Письмо №ВМ/8121/23 РЕШЕНИЕ № 024/07/3-1186/2023 от 16 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 024/07/3-1186/2023

 

11 мая 2023 года г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе:

председатель Комиссии  (далее – Комиссия),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ООО «СК Крепость» на действия организатора торгов – МАОУ «Средняя школа № 148 им. Героя Советского Союза И.А. Борисевича» (далее – МАОУ СШ № 148) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту наружного освещения МАОУ СШ № 148, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Борисевича, 23 (извещение № 32312320796) (далее – закупка),

при участии: от организатора торгов Г(доверенность от 01.01.2023), в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России 28.04.2023 поступила жалоба ООО «СК Крепость» на действия организатора торгов, выразившиеся в составлении закупочной документации с нарушениями законодательства Российской Федерации.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес заявителя, организатора торгов, закупочной комиссии направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры заключения договора до рассмотрения жалобы по существу. Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.Закона № 135-ФЗ.

Согласно доводам жалобы требование закупочной документации о том, что участники закупок должны находиться на территории Красноярского края является незаконным, нарушающим пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ).

Также из доводов жалобы следует, что установленный в конкурсной документации порядок оценки по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» является неправомерным и необоснованным, поскольку участник закупки, представивший к оценке 8 договоров и представивший 7 договоров, получает одинаковую оценку по опыту, что явно дискриминирует участника, предоставившего 8 договоров и имеющего больший опыт по сравнению с участником, представившим 7 договоров. Кроме того, отсутствует справедливая пропорциональная зависимость начисления балов, в частности:

- 9 договоров: оценка одного договора в баллах – 11,1;

- 8 договоров: оценка одного договора в баллах – 10;

- 7 договоров: оценка одного договора в баллах – 11,42;

- 6 договоров: оценка одного договора в баллах – 10;

- 5 договоров: оценка одного договора в баллах – 12 и т.д.

Заявитель в своей жалобе также указывает на то, что аналогичным должен быть опыт работ, а не предмет договора, поскольку выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного) является работами аналогичными по отношению к выполнению работ по строительству и реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного).

Организатор торгов представил возражения на доводы жалобы, указав, что несмотря на то, что в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.02.2017 № Д28и-699 указано, что заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования), или в километрах, в пункте 24 таблицы Информационной карты закупочной документации указано следующее: «Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»...».

В отношении критерия и порядка оценки «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» организатор торгов в письменных возражениях на доводы жалобы ссылается на то, что указанный критерий установлен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604, в соответствии с которым показателем оценки является «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта».

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), Положением о закупках МАОУ СШ № 148, утвержденным в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В пункте 24 таблицы Информационной карты закупочной документации установлены единые требования к участникам закупки, в числе которых: «участники закупок должны находиться на территории Красноярского края».

Установление вышеуказанного требования к участникам закупки ограничивает возможность участия лиц, находящихся за пределами Красноярского края, что не отвечает принципу, закрепленному в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, согласно которому при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Довод организатора торгов о том, что в пункте 24 таблицы Информационной карты закупочной документации указано о том, что «Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», отклонен Комиссией, поскольку указанное положение закупочной документации содержит определение понятия «участник закупки» и требование о том, что участник закупки должен находиться на территории Красноярского края не отменяет.

Министерство экономического развития Российской Федерации, выразившее в письме от 20.02.2017 № Д28и-699, на которое ссылается организатор торгов, позицию о допустимости территориального ограничения удаленности места оказания услуг, путем указания границы административного округа (территориального образования), или в километрах, органом государственной власти, наделенным в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов, не является. Кроме того, указанная в письме позиция к настоящим обстоятельствам не относится, поскольку позиция Министерства экономического развития Российской Федерации изложена в отношении места оказания услуг, а не места нахождения участника закупки.

Из пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке. При этом, Закон № 223-ФЗ требований к критериям, порядку оценки и сопоставления заявок на участие в закупке не устанавливает, из чего и положений статьи 2 Закона № 223-ФЗ следует, что такие требования должны содержаться в Положении о закупках. Следовательно, установление в закупочной документации критериев, порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке осуществляется в соответствии с Положением о закупках.

В Приложении к Положению о закупках «Порядок оценки заявок на участие в конкурсе, запросе предложений, конкурсном отборе, а также оферт» установлено, что в документации о закупке может быть установлен, в том числе, следующий нестоимостной критерий оценки: «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)», значимость которого не должна превышать 70%.

Для проведения оценки по критерию «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)» в документации о закупке необходимо установить: конкретный предмет оценки по критерию (например, оценивается опыт участника или коллектива его сотрудников по стоимости выполненных ранее аналогичных работ); формы для заполнения участником по соответствующему предмету оценки (например, таблица, отражающая опыт участника); требования о предоставлении документов и сведений по соответствующему предмету оценки (например, копии ранее заключенных договоров и актов сдачи-приемки).

На основании вышеуказанных требований Приложения к Положению о закупках организатор торгов в закупочной документации (Приложение № 2 Раздела 3 конкурсной документации) установил следующие критерии и порядок оценки заявок участников закупки.

1. Цена договора – значимость критерия 30%;

2. Квалификация участников закупки – значимость критерия 70%:

2.1. Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (коэффициент значимости критерия 0,5);

2.2. Наличие техники (коэффициент значимости критерия 0,1);

2.3. Срок предоставления гарантий качества работ (коэффициент значимости критерия 0,1).

Пунктом 2.2.1 Приложения № 2 Раздела 3 конкурсной документации установлено, что «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема», при котором оцениваются сведения о наличии у участника закупки соответствующего опыта, подтверждается копиями договоров (контрактов) на выполнение капитального ремонта наружного освещения, ремонта наружного освещения, договоры (контракты) подряда, включающих работы по ремонту наружного освещения и документа (документов), предусмотренного условиями договора (контракта) и подтверждающего (подтверждающих) приемку выполненных работ Заказчиком и содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость выполненных работ по исполненному договору (контрактуя), не позднее чем за 3 предшествующих года до даты окончания подачи заявок.

Из вышеизложенного требования закупочной документации следует, что к оценке принимаются копии:

- договоров (контрактов) на выполнение капитального ремонта наружного освещения;

- договоров (контрактов) ремонта наружного освещения;

- договоров (контрактов) подряда, включающих работы по ремонту наружного освещения.

Пунктом 4 Информационной карты закупочной документации установлено, что предметом договора являются работы по капитальному ремонту наружного освещения МАОУ СШ № 148, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Борисевича, 23».

Таким образом, организатором закупки в закупочной документации установлено требование к предоставлению в составе заявки документов с видом работ сопоставимого характера работам, являющимся предметом закупки.

Из пункта 35 раздела 11 «Условия применения и порядок проведения конкурса в электронной форме» Положения о закупках следует, что победителем закупки становится участник, в заявке которого содержатся лучшие условия исполнения договора.

Поскольку целью проведения закупки является выбор подрядчика, отвечающего в лучшей степени потребностям заказчика, а необеспечение максимального количества участников закупки, и обжалуемый критерий оценки не является отборочным критерием, а является критерием, позволяющим определить лучшие условия исполнения договора, Комиссией нарушений Закона № 223-ФЗ в действиях организатора торгов не установлено. Кроме того, у организатора торгов отсутствует обязанность по расширению перечня вида работ по договорам, предоставляемым в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ, с целью обеспечения таким участникам закупки получить максимальное количество баллов по соответствующему критерию.

Согласно пункту 2.2.1 Приложения № 2 Раздела 3 конкурсной документации для оценки заявок (предложений) по критерию «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» используется 100-балльная шкала оценки.

п.п

Показатели оценки по критерию «Опыт участника»

Порядок оценки предложения участника закупки по показателю (Ki)

1

0 копий исполненных договоров (контрактов) и документа (документов), предусмотренного условиями договора (контракта) и подтверждающего (подтверждающих) приемку выполненных работ

0 баллов

2

1-2 копия (ии) исполненных договоров (контрактов) и документа (документов), предусмотренного условиями договора (контракта) и подтверждающего (подтверждающих) приему выполненных работ

20 баллов

3

3-4 копий исполненных договоров (контрактов) и документа (документов), предусмотренного условиями договора (контракта) и подтверждающего (подтверждающих) приему выполненных работ

40 баллов

4

5-6 копий исполненных договоров (контрактов) и документа (документов), предусмотренного условиями договора (контракта) и подтверждающего (подтверждающих) приему выполненных работ

60 баллов

5

7-8 копий исполненных договоров (контрактов) и документа (документов), предусмотренного условиями договора (контракта) и подтверждающего (подтверждающих) приему выполненных работ

80 баллов

 

9 копий и более исполненных договоров (контрактов) и документа (документов), предусмотренного условиями договора (контракта) и подтверждающего (подтверждающих) приему выполненных работ

100 баллов

Итого:

100 баллов

 

Согласно подпункту «д» пункта 6 Приложения к Положению о закупках «Порядок оценки заявок на участие в конкурсе, запросе предложений, конкурсном отборе, а также оферт» для получения рейтинга заявок по критериям «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)», «Качество товара (работ, услуг)» каждой заявке (оферте) по каждому из указанных критериев комиссией выставляется значение от 0 до 100 баллов. Значение определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемых заявке (оферте) по критерию. В случае если показатели оценки критериев «Квалификация участника и (или) коллектива его работников (в том числе опыт, образование, квалификация работников, деловая репутация)», «Качество товара (работ, услуг)» имеют числовое выражение, в документации о закупке устанавливается формула или шкала присвоения баллов членами комиссии по таким показателям.

Таким образом, вышеуказанный порядок оценки и сопоставления заявок участников закупки по критерию «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» соответствует требованиям Положения о закупках и Закону № 223-ФЗ не противоречит. В связи с этим довод подателя жалобы о неправомерности установления такого порядка оценки, со ссылками на непропорциональную зависимость начисления балов, признан Комиссией необоснованным.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СК Крепость» на действия организатора торгов – МАОУ СШ № 148 при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту наружного освещения МАОУ СШ № 148, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Борисевича, 23 (извещение № 32312320796) обоснованной.

2. Признать организатора торгов нарушившим требования части 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.

3. Выдать организатору торгов предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в закупочную документацию.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Связанные организации

МАОУ «Средняя школа № 148 им. Героя Советского Союза И.А. Борисевича»
ИНН 2462023493, ОГРН 1022402060328
ООО «СК Крепость»
ИНН 0323406985, ОГРН 1180327012656