Решение б/н РЕШЕНИЕ ДЕЛО № 048-10-15 от 7 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

Акционерное общество  «Красноярская региональная энергетическая компания»

ул. Копылова, 40, г. Красноярск, 660001

 

НП «Гаражное общество № 7»

 

Кирпичная 2-я ул., дом № 11в,

г. Ачинск, Красноярский край, 662150

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

20 апреля 2015 года                                                                                                   г. Красноярск 

 

Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на заседании Комиссии 08 апреля  2015 года.    В полном объеме решение изготовлено 20 апреля 2015 года.      

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Захаров В.М.,  руководитель  управления, члены Комиссии: Мироненко  Т.Г., начальник правового отдела,  Гречищева В.П., ведущий эксперт управления,  рассмотрела дело  № 048-10-15,  возбужденное  в отношении  акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания» (ул. Копылова, 40, г. Красноярск, 660001)   по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», установила:

 В Красноярское УФАС России  поступило заявление Некоммерческого партнерства «Гаражное общество № 7» (далее – некоммерческое партнерство») на действия  общества с ограниченной ответственностью «Красноярская региональная энергетическая компания» (вх. № 22564 от 13.11.2014) (далее – ООО «КРЭК»),   выразившиеся в понуждении к заключению договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям гаражей, расположенных по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, гаражное общество № 7 (далее – объект) на невыгодных для потребителя условиях.                                     

В ходе рассмотрения заявления установлено следующее:

Некоммерческое партнерство зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1132468037712.

ООО «КРЭК» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, осуществляющей технологическое присоединение объектов к электрическим сетям.

Председатель некоммерческого партнерства 04.08.2014 обратился в ООО «КРЭК» с заявкой на технологическое присоединение объекта к электрическим сетям.       

ООО «КРЭК» выдало  председателю некоммерческого партнерства проект договора № 2399-18/14-ТП об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (без указания даты и подписи генерального директора ООО «КРЭК») (далее – проект договора).

14.10.2014 председатель некоммерческого партнерства направил ООО «КРЭК» письмо о несогласии с включением в текст технических условий (приложение к проекту договора) условий, содержащихся в п.п. 11.3, 11.4.

15.10.2014 некоммерческое партнерство произвело оплату за технологическое присоединение в сумме 75 000 рублей.

03.11.2014  некоммерческому партнерству поступили 2 экземпляра подписанного договора № 2399-18/14-ТП (далее – договор) и ответ (исх. № 018/7921 от 29.10.2014) об отказе от внесения изменений в технические условия пунктов, с которыми оно не согласилось, со ссылкой на пункты 3.2.2.,3.2.5  Правил устройства электроустановок (6 издание), подпункт «в» пункта 25.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Технические условия, приложенные к подписному ООО «КРЭК» договору, содержат условия, неприемлемые, для заявителя, а именно:

Пункт 11.3: «В непосредственной близости от границы балансовой принадлежности, в сторону энергопринимающих устройств Заявителя, произвести установку опоры, с размещенной на ней линейного разъединителя и реклоузера.  В реклоузере предусмотреть необходимый объем защит и автоматики с токовой коммерческой защитой (ТКЗ), а также функции пункта коммерческого учета. Установка срабатывания ТКЗ должна соответствовать значению заявленной мощности. Перед включением под нагрузку объекта произвести совместное с представителями Ачинского филиала ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» опломбирование измерительных цепей и измерительных цепей и измерительных трансформаторов ТКЗ».

Пункт 11.4: «В точке подключения (опора № 10/3 отпайки от опоры № 10 ВЛ-10 кВ ф.15в-27) предусмотреть необходимый объем РЗА. Выполнить расчет токов КЗ и выбор установок релейной защиты (РЗА) в соответствии с требованиями ПУЭ 6 изд..(раздел 3), Руководящими указаниями по расчету токов КЗ и выбору электрооборудования (РД 153-34, 0-20 527-98). Рабочую документацию с расчетом токов КЗ и таблицей уставок РЗА направить на согласование в отдел РЗА ООО «КРЭК».

Некоммерческое партнерство направило ООО «КРЭК» договор, подписанный со своей стороны с протоколом разногласий (вх. № 14/16629 от 12.11.2014),  в котором пункты 11.3 и 11.4 технических условий предлагало   исключить.

Письмом  (исх. № 018/8559 от 24.11.2014) ООО «КРЭК» отказалось   подписать протокол разногласий, считая необходимым включение в технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям требований об установке реклоузера, совмещенного с функциями прибора коммерческого учета и токовой коммерческой защиты.

На запрос  управления (исх. № 24903 от 19.12.2014)  ООО «КРЭК» ответило, что считает необходимым включение указанных условий в договор (вх. № 136 от 12.01.2015).

Управление обратилось в Енисейское управление Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (исх. № 23019 от 28.11.2014) с просьбой дать заключение о возможности (невозможности) установки на объекте заявителя другого устройства защиты (менее дорогостоящего).   

Письмом  (исх. № 215- 38-594/65 от 16.12.2014, вх. № 25948 от 22.12.2014) Енисейское управление Ростехнадзора сообщило следующее:

Нормативными документами Российской Федерации обязательность применения реклоузеров в распределительных электрических сетях не установлена. Применение реклоузера для присоединения к электрическим сетям трансформаторной подстанции некоммерческого партнерства являлось бы необходимым и рациональным при наличии автоматизированной системы управления электрическими сетями города (района, микрорайона), что до настоящего времени в энергосетях г. Ачинска не реализовано.

Для защиты оборудования трансформаторной подстанции потребителя от повреждений при неисправностях (от токов короткого замыкания, возникающих при авариях, неправильного включения, ошибок монтажа и т.д.) на высокой стороне (РУ-10 кВ) комплектной трансформаторной подстанции заводом изготовителем предусмотрена установка предохранителей. С целью удешевления электроустановок вместо автоматических выключателей и релейной защиты пункт 3.2.3 Правил устройства электроустановок (6 издание) обязывает применение предохранителей, если они выбраны с требуемыми параметрами – номинальные напряжение и ток, номинальный ток отключения,  обеспечения селективности, чувствительности и не препятствуют применению автоматики, необходимой по условиям работы электроустановки.

На основании требований пункта  3.2.91 Правил устройства  электроустановок (6 издание) для линий в сетях 3-10 кВ должны быть предусмотрены устройства релейной защиты от многофазных режимов и от однофазных замыканий на землю, что в данном случае должна обеспечить  сетевая организация – общество с ограниченной ответственностью «Красноярская региональная энергетическая компания».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Подпункт «в» пункта 25.1 Правил устанавливает, что в технических условиях для заявителей, к которым относится некоммерческое партнерство, должны быть указаны требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.

В соответствии с абзацем 6 пункта 19 Правил запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

В силу пункта 137 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения) приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).

Основными положениями и другими нормативными актами, определяющими тип, класс и другие параметры приборов и систем учета электрической энергии (в том числе пунктом  25.1 Правил и пунктами  3.2.2, 3.2.5 Правил устройства электроустановок, на которые ссылается ООО «КРЭК»), не предусмотрена обязательность установки  реклоузеров для учета электрической энергии, потребляемой гражданами в гаражных боксах.

        В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. ООО «КРЭК» осуществляет деятельность  по оказанию услуг по передаче электрической энергии.  

 Таким образом, ООО «КРЭК»  занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ему электрических сетей.

Настоятельное  требование  включения в технические условия для присоединения к электрическим сетям  11.3 и 11.4  указывает на признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» (навязывание невыгодных условий договора).

 В силу  пункта «и» части 2 статьи 23 антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в Федеральном законе «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией.   

 Статья 39.1 Федерального закона  «О защите конкуренции» устанавливает, что в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

 Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

 В связи с наличием в действиях ООО «КРЭК»   (юридический адрес: 660001, г. Красноярск, ул. Копылова, 40) признаков нарушения пункта  3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося  в навязывании  условий договора  об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, невыгодных для некоммерческого партнерства, Красноярское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» 23.01.2015 выдало  ООО «КРЭК» предупреждение о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства, а именно о   необходимости  в срок до 03 февраля 2015 года внести   изменения в договор № 2399-18/14-ТП об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в виде  исключения из технических условий для присоединения к электрическим сетям  пунктов 11.3 и 11.4.

ООО «КРЭК» не исполнило  предупреждение, не внесло изменения в договор № 2399-18/14-ТП об осуществлении технологического присоединения объекта к электрическим сетям в виде исключения из технических условий для присоединения к электрическим сетям пунктов 11.3 и 11.4.

09.02.2015 ООО «КРЭК» направило в адрес некоммерческого партнерства новый текст договора с приложением технических условий, содержащих требования, неприемлемые для заявителя, в том числе в части организации учета электрической энергии.

          В соответствии со статьей 39.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

           Приказом управления  № 87 от 26.02.2015 возбуждено дело № 048-10-15 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона  «О защите конкуренции».

           Определением  от 26.02.2015 рассмотрение дела № 048-10-15 назначено на 25 марта 2015 года, в качестве ответчика привлечено ООО «КРЭК». 

           25.03.2015 на заседании Комиссии представитель ответчика в материалы дела представила устав и свидетельство о регистрации акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания» (далее – АО «КРЭК») за основным государственным регистрационным номером 1152468001773 и устав акционерного общества, утвержденный решением единственного участника ООО «КРЭК» от 11.12.2014, в соответствии с которым АО «КРЭК» создано путем преобразования ООО «КРЭК» и является его правопреемником.  

           По ходатайству АО «КРЭК» в рассмотрении дела объявлен перерыв до 01.04.2015.

           01.04.2015 на заседании Комиссии представитель АО «КРЭК» представила проект технических условий на технологическое присоединение  объекта заявителя. Представители НП «Гаражное общество № 7» пояснили, что им нужно время на изучение документов.

           В рассмотрении дела объявлен перерыв до 08.04.2015.

              На заседании Комиссии 08.04.2015 в материалы дела были представлены  заключенный между АО «КРЭК» и НП «Гаражное общество № 7» договор от 01.04.2015 № 2399-18/14-ТП об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям  энергопринимающих устройств объекта заявителя и технические условия, из которых исключены условия, нарушающие права НП «Гаражное общество № 7».          

            Учитывая изложенное, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 48  ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

         1. Признать АО «Красноярская региональная энергетическая компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

2.  Прекратить рассмотрение дела № 048-10-15 в связи с добровольным устранением нарушения АО «Красноярская региональная энергетическая компания»  антимонопольного законодательства и его последствий.  

 

Председатель Комиссии                                                                                           В.М.Захаров                          

 

Члены Комиссии                                                                                                  Т.Г.Мироненко                                              

                                                                                                                                                                         В.П.Гречищева

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны