Решение б/н решение по делу № 018-17/-12, возбужденное в отношении ОАО "... от 5 мая 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Красноярская транспортная прокуратура

ул. 30 июля, д.1а,

г. Красноярск, 660058

 

ОАО «РЖД»

ул. Новая Басманная, д. 2,

г. Москва, 107174

 

ООО «Транскомплектавтоматика»

Проезд Автомобильный, д. 10, стр. 5,

г. Москва, 109052

ул. Старая Басманная, д. 14/2, стр. 4,

г. Москва, 105064

 

ЗАО «МПЦентр ЖАТ»

ул. Зарайская, д. 21,

г. Москва, 109428

 

 

РЕШЕНИЕ № 018-17-12

 

«24» апреля 2012 года

                                                г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена «19» апреля 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено «24» апреля 2012 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: Харченко О.П., заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Гнедина А.Ю., начальник отдела естественных монополий, Ковалевская И.Н., государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа, рассмотрев дело № 018-17-12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) (далее – ОАО «РЖД») части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»), установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Красноярской транспортной прокуратуры по вопросу проведения проверки соблюдения
ОАО «РЖД» требований антимонопольного законодательства при проведении открытого конкурса на право заключения договора поставки оборудования системы микропроцессорной централизации для объекта капитального строительства «Комплексное развитие участка Междуреченск-Тайшет Красноярской железной дороги. Четный парк на станции Абакан» для нужд Красноярской железной дороги в 2011 году.

По мнению Красноярской транспортной прокуратуры, организатором торгов нарушены требования антимонопольного законодательства при установлении срока поставки оборудования, ограничивающего круг участников торгов.

Рассмотрев указанное заявление, на основании части 1 статьи 23, статьи 39 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении ОАО «РЖД» возбуждено дело № 018-17-12 по признакам нарушения части 1 статьи 17 названного закона при проведении открытого конкурса, выразившегося в неуказании сведений относительно процедуры проведения конкурса (срока рассмотрения и оценки конкурсных заявок), что могло привести к ограничению конкуренции между возможными участниками торгов, установила следующее.

На основании статьи 42 Федерального закона «О защите конкуренции» к участию в деле № 018-17-12 в качестве заявителя привлечена Красноярская транспортная прокуратура, в качестве заинтересованных лиц: ООО «Транскомплектавтоматика» (109052, г. Москва, Проезд Автомобильный, д. 10, стр. 5) и ЗАО «МПЦентр ЖАТ» (109428, г. Москва, ул. Зарайская, д. 21).

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства
№ 018-17-12 Комиссией установлены следующие обстоятельства.

Извещение о проведении ОАО «РЖД» открытого конкурса на право заключения договора поставки оборудования системы микропроцессорной централизации для объекта капитального строительства «Комплексное развитие участка Междуреченск-Тайшет Красноярской железной дороги. Четный парк на станции Абакан» для нужд Красноярской железной дороги в 2011 году (далее – открытый конкурс) размещено на официальном сайте Красноярской железной дороги 09.08.2011, содержащее информацию о торгах, в том числе: сведения о дате окончания приема заявок (08.09.2011), дате вскрытия конвертов с заявками (09.09.2011), сроке подписания договора со дня подведения итогов конкурса (не позднее пятнадцати календарных дней), а также сведения о дате поставки оборудования (01.10.2011) в рамках исполнения договора, заключенного по результатам проведения торгов.

В соответствии с установленными требованиями заявки на участие в
открытом конкурсе представлены следующими хозяйствующими субъектами:
ООО «Транскомплектавтоматика» и ЗАО «МПЦентр ЖАТ».

В соответствии с протоколом совместного заседания экспертной группы и организатора открытого конкурса от 09.09.2011 заявки ООО «Транскомплектавтоматика» и ЗАО «МПЦентр ЖАТ» признаны соответствующими установленным обязательным и квалификационным требованиям конкурсной документации, в связи с чем указанные претенденты допущены к участию в открытом конкурсе. По результатам проведения 09.09.2011 оценки конкурсных заявок указанных участников экспертной группой и организатором торгов вынесено предложение на рассмотрение конкурсной комиссии
о признании победителем открытого конкурса ООО «Транскомплектавтоматика».

В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» от 22.09.2011 № 239 по результатам подведения итогов открытого конкурса на основании вышеуказанного совместного предложения экспертной группы и организатора конкурса победителем торгов на право заключения договора  поставки оборудования системы микропроцессорной централизации признано ООО «Транскомплектавтоматика».

На основании принятого конкурсной комиссией решения о победителе торгов между ООО «Транскомплектавтоматика» и ОАО «РЖД» в лице начальника Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», действующего на основании доверенности, заключен договор поставки соответствующего оборудования от 30.09.2011. Положениями указанного договора определена дата исполнения обязательств по поставке товара – 01.10.2011. В соответствии с дополнительным соглашением от 25.10.2011 к договору от 30.09.2011 на основании обращения ООО «Транскомплектавтоматика» срок поставки оборудования изменен по соглашению сторон до 15.11.2011.

В соответствии с информацией, представленной ООО «Транскомплектавтоматика» и ЗАО «МПЦентр ЖАТ», минимальный возможный срок поставки  комплекса оборудования, являющегося предметом открытого конкурса, по мнению обществ, составляет 4 недели.

По результатам анализа материалов и пояснений, представленных лицами, участвующими в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Порядок размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для осуществления основных видов деятельности ОАО «РЖД», его (ОАО «РЖД») филиалов и других структурных подразделений утверждается Распоряжением общества. При проведении рассматриваемого открытого конкурса действовало распоряжение
ОАО «РЖД» от 31.07.2010 № 1661р, определяющее порядок отбора поставщика оборудования для нужд ОАО «РЖД» (далее – Порядок размещения заказов, Распоряжение ОАО «РЖД»).

В соответствии с пунктом 20 Порядка размещения заказов извещение о проведении открытого конкурса должно содержать следующие сведения о сроках конкурсных процедур и периоде исполнения обязательств по поставке оборудования:

- желательные или необходимые сроки поставки товара, выполнения работ или оказания услуг;

- срок подачи конкурсных заявок;

- дата и время вскрытия конвертов с конкурсными заявками;

- сведения о сроке заключения контракта по итогам проведения открытого конкурса.

Пунктом 25 вышеуказанного порядка определены требования к содержанию конкурсной документации, в соответствии с которыми документация должна содержать следующие сведения относительно длительности конкурсных процедур:

- сроки подачи конкурсных заявок;

- дату и время вскрытия конвертов с конкурсными заявками;

- сроки рассмотрения и оценки конкурсных заявок;

- срок, в течение которого стороны должны подписать контракт.

В нарушение указанных требований, установленных к содержанию конкурсной документации, положения конкурсной документации, утвержденной для проведения открытого конкурса, не определяют срок рассмотрения и оценки экспертной группой заявок участников на предмет соответствия обязательным и квалификационным требованиям документации и срок подведения итогов конкурса - срок принятия конкурсной комиссией решения о победителе торгов.

Отсутствие вышеуказанных положений конкурсной документации, определяющих сроки рассмотрения и оценки конкурсных заявок, при указании даты поставки оборудования, не позволило потенциальным участникам торгов определить временной ресурс, необходимый для исполнения обязательств по договору поставки оборудования.

Принимая во внимание изложенное, учитывая значительные минимально возможные сроки поставки оборудования системы микропроцессорной централизации, возможно сделать вывод о том, проведение ОАО «РЖД» (в лице Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД») открытого конкурса в соответствии с конкурсной документацией, не содержащей сведения о сроке рассмотрения, оценки конкурсных заявок, а также подведения итогов торгов, в рассматриваемом случае могло привести к ограничению конкуренции между возможными участниками открытого конкурса в связи с неопределенностью в части периода исполнения обязательств поставщиком оборудования.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, формирование конкурсной документации для проведения торгов на право заключения договора поставки оборудования системы микропроцессорной централизации для объекта капитального строительства «Комплексное развитие участка Междуреченск-Тайшет Красноярской железной дороги. Четный парк на станции Абакан» для нужд Красноярской железной дороги в 2011 году осуществлено в нарушение требований статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Конкурсная документация для проведения рассматриваемого открытого конкурса утверждена первым заместителем начальника Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

Статьей 5 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» определено следующее. Филиалом общества является его (общества) обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества и осуществляющее все его (общества) функции, в том числе функции представительства. Филиал не является юридическими лицами, действуют на основании утвержденного обществом положения. Филиал общества осуществляет деятельность от имени создавшего его (филиала) общества. Ответственность за деятельность филиала несет создавшее его (филиал) общество.

Довод представителей ОАО «РЖД» о том, что положения статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющие порядок проведения торгов, не предусматривают обязанность по указанию в конкурсной документации сроков рассмотрения и оценки конкурсных заявок, является необоснованным по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены требования к извещению о проведении торгов, в соответствии с которыми извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их (торгов) предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

 Вышеуказанное требование к извещению в части содержания сведений о времени торгов предусматривает необходимость указания даты и времени подведения итогов торгов – результата отбора наилучших условий исполнения договора при проведении конкурса. Указанные сведения не содержались в конкурсной документации для проведения ОАО «РЖД» открытого конкурса.

Кроме того, филиалы ОАО «РЖД» осуществляют закупки товаров в соответствии с порядком, установленным Распоряжением ОАО «РЖД», положения которого предусматривают требование о содержании  в конкурсной документации информации о сроках рассмотрения и оценки конкурсных заявок. В нарушение названного требования конкурсная документация ОАО «РЖД» не содержала указанные сведения.  

В соответствии с пояснениями ОАО «РЖД», представленными в рамках рассмотрения дела, Порядком размещения заказов предусмотрено, что конкурсные заявки участников рассматриваются в разумные сроки, итоги конкурса также подводятся в разумный срок. Таким образом, по мнению представителей ОАО «РЖД», учитывая открытость указанной информации, а также то обстоятельство, что разумный срок по обычаям делового этикета составляет 14 дней, в рассматриваемом случае срок рассмотрения заявок претендентов определен организатором торгов.

Указанный довод представителей ответчика также является необоснованным по следующим основаниям.

Порядок размещения заказов определяет два этапа рассмотрения заявок претендентов в целях определения победителя торгов (рассмотрение заявок экспертной группой совместно с организатором и принятие решения конкурсной комиссией
о победителе торгов).

В соответствии с пунктом 46, 48 Порядка размещения заказов экспертная группа совместно с организатором конкурса в разумные сроки рассматривает заявки претендентов на предмет соответствия требованиям конкурсной документации, а также осуществляет оценку и сопоставление конкурсных заявок в соответствии с критериями и в порядке, установленными конкурсной документацией. По итогам рассмотрения, оценки и сопоставления конкурсных заявок экспертная группа совместно с организатором конкурса выносит предложение о победителе торгов на рассмотрение конкурсной комиссией.

Порядок принятия конкурсной комиссией решения о победителе открытого конкурса определен пунктом 49 Распоряжения, положения которого не содержат сведений о временном периоде принятия соответствующего решения, в том числе сведения о разумности срока указанной процедуры.

Учитывая изложенное, принимая во внимание то обстоятельство, что победитель торгов, проводимых ОАО «РЖД», определяется на основании решения конкурсной комиссии, в рассматриваемом случае содержание информации о проведении открытого конкурса, размещенной ОАО «РЖД» и находящейся в открытом доступе, не позволило определить срок исполнения обязательств в рамках договора на поставку оборудования, что могло привести к ограничению конкуренции между возможными участниками торгов.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «РЖД» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту формирования конкурсной документации (без указания сведений о сроках рассмотрения и оценки конкурсных заявок, сроке подведения итогов конкурса), повлекшего за собой неопределенность в части периода исполнения обязательств поставщиком оборудования, что могло привести к ограничению конкуренции между возможными участниками торгов на право заключения договора поставки оборудования системы микропроцессорной централизации для объекта капитального строительства «Комплексное развитие участка Междуреченск-Тайшет Красноярской железной дороги. Четный парк на станции Абакан» для нужд Красноярской железной дороги в 2011 году. 

2. В связи с заключением договора на поставку оборудования по результатам проведения открытого конкурса предписание не выдавать.

 

Председатель Комиссии

                                                 О.П. Харченко

Члены Комиссии:

                                                  А.Ю. Гнедина

 

                                           И.Н. Ковалевская                                   

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его (решения) принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны