Решение б/н Решение по делу № 025-10-12 от 9 ноября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»

<…>

 

<…>

<…>

 

РЕШЕНИЕ

 

«4» сентября 2012 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена «22» августа 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено «4» сентября 2012 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – О.П. Харченко, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Я.Ю. Бычкова, начальник отдела контроля размещения государственного заказа, А.Ю. Гнедина, начальник отдела естественных монополий, В.В. Сугорова, главный специалист-эксперт отдела естественных монополий (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 025-10-12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (<…>) (далее – ОАО «МРСК Сибири») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление гражданина <…> на действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в нарушении сроков направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий к нему, нарушении сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору № 20.24.2042.11 от 20.04.2011 (вх. от 20.12.2011 № 22105).

В связи с рассмотрением указанного заявления, материалов Красноярским УФАС России было принято решение о возбуждении в отношении ОАО «МРСК Сибири» дела № 025-10-12 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ от 08.02.2012 № 46).

В ходе рассмотрения дела № 025-10-12 установлены следующие обстоятельства.

В связи с необходимостью осуществления технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу: с. Верхнепашино, ул. Вавилова, 41 (максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 12 кВт, категория надежности 3, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,22 кВ, ранее присоединенная в точке присоединения мощность отсутствует), к электрическим сетям, <…> обратился в адрес ОАО «МРСК Сибири» с заявкой на технологическое присоединение от 28.06.2010.

Указанная заявка была получена ОАО «МРСК Сибири» 19.07.2010 и зарегистрирована под входящим номером 2718.

Проект договора об осуществлении технологического присоединения № 20.24.2042.11 и технические условия к нему были подготовлены ОАО «МРСК Сибири» и вручены <…> под расписку 20.04.2011.

Письмом от 17.08.2012 № 1.3/01.2/11147-исх ОАО «МРСК Сибири» информировало Красноярское УФАС России о том, что причиной направления 20.04.2011 в адрес <…> проекта договора и технических условий явилось несвоевременное рассмотрение заявки сотрудником филиала ОАО «МРСК Сибири» «Красноярскэнерго» <…>.

Пунктами 10 и 11 технических условий к договору № 20.24.2042.11 определены мероприятия, выполняемые соответственно сетевой организацией (ОАО «МРСК Сибири») и заявителем (<…>).

Так, сетевая организация осуществляет подготовку и выдачу технических условий, проверку выполнения технических условий заявителем, фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств заявителя, строительство ВЛ-0,4 кВ от оп. № 4 ВЛ-0,4 кВ Л-1 ТП № 11-05-68 до границы участка заявителя (длину и марку провода определить проектом).

Заявитель осуществляет ввод ЛЭП-0,22 кВ в жилой дом в границах своего земельного участка, установку н/в щита 0,22 кВ с автоматическим выключателем на номинальный ток, согласно подключаемой нагрузке, и узла учета электроэнергии, установку счетчика коммерческого учета электроэнергии.

В рамках исполнения обязательств по договору от 20.04.2011 № 20.24.2042.11 ОАО «МРСК Сибири» были выполнены следующие мероприятия (согласно информации, представленной ОАО «МРСК Сибири»):

07.04.2011 было утверждено Техническое задание на разработку проектно-сметной документации строительства ВЛИ 0,4 кВ для технологического присоединения участка <…> в с. Верхнепашино.

16.05.2011 была объявлена торгово-закупочная процедура по выбору подрядной организации для заключения договора на выполнение работ по реконструкции распределительных сетей 10-0,4 кВ (потребители льготной категории), строительству ВЛИ 0,4 кВ, установке КТПН с разработкой проектно-сметной документации для технологического присоединения заявителей льготной категории Большемуртинского и Енисейского района (<…>,<…>).

16.06.2011 закупка признана несостоявшейся (протокол № 135 от 16.06.2011).

10.08.2011 в адрес <…> направлено письмо (исх. № 1.3/01-9842) «О сроках выполнения мероприятий по договору тех. присоединения», в соответствии с которым мероприятие по строительству ВЛИ 0,4 кВ от КТП № 11-05-68 Л-1 до земельного участка <…> включено в инвестиционную программу филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» на 2011 год. Срок исполнения мероприятий по договору – октябрь 2011 года.

26.08.2011 объявлена повторная торгово-закупочная процедура по выбору подрядной организации.

05.09.2011 закупка признана несостоявшейся (протокол № 206 от 05.09.2011).

14.11.2011 генеральным директором ОАО «МРСК Сибири» был издан приказ № 639 «Об улучшении качества работы по технологическому присоединению», в соответствии с которым мероприятия по технологическому присоединению потребителей, максимальная присоединяемая мощность которых не превышает 100 кВт включительно, а уровень напряжения в точке подключения не превышает 20 кВ, надлежит выполнять хозяйственным способом вне зависимости от сметной стоимости объекта.

03.02.2012 в адрес <…> была направлена оферта дополнительного соглашения к договору об осуществлении технологического присоединения о продлении срока выполнения обязательств по договору (при условии, что заявитель не нарушает своих обязательств) до 20.05.2012 (письмо № 1.3/19/1066-исх). Указанная оферта заявителем подписана не была.

19.04.2012 был составлен Акт № 227 о выполнении ТУ, в соответствии с которым заявителем технические условия не выполнены.

20.04.2012 был составлен Акт № 228 о выполнении ТУ, в соответствии с которым технические условия выполнены, н/в щит с автоматическим выключателем на номинальный ток, согласно подключаемой нагрузке и узел учета электроэнергии установлены.

23.04.2012 был составлен Акт № 228 об осуществлении технологического присоединения объекта по временной схеме.

15.06.2012 было осуществлено фактическое технологическое присоединение объекта <…> к электрическим сетям (Акт производства работ от 15.06.2012), составлен Акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

06.08.2012 ОАО «МРСК Сибири» было подготовлено и направлено в адрес <…> дополнительное соглашение № 2 к договору № 20.24.2042.11, в соответствии с которым Приложение № 1 к договору № 20.24.2042.11 (технические условия) были изложены в новой редакции:

- пункт 10: сетевая организация осуществляет подготовку технических условий, проверку выполнения технических условий заявителем, фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств заявителя;

- пункт 11: заявитель осуществляет строительство ВЛИ 0,22 кВ от опоры № 3 Л-1 ТП 11-05-68 до жилого дома (протяженность и характеристики ВЛ определить проектом), установку в узле учета автоматического выключателя на номинальный ток 63 А, установку счетчика коммерческого учета электроэнергии.

В рамках исполнения обязательств по договору от 20.04.2011 № 20.24.2042.11 <…> были выполнены следующие мероприятия (согласно информации, представленной <…>):

23.04.2011 была перечислена на расчетный счет ОАО «МРСК Сибири» плата за технологическое присоединение (550 рублей).

Письмом от 19.01.2012 <…> информировал Красноярское УФАС России о том, что мероприятия, предусмотренные пунктом 11 технических условий к договору, выполнены: собран н/в щит 0,22 кВ с установленными в нем автоматическими выключателями на номинальный ток, согласно подключаемой нагрузке, смонтирован выносной шкаф учета с установленным в нем счетчиком учета электроэнергии; все необходимые кабели для осуществления присоединения в границах земельного участка имеются. Письменное уведомление о выполнении технических условий в ОАО «МРСК Сибири» не направлялось, уведомление производилось неоднократно в устной форме исполнителю по договору в г. Енисейске <…>.

27.03.2012 уведомил письменно Енисейский РЭС о выполнении технических условий (вх. № 112/121 от 27.03.2012), ОАО «МРСК Сибири» (вх. от 03.04.2012).

13.06.2012 <…> информировал Красноярское УФАС России (письмо вх. от 13.06.2012 № 9613) о том, что по состоянию на 13.06.2012 технологическое присоединение объекта по договору № 20.24.2042.11 не было осуществлено ни по временной, ни по постоянной схеме, о чем свидетельствуют представленные фотографии.

13.06.2012 <…> направил в адрес ОАО «МРСК Сибири» заявление, согласно которому просил возложить на заявителя мероприятия по пункту 10.4 технических условий (кабель СИП-2 60 метров, 2 зажима анкерного типа для СИП-2) договора № 20.24.2042.11 от 20.04.2011, за счет собственных средств заявителя.

Согласно пояснениям <…>, изложенным в письме от 09.08.2012 (вх. от 10.08.2012 № 13379), указанное заявление было направлено с целью ускорения процедуры технологического присоединения.

В связи с изложенным, <…> за свой счет было приобретено 60 метров кабеля СИП-2 (сумма 1980 рублей, кассовый чек № 23122 от 17.05.2012), промежуточный кронштейн для крепления кабеля СИП-2 на промежуточную опору (сумма 400 рублей, кассовый чек № 41049 от 15.06.2012), два зажима анкерного типа (стоимость одного зажима в г. Енисейске, согласно пояснениям заявителя – 300-400 рублей).

15.06.2012 было осуществлено фактическое технологическое присоединение объекта <…> к электрическим сетям (Акт производства работ от 15.06.2012).

На основании полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, пояснений лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

ОАО «МРСК Сибири» (ОГРН 1052460054327) действует на основании Устава, согласно статье 3 которого основной целью деятельности общества является получение прибыли; для ее получения общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе: оказание услуг по передаче электрической энергии; оперативно-технологическое управление; оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

ОАО «МРСК Сибири» является собственником объектов электросетевого хозяйства, к которым осуществляется технологическое присоединение энергопринимающего устройства <…> (сооружение – постанция «Енисейская-11» 110 кв, 2-этажное, нежилое здание ОПУ общей площадью 368,6 кв. м, нежилое здание ЗРУ 110 кВ общей площадью 102,3 кв. м, кабельные каналы протяженностью 501,3 п. м, маслостоки протяженностью 112,6 м, маслоуловители объемом 554 куб. м, адрес объекта: Россия, Красноярский край, г. Енисейск, ул. Доры Кваш, 37), на основании Свидетельства о государственной регистрации права 24 Е3 833394 от 02.06.2008.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила).

Согласно абзацу 2 пункта 3 Правил независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Пунктом 6 Правил установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

В силу пункта 8 Правил для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.

По смыслу пункта 14 Правил заявителями являются физические лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

<…> является заявителем в соответствии с критериями, определенными пунктом 14 Правил.

Согласно пункту 15 Правил в редакции Постановления Правительства РФ от 21.04.2009 № 334, действовавшей на момент подачи <…> заявки, сетевая организация обязана направить заявителю заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки.

Исходя из изложенных норм, на ОАО «МРСК Сибири» лежала обязанность направить <…> для подписания проект договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия к нему в течение 30 дней с даты получения заявки (19.07.2010), то есть в срок до 17.08.2010 включительно.

При этом проект договора и технические условия были вручены <…> только 21.04.2011, то есть с существенным нарушением срока, установленного пунктом 15 Правил.

Довод ОАО «МРСК Сибири» об ответственности за несвоевременное рассмотрение заявки <…> должностного лица общества (<…>), не исключает ответственность ОАО «МРСК Сибири» в связи с необеспечением надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующей обязанности.

В соответствии с пунктом 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

По смыслу указанной нормы шестимесячный срок является предельным, его продление не предусмотрено.

В связи с тем, что указанные правоотношения урегулированы Правилами, у ОАО «МРСК Сибири» отсутствует право на свободу договора в части продления сроков осуществления технологического присоединения.

Оферта дополнительного соглашения к договору № 20.24.2042.11 об осуществлении технологического присоединения о продлении срока выполнения обязательств по договору (письмо от 03.02.2011 № 1.3/19/1066-исх) была направлена ОАО «МРСК Сибири» после начала проведения Красноярским УФАС России проверки по заявлению <…> (заявление от 20.12.2011, запрос Красноярского УФАС России о представлении ОАО «МРСК Сибири» информации в связи с неисполнением обязательств по технологическому присоединению от 29.12.2011 № 22145).

<…> соглашение о продлении сроков технологического присоединения подписано не было.

Таким образом, согласно пункту 16 Правил, мероприятия по технологическому присоединению объекта <…> должны были быть выполнены ОАО «МРСК Сибири» в срок до 19.09.2011.

При этом фактически технологическое присоединение объекта было осуществлено 15.06.2012, то есть с существенным нарушением установленного срока. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела, ОАО «МРСК Сибири» не оспаривается.

В обоснование причин нарушения установленного срока ОАО «МРСК Сибири» было указано, во-первых, на длительность проведения торгово-закупочной процедуры по выбору подрядной организации для строительства объектов электросетевого хозяйства, необходимых для технологического присоединения объекта <…>, а во-вторых, на невыполнение <…> своих мероприятий в установленный срок.

Комиссией установлено, что ОАО «МРСК Сибири» было проведено две закупочные процедуры по выбору подрядной организации для строительства объектов электросетевого хозяйства: 16.05.2011 (итоги подведены 16.06.2011) и 26.08.2011 (итоги подведены 05.09.2011). Иные мероприятия по выбору подрядной организации ОАО «МРСК Сибири» не предпринимались. Обществом было принято решение о выполнении указанных мероприятий собственными силами хозяйственным способом (приказ от 14.11.2011 № 639).

Таким образом, закупки заняли около 4 месяцев, были завершены до истечения срока технологического присоединения.

Оценивая содержание конкретных мероприятий, которые ОАО «МРСК Сибири» надлежало выполнить для технологического присоединения объекта <…>, Комиссия установила следующее.

После получения ОАО «МРСК Сибири» письма <…> от 13.06.2012 о намерении заявителя выполнить мероприятия, предусмотренные пунктом 10.4 технических условий для ОАО «МРСК Сибири» (строительство ВЛ-0,4 кВ от оп. № 4 ВЛ-0,4 кВ Л-1 ТП № 11-05-68 до границы участка заявителя (длину и марку провода определить проектом)), технологическое присоединение было осуществлено 15.06.2012.

Таким образом, фактическое содержание мероприятий, которые ОАО «МРСК Сибири» необходимо выполнить, заключается в приобретении оборудования (кабель СИП 60 метров, промежуточный кронштейн, зажимы анкерного типа) на общую сумму примерно четыре тысячи рублей и подключения указанного оборудования, которое фактически заняло один день.

Согласно письму ОАО «МРСК Сибири» от 10.08.2011 № 1.3/01-9842 мероприятия по технологическому присоединению объекта <…> (строительство ВЛ-0,4 кВ от оп. № 4 ВЛ-0,4 кВ Л-1 ТП № 11-05-68 до границы участка заявителя) включены в Инвестиционную программу филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» на 2011 год, срок исполнения – октябрь 2011 года.

<…> была в полном объеме была внесена плата за технологическое присоединение, включающая в себя затраты на технологическое присоединение его объекта к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири».

Доказательств невозможности приобретения ОАО «МРСК Сибири» указанного оборудования (в том числе, по причине материального обременения) не представлено.

Подтверждением того обстоятельства, что мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные пунктом 10.4 технических условий для сетевой организации, были выполнены <…>, являются, в том числе, заявление <…> от 13.06.2012, пояснения ОАО «МРСК Сибири», изложенные представителем в ходе рассмотрения дела № 025-10-12, а также в письме от 10.08.2012 № 1.3/01.2/10821-исх; новые технические условия (письмо ОАО «МРСК Сибири» от 06.08.2012 № 1.3/19/10559-исх), в соответствии с которыми <…> осуществляет строительство линии от точки присоединения (опора № 3 ВЛ-0,4 кВ Л-1 ТП № 11-05-68), а не только в пределах своего земельного участка.

В качестве причины невыполнения ОАО «МРСК Сибири» своих обязательств по технологическому присоединению, обществом также было указано на несвоевременное уведомление <…> сетевой организации о выполнении своих обязательств.

Оценив указанный довод в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, Комиссия установила следующее.

Мероприятия, предусмотренные пунктом 11 технических условий, включают в себя ввод ЛЭП 0,22 кВ в жилой дом в границах своего земельного участка, установку н/в щита 0,22 кВ, установку прибора учета электрической энергии.

Строительство линии от точки присоединения до границ земельного участка заявителя осуществляет сетевая организация. Только после физического появления указанной линии, <…> может осуществить ее ввод в жилой дом.

Таким образом, до строительства ОАО «МРСК Сибири» воздушной линии <…> мог выполнить исключительно мероприятия по установке н/в щита 0,22 кВ, установке прибора учета электрической энергии.

Пунктом 8 договора об осуществлении технологического присоединения № 20.24.2042.11 установлена обязанность заявителя уведомить сетевую организацию об исполнении мероприятий по технологическому присоединению в границах своего участка.

Указанным договором, а также правовыми нормами не установлена обязанность заявителя информировать сетевую организацию о частичном выполнении мероприятий по технологическому присоединению, сетевой организации – проверять частичное выполнение заявителем мероприятий.

В силу распределения мероприятий по технологическому присоединению (сетевая организация выполняет мероприятия до границы земельного участка заявителя, заявитель – в пределах границ своего участка), указанные мероприятия позволяют их параллельное выполнение сетевой организацией и заявителем и не могут быть признаны встречными (как на то указывает ОАО «МРСК Сибири» в пояснениях от 27.01.2012 № 1.3/01.2/666-исх). Невыполнение заявителем своих обязательств не является препятствием для выполнения сетевой организацией работ до границы земельного участка заявителя. В рассматриваемом случае невыполнение своих мероприятий заявителем приведет к невозможности осуществления фактического (физического) технологического присоединения объекта к электрическим сетям.

Кроме того, нормами действующего законодательства не предусмотрены обстоятельства, освобождающие сетевую организацию от необходимости исполнения мероприятий по технологическому присоединению до границ земельного участка лица, направившего заявку на технологическое присоединение, в том числе, в случае бездействия заявителя по уведомлению сетевой организации о выполнении мероприятий по технологическому присоединению в границах принадлежащего ему земельного участка, в сроки, установленные пунктом 16 Правил технологического присоединения.

Вместе с тем, фактически ОАО «МРСК Сибири» не приступало к выполнению мероприятий по технологическому присоединению в части строительства воздушной линии до границы земельного участка <…>

Мероприятия по строительству линии (до границы земельного участка заявителя и от границы участка до жилого дома) были выполнены после приобретения <…> необходимого оборудования 15.06.2012.

На основании изложенного, Комиссией установлено, что невозможность (в силу вышеуказанных объективных причин) выполнения <…> своих мероприятий в полном объеме в установленный срок не привела к невозможности выполнения ОАО «МРСК Сибири» своих обязательств по строительству объектов электросетевого хозяйства.

Акт № 228 от 23.04.2012 об осуществлении технологического присоединения объекта <…> по временной схеме не может являться надлежащим подтверждением технологического присоединения объекта <…> к электрическим сетям в связи с тем обстоятельством, что физически технологическое присоединение 23.04.2012 осуществлено не было, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства: неосуществление ОАО «МРСК Сибири» (иным лицом) строительства необходимых объектов электросетевого хозяйства, заявление <…> от 13.06.2012 о возложении обязанности по выполнению указанных мероприятий сетевой организации на заявителя, самостоятельное приобретение заявителем необходимого оборудования, пояснения ОАО «МРСК Сибири», фактическая подача электрической энергии 15.06.2012, Акт производства работ от 15.06.2012.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба в рамках наделенных полномочий определена органом по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Основным видом деятельности ОАО «МРСК Сибири», в том числе на территории Красноярского края, является оказание услуг по передаче электрической энергии. Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным № 24.1.58. Указанным приказом ФСТ России в отношении ОАО «МРСК Сибири» в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ввела государственное регулирование и контроль.

Таким образом, ОАО «МРСК Сибири» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии Красноярского края в границах расположения принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» электрических сетей.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.06.2008 № 30, исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Вместе с тем, антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо указанными действиями налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Комиссией установлено, что нарушение ОАО «МРСК Сибири» сроков направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий к нему в адрес <…> на основании его заявки от 28.06.2010, а также нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта <…> не были обусловлены объективными причинами. Указанные бездействия свидетельствуют о выходе сетевой организацией за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав и о наложении на заявителя необоснованных ограничений, в том числе, связанных с невозможностью получить услугу технологического присоединения в установленные сроки.

Невозможность реализации права на получение услуги технологического присоединения в установленные сроки, необходимой <…> для получения электрической энергии для электроснабжения принадлежащего ему жилого дома, могло повлечь ущемление интересов указанного лица.

Доказательства допустимости бездействия ОАО «МРСК Сибири» по своевременному направлению в адрес <…> проекта договора об осуществлении технологического присоединения, технических условий к нему, бездействия по выполнению мероприятий по технологическому присоединению объекта <…> в установленный срок, а также того, что результатом указанных бездействий является или может являться совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке, либо получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным в результате бездействия, а равно того обстоятельства, что ОАО «МРСК Сибири» были предприняты все возможные меры, направленные на недопущение нарушения антимонопольного законодательства, обществом не представлены, Комиссией не установлены.

В связи с изложенным, рассматриваемые бездействия ОАО «МРСК Сибири» образуют состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По состоянию на 15.06.2012 мероприятия по технологическому присоединению объекта <…> были выполнены.

Нарушение установленного срока представляет собой свершившийся факт и фактически не может быть устранено. В рассматриваемом случае могут быть устранены только последствия нарушения антимонопольного законодательства.

В силу пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, при отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (<…>) нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту ненаправления в адрес гражданина <…> проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий к нему на основании заявки указанного лица от 28.06.2010 в сроки, установленные пунктом 15 Правил технологического присоединения.

2. Признать открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту невыполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта по договору об осуществлении технологического присоединения от 20.04.2011 № 20.24.2042.11 до границы земельного участка гражданина <…> в сроки, установленные пунктом 16 Правил технологического присоединения.

3. Предписание ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» не выдавать в связи с устранением последствий нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                 О.П. Харченко

 

Члены Комиссии:                                                                                                              Я.Ю. Бычкова

 

 А.Ю. Гнедина

 

                                                                                                                                  В.В. Сугорова

Связанные организации

Связанные организации не указаны