Письмо №ВМ/9449/23 решение 024/07/3-1300/2023 от 5 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

Решение № 024/07/3-1300/2023

 

31 мая 2023 года г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе:

председатель Комиссии (далее – Комиссия),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ООО «АЗС Сольвент» на действия организатора торгов – Муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края «Пассажирское автотранспортное предприятие» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку дизельного топлива Евро К5 (летнее, межсезонное, зимнее) с помощью пластиковых карт через мобильную топливозаправочную станцию, установленную на территории заказчика (извещение № 32312230770) (далее – закупка),

при участии представителя заявителя Рачковского Д.В. (доверенность от 11.04.2023 б/н), в отсутствие представителя организатора торгов, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России 12.05.2023 поступила жалоба ООО «АЗС Сольвент» на действия организатора торгов, выразившиеся в проведении закупки с нарушением законодательства Российской Федерации.

Красноярское УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес заявителя, организатора торгов направило уведомление о поступлении жалобы.

Рассмотрение жалобы переносилось до 12 часов 00 минут (время местное) 31.05.2023.

Согласно доводам жалобы в закупочной документации неправомерно установлены требования к сроку поставки в течение 70 (семидесяти) календарных дней с даты заключения договора, поскольку в указанный срок невозможно доставить, смонтировать и получить все разрешительные документы на мобильную топливозаправочную станцию. Кроме того, установленные организатором торгов требования к наименованию, году выпуска, массе, количеству камер топливозаправочной станции, а также к обязательному предоставлению сертификата соответствия интегрированной системы менеджмента качества, ограничивают круг участников торгов.

Организатор торгов представил возражения, из которых следует, что установление данных требований к предмету закупки обусловлено потребностью заказчика, представил обоснование установленного срока поставки. В дополнительных пояснениях представил обоснование установления требований к наименованию, году выпуска, массе, количеству камер мобильной топливозаправочной станции.

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), Положением о закупках Муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края «Пассажирское автотранспортное предприятие», утвержденным в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

При этом в соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

В соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Частью 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Таким образом, заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно с учетом требований Закона № 223-ФЗ определяет и описывает предмет закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Предметом закупки является заправка автотранспорта заказчика дизельным топливом Евро К5 (летнее, межсезонное, зимнее) с помощью пластиковых карт через мобильную топливозаправочную станцию поставщика (далее – МТЗС), размещенную на территории заказчика.

Описание предмета закупки изложено в «Техническом задании» закупочной документации, согласно которому, в том числе:

1. Поставщик обязан произвести подготовку территории и монтаж МТЗС в границах площадки для размещения МТЗС на территории Заказчика, осуществлять эксплуатацию МТЗС согласно ГОСТ Р 58404-2019, СП 156.13.130.2014, НПБ 111-98 «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности», НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования», ПУЭ-2007 «Правила устройства электроустановок».

2. Поставщик обязан смонтировать оборудование и приступить к поставке в течение 70 (семидесяти) календарных дней с даты заключения договора. Конкретный срок установки МТЗС на площадку для размещения МТЗС на территории Заказчика в пределах установленного 70 – дневного срока согласовывается сторонами дополнительно по мере готовности Поставщика к монтажу с учетом необходимого срока для демонтажа функционирующей МТЗС. Срок ввода МТЗС в эксплуатацию с момента установки на площадку для размещения МТЗС не должен превышать 3 (трех) дней.

До осуществления монтажа МТЗС Поставщик обязан предоставить Заказчику копии документов, подтверждающих соответствие МТЗС установленным требованиям:

- заводской паспорт изделия;

- сертификат соответствия требованиям промышленной безопасности;

- сертификат соответствия интегрированной системы менеджмента качества: система менеджмента качества; система экологического менеджмента ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015), ГОСТ Р ИСО 14001:2016 (ISO 14001:2015); ГОСТ Р 54934-2012 (OHSAS 18001:2007);

-декларация о соответствии требованиям Технического регламента ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» и ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств», ТС ТР 010/2011 «О безопасности машин и оборудования»;

- сертификат соответствия требованиям экологической безопасности.

3. Поставщик обязан осуществить обязательное страхование опасного объекта согласно требованиям Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» и предоставить надлежащим образом заверенную копию полиса страхования Заказчику до ввода МТЗС в эксплуатацию.

4. Топливораздаточные колонки (ТРК) должны иметь документы об утверждении типа средств измерений и быть зарегистрированы в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, надлежащим образом заверенные копии подтверждающих документов предоставляются Заказчику до ввода МТЗС в эксплуатацию.

Из представленных организатором торгов пояснений следовало, что установленный срок равный 70 (семидесяти) календарным дням обусловлен необходимостью согласования въезда на территорию ЗАТО Железногорск в срок до 30 дней, а также средним сроком изготовления МТЗС до 30-40 дней.

Комиссия Красноярского УФАС России изучив представленную в материалы жалобы Инструкцию ФГУП «ГХК» о въезде в контролируемую зону ЗАТО Железногорск для постоянного проживания (временного пребывания) физических лиц от 30.12.2020, согласно пункту 7.8 которой предельный срок для получения разрешения на въезд в ЗАТО Железногорск составляет не более 30 дней, а также сведения с сайтов производителей модульных/контейнерных АЗС (https://topmodul.ru, https://azs-mini.ru, https://mashteh.ru), согласно которым срок производства модульных топливозаправочных станций составляет от 7 до 40 дней, пришла к выводу о том, что установленный 70-дневный срок для доставки, монтажа и иных действий, необходимых для эксплуатации МТЗС является исполнимым и не влечет ограничение числа участников торгов.

Кроме того, в закупочной документации отсутствует требование о том, что поставка дизельного топлива должна осуществляться исключительно через новую мобильную топливозаправочную станцию (согласно условиям документации: год выпуска – не ранее 2020 года), что позволяет участникам закупки осуществить монтаж уже произведенной МТЗС, в том числе приобретенной у производителей, что не потребует дополнительных временных затрат на ее производство. .

Кроме того, Комиссия отмечает, что заявителем не представлено документов, материалов и сведений, подтверждающих факт невозможности изготовления и поставки МТЗС в установленный 70-дневный срок.

Таким образом, данные требования установлены исходя из потребности и специфики деятельности заказчика и не влекут ограничение конкуренции.

Также Комиссией откланяется довод об ограничении конкуренции тем, что МТЗС в соответствии с документацией должна соответствовать требованиям, установленным для такого оборудования, с этой целью поставщик предоставляет заказчику подтверждающие документы, в том числе, сертификат соответствия интегрированной системы менеджмента качества: система менеджмента качества; система экологического менеджмента.

Комиссий Красноярского УФАС России установлено, что указанные требования предъявляются к поставщику на этапе установления МТЗС на площадке заказчика.

Требования к участникам закупки, установленные в пункте 3.3 закупочной документации, не содержат условий о предоставлении сертификата соответствия интегрированной системы менеджмента качества на этапе подачи заявки, а, следовательно, является требованием к поставщику топлива через МТЗС, что соответствует пункту 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, указывающему на необходимость установления в документации о конкурентной закупке требований к безопасности и качеству поставляемого товара (дизельного топлива).

Кроме того, поскольку в соответствии со статьей 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, следовательно, отсутствие условия, непредусмотренного действующим законодательством либо исполнение которого невозможно, не влечет недействительность и неисполнимость договора в целом.

Согласно доводу жалобы ни один из указанных в Техническом задании закупочной документации свод правил, государственный стандарт не содержит технических характеристик к мобильной топливозаправочной станции (МТЗС). Классификация АЗС, определенная в СП 156.13130.2014 «Об утверждении свода правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», не содержит требований к МТЗС.

Вместе с тем, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу, что определенное наименование «мобильная топливозаправочная станция» не ограничивает участников закупки, а расширяет отнесение МТЗС к тому или иному типу АЗС, и может включать в себя технические характеристики нескольких типов АЗС.

Относительно довода заявителя о соответствии таких характеристик МТЗС как количество камер, масса, год выпуска, только уже установленной на территории заказчика МТЗС, что ограничивает конкуренцию, Комиссией Красноярского УФАС России установлено следующее.

Согласно условиям закупочной документации МТЗС должна соответствовать следующим показателям:

Количество камер – не менее 4 шт.;

Масса – не более 14 000 кг.;

Год выпуска – не ранее 2020 года.

Из письменных пояснений организатора торгов следовало, что количество камер определено исходя из максимальной единичной емкости резервуара контейнерной АЗС, расположенной на территории населенных пунктов, которая не должна превышать 10 куб.м., предельная масса МТЗС определена с учетом несущей способности грунтов на площадке заказчика, год выпуска обусловлен сроком введения в действие ГОСТ Р 58404-2019.

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующим правилом, а именно: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

При этом Закон № 223-ФЗ не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и Положением, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

Таким образом, организатору торгов предоставлено право сформировать закупочную документацию в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона № 223-ФЗ, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности организатора торгов в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Исходя из представленного организатором торгов в материалы жалобы паспорта станции топливозаправочной мобильной, находящейся на территории заказчика и эксплуатируемой в рамках предыдущего контракта на поставку дизельного топлива, Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что нельзя сделать однозначный вывод об установлении изложенных выше технических характеристик под конкретную МТЗС и невозможности поставки иных видов топливозаправочных станций, отвечающих указанных характеристикам.

Таким образом, Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях Организатора торгов не установлено нарушений части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, Комиссия

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «АЗС Сольвент» на действия организатора торгов – Муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края «Пассажирское автотранспортное предприятие» при проведении аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку дизельного топлива Евро К5 (летнее, межсезонное, зимнее) с помощью пластиковых карт через мобильную топливозаправочную станцию, установленную на территории заказчика (извещение № 32312230770) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

МП ЗАТО Железногорск "Пассажирское автотранспортное предприятие"
ИНН 2452001194, ОГРН 1022401405047
ООО "АСЗ Сольвент"
ИНН 2466174528, ОГРН 1162468100552