Определение б/н отложение от 16 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении и продлении срока рассмотрения дела № 024/01/17-2795/2023

о нарушении антимонопольного законодательства

 

16 января 2024 года

г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Мерзляков В.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии: Наследников Ю.В., начальник правового отдела, Романюта М.Г., заместитель начальника аналитического отдела, рассмотрев дело № 024/01/17-2795/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Муниципального предприятия г. Красноярска «Специализированное автотранспортное предприятие» () в связи с выявлением в его действиях признаков нарушения, предусмотренного частями 1, 5 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России поступили обращения прокуратуры г. Красноярска (исх. № 7/1-06-2023/1083-23-20040002 от 06.07.2023, вх. № 13935/23 от 07.07.2023; исх. № 7/1-06-2023/1099-23-20040002 от 10.07.2023, вх. № 14047-ЭП/23 от 10.07.2023) о проведении проверки действий МКУ «УДИБ», Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска, МП «САТП» (ИНН 2451000670), ООО «ПромСтрой» (ИНН 2465090794) при проведении конкурентных процедур, а также действий МП «САТП» (ИНН 2451000670) на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства при установлении в Положении «О порядке проведения закупок товаров, работ, услуг» для нужд МП «САТП» перечня случаев, когда заказчик вправе применять процедуру закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

По результатам рассмотрения обращений, в связи с установлением признаков того, что установление в Положении подпункта 4.8.1 пункта 4.8 раздела 4, позволяющего Предприятию удовлетворить потребность в товарах (работах, услугах) за счет закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), если их стоимость не превышает один миллион рублей по одной закупке, без установления ограничения годового объема закупок, а также включение в Положение подпунктов 4.8.9, 4.8.15, 4.8.22, 4.8.23, 4.8.25 (за исключением части, касающейся осуществления закупки услуг по размещению в средствах массовой информации рекламных, информационных материалов о Предприятии), 4.8.27, 4.8.28, 4.8.29 пункта 4.8 раздела 4 Положения, позволяет Предприятию осуществлять закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на конкурентных товарных рынках, что имеет (может иметь) своими последствиями ограничение конкуренции на указанных рынках, поскольку исключает любую возможность соперничества, состязательности между продавцами товара, а хозяйствующие субъекты, выступающие единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), получают (могут получить) преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, что противоречит принципам, установленным частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, содержатся признаки нарушения, предусмотренного частями 1, 5 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, приказом Красноярского УФАС России № 271/23 от 06.10.2023 возбуждено настоящее дело.

Определением от 17.10.2023 о назначении дела № 024/01/17-2795/2023 о нарушении
антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя привлечена прокуратура г. Красноярска, в качестве ответчика – МП «САТП», рассмотрение дела назначено на 23.11.2023 (исх. № ВМ/17399/23 от 17.10.2023).

К рассмотрению дела от МП «САТП» поступили письменные пояснения (вх. № 23593-ЭП/23 от 20.11.2023), согласно которым МП «САТП» полагает, что признаки нарушения, предусмотренного частями 1,5 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, в деятельности Предприятия отсутствуют. Установление п. 4.8.9 Положения обусловлено тем, что условием начального договора предусмотрена обязанность привлечь к исполнению или осуществить закупку у конкретного исполнителя или поставщика. Такой способ применяется исключительно в случае недопущения нарушения условий ранее заключенного договора и в том случае, если поставщик (исполнитель, подрядчик) обладает уникальной компетенцией на рынке закупаемой продукции. Установление п. 4.8.15 Положения обусловлено тем, что потребность в дополнительной закупке носит срочный характер, проведение конкурентных процедур нецелесообразно, поскольку дозакупка производится у поставщика, который ранее участвовал в конкурентной процедуре, сделал наиболее выгодное предложение. Кроме того, указанный пункт не предусматривает изменение цены договора, а с течением времени цены на товары увеличиваются, и проведение конкурентной процедуры на заключение нового договора не отвечает критерию необходимости наиболее эффективного расходования денежных средств. В указанном случае также предусмотрено ограничение объема закупки у единственного поставщика, что не допускает возможности злоупотребления заказчика своим правом и отвечает принципам антимонопольного законодательства. Включение в Положение п. 4.8.22 и 4.8.23 обусловлено тем, что указанные муниципальные или государственные контракты заключаются в рамках Федерального закона от 05.04.2013№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с применением конкурентных процедур. То есть предметом договоров, заключаемых МП «САТП» на основании указанных пунктов, являются товары, работы, услуги на закупку которых ранее уже осуществлялась конкурентная процедура, победителем которой являлось МП «САТП». Кроме того, процедура закупки у единственного поставщика в указанных случаях обусловлена необходимостью срочного заключения договора в целях исполнения обязанностей предприятия по контрактам. Так, в связи со спецификой деятельности МП «САТП» заключаются муниципальные или государственные контракты на выполнение работ по содержанию УДС, ремонту УДС в городе Красноярске. Условиями контракта предусмотрено, что работы выполняются в сроки, установленные планами-заданиями Заказчика. Периодичность выдачи планов-задний – не реже одного раза в неделю. За просрочку применяются штрафные санкции. Кроме того, в случае несвоевременного выполнения работ по заключенным контрактам создается угроз безопасности дорожного движения. Между тем, для проведения конкурентных процедур требуется длительное время – не менее 25 дней, при этом МП «САТП» до заключения муниципального контракта не вправе начать конкурентную процедуру на заключение договора в рамках исполнения условий такого контракта.  Кроме того, в соответствии с требованиями распоряжения администрации г. Красноярска от 24.03.2011 № 229-ж «Об утверждении порядка согласования совершения крупных сделок муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными бюджетными учреждениями», Департамент городского хозяйства г. Красноярска осуществляет согласование крупных сделок, совершаемых Предприятием. При этом условиями контракта, во исполнение которого заключаются договоры с единственным поставщиком, предусмотрена обязанность, а не право предприятия привлекать в качестве соисполнителя лиц из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Соответственно, проведение конкурентных процедур для привлечения к исполнению условий контракта делает невозможным завершение работ в установленный срок.  Также экономическая целесообразность заключения сделок, заключаемых, в том числе, по п. 4.8.22 и 4.8.23 Положения оценивается Департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска и, в случае установления факта нецелесообразности ее заключения, сделка не будет согласована, а МП «САТП» будет не вправе ее заключить. Кроме того, используя способы конкурентных закупок, Предприятие может оказаться в числе недобросовестных поставщиков и будет лишено возможности участвовать в торгах по своему профилю в отсутствие собственной вины в нарушении обязательств. При этом при выборе субподрядной организации МП «САТП» руководствуется строгими критериями отбора. Обращено внимание, что за период с 2020 по 2023 год Предприятие привлекло в качестве единственного поставщика по п. 4.8.23 Положения 80 различных субподрядных организаций, из чего очевидно соблюдение требований антимонопольного законодательства, отсутствие приоритета определенной организации. Предприятие привлекало к выполнению работ все существующие на рынке организации, занимающиеся необходимым видом деятельности и отвечающие критериям отбора. Применение п. 4.8.27 Положения обусловлено необходимостью срочного размещения заказа, поскольку поощрение сотрудников приурочено к определенному событию, необходимость поощрения сотрудника индивидуализирована и выявляется по итогам осуществления деятельности каждого работника предприятия. Предметом закупки по указанному пункту являются услуги по печатанью почетных грамот, благодарственных писем. Рынок оказания данных услуг отличается особенностями общих условий обращения товара на данном рынке. На территории Красноярского края проводилась единственная конкурентная процедура на поставку рамок для почетных грамот, благодарственных писем, которая была признана несостоявшейся в связи с отсутствием предложений (извещение № 31806163384 от 21.02.2018). Включение п. 4.8.28 Положения обусловлено тем, что цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне, кроме того, в связи со спецификой деятельности предприятия существенное значение имеет личность эксперта – его опыт проведения определенного вида экспертиз, местоположение, квалификация. Наличие п. 4.8.29 Положения обусловлено узким диапазоном цен, поскольку процентная ставка зависит от единой ключевой ставки Центробанка РФ. Кроме того, выбор лизингодателя зависит от того, с каким поставщиком заключается договор. При этом, учитывая, что  цены на специализированную технику зависят от курса доллара, который является нестабильным, значение имеет скорость заключения договора лизинга. Предприятие отмечает, что оспариваемые пункты составлены в соответствии с принципами Закона № 223-ФЗ. Так, информационная открытость закупки проводимой неконкурентным способом соблюдается посредством публичного размещения положения о закупке, существованием официального сайта, открытыми контактными данными (электронная почта предприятия). Таким образом, потенциальный участник закупки видит, что МП «САТП» является победителем торгов на право заключения контракта с МКУ «УДИБ», где установлена обязанность по привлечению лиц из СМП, знает информацию о том, что договоры субподряда, согласно положению, заключаются неконкурентным способом и, имея доступ к адресу электронной почты МП «САТП», вправе направить коммерческое предложение. Анализ привлекаемых по оспоримым пунктам контрагентов показывает, что МП «САТП» н допускает дискриминацию и необоснованное ограничение конкуренции к участникам закупки. Обращает внимание, что включение указанных оснований для выбора неконкурентного способа закупок является обычными для деятельности муниципальных предприятий в регионе: МП «ДРСП Ленинского района», МУП «Зеленогорское АТП», МП «КПАТ-7», МП «ДРСП Левобережное», МП «УЗС», МУК «Красноярское». Отмечает, что за все время осуществления деятельности ни в адрес МП «САТП», ни в адрес контролирующих органов не поступали жалобы каких-либо организаций на ограничение доступа к участию в закупках.

