Заключение б/н Заключение об обстоятельствах дела от 31 октября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
|
АО «Авиакомпания «НордСтар»
125130, г. Москва, Старопетровский проезд, д. 11, корп. 2
660075, г. Красноярск, ул. Маерчака, 16 info@nordstar.ru
Министерство транспорта Красноярского края
ул. Сурикова, 47, г. Красноярск, 660049 info@mintrans24.ru
Министерство тарифной политики Красноярского края
пр. Мира, 10, г. Красноярск, 660049 krrec@mail.ru |
||||
|
31.10.2019 |
17503 |
|
|||
|
|
|
|
|||
|
||||||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 024/01/10-1438/2019
31 октябрь 2019 года |
|
г. Красноярск |
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 024/01/10-1438/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 024/01/10-1438/2019 по признакам нарушения АО «Авиакомпания «НордСтар» (ИНН 8401008386, 660075, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии:
представителя АО «Авиакомпания «НордСтар»: <…>;
представителя Министерства тарифной политики Красноярского края <…>;
представителей Министерства транспорта Красноярского края: <…>,
установила следующее.
Рассматриваемое дело было возбуждено приказом Красноярского УФАС России от 27.08.2019 № 229 «О возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства». Определением о назначении дела № 024/01/10-1438/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 27.08.2019 к участию в рассмотрении дела были привлечены в качестве:
ответчика: АО «Авиакомпания «НордСтар» (ИНН 8401008386, 660075, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А).
В адрес Красноярского УФАС России поступили заявления граждан на действия АО «Авиакомпания «НордСтар», выразившиеся в увеличении стоимости авиабилетов на летний период 2019 года по направлениям Норильск – Красноярск, Красноярск – Норильск.
В рамках рассмотрения названных заявлений Красноярским УФАС России
установлено следующее.
Согласно информации, представленной ООО «Аэропорт Емельяново», ООО «Аэропорт «Норильск», в пределах географических границ рынка оказания услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по направлениям Норильск – Красноярск, Красноярск – Норильск в 2018 году, в период с января по май 2019 года, действовало АО «Авиакомпания «НордСтар», доля которого на соответствующем товарном рынке составляла 100%.
Министерством транспорта Красноярского края установлены предельные тарифы на услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Норильск – Красноярск, Красноярск – Норильск для воздушных судов типа АТР-42-500 начиная с 07.02.2017 – 11 000 руб. (приказ Министерства транспорта Красноярского края от 27.01.2017 № 5/2-Н), с 14.05.2018 – 11 880 руб. (приказ Министерства транспорта Красноярского края от 28.04.2018 № 5/46-Н).
Также приказом Министерства транспорта Красноярского края от 26.04.2013 № 5/44 по маршрутам Норильск – Красноярск, Красноярск – Норильск для воздушных судов типа
Ан-24/26 и Як-42 установлены предельные тарифы 17 407 руб. и 22 337 руб. соответственно.
По информации, представленной ООО «Аэропорт Емельяново», АО «Авиакомпания «НордСтар» в 2018 году, в период с января по май 2019 года АО «Авиакомпания «НордСтар» оказывались услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Норильск – Красноярск, Красноярск – Норильск с использованием воздушных судов типа Boeing-737-800 и АТР-42-500.
В соответствии отчетом о финансовой деятельности предприятий и организации воздушного транспорта за 2018 год, представленным АО «Авиакомпания «НордСтар», прибыль авиакомпании по перевозке пассажиров, грузов и почты на внутренних воздушных линиях составила 249 081 тыс. руб.
Таким образом, АО «Авиакомпания «НордСтар» в 2018 году, в период с января по май 2019 года осуществляло перевозки пассажиров воздушным транспортом по маршрутам
Норильск – Красноярск, Красноярск – Норильск с использованием воздушных судов, в отношении которых не были определены тарифы, подлежащие государственному регулированию.
В соответствии с положениями пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
№ 024/01/10-1438/2019 Красноярским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам Норильск – Красноярск, Красноярск – Норильск за период с 01.01.2018 по 31.05.2019. По результатам проведенного анализа установлено, что рынок оказания услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам Норильск – Красноярск, Красноярск – Норильск в период с 01.01.2018 по 31.05.2019 является высококонцентрированным, доминирующее положение на котором занимало АО «Авиакомпания «НордСтар».
На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «Авиакомпания «НордСтар» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам Норильск – Красноярск, Красноярск – Норильск.
В действиях АО «Авиакомпания «НордСтар», выразившихся в осуществлении авиаперевозчиком перевозок пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Норильск – Красноярск, Красноярск – Норильск в 2018 году, в период с января по май 2019 года с использованием воздушных судов, в отношении которых не были определены тарифы, подлежащие государственному регулированию, усматриваются нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 № 402 «Об утверждении Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» город Норильск отнесен к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, регулируют цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также тарифы и надбавки на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.09.2001 № 670-П «О государственном регулировании тарифов, цен, сборов, платы в Красноярском крае»
(вместе с «Перечнем регулируемых тарифов, цен, сборов, платы на продукцию, товары и услуги в Красноярском крае») утвержден Перечень регулируемых тарифов, цен, сборов, платы на продукцию, товары и услуги в Красноярском крае, пунктом 2.24 которого к полномочиям Министерства тарифной политики Красноярского края отнесено тарифное регулирование перевозки грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края.
С 17.08.2019 регулирование тарифов на перевозки грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края (пункт 2.24 Перечня регулируемых тарифов, цен, сборов, платы на продукцию, товары и услуги в Красноярском крае, утвержденного Постановлением администрации Красноярского края от 24.09.2001 № 670-П) осуществляется Министерством тарифной политики Красноярского края, ранее данные тарифы регулировались Министерством транспорта Красноярского края.
Согласно подпункт 2 пункта 3.1 Положения о министерстве транспорта Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 06.07.2010 № 377-п, к компетенции министерства транспорта Красноярского края относится государственное регулирование цен (тарифов) на перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным транспортом, пассажиров и багажа воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (утратил силу Постановлением Правительства Красноярского края от 30.07.2019 № 393-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 06.07.2010 № 377-п «Об утверждении Положения о министерстве транспорта Красноярского края»).
В соответствии с пунктом 3.17.11 Положения о Министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного постановление Правительства Красноярского края от 03.07.2018 № 380-п, к компетенции Министерства тарифной политики Красноярского края относится установление тарифов на перевозки грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края.
Таким образом, тарифы на перевозку грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом по направлениям Красноярск – Норильск, Норильск – Красноярск подлежат регулированию и устанавливаются уполномоченным органом.
Определениями от 30.09.2019 к участию в рассмотрении дела № 024/01/10-1438/2019 в качестве лиц, располагающими сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах привлечены – Министерство транспорта Красноярского края, Министерство тарифной политики Красноярского края. Определением от 30.09.2019 рассмотрение дела № 024/01/10-1438/2019 отложено.
Согласно письму Министерства тарифной политики Красноярского края от 18.10.2019 № 83-1509 АО «Авиакомпания «НордСтар» обращалось в адрес министерства по вопросу установления предельных тарифов на линии Красноярск – Норильск для воздушного судна типа Boeing-737-800 без предоставления пакета документов, необходимого для проведения анализа и расчета тарифов. Письмом Министерства транспорта Красноярского края от 02.11.2018
№ 05-8029 в адрес авиакомпании направлен ответ о приостановлении рассмотрения материалов по установлению тарифов.
Министерством транспорта Красноярского края рассматривается заявление АО «Авиакомпания «НордСтар» от 22.10.2019 № НС/4637-исх об установлении предельных тарифов по внутрикраевым рейсам, выполняемым авиакомпанией на воздушных судах типа Boeing-737 по маршруту Красноярск – Норильск – Красноярск.
По информации АО «Авиакомпания «НордСтар», полученной в рамках рассмотрения дела № 024/01/10-1438/2019, за 2018 года авиакомпания оказала услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом по направлениям Красноярск – Норильск, Норильск – Красноярск с использованием воздушных судов типа Boeing-737 в размере 96,6% (от общей доли всех перевезенных пассажиров по названным направлениям за указанный период); типа АТР-42 в размере 3,4% (от общей доли всех перевезенных пассажиров по названным направлениям за указанный период). За период с января по май 2019 года АО «Авиакомпания «НордСтар» оказало услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом по направлениям Красноярск – Норильск, Норильск – Красноярск с использованием воздушных судов типа Boeing-737 в размере 99,7% (от общей доли всех перевезенных пассажиров по названным направлениям за указанный период); типа АТР-42 в размере 0,3% (от общей доли всех перевезенных пассажиров по названным направлениям за указанный период).
Действия АО «Авиакомпания «НордСтар», занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам Норильск – Красноярск, Красноярск – Норильск в 2018 году, в период с января по май 2019 года, выразившиеся в осуществлении авиаперевозчиком перевозок пассажиров воздушным транспортом по указанным маршрутам в 2018 году, в период с января по май 2019 года с использованием воздушных судов, в отношении которых не были определены тарифы, подлежащие государственному регулированию, образуют состав нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Председатель Комиссии |
<…> |
Члены Комиссии: |
<…> |
|
<…> |