Решение б/н Решение по делу №049-10-11, возбужденному в отношении ООО "К... от 12 декабря 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>

 

ООО «Красноярская региональная энергетическая компания»

660000, г. Красноярск,

а/я 5405

 

ОАО «Красноярскэнергосбыт»

660017, г. Красноярск,

ул. Дубровинского, 43

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

№ 049-10-11 от  04 июля 2011 года                                                                                г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 20 июня 2010 года. В полном объеме решение изготовлено 04 июля 2011 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Захаров В.М., руководитель управления, члены комиссии – Баранова А.В. – начальник правового отдела,  Мироненко Т.Г. – главный государственный инспектор правового отдела, рассмотрев дело № 049-10-11, возбужденное в отношении  общества с ограниченной ответственностью «Красноярская региональная энергетическая компания» (далее – ООО «КРЭК», ответчик) по признакам нарушения  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»)

при участии в  заседании Комиссии:

от ООО «КРЭК»:

<…> – доверенность <…>;

от ОАО «Красноярскэнергосбыт»:

<…>– доверенность от <…>.

 

 

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от гражданина <…> поступило заявление (исх. б/н от 08.11.2010; вх. №16188 от 13.11.2010) о признании нарушающими антимонопольное законодательство действий ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» (далее – ООО «КРЭК», ответчик), выразившихся во включении в договор на теплоснабжение условий, противоречащих действующему законодательству.

По результатам рассмотрения указанного заявления приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю №88 от 22.02.2011  в отношении ООО «КРЭК» возбуждено дело №049-10-11 по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 22.02.2011 рассмотрение дела назначено на 17.03.2011.

Определением от 17.03.2011 рассмотрение дела отложено на 12.04.2011; в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, привлечено ОАО «Красноярскэнергосбыт».

Определениями от 12.04.2011, от 28.04.2011, от 14.06.2011 рассмотрение дела откладывалось   на 28.04.2011, 14.06.2011, 20.06.2011 соответственно.

 

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 07.12.2007  серии <…> гражданину <…> на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства общей площадью застройки 186,10 кв. м, расположенный по адресу: <…>. Указанный объект незавершенного строительства приобретен заявителем у гражданки  <…> по договору  купли-продажи от <…>.

12 октября 2007 года Кодинским муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства Кежемского района (далее - КПУП ЖКХ КР) гражданке <…> выданы технические условия  №94-Т на присоединение к тепловым сетям.

11 декабря 2007 года между заявителем и КМУП ЖКХ КР заключен договор №<…> на предоставление коммунальных услуг (в индивидуальном жилом доме).

31 октября 2008 года гражданину <…> по результатам  осмотра государственным инспектором Кодинского территориального отдела Енисейского межрегионального территориального управления Ростехнадзора выдано разрешение №1269/139 на допуск в эксплуатацию энергоустановки – тепловых сетей 2 Ду40 от ТК-И-4-6 протяженностью 7 п.м. и тепловых установок Qпр=0,0165 Гкал/ч (ИТП-1ед., системы отопления – 1 ед.) жилого дома, расположенного по адресу: <…>.   

В соответствии с агентским договором №<…>, заключенным между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и ООО «КРЭК», «Принципал» (ООО «КРЭК») поручает, а «Агент» (ОАО «Красноярскэнергосбыт») принимает на себя обязательство за вознаграждение совершить от имени и за счет «Принципала» комплекс юридических и фактических действий, связанных с продажей юридическим лицам, а также физическим лицам, проживающим в частных жилых домах г. Кодинска и Кежемского района, состоящих из одной квартиры, тепловой энергии в горячей воде, а также химически очищенной воды, выработанной котельными и переданной по тепловым сетям, находящимся в собственности «Принципала», в порядке и на условиях, определенных этим договором.

08 октября 2010 года между КМУП ЖКХ КР и ООО «КРЭК» заключен договор №<…>, предметом которого является предоставление ООО «КРЭК» во временное возмездное владение и пользование муниципального имущества, составляющего систему теплоснабжения Кежемского района Красноярского края для производства и передачи тепловой энергии и горячей воды, принадлежащего КМУП ЖКХ КР на праве хозяйственного ведения.

В связи со сменой владельца сетей коммунальной инфраструктуры, обеспечивающих объект, принадлежащий заявителю, коммунальными ресурсами, в адрес гражданина <…> ООО «КРЭК» направлено соглашение о порядке расчетов за потребляемую тепловую энергию Абонентом от 01.07.2010. Указанное соглашение, в соответствии с устными пояснениями представителя ответчика, данными 17.03.2011 в заседании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №049-10-11, получено гражданином нарочно 29.08.2010.

В соответствии с пунктом 4 указанного соглашения, «Абонент» ежемесячно с 15 по последний рабочий день текущего месяца (включительно) предоставляет подписанные уполномоченным лицом показания по коммерческим приборам учета тепловой энергии и химически очищенной воды в «Энергоснабжающую организацию» (г. Кодинск, Ком.зона, офис ООО «КСК-Сервис», абонентский отдел, тел (839143) 75312,75435). Показания предоставляются в виде  ежесуточного журнала и накопительных значений тепловой энергии и массы теплоносителя. В случае непредставления показаний приборов учета, «Энергоснабжающая организация» производит расчет количества тепловой энергии согласно «Правил учета отпуска тепловой энергии» ПР 34-70-010-85 (раздел №5). В период выхода из строя приборов учета (в общей сложности 15 суток в течение года с момента приемки узла учета на коммерческий расчет), ведение учета осуществляется на основе показаний этих приборов, взятых за предшествующие выходу из строя 3 суток с корректировкой по фактической температуре наружного воздуха на период перерасчета. При несвоевременном сообщении потребителем о выходе из строя, узел учета считается вышедшим из строя с момента его последней проверки «Энергоснабжающей организацией» и в этом случае количество тепловой энергии определяется согласно «Правил учета отпуска тепловой энергии»ПР 34-70-010-85 (раздел №5).

Согласно пунктам 8-10 соглашения, соглашение вступает в силу с 01.07.2010 и действует до 01.10.2010; в срок до 15.09.2010 «Абонент» обязуется предоставить в «Энергоснабжающую организацию» пакет документов, необходимых для заключения договор; в случае незаключения договора на теплоснабжение в срок до 01.10.2010, будет введен режим полного ограничения режима потребления теплоэнергии.

Гражданином <…> соглашение подписано 29.08.2010 с замечаниями в части несогласия с вышеуказанными пунктами, в связи с чем, заявителем в адрес ООО «КРЭК» 10.09.2010 заказным письмом с уведомлением направлена соответствующая претензия. Претензия получена ООО «КРЭК» 13.09.2010, о чем свидетельствует почтовое уведомление №66349119585470.

В соответствии с письменными пояснениями ООО «КРЭК» (исх. №001-499 о 10.02.2011) ответ на претензию гражданина <…> в адрес заявителя направлен не был, в связи с тем, что «в данный период проводилась работа по подготовке и заключению договора на теплоснабжение, в ходе которой разрешались вопросы, указанные в претензии».

Во исполнение агентского договора №<…>, ОАО «Красноярскэнергосбыт» сопроводительным письмом исх. №227/12 от 28.10.2010 заявителю для подписания вручен договор №<…> на теплоснабжение (физическое лицо) от 26.10.2010 (далее – Договор)

В соответствии с пунктом 1.1 Договора, предметом договора является подача «Энергоснабжающей организацией» (ООО «КРЭК») «Абоненту» (<…>) тепловой энергии и химически очищенной воды до границы раздела с «Энергоснабжающей организацией» и оплата принятой «Абонентом» энергии, а также соблюдение предусмотренного договором режима ее потребления, обеспечение безопасности эксплуатации находящегося в его ведении тепловых сетей и исправности используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.

В полученном гражданином <…> Договоре, в том числе, предусмотрены следующие условия.

Абзац 2 пункта 2.2 Договора: «При продлении договора, количество отпускаемой тепловой энергии, максимальная часовая нагрузка, расход сетевой воды, максимальный водоразбор и норма утечки принимаются в соответствии с заблаговременно согласованной с «Энергоснабжающей организацией» заявкой «Абонента» на следующий год. При отсутствии такой согласованной заявки данные объемов теплопотребления на новый срок принимаются «Энергоснабжающей организацией» в соответствии с действующим договором».

Абзацы 6, 8, 9,10,11,12 пункта  3.2.1 Договора: «Энергоснабжающая организация» имеет право прекращать отпуск тепловой энергии в горячей воде полностью или частично без материальных претензий со стороны «Абонента»:

- за превышение договорных величин максимальных часовых нагрузок без согласования с «Энергоснабжающей организацией»;

- за расточительство тепловой энергии, хищения ее, допущение утечки и загрязнения сетевой воды;

- за недопуск уполномоченного представителя «Энергоснабжающей организации» к системам теплопотребления для осуществления технического контроля или приборам учета «Абонента»;

- за подключение тепловых установок с началом отопительного сезона при отсутствии актов готовности систем теплопотребления «Абонента» к работе в зимних условиях от «Энергоснабжающей организации» и органа государственного энергетического надзора».

Пункт 3.2.2 Договора: «При превышении среднесуточной температуры обратной сетевой воды по вине «Абонента» более чем 5% против температурного графика режима работы тепловых сетей, «Энергоснабжающая организация», при условии соблюдения  среднесуточной температуры подающей сетевой воды на коллекторах источников с отклонением не более ±3%, вводить ограничение или полностью прекратить подачу тепловой энергии «Абоненту» без предупреждения, либо произвести перерасчет отпущенной теплоэнергии по температурному перепаду, предусмотренному графиком».

Абзац 2 пункта 4.1.1 Договора: «Абонент» обязан не реже, чем один раз в квартал или по запросу «Энергоснабжающей организации» проводить сверку по расчетам за тепловую энергию и химически очищенную воду путем подписания актов сверки по форме, утвержденной «Энергоснабжающей организацией».

Пункт 4.1.2 Договора: «Абонент» обязан соблюдать:

а) расход сетевой воды не более расчетного значения 0,2 т/час;

б) максимальный водоразбор из тепловой сети не более 0,025 т/час;

в) норму утечки сетевой воды не более 0,0007 т/час;

г) среднесуточную температуру обратной сетевой воды  с отклонением, не превышающую заданную температурным графиком не более чем на 5%».

Пункт 4.1.4. Договора – «Абонент» обязан «проводить ежегодно ремонт и наладку оборудования, контрольно-измерительных приборов и местных систем под контролем «Энергоснабжающей организации», государственную поверку приборов коммерческого учета тепловой энергии».

Абзац 3 пункта 5.1 Договора – «При отсутствии коммерческих приборов учета, количество тепловой энергии в горячей воде определяется по приборам учета, установленным на теплоисточниках с последующим  распределением пропорционально максимальным часовым нагрузкам присоединенных  потребителей, согласно «Правил учета отпуска тепловой энергии» ПР 34-70-010-85 (раздел №5)».

Абзац 4 пункта 5.3 Договора – «Абонент» ежемесячно с 15 по последний рабочий день текущего месяца (включительно) предоставляет подписанные уполномоченным лицом показания по коммерческим приборам учета тепловой энергии. Показания предоставляется в виде ежесуточного журнала и накопительных значений тепловой энергии и массы теплоносителя. В случае непредставления показаний приборов учета «Энергоснабжающая организация» производит расчет количества тепловой энергии согласно «Правил учета отпуска тепловой энергии» ПР 34-70-010-85 (раздел №5)».

Абзац 5 пункта 5.3 Договора – «В период выхода из строя приборов учета (в общей сложности 15 суток в течение года с момента приемки узла учета на коммерческий расчет), ведение учета осуществляется на основе показаний этих приборов, взятых за предшествующие выходу из строя 3 суток с корректировкой по фактической температуре наружного воздуха на период перерасчета. При несвоевременном сообщении потребителем о выходе из строя, узел учета считается вышедшим  из строя с момента его последней проверки «Энергоснабжающей организацией» и в этом случае количество тепловой энергии определяется согласно «Правил учета отпуска тепловой энергии» ПР 34-70-010-85 (раздел №5)».

Пункт 7.2 Договора – «В случае неоплаты «Абонентом» потребленной тепловой энергии и химически очищенной воды «Энергоснабжающая организация» оставляет за собой право  приостанавливать подачу коммунальных ресурсов путем отключения…»

Согласно разделу 11 Договора «Абонент» обязуется в срок до 01.01.2011 предоставить «Гарантирующему поставщику» пакет копий технических документов, а именно: 1) Согласование ранее выданных технических условий на теплоснабжение. 2) Копию проекта на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение или справку из ФГУП «Ростехинвентаризация», подтверждающую наружный отапливаемый объем здания, для расчета тепловых нагрузок.  3) Акт осмотра. В случае непредставления вышеуказанных документов на объекты теплоснабжения в указанный срок, «Энергоснабжающая организация» имеет право ввести полное ограничение подачи тепловой энергии в горячей воде.

На предложение ООО «КРЭК» в лице ОАО «Красноярскэнергосбыт» заключить договор №<…> на теплоснабжение от 26.10.2010 заявителем направлена претензия  от 15.12.2010 (получена ОАО «Красноярскэнергосбыт» 16.12.2010).

05 марта 2011 года в адрес гражданина <…> ОАО «Красноярскэнергосбыт» от имени ООО «КРЭК» сопроводительным письмом исх. №227/12 направлен новый проект договора на теплоснабжение <…> от 05.03.2011. Кроме того, заявителю сообщалось, что ранее направленный проект договора (договор №<…> от 26.10.2010) признан недействующим. Указанное письмо с новым проектом договора вручено гражданину <…> лично 06.04.2011.

В ходе анализа содержания договора №<…> на теплоснабжение от 05.03.2010 Комиссией Красноярского УФАС России по рассмотрению дела №049-10-11 было установлено, что положения, аналогичные вышеприведенным положениям договора №<…> на теплоснабжение от 26.10.2010 в новом договоре отсутствуют.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика и заинтересованных лиц, Комиссия по рассмотрению дела №049-10-11 пришла к следующим выводам.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии,  регламентированы Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила от 23.05.2006 № 307).

В соответствии с нормами-дефинициями Правил от 23.05.2006 № 307, «коммунальные услуги» - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; «потребитель» - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; «ресурсоснабжающая организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

В соответствии с пунктом 4  Правил от 23.05.2006 № 307, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор).

При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное (пункт 7 Правил от 23.05.2006 № 307).

Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации (пункт 8 Правил от 23.05.2006 № 307).

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №049-10-11, проанализировав положения договора №<…> на теплоснабжение (физическое лицо) от 26.10.2010, содержащиеся в абзаце 2 пункта 2.2, абзацах 6,8,9,10,11,12 пункта  3.2.1, пункте 3.2.2., абзаце 2 пункта 4.1.1, пункте 4.1.2, пункте 4.1.4,  абзаце 3 пункта 5.1, абзаце 4 пункта 5.3, абзаце 5 пункта 5.3, пункте 7.2., разделе 11, приходит к выводу о противоречии их Правилам от 23.05.2006 №307.

 В соответствии с подпунктом «а» пункта 49 Правил от 23.05.2006 №307 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах. Указанной обязанности исполнителя подпунктом «а» пункта 51 указанного Постановления Правительства РФ корреспондировано право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.

На основании вышеизложенного, указанная в абзаце 2 пункта 2.2, Договора №<…> от 26.10.2010, обязанность гражданина <…> заблаговременно согласовывать с ООО «КРЭК» количество отпускаемой тепловой энергии, максимальную часовую нагрузку, расход сетевой воды, максимальный водоразбор и норму утечки, а также предусмотренного в  пункте 4.1.2 этого Договора количества коммунальных ресурсов, которое заявитель должен соблюдать,  не предусмотрено указанными Правилами от 23.05.2006 № 307 и противоречит установленному ими принципу потребления гражданами коммунального ресурса в необходимом им количестве.

В соответствии с пунктом 80 Правил от 23.05.2006 №307 исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 3 ежемесячных размера платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения;

б) проведения планово-предупредительного ремонта и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме;

в) выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам;

г) получения соответствующего предписания уполномоченных государственных или муниципальных органов;

д) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования) мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых инженерных систем, указанные в техническом паспорте жилого помещения;

е) неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных систем, за техническое состояние которых отвечает потребитель, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и безопасности граждан, удостоверенного подразделением государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации или иным органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем, а также внутриквартирного оборудования установленным требованиям.

Таким образом, основания для прекращения «Энергоснабжающей организацией» отпуска тепловой энергии в горячей воде полностью или частично без материальных претензий со стороны «Абонента»,  предусмотренные абзацами 6, 8, 9,10,11,12 пункта  3.2.1, пунктом 3.2.2, разделом 11 Договора, прямо противоречат императивным положениям пункта 80 Правил от 23.05.2006 №307, а абзац 6 пункта 3.2.1, пункт 4.1.2  являются, в том числе, противоречащими вышеуказанному принципу  потребления гражданами коммунального ресурса в необходимом им количестве.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 50 Правил от 23.05.2006 №307, исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб.

Установленная абзацем 2 пункта 4.1.1 Договора обязанность гражданина <…>  не реже, чем один раз в квартал или по запросу ООО «КРЭК» проводить сверку по расчетам за тепловую энергию и химически очищенную воду путем подписания актов сверки противоречит вышеуказанной норме.

Предусмотренная пунктом 4.1.4. Договора обязанность «Абонента» проводить под контролем «Энергоснабжающей организации» ежегодно ремонт и наладку оборудования, контрольно-измерительных приборов и местных систем, а также обязанность проводить государственную поверку приборов коммерческого учета тепловой энергии, не предусмотрена Правилами.

Условие абзаца 3 пункта 5.1 Договора о том, что при отсутствии коммерческих приборов учета, количество тепловой энергии в горячей воде определяется по приборам учета, установленным на теплоисточниках с последующим  распределением пропорционально максимальным часовым нагрузкам присоединенных  потребителей, согласно «Правил учета отпуска тепловой энергии» ПР 34-70-010-85 (раздел №5), вступает в противоречие с нормой пункта 19 Правил от 23.05.2006 № 307 и приложением №2 к этим Правилам, в соответствии с которыми при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам (исходя из произведения общей площади жилого дома (кв. м), норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м), тарифа на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал)).

В соответствии с абзацем 4 пункта 5.3 Договора,  «Абонент» ежемесячно с 15 по последний рабочий день текущего месяца (включительно) предоставляет подписанные уполномоченным лицом показания по коммерческим приборам учета тепловой энергии. Показания предоставляются в виде ежесуточного журнала и накопительных значений тепловой энергии и массы теплоносителя. В случае непредставления показаний приборов учета «Энергоснабжающая организация» производит расчет количества тепловой энергии согласно «Правил учета отпуска тепловой энергии» ПР 34-70-010-85 (раздел №5). Указанное положение противоречит нормам Правил по следующим обстоятельствам.

Во-первых, обязанность предоставлять «Абонентом» показания по коммерческим приборам учета тепловой энергии в виде ежесуточного журнала и накопительных значений тепловой энергии и массы теплоносителя не предусмотрена Правилами от 23.05.2006 № 307. Кроме того, пунктом 49 указанных Правил в качестве одной из обязанностей исполнителя предусмотрена обязанность по ежемесячному, в течение последней недели месяца, снятию их показаний приборов учета  и занесению их в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.

 Во-вторых, в соответствии с буквальным содержанием пункта 24 Правил от 23.05.2006 № 307  расчет размера платы за коммунальные услуги происходит исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Абзац 5 пункта 5.3 Договора гласит, что  в период выхода из строя приборов учета (в общей сложности 15 суток в течение года с момента приемки узла учета на коммерческий расчет), ведение учета осуществляется на основе показаний этих приборов, взятых за предшествующие выходу из строя 3 суток с корректировкой по фактической температуре наружного воздуха на период перерасчета. При несвоевременном сообщении потребителем о выходе из строя, узел учета считается вышедшим  из строя с момента его последней проверки «Энергоснабжающей организацией» и в этом случае количество тепловой энергии определяется согласно «Правил учета отпуска тепловой энергии» ПР 34-70-010-85 (раздел №5). Указанное положение Договора прямо противоречит пункту 31 Правил от 23.05.2006 № 307, в соответствии с буквальным содержанием которого в случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил, то есть исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. В период осуществления ремонта, замены, поверки индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета, не превышающий 30 календарных дней, объемы (количество) потребления холодной воды, горячей воды, отведенных бытовых стоков, электрической энергии, газа и тепловой энергии для расчета размера платы за коммунальные услуги исчисляются как среднемесячное потребление коммунальных ресурсов и среднемесячный объем отведенных бытовых стоков, определенные по указанному прибору за последние 6 месяцев, а если период работы индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не выше нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.

В соответствии с приведенным выше подпунктом «а» пункта 80 Правил от 23.05.2006 № 307 исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.  Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 3 ежемесячных размера платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.

Отсутствие в пункте 7.2 Договора периода неоплаты коммунальных услуг дает ООО «КРЭК» возможность приостановить или ввести ограничение предоставления коммунальных услуг при наличии задолженности в меньшем размере, чем это предусмотрено действующим законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

 10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, в норме части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» сформулирован общий запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке, направленный, в том числе, не только на защиту конкуренции (публичного порядка), но и на  защиту интересов контрагентов доминирующего хозяйствующего субъекта (частноправовых интересов), гражданских прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с заключением аналитического отчета «Определение положения ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» на рынке услуг по  теплоснабжению в горячей воде на территории г. Кодинска Кежемского района Красноярского края, доля ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» на указанном рынке составляет более 50%.

На основании вышеизложенного, Комиссия Красноярского УФАС России рассматривает действия ООО «КРЭК» по включению в договор №<…> на теплоснабжение от 26.10.2010 условий, содержащихся в абзаце 2 пункта 2.2, абзацах 6, 8, 9,10,11,12 пункта  3.2.1, абзаце 2 пункта 4.1.1, пункте 4.1.2, пункте 4.1.4, абзаце 3 пункта 5.1, абзаце 4 пункта 5.3, абзаце 5 пункта 5.3, пункте 7.2, разделе 11, как противоречащие Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, а также части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Кроме того, антимонопольным органом принят во внимание тот факт, что по результатам оценки гражданином <…> договора №<…> на теплоснабжение от 26.10.2010 с точки зрения соответствия действующему законодательству, заявителем в адрес ООО «КРЭК» направлена претензия с описанием пунктов, по которым гражданин был не согласен (пункт 3.2.1, пункт 4.1.2, 5.1, 5.3, 7.2), которая фактически не была рассмотрена в разумный срок. Указанные обстоятельства дают основания Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по делу №049-10-11 квалифицировать действия ООО «КРЭК» по части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» как злоупотребление доминирующим положением, выразившееся в длительном бездействии по рассмотрению претензии заявителя от  15.12.2011 на договор №<…> на теплоснабжение от 26.10.2010.

Вместе с тем, Комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №049-10-11 принято во внимание, что  через 3,5  месяца с момента получения ответчиком претензии гражданина <…> от 15.12.2010 в адрес заявителя был направлен новый договор №<…> от 05.03.2011 на теплоснабжение, который не содержит рассмотренных выше положений, противоречащих действующему законодательству, что дает основание считать допущенное ООО «КРЭК» нарушение, квалифицированное по части 1 статьи 10 ФЗ «О  защите конкуренции», считать добровольно устраненным до вынесения решения по настоящему делу.

 Учитывая вышеизложенное, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статей 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия ООО «Красноярская региональная энергетическая компания», выразившиеся во включении в договор №<…> на теплоснабжение от 26.10.2010, направленный в адрес гражданина <…> нарушающих действующее законодательство положений, содержащихся в  абзаце 2 пункта 2.2, абзацах 6, 8, 9,10,11,12 пункта  3.2.1, абзаце 2 пункта 4.1.1, пункте 4.1.2, пункте 4.1.4, абзаце 3 пункта 5.1, абзаце 4 пункта 5.3, абзаце 5 пункта 5.3, пункте 7.2, разделе 11, а также в длительном бездействии по рассмотрению претензии заявителя от  15.12.2011 на договор №<…> на теплоснабжение от 26.10.2010, нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Производство по делу №049-10-11 в отношении ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края  в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии

В.М. Захаров

 

Члены Комиссии

    

А.В. Баранова

 

Т.Г. Мироненко

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны