Решение б/н Решение по делу № 024/01/17-1080/2019 от 27 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

МП «Горэлектросеть»

662970, Красноярский край,

г. Железногорск,
ул. Восточная, 18

 

Администрация ЗАТО г. Железногорск

662971, Красноярский край,

г. Железногорск,

ул. 22 партсъезда, 21

 

АО «КрасЭКо»

660058, г. Красноярск,

ул. Деповская, д. 15

 

ООО «КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО»

662970, Красноярский край,

г. Железногорск, проспект Курчатова,

зд. 51, пом. 16, оф. 213

 

 

РЕШЕНИЕ № 024/01/17-1080/2019

 

27 января 2020 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 января 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 27 января 2020 года

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 024/01/17-1080/2019
о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: «…», рассмотрев дело № 024/01/17-1080/2019 по признакам нарушения МП «Горэлектросеть» (662970, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Восточная, 18) части 1 статьи 17 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества (объектов электроэнергетики, входящих в состав электросетевого комплекса ЗАТО Железногорск Красноярского края), находящегося
в хозяйственном ведении муниципального предприятия (
извещение № 130718/0121575/01), выразившегося в установлении срока подачи заявок на участие в торгах, недостаточного для выполнения потенциальными претендентами на участие в торгах требований законодательства, указанных в конкурсной документации, а также в создании ООО «КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО» преимущественных условий участия в торгах путем изменения условий документации в части отсутствия / наличия прав арендатора на передачу имущества в субаренду третьему лицу, установила следующее.

К участию в рассмотрении дела № 024/01/17-1080/2019 в качестве ответчика привлечено МП «Горэлектросеть», в качестве заинтересованных лиц: Администрация ЗАТО г. Железногорск, АО «КрасЭКо», ООО «КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО».

В адрес Красноярского УФАС России поступило ходатайство МП «Горэлектросеть»
от 15.01.2020 о рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие представителя муниципального предприятия.

Рассмотрение дела состоялось в присутствии следующих представителей лиц, участвующих в деле: «…».

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Первичной профсоюзной организации ПК-35 Российского Профсоюза работников атомной энергетики и промышленности МП «Горэлектросеть» (поступившего из РОДП «Яблоко»), перенаправленное Федеральной антимонопольной службой, о проведении проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства при передаче объектов электросетевого хозяйства ЗАТО г. Железногорск
в пользование хозяйствующему субъекту. В рамках рассмотрения указанного обращения установлены следующие обстоятельства.

Муниципальное имущество (электросетевой комплекс ЗАТО Железногорск Красноярского края) принадлежит на праве хозяйственного ведения МП «Горэлектросеть».

В целях соблюдения требований части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции»), устанавливающих порядок заключения договоров аренды в отношении муниципального недвижимого имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения муниципальным унитарным предприятиям, организатором конкурса (МП «Горэлектросеть») 13.07.2018
на официальном сайте торгов (www.torgi.gov.ru) размещена информация о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества (объектов электроэнергетики, входящих в состав электросетевого комплекса ЗАТО Железногорск Красноярского края), находящегося в хозяйственном ведении муниципального предприятия.

В составе конкурсной документации на официальном сайте организатором торгов размещено постановление Администрации ЗАТО г. Железногорск от 08.06.2018 № 258и
«О согласовании МП «Горэлектросеть» сдачи имущества в аренду», в соответствии с которым собственником муниципального имущества согласована сделка по сдаче предприятием в аренду муниципального имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения.  При этом пунктом 2 указанного акта органа установлен запрет на передачу имущества в субаренду третьему лицу. Постановление принято администрацией с учетом письма МП «Горэлектросеть»
от 22.05.2018 № 88-83/506 о согласовании сдачи в аренду муниципального имущества без права субаренды.

Также на официальном сайте в составе конкурсной документации организатором торгов размещен проект договора аренды муниципального имущества, в соответствии с пунктом 7.1.15 которого установлена обязанность арендатора не осуществлять без письменного согласия арендодателя передачу своих прав и обязанностей по договору другим лицам.

В соответствии с информацией, содержащейся в извещении о проведении торгов,
а также конкурсной документации, утвержденной для проведения открытого конкурса, датой начала подачи заявок на участие в конкурсе является 14.07.2018, датой окончания срока подачи заявок на участие в торгах - 28.08.2018 (до 10:00 часов). Таким образом, установленный организатором открытого конкурса срок подачи заявок на участие в процедуре торгов составляет 45 календарных дней (с 14.07.2018 до 28.08.2018).

Положениями пункта 9.2.3 конкурсной документации организатором торгов установлено требование к участникам открытого конкурса, предполагающее наличие решения органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования о допуске иногороднего лица (юридического лица / индивидуального предпринимателя) к совершению сделки с недвижимым имуществом на территории ЗАТО для лиц нерасположенных
и незарегистрированных на территории закрытого административно-территориального образования Железногорск Красноярского края в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании».

При этом в соответствии с пунктом 9.3 конкурсной документации организатор конкурса, конкурсная комиссия вправе запрашивать информацию и документы в целях проверки соответствия участника конкурса требованиям, указанным в п. 9.2 конкурсной документации,
у органов власти в соответствии с их компетенцией и иных лиц, за исключением лиц, подавших заявку на участие в соответствующем конкурсе.

Исходя из положений пункта 9.4.2 конкурсной документации заявитель не допускается комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия требованиям, указанным в  пункте
9.2 конкурсной документации.

Пунктом 7 конкурсной документации, утвержденной для проведения торгов, установлены требования к содержанию заявок на участие в торгах. При этом указанные требования
не предполагают обязанности претендентов по предоставлению в составе заявок документального подтверждения наличия указанных выше согласований уполномоченных органов на совершение сделки. Указанные законодательно установленные требования к претендентам на участие в торгах необходимо выполнить до момента проведения конкурсной комиссией процедуры рассмотрения заявок на участие в торгах.

Извещением о проведении открытого конкурса, а также конкурсной документацией
не определена дата рассмотрения конкурсной комиссией заявок. В соответствии с пунктом
13.1 конкурсной документации срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе составляет не более двадцати дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

В рассматриваемом случае при отсутствии установленной извещением и документацией даты рассмотрения конкурсной комиссией заявок претендентов на участие в торгах возможный срок выполнения претендентами на участие в открытом конкурсе вышеуказанных требований соответствует периоду, установленному МП «Горэлектросеть» для подачи заявок на участие
в отборе (45 календарных дней).

В соответствии с протоколом вскрытия конвертов от 28.08.2018 на участие в открытом конкурсе представлена заявка единственного участника - ООО «КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО»
(662970, Красноярский край, г. Железногорск, проспект Курчатова, зд. 51, пом. 16, оф. 213).

По результатам рассмотрения заявки указанного претендента (протокол рассмотрения заявок от 03.09.2019) конкурсной комиссией принято решение о признании конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества несостоявшимся, также принято решение о заключении договора аренды муниципального имущества с единственным участником - ООО «КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО».

Единственным участником открытого конкурса (ООО «КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО») 13.09.2018 направлено обращение в адрес организатора торгов (МП «Горэлектросеть») о согласовании передачи муниципального имущества в субаренду АО «КрасЭКо» (660058, г. Красноярск,
ул. Деповская, 15), с указанием положений пункта 7.1.15 проекта договора аренды муниципального имущества, а также положений пункта 16 части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Администрацией ЗАТО г. Железногорск принято постановление от 27.09.2018 № 397п
«О внесении изменений в постановление Администрации ЗАТО г. Железногорск от 08.06.2018
№ 258и», исключающего пункт 2 указанного акта, устанавливающего запрет на передачу имущества в субаренду третьему лицу. По информации администрации, органом принято указанное постановление в целях соблюдения прав арендатора при наличии противоречий в акте администрации и проекте договора аренды муниципального имущества.

Участником открытого конкурса (ООО «КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО») 28.09.2018 направлено повторное обращение в адрес МП «Горэлектросеть» о согласовании передачи муниципального имущества в субаренду АО «КрасЭКо» на основании пункта 16 части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» с учетом внесенный изменений в постановление Администрации ЗАТО г. Железногорск от 08.06.2018 № 258и «О согласовании МП «Горэлектросеть» сдачи имущества в аренду».

В ответ на указанное обращение МП «Горэлектросеть» 01.10.2018 выразило согласие
на передачу ООО «КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО» имущества в рамках договора аренды в субаренду
АО «КрасЭКо» на срок, не превышающий срок действия договора аренды.

Между МП «Горэлектросеть» и ООО «КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО» заключен договор аренды муниципального имущества (входящего в состав электросетевого комплекса ЗАТО Железногорск) от 01.10.2018 № 0-02/88-2018. Срок действия договора аренды установлен периодом с 01.10.2018 по 25.09.2019.

Между ООО «КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО» и АО «КрасЭКо» заключен договор субаренды вышеуказанного муниципального имущества от 01.10.2018 № 1-26/18. Срок действия договора субаренды установлен периодом 24.09.2018 по 18.09.2019.

 В целях получения согласования органом местного самоуправления допуска к совершению сделки с муниципальным имуществом, расположенным на территории ЗАТО г. Железногорск,
АО «КрасЭКо» направило 07.02.2019 обращение в адрес Администрации ЗАТО г. Железногорск.

Постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 27.02.2019 № 70и принято решение о допуске АО «КрасЭКо» к участию в совершении сделки по субаренде недвижимого муниципального имущества, входящего в состав электросетевого комплекса ЗАТО Железногорск, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МП «Горэлектросеть». Указанный акт органа местного самоуправления согласован Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» 03.04.2019. Сведения о согласовании постановления администрации о допуске
АО «КрасЭКо» к участию в совершении сделки с муниципальным имуществом, расположенным на территории ЗАТО Железногорск, направлены в адрес общества письмом администрации
от 08.04.2019.

Порядок проведения конкурсов на право заключения договоров в отношении муниципального имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения муниципальному предприятию установлен приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67
«О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее - Порядок проведения торгов).

Требования к извещению о проведении конкурса установлены главой VI Порядка проведения торгов. В соответствии пунктом 29 указанного порядка извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте торгов не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Таким образом, Порядок проведения торгов устанавливает требования к минимально возможному сроку подачи заявок на участие в торгах.

Действия организатора торгов по определению временного периода представления заявок на участие в торгах, составляющего 45 календарных дней, не противоречит требованиям, установленным Правилами проведения торгов. Вместе с тем, установление МП «Горэлектросеть» указанного срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе нарушает положения части
1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи со следующим.

Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» сделки по приобретению в собственность недвижимого имущества, находящегося на территории закрытого административно-территориального образования, либо иные сделки с таким имуществом могут совершаться только гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими или получившими разрешение на постоянное проживание на территории закрытого административно-территориального образования, гражданами Российской Федерации, работающими на данной территории
на условиях трудового договора, заключенного на неопределенный срок с организациями, по роду деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование,
и юридическими лицами, расположенными и зарегистрированными на территории закрытого административно-территориального образования. Участие иных граждан и юридических лиц
в совершении указанных сделок допускается по решению органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования.

В отношении объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, согласование решения органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования об участии граждан и юридических лиц в совершении сделок осуществляется федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией
по космической деятельности «Роскосмос», в ведении которых находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование, совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Порядок такого согласования устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос».

Указанное согласование решения органов местного самоуправления осуществляется
в течение восемнадцати календарных дней со дня поступления соответствующего обращения органов местного самоуправления. Срок согласования решения органов местного самоуправления может быть продлен, но не более чем на восемнадцать календарных дней (часть 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»).

Принимая во внимание нормы законодательства, определяющие общий срок рассмотрения обращений органом местного самоуправления, составляющий 30 календарных дней, а также учитывая установленный срок согласования Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» соответствующего решения органа местного самоуправления (18 календарных дней
с возможностью продления на 18 календарных дней), получение хозяйствующим субъектом допуска к участию в сделке с имуществом, находящимся на территории закрытого административно-территориального образования, может превышать 45 календарных дней.

Принимая во внимание изложенное, возможно сделать вывод о том, что установленный
МП «Горэлектросеть» срок подачи заявок претендентами на участие в открытом конкурсе
(45 календарных дней) является недостаточным для выполнения законодательно установленного требования - получения допуска к участию в сделке с имуществом, находящемся на территории закрытого административно-территориального образования, в соответствии с требованиями статьи 8 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании».

Вышеуказанные действия организатора торгов по установлению срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе (45 календарных дней) могли привести к ограничению конкуренции между претендентами на участие в торгах в связи с несоответствием определенного срока подачи заявок времени, необходимому для выполнения установленного требования.

Кроме того, установление срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе
(45 календарных дней) могло привести к созданию преимущественных условий для претендентов
на участие в открытом конкурсе - юридических лиц, расположенных и зарегистрированных
на территории ЗАТО, в связи с отсутствием для указанных лиц необходимости получения допуска к совершению сделки в соответствии со статьей 8 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании».

В соответствии с частью 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду
и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу, если иное
не установлено Гражданского кодекса Российской Федерации, другим законом или иными правовыми актами. Договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды.

В соответствии с положениями статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом
в пределах, определяемых в соответствии с указанным кодексом.

Исходя из положений части 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также положений статьи 18 Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ
«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

В соответствии с положениями части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества,
не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в случаях, указанных в части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Исходя из положений пункта 16 части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» допускается заключение договора без проведения торгов при предоставлении прав на имущество, передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися.

Согласно положениям части 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»
в порядке, предусмотренном частью 1 указанной статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении  государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

В соответствии с пунктом 98 Порядка проведения торгов договор заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается договор, заявке на участие
в конкурсе и в конкурсной документации.

В соответствии с подпунктами 18, 19 пункта 40 Порядка проведения торгов конкурсная документация, помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении конкурса, должна содержать:

- копию документа, подтверждающего согласие собственника имущества (а в случае заключения договора субаренды, также и арендодателя) на предоставление соответствующих прав по договору, право на заключение которого является предметом торгов;

- копию документа, подтверждающего согласие собственника имущества (арендодателя)
на предоставление лицом, с которым заключается договор, соответствующих прав третьим лицам, или указание на то, что передача соответствующих прав третьим лицам не допускается.

К конкурсной документации должен быть также приложен проект договора, который является неотъемлемой частью конкурсной документации (пункт 41 Порядка проведения торгов).

Исходя из системного толкования вышеуказанных положений законодательства, договоры аренды в отношении муниципального имущества заключаются на условиях, изложенных в заявке на участие в торгах и документации, при этом последующее изменение данных условий
не допускается. Таким образом, при наличии в условиях конкурсной документации прямого запрета на передачу арендатором муниципального имущества в субаренду третьему лицу,
в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания заключения договора субаренды после проведения торгов в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 17.1 Федерального закона
«О защите конкуренции», в том числе при наличии соответствующего согласия собственника муниципального имущества. Заключение договора аренды по результатам торгов само по себе
не предоставляет права для передачи имущества в субаренду, такая возможность должна быть прямо предусмотрена условиями конкурса. Иное толкование пункта 16 части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» противоречит установленным антимонопольным законодательством особенностям предоставления муниципального имущества в пользование хозяйствующим субъектам, предусматривающие публичную, открытую и конкурентную процедуру передачи права пользования таким имуществом, а также нарушает права лиц (потенциальных претендентов), имевших намерение участвовать в конкурсе на условиях возможной субаренды.

Таким образом, действия МП «Горэлектросеть» по согласованию письмом предприятия
от 01.10.2018 № 88-14/1018 действий по передаче ООО «КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО» в субаренду
АО «КрасЭКо» муниципального имущества (объектов электросетевого хозяйства ЗАТО
г. Железногорск), закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием, при условии проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды с установленным органом местного самоуправления запретом на передачу недвижимого имущества в субаренду третьим лицам привело к созданию ООО «КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО» преимущественных условий участия в торгах.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Рассматриваемые действия МП «Горэлектросеть» по установлению срока подачи заявок
на участие в открытом конкурсе, недостаточного для выполнения потенциальными претендентами на участие в торгах требований законодательства, указанных в конкурсной документации, а также действия по изменению условий документации в части отсутствия / наличия прав арендатора
на передачу имущества в субаренду противоречат требованиям части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

В связи с окончанием на дату принятия антимонопольным органом решения по делу
о нарушении антимонопольного законодательства процедуры проведения открытого конкурса
на право заключения договора аренды муниципального имущества (объектов электроэнергетики, входящих в состав электросетевого комплекса ЗАТО Железногорск Красноярского края), находящегося в хозяйственном ведении МП «Горэлектросеть», а также в связи с окончанием срока действия соответствующих договоров, заключенных по результатам проведения указанных торгов,   в рассматриваемом случае отсутствуют основания для выдачи ответчику предписания
в соответствии с положениями статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции».

Принимая во внимание установленные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью
1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать МП «Горэлектросеть» нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание по результатам рассмотрения дела не выдавать.

Связанные организации

Связанные организации не указаны