Таким образом, заказчиком указаны требования к материалу, из которого должна быть изготовлена стойка знака дорожного. Соответствие стойки дорожного знака определенному ГОСТ в документации отсутствует. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

В п.22 термопластик и холодный пластик для дорожной разметки в наименовании показателя минимальный коэффициент световозвращения в темное время суток с единицей измерения мкд лк-1м-2 имеет место некорректное указание единицы измерения. Однако данное обстоятельство не могло повлиять на подачу заявки и ее отклонение, поскольку по инструкции при подаче предложения в отношении описания объекта закупки, в частности – требуемых характеристик закупаемых (применяемых) товаров, участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей), соответствующие установленным заказчиком.

Показатели п.26 сигнальные столбики не позволяют Инспекции определить использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Обоснование необходимости использования указанных показателей, требований, обозначений и терминологии в документации отсутствует.

В п.27 эмаль ПФ115 по ГОСТ 6465-76 с показателями условная вязкость при температуре +20 по вискозиметру, с в пределах диапазона 60-120, массовая доля нелетучих веществ, %, в пределах диапазона 49-70. По инструкции участники могут указывать в заявке 60-120, 49-70. В данном ГОСТе показатели варьируются в зависимости от цветов краски. Значения 60-120, 49-70 отсутствуют.

В п.28 смеси бетонные, бетон заказчиком не указаны показатели смеси бетонной. ГОСТ 7473-2010 предусматривает различные бетонные смеси в зависимости от типа бетона.

Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки при подаче заявки на участие в конкурсе иметь в наличии товар, материал, используемый при производстве работ, как и не обязывает производителей товара доводить до сведения лиц конкретные характеристики материла (сырья), используемого при производстве товара. Многие показатели определяются по результатам испытаний.

Заказчик в конкурсной документации требует указать, например, конкретную характеристику (согласно инструкции) в п.2, п.3, п.4, п.5, п.6 асфальтобетонная смесь и асфальтобетон по показателю минимальная температура смеси при укладке, С не менее 120, в п.29 минимальное содержание полимера в гранулах, %, максимальная влажность, %, максимальная термостойкость при температуре 220 С по изменению массы.

Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что описание объекта закупки составлено заказчиком с нарушением п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Данные действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП.

В соответствии с п.7) ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Приложением № 2 к извещению о проведении открытого конкурса является порядок предоставления обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе. В соответствии с п.1) ч.3 ст.49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает: информацию, предусмотренную статьей 42 настоящего Федерального закона;

Представители уполномоченного органа согласились с Заявителем, что в данном разделе конкурсной документации присутствуют недочеты. Инспекция также считает, что в приложении № 2 к извещению допущены неточности. Однако данные обстоятельства не влияют на подачу заявок и получение банковской гарантии. В соответствии с п.5) ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).

Инспекция, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

  1. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика – министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
  2. Заказчику - министерству строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края, уполномоченному органу - департаменту по регулированию контрактной системы Краснодарского края выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны