Письмо №ВМ/20479/22 Решение №024/07/3-3375/2022 от 16 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение №024/07/3-3375/2022

 

 

 

 

 

Решение № 024/10/18.1-3375/2022

 

 

13 декабря 2022 года г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе: председатель Комиссии: (далее – Комиссия Красноярского УФАС России), рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) жалобу (вх. №22181/22-эп от 02.12.2022) на действия организатора торгов – Межрегионального Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, республике Хакасия и республике Тыва в лице «Консул», оператора электронной торговой площадки ООО «РегионТорг» при проведении аукциона, открытого по составу участников и по форме подачи предложений о цене по продаже арестованного имущества: помещение общей площадью 149 кв.м., назначение нежилое, по адресу: г. Красноярск, ул. Мате Залки, д. 13, пом. 164, 1 этаж (лот №24, извещение 22000040930000000037), Помещение общей площадью 144,2 кв.м., назначение нежилое, по адресу: г. Красноярск, ул. Петра Ломако, д.4, пом. 261 (лот №9 извещение 22000040930000000035) (далее – торги), установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России 02.12.2022 поступила жалоба  на действия оператора электронной торговой площадки, выразившиеся в необоснованном требовании об оплате гарантийного обеспечения и удержании 1% комиссии при возврате данного платежа.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ в адрес подателя жалобы, организатора торгов направлено уведомление о поступлении жалобы.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством интернет-видеоконференции с участием представителя ООО «РегионТорг» по доверенности

Из доводов жалобы следует, что оператор электронной площадки необоснованно требует внесение гарантийного обеспечения и удерживает комиссию в размере 1% при возврате данного платежа участнику торгов.

ООО «Консул», действующее от имени организатора торгов, представило пояснения о правомерности требования о предоставлении гарантийного обеспечения и не взимании оператором электронной торговой площадки комиссии при возврате данного платежа на виртуальный счет лица, открытого на электронной торговой площадке.

ООО «РегионТорг» представило пояснения следующего содержания, поддержанные участвующим в рассмотрении обращения представителем общества.

Податель жалобы зарегистрирован на электронной торговой площадке (далее - ЭТП) с 22.07.2021, что означает его согласие с условиями, содержащимися в Регламенте ЭТП. Комиссия за перечисление денежных средств в размере 1% предусмотрена пунктом 9.7.1.1 Регламента ЭТП, не является вознаграждением ЭТП, являясь комиссией банка за перевод денежных средств с расчетного счета оператора на счета третьих лиц. В связи с этим данная комиссия взимается только в случае вывода лицом денежных средств с виртуального счета, открываемого для возможности перечисления денежных средств на заблокированный счет, куда переводятся денежные средства в размере, равном гарантийному обеспечению. Гарантийное обеспечение списывается в случае победы в торгах. В остальных случаях гарантийное обеспечение возвращается с заблокированного счета на виртуальный счет пользователя без взимания комиссии за перевод денежных средств.

Гарантийное обеспечение является обеспечительным платежом, правомерность взимания которого подтверждена судебной практикой и практикой антимонопольного органа.

Комиссия Красноярского УФАС России, рассмотрев документы, размещенные на официальном сайте, представленные организатором торгов, выслушав представителя организатора торгов, установила следующее.

Обжалуемые торги проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ).

Порядок проведения торгов, согласно части 2 статьи 90 Закона № 229_ФЗ устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Аукционной документацией установлено, что торги проводятся в форме аукциона в электронной форме на электронной площадке ООО «РегионТорг».

Действующим законодательством не определен перечень электронных торговых площадок, на которых организаторы торгов обязаны проводить торги по продаже арестованного имущества (в т.ч. являющегося предметом рассматриваемых торгов), а также не установлен порядок определения организатором торгов таких электронных площадок. В связи с этим выбор организатором торгов для проведения торгов электронной торговой площадки ООО «РегионТорг» не являются нарушением со стороны организатора торгов порядка организации и проведения торгов.

В сообщении о проведении торгов, размещенном на официальном сайте, содержится информация о том, что торги проводятся в соответствии с регламентом работы электронной торговой площадки.

Упомянутый в сообщении о проведении торгов Регламент ЭТП размещен в открытом доступе на электронной торговой площадке в разделе «Регламент».

В соответствии с пунктом 9.7 Регламента «Оператор ЭТП не взимает плату с Участников торгов за регистрацию на ЭТП, за проведение электронного аукциона; оплату услуг осуществляет только победитель аукциона в соответствии с тарифами ЭТП, указанными в Регламенте.

Заявители до момента подачи заявки на участие в торгах, вносят на свой Виртуальный счёт денежные средства в качестве средств гарантийного обеспечения в размере оплаты услуг Оператора, определяемом на основании Тарифов, указанных в Приложении №1 к Регламенту («Базовый» Тариф).

В соответствии с Регламентом, Виртуальный счёт Участника ЭТП - аналитический счет, организованный в электронном виде на котором Оператор ЭТП ведёт учёт движения денежных средств Участника ЭТП и учитывает такие операции как поступление денежных средств, их блокирование/прекращение блокирования, а также различного рода списания, в том числе блокирование/прекращение блокирования задатков.

Раздел 9.7.2.1 Регламента содержит следующий порядок контроля за виртуальным счетом участника:

перед допуском Участника ЭТП к конкретному аукциону (Торгу) осуществляется проверка достаточности свободных средств на Виртуальном счете Участника ЭТП. Участник допускается до конкретного Торга при наличии свободных средств на Виртуальном счете Участника ЭТП в размере суммы оплаты услуг Оператора на основании Тарифов ЭТП (Приложение №1 к Регламенту ЭТП). Для участия в торгах Оператор ЭТП имеет право осуществлять блокирование средств на Виртуальном счету Участника и осуществлять допуск Участника к конкретному торгу (лоту).

Блокирование денежных средств - исполнение письменного поручения – заявки на участие в торгах Участника о переводе денежных средств с Виртуального счета Участника на Заблокированный счет, предназначенный для учета денежных средств в качестве средств гарантийного обеспечения, в том числе в качестве задатка.

Блокирование средств гарантийного обеспечения прекращается, в т.ч., в следующем порядке:

- для Участников ЭТП, чьи заявки отклонены, блокирование средств гарантийного обеспечения, прекращается в течение двух рабочих дней с момента отклонения заявки на участие в торгах;

- у всех Участников ЭТП, непризнанных победителями торговой процедуры, блокирование средств гарантийного обеспечения прекращается в течение одного рабочего дня со дня подписания Организатором торгов Протокола проведения торгов;

Из приведенных положений Регламента следует, что гарантийное обеспечение - денежные средства, находящиеся на виртуальном счете, является обеспечительным платежом (статья 381.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), не является платой за участие в торгах. Лицо, не признанное победителем торгов, не является плательщиком расходов оператора электронной торговой площадки, связанными с проведением торгов.

Совокупность приведенных положений Регламента свидетельствует, что для участия в торгах, проводимых на ЭТП участнику открывается виртуальный счет, с которого денежные средства в размере обеспечительного платежа (гарантийного обеспечения) переводятся на заблокированный счет. С заблокированного счета взимается платеж с победителя торгов в установленном размере. Денежные средства лиц, не признанных победителями торгов, в т.ч. в случае отмены торгов, отзыва заявки, возвращаются на виртуальный счет участника. Какие-либо платежи, в т.ч. комиссии, за перевод денежных средств с виртуального счета на заблокированный и обратно, не взимаются, что свидетельствует об отсутствии платы за участие в торгах.

Кроме того, положения Регламента не относятся к законодательству, регулирующему порядок проведения торгов по продаже арестованного имущества, распространяют свое действие на всех участников торгов. Доказательств избирательности распространения рассмотренных условий Регламента на участников торгов, освобождения кого-либо из участников торгов от внесения обеспечительного платежа в материалах жалобы нет. В связи с этим нет оснований считать действия оператора электронной торговой площадки по введению гарантийного обеспечения нарушающими требования действующего законодательства, регулирующего проведение обязательных торгов.

В соответствии с пунктом 9.7.1.11 Регламента участник вправе требовать вывода (возврата) средств, находящихся на виртуальном счете участника, с указанием суммы денежных средств, подлежащих возврату. Возврат денежных средств участникам осуществляется ЭТП на основании Заявки на вывод средств. Денежные средства возвращаются за вычетом 1% комиссии Оператора ЭТП за перечисление денежных средств.

Следовательно, вывод участником денежных средств с виртуального счета является операцией, не связанной с участием в торгах. В связи с этим действия оператора ЭТП по взиманию комиссии за перечисление денежных средств, в т.ч. с целью возмещения взысканной комиссии кредитной организацией за совершение такой операции, не относятся к действиям оператора ЭТП по проведению торгов и не подлежат оценке комиссией Красноярского УФАС России в рамках рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 Закона №135-ФЗ.

При рассмотрении жалобы в порядке статьи 18.1 Закона №135-ФЗ действия оператора электронной торговой площадки подлежат оценке на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации, устанавливающему порядок проведения соответствующих обязательных торгов.

Для признания наличия в обжалуемых действиях оператора электронной торговой площадки признаков нарушения статьи 17 Закона №135-ФЗ, необходимо установление того обстоятельства, что эти действия повлекли недопущение, устранение, нарушение конкуренции при проведении торгов.

Кроме того, в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановление) указано, что под регулирование статьи 17 Закона подпадают только те обязательные в соответствии законодательством Российской Федерации торги, проведение которых введено законом в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования. Торги, проводимые в соответствии с Федеральным Законом «Об исполнительном производстве» преследуют иные цели, что, согласно Постановлению, исключает квалификацию действий оператора электронной торговой площадки на предмет соответствия статьи 17 Закона №135-ФЗ.

В связи с вышеизложенным, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, Комиссия Красноярского УФАС России

РЕШИЛА:

 

Признать необоснованной жалобу Горохова А.В. на действия организатора торгов – Межрегионального Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, республике Хакасия и республике Тыва в лице «Консул», оператора электронной торговой площадки ООО «РегионТорг» при проведении аукциона, открытого по составу участников и по форме подачи предложений о цене по продаже арестованного имущества: помещение общей площадью 149 кв.м., назначение нежилое, по адресу: г. Красноярск, ул. Мате Залки, д. 13, пом. 164, 1 этаж (лот №24, извещение 22000040930000000037), Помещение общей площадью 144,2 кв.м., назначение нежилое, по адресу: г. Красноярск, ул. Петра Ломако, д.4, пом. 261 (лот №9 извещение 22000040930000000035).

Решение может быть обжаловано в судебном поярдке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва
ИНН 2466222186, ОГРН 1092468031479
Горохов Александр Валентинович
ИНН 777777777777, ОГРН
ООО "Консул"
ИНН 2465343300, ОГРН 1212400027950
ООО "РегионТорг"
ИНН 4205378866, ОГРН 1194205007226