Решение б/н Решение по делу №094-11-12 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОАО «СГ-транс»

119048, г. Москва, 

пр. Комсомольский, д. 42, стр. 3

 

ИП Козлову С.В.

<...>

 

ИП Нестерову А.И.

<...>

 

РЕШЕНИЕ

 

«14» ноября 2012 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена «31» октября 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено «14» ноября 2012 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <...>, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: <...>, начальник отдела естественных монополий, <...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, рассмотрев дело № 094-11-12 по признакам нарушения ОАО «СГ-транс» (119048, г. Москва, пр. Комсомольский, д. 42, стр. 3),  ИП Козловым С.В., ИП Нестеровым А.И.  части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции от 18.07.2011 № 242-ФЗ), установила следующее.

Дело № 094-11-12  было возбуждено Красноярским УФАС России по результатам рассмотрения поступившего из ФАС России заявления <…> о росте цен на сжиженный углеводородный газ (далее – СУГ) для заправки автотранспорта в г. Минусинске Красноярского края в 2010, 2011 гг. на основании Приказа от 29.03.2012 № 151 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, к участию в деле № 094-11-12 были привлечены: ИП Нестеров А.И., ООО «Изомер», ОАО «Красноярсккрайгаз».

Определением о привлечении в качества ответчика по делу № 094-11-12 от 28.09.2012 к участию в рассмотрении дела № 094-11-12 в качестве ответчика был привлечен ИП Нестеров А.И.

Красноярским УФАС России установлено, что  ОАО «СГ-транс», ИП Козлов С.В.,  ИП Нестеров А.И. 10.10.2011 установили одинаковые цены на СУГ, реализуемый через автомобильные газозаправочные станции (далее – АГЗС) на территории г. Минусинск в условиях отсутствия на то объективных обстоятельств.

Розничную реализацию СУГ на территории г. Минусинск в 2011 году осуществляли следующие хозяйствующие субъекты:

- ОАО «СГ-транс» - эксплуатировало на праве собственности автомобильную газозаправочную станцию (далее – АГЗС) № 8, расположенную по ул. Суворова, 1А;

- ИП Козлов С.В. – эксплуатировал на праве собственности АГЗС по ул. Сотниченко, 4;

- ИП Нестеров А.И. - эксплуатировал на основании договора аренды автомобильной газозаправочной станции (АГЗС) от 20.04.2011 АГЗС по ул. Городокская, 33А;

- ООО «Изомер» - эксплуатировало на праве собственности АГЗС по ул. Абаканская, 88.

В 2011 году розничные цены на СУГ, реализуемый ОАО «СГ-транс» через АГЗС № 8,  устанавливались приказами ОАО «СГ-транс» Абаканская база сжиженного газа филиал по реализации.  С 12.02.2011 цена была установлена в размере 15,50 руб./л. (приказ от 11.02.2012 № 60/п), с 19.02.2011 – 14,00 руб./л. (приказ от 18.02.2011 № 69/п), с 14.03.2011 – 13,00 руб./л. (приказ от 14.03.2011 № 81/п), с 22.03.2011 – 11,90 руб./л. (приказ от 22.03.2011 № 92/п), с 26.03.2011 – 11,45 руб./л. (приказ от 25.03.2011 № 97/п), с 08.04.2011 – 12,50 руб./л. (приказ от 08.04.2011 № 110/п), с 03.05.2011 – 13,50 руб./л. (приказ от 03.05.2011 № 131/п), с 27.05.2011 – 14,00 руб./л. (приказ от 26.05.2011 № 154/п), с 08.09.2011 – 16,00 руб./л. (приказ от 08.09.2011 № 223/п), на 23 и 25 сентября приказом от 23.09.2011 № 236/п цены были установлены в  размере 15,00 руб./л., на 27 и 29 сентября 2011 года – 15,00 руб./л. (приказ от 26.09.2011 № 237/п), с 10.10.2011 – 16,50 руб./л. (приказ от 07.10.2011 № 242/п).

Динамика розничных цен на СУГ, реализуемый ИП Козловым С.В. в 2011 году, имеет следующий вид: в январе 2011 года – 16,50 руб./л., с 14.02.2011 – 15,50 руб./л., с 17.02.2011 – 14,00 руб./л., с 15.03.2011 – 13,00 руб./л., с 23.03.2011 – 12,00 руб./л., в апреле 2011 года – 11,40 руб./л., с 08.04.2011 – 12,50 руб./л., в мае 2011 года – 13,50 руб./л., в июне, июле, августе 2011 года – 14,00 руб./л., с 10.08.2011 – 15,00 руб./л., с 12.09.2011 – 16,00 руб./л., с 10.10.2011 – 16,50 руб./л.

ИП Нестеровым А.И. были установлены розничные цены на СУГ с 15.07.2011 в размере 14,00 руб./л., с 10.08.2011 – 15,00 руб./л., с 10.09.2011 – 16,00 руб./л., с 10.10.2011 – 16,50 руб./л.

Таким образом, 10.10.2011 ОАО «СГ-транс», ИП Козловым С.В., ИП Нестеровым А.И. одновременно были увеличены розничные цены на СУГ.

ОАО «СГ-транс» пояснило, что рост и снижение розничных цен на СУГ устанавливаются с учетом объективных причин: входная цена с НПЗ, доставка газа до места с учетом транспортных затрат, подача, уборка вагонов цистерн, возврат цистерн, эксплуатационные издержки на АГЗС, общепроизводственные расходы. Запрашиваемые порядок, методы установления розничных цен на СУГ не представлены.

ИП Козлов С.В. пояснил, что цена на СУГ не является постоянной и зависит от ценовой политики поставщиков, при формировании цены применяется «себестоимостной» метод ценообразования, т.е. за основу цены берется себестоимость СУГ, к которой прибавляются издержки (расходы на доставку и хранение – в размере 1,00 руб./л., прочие расходы – в размере 2,50 руб./л.) и планируемый процент прибыли (от 20% до 30%).

ИП Нестеров А.И. пояснил, что цены на СУГ устанавливаются исходя из цен закупа и наценки в размере 15%.

В своих пояснениях все участники дела указывают, что установление цен осуществляется на основе закупочных цен, собственных затрат и необходимой прибыли. Однако конкретные расчеты, подтверждающие экономическую целесообразность, обоснованность установления «10» октября 2011 года розничных цен на СУГ в размере 16,50 руб./л, представлены не были.

 

Красноярским УФАС России был проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «СГ-транс», ИП Козлова С.В., ИП Нестерова А.И.  на предмет выявления обстоятельств, повлиявших на единовременное повышение розничных цен на СУГ «10» октября 2011 года до одного уровня.

В результате указанного анализа, Комиссией сделан вывод о том, что           ОАО «СГ-транс», ИП Козлов С.В., ИП Нестеров А.И. закупали СУГ у различных поставщиков, по различным ценам, несли различные транспортные расходы по доставке СУГ до АГЗС в г. Минусинск, суммарные расходы по реализации были разными.

В августе 2011 года ОАО «СГ-транс» приобретало СУГ у ОАО «Тувгаз» по цене 14997,8 руб./т. (товарная накладная № 168 от 24.08.2011). Входная стоимость 1 л. газа составляла 8,09 руб./л.

В сентябре 2011 года закуп СУГ был произведен ОАО «СГ-транс» 14.09.2011 у ОАО «Новосибирскнефтегазпереработка» по цене 15593,22 руб./т. (товарная накладная № 787 от 14.09.2011, № 785 от 14.09.2011). Входная стоимость 1 л. газа составила 10,12 руб./л. и тем самым выросла на 2,03  руб./л.

Вместе с тем, розничную цену на СУГ ОАО «СГ-транс» увеличило 08.09.2011 – с 14,00 руб./л. до 16,00 руб./л. (рост составил 2 руб./л.).

С 15.09.2011 по 14.10.2011 закуп СГУ ОАО «СГ-транс» не производился, изменения затрат, связанных с приобретением и реализацией СУГ Комиссией не установлены, однако 10.10.2011 ОАО «СГ-транс» увеличило розничную цену на СУГ на 0,50 руб. до уровня 16,50 руб./л.

В качестве обоснования роста розничных цен на СУГ 10.10.2011 ОАО «СГ-транс» представило расчет розничных цен на основе закупочных цен будущего периода -  «14» октября 2011 года, когда СУГ был приобретен у ООО «Азот Трейдинг» по цене 16950 руб./т. (товарная накладная № 620 от 14.10.2011).

ИП Козлов С.В. в августе 2011 года приобрел 190 тонн газа по цене 15800,2 руб./т. у ОАО «Красноярсккрайгаз», 84,89 тонн газа по цене 13100 руб./т. у ИП Артеменко В.И., 25 тонн газа по цене 15300,47 руб./т. у ООО «РН-Красноярскнефтепродукт».

С 12 сентября 2011 года ИП Козловым С.В. розничная цена на СУГ была увеличена на 1 руб. до уровня 16,00 руб./л.

ИП Козлов С.В. пояснил, что рост цен в сентябре был вызван ростом закупочной цены на газ в сентябре 2011 года. «30» сентября 2011 года ИП Козлов С.В. купил 103,82 тонны СУГ у ОАО «Новосибирскнефтегазпереработка» по цене 13559,32 руб./т. (товарная накладная № 867 от 30.09.2011), 34,84 тонны СУГ у ИП Артеменко В.И. по цене 17100 руб./т. (товарная накладная № 152 от 30.09.2011) и 17,6 тонн по цене 15100 руб./т. (товарная накладная № 153 от 30.09.2011). Также в сентябре были увеличены транспортные расходы на доставку газа, поскольку приобретенный у ОАО «Новосибирскнефтегазпереработка» газ доставлялся из с. Жуково Томской области.

До «18» октября 2011 года закуп СУГ ИП Козловым С.В. не осуществлялся, изменения затрат, связанных с приобретением и реализацией СУГ, Комиссией не установлены. Вместе с тем, розничная цена на СУГ была увеличена «10» октября 2011 года до уровня 16,50 руб./л.

Из представленных ИП Козловым С.В. данных по составляющим отпускной цены на СУГ следует, что с 12.09.2011 по 01.11.2011 совокупные затраты по реализации СУГ не изменялись и составляли 13,20 руб./л.

Комиссией также было установлено, что ИП Козловым С.В. в 2011 году осуществлял розничную реализацию СУГ в д. Козлово Минусинского района (ул. Центральная, № 1А). Пояснения ИП Козлова С.В. о том, что политика ценообразования едина как для АГЗС в г. Минусинске, так и для АГЗС в д. Козлово, противоречит материалам дела. При одинаковых расходах по реализации газа розничные цены устанавливались ИП Козловым С.В. в г. Минусинск и д. Козлово на разном уровне. Так с 10.10.2011 на АГЗС в д. Козлово была установлена розничная цена СУГ в размере 15,50 руб./л. (16,50 руб./л. в г. Минусинск) при совокупных расходах по реализации газа в 13,20 руб./л. (как в г. Минусинск).

ИП Нестеров А.И. приобретал СУГ в сентябре 2011 года у ОАО «СГ-транс» и ОАО «Красноярсккрайгаз» по следующим ценам: 03.09.2011 – 17796,61 руб./т. (товарная накладная № 14-030911/001 от 03.09.2011), 15.09.2011 – 17796,61 руб./т. (товарная накладная № 14-150911/001 от 15.09.2011, № 14-150911/008 от 15.09.2011), 21.09.2011 – 17796,61 руб./т. (товарная накладная № 14-210911/003 от 21.09.2011), 22.09.2011 – 17796,61 руб./т. (товарная накладная № 14-220911/009 от 22.09.2011), 30.09.2011 – 16,95 руб./кг. (товарная накладная № 4773 от 30.09.2011).

10.09.2011 ИП Нестеров А.И. увеличил розничные цены на реализуемый СУГ с 15,00 руб./л. до 16,00 руб./л. (разница составила 1 руб./л.).

До 11.10.2011 закуп СУГ ИП Нестеровым А.И. не производился, однако розничная цена на газ была увеличена 10.10.2011 до 16,50 руб./л.

В материалах дела отсутствуют какие-либо данные, позволяющие сделать обоснованный вывод о том, что причиной одновременного повышения розничных цен на СУГ «10» октября 2011 года явились внешние (экономические) по отношению к продавцам предпосылки.  Доказательства наличия обстоятельств, в равной мере влияющих на ответчиков, в материалы дела не представлены.

Свидетельством отсутствия факторов, в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов на рынке розничной торговли СУГ для заправки автотранспорта на территории г. Минусинск 10.10.2011, является следующее обстоятельство.

В географических границах г. Минусинск розничную реализацию СУГ в 2011 году осуществляло ООО «Изомер» Красноярский край, г. Минусинск, ул. Абаканская, 88). В августе и сентябре 2011 года ООО «Изомер» приобретало СУГ у ОАО «СГ-транс». «4» и «8» октября 2011 года ООО «Изомер» закупило СУГ у ООО «СГ-транс» по цене 18644,07 руб./т. «7» октября 2011 года ООО «Изомер» закупило СУГ у ООО «СГ-транс» по цене 19915,25 руб./т. (аналогичная цена закупки СУГ у ИП Нестерова А.И. 11.10.2011).

Вместе с тем ООО «Изомер» с 05.09.2011 по 31.10.2011 не увеличивало розничные цены на СУГ, цена составляла 16,00 руб./л. В результате роста 31.10.2011 закупочной цены СУГ до уровня 22500 руб./т. (поставщик – ИП Хлопов М.В.), розничная цена на реализуемый обществом СУГ увеличилась 31.10.2011 до уровня 16,50 руб./л.

Изучив материалы дела, заслушав доводы ответчиков по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции от 18.07.2011 № 242-ФЗ) согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

  1. результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
  2. действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными, следует учитывать, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Так же в названном пункте указано, что о согласованности действий свидетельствует тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно.

Из приведенных норм следует, что для признания действий хозяйствующих субъектов согласованными необходимо, чтобы эти действия были совершены указанными лицами на одном товарном рынке; не являлись следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке; были заранее известны каждому из хозяйствующих субъектов и их результат соответствовал интересам каждого из названных лиц.

Комиссией было установлено, что действия ОАО «СГ-транс», ИП Козлова С.В.,  ИП Нестерова А.И. по единовременному повышению розничных цен на СУГ 10.10.2011 были совершены на одном товарном рынке – рынке розничной реализации СУГ для заправки автотранспорта в географических границах г. Минусинск.

Указанные действия не являлись следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов, поскольку ООО «Изомер» цены на СУГ не увеличивало (с 05.09.2011 по 31.10.2011).

Действия ОАО «СГ-транс», ИП Козлова С.В.,  ИП Нестерова А.И. по единовременному повышению розничных цен на СУГ 10.10.2011 были заранее известны каждому из хозяйствующих субъектов. Следствием одновременного установления одинакового уровня цен на СУГ ОАО «СГ-транс», ИП Козловым С.В.,  ИП Нестеровым А.И.  является устранение конкурентных отношений между ними, а именно – ценовой состязательности при розничной реализации СУГ.

 Результат установления и поддержания розничных цен на СУГ соответствует экономическим интересам каждого из хозяйствующих субъектов, поскольку каждый из них получал доход, превышающий доход в условиях конкурентного рынка.

Так 10.10.2011 в результате увеличения розничных цен на СУГ маржа увеличилась у ОАО «СГ-транс» с 2,14 руб./л. до уровня 2,64 руб./л., у ИП Козлова С.В. – с 2,80 руб./л. до уровня 3,30 руб./л., у ИП Нестерова А.И. – с 1,21 руб./л. до уровня 3,03 руб./л.

Учитывая изложенное, ОАО «СГ-транс», ИП Козлов С.В.,  ИП Нестеров А.И. 10.10.2011 осуществили согласованные действия на розничном рынке реализации СУГ на территории г. Минусинск, что выразилось в повышении розничных цен на СУГ.

Пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции от 18.07.2011 № 242-ФЗ) установлен прямой запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести, в том числе, к установлению цен.

В соответствии с действующей редакцией статьи 8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;

2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;

3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год.

В связи с этим, рассматриваемые действия  ОАО «СГ-транс», ИП Козлов С.В.,  ИП Нестеров А.И. по единовременному установлению розничных цен на СУГ в г. Минусинск 10.10.2011 не являются согласованными в действующей редакции статьи 8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании чего ОАО «СГ-транс», ИП Козлов С.В.,  ИП Нестеров А.И. к административной ответственности не привлекаются.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, при отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела и в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «СГ-транс», ИП Козлова С.В.,  ИП Нестерова А.И. нарушившими часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции от 18.07.2011 № 242-ФЗ) по факту совершения согласованных действий на розничном рынке реализации СУГ для заправки автотранспорта на территории г. Минусинск  «10» октября 2011 года в форме единовременного увеличения розничных цен.

2. Предписание не выдавать в связи с тем, что нарушение выявлено в 2011 году и не является длящимся.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                 <...>

 

Члены Комиссии:                                                                                                              <...>

 

                                                                                                                                        <...>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

  • 094-11-12_reshenie.doc

Связанные организации

Связанные организации не указаны