Решение б/н Решение по делу №024-15-12 от 10 августа 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОАО «МРСК Сибири»

ул. Бограда, 144а,

г. Красноярск. 660021

 

Правительство Красноярского края

пр. Мира, 110,

г. Красноярск,  660009

 

Министерство промышленности

и энергетики Красноярского края

ул. Ленина, 125,

г. Красноярск, 660009

 

Администрация ЗАТО г. Железногорск

ул. XXII Партсъезда, 21

г. Железногорск,

Красноярский край, 662971

 

РЕШЕНИЕ № 024-15-12

 

«20» сентября 2012 года

                                                г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена «17» сентября 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено «20» сентября 2012 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 024-15-12
о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: Харченко О.П., заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Гнедина А.Ю., начальник отдела естественных монополий, Ковалевская И.Н., государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа, рассмотрев дело № 024-15-12 по признакам нарушения Правительством Красноярского края части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ОАО «МРСК Сибири»
на бездействие Правительства Красноярского края при согласовании допуска ОАО «МРСК Сибири» к участию в совершении сделки с муниципальным имуществом, находящимся на территории ЗАТО Железногорск.

В ходе рассмотрения указанного заявления Красноярским УФАС России обнаружены признаки нарушения Правительством Красноярского края требований антимонопольного законодательства, в связи с чем приказом Красноярского УФАС России от 01.02.2012 № 34 на основании части 1 статьи 23, статьи 39 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении Правительства Красноярского края возбуждено дело № 024-15-12 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» при согласовании участия юридических лиц в совершении сделок с имуществом, находящимся на территории ЗАТО Железногорск, выразившегося в бездействии, которое привело к устранению конкуренции между претендентами на участие в открытом конкурсе на право заключения договора аренды муниципального имущества (электросетевого комплекса ЗАТО Железногорск).

На основании статьи 42 Федерального закона «О защите конкуренции» к участию в деле
№ 024-15-12 в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация ЗАТО  Железногорск (662971, Красноярский край, г. Железногорск, ул. XXII Партсъезда, 21), в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, привлечено Министерство промышленности и энергетики Красноярского края (660009, г. Красноярск,
ул. Ленина, 125).

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 024-15-12 Комиссией установлены следующие обстоятельства.

В целях соблюдения требований части 3 статьи 17.1 Федерального закона
«О защите конкуренции», определяющей порядок заключения договоров аренды в отношении муниципального недвижимого имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения муниципальным унитарным предприятиям, МП «Горэлектросеть» 20.09.2011 объявлен открытый конкурс на право заключения договора аренды электросетевого комплекса ЗАТО Железногорск Красноярского края (далее – муниципальное имущество, открытый конкурс).

Порядок проведения конкурсов на право заключения договоров в отношении муниципального имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения муниципальному предприятию установлен приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67
«О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее – Порядок проведения торгов).

В соответствии с пунктом 18 Порядка проведения торгов участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам.

Согласно пункту 9.2.4 конкурсной документации, утвержденной для проведения открытого конкурса, одним из условий допуска претендента к участию в открытом конкурсе является «наличие решения органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования о допуске иногороднего лица (юридического лица / индивидуального предпринимателя) к совершению сделки с недвижимым имуществом на территории ЗАТО для лиц, нерасположенных и незарегистрированных на территории закрытого административно-территориального образования Железногорск Красноярского края, в соответствии со статьей 8 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 (ред. от 07.02.2011) «О закрытом административно-территориальном образовании».

В соответствии с пунктом 9.4.2 конкурсной документации несоответствие участника вышеуказанным требованиям является основанием для принятия конкурсной комиссией решения об отказе в допуске к участию в торгах.

В соответствии с положениями статьи 8 Закона Российской Федерации от 14.07.1992
№ 3297-1 (ред. от 07.02.2011) «О закрытом административно-территориальном образовании»
к совершению сделок с имуществом, являющимся государственной или муниципальной собственностью и находящимся на территории закрытого административно-территориального образования, допускаются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на данной территории. Участие иных граждан и юридических лиц в совершении указанных сделок допускается по решению органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования, согласованному с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты, по роду деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование.

Заявки на участие в открытом конкурсе представлены следующими хозяйствующими субъектами: ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» (660001, г. Красноярск, ул. Копылова, 40) и ОАО «МРСК Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а).

В целях выполнения требований конкурсной документации в части получения допуска к участию в сделке с муниципальным имуществом, вышеуказанными претендентами на участие в открытом конкурсе направлены обращения в адрес администрации ЗАТО Железногорск о согласовании участия в совершении сделки с электросетевым комплексом, расположенным на территории закрытого административно-территориального образования.

На основании указанных обращений хозяйствующих субъектов администрацией ЗАТО Железногорск приняты следующие постановления:

- от 26.09.2011 № 1548 о допуске ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» к участию в совершении сделки по аренде муниципального имущества – объектов электросетевого комплекса ЗАТО Железногорск;

- от 18.10.2011 № 206и о допуске ОАО «МРСК Сибири» к участию в совершении сделки по аренде муниципального имущества – объектов электросетевого комплекса ЗАТО Железногорск.

В целях согласования указанных решений с органом государственной власти субъектов Российской Федерации администрацией ЗАТО Железногорск направлены следующие обращения в адрес Правительства Красноярского края:

- от 27.09.2011 № 01-42/1103 о согласовании участия ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» в сделке с муниципальным имуществом;

- от 20.10.2011 № 01-42/1187 о согласовании участия ОАО «МРСК Сибири» в сделке
с муниципальным имуществом.

В соответствии с информацией, представленной администрацией ЗАТО Железногорск, по вопросу согласования органом государственной власти указанных сделок установлены следующие обстоятельства. Правительством Красноярского края на основании соответствующего обращения администрации согласовано заключение договора аренды вышеуказанного муниципального имущества ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» (исх. от 25.10.2011
№ 3-011081). По вопросу согласования постановления администрации о допуске ОАО «МРСК Сибири» к участию в совершении указанной сделки по аренде муниципального имущества в адрес администрации ЗАТО Железногорск ответ Правительства Красноярского края на соответствующее обращение администрации не поступал.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе
от 14.11.2011 конкурсной комиссией МП «Горэлектросеть» принято решение о допуске к участию в открытом конкурсе ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» и об отказе в допуске к участию в торгах ОАО «МРСК Сибири» в связи с несоответствием претендента установленным требованиям, а именно: в связи с отсутствием согласования решения органа местного самоуправления о допуске лица к совершению сделки с недвижимым имуществом (расположенным на территории ЗАТО) с органом государственной власти субъекта Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся предприятия, по роду деятельности которых создано ЗАТО. Указанные сведения представлены организатору торгов администрацией ЗАТО Железногорск на основании запроса о представлении информации в целях проверки соответствия участников конкурса установленным требованиям.

На основании пункта 74 Порядка проведения торгов открытый конкурс на право заключения договора аренды муниципального имущества (электросетевого комплекса ЗАТО Железногорск) признан несостоявшимся в связи допуском к участию в торгах одного заявителя (ООО «Красноярская региональная энергетическая компания»).

По результатам проведения открытого конкурса между МП «Горэлектросеть» и
ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» (единственным участником торгов) заключен договор аренды муниципального имущества (электросетевого комплекса ЗАТО Железногорск) от 25.11.2011 № 0-02/119-2011 сроком до 24.05.2012.

В соответствии с информацией, представленной Правительством Красноярского края и Министерством промышленности и энергетики Красноярского края, обращение администрации ЗАТО Железногорск о согласовании постановления о допуске ОАО «МРСК Сибири» к совершению сделки, направленное в адрес Правительства Красноярского края, передано на рассмотрение Министерству промышленности и энергетики Красноярского края.

Согласно пояснениям Министерства промышленности и энергетики Красноярского края содержание обращения администрации ЗАТО Железногорск не позволило определить предмет соответствующего согласования, а именно: согласование участия ОАО «МРСК Сибири» в конкурсе на право заключения договора аренды муниципального имущества либо непосредственно согласование заключения договора аренды муниципального имущества по результатам проведения конкурса на право заключения договора.

Обращение администрации ЗАТО Железногорск от 20.10.2011 № 01-42/1187, направленное в адрес Правительства Красноярского края, предполагало получение согласования постановления администрации о допуске ОАО «МРСК Сибири» к участию в совершении сделки с муниципальным имуществом. При этом указанное обращение органа местного самоуправления о согласовании допуска ОАО «МРСК Сибири» тождественно содержанию обращения администрации от 20.10.2011 № 01-42/1187 о согласовании допуска ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» к совершению сделки в отношении муниципального имущества.

Кроме того, в соответствии с пояснениями, представленными ответчиком по рассматриваемому делу, вышеуказанное бездействие Правительства Красноярского края при выполнении полномочий по согласованию допуска ОАО «МРСК Сибири» к участию в сделке при отсутствии согласования федерального органа исполнительной власти (Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом») не привело и не могло привести к ограничению конкуренции и нарушению права доступа ОАО «МРСК Сибири» на товарный рынок оказания услуг по передаче электрической энергии.

По результатам анализа материалов и пояснений, представленных лицами, участвующими в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Частью 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1
«О закрытом административно-территориальном образовании» (в редакции от 07.02.2011, действующей на момент проведения открытого конкурса) предусмотрено требование
о согласовании решения органа местного самоуправления о допуске граждан и юридических лиц в совершении сделок в отношении муниципального имущества, находящегося на территории закрытого административно-территориального образования, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты, по роду деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование.

Согласно пункту д) части 1 статьи 3 Закона Красноярского края от 12.11.2004 № 12-2513 «О приватизации государственного имущества Красноярского края» (в редакции от 09.12.2010)
к полномочиям Правительства Красноярского края в сфере приватизации имущества относилось согласование решений органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований о допуске граждан и юридических лиц к участию в приватизации   недвижимого  имущества,  являющегося государственной   или   муниципальной собственностью и находящегося на территории закрытых административно-территориальных образований, и совершению сделок с ним (имуществом) в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Таким образом, органом государственной власти, уполномоченным на согласование решений органов местного самоуправления о допуске юридических лиц к совершению сделок
с имуществом, находящимся на территории закрытых административно-территориальных образований, в соответствии с требованиями статьи 8 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (в редакции от 07.02.2011) являлось Правительство Красноярского края.

В соответствии со статьей 6 Закона Красноярского края от 10.07.2008 № 6-1930
«О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края» Правительство края является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти края, обладает общей компетенцией и возглавляет органы исполнительной власти края специальной компетенции, образующие вместе с ним единую систему органов исполнительной власти края.

Правительство Красноярского края обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, нормативных правовых актов Губернатора края на территории края.

При осуществлении деятельности Правительство края основывается, в том числе на принципах законности, эффективности, ответственности, взаимодействия с государственными органами и органами местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 42 Устава Красноярского края от 05.06.2008 № 5-1777 органы государственной власти края, иные государственные органы края обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений, дают письменный ответ по существу обращения, принимают в максимально короткие сроки меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина в соответствии с федеральными законами и законами края.

В рассматриваемом случае бездействие правительства Красноярского края, выразившееся в непринятии мер по согласованию допуска к участию ОАО «МРСК Сибири» в совершении сделки с муниципальным имуществом привело к устранению конкуренции между претендентами на участие в открытом конкурсе на право заключения договора аренды электросетевого комплекса ЗАТО Железногорск.

Действующим законодательством не установлена последовательность порядка согласования решения органа местного самоуправления о допуске юридического лица
к совершению сделки с муниципальным имуществом, находящимся на территории закрытого административно-территориального образования, с органом государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения заявления ОАО «МРСК Сибири» на бездействие Правительства Красноярского края, администрацией ЗАТО Железногорск в адрес Красноярского УФАС России представлено письмо Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» «О порядке согласования сделок» (исх. от 19.11.2008 № 17.1/0780), направленное главам закрытых административно-территориальных образований. В соответствии с положениями указанного письма для рассмотрения Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» вопроса согласования сделок в порядке, установленном статьи 8 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 (ред. от 07.02.2011) «О закрытом административно-территориальном образовании», органам местного самоуправления необходимо представить в адрес корпорации в том числе:

- копию акта органа местного самоуправления, подтверждающего согласование совершения сделки с органом местного самоуправления;

- копию распоряжения (постановления) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подтверждающее согласование указанного вопроса с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится закрытое административно-территориальное образование;

- копию письма руководителя подведомственного предприятия организации Корпорации, по роду деятельности которого создано ЗАТО относительно возможности и целесообразности заключения сделки с недвижимым имуществом на территории закрытого административно-территориального образования.

Согласование решения органа местного самоуправления органом государственной власти субъекта Российской Федерации является этапом получения допуска к осуществлению хозяйствующим субъектом сделки с имуществом на территории закрытого административно-территориального образования и, следовательно, выполнения требований, предусмотренных конкурсной документацией.

Наступление возможных негативных последствий в результате бездействия Правительства Красноярского края при осуществлении полномочий по согласованию участия ОАО «МРСК Сибири» в совершении сделки с муниципальным имуществом в рассматриваемом случае не ставится в зависимости от наличия либо отсутствия согласования сделки с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».

Основанием для отказа в допуске к участию ОАО «МРСК Сибири» в открытом конкурсе послужило отсутствие согласования Правительством Красноярского края решения администрации о допуске к участию общества в совершении сделки с муниципальным имуществом. Таким образом, бездействие правительства привело к устранению конкуренции между претендентами на участие в открытом конкурсе.

В соответствии в положениями части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Следовательно, Правительством Красноярского края нарушены требованиям части
1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» путем непринятия мер по согласованию допуска к участию ОАО «МРСК Сибири» в совершении сделки
с имуществом, находящимся на территории ЗАТО Железногорск.

В соответствии с положениями части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» к полномочиям антимонопольного органа относится выдача органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязательных для исполнения предписаний, в том числе, о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Учитывая то обстоятельство, что действующие положения статьи 8 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» не предусматривают необходимость согласования решения органа местного самоуправления
с огранном государственной власти субъекта Российской Федерации, а также в связи с окончанием процедуры торгов и заключением договора аренды в результате проведения открытого конкурса, по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 024-15-12 у антимонопольного органа отсутствуют правовые основания для выдачи предписания о прекращении Правительством Красноярского края нарушения антимонопольного законодательства.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02.04.2012 по делу № А33-8/2012 (рассмотренному по заявлению ОАО «МРСК Сибири») вышеизложенное бездействие Правительства Красноярского края, выразившееся в непринятии мер по согласованию допуска ОАО «МРСК Сибири» для участия в открытом конкурсе на право заключения договора аренды муниципального имущества, входящего в состав электросетевого комплекса ЗАТО Железногорск Красноярского края, признано незаконным. Заявленные требования ОАО «МРСК Сибири»
о принятии восстановительной меры путем устранения допущенных Правительством Красноярского края нарушений не удовлетворены.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.06.2012 решение Арбитражного суда Красноярского края от 02.04.2012 по делу № А33-8/2012 оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.09.2012 вышеуказанное решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А33-8/2012 оставлены без изменения.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Правительство Красноярского края нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту бездействия, выразившегося в непринятии мер по согласованию допуска к участию ОАО «МРСК Сибири» в совершении сделки с имуществом, находящимся на территории ЗАТО Железногорск, что привело к устранению конкуренции между претендентами на участие в открытом конкурсе на право заключения договора аренды муниципального имущества (электросетевого комплекса ЗАТО Железногорск).

2. В связи с окончанием процедуры торгов и заключением договора аренды муниципального имущества предписание не выдавать.

 

 

Председатель Комиссии

                                                      О.П. Харченко

Члены Комиссии:

                                                       А.Ю. Гнедина

 

                                                 И.Н. Ковалевская                                   

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его (решения) принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны