Решение б/н Решение по делу №106-15/16-12 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Администрация города Красноярска

ул.Карла Маркса, 93, г.Красноярск, 660049

тел.факс (391) 212-01-16

Главное управление по физической культуре, спорту и туризму администрации города Красноярска

ул.Марковского, 43, г.Красноярск, 660049

тел.факс (391) 227-98-88, 227-35-70

Муниципальное автономное учреждение «Дирекция спортивно-массовых мероприятий»

ул.Марковского, 43 «а», г.Красноярск, 660049

тел.факс (391) 212-22-38, 212-38-35

Департамент муниципального имущества

и земельных отношений

ул.Карла Маркса, 75, г.Красноярск, 660049

тел.факс (391) 262-17-01, 262-17-29

Департамент градостроительства

администрации города Красноярска

ул.Маерчака, 16, г.Красноярск, 660075

Администрация Советского района города Красноярска

ул.Партизана Железняка, 36, г.Красноярск, 660022

тел.факс (391) 220-06-33, 255-38-65

Управление архитектуры администрации города Красноярска

ул. Маерчака, 16, г.Красноярск, 660075

 

[далее по списку]

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 106-15/16-12 от 19 сентября 2012 года                                                                      г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 05.09.2012 года. В полном объеме решение изготовлено 19.09.2012.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 106-15/16-12 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления; члены Комиссии – Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти; Тимошин А.А., ведущий специалист-эксперт правового отдела, рассмотрев дело № 106-15/16-12, возбужденное в отношении Администрации города Красноярска (ул.Карла Маркса, 93, г.Красноярск, 660049), Главного управления по физической культуре, спорту и туризму администрации города Красноярска (ул.Марковского, 43, г.Красноярск, 660049), по признакам нарушений статей 15, 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), Муниципального автономного учреждения «Дирекция спортивно-массовых мероприятий» (ул.Марковского, 43 «а», г.Красноярск, 660049) по признакам нарушения ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в действиях, связанных с ограничением возможности осуществления деятельности хозяйствующих субъектов по оказанию услуг проката спортивного инвентаря на о.Татышев г.Красноярска, при участии в заседании Комиссии представителей:

от ответчика – Бочкарев Олег Николаевич (заместитель руководителя юридического управления администрации) – представитель от Администрации города Красноярска по доверенности <…>;

от заявителей – Алмаев Николай Михайлович (<…>);

от заявителей – ИП Довнар С.А., Максимов Ю.Ю., ИП Парахин С.А., ИП Асауленко В.Н., ИП Афанасенко А.С., ИП Большаков Д.С., Волошин Ф.А., Гурьев П.С., Вяжевич М.С., Лившиц А.С., Евпак К.В., Шилов А.Е.

 

Комиссия установила:

            20.03.2012 (вх.4068) в адрес Красноярского УФАС России поступило коллективное заявление (исх. № б/н) хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность в городе Красноярске на острове Татышев:

           1) ИП Довнар С.А. (детское кафе «Непоседа» и игровой городок);

           2) ИП Парахина С.А. (велопрокат);

           3) ИП Асауленко В.Н. (велопрокат);

           4) ИП Афанасенко С.И. (велопрокат);

           5) ИП Филимонова И.С. (велопрокат);

           6) ИП Большаков Д.С. (велопрокат);

7) ИП Шелухо Д.Б. (велопрокат);

8) ИП Тухлатулина Г.Ф. (велопрокат);

9) ИП Филипчука В.М. (велопрокат)

10) ИП Евлак Е.В. (велопрокат);

11) ИП Вяжевича М.С. (центр досуга «Бумеранг»);

12) ИП Щеголева О.Л. (автомат «Газированная вода»);

13) ООО «Креон» (велопрокат);

14) ИП Пахоменко А.В. (велопрокат);

15) ИП Суева С.Н. (велопрокат);

16) ИП Соболева А.А. (велопрокат).,

с жалобой на действия муниципального автономного учреждения «Дирекция спортивно-массовых мероприятий» (далее – МАУ), выразившиеся в необоснованном, по мнению заявителей, отказе в выдаче разрешительных документов на осуществление деятельности по велопрокату (оказание иных услуг спортивно-массового характера), реализации продовольственных товаров на сезон 2012 года.

            Из заявления и приложенных документов следует, что вышеуказанные лица осуществляли вышеуказанную деятельность на острове Татышев на протяжении нескольких лет до настоящего времени, при этом договоры, подтверждающие право пользования земельным участком на острове Татышев у указанных лиц отсутствуют.

Хозяйствующими субъектами – ИП Парахиным С.А., ИП Асауленко В.Н.,  ИП Афанасенко С.И., ИП Филимоновым И.С., ИП Большаковым Д.С., ИП Шелухо Д.Б., представлены договоры, именованные как договоры на возмещение расходов, об оказании возмездных услуг, о сотрудничестве, связанном с уставной деятельностью учреждения, заключенные с МАУ, в соответствии с которыми, МАУ принимает на себя обязательство по обеспечению обслуживания велосипедно-беговой дорожки, расположенной на острове Татышев и прилегающей территории. Также МАУ обязуется:

            - оказывать услуги обслуживания велосипедно-беговой дорожки для осуществления физкультурно-оздоровительных мероприятий и организации массового отдыха граждан;

            - обеспечить охрану общественного порядка на территории велосипедно-беговой дорожки;

            - обеспечить уборку прилегающей к велосипедно-беговой дорожке территории в соответствии с установленными нормами, включая вывоз мусора;

            - ежемесячно сдавать «Пользователю услуг» оказанные услуги по акту приема-сдачи оказанных услуг в срок до 5 числа месяца, следующим за отчетным.

            Стоимость вышеуказанных услуг составляет 215 рублей в день, без НДС. Срок договоров установлен сторонами с апреля 2011 по сентябрь 2011 года. В дальнейшем в связи с изменением тарифов на услуги МАУ в середине 2011 года были заключены новые договоры, согласно которым за услуги предоставления парковочного места с навесом предприниматели стали вносить плату 500 рублей в месяц за каждый велосипед.

Как установлено из заявлений вышеуказанных лиц, указанные договоры по обеспечению обслуживания велосипедно-беговой дорожки фактически являлись договорами, дающими право предпринимателям оказывать услуги по велопрокату и иного спортивного инвентаря на острове Татышев.

            В вышеуказанном заявлении (вх. от 20.03.2012 № 4068) предприниматели указывают, что им при обращении в январе 2012 года в МАУ с вопросом о предоставлении мест под пункты велопроката на 2012 год, дан устный отказ, мотивированный тем, что МАУ будет единолично осуществлять деятельность на острове Татышев и в его планы входит убрать всех предпринимателей с указанной территории. Указанное подтверждают в своем заявлении ИП Парахин С.А. (вх. от 26.03.2012 № 4414), ИП Асауленко В.Н. (вх. от 26.03.2012 № 4412), ИП Афанасенко С.И. (вх. от 26.03.2012 № 4437), ИП Филимонов И.С. (вх. от 26.03.2012 № 4410), ИП Большаков Д.С. (вх. от 26.03.2012 № 4411), ИП Шелухо Д.Ю. (вх. от 26.03.2012 № 4435), ИП Тухватулина Г.Ф. (вх. от 26.03.2012 № 4413), ИП Филипчук В.М. (вх. от 26.03.2012 № 4416), ИП Евпак К.В. (вх. от 26.03.2012 № 4415).

Среди документов, представленных ИП Парахиным С.А. 03.04.2012 (вх.4981) в адрес Красноярского УФАС России, имеется обращение Парахина С.А. 16.02.2012 и Вяжевич М.С. 20.02.2012, направленные в адрес Главного управления по физической культуре, спорту и туризму администрации города Красноярска (далее – Управление) по вопросу предоставления им на острове Татышев места для организации велопроката и веломобилей в летний период времени. Также имеются заявления от 02.03.2012 ИП Евлак и ИП Зайнулина Н.В. в МАУ по вопросу предоставления места под организацию велопроката на острове Татышев. На указанные заявления, по сведениям заявителей, ответов от вышеуказанных организаций не поступало.

ИП Парахин к своему обращению от 26.03.2012 прилагает письмо Управления, направленное ему 29.02.2012 (исх.84), в котором указано, что в соответствии с Положением о главном управлении, утвержденным Распоряжением Главы города Красноярска от 29.05.2009 № 111-р, Управление не имеет полномочий по предоставлению мест для проката велосипедов и веломобилей на о.Татышев, согласно правоустанавливающих документов, земельный участок на острове Татышев закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за МАУ.

            Также в средствах массовой информации размещены материалы, явившиеся, в том числе поводом к возбуждения настоящего дела, указывающее на то, что  МАУ и Управлением приняты решения, направленные на исключение возможности оказания