23.11.2023 дело № 024/01/17-2795/2023 рассмотрено в присутствии: .

На рассмотрении дела  в полном объеме поддержал ранее изложенную в обращении позицию.  заявила ходатайство о приобщении к материалам дела перечня изменений, внесенных Предприятием 22.11.2023 в Положение о закупке (Таблица № 1).

Таблица № 1 – перечень изменений, внесенных МП «САТП» в Положение 22.11.2023

подпункты Положения

Предыдущая редакция

Действующая редакция

пп. 4.8.1 п. 4 раздела 4

стоимость приобретаемых товаров, работ, услуг не превышает один миллион рублей по одной закупке

стоимость приобретаемых товаров, работ, услуг не превышает 2 500 000 рублей по одной закупке. При этом годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта не должен превышать девяносто процентов планируемого объема закупок на текущий год

пп. 4.8.23 п. 4 раздела 4 (в новой ред. пп. 4.8.22 п. 4 раздела 4)

осуществляется закупка товаров, работ, услуг для исполнения обязательств Заказчиком по государственным и муниципальным контрактам

осуществляется закупка товаров, работ, услуг для исполнения обязательств Заказчиком по государственным и муниципальным контрактам, заключенным по итогам проведения конкурентной закупки, без учета стоимости закупки

пп. 4.8.22 п. 4 раздела 4

в целях исполнения государственного или муниципального контракта закупаются товары, работы, услуги, заявленные при проведении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

исключен

п. 20.3 раздела 20

отсутствовал

Заказчик праве заключать договоры в порядке, предусмотренном пп. 4.8.22 и пп. 4.8.23 раздела 4 настоящего Положения, в случае если государственный или муниципальный контракт, в рамках которого МП «САТП» является исполнителем (поставщиком), заключен по итогам проведения конкурентной процедуры закупок, вне зависимости является такая процедура состоявшейся или несостоявшейся

При этом, несмотря на принятие мер по частичному устранению нарушений,поддержала позицию, ранее изложенную в письменных пояснениях о том, что МП «САТП» полагает, что признаки нарушения, предусмотренного частями 1, 5 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, в деятельности Предприятия отсутствуют. Отметила, что предприятие готово рассмотреть варианты исключения/изменения оспариваемых пунктов.

Определением от 23.11.2023 (исх. № ВМ/19777/23 от 24.11.2023) рассмотрение дела № 024/01/17-2795/2023 отложено на 16.01.2024 в связи с необходимостью получения дополнительных сведений для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела от МП «САТП».

До даты рассмотрения дела от МП «САТП» поступили запрошенные определением сведения (вх. № 519-ЭП/24 от 15.01.2024), согласно которым установление лимита суммы до 2 500 000 рублей вызвано экономической целесообразностью и эффективностью для предприятия, а также с учетом роста цен на работы и услуги, а лимит не свыше 90% годового объема закупок обусловлен необходимостью ограничения возможности осуществления закупок у единственного поставщика. Отмечено, что годовой объем закупок с 2020 по 2023 год ни разу не превышал 15%. Предприятием за 2020-2024 гг. на основании пункта 4.8.28 Положения  договоры на оказание услуг по оценке и иные экспертные услуги не заключались. Договоры на оказание указанных услуг заключены на основании пункта 4.8.1 Положения. За период 2020-2023 гг. на оказание услуг на условиях финансовой аренды (лизинга) Предприятием заключено 7 договоров. В период с 2020 по 2022 год сделки, не согласованные Департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска, отсутствовали.

16.01.2024 дело № 024/01/17-2795/2023 рассмотрено в присутствии: .

На рассмотрении дела ... заявила ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных пояснений, а также: обоснования целесообразности совершения сделки, связанной с обычной хозяйственной деятельностью предприятия на 2 л.; документы о приемке, сведения о субподрядчиках, с которыми заключены договоры в рамках исполнения контрактов: № Ф.2023.1599 от 24.11.2023, № Ф.2023.1754 от 14.12.2022, № Ф.2023.1970 от 19.12.2022, № Ф.2023.0338 от 14.04.2022, № Ф.2023.1237 от 01.09.2023. ... пояснила, что для предприятия важно сохранение пункта 4.8.22 Положения, которым предусмотрена возможность проведения закупки неконкурентным способом в случае, когда осуществляется закупка товаров, работ, услуг для исполнения обязательств заказчиком по государственным и муниципальным контрактам. МП «САТП», в силу специфики своей деятельности, как правило, участвует в торгах по муниципальным и государственным контрактам двух видов: осуществление работ по ремонту УДС, инженерных сооружений; осуществление работ по содержанию УДС, инженерных сооружений. Для проведения конкурентных процедур требуется дополнительное время – не менее 25 дней (включая срок извещения о проведении конкурса/аукциона, срок подачи заявок, срок рассмотрения заявок, срок заключения договора и т.п.). При этом до заключения муниципального контракта Предприятие не вправе начать конкурентную процедуру на заключение договора в рамках исполнения условий такого контракта. Кроме того, МП «САТП» осуществляет согласование крупных сделок с Департаментом городского хозяйства г. Красноярска. Срок согласования составляет 1 месяц с даты регистрации заявления о согласовании крупной сделки. При выполнении работ по ремонту УДС либо инженерных сооружений существенное значение имеют сроки привлечения соисполнителей, поскольку в г. Красноярске, ввиду сложных погодных условий, очень короткий сезон в течение которого, в соответствии с требованиями ГОСТ, возможно выполнять работы по ремонту дорог. Срок, необходимый для проведения конкурентной процедуры, сократит срок выполнения работ в критической степени – сделает невозможным завершение работ при благоприятных погодных условиях, что, в свою очередь, приведет к значительным экономическим потерям предприятия (наложение штрафных санкций заказчика и контролирующих органов), а также негативно повлияет на безопасность дорожного движения. В части привлечения соисполнителей к выполнению работ по содержанию УДС и инженерных сооружений также невозможно выполнение работ по контрактам в случае исключения возможности привлечения соисполнителей путем проведения неконкурентных процедур. ... обратила внимание, что при проведении конкурентной процедуры заказчиком на право заключения муниципальных контрактов на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети г. Красноярска в 2022-2023 году, все (10 шт.) закупки были признаны не состоявшимися в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке. В связи с чем можно прийти к выводу об отсутствии интереса со стороны потенциальных участников закупки в участии. При этом Предприятие, привлекая к выполнению работ по контракту соисполнителя неконкурентным способом, заключает договоры со многими организациями. Также Предприятие при заключении муниципального контракта не располагает сведениями о том, какие именно виды работ и в каком объеме будут фактически выполняться. Так, по условиям муниципальных контрактов предусмотрено, что все работы выполняются по план-заданиям, выданным Заказчиком, в которых будут конкретизированы виды, объемы и места подлежащих выполнению работ. Работы, выполняемые каждый месяц исполнения контрактов, не являются полностью прогнозируемыми для подрядчика. Таким образом, исключение указанного пункта приведет к формальному подходу применения законодательства, что является недопустимым.

Представитель прокуратуры .... поддержал ранее изложенную позицию.

Комиссия, исследовав материалы дела, приняла решение об отложении рассмотрения дела, в связи с необходимостью получения дополнительных сведений для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела, однако срок рассмотрения дела истекает 17.01.2024, в связи с чем подлежит продлению.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь частью 1 статьи 41, статьями 45, 47 Закона № 135-ФЗ, Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Ходатайство о приобщении дополнительных материалов удовлетворить.

2. Продлить срок рассмотрения дела № 024/01/17-2795/2023 до 01.07.2024.

3. Отложить рассмотрение дела № 024/01/17-2795/2023.

4. Назначить дело № 024/01/17-2795/2023 к рассмотрению на 16 часов 00 минут 13.03.2024 по адресу: 660017, г. Красноярск,  пр. Мира, 81 «д».

5. МП «САТП» в срок до 05 марта 2024 года представить в адрес Красноярского УФАС России следующую информацию, в том числе надлежащим образом заверенные копии документов:

- реестр сделок, согласованных Департаментом городского хозяйства г. Красноярска за период 2020-2023 гг. для МП «САТП» с нарушением порядка согласования (с указанием причин нарушения порядка по каждой сделке);

- реестр сделок, несогласованных Департаментом городского хозяйства г. Красноярска за 2023 гг. (с указанием причин отказа согласования);

- запросы коммерческих предложений, направленные МП «САТП» для определения возможных исполнителей, подрядчиков для исполнения муниципальных контрактов в 2024 году (с документами, подтверждающими направление запросов; с приложением ответов на них);

- запросы коммерческих предложений, направленные МП «САТП» для определения возможных исполнителей, подрядчиков в рамках исполнения муниципальных контрактов:  № Ф.2023.0607 от 19.05.2023, № Ф.2023.0609 от 19.05.2023 (с документами, подтверждающими направление запросов; с приложением ответов на них);

- реестр договоров, заключенных МП «САТП» в 2019 году с хозяйствующими субъектами в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов (с указанием конкретных частей и статей Закона № 44-ФЗ);

- реестр контрактов за период 2021-2023 гг., заключенных МП «САТП» на выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети г. Красноярска (с указанием по каждому контракту всех заключенных договоров с привлеченными исполнителями, подрядчиками).

Представить пояснения по существу рассматриваемых обстоятельств дела и запрошенную информацию возможно посредством направления ее нарочно либо на электронный (to24@fas.gov.ru), почтовый адрес Красноярского УФАС России.

Лицо, участвующее в деле, на основании статьи 43 Закона № 135-ФЗ, вправе заявить ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, направив его на вышеуказанную электронную почту Красноярского УФАС России.

В случае направления лицом, участвующим в деле, представителя на рассмотрение дела № 024/01/17-2795/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, представителю при себе надлежит иметь документы, удостоверяющие личность, доверенность на право представления интересов лица, участвующего в деле, в органах Федеральной антимонопольной службы с указанием в ней права на участие в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны