Решение б/н Решение по делу от 19 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «МРСК Сибири»

ул. Бограда, 144а

г. Красноярск, 660021

krasene@kr.mrsk.ru,

 

ООО «Крассети»

ул. Маерчака, 16

г. Красноярск, 660075

info@krasseti.ru

 

                                                                                                                   ООО «РСК «Сибиряк»

                   ул. Батурина, 1,

            г. Красноярск, 660135

           

ПАО «Красноярскэнергосбыт»

660017, г. Красноярск,

ул. Дубровинского, 43

 

                                                                            РЕШЕНИЕ

 

№ 087-10-18  19 сентября  2019 года                                                                      г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на заседании комиссии 06 сентября  2019 года.  В полном объеме решение изготовлено 19 сентября  2019 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <...>, руководитель управления, члены Комиссии –  <...>, заместитель руководителя управления, <...>, заместитель начальника правового отдела, рассмотрев дело № 087-10-18, возбужденное по признакам нарушения публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А; ИНН 2460069527, КПП 246001001) (далее – ПАО «МРСК Сибири») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), установила.

В адрес управления поступило заявление ООО «Крассети» (№ 11025 от 21.06.2018) на действия ПАО «МРСК Сибири», выразившиеся в уклонении от внесения изменений в договор на оказание услуг по передаче электроэнергии, заключенный между ПАО «МРСК Сибири» и ООО «Крассети».

По факту рассмотрения письма ООО «Крассети» (исх. № 48-18/КС от 09.04.2018) с нарушением требований действующего законодательства в части отказа от  внесения изменений в договор № (…) оказания услуг по передаче электрической энергии от 15.02.2016 в части перечня точек поставки, необходимость включения которых возникла в связи с приобретением ООО «Крассети» объектов электросетевого хозяйства, и нерассмотрения письма  ООО «Крассети» (исх. № 52-18/КС от 16.04.2018; вх. от 16.04.2018), управлением приказом № 204 от 19.07.2018 было возбуждено дело № 087-10-18 в отношении ПАО «МРСК Сибири».

Определением от 19.07.2018 рассмотрение дела № 087-10-18 назначено на 15.08.2018 в 11 часов 00 минут.

Определением от 15.08.2018 рассмотрение дела № 087-10-18 назначено на 27.09.2018 в 10 часов 00 минут.

Определением от 27.09.2018 рассмотрение дела № 087-10-18 назначено на 18.10.2018 в 10 часов 00 минут.

Определением от 18.10.2018 рассмотрение дела № 087-10-18 назначено на 11.12.2018 в 10 часов 00 минут.

Определением от 11.12.2018 рассмотрение дела № 087-10-18 назначено на 23.01.2019 в 11 часов 00 минут.

Определением от 23.01.2019 рассмотрение дела № 087-10-18 назначено на 19.03.2019 в 10 часов 00 минут.

Определением от 19.03.2019 рассмотрение дела № 087-10-18 назначено на 25.04.2019 в 10 часов 00 минут.

Определением от 25.04.2019 рассмотрение дела № 087-10-18 назначено на 05.06.2019 в 10 часов 00 минут.

Определением от 05.06.2019 рассмотрение дела № 087-10-18 назначено на 10.07.2019 в 10 часов 00 минут.

Определением от 10.07.2019 рассмотрение дела № 087-10-18 назначено на 06.09.2019 в 10 часов 00 минут.

При рассмотрении дела 06.09.2019 присутствовали представители:

- ООО «Крассети» - (…) (доверенность № 2 от 08.08.2018);

- ПАО «МРСК Сибири» - (…) (доверенность № 24/599 от 25.12.2018).

ПАО «Красноярскэнергосбыт» и ООО «РСК» надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, представители обществ при рассмотрении дела не присутствовали, ходатайств от обществ в адрес управления не поступало.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

ООО «Крассети» и ПАО «МРСК Сибири» являются смежными сетевыми организациями, между которыми заключен договор № (…) оказания услуг по передаче электрической энергии от 15.02.2016 (далее – Договор).

Приложением № 1 к Договору согласован перечень точек поставки электрической энергии в сети Сторон.

В соответствии с пунктом 2.3. Договора в случае, если после заключения Договора произойдет изменение состава точек присоединения и существенных условий, указанных в пункте 2.2. Договора, то указанные изменения производятся в соответствующих приложениях к Договору путем оформления дополнительных соглашений к Договору в срок тридцать рабочих дней.

ООО «Крассети» обратилось в адрес ПАО «МРСК Сибири» с письмом (исх. № 52-18/КС от 16.04.2018; вх. от 16.04.2018) с просьбой о направлении в адрес ООО «Крассети» дополнительного соглашения о включении в Договор точек поставки в связи с принятием заявителем ряда объектов электросетевого хозяйства на праве аренды.

В материалы дела № 087-10-18 поступило письмо ПАО «МРСК Сибири» (исх. № 1.3/03/12719-исх от 17.05.2018), адресованное ООО «Крассети», согласно которому письмо заявителя  (исх. № 52-18/КС от 16.04.2018; вх. от 16.04.2018) рассмотрено по существу.

В указанном письме ПАО «МРСК Сибири» сообщило ООО «Крассети» о том, что при проведении анализа документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание владения объектами электросетевого хозяйства, выявлены следующие замечания.

Договоры аренды ООО «Крассети» с ООО СК «Реставрация», ООО УК «Слобода», ООО «Мобильные технологии», гр. (…) ранее представлены в адрес ПАО «МРСК Сибири» со сроком действия до 31.12.2016. Направленные письмом от 16.04.2018 № 52-18/КС со стороны ООО «Крассети» заверенные копии договоров аренды с ООО СК «Реставрация» от 01.06.2016 № (…) и ООО УК «Слобода» от 01.04.2016 № (…) заключены на долгосрочный период до 31.12.2020.

Таким образом, указанные договоры задваивают один и тот же период, при этом имеют одинаковые регистрационные номера и оформление по тексту договора.

На основании представленных договоров аренды на объекты электросетевого хозяйства (ООО «Мобильные технологии», гр. (…), ТСЖ «Микрорайон горный», ТСЖ «Беларусь», ООО «ФармСибКо», гр. (…)), заключенных на срок не менее долгосрочного периода регулирования, объекты электросетевого хозяйства предоставлены ООО «Крассети» во временное владение и пользование (в аренду) на срок до 31.12.2022.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями ГК РФ, договоры аренды здания или сооружения, заключенные на срок не менее года, подлежат государственной регистрации и считаются заключенными с момента такой регистрации.

На представленных ООО «Крассети» документах штамп о прохождении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует.

В соответствии со статьей 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).

Несоблюдение формы договора аренды здания или сооружения влечет его недействительность.

Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Учитывая, что ООО «Крассети» на праве аренды были приняты объекты – трансформаторные подстанции, ПАО «МРСК Сибири» правомерно был поставлен вопрос о необходимости представления сведений о регистрации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю указанных договоров аренды, так как ПАО «МРСК Сибири» является в исследуемых отношениях заинтересованным лицом и отсутствие сведений о государственной регистрации долгосрочных договоров аренды может повлиять на интересы общества при осуществлении предпринимательской деятельности.

Таким образом, обращающаяся за внесением изменений сторона должна подтвердить наличие оснований для внесения соответствующих изменений в договор.

В связи с указанным, факт рассмотрения письма  ООО «Крассети» (исх. № 52-18/КС от 16.04.2018; вх. от 16.04.2018) подтвержден письмом ПАО «МРСК Сибири» (исх. № 1.3/03/12719-исх от 17.05.2018).

Также в ходе рассмотрения дела установлено следующее.

ООО «Крассети» обратилось в адрес ПАО «МРСК Сибири» с письмом (исх. № 49-18/КС от 09.04.2018, вх. от 16.04.2018) о переоформлении документов о технологическом присоединении объектов в связи со сменой их владельца и с письмом (исх. № 48-18/КС от 09.04.2018), содержащим просьбу о направлении в адрес ООО «Крассети» в соответствии с пунктом 2.3 Договора дополнительного соглашения о включении точек поставки в связи с принятием заявителем ряда объектов электросетевого хозяйства на праве аренды.

Письмо ООО «Крассети» (исх. № 48-18/КС от 09.04.2018) содержало следующее приложение: технические характеристики точек поставки, перечень точек поставки (приема) и средств измерения электроэнергии, заверенные копии договоров аренды.

ООО «РСК Сибиряк», ООО «УСК Сибиряк», ООО «Эксклюзив-строй» были переданы объекты электросетевого хозяйства на праве владения ООО «Крассети» по договорам (…), заключенным с ООО «РСК Сибиряк», по договорам (…), заключенным с ООО «УСК Сибиряк», по договорам (…), заключенным с ООО «Эксклюзив-строй». Срок действия договоров установлен до 31.11.2018.

ПАО «МРСК Сибири» письмом (исх. № 1.3/03/13395-исх от 17.05.2018) сообщило ООО «Крассети» о том, что по результатам рассмотрения письма ООО «Крассети» (исх. № 48-18/КС от 09.04.2018) ПАО «МРСК Сибири» пришло к выводу о невозможности внесения в Договор вышеуказанных изменений  по причине нахождения исследуемых точек поставки в договоре на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключенном между ПАО «МРСК Сибири» и ООО «РСК Сибиряк», а также отсутствия тарифного регулирования в отношении данных точек в рамках установленного для ООО «Крассети» тарифа, указало на отсутствие у ООО «Крассети» статуса сетевой организации в отношении принятых точек поставки.

ПАО «МРСК Сибири» сообщило ООО «Крассети» о том, что внесение изменений в Договор возможно после установления ООО «Крассети» статуса сетевой организации в отношении объектов электросетевого хозяйства по договорам аренды с ООО «РСК «Сибиряк», ООО «УСК «Сибиряк» и ООО «Эксклюзив-строй».

В материалах дела имеется переписка между ПАО «МРСК Сибири» и ООО «РСК Сибиряк» по вопросу об исключении точек поставки из договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключенного между ПАО «МРСК Сибири» и ООО «РСК Сибиряк», по причине передачи объектов ООО «Крассети».

ООО «РСК «Сибиряк» письмом (исх. № 110/18-79 от 17.04.2018, вх. от 18.04.2018) обратилось в адрес ПАО «МРСК Сибири» с просьбой о внесении изменений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 17.02.2013 № (…) в связи с заключением договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.03.2018 № 1 между ООО «Крассети» и ООО «РСК «Сибиряк», приложив к письму соответствующий договор на оказание услуг по передаче электрической энергии и договоры аренды.

ПАО «МРСК Сибири» в ответ на указанное письмо сообщило ООО «РСК «Сибиряк» письмом (исх. № 1.3/03/13492-исх от 18.05.2018) о том, что объем передачи электрической энергии в отношении объектов элетросетевого хозяйства, переданных ООО «Крассети» по договорам аренды с ООО «РСК «Сибиряк», ООО «УСК «Сибиряк» и ООО «Эксклюзив-строй», учтен РЭК Красноярского края при формировании котловой выручки и утверждении параметров экономического функционирования электросетевого комплекса региона, а также тарифного решения по установлению индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между ООО «РСК «Сибиряк» и филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» на 2018 год.

Ввиду отсутствия тарифного регулирования ООО «Крассети» в отношении вышеуказанных арендованных объектов на 2018 год ООО «Крассети» не вправе препятствовать перетоку электрической энергии и требовать за это плату.

Таким образом, до установления ООО «Крассети» статуса сетевой организации в отношении объектов электросетевого хозяйства по договорам аренды с ООО «РСК «Сибиряк», ООО «УСК «Сибиряк» и ООО «Эксклюзив-строй» вышестоящей смежной сетевой организацией для ООО РСК «Сибиряк» является ПАО «МРСК Сибири» и внесение изменений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии не требуется.

Из указанной переписки следует, что ПАО «МРСК Сибири» отказало ООО «РСК Сибиряк» в исключении точек поставки по причине учета указанных точек в тарифном регулировании при установлении тарифа на оказание услуг по передаче электроэнергии для ООО «РСК Сибиряк».

Иная переписка по указанному вопросу в материалах дела отсутствует.

В соответствии с пунктом 2.3. договора №(…)  оказания услуг по передаче электрической энергии от 17.02.2013, заключенного между ПАО «МРСК Сибири» и ООО «РСК «Сибиряк», в случае, если после заключения настоящего Договора произойдет изменение состава точек поставки и существенных условий, указанных в пункте 2.2., то указанные изменения производятся в соответствующих приложениях к настоящему Договору путем оформления дополнительных соглашений к настоящему Договору в срок 5 (пять) рабочих дней.

Комиссией 23.01.2019 было принято заключение об обстоятельствах дела № 087-10-18, в соответствии с которым комиссия усмотрела в действиях ПАО «МРСК Сибири», выразившихся в отказе от  внесения изменений в договор № (…)оказания услуг по передаче электрической энергии от 15.02.2016 части перечня точек поставки, необходимость включения которых возникла в связи с приобретением ООО «Крассети» объектов электросетевого хозяйства, признаки нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссией после  изучения отзыва ПАО «МРСК Сибири», представленного ответчиком на указанное заключение об обстоятельствах дела № 087-10-18, был учтен довод ПАО «МРСК Сибири» о том, что в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу № А27-18141/2013 от 19.09.2017 содержится вывод суда о том, что если точки поставки или новые объекты электросетевого хозяйства появились у сетевой организации в результате перераспределения точек, учтенных в тарифном решении, то расчет держателя котла с сетевой организацией должен быть произведен таким образом, чтобы оплата не внесла дисбаланс в распределение котловой выручки и не повлекла с неизбежностью убытки для держателя котла.

Соответственно, приобретение ООО «Крассети» исследуемых объектов электросетевого хозяйства и их использование при оказании услуг по передаче электрической энергии в исследуемой ситуации не должно повлечь ущемление интересов ПАО «Красноярскэнергосбыт» в части расчетов за оказанные услуги по передаче электрической энергии с сетевыми организациями.

Из материалов дела следует, что ПАО «Красноярскэнергосбыт» производило расчеты за оказанные услуги по передаче электроэнергии с ООО «РСК «Сибиряк» с учетом объектов электросетевого хозяйства, переданных ООО «Крассети».

Переписка по указанному вопросу между ООО «РСК «Сибиряк» и ПАО «Красноярскэнергосбыт» отсутствует в материалах дела.

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие принятие ООО «РСК «Сибиряк» достаточных и необходимых мер для разрешения вопроса об исключении соответствующих точек поставки из договора на оказание слуг по передаче электрической энергии, заключенного с ПАО «МРСК Сибири».

ООО «Крассети» в материалы дела представлена претензия (исх. № 139-19 от 15.04.2019), адресованная ООО «РСК «Сибиряк», из содержания которой следует, что заявитель обратился в адрес ООО «РСК «Сибиряк» за разрешением вопроса о произведении расчетов за оказанные ООО «Крассети» услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов, полученных от ООО «РСК «Сибиряк».

Сведения о результатах рассмотрения ООО «РСК «Сибиряк» указанной претензии в материалах дела отсутствуют.

Кроме того комиссия учитывает, что ООО «Крассети» заявлено, что ущемление интересов общества исследуемыми действиями ПАО «МРСК Сибири» выражается в наличии препятствий при произведении расчетов за оказанные услуги по передаче электроэнергии.

При рассмотрении дела комиссией установлено, что между ООО «Крассети» и ПАО «МРСК Сибири» в исследуемый временной период приказом РЭК Красноярского края от 27.01.2016 № 8-п  был установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электроэнергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями равный нулю.

Из указанного следует, что в исследуемый период ООО «Крассети» не имело оснований для получения от ПАО «МРСК Сибири» оплаты оказанных услуг по передаче электрической энергии.

Учитывая фактические обстоятельства в части произведения ПАО «Красноярскэнергосбыт» оплаты за оказанные услуги по передаче электроэнергии посредством исследуемых объектов электросетевого хозяйства ООО «РСК «Сибиряк» и непринятия ООО «РСК «Сибиряк» необходимых мер для разрешения спорного вопроса о составе точек поставки, содержащихся в договоре на оказание услуг по передаче электрической энергии, исследуемые действия ПАО «МРСК Сибири» не ущемляют интересы ООО «Крассети» в сфере предпринимательской деятельности.

Вопрос о произведении оплаты оказанных услуг по передаче электроэнергии подлежит разрешению между ООО «РСК «Сибиряк» и ООО «Крассети» в гражданско-правовом порядке.

Документальных доказательств, подтверждающих ущемление интересов заявителя действиями  ПАО «МРСК Сибири» в части отказа от  внесения изменений в договор (…) оказания услуг по передаче электрической энергии от 15.02.2016 в части перечня точек поставки, необходимость включения которых возникла в связи с приобретением ООО «Крассети» объектов электросетевого хозяйства, в материалах дела отсутствуют.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в редакции Федерального закона от 05.10.2015 №275-ФЗ, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Учитывая установленные обстоятельства, в том числе свидетельствующие об отсутствии ущемления интересов ООО «Крассети» исследуемыми действиями ПАО «МРСК Сибири», комиссия не имеет правовых оснований для установления в исследуемых действиях ПАО «МРСК Сибири» фактов злоупотребления доминирующим положением.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, статьей 48, частью 1 статьи 49  ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

                                                                              

                                                                      РЕШИЛА:

 

Производство по делу № 087-10-18, возбужденному в отношении ПАО «МРСК Сибири» по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», прекратить в связи с отсутствием факта нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд и в течение одного месяца со дня его принятия в коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы.

 

Председатель   Комиссии                                                                                                  <...>                                                                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                                                <...>

                                                                                                                                         <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны