Решение б/н Решение и предписание по делу № 033-10-12, возбужденному в о... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»

<…>

 

 

<…>

<…>

 

 

РЕШЕНИЕ

 

«5» апреля 2012 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена «29» марта 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено «5» апреля 2012 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: О.П. Харченко, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Я.Ю. Бычкова, начальник отдела контроля размещения государственного заказа, А.Ю. Гнедина, начальник отдела естественных монополий, В.В. Сугорова, главный специалист-эксперт отдела естественных монополий, рассмотрев дело № 033-10-12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (<…>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление гражданина <…>  (далее также – заявитель) на действия ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее – ОАО «МРСК Сибири», сетевая организация), выразившиеся в установлении необоснованных требований к установке заявителем прибора учета электрической энергии.

На основании обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения заявления, приказом о возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 14.02.2012 № 63 было возбуждено дело № 033-10-12 по признакам нарушения ОАО «МРСК Сибири» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В связи с рассмотрением дела № 033-10-12 Комиссией установлены следующие обстоятельства.

Между гражданином <…> и ОАО «МРСК Сибири» заключен договор об осуществлении технологического присоединения от 22.11.2010 № 20.24.938.10, согласно условиям которого ОАО «МРСК Сибири» принимает на себя обязательства по оказанию услуги по технологическому присоединению энергопринимающего устройства заявителя, а именно: жилой дом, расположенный по адресу: <…>, в точке присоединения, определенной техническими условиями, в соответствии со следующими характеристиками: максимальная мощность 15 кВт, в т.ч. 9 кВт – электроотопление, 5 кВт – электропищеприготовление, категория надежности 3, уровень напряжения – 0,38 кВ.

Пунктами 10 и 11 технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к указанному договору, определены мероприятия по технологическому присоединению, которые должны выполнить сетевая организация и заявитель.

Пунктом 11.2.2 установлены требования по учету электрической энергии. В частности, в узле учета необходимо установить счетчик коммерческого учета электроэнергии в соответствии со следующими требованиями: место установки счетчика – выносной шкаф учета, установленный в месте, легкодоступном для персонала сетевой организации, мощность 15 кВт, предел измерения счетчика 5-50 или 5-60 А, класс точности счетчика 2,0 и выше, схема присоединения счетчика – прямого включения.

При этом пунктом 11.3 технических условий определено, что узел учета электроэнергии должен быть выполнен в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок, Правил учета электрической энергии, Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.

Организация учета электрической энергии является обязательным мероприятием технических условий к договору об осуществлении технологического присоединения, без выполнения которого заявителем ОАО «МРСК Сибири» не может осуществить фактическое технологическое присоединение энергопринимающего устройства гражданина <…> к электрическим сетям.

27.12.2011 контроллером отдела транспорта <…> была проведена проверка правильности выполнения заявителем технических условий. В ходе указанной проверки было выявлено несоответствие места установки прибора учета – прибор учета установлен на первом этаже жилого дома, что, по мнению сетевой организации, исключает свободный доступ.

Согласно информации, представленной заявителем, в соответствии с устными пояснениями контроллера <…> установка прибора учета на первом этаже жилого дома является недопустимой – прибор учета необходимо установить на фасаде жилого дома или на опоре линии электропередачи (ЛЭП).

В соответствии с пунктом 1.5.27 «Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание» (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (ред. от 20.06.2003) (далее – ПУЭ) счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град. C.

Пунктом 1.5.29 ПУЭ определено, что высота от пола до коробки зажимов счетчиков должна быть в пределах 0,8 – 1,7 м, допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.

Согласно пункту 3.1 Правил учета электрической энергии (утв. Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.10.1996 № 1182) организация учета электроэнергии на действующих, вновь сооружаемых, реконструируемых электроустановках должна осуществляться в соответствии с требованиями действующих нормативно - технических документов в части:

- мест установки и объемов средств учета электроэнергии на электростанциях, подстанциях и у потребителей;

- классов точности счетчиков и измерительных трансформаторов;

- размещения счетчиков и выполнения электропроводки к ним.

Пунктом 3.5 Правил учета электрической энергии установлено, что средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений.

Согласно руководству по эксплуатации прибора учета, установленного гражданином <…>, САНТ.411152.017РЭ счетчик устанавливается в местах, имеющих дополнительную защиту от влияния окружающей среды (помещения, стойки).

Пунктом 1.5.6 ПУЭ определено, что счетчики для расчета электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) электроснабжающей организации и потребителя.

Вместе с тем, содержание указанного пункта ПУЭ свидетельствует о рекомендательном характере правовой нормы, что не подразумевает обязательность ее исполнения. Предполагается, что установка приборов учета на границе раздела электрических сетей должна производиться при взаимном согласии сторон при первичном подключении объекта к электрическим сетям.

Указанное обстоятельство подтверждается также положениями пункта 143 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, указывающего на способ определения объема потребленной электроэнергии, в случае, если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей.

Системный анализ положений действующего законодательства в сфере электроэнергетики свидетельствует об отсутствии специального запрета на установку приборов учета в жилом доме потребителя.

Согласно техническим условиям к договору об осуществлении технологического присоединения установка прибора учета (а следовательно, и его приобретение) осуществляется потребителем.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно абзацу 4 статьи 139 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии владелец объекта, на котором установлен прибор учета электрической энергии, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором.

Установка заявителем прибора учета вне жилого дома повлекла бы для него дополнительные обременения, связанные с обеспечением условий, определенных ПУЭ, Правилами учета электрической энергии, в том числе: поддержание температурного режима, влажности, атмосферного давления, защита от погодных условий, защита от несанкционированного доступа.

В силу части 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Таким образом, технологическое присоединение объектов к электрическим сетям, а также действия по обеспечению учета потребления электрической энергии не предоставляют для потребителя самостоятельной ценности, а осуществляются с целью получения электрической энергии по договору энергоснабжения.

Согласно пояснениям заявителя (вх. от 05.03.2012 № 3306) после осуществления технологического присоединения объекта к электрическим сетям им будет направлена заявка на заключение договора энергоснабжения в ОАО «Красноярскэнергосбыт».

ОАО «МРСК Сибири» указало на то обстоятельство, что при необеспечении потребителем доступа к приборам учета, сетевая организация не сможет надлежащим образом исполнить обязательства перед ОАО «Красноярскэнергосбыт» по договору оказания услуг по передаче электрической энергии в части предоставления данных о потреблении электрической энергии и объеме оказанных услуг за расчетный период (вх. от 27.03.2012 № 4609).

На запрос Красноярского УФАС России ОАО «Красноярскэнергосбыт» представило типовой проект договора энергоснабжения граждан-потребителей и пояснения по вопросу предоставления потребителем беспрепятственного доступа представителей гарантирующего поставщика или сетевой организации к прибору учета (вх. от 26.03.2012 № 4497).

Пунктом 3.4 указанного договора установлена обязанность потребителя по запросу гарантирующего поставщика 1 раз в 3 месяца обеспечивать беспрепятственный доступ уполномоченных представителей гарантирующего поставщика и сетевой организации к приборам учета электрической энергии, установленным в электроустановках потребителя, в целях осуществления гарантирующим поставщиком (сетевой организацией) контроля по прибору учета за соблюдением установленных режимов передачи электроэнергии, проведения контрольных проверок расчетного счетчика на месте установки, установки пломб на приборах и средствах учета, а также у электроустановкам потребителя, в целях полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии.

Последствия отказа потребителем в допуске в занимаемое потребителем жилое помещение для снятия показаний индивидуальных приборов учета предусмотрены пунктом 24 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, в соответствии с которыми, в случае неоднократного (2 и более раза) отказа потребителем в допуске исполнителя или уполномоченного им лица в занимаемое потребителем жилое помещение для снятия показаний индивидуальных приборов учета или распределителей:

а) исполнитель направляет потребителю (в письменной форме) или вручает под роспись извещение о необходимости сообщить об удобных для потребителя дате и времени снятия в течение месяца исполнителем или уполномоченным им лицом показаний индивидуальных приборов учета или распределителей в соответствии с подпунктом «г» пункта 50 и подпунктом «е» пункта 52 указанных Правил, а также о последствиях бездействия потребителя;

б) потребитель обязан в течение недели со дня получения извещения, указанного в подпункте «а» настоящего пункта, сообщить (в письменной форме) исполнителю о дате и времени снятия в течение месяца исполнителем или уполномоченным им лицом показаний индивидуальных приборов учета или распределителей;

в) при невыполнении потребителем обязанностей, указанных в подпункте «б» настоящего пункта, исполнитель вправе произвести расчет размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 указанных Правил и приложением № 2 к Правилам, начиная с месяца, в котором была проведена последняя проверка правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета или распределителей, их исправности, а также целостности на них пломб;

г) после направления потребителем исполнителю заявления (в письменной форме) о применении индивидуальных приборов учета или распределителей для расчета размера платы за коммунальные услуги и снятия исполнителем или уполномоченным им лицом показаний индивидуальных приборов учета или распределителей исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы в соответствии с указанными Правилами.

Таким образом, предоставление потребителем беспрепятственного доступа представителям энергоснабжающей организации либо сетевой организации для снятия контрольных показаний приборов учета соответствует интересам указанного потребителя.

В своих пояснениях по обстоятельствам дела ОАО «МРСК Сибири» указывает на недопустимость установки прибора учета в жилом доме потребителя в связи с тем, что проход представителя сетевой организации в жилой дом потребителя возможен только при условии присутствия в жилом доме его собственника или его представителя, что противоречит положению о свободном доступе к прибору учета в целях снятия показаний.

Вместе с тем, пункт 1.5.27 ПУЭ указывает на необходимость размещения счетчика в легкодоступном месте для обслуживания.

В указанном случае ОАО «МРСК Сибири» подменяет понятия «легкодоступное место для обслуживания» (требования к помещению, в котором установлен счетчик – достаточно свободное и не стесненное для работы место с температурой в зимнее время не ниже 0 град. С) и «свободный доступ» (возможность доступа к прибору учета любых лиц в любое время, миную получение согласия собственника).

Позиция ОАО «МРСК Сибири» о необходимости наличия свободного доступа противоречит требованиям законодательства и фактическим обстоятельствам в связи с нижеследующим.

Во-первых, ОАО «МРСК Сибири» указало на то обстоятельство, что необходимость доступа сетевой организации к прибору учета потребителя обусловлена выполнением обязательств по договору оказания услуг по передаче электрической энергии с ОАО «Красноярскэнергосбыт». При этом договором энергоснабжения, заключаемым последним с потребителем, предусмотрена обязанность потребителя предоставлять беспрепятственный доступ к прибору учета представителей гарантирующего поставщика и сетевой организации – один раз в три месяца с предварительным уведомлением потребителя.

Во-вторых, законодателем предусмотрено право потребителя не допускать представителей гарантирующего поставщика (сетевой организации) к прибору учета – в указанном случае гарантирующий поставщик производит начисление платы за электрическую энергию по нормативам потребления.

Комиссией также установлено, что гражданином <…> фактически был установлен прибор учета электрической энергии. Согласно пояснениям заявителя изменение места установки прибора учета (перемещение на фасад жилого дома) требует дополнительных расходов потребителя, связанных с оплатой услуг по демонтажу прибора учета и питающей линии и монтажу их на фасад дома, а также необходимостью приобретения низковольтного щита со степенью защиты не ниже IP65 (6 – полная защита от пыли, 5 – защита от водяных струй). Кроме того, заявитель указывает на необходимость осуществления дополнительных действий по обеспечению сохранности и безопасности прибора учета в случае его размещения вне жилого дома, в связи с возможностью доступа к нему посторонних лиц без согласия заявителя.

На основании полного и всестороннего исследования обстоятельств дела № 033-10-12 Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Основным видом деятельности ОАО «МРСК Сибири», в том числе на территории Красноярского края, является оказание услуг по передаче электрической энергии. Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным № 24.1.58. Указанным приказом ФСТ России в отношении ОАО «МРСК Сибири» в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ввела государственное регулирование и контроль.

Таким образом, ОАО «МРСК Сибири» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии Красноярского края в границах расположения принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» электрических сетей. Технологическое присоединение к электрическим сетям осуществляется сетевой организацией и обеспечивает возможность приобретения услуг по передаче электрической энергии.

Организация учета электрической энергии является обязательным мероприятием технических условий к договору об осуществлении технологического присоединения, заключенным между ОАО «МРСК Сибири» и гражданином <…>.

Учитывая то обстоятельство, что нормы действующего законодательства в сфере электроэнергетики не содержат запрета на установку потребителем прибора учета электроэнергии в жилом доме, навязывание сетевой организацией требований по установке прибора учета вне жилого дома, может повлечь для гражданина <…> дополнительные затраты, связанные с демонтажем фактически установленного прибора учета, установкой его в ином месте, а также дополнительные обременения, связанные с необходимостью обеспечения целостности, сохранности прибора учета, защиты его от несанкционированного доступа, погодных условий, поддержанию рабочих условий применения, определенных Правилами устройства электроустановок, Правилами учета электрической энергии, иными нормативно-правовыми актами, а также руководством по эксплуатации прибора учета.

Вместе с тем, невыполнение заявителем требований к месту установки прибора учета, предъявляемых сетевой организацией, а именно: вне жилого дома, в месте, обеспечивающем свободный доступ представителей сетевой организации без разрешения собственника (гражданина <…>), приводит к бездействию ОАО «МРСК Сибири» по принятию установленного заявителем прибора учета, что приводит к невозможности осуществления фактического технологического присоединения жилого дома заявителя

Учитывая изложенное, указанные действия ОАО «МРСК Сибири» могут повлечь ущемление интересов гражданина <…>.

Навязывая заявителю требования к установке прибора учета, не предусмотренные действующим законодательством, и, соответственно, не принимая прибор учета, установленный не в соответствии с указанными требованиями, ОАО «МРСК Сибири» выходит за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав.

Нормами части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В связи с изложенным, действия ОАО «МРСК Сибири» по установлению требований к установке гражданином <…> прибора учета электрической энергии, не предусмотренных действующим законодательством, и бездействие по приемке прибора учета, установленного гражданином <…> не в соответствии с указанными требованиями, образует состав нарушения ОАО «МРСК Сибири» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ходатайство ОАО «МРСК Сибири» о приостановлении рассмотрения дела № 033-10-12 в связи с направлением гражданином <…> в Железнодорожный районный суд города Красноярска искового заявления о понуждении к исполнению обязательства в связи с нарушением условий договора об осуществлении технологического присоединения не подлежало удовлетворению в связи с нижеследующим.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 право выбора судебного или административного порядка защиты своего нарушенного или оспариваемого права принадлежит субъекту спорных правоотношений. Закон не содержит указаний на то, что защита гражданских прав в административном порядке (путем рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства) исключается при наличии возможности обратиться в арбитражный суд или, наоборот, является обязательным условием обращения лиц, чьи права нарушены, в суд.

В рамках рассмотрения дела № 033-10-12 Комиссией рассматриваются действия ОАО «МРСК Сибири» на предмет нарушения антимонопольного законодательства. В рамках рассмотрения гражданского дела судом исследуются обстоятельства невыполнения ОАО «МРСК Сибири» условий договора об осуществлении технологического присоединения, решаются вопросы привлечения сетевой организации к гражданско-правовой ответственности, компенсации заявителю морального вреда, то есть правоотношения, не относящиеся к компетенции антимонопольного органа.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, при отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту  установления требований к установке гражданином <…> прибора учета электрической энергии, не предусмотренных действующим законодательством, и бездействия по приемке прибора учета, установленного гражданином <…> не в соответствии с указанными требованиями.

2. Выдать ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: принять прибор учета электрической энергии, установленный гражданином <…>.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                    О.П. Харченко

 

Члены Комиссии:                                                                                                               Я.Ю. Бычкова

 

 А.Ю. Гнедина

 

                                                                                                                                  В.В. Сугорова

 

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»

 

<…>

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 033-10-12

 

«5» апреля 2012 года

г. Красноярск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – О.П. Харченко, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Я.Ю. Бычкова, начальник отдела контроля размещения государственного заказа, А.Ю. Гнедина, начальник отдела естественных монополий, В.В. Сугорова, главный специалист-эксперт отдела естественных монополий, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 05.04.2012 по делу № 033-10-12 о нарушении открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в течение 14 (четырнадцати) дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: принять прибор учета электрической энергии, установленный гражданином <…>.

Об исполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения, с приложений копий подтверждающих документов.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                    О.П. Харченко

 

Члены Комиссии:                                                                                                               Я.Ю. Бычкова

 

                                                                                                                                              А.Ю. Гнедина

 

                                                                                                                                              В.В. Сугорова

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная     ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны