Решение б/н РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № ЗП – 5/2015 о нарушении зак... от 14 сентября 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № ЗП – 5/2015 о нарушении
законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
08 сентября 2015 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу ООО ГК «Фавор» (далее – Заявитель) на действия заказчика - МКУ города Сочи «Управление капитального строительства» при проведении запроса предложений: «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Водоснабжение с. Ахштырь Адлерского района г. Сочи (проектно-изыскательские работы строительство)» (извещение № 0818300005415000028) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в виде запроса предложений. Также заявитель указывает, что заказчиком не размещен на официальном сайте действующий план-график. Извещение о проведении запроса предложений не содержит требование о предоставлении в составе заявки СРО. В нарушение Закона о контрактной системе заказчиком установлены дополнительные требования к участникам (подтверждение опыта работ). Кроме того, в описании объекта закупки указан недействующий СНиП 3.05.01-85. Установлены требования к марке бетона в соответствии с недействующим ГОСТом. Отсутствует дата вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений. Сроки выполнения работ, указанные в извещении о проведении запроса предложений и документации запроса предложений, не соответствуют объему, выполняемых работ.
Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - МКУ города Сочи «Управление капитального строительства» проводился запрос предложений: «Управление капитального строительства» при проведении запроса предложений: «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Водоснабжение с. Ахштырь Адлерского района г. Сочи (проектно-изыскательские работы строительство)» (извещение № 0818300005415000028).
Начальная (максимальная) цена контракта – 20 400 297,44 рублей.
Согласно п.8) ч.2 ст.83 Закона о контрактной системе Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.4 ст.71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66, частью 8 статьи 67 и частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 70 настоящего Федерального закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
15.07.2015г. заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона 0118300018715000712. Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме №ЭА/0118300018715000712/2 от 25.08.2015г. электронный аукцион №0118300018715000712 признан несостоявшимся в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Таким образом, выбор способа запроса предложений в рассматриваемой ситуации не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно ч.2 ст.112 Закона о контрактной системе заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
26.08.2015г. Заказчик разместил в реестре планов-графиков информацию о закупке «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Водоснабжение с. Ахштырь Адлерского района г. Сочи (проектно-изыскательские работы строительство)» путем проведения запроса предложений. Статус плана-графика действующий.
В соответствии с п.2) ч.4 ст.83 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений должно содержать следующую информацию:
- требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Требование о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства установлено в Информационной карте. Однако, в извещении о проведении запроса предложений указано: требования к участникам: единые требования к участникам (в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе). Дополнительная информация к требованию отсутствует.
Таким образом, исчерпывающий перечень документов в извещении о проведении запроса предложений отсутствует.
Согласно ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее Постановление Правительства РФ №99) установлены дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Установление дополнительных требований к участникам закупки, осуществляемой путем проведения запроса предложений, не предусмотрено постановлением Правительства РФ №99.
В пп.8) п.13 Информационной карты, в нарушение ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам запроса предложений.
Согласно п.4) ч.4 ст.83 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений должно содержать следующую информацию:
- место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений, рассмотрения и оценки таких заявок.
П.21.1 документации запроса предложений не содержит дату вскрытия конвертов с заявками в запросе предложений.
П.7 Описания объекта закупки «Основные требования к объемам работ, инженерному и технологическому оборудованию, качеству строительных материалов, изделий и конструкций, ремонтным работам установлено требование о соответствии действующей нормативно-технической документации: СНиП 3.03.01-87; СНиП 3.05.06-85; СНиП 3.05.01-85 и РД 153-34.0-21.601-98.
СНиП 3.05.01-85 утратил силу с 01.01.2013г в связи с введением в действие актуализированной редакции СП 73.13330.2012 от 01.01.2013г.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В извещении о проведении запроса предложений, а также в п.6 Описания объекта закупки «Сроки выполнения работ» установлены следующие сроки выполнения работ: начало работ – дата подписания муниципального контракта; окончание работ – через 10 календарных дней с момента подписания муниципального контракта.
Однако, в разделе 15 «Обоснование принятой продолжительности строительства» проектно-сметной документации установлена общая нормативная продолжительность составляет 4,98 месяцев (Продолжительность строительства 1 этапа с учетом интерполяции равна 3,96 месяцев; Продолжительность строительства 2 этапа с учетом производительности микротоннеле-проходческого комплекса AVN 1000/1200 XC равна 1 месяц).
Согласно п.2) ч.6 ст.83 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать следующую информацию:
- наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В разделе «Сведения о товарах (материалах)» приложения к документации установлены технические и функциональные параметры товара (материала), в том числе по п.1-4, 6, 7 «Бетон»: установлены требования к марке бетона М150, М100, М200, М350, М300. Данные требования установлены в соответствии с недействующим ГОСТом 26633-91 (утратил силу в связи с вступлением в силу ГОСТа 26633-2012 с 01.01.2014г.).
Таким образом, документация запроса предложений составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ГК «Фавор» обоснованной в части отсутствия в извещении о проведении запроса предложений требований о наличии у участника закупки СРО; установления требования к участникам запроса предложений о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта; указания в описании объекта закупки недействующего СНиП 3.05.01-85; установления требований к марке бетона в соответствии с недействующим ГОСТом; отсутствия в документации даты вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений; несоответствия сроков выполнения работ, установленных в извещении о проведении запроса предложений, а также в п.6 Описания объекта закупки «Сроки выполнения работ» и сроков выполнения работ, указанных в разделе 15 «Обоснование принятой продолжительности строительства» проектно-сметной документации.
2. Признать Заказчика - МКУ города Сочи «Управление капитального строительства» нарушение п.2), п.4) ч.4 ст.83, п.1), п.2) ч.1, ч.2 ст.31, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. Заказчика - МКУ города Сочи «Управление капитального строительства» (отраслевой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 264
по делу №ЗП-5/2015 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
08 сентября 2015 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия), на основании решения №ЗП-5/2015 от 08.09.2015г., принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО ГК «Фавор» на действия заказчика - МКУ города Сочи «Управление капитального строительства» при проведении запроса предложений: «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Водоснабжение с. Ахштырь Адлерского района г. Сочи (проектно-изыскательские работы строительство)» (извещение № 0818300005415000028) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), предписывает:
1. Заказчику - МКУ города Сочи «Управление капитального строительства» устранить нарушение п.2), п.4) ч.4 ст.83, п.1), п.2) ч.1, ч.2 ст.31, ч.3 ст.7 Закона о контрактной, а именно:
- отменить протоколы, составленные в ходе размещения закупки;
- аннулировать определение поставщика (подрядчика, исполнителя), объявленное извещением № 0818300005415000028.
3.Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
4.В срок до 30.09.2015г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.