Письмо №ИС/17847/23 РЕШЕНИЕ № 024/01/10-1675/2023 от 25 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

20 октября 2023 года г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена 9 октября 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено 20 октября 2023 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 024/01/10-1675/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Сергань И.А., врио заместителя руководителя управления, члены Комиссии: Сугорова В.В., заместитель начальника аналитического отдела, А.И. Скляренко, специалист-эксперт управления (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 024/01/10-1675/2023 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Крассети» (660079, г. Красноярск, ул. Свердловская, зд.15, стр.28, офис 39, ИНН 2460255883) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 024/01/10-1675/2023 возбуждено приказом Красноярского УФАС России от 16.06.2023 № 164/23 по признакам нарушения ООО «Крассети» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в изменении схемы электроснабжения КТП № 25-11 (Минусинский район, Красноярский край).

Определением от 23.06.2023 рассмотрение дела № 024/01/10-1675/2023 назначено на 31.07.2023 в 15:00. К участию в рассмотрении дела привлечены: в качестве заявителя АО «КрасЭКо» (660049, г. Красноярск, пр. Мира, 10), в качестве ответчика – ООО «Крассети» (660079, г. Красноярск, ул. Свердловская, зд.15, стр.28, офис 39, ИНН 2460255883), в качестве заинтересованных лиц – ПАО «Россети Сибирь» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а), ПАО «Красноярскэнергосбыт» (660017, г. Красноярск, ул. Дубровинского, 43).

Определением от 31.07.2023 рассмотрение дела отложено на 29.08.2023 в 16:00, изменен предмет рассмотрения дела №024/01/10-1675/2023: указанное дело рассматривается по признакам нарушения ООО «Крассети» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в изменении источника питания КТП № 25-11, а также в неприменении схемы электроснабжения КТП № 25-11, отраженной в документах о технологическом присоединении, с 30.12.2022.

Определением от 29.08.2023 рассмотрение дела отложено в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела на 03.10.2023 в 15:00

Указанное определение получено лицами, участвующими в деле, о чем свидетельствуют почтовые уведомления №№ 80081288503229, 80081288503571, 80081288503755, 80081288503588).

В заключении об обстоятельствах дела № 024/01/10-1675/2023 от 29.08.2023 (исх. № ЕК/14655/23 от 01.09.2023) изложены фактические обстоятельства дела, установленные Комиссией, а также доказательства, на которых основаны выводы Комиссии.

ООО «Крассети» (вх. № 19561-ЭП/23 от 02.10.2023) представлены возражения на заключение об обстоятельствах дела, в соответствии с которыми отсутствует нормативно-правовой акт, запрещающий сетевым организациям развивать собственные сети; решение о переключении питания объектов на ТП 3460 является единственно возможным и соответствует интересам потребителей; недополученная АО «КрасЭКо» выручка будет компенсирована в следующих регулируемых периодах; в материалах дела отсутствуют доказательства фактического недостатка денежных средств у АО «КрасЭКо», привлечения кредитных средств; отсутствует ущемление интересов гарантирующего поставщика.

Рассмотрение дела № 024/01/10-1675/2023 состоялось 03.10.2023 в присутствии представителя АО «КрасЭКо» Малай В.М. (доверенность № 10 от 01.01.2023), представителей ООО «Крассети» Шиховцовой К.Е. (доверенность № 1 от 01.02.2023), Ставицкой В.С. (доверенность № 2 от 27.07.2023).

В рассмотрении дела был объявлен перерыв до 16:00 09.10.2023.

После перерыва дело рассмотрено Комиссией в том же составе в присутствии представителя АО «КрасЭКо» Малай В.М., представителя ООО «Крассети» Шиховцовой К.Е. Лица, участвующие в деле, уведомлены о ведении аудиозаписи.

До рассмотрения дела АО «КрасЭКо» (вх. № 20008-ЭП/23 от 06.10.2023) представлены письменные пояснения относительно заявленных представителем общества доводов о наличии неопределенности при планировании регулируемой деятельности на 2024 год в связи с направлением ООО «Крассети» в адрес АО «КрасЭКо» плановых объемов перетока электроэнергии по точке поставки ТП 25-11 с учетом невосстановления постоянной схемы электроснабжения, а также о необходимости представления информации о количестве точек поставки (потребителей) от источника питания в целях установления тарифов на услуги по передаче электроэнергии.

На рассмотрении дела представитель АО «КрасЭКо» дополнительно пояснила, что исходя из принципов регулирования, обществом должна быть получена выручка от гарантирующего поставщика и смежных сетевых организаций в объеме, необходимом для покрытия НВВ (необходимых расходов), расчета за потери и со смежными сетевыми организациями. В случае если запланированная выручка недополучена, возникает недостаток денежных средств и необходимость привлечения кредитных средств. В подтверждение к материалам дела приобщены договор № 8646.01-21/372 об открытии возобновляемой кредитной линии от 20.10.2021 с ПАО Сбербанк, а также платежные поручения на выдачу кредита за август-октябрь 2023 года.

Представитель ООО «Крассети» представила устные и письменные (в связи со сложившимся в управлении документооборотом пояснения отсутствовали на момент рассмотрения дела в распоряжении Комиссии, вх. № 20174-ЭП/23 от 09.10.2023) пояснения о том, что отсутствуют доказательства того, что на КТП 25-11 был установлен конкретный изолятор (ИПУ-10/630-12,5) и отсутствует возможность установить изолятор иной прочности (7,5 вместо 12,5) либо из иного материала. Выявить последствия замены изначально установленных проходных изоляторов на характеристику КТП невозможно.

В ходе рассмотрения дела установлены следующие обстоятельства.

АО «КрасЭКо» и ООО «Крассети» являются смежными территориальными сетевыми организациями в точке поставки РП-9А, Ф 9А-2, ВЛ-10кВ, опора №34 (КТП №25-11).

Правоотношения АО «КрасЭКо» и ООО «Крассети» в отношении указанной точки поставки урегулированы договором об оказании услуг по передаче электрической энергии №2/КС от 10.06.2019 на основании предоставленных правоустанавливающих документов на объект электросетевого хозяйства КТП 25-11, находящийся по адресу г. Минусинск, массив «Минусинский», Топольки-1.

В соответствии с актом об осуществлении технологического присоединения №1 от 10.06.2019 (приложение к договору №2/КС от 10.06.2019) в балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон находятся: АО «КрасЭКо» - РП-9А, Ф 9А-2, отходящая ВЛ-10кВ длиной 2,083 км до опоры №34, опора №34; ООО «Крассети» - от опоры № 34 отходящие шлейфа длиной 0,008 км до опоры с разъединителем, опора-разъединитель, отходящие от опоры шлейфа длиной 0,006 км до КТП 10/04 кВ №25-11, КТП №25-11 по адресу г. Минусинск, массив «Минусинский», Топольки-1. Источник питания – РП-9А, Ф 9А-2, ВЛ-10кВ, опора №34, максимальная мощность – 510 кВт, категория надежности III.

Резервный источник питания документами о технологическом присоединении КТП 25-11 не предусмотрен.

РП-9А, в свою очередь, запитан от фидера 1-26 АО «КрасЭКо», имеющего технологическое присоединение к ПС 220кВ Минусинская опорная ПАО «Россети» (ранее ПАО «ФСК ЕЭС»), о чем свидетельствует Акт об осуществлении технологического присоединения от 18.05.2018.

Точка поставки (приема) электрической энергии (КТП 25-11) включена в договор оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии № 016/3-244 от 28.01.2016 между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и ООО «Крассети» дополнительным соглашением от 15.10.2019.

На основании договора купли-продажи № 1 от 03.08.2015, заключенного между гражданкой Смятских А.А. и ООО «Крассети», последнее приобрело в собственность объекты электросетевого хозяйства, в том числе КТП 25-11, ТП 3460.

К КТП 25-11 технологически присоединены объекты граждан-потребителей, расположенные в массиве «Минусинский», Топольки-1 (44 объекта, реестр представлен ООО «Крассети» письмом исх. № 299-23/КС от 16.05.2023).

АО «КрасЭКо» и ООО «Крассети» были согласованы плановые объемы передачи электрической энергии из сети АО «КрасЭКо» в сети ООО «Крассети» на 2023 год (718 605 тыс.кВтч).

Из заявления АО «КрасЭКо» следует, что с 01.01.2019 перетоки электроэнергии в точке присоединения РП-9А, Ф 9А-2, ВЛ-10кВ, опора №34 (КТП №25-11) учтены при тарифном регулировании. С учетом направления перетока (из сетей АО «КрасЭКо» в сети ООО «Крассети») в точке поставки РП-9А, Ф 9А-2, ВЛ-10кВ, опора №34 (КТП №25-11) АО «КрасЭКо» оказывает ООО «Крассети» услуги по передаче электрической энергии. В 2020-2022 гг. с учетом нулевого тарифа расчеты между ООО «Крассети» и АО «КрасЭКо» не осуществлялись.

Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 28.11.2022 № 109-э «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2023 год» установлен расходный тариф для ООО «Крассети» в пользу АО «КрасЭКо» (52,51068 руб./кВт. ч).

С учетом согласованных плановых объемов передачи за 2023 г. в необходимой валовой выручке (далее также – НBB) АО «КрасЭКо» запланировано получение дохода от ООО «Крассети» в виде платы за оказанные услуги по передаче электроэнергии по индивидуальному тарифу в точке присоединения РП-9А, Ф 9А-2, ВЛ-10кВ, опора №34 (КТП №25-11) в размере 37 734 437, 21 руб. без НДС (45 281 324,66 руб. с НДС) в год.

АО «КрасЭКо» сообщило, что при снятии показаний прибора учета за январь 2023 г. было зафиксировано отсутствие перетока электроэнергии в расчетном месяце, количество переданной электроэнергии составило 0 кВт*ч при плановом объеме в размере 106 575 кВт*ч.

Факт отключения и отсутствия потребления через прибор учета подтвержден в ходе совместной проверки персоналом АО «КрасЭКо» и ООО «Крассети» 16.03.2023 (акт №1684 от 16.03.2023).

Согласно пояснениям ООО «Крассети» (исх. № 299-23/КС от 16.05.2023, исх. б/н от 02.06.2023), 29.12.2022 при проведении ежемесячного снятия показаний персоналом ООО «Крассети» была зафиксирована сильная «коронация» вводных проходных изоляторов 10кВ на КТП 25-11 (модель изолятора ИПУ-10/630) – характерный треск и свечение в районе керамической части изолятора. Информация была доведена до технического руководства по телефону с занесением в журнал дефектов. Фото- или видеофиксация не проводились.

Переключение электроснабжения КТП 25-11 произведено 30.12.2022, о чем сделана отметка в оперативном журнале.

В материалы дела ООО «Крассети» представлены (исх. б/н от 02.06.2023):

- один лист документа, поименованного «Копия оперативного журнала Краснокаменского участка», в котором 30.12.2022 в 10:00 сделана отметка «КТП 25-11 обнаружена коронация проходных изоляторов ввода 10кВ. Сообщил нач-к Минусинского уч-ка Латушко А.А.», в 11:00 сделана отметка «Ввод 10кВ КТП 2511 отключен нач-ком Минусинского уч-ка Латушко А.А.»;

- один лист документа, поименованного «Копия журнала дефектов», в котором 30.12.2022 (без указания времени) сделана отметка «КТП 10/0,4кВ № 2511 «коронация» проходных изоляторов 10кВ».

В письме б/н от 31.07.2023 ООО «Крассети» указало, что эффект коронации вводных проходных изоляторов 10кВ на КТП 25-11 «мог возникнуть и возник вследствие неблагоприятных погодных условий».

Согласно письму ООО «Крассети» б/н от 24.08.2023, возникновение эффекта коронации «подтверждается записями в журнале дефектов и оперативном журнале», «эффект «коронации» включает в себя характерный треск, свечение на изоляторе от поверхностных разрядов».

Согласно пояснениям АО «КрасЭКо» (исх. б/н от 09.06.2023), возникновение эффекта коронации при напряжении 10 кВ является маловероятным, обычно это фиксируется на высоковольтных линиях. Представитель ПАО «Россети Сибирь» в ходе рассмотрения дела 31.07.2023 также пояснила что эффект коронации в электрических сетях 10кВ невозможен.

Енисейское управление Ростехнадзора (исх. № 360-1095 от 11.07.2023) сообщило, что возникновение коронного разряда на проводах 10 кВ не характерно, в связи с тем, что в соответствии с пунктом 4.2.55 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 20.06.2003 № 242, при данном минимальном расстоянии (220мм при номинальном напряжении 10кВ) между токоведущими частями разных фаз при напряжении 10кВ не достигается предельное значение напряженности электромагнитного поля (около 0,45кВ/см).

Уполномоченный орган также указал, что из представленной информации следует, что при осмотре КТП 25-11 был обнаружен пробой изоляции вводных проходных изоляторов 10кВ, названный обслуживающим или иным персоналом техническим обиходным термином «коронация». Если пробой имел место, то это может являться неисправностью, которая с течением определенного времени может привести к полному пробою изолятора с потерей изоляционной способности и выходу из строя изолятора, следовательно, невозможностью работы подстанции до проведения ремонта и замены изолятора. Время, в течение которого может возникнуть полный пробой изолятора, зависит от срока его эксплуатации, состояния чистоты поверхности изолятора, погодных условий (влажно, сухо), организации обслуживания эксплуатируемой установки, проверки изоляции путем проведения испытаний.

ООО «Крассети» (исх. № 299-23/КС от 16.05.2023) сообщило, что для недопущения аварийной ситуации обществом принято решение о подключении КТП от резервного источника питания - КЛ-10 кВ отходящей от РУ-10 кВ ТП 10/0,4 кВ № 3460 (центр питания оп. № 58 ВЛ-10 кВ ф. 3-16 ПС № 3 110/10 кВ «Тагарская» филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярскэнерго», Минусинский РЭС).

Переключение на резервный источник питания произведено в оперативном порядке.

В подтверждение фактического отключения РЛНДз в сторону КТП 25-11 составлен Акт № 1684 от 16.03.2023.

В материалах дела отсутствуют какие-либо акты, составленные ООО «Крассети» либо иными субъектами электроэнергетики, фиксирующие факт отключения КТП 25-11 от сетей АО «КрасЭКо», датированные до 16.03.2023.

Об изменении схемы электроснабжения КТП 25-11 ООО «Крассети» смежные сетевые организации, гарантирующего поставщика не уведомляло в связи с изменением «схемы коммутации внутренних сетей», что, по мнению общества, не создает обязанность по направлению соответствующих уведомлений.

Установлено, что ТП 3460 имеет технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Россети Сибирь», о чем свидетельствует Акт разграничения балансовой принадлежности сторон № 96/386 от 18.02.2016 (источник питания – ПС 110/10кВ № 3 «Тагарская» ВЛ-10кВ ф. 3-16, максимальная мощность – 540кВт, категория надежности III).

Как указало ООО «Крассети» (исх. б/н от 02.06.2023), технологическая связь между КТП 25-11 и КТП 3460 создана посредством выполнения работ по строительству КЛ-10кВ хозяйственным способом в период с сентября по октябрь 2022 года из материалов, имеющихся в наличии. При строительстве задействована ранее проложенная (июль-август 2019 года) кабельная линия 10кВ, достроенная до ТП 3460.

Обществом также представлена выписка из ЕГРН от 29.05.2023 в отношении объекта недвижимости с наименованием «КЛ 10кВ от ТП 2411 до ТП 3460» (протяженность - 477м, год завершения строительства - 2022).

Вместе с тем, из материалов дела следует, что ООО «Крассети» осуществило строительство кабельной линии между КТП 25-11 и КТП 3460, а не ТП 2411 и ТП 3460.

Кроме того, у ООО «Крассети» отсутствуют документы, подтверждающие законное основание владения (пользования) земельным участком для размещения кабельной линии между КТП 25-11 и КТП 3460 (пояснения общества исх. б/н от 29.08.2023).

Согласно письму Администрации Минусинского района исх. № 01-2493-исх от 22.06.2023, представленному в материалы дела АО «КрасЭКо», за оформлением прав на земельные участки под предполагаемой трассой кабельной линии 10кВ (согласно приложенной схеме) ООО «Крассети» не обращалось.

В ответ на требование Комиссии о представлении сведений обо всех предпринятых ООО «Крассети» в период с 30.12.2022 до даты представления информации согласно настоящему определению действиях, направленных на устранение причин изменения схемы электроснабжения КТП № 25-11, ООО «Крассети» (исх. б/н от 24.08.2023) сообщило, что обществом направлялись запросы в организации, осуществляющие поставку электросетевого оборудования, в том числе изоляторов. Данными поставщиками была предоставлена информация об отсутствии у них необходимых изоляторов (письмо от ООО «Энергоресур» № 315 от 23.08.2023). Производители необходимых изоляторов сообщили о том, что в настоящий момент производство изоляторов не осуществляется (письмо ООО «Электрофосфор» № 4/306 от 23.08.2023).

Общество также указало, что КТП 25-11 оборудована изоляторами ИПУ-10/630-12.5 ухл1 (овальный фланец), которые имеют усиленные характеристики минимального разрушающего воздействия и не являются типовыми, практически не представлены на рынке. Производство изоляторов затруднено в связи с тем, что компоненты для их изготовления необходимо завозить из заграницы. Применение другого типа изоляторов изменит технические характеристики КТП в худшую сторон – минимальная разрушающая нагрузка будет меньше (то есть изолятор будет более хрупкий).

В ходе рассмотрения дела 29.08.2023 представитель АО «КрасЭКо» сообщила о том, что изоляторы ИПУ-10/630-12,5 ухл1 овальный фланец и изоляторы ИПУ-10/630-7,5 ухл1 отличаются минимальной механической разрушающей силой на изгиб (12,5 и 7,5 кН). Первые сняты с производства, при этом последние широко представлены на рынке, применяются сетевыми организациями (в том числе АО «КрасЭКо» и ПАО «Россети Сибирь»), необходимость установки изоляторов с большим значением показателя минимальной механической разрушающей силы на изгиб у сетевых организаций отсутствует. Кроме того, изолятор с указанным показателем со значением 12,5, но изготовленный из полимерного материала (ИППУ-10/630-12,5 ухл1 овальный фланец), представлен на рынке (стоимость 18720 руб., срок поставки 45 дней). В подтверждение доводов в материалы дела представлены ГОСТ 20454-85 «Изоляторы керамические проходные на напряжении свыше 1000 В»; информация об изоляторах проходных керамических ИПУ-10/630-7,5 ухл1 овальный фланец, содержащая структуру условного обозначения, устройство и принцип действия, а также условия эксплуатации; технические характеристики изолятора ИППУ-10/630-12,5 ухл1 овальный фланец; счет на оплату ИППУ-10/630-12,5 ухл1 овальный фланец.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что на КТП 25-11 был установлен конкретный проходной изолятор (ИПУ-10/630-12,5 ухл. 1), а также доказательства технической невозможности установить и использовать изолятор иной минимальной механической разрушающей силы (7,5 вместо 12,5) либо изолятор с показателем 12,5 кН, но изготовленный из иного (в частности полимерного) материала.

Из договора купли-продажи № 1 от 03.08.2015, заключенного между гражданкой Смятских А.А. и ООО «Крассети», также не следует указание на конкретные характеристики установленных проходных изоляторов.

Письмом от 27.06.2023 № 006/7743 АО «КрасЭКо» предлагало ООО «Крассети» содействие в предоставлении проходных изоляторов ИПУ-10/630-7,5 ухл1, а также сообщало о наличии возможности восстановления постоянной схемы электроснабжения КТП 25-11 в соответствии с документами о технологическом присоединении посредством прокладки подземной кабельной линии протяженностью не более 8м от существующей опоры № 34 ВЛ10кВ ф. 9А-2 с последующим подключением в ТП 25-11.

В соответствии с пояснениями ООО «Крассети» исх. № б/н от 24.08.2023, иным теоретически возможным способом восстановления схемы электроснабжения КТП № 25-11 является прокладка кабелей от отпаечной опоры до КТП 25-11. Однако, данный способ невозможно осуществить в связи с необходимостью получения разрешения на размещение кабельной линии (так как у ООО «Крассети» отсутствуют права на земельные участки, по которым будет проходить кабель). Данный вариант, а также варианты, предложенные АО «КрасЭКо», являются нецелесообразными, так как требуется разработка проекта прокладки линий, значительные затраты на осуществление данных мероприятий (включая затраты на оборудование и материалы), а также длительность их реализации.

В соответствии с информацией, представленной ПАО «Красноярскэнергосбыт» (исх. б/н от 24.08.2023), сведения об изменении схемы подключения КТП №25-11 от иного источника питания иной сетевой организации в ПАО «Красноярскэнергосбыт» не поступали.

По вопросу обязанности сетевой организации уведомлять гарантирующего поставщика и смежную сетевую организацию об изменении схемы электроснабжения, ПАО «Красноярскэнергосбыт» полагает, что данная обязанность предусмотрена пунктом 4 статьи 41 Федерального закона №35-Ф3 «Об электроэнергетике», в соответствии с которым, организации, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии (сетевые компании) в пределах исполнения своих обязательств перед потребителями электрической энергии по договору оказания услуг по передаче электрической энергии, а также лица, владеющие объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, и не осуществляющие деятельности по передаче электрической энергии таким потребителям в определяемом Правительством Российской Федерации порядке, обязаны урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, с иными сетевыми компаниями, электрические сети которых имеют последовательное взаимное соединение и используются для поставок электрической энергии (мощности) соответствующему потребителю электрической энергии.

Данный вопрос урегулирован в п.3.3.5 договора №016/3-244 от 28.01.2016, заключенного между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и ООО «Крассети», в соответствии с которым, «Сетевая организация» обязана предоставлять до 10 числа месяца, следующего за расчетным,

«Гарантирующему поставщику» согласованные документы, подтверждающие объемы полученной электроэнергии от производителей электроэнергии, из сетей «Смежных сетевых организаций», в том числе объем собственного потребления из сетей «Смежных сетевых организаций», от которых осуществляется поставка в сеть «Сетевой организации»; также объемы отпущенной электроэнергии в сети «Смежных сетевых организаций», в том числе объемы собственного потребления электрической энергии «Смежных сетевых организаций», в сети которых отпускается электрическая энергия из сетей «Сетевой организации».

В пункте п.3.3.13 договора №016/3-244 стороны также согласовали обязанность ООО «Крассети» урегулировать отношения по передаче электроэнергии со смежными сетевыми организациями, чьи объекты электросетевого хозяйства имеют технологическое присоединение к электрическим сетям «Сетевой организации».

С учетом вышеизложенного Комиссия пришла к следующим выводам.

Красноярское УФАС России действует в рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

В силу пункта 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает, в том числе:

- правила выбора сетевой организации, которой принадлежат объекты электросетевого хозяйства с необходимым классом напряжения на соответствующей территории, к которой следует обращаться заинтересованным в технологическом присоединении лицам и которая не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора;

- процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов микрогенерации (в том числе типовую форму договора об осуществлении технологического присоединения объекта микрогенерации к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций), а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам;

- правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила).

Действие Правил распространяется, в том числе на случаи:

- присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств;

- увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств;

- изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств (пункт 2 Правил).

Под постоянной схемой электроснабжения понимается схема электроснабжения энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, осуществившего технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которая применяется в результате исполнения договора.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами (пункт 6 Правил).

Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил (пункт 8 Правил).

Подача в отношении одних и тех же энергопринимающих устройств одновременно 2 и более заявок в разные сетевые организации не допускается, за исключением случаев технологического присоединения энергопринимающих устройств, в отношении которых применяется категория надежности электроснабжения, предусматривающая использование 2 и более источников электроснабжения. В случае направления заявителем 2 и более заявок в разные сетевые организации для технологического присоединения энергопринимающих устройств, в отношении которых применяется категория надежности электроснабжения, предусматривающая использование 2 и более источников электроснабжения, заявитель в течение 3 рабочих дней со дня направления второй и последующих заявок обязан уведомить об этом каждую сетевую организацию, в которую направлена заявка.

Согласно пункту 14(1) Правил технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.

Энергопринимающие устройства, не отнесенные к первой или второй категориям надежности, относятся к третьей категории надежности.

Для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией.

КТП 25-11 имеет технологическое присоединение в установленном порядке к электрическим сетям АО «КрасЭКо» (РП-9А, Ф 9А-2, ВЛ-10кВ, опора №34), о чем свидетельствует Акт об осуществлении технологического присоединения №1 от 10.06.2019.

Электроснабжение осуществляется по третьей категории надежности. Резервный источник питания документами о технологическом присоединении КТП 25-11 не предусмотрен.

Возможность изменения категории надежности, в том числе в целях создания резервного источника питания, влекущая изменение схемы внешнего электроснабжения, Правилами предусмотрена (пункт 2) и осуществляется в установленном порядке путем подачи заявки в сетевую организацию, к сетям которой ранее присоединены объекты.

Технологическое присоединение КТП 25-11, ранее присоединенной к электрическим сетям в установленном порядке, к сетям иной сетевой организации, в том числе к сетям ООО «Крассети», нарушает принцип однократности технологического присоединения, установленный статьей 26 ФЗ «Об электроэнергетике».

Необходимо также учитывать, что рынок оказания услуг по передаче электрической энергии является регулируемым, тарифы для сетевых организаций формируются регулирующим органом с учетом получения ими необходимой валовой выручки, т.е. экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования)).

Постановлением Правительства РФ от 19.01.2022 № 20 в Основы ценообразования внесены изменения, в соответствии с которыми расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации, включаемая в необходимую валовую выручку сетевой организации, определяется в размере 5 процентов необходимой валовой выручки сетевой организации на очередной период регулирования с учетом расходов на оплату потерь на очередной период регулирования за вычетом расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, оказываемых прочими территориальными сетевыми организациями.

Таким образом, в периоды, в которые в соответствии с пояснениями ООО «Крассети» осуществлялось строительство кабельной линии между КТП 25-11 и КТП 3460, расчетная предпринимательская прибыль в тариф ООО «Крассети» не включалась.

При этом экономическим обоснованием необходимости несения сетевой организацией расходов на строительство объекта электросетевого хозяйства является выполнение мероприятий по технологическому присоединению на основании заявки потребителя либо реализация инвестиционной или ремонтной программы сетевой организации.

Доказательства строительства кабельной линии в вышеуказанных целях в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, принимая во внимание установленный ФЗ «Об электроэнергетике» принцип однократности технологического присоединения к электрическим сетям, при наличии строго регламентированной Правилами процедуры технологического присоединения, с учетом регулируемого характера деятельности по передаче электрической энергии, не имеет правового значения отсутствие специального запрета на «развитие собственных сетей» ООО «Крассети».

Из пояснений ООО «Крассети» также следует, что общество не усматривает оснований для уведомления АО «КрасЭКо» об изменении схемы электроснабжения КТП 25-11 в связи с изменением схемы коммутации внутренних сетей, принадлежащих ООО «Крассети».

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 35 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа) при заключении договора между смежными сетевыми организациями стороны определяют принадлежащие им на праве собственности или на ином законном основании объекты электросетевого хозяйства, в отношении которых необходимо осуществить взаимную координацию изменения эксплуатационного состояния, ремонтных работ, модернизацию оборудования и иные мероприятия (далее - объекты межсетевой координации). Перечень объектов межсетевой координации является неотъемлемой частью договора между смежными сетевыми организациями.

В Приложении № 8 к договору об оказании услуг по передаче электрической энергии № 2/КС от 10.06.2019 АО «КрасЭКо» и ООО «Крассети» согласованы стороны договора, выполняющие и согласующие изменение эксплуатационного состояния, в том числе КТП 25-11.

В Приложении № 9 к договору № 2/КС от 10.06.2019 АО «КрасЭКо» и ООО «Крассети» согласовано Положение по оперативно-технологическому взаимодействию персонала сторон (далее – Положение).

В соответствии с Положением к основным задачам сторон, решаемым при взаимодействии, относятся обеспечение надежного электроснабжения потребителей при передаче электрической энергии и мощности по сетям сетевых организаций, совместные действия по предупреждению и ликвидации технологических нарушений при передаче и распределении электрической энергии (пункты 3.1, 3.3).

Согласно пункту 9.1 Положения согласование годовых и месячных графиков ремонтов, а также подача и проработка оперативных заявок на производство работ в электрических сетях производятся в соответствии с Регламентами Сетевой организации 1 (АО «КрасЭКо»).

В соответствии с Регламентом информационного обмена между Сетевой организацией 1 (АО «КрасЭКо») и Сетевой организацией 2 (ООО «Крассети»), являющимся Приложением № 1 к Приложению № 9 к договору № 2/КС от 10.06.2019, ООО «Крассети» немедленно передает сообщения обо всех технологических нарушениях, аварийных режимах и выявленных дефектах на оборудовании ООО «Крассети»; заявки на вывод из работы оборудования подаются при возникновении.

Из изложенного следует, что между АО «КрасЭКо» и ООО «Крассети» согласован порядок взаимодействия в случае возникновения технологических нарушений, аварийных режимов и выявления дефектов на оборудовании подстанций ООО «Крассети».

В качестве причины неприменения схемы электроснабжения КТП 25-11, установленной документами о технологическом присоединении, ООО «Крассети» в своих пояснениях в антимонопольный орган указывает на возникновение эффекта коронации вводных проходных изоляторов (исх. № 299-23/КС от 16.05.2023, б/н от 02.06.2023, б/н от 31.07.2023, б/н от 24.08.2023). В оперативном журнале и журнале дефектов ООО «Крассети» указано на обнаружение коронации проходных изоляторов ввода 10кВ КТП 25-11.

Вместе с тем, согласно пояснениям Енисейского управления Ростехнадзора, являющегося уполномоченным органом в сфере федерального государственного энергетического надзора, и ПАО «Россети Сибирь», АО «КрасЭКо», являющихся профессиональными участниками рынка электроэнергетики, возникновение эффекта коронации для электрических сетей 10 кВ нехарактерно.

В ходе рассмотрения дела 29.08.2023 представитель ООО «Крассети» устно пояснила, что Енисейским управлением Ростехнадзора верно указано, что при осмотре КТП 25-11 был обнаружен пробой изоляции вводных проходных изоляторов, названный обслуживающим или иным персоналом техническим обиходным термином «коронация».

При этом в случае если предположить, что имел место пробой изоляторов (однако из документов и пояснений ООО «Крассети» указанный факт не следует), необходимо учитывать следующее.

В соответствии с пояснениями Енисейского управления Ростехнадзора, пробой изолятора является неисправностью, которая с течением определенного времени может привести к полному пробою изолятора с потерей изоляционной способности и выходу из строя изолятора, следовательно, невозможностью работы подстанции до проведения ремонта и замены изолятора.

Время, в течение которого может возникнуть полный пробой изолятора, зависит от срока его эксплуатации, состояния чистоты поверхности изолятора, погодных условий (влажно, сухо), организации обслуживания эксплуатируемой установки, проверки изоляции путем проведения испытаний.

Доказательства проведения ООО «Крассети» испытаний, которые показали потерю изоляционной способности изолятора, что свидетельствовало бы о необходимости безотлагательного (29.12.2022 обнаружен дефект, 30.12.2022 ввод отключен) снятия изолятора и невозможности работы КТП 25-11, в материалах дела отсутствуют.

В Приложении № 9 к Правилам технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденным Приказом Минэнерго России от 04.10.2022 № 1070, приведены минимальные нормы аварийного запаса материалов и оборудования для ликвидации повреждений воздушных линий электропередачи классом напряжения 0,4 - 20 кВ, трансформаторных подстанций классом напряжения 6 - 20/0,4 кВ, распределительных пунктов классом напряжения 6 - 20 кВ. Из указанного правового акта (Комиссия располагает сведениями о его вступлении в силу 06.03.2023) следует, что законодатель относит проходной изолятор к оборудованию, которое должно быть в запасе сетевой организации, эксплуатирующей трансформаторные подстанции и распределительные пункты.

Довод ООО «Крассети» о том, что после вступления в силу вышеуказанного правового акта общество не смогло найти проходные изоляторы ИПУ-10/630-12,5 ухл. 1 в продаже и пополнить их запасы, при условии отсутствия доказательств технической невозможности установки изоляторов с иным показателем минимальной механической разрушающей силы на изгиб (применяемых сетевыми организациями Красноярского края, в частности АО «КрасЭКо» и ПАО «Россети Сибирь»), либо изоляторов с таким же показателем, но изготовленных из иного материала, не свидетельствует о принятии обществом всех возможных мер, направленных на соблюдение требований Приказа Минэнерго России от 04.10.2022 № 1070.

Вместе с тем, материалами дела подтверждается отсутствие намерения ООО «Крассети» в возможно короткие сроки восстановить установленную документами о технологическом присоединении схему электроснабжения.

Так, переключение электроснабжения КТП 25-11 произведено 30.12.2022.

В материалах дела по состоянию на 29.08.2023 имеются исключительно адресованные ООО «Крассети» письма ООО «Энергоресур», ООО «Электрофосфор», датированные 23.08.2023, о том, что в настоящий момент производство изоляторов не осуществляется.

При этом указанные письма представлены ООО «Крассети» в антимонопольный орган только 25.08.2023 (вх. № 17199-ЭП/23), несмотря на неоднократное истребование управлением сведений о предпринятых ООО «Крассети» в период с 30.12.2022 действиях, направленных на устранение причин изменения схемы электроснабжения КТП № 25-11 (запрос исх. № ЕК/8363/23 от 19.05.2023, определение от 23.06.2023). Обращения ООО «Крассети» в адрес ООО «Энергоресур», ООО «Электрофосфор» также не представлены.

По состоянию на дату рассмотрения дела 09.10.2023 схема электроснабжения КТП 25-11, предусмотренная документами о технологическом присоединении, не восстановлена.

В обоснование своей позиции ООО «Крассети» также ссылается на пункт 10 Требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.07.2018 № 548 (далее – Требования), в соответствии с которым при выборе способа ликвидации нарушений нормального режима должны учитываться доступный объем, эффективность и время реализации мероприятий по ликвидации нарушений нормального режима.

Общество полагает (возражения на заключение об обстоятельствах дела от 02.10.2023), что в соответствии с приведенной нормой, при возникновении аварийной ситуации сетевая организация должна руководствоваться интересами потребителей, а не интересами смежных сетевых организаций.

Однако приведенная норма определяет не приоритет интересов участников рынка электроэнергетики, а выбор способа ликвидации технологических нарушений в работе объектов электроэнергетики (в силу пункта 1 Требований технологические нарушения входят в понятие нарушений нормального режима).

Таким образом, в соответствии с пунктом 10 Требований при выборе способа восстановления схемы электроснабжения КТП 25-11, установленной документами о технологическом присоединении, ООО «Крассети» должно учитывать доступный объем, эффективность и время реализации мероприятий.

Вместе с тем, с учетом отсутствия законных оснований владения ООО «Крассети» земельным участком, на котором размещена кабельная линия между КТП 25-11 и КТП 3460, несогласованием переключения питания КТП 25-11 с ПАО «Россети Сибирь», в том числе в целях установления наличия технической возможности такого переключения (свободной мощности источника питания), Комиссия не может согласиться с выводом ООО «Крассети», что выбранный обществом способ ликвидации нарушения нормального режима соответствует положениям пункта 10 Требований.

Как пояснило Министерство тарифной политики Красноярского края (исх. № 72/1858 от 19.07.2023), в Красноярском крае действует модель «котел снизу», при которой получатель тарифной выручки от потребителей «котлодержатель» - гарантирующий поставщик ПАО «Красноярскэнергосбыт» распределяет котловую выручку сетевым организациям, к сетям которых технологически присоединены потребители. Сетевые организации осуществляют взаиморасчеты между собой согласно заключенным договорам на оказание услуг по передаче электрической энергии по утвержденным органом регулирования индивидуальным тарифам.

Для реализации цели обеспечения равенства тарифов для потребителей услуг, а также для обеспечения справедливого распределения полученной тарифной выручки между всеми сетевыми организациями, участвующими в процессе оказания услуг, пунктами 3 и 63 Основ ценообразования и пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания) регламентировано, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в виде единого (котлового) тарифа, по которому производят оплату потребители услуг, и индивидуальных тарифов, по которым осуществляются взаиморасчеты между смежными сетевыми организациями.

Тарифы устанавливается так, чтобы обеспечить сетевой организации экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (раздел III Основ ценообразования, пункты 43, 44, 47 - 49, 52 Методических указаний).

Конечные потребители оплачивают услуги по передаче электроэнергии по единому (котловому) тарифу, который гарантирует равенство тарифов для всех потребителей услуг, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе, и обеспечивает совокупную необходимую валовую выручку всех сетевых организаций региона, входящих в «котел».

При расчетах должен соблюдаться принцип компенсации затрат всем сетевым организациям, участвующим в оказании услуг в регионе, который реализуется через распределение котловой выручки посредством применения индивидуальных тарифов.

Поскольку фактические затраты сетевых организаций в регионе различны, для получения положенной им экономически обоснованной НВВ каждой паре сетевых организаций, недополучившей либо получившей избыток НВВ утверждаются индивидуальные тарифы для взаиморасчетов, по которым одна сетевая организация должна передать другой дополнительно полученные денежные средства (подп. 3 п. 3 Основ ценообразования, п. 49 Методических указаний).

Из заявления АО «КрасЭКо», а также пояснений исх. б/н от 24.08.2023 следует, что с учетом согласованных плановых объемов передачи за 2023 год в НBB АО «КрасЭКо» запланировано получение дохода от ООО «Крассети» в виде платы за оказанные услуги по передаче электроэнергии по индивидуальному тарифу в точке присоединения РП-9А, Ф 9А-2, ВЛ-10кВ, опора №34 (КТП №25-11) в размере 37 734 437, 21 руб. без НДС (45 281 324,66 руб. с НДС) в год.

Между тем, после изменения ООО «Крассети» с января 2023 года схемы присоединения ТП №25-11, передача электроэнергии в данной точке осуществляется не из сетей АО «КрасЭКо» с оплатой по индивидуальному тарифу в соответствии с тарифным решением в размере 52,51068 руб./кВт.ч. (без НДС), а от сетей ПАО «Россети Сибирь», для расчетов с которым для ООО «Крассети» установлен индивидуальный тариф в размере 0,06675 руб./кВт.ч. (без НДС). Индивидуальный тариф для расчетов с ПАО «Россети Сибирь» также устанавливался для ООО «Крассети» на основании согласованных между смежными сетевыми организациями объектов перетока. Объём передачи электроэнергии до потребителей, запитанных от ТП №25-11, не учитывался в объемах перетока между ООО «Крассети» и ПАО «Россети Сибирь».

В соответствии с произведенными АО «КрасЭКо» расчетами, при запланированных расходах на оплату АО «КрасЭКо» за услуги по передаче электроэнергии в размере 37 734 437,21 руб. без НДС, за тот же плановый объем услуг, оказываемых ПАО «Россети Сибирь», оплата ООО «Крассети» составит 47 966,89 руб. без НДС. Разница представляет собой излишек доходной части сверх плановой выручки и останется в распоряжении ООО «Крассети» как прибыль.

Таким образом, действия ООО «Крассети» по изменению схемы электроснабжения повлекли неисполнение со стороны общества договора оказания услуг по передаче электрической энергии №2/КС от 10.06.2019 в точке поставки РП-9А, Ф 9А-2, ВЛ-10кВ, опора №34 (КТП №25-11), вследствие чего произошло неполучение АО «КрасЭКо» запланированного при тарифном регулировании дохода.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, приведенной в определении от 26.10.2015 № 304-ЭС15-5139 по делу № А27-18141/2013, при расчетах должен соблюдаться принцип компенсации затрат всем сетевым организациям, участвующим в оказании услуг в регионе, который реализуется через распределение котловой выручки посредством применения индивидуальных тарифов. Тарифным решением, включающим котловой и индивидуальные тарифы и обосновывающие их данные, по существу утверждаются параметры экономического функционирования электросетевого комплекса региона на период регулирования. Участие в регулируемой деятельности всех сетевых организаций и учет их интересов при принятии тарифного решения определяют обязанность сетевых организаций придерживаться в своей деятельности установленных параметров. Следование этим величинам должно обеспечивать как формирование котловой валовой выручки, так и ее справедливое и безубыточное распределение между сетевыми организациями.

АО «КрасЭКо» полагает, что в рассматриваемой ситуации действия ООО «Крассети» как «котлодержателя» по одностороннему изменению схемы энергоснабжения объекта электросетевого хозяйства, участвующего в формировании «котла», не только не соответствуют закону сами по себе, но и изменяют без объективных причин модель взаиморасчетов со смежными сетевыми организациями, установленную тарифным решением.

При применении пункта 7 Основ ценообразования исключение экономически необоснованных доходов у ООО «Крассети» и возмещение недополученного дохода для АО «КрасЭКо» возможно лишь при тарифном регулировании на 2025 год. При этом непосредственное возмещение убытков за счет тарифного регулирования не является гарантированным и зависит от множества факторов, учитываемых регулирующим органом на момент принятия тарифного решения, в том числе, от наличия источника покрытия возникшего дефицита, объема полезного отпуска и пр. В целях сглаживания изменения тарифов корректировка НВВ может осуществляется регулирующим органом в течение 5 лет начиная с 2025 г. При этом, минимум до 2025 г. необоснованная экономия в размере более 37 млн. руб. тарифных средств останется в свободном распоряжении ООО «Крассети» как предпринимательская прибыль, не учтенная в НВВ. Необходимо учитывать и то обстоятельство, ООО «Крассети» в этот период может быть лишено статуса территориальной сетевой организации либо по собственной инициативе прекратить деятельность по оказанию услуг по передаче э/э. Правовой механизм возврата необоснованно полученной экономии при прекращении регулируемой деятельности в таких ситуациях отсутствует.

Тем самым, по мнению заявителя, ООО «Крассети» неправомерно создало себе более выгодные финансовые условия по сравнению с другими территориальными сетевыми организациями, что противоречит принципам тарифного регулирования. Наличие возможности компенсации недополученного дохода в следующих периодах регулирования как способа возмещения убытков добросовестной сетевой организации не легимитизирует действия ООО «Крассети» с точки зрения антимонопольного законодательства. Допущение таких действий помимо текущих финансовых последствий в регулируемом периоде для всех субъектов рынка имеет также в перспективе риски невозможности планирования сетевыми организациями своей деятельности, поскольку отсутствие должной правовой оценки действий ООО «Крассети» как незаконных позволит иным сетевым организациям совершать аналогичные действия в будущем.

Комиссия считает обоснованными доводы АО «КрасЭКо» о возможности ущемления рассматриваемыми действиями ООО «Крассети» его интересов в сфере предпринимательской деятельности в части неполучения запланированного дохода непосредственно в течение 2023 года, что имеет существенные негативные последствия для общества:

- недостаток денежных средств для осуществления текущей деятельности, в том числе для финансирования исполнения ремонтной, инвестиционной программы;

- необходимость привлечения кредитных средств и дополнительные затраты на уплату процентов в текущем периоде с включением их в НВВ следующих периодов регулирования, что приведет к росту тарифа, в том числе для конечных потребителей.

На рассмотрении дела 09.10.2023 представитель АО «КрасЭКо» дополнительно пояснила, что исходя из принципов регулирования, обществом должна быть получена выручка от гарантирующего поставщика и смежных сетевых организаций в объеме, необходимом для покрытия НВВ (необходимых расходов), расчета за потери и со смежными сетевыми организациями. В случае если запланированная выручка недополучена, возникает недостаток денежных средств и необходимость привлечения кредитных средств. В подтверждение к материалам дела приобщены договор № 8646.01-21/372 об открытии возобновляемой кредитной линии от 20.10.2021 с ПАО Сбербанк, а также платежные поручения на выдачу кредита за август-октябрь 2023 года.

Кроме того, на основании письма ООО «Крассети» (исх. № 013/3552 от 13.03.2023) между АО «КрасЭКо» и ООО «Крассети» согласованы плановые объемы передачи электрической энергии и мощности на 2024 год. Планируемый объем перетока по точке поставки ТП № 25-11 (строка 1) составил 817,366 тыс. кВтч.

Как указывает АО «КрасЭКо», учитывая отсутствие у АО «КрасЭКо» законной возможности отказать ООО «Крассети» в согласовании заявленных объемов перетоков электроэнергии и, соответственно, участие указанных объемов перетоков в тарифном регулировании на 2024 год, действия ООО «Крассети» по заявлению перетоков электроэнергии по точке поставки КТП 25-11 при условии невосстановления ООО «Крассети» схемы электроснабжения КТП 25-11 создают неопределенность при планировании АО «КрасЭКо» регулируемой деятельности на 2024 год.

При таких обстоятельствах также имеются риски некорректного установления регулируемых тарифов для участников рынка электроэнергетики Красноярского края, в том числе территориальных сетевых организаций и конечных потребителей, что не соответствует такому принципу государственного регулирования в электроэнергетике, предусмотренному статьей 20 Федерального закона «Об электроэнергетике» как достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемые в рамках настоящего дела действия ООО «Крассети» могут привести к ущемлению интересов АО «КрасЭКо» в сфере предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что действия ООО «Крассети» также могли повлечь ущемление интересов ПАО «Россети Сибирь» в сфере предпринимательской деятельности в связи с нижеследующими обстоятельствами.

Реализованная ООО «Крассети» схема электроснабжения также фактически увеличивает максимальную мощность, выделенную при технологическом присоединении КТП 3460 ООО «Крассети» к электрическим сетям ПАО «Россети Сибирь».

Из пояснений ПАО «Россети Сибирь» (исх. № 1.3/29.1/1304-пд от 29.08.2023) следует, что при сравнении объемов переданной электроэнергии между ПАО «Россети Сибирь» и ООО «Крассети» за 2023 год по сравнению с 2022 годом, видно, что объемы увеличились, однако рост объемов с ООО «Крассети» с учетом установленного тарифа, не покрывает затраты ПАО «Россети Сибирь» на оплату услуг по передаче электрической энергии в отношении объема перетока э/энергии из сетей ПАО «Россети» (ПС 220/110/10 Минусинская - опорная) в сети ПАО «Россети Сибирь» (ПС 110/10 кВ «Тагарская») с учетом установленного тарифа.

Таким образом, в результате изменения ООО «Крассети» схемы электроснабжения и переключения потребителей, присоединенных к КТП № 25-11, на электроснабжение через КТП 3460, присоединенную к ПС 110/10 кВ ПС «Тагарская», объемы перетоков электроэнергии через ПС 110/10 кВ «Тагарская» увеличились, что привело к увеличению объемов и суммы денежных средств (в том числе с учетом применяемых тарифов), которые ПАО «Россети Сибирь» оплачивает ПАО «Россети» за оказание услуг по передаче э/энергии, что ведет к ущемлению интересов ПАО «Россети Сибирь».

В настоящее время резерва мощности ПС «Тагарская» не достаточно, более того в зимнее время она не может работать в соответствии с измененной схемой электроснабжения, соответственно осуществление схемы электроснабжения с подключением ТП 2511 по КЛ-10 кВ через РУ-10 кВ ТП 3460 технически возможно, однако такое подключение несет риски дополнительной нагрузки на ПС «Тагарская», что может привести к выходу из строя оборудования ПС «Тагарская», а следовательно, к рискам по необеспечению потребителей, что также приводит к ущемлению интересов ПАО «Россети Сибирь» как владельца подстанции, так и к ущемлению интересов потребителей, поскольку в связи с измененной схемой электроснабжения не может в полной мере гарантировать надежность снабжения электрической энергией.

При этом, как неоднократно поясняла в ходе рассмотрения дела представитель ПАО «Россети Сибирь», об изменении ООО «Крассети» схемы электроснабжения КТП 25-11 ПАО «Россети Сибирь» узнало в связи с получением запроса от антимонопольного органа и привлечением к участию в рассмотрении настоящего дела.

Кроме того, согласно пункту 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются на основании долгосрочных параметров регулирования, в числе которых уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования отклонение уровня надежности и качества продукции (услуг) от установленного уровня является основанием для корректировки необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования.

В соответствии с пунктом 2.1.1 Методических указаний по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденных Приказом Минэнерго России от 29.11.2016 № 1256 (далее – Методические указания № 256), уровень надежности оказываемых услуг потребителям услуг сетевой организации определяется продолжительностью прекращений передачи электрической энергии в отношении потребителей услуг сетевой организации за отчетный расчетный период регулирования в пределах долгосрочного периода регулирования.

Для целей определения регулирующим органом фактических показателей при установлении тарифов регулируемые организации предоставляют информацию обо всех фактах прекращения оказания услуг с указанием продолжительности прекращений и количества точек поставки, в отношении которых произошло прекращение. Для целей расчета значений показателя уровня надежности оказываемых услуг, в соответствии с настоящим пунктом под продолжительностью прекращения передачи электрической энергии в отношении потребителя услуг сетевой организации понимается интервал времени от момента возникновения технологического нарушения на объектах сетевой организации, сопровождаемого прекращением передачи электрической энергии потребителю услуг сетевой организации, до момента устранения технологического нарушения на объектах указанной сетевой организации, но не превышающий интервал времени до момента восстановления энергоснабжения потребителей услуг сетевой организации.

Таким образом, уровень надежности оказываемых ПАО «Россети Сибирь» услуг по передаче электрической энергии будет определяться, в том числе с учетом продолжительности прекращений передачи электрической энергии (в случае технологических нарушений на ПС «Тагарская») потребителям, объекты которых присоединены к КТП 25-11. При этом отклонение уровня надежности от установленного уровня является основанием для корректировки НВВ ПАО «Россети Сибирь» и/или долгосрочных тарифов общества на оказание услуг по передаче электроэнергии.

Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 38 ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями указанного Федерального закона и иными обязательными требованиями.

Комиссией установлено, что в связи с изменением ООО «Крассети» схемы электроснабжения произошло фактическое изменение источника питания объектов потребителей, технологически присоединенных к КТП 25-11 – вместо РП-9А АО «КрасЭКо», имеющего технологическое присоединение к ПС 220кВ Минусинская опорная ПАО «Россети», ПС № 3 110/10 кВ «Тагарская» ПАО «Россети Сибирь», что в том числе исключает возможность своевременного получения потребителями в сложившемся порядке информации о планируемых и аварийных отключениях электроснабжения.

Вместе с тем, из документов о технологическом присоединении не вытекает обязанность ПАО «Россети Сибирь» по обеспечению передачи электрической энергии в сети ООО «Крассети» в целях электроснабжения потребителей, объекты которых присоединены к КТП 25-11.

Более того, фактически произошло увеличение максимальной мощности объектов, присоединенных к ПС «Тагарская», вне процедуры технологического присоединения (путем увеличения мощности), что несет риски дополнительной нагрузки на ПС «Тагарская» и, как указывает ПАО «Россети Сибирь», может привести к выходу из строя оборудования ПС «Тагарская» и необеспечению надежности снабжения электрической энергией.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют также о возможности ущемления интересов неопределенного круга потребителей электрической энергии, в том числе граждан, проживающих в жилых домах массива Минусинский, Топольки-1.

Согласно проведенному Красноярским УФАС России анализу состояния конкуренции на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии ООО «Крассети» в анализируемом периоде занимало доминирующее положение в определенных продуктовых и географических границах с долей 100 %.

С учетом вышеприведенных доводов и обстоятельств Комиссия приходит к выводу о том, что неприменение ООО «Крассети» с 30.12.2022 схемы электроснабжения КТП 25-11, отраженной в документах о технологическом присоединении, в отсутствие объективных причин ее не применять, что, в свою очередь, влечет неисполнение договора об оказании услуг по передаче электрической энергии №2/КС от 10.06.2019 между АО «КрасЭКо» и ООО «Крассети» в точке поставки РП-9А, Ф 9А-2, ВЛ-10кВ, опора №34 (КТП №25-11), свидетельствует о намерении общества по извлечению монопольной выгоды, учитывая отсутствие надлежащих документальных доказательств наличия неисправности и бездействия в части ее устранения при наличии.

С учетом вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия ООО «Крассети», выразившиеся в изменении источника питания КТП № 25-11, а также в неприменении схемы электроснабжения КТП № 25-11, отраженной в документах о технологическом присоединении, с 30.12.2022, образуют состав нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела № 024/01/10-1675/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Крассети» (660079, г. Красноярск, ул. Свердловская, зд.15, стр.28, офис 39, ИНН 2460255883) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» по факту изменения источника питания КТП № 25-11, а также неприменения схемы электроснабжения КТП № 25-11, отраженной в документах о технологическом присоединении, с 30.12.2022.

2. Выдать ООО «Крассети» предписание о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

АО «КрасЭКо»
ИНН 2460087269, ОГРН 1152468001773
ПАО «Красноярскэнергосбыт»
ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692
Законному представителю ПАО «Россети Сибирь»
ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327
ООО "Крассети"
ИНН 2460255883, ОГРН 1142468045268