Решение б/н Решение и предписание по делу № 058-10-15 от 22 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 Решение №058-10-15 от 07 апреля 2015 года                                                                                г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 24 марта 2015 года. В полном объеме решение изготовлено 07 апреля 2015 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: Захаров В.М.,  руководитель управления, члены комиссии: Мироненко Т.Г., начальник правового отдела, Куштысева Е.В., заместитель начальника правового отдела, рассмотрев дело №058-10-15, возбужденное по признакам нарушения открытым акционерным обществом «МРСК Сибири» (ул. Бограда, 144а, г. Красноярск, 660041) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона «О защите конкуренции»),

установила:

   В адрес антимонопольного управления поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Электрические сети Сибири» (660004, г. Красноярск, ул.26 Бакинских комиссаров, д. 2 «б») (далее – ООО «ЭСС») с жалобой на действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в уклонении от внесения изменений в договор № 18.2400.558.12 оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.06.2012 (№ 17747 от 08.09.2014).

   Красноярским УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «МРСК Сибири» было выдано предупреждение о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства, а именно пункта 5 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которым ОАО «МРСК Сибири» необходимо было прекратить уклонение от внесения изменений в договор № 18.2400.558.12 оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.06.2012, заключенный с ООО «ЭСС», и рассмотреть письма заявителя (№ 211 от 21.07.2014, № 243 от 18.08.2014) в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также осуществить необходимые действия, направленные на подписание дополнительного соглашения к договору на оказание услуг по передаче электрической энергии, направленного ООО «ЭСС» в адрес ОАО «МРСК Сибири».

 

 Документы о выполнении ОАО «МРСК Сибири» указанного предупреждения в адрес управления не поступили.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 По факту уклонения от внесения изменений в заключенный с ООО «Электрические сети Сибири» договор № 18.2400.558.12 оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.06.2012 в части состава точек присоединения в связи с принятием заявителем объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих  ООО УК «Эдельвейс-Сервис», на праве аренды, приказом Красноярского УФАС России от 03.03.2015 № 95 в отношении ОАО «МРСК Сибири» возбуждено дело № 058-10-15 по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 03.03.2015 рассмотрение дела № 058-10-15  назначено на 24.03.2015 в 12:30; к участию в деле в качестве ответчика привлечено ОАО «МРСК Сибири»; в качестве заявителя - ООО «ЭСС», в качестве заинтересованного лица было привлечено ОАО «Красноярскэнергосбыт».

24 марта 2015 года на заседании Комиссии присутствовали:

от ОАО «МРСК Сибири»: (…) (представитель по доверенности);

от ООО «ЭСС» - (…) (представитель по доверенности № 1 от 06.09.2013);

от ОАО «Красноярскэнергосбыт» - (…) (представитель по доверенности № 450 от 27.11.2012).

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

ООО «ЭСС» является сетевой организацией, оказывает услуги по передаче электрической энергии.

        Между ООО «ЭСС» и ОАО «Красноярскэнергосбыт» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи электрической энергии № 016/3-191 от 29.12.2012.

          Между ОАО «МРСК Сибири» и ООО «ЭСС» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 18.2400.558.12 от 01.06.2012.

Между ООО «УК «Эдельвейс-Сервис» и заявителем заключен договор аренды оборудования № 12 от 02.06.2014, в соответствии с которым ООО «ЭСС» переданы во временное возмездное владение и пользование оборудование электротехнического назначения электросетевого хозяйства, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Дачная, 37а, ул. Киренского, 32 «д».

 В соответствии с актом приема-передачи к указанному договору аренды от 02.06.2014 ООО «ЭСС» было принято указанное в договоре аренды оборудование.

ООО «ЭСС» обратилось в адрес ОАО «МРСК Сибири» с письмом (№ 211 от 21.07.2014), в котором просит ОАО «МРСК Сибири» подписать дополнительное соглашение к договору на оказание услуг по передаче электрической энергии, в соответствии с которым в договор будут внесены изменения в части состава точек присоединения в связи с принятием заявителем объектов электросетевого хозяйства на праве аренды.

В письме (№ 1.3/03/12561-исх от 25.07.2014) ОАО «МРСК Сибири» указало заявителю, что для рассмотрения ОАО «МРСК Сибири» вопроса о внесении изменений в договор на передачу электрической энергии ООО «ЭСС» необходимо представить копии свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и справку о балансовой принадлежности на движимое имущество ООО УК «Эдельвейс-Сервис».

Согласно письму ООО «ЭСС» (№ 243 от 18.08.2014), заявителем были представлены в адрес ОАО «МРСК Сибири» документы, подтверждающие право собственности ООО УК «Эдельвейс-Сервис» на объекты электросетевого хозяйства, переданные заявителю на праве аренды.

ОАО «МРСК Сибири» в письме (№ 1.3/03/15818-исх от 16.09.2014) указало ООО «ЭСС» о том, что в рамках направленного заявителем дополнительного соглашения к договору на передачу электрической энергии не предусмотрено внесение изменений в Приложение № 1 «Перечень распределения ЛЭП и оборудования по способу управления» к Приложению № 9, являющемуся одним из существенных условий договора оказания услуг по передаче электроэнергии.

Также ОАО «МРСК Сибири» указало, что в связи с указанным после оформления со стороны ОАО «МРСК Сибири» перечня межсетевой координации, указанные дополнительные соглашения будут подписаны и направлены в адрес ООО «ЭСС».

Однако, на момент истечения срока исполнения предупреждения, выданного Красноярским УФАС России от 04.12.2014 ОАО «МРСК Сибири» не было предпринято мер для разрешения вопроса о внесении изменений в договор № 18.2400.558.12 оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.06.2012, заключенный между ОАО «МРСК Сибири» и ООО «ЭСС», дополнительное соглашение, направленное заявителем, ОАО «МРСК Сибири» не подписано, соответствующие изменения в части точек подключения в договор не внесены.

Согласно части  1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2006 № 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с абзацем 1 части 4 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики.

 Согласно пункту 34 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии», утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Постановление № 861)  по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации. Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил.

          В соответствии с пунктом 36 Постановления № 861 сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора.

          Пунктом 38 Постановления № 861 установлены основные требования к содержанию договора, заключенного между смежными сетевыми организациями. 

Согласно пункту 38 Постановления № 861 договор между смежными сетевыми организациями должен содержать следующие существенные условия:

а) величина максимальной мощности, в пределах которой соответствующая сторона обязуется обеспечивать передачу электрической энергии в соответствующей точке поставки;

б) ответственность сторон договора за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, которая фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон;

б(1)) величина заявленной мощности, определяемая по соглашению сторон;

в) порядок осуществления расчетов за оказанные услуги с учетом положений пункта 41 настоящих Правил;

г) технические характеристики точек присоединения объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сторонам договора, включая их пропускную способность;

д) перечень объектов межсетевой координации с указанием в нем для каждого объекта стороны, выполняющей изменения (согласующей выполнение изменений) его эксплуатационного состояния, а также порядка обеспечения координации действий сторон при выполнении таких изменений и ремонтных работ с учетом Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2007 г. N 484;

е) согласованные с субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике организационно-технические мероприятия по установке устройств компенсации и регулирования реактивной мощности в электрических сетях, являющихся объектами диспетчеризации соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в пределах территории субъекта Российской Федерации или иных определенных указанным субъектом территорий, которые направлены на обеспечение баланса потребления активной и реактивной мощности в границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (при условии соблюдения производителями и потребителями электрической энергии (мощности) требований к качеству электрической энергии по реактивной мощности);

ж) обязанности сторон по соблюдению требуемых параметров надежности энергоснабжения и качества электрической энергии, режимов потребления электрической энергии, включая поддержание соотношения потребления активной и реактивной мощности на уровне, установленном законодательством Российской Федерации и требованиями субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также по соблюдению установленных субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике уровней компенсации и диапазонов регулирования реактивной мощности;

з) порядок взаимодействия сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии и (или) которая имеет техническую возможность осуществлять в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении такого потребителя, с сетевой организацией, имеющей договор в отношении энергопринимающих устройств этого потребителя, в процессе введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении такого потребителя электрической энергии, а также ответственность за нарушение указанного порядка.

Как следует из представленной переписки между лицами, участвующими в деле, ОАО «МРСК Сибири» намерено совершить действия, направленные на урегулирование вопроса о внесении соответствующих изменений в договор на передачу электроэнергии, однако с 16.09.2014 необоснованно бездействует.

Из письма ОАО «МРСК Сибири» (№ 13/03/15818-исх от 16.09.2014) не усматривается необходимость принятия ООО «ЭСС» мер, направленных на внесение изменений в договор на передачу электроэнергии в части состава точек поставки.

ОАО «МРСК Сибири» были представлены письменные пояснения (1.3/01.2/4933-исх от 17.03.2015), согласно которым ООО «ЭСС» направлено  вышеуказанное дополнительное соглашение с пропуском срока, предусмотренного договора оказания услуг по передаче электрической энергии для внесения изменений в части точек поставки.

Согласно пункту 2.3. договора оказания услуг по передаче электрической энергии № 18.2400.558.12 от 01.06.2012, заключенного между ответчиком и заявителем, в случае, если после заключения договора произойдет изменение точек присоединения и существенных условий, указанных в пункте 2.2. договора, указанные изменения производятся в соответствующих приложениях к договору путем оформления дополнительных соглашений к настоящему договору в срок 5 (пять) рабочих дней.

ОАО «МРСК Сибири» указало, что обществом подготовлен проект протокола разногласий к направленному ООО «ЭСС» дополнительному соглашению.

Однако, в материалы дела ОАО «МРСК Сибири» данный протокол разногласий не представлен. Представитель заявителя на заседании комиссии пояснил, что протокол разногласий к направленному ООО «ЭСС» дополнительному соглашению заявителем не получен.

           ОАО «Красноярскэнергосбыт» были представлены обращения ООО «ЭСС» в адрес гарантирующего поставщика за внесением изменений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи электрической энергии № 016/3-191 от 29.12.2012 в связи с изменением состава точек присоединения (№ 103 от 08.04.2014; № 110 от 15.04.2014, № 171 от 09.06.2014, № 41 от 13.02.2015), на которые ОАО «Красноярскэнергосбыт» указало заявителю на необходимость представления документов для внесения соответствующих изменений в договор, в том числе указало на необходимость урегулирования вопроса в части состава точек присоединения с сетевой организацией, то есть с ОАО «МРСК Сибири».

            В соответствии с пунктом 3.2.7. договора оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи электрической энергии № 016/3-191 от 29.12.2012, заключенного между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и ООО «ЭСС», при увеличении (уменьшении) количества объектов электросетевого хозяйства «сетевой организации» гарантирующий поставщик обязан возмещать расходы на их эксплуатацию после включения данных затрат в тариф гарантирующего поставщика, сетевой организации и внесения соответствующих изменений в договор.

            Указанные изменения в договор вносятся при предоставлении: акта приема-передачи объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, составленного и подписанного при обязательном участии представителей обеих сторон, акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон с потребителем, смежной сетевой организацией и других необходимых документов в соответствии с действующим законодательством.

            Из указанных положений следует, что сетевая организация сообщает гарантирующему поставщику об изменении точек поставки, подтверждая изменения соответствующими документами.

ООО «ЭСС» в рамках дела было заявлено требование о выдаче ОАО «МРСК Сибири» предписания об изменении условий договора (№ 17747 от 08.09.2014) в связи с уклонением ответчика от внесения изменений в заключенный с ООО «Электрические сети Сибири» договор № 18.2400.558.12 оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.06.2012 (далее – договор) в части состава точек поставки электрической энергии в связи с принятием заявителем 02.06.2014 на праве аренды объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих  ООО УК «Эдельвейс-Сервис».

 В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» злоупотреблением доминирующим положением признаны экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 года №179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» электрических сетей.

 Таким образом, действия ОАО «МРСК Сибири» в части требования от ООО «ЭСС» представления копии свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и справки о балансовой принадлежности на движимое имущество ООО УК «Эдельвейс-Сервис» для внесения изменений в договор на оказание услуг по передаче электроэнергии, заключенный с ООО «ЭСС», в части точек присоединения (письмо № 1.3/03/12561-исх от 25.07.2014), бездействие ОАО «МРСК Сибири», выразившееся в неоформлении перечня межсетевой координации (письмо № 13/03/15818-исх от 16.09.2014), а также непринятие мер, направленных на разрешение вопроса о подписании дополнительного соглашения к договору на оказание услуг по передаче электрической энергии, в соответствии с которым в договор будут внесены изменения в части состава точек присоединения в связи с принятием заявителем объектов электросетевого хозяйства ООО УК «Эдельвейс-Сервис» на праве аренды, является уклонением от внесения изменений в договор № 18.2400.558.12 оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.06.2012, заключенный с ООО «ЭСС», и нарушает пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Данные действия ОАО «МРСК Сибири» повлекли ущемление интересов ООО «ЭСС», так как заявитель фактически оказывая услуги по передаче электрической энергии с использованием принятых в аренду электрических сетей, несет расходы по внесению арендной платы, содержанию и обслуживанию принятых объектов электросетевого хозяйства и иные расходы, связанные с оказанием услуг по передаче электроэнергии, однако отсутствие соответствующих точек поставки в договоре с ОАО «МРСК Сибири» на оказание услуг по передаче электроэнергии, препятствует произведению расчетов за фактически оказанные заявителем услуги.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статей 23, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

     1. Признать ОАО «МРСК Сибири» нарушившим пункт 5 часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» в части уклонения от внесения изменений в заключенный с ООО «Электрические сети Сибири» договор № 18.2400.558.12 оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.06.2012 (далее – договор) в части состава точек поставки электрической энергии в связи с принятием заявителем 02.06.2014 на праве аренды объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих  ООО УК «Эдельвейс-Сервис» (далее – точки поставки электрической энергии).

          2. Выдать ОАО «МРСК Сибири» предписание об изменений условий договора, в соответствии с которым ОАО «МРСК Сибири» надлежит рассмотреть обращения ООО «ЭСС» (№ 211 от 21.07.2014, № 243 от 18.08.2014) в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также осуществить необходимые и достаточные  действия, направленные на  включение в договор точек поставки электрической энергии.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 058-10-15

ОБ ИЗМЕНЕНИИ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА

      Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Захаров В.М., руководитель управления, члены Комиссии – Мироненко Т.Г., начальник правового отдела, Куштысева Е.В., заместитель начальника правового отдела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 07 апреля 2015 года по делу № 058-10-15 о нарушении ОАО «МРСК Сибири»  части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»

                                                        предписывает:  

    ОАО «МРСК Сибири» прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в уклонении от внесения изменений в заключенный с ООО «Электрические сети Сибири» договор № 18.2400.558.12 оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.06.2012 (далее – договор) в части состава точек поставки электрической энергии в связи с принятием заявителем 02.06.2014 на праве аренды объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих  ООО УК «Эдельвейс-Сервис» (далее – точки поставки электрической энергии).

    С этой целью ОАО «МРСК Сибири» в срок до 25.05.2015 надлежит рассмотреть обращения ООО «ЭСС» (№ 211 от 21.07.2014, № 243 от 18.08.2014) в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также осуществить необходимые и достаточные  действия, направленные на  включение в договор точек поставки электрической энергии.

            Об исполнении настоящего предписания ОАО «МРСК Сибири» необходимо сообщить в адрес управления в срок до 01.06.2015 об исполнении предписания с предоставлением документальных доказательств, подтверждающих факт исполнения предписания.

      Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его  выдачи.     

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны