Решение б/н Решение и предписание по делу № 016, возбужденному в отношен... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                          Государственное предприятие

                                                                                                         Красноярского края

                                                                                                        «Губернские аптеки»

 

                                                                                              <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 016

 

 «05» марта 2012 года                                                                                               г. Красноярск

Резолютивная часть решения оглашена 21.02.2012.

В полном объеме решение изготовлено 05.03.2012.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления - Харченко О.П., члены Комиссии: Вшивкова Н.В. –государственный инспектор, Щербакова Л.Е. – старший государственный инспектор, рассмотрев материалы дела № 016, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Государственным предприятием Красноярского края «Губернские аптеки» (далее- ГПКК «Губернские аптеки») <...>рекламы, содержащей признаки нарушения статьи 8 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ (далее – Федеральный закон «О рекламе»), в присутствии представителя ГП КК «Губернские аптеки» по доверенности от 12.02.2012 б/н <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

 В адрес управления поступило обращение гражданина <...> от 24.01.2012 о нарушении Федерального закона «О рекламе», в котором изложено следующее. 21 декабря 2011 года было выявлено распространение рекламы интернет-аптеки ГПКК «Губернские аптеки» в виде визиток. На визитках отсутствует информация предусмотренная статьей 8 Федерального закона «О рекламе».

Рекламная визитка была приложена к обращению.

В ходе анализа предоставленных материалов установлено следующее.

21.12.2011 <...> было выявлено распространение визитки содержащей рекламу товаров, реализуемых через интернет-аптеку ГПКК «Губернские аптеки», на одной стороне которой размещен текст следующего содержания: «ГПКК «Губернские аптеки»..., Аптека «Фармация»..., Бесплатная доставка медикаментов на дом и в офис по г. Красноярску и Красноярскому краю..., ул. Телевизорная, 7а, т.: 246-24-14, 244-14-11, 244-16-75», на оборотной стороне визитки размещена следующая рекламная информация: «Интернет-аптека: 24farmacia.ru..., При заказе на сумму от 500 руб. доставка бесплатно..., Доставка медикаментов с 10% скидкой на дом и в офис по                         г. Красноярску и Красноярскому краю...».  В указанной рекламе товаров при дистанционном способе их продажи отсутствует государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица (далее - Реклама).

По данному факту 30.01.2012 Красноярским УФАС России возбуждено дело                   № 016 по признакам нарушения требований статьи 8 Федерального закона «О рекламе» в отношении ГПКК «Губернские аптеки».

В ходе рассмотрения дела, исследовав его материалы, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующие обстоятельства.

ГПКК «Губернские аптеки» внесено 05 августа 2008 года в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной ИФНС № 23 по Красноярскому краю за основным государственным регистрационным номером <...>.

Из письменных пояснений представителя ГПКК «Губернские аптеки» по доверенности от 12.02.2012 б/н <...> следует, что ГПКК «Губернские аптеки» с целью предоставления для потребителя всего комплекса фармацевтических услуг, включающих консультацию, заказ и доставку, а также подбор необходимых лекарственных средств была организована онлайн-аптека, с помощью которой, оформив заказ по телефону или на сайте предприятия, потребитель имеет возможность заказать нужное лекарственное средство, не выходя из дома (офиса).

При этом Интернет-аптека  «24farmacia.ru» дает возможность, в первую очередь, проверить наличие необходимого потребителю лекарственного препарата в аптеке «Фармация», находящейся по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, 7 «а», и оформить заказ (зарезервировать товар), после чего забрать его в удобное для покупателя время в часы работы аптеки. Кроме того,  Интернет-аптека  «24farmacia.ru»         предлагает дополнительный вид услуги-бесплатную доставку лекарств до места нахождения потребителя в г. Красноярске и Красноярском крае.

Оплата товара покупателем осуществляется в момент передачи заказанного товара непосредственно в аптеке либо наличными курьеру, который доставил заказ (при организации доставки до места нахождения покупателя). Покупателю передается чек, подтверждающий оплату.

На  Интернет-сайте  «24farmacia.ru» размещены все сведения о предприятии, в том числе наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, а также правила заказа, получения товара, условия доставки, информация о возможности получения подробной консультации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это             информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на                 привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание               интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к товарам, реализуемым ГПКК «Губернские аптеки».

Из вышеизложенного следует, что указанная информация является рекламой товаров, реализуемых ГПКК «Губернские аптеки».

Согласно статье 454 Гражданский кодекс Российской Федерации (далее-ГК РФ)  по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Из анализа действующего законодательства следует, что договор купли-продажи является договором консенсуальным, возмездным и двусторонним.

Из статьи 492 ГК РФ следует, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Таким образом, договор розничной купли-продажи является отдельным видом договора купли-продажи.

В соответствии с частью 2 статьи 497 ГК РФ дистанционным способом продажи товара признается такой способ продажи товара, при котором договор розничной купли-продажи заключается на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Согласно части 3 статьи 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.

Порядок продажи товаров дистанционным способом регулируется Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 (далее - Правила).

Согласно пункту 20 Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

Правилами продажи товаров дистанционным способом определено, что продажа товаров дистанционным способом – это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Из вышеизложенного следует, что заключение договора при дистанционном способе продажи товара происходит в момент, когда потребитель изъявляет желание заключить договор на приобретение товара посредством телефонной связи по номерам указанным в рекламе или заказа товара на Интернет-сайте, а не в момент получения чека при доставке товара.

В ходе рассмотрения дела Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что договор купли-продажи товара при дистанционном способе реализации товара заключается в момент заказа покупателем товаров по телефону или  на Интернет-сайте и считается исполненным в момент доставки товара по месту жительства покупателя. При доставке товара покупателю договор уже заключен, следовательно, покупатель не мог непосредственно ознакомиться с товаром до заключения договора купли-продажи.

Из содержания статьи 497 ГК РФ, названных Правил  и действий продавца –               ГПКК «Губернские аптеки» - следует, что продавец при доставке товара едет не заключать, а исполнять уже заключенный договор.

Кроме того, из определения Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2011 № КАС11-675 следует, что договор считается заключенным с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар, противоречит                   статье 493 ГК РФ, согласно которой договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Иной момент заключения договора может быть установлен только федеральным законом, а не Постановлением Правительства Российской Федерации. Устанавливая два различных момента заключения договора в абзаце первом пункта 20 Правил, Правительство Российской Федерации не предусматривает, в каких случаях договор считается заключенным - с момента выдачи чека, а в каких - с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар, что,  свидетельствует о правовой неопределенности этого нормативного положения.

Верховный Суд Российской Федерации признал законным  абзац первый пункта 20 Правил, устанавливающий, что договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

В соответствии с пунктом 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Согласно статье 493 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (статья 428), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Это положение вышеназванного ГК РФ изложено в абзаце первом пункте 20 Правил.

Статьей 432 ГК РФ установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В силу пункта 1 статьи 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта; офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение; акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии (пункт 1 статьи 435 и пункт 1 статьи 438 ГК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.

Абзацем третьим пункта 3 Правил предусмотрено, что договор розничной продажи товаров дистанционным способом заключается на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Продажа товаров дистанционным способом может осуществляться не только в стационарных местах торговли, но и посредством электронных средств массовой информации и средств связи (телереклама, почтовая связь, Интернет).

С учетом положений статьи 437 ГК РФ предложение заключить договор купли-продажи в порядке, установленном статьей 26.1 ГК РФ (т.е. дистанционным способом продажи), адресованное неопределенному кругу лиц, является публичной офертой, а сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 26.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1, являются условиями, необходимыми (существенными) для заключения договора данного вида (статья 432 Гражданского кодекса Российской Федерации)

В соответствии с прямым указанием Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (пункт 2 статья 26.1) при дистанционном способе продажи продавцом до заключения договора, должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Аналогичное положение содержится в пункте 8 Правил.

Правилами предусмотрено, что покупатель передает продавцу сообщение о своем намерении приобрести товар, в котором должны быть указаны вид услуги, время ее исполнения и стоимость, обязательства покупателя (пункт 14). С момента получения продавцом соответствующего сообщения у продавца возникают обязательства по передаче товара, иные обязательства, связанные с передачей товара (пункт 18).

Учитывая изложенное, указание в абзаце первом пункта 20 Правил о вступлении в силу договора с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар, Верховным судом признано законным.

В силу пункта 3 статьи 492 ГК РФ к отношениям, вытекающим из договора розничной купли-продажи, применяются положения данного Кодекса об этом виде договора, общие положения ГК РФ о договорах купли-продажи, если иное не предусмотрено параграфом 2 главы 30 названного Кодекса (пункт 5 статьи 454 ГК РФ), общие положения о договорах. Статья 493 ГК РФ (форма договора розничной купли-продажи) предусматривает, что договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено законом или договором купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель.

Таким образом, Верховным судом Российской Федерации указано, что момент заключения договора розничной купли-продажи может быть и иным, чем предусмотрено в статье 493 Гражданского кодекса Российской Федерации - с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар (статья 433 ГК РФ).

На основании вышеизложенного Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что ГП КК «Губернские аптеки» посредством Интернет-магазина осуществляет продажу товаров дистанционным способом.

В результате изучения информации, размещенной на Интернет-сайте Комиссия Красноярского УФАС России установила, что Интернет-аптека «Фармация» предлагает бесплатную доставку лекарственных средств с 10% скидкой на дом и в офис по                         г. Красноярску и Красноярскому краю.

При заказе товара на сумму от 500 рублей-доставка лекарственных средств на дом бесплатная, а при заказе товара на сумму до 500 рублей -заказ можно забрать по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, 7 «а».

Кроме того, после оформления заказа на Интернет-сайте, оператор отдела Интернет-аптеки получает подтверждение о заказе товара.

Заказ оформляется на основании информации о товаре размещенном на Интернет-сайте.

На основании вышеизложенного, учитывая то обстоятельство, что потребитель осуществляет заказ товара, реализуемого ГПКК «Губернские аптеки» на основании ознакомления с информацией о товаре на Интернет-сайте www.24farmacia.ru,  Комиссия Красноярского УФАС России установила, что товар реализуемый посредством Интернет-аптеки является товаром реализуемым дистанционным способом продажи.

Согласно статье 8 Федерального закона «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Рассматриваемая Реклама не содержит информацию, указанную в статье 8 Федерального Закона «О рекламе», а именно: государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама- реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

На основании вышеизложенного Комиссия Красноярского УФАС России установила, что реклама, являющаяся предметом рассмотрения дела, нарушает требования статьи 8 Федерального закона «О рекламе».

На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части нарушения статьи 8 Федерального закона «О рекламе»  несет рекламодатель.

Из представленных представителем ГПКК «Губернские аптеки» по доверенности от 12.02.2012 б/н <..> материалов следует, что ГПКК «Губернские аптеки» обратилось к ООО РА «Радиус» с просьбой заключить договор на изготовление и размещение рекламной информации.

В соответствии с условиями договора от 15.07.2011 № ДУ0003/16-11 на оказание рекламных услуг, заключенного между ГПКК «Губернские аптеки», в лице генерального директора <...>, действующего на основании устава, с одной стороны, и ООО РА «Радиус», в лице генерального директора <...>, действующей на основании устава, с другой стороны (далее-Договор). ООО РА «Радиус» обязуется оказывать ГПКК «Губернские аптеки» услуги по изготовлению, размещению рекламной информации, предоставляемой ГПКК «Губернские аптеки», а также услуги по разработке и проведению различного рода рекламных акций и рекламных кампаний, мероприятий по продвижению, иных услуг рекламного характера.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель-изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В результате изучения материалов дела Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что рекламодателем рассматриваемой Рекламы в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является ГПКК «Губернские аптеки».

На момент рассмотрения дела Комиссия Красноярского УФАС России не располагала информацией, подтверждающей тот факт, что нарушение требований               статьи 8 Федерального закона «О рекламе» ГПКК «Губернские аптеки» устранено.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 30, 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать ненадлежащей  Рекламу товаров при дистанционном способе их продажи, распространенную ГПКК «Губернские аптеки» <...>, поскольку в ней нарушены требования  статьи 8 Федерального закона «О рекламе».

2. В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдать ГПКК «Губернские аптеки» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

     О.П. Харченко

 

Члены Комиссии

 

     Н.В. Вшивкова

 

 

 

 

 

     Л.Е. Щербакова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вшивкова Наталья Владимировна

211-18-30

                   Государственное предприятие

                                                                                                         Красноярского края

                                                                                                        «Губернские аптеки»

 

                                                                                               <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 016 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«05» марта  2012 года                                                                                                г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, Харченко О.П., члены Комиссии: Вшивкова Н.В.-государтвенный инспектор, Щербакова Л.Е-старший государственный инспектор, на основании своего решения от 24 февраля 2012 года по делу № 016 о признании ненадлежащей рекламы товаров реализуемых дистанционным способом, распространяемой Государственным предприятием Красноярского края «Губернские аптеки» (далее- ГПКК «Губернские аптеки») <...> и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального Закона №38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ГПКК «Губернские аптеки» <...> в течение 5 дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы, содержащей нарушение статьи 8 Федерального закона  «О рекламе», или привести её в соответствие с названными нормами закона.

2. ГПКК «Губернские аптеки» <...> представить в течение 5 дней с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания  в Красноярское УФАС России доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе Российской Федерации.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Красноярское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Подпись: Председатель Комиссии О.П. Харченко Члены Комиссии Н.В. Вшивкова Л.Е. Щербакова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вшивкова Наталья Владимировна

(391)211-18-30

Связанные организации

Связанные организации не указаны