Заключение б/н Заключение об обстоятельствах дела от 31 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

АО «Авиакомпания «НордСтар»

 

125130, г. Москва,

Старопетровский проезд, д. 11, корп. 2

 

660075, г. Красноярск,

ул. Маерчака, 16

info@nordstar.ru

 

Министерство транспорта Красноярского края

 

ул. Сурикова, 47,

г. Красноярск, 660049

info@mintrans24.ru

 

Министерство тарифной политики Красноярского края

 

пр. Мира, 10,

г. Красноярск, 660049

krrec@mail.ru

 

31.10.2019

17503

 

 

 

 

 

 

             

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 024/01/10-1438/2019

 

31 октябрь 2019 года

 

г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 024/01/10-1438/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 024/01/10-1438/2019 по признакам нарушения АО «Авиакомпания «НордСтар» (ИНН 8401008386, 660075, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии:

представителя АО «Авиакомпания «НордСтар»: <…>;

представителя Министерства тарифной политики Красноярского края <…>;

представителей Министерства транспорта Красноярского края: <…>,

установила следующее.

Рассматриваемое дело было возбуждено приказом Красноярского УФАС России от 27.08.2019 № 229 «О возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства». Определением о назначении дела № 024/01/10-1438/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 27.08.2019 к участию в рассмотрении дела были привлечены в качестве:

ответчика: АО «Авиакомпания «НордСтар» (ИНН 8401008386, 660075, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А).

В адрес Красноярского УФАС России поступили заявления граждан на действия АО «Авиакомпания «НордСтар», выразившиеся в увеличении стоимости авиабилетов на летний период 2019 года по направлениям Норильск – Красноярск, Красноярск – Норильск.

В рамках рассмотрения названных заявлений Красноярским УФАС России
установлено следующее.

Согласно информации, представленной ООО «Аэропорт Емельяново», ООО «Аэропорт «Норильск», в пределах географических границ рынка оказания услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по направлениям Норильск – Красноярск, Красноярск – Норильск в 2018 году, в период с января по май 2019 года, действовало АО «Авиакомпания «НордСтар», доля которого на соответствующем товарном рынке составляла 100%.

Министерством транспорта Красноярского края установлены предельные тарифы на услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Норильск – Красноярск, Красноярск – Норильск для воздушных судов типа АТР-42-500 начиная с 07.02.2017 – 11 000 руб. (приказ Министерства транспорта Красноярского края от 27.01.2017 № 5/2-Н), с 14.05.2018 – 11 880 руб. (приказ Министерства транспорта Красноярского края от 28.04.2018 № 5/46-Н).

Также приказом Министерства транспорта Красноярского края от 26.04.2013 № 5/44 по маршрутам Норильск – Красноярск, Красноярск – Норильск для воздушных судов типа
Ан-24/26 и Як-42 установлены предельные тарифы 17 407 руб. и 22 337 руб. соответственно.

По информации, представленной ООО «Аэропорт Емельяново», АО «Авиакомпания «НордСтар» в 2018 году, в период с января по май 2019 года АО «Авиакомпания «НордСтар» оказывались услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Норильск – Красноярск, Красноярск – Норильск с использованием воздушных судов типа Boeing-737-800 и АТР-42-500.

В соответствии отчетом о финансовой деятельности предприятий и организации воздушного транспорта за 2018 год, представленным АО «Авиакомпания «НордСтар», прибыль авиакомпании по перевозке пассажиров, грузов и почты на внутренних воздушных линиях составила 249 081 тыс. руб.

Таким образом, АО «Авиакомпания «НордСтар» в 2018 году, в период с января по май 2019 года осуществляло перевозки пассажиров воздушным транспортом по маршрутам
Норильск – Красноярск, Красноярск – Норильск с использованием воздушных судов, в отношении которых не были определены тарифы, подлежащие государственному регулированию.

В соответствии с положениями пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
№ 024/01/10-1438/2019 Красноярским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам Норильск – Красноярск, Красноярск – Норильск за период с 01.01.2018 по 31.05.2019. По результатам проведенного анализа установлено, что рынок оказания услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам Норильск – Красноярск, Красноярск – Норильск в период с 01.01.2018 по 31.05.2019 является высококонцентрированным, доминирующее положение на котором занимало АО «Авиакомпания «НордСтар».

На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «Авиакомпания «НордСтар» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам Норильск – Красноярск, Красноярск – Норильск.

В действиях АО «Авиакомпания «НордСтар», выразившихся в осуществлении авиаперевозчиком перевозок пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Норильск – Красноярск, Красноярск – Норильск в 2018 году, в период с января по май 2019 года с использованием воздушных судов, в отношении которых не были определены тарифы, подлежащие государственному регулированию, усматриваются нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 № 402 «Об утверждении Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» город Норильск отнесен к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, регулируют цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также тарифы и надбавки на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Постановлением администрации Красноярского края от 24.09.2001 № 670-П «О государственном регулировании тарифов, цен, сборов, платы в Красноярском крае»
(вместе с «Перечнем регулируемых тарифов, цен, сборов, платы на продукцию, товары и услуги в Красноярском крае») утвержден Перечень регулируемых тарифов, цен, сборов, платы на продукцию, товары и услуги в Красноярском крае, пунктом 2.24 которого к полномочиям Министерства тарифной политики Красноярского края отнесено тарифное регулирование перевозки грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края.

С 17.08.2019 регулирование тарифов на перевозки грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края (пункт 2.24 Перечня регулируемых тарифов, цен, сборов, платы на продукцию, товары и услуги в Красноярском крае, утвержденного Постановлением администрации Красноярского края от 24.09.2001 № 670-П) осуществляется Министерством тарифной политики Красноярского края, ранее данные тарифы регулировались Министерством транспорта Красноярского края.

Согласно подпункт 2 пункта 3.1 Положения о министерстве транспорта Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 06.07.2010 № 377-п, к компетенции министерства транспорта Красноярского края относится государственное регулирование цен (тарифов) на перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным транспортом, пассажиров и багажа воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (утратил силу Постановлением Правительства Красноярского края от 30.07.2019 № 393-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 06.07.2010 № 377-п «Об утверждении Положения о министерстве транспорта Красноярского края»).

В соответствии с пунктом 3.17.11 Положения о Министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного постановление Правительства Красноярского края от 03.07.2018 № 380-п, к компетенции Министерства тарифной политики Красноярского края относится установление тарифов на перевозки грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края.

Таким образом, тарифы на перевозку грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом по направлениям Красноярск – Норильск, Норильск – Красноярск подлежат регулированию и устанавливаются уполномоченным органом.

Определениями от 30.09.2019 к участию в рассмотрении дела № 024/01/10-1438/2019 в качестве лиц, располагающими сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах привлечены – Министерство транспорта Красноярского края, Министерство тарифной политики Красноярского края. Определением от 30.09.2019 рассмотрение дела № 024/01/10-1438/2019 отложено.

Согласно письму Министерства тарифной политики Красноярского края от 18.10.2019 № 83-1509 АО «Авиакомпания «НордСтар» обращалось в адрес министерства по вопросу установления предельных тарифов на линии Красноярск – Норильск для воздушного судна типа Boeing-737-800 без предоставления пакета документов, необходимого для проведения анализа и расчета тарифов. Письмом Министерства транспорта Красноярского края от 02.11.2018
№ 05-8029 в адрес авиакомпании направлен ответ о приостановлении рассмотрения материалов по установлению тарифов.

Министерством транспорта Красноярского края рассматривается заявление АО «Авиакомпания «НордСтар» от 22.10.2019 № НС/4637-исх об установлении предельных тарифов по внутрикраевым рейсам, выполняемым авиакомпанией на воздушных судах типа Boeing-737 по маршруту Красноярск – Норильск – Красноярск.

По информации АО «Авиакомпания «НордСтар», полученной в рамках рассмотрения дела № 024/01/10-1438/2019, за 2018 года авиакомпания оказала услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом по направлениям Красноярск – Норильск, Норильск – Красноярск с использованием воздушных судов типа Boeing-737 в размере 96,6% (от общей доли всех перевезенных пассажиров по названным направлениям за указанный период); типа АТР-42 в размере 3,4% (от общей доли всех перевезенных пассажиров по названным направлениям за указанный период). За период с января по май 2019 года АО «Авиакомпания «НордСтар» оказало услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом по направлениям Красноярск – Норильск, Норильск – Красноярск с использованием воздушных судов типа Boeing-737 в размере 99,7% (от общей доли всех перевезенных пассажиров по названным направлениям за указанный период); типа АТР-42 в размере 0,3% (от общей доли всех перевезенных пассажиров по названным направлениям за указанный период).

Действия АО «Авиакомпания «НордСтар», занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам Норильск – Красноярск, Красноярск – Норильск в 2018 году, в период с января по май 2019 года, выразившиеся в осуществлении авиаперевозчиком перевозок пассажиров воздушным транспортом по указанным маршрутам в 2018 году, в период с января по май 2019 года с использованием воздушных судов, в отношении которых не были определены тарифы, подлежащие государственному регулированию, образуют состав нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Председатель Комиссии

<…>

Члены Комиссии:

<…>

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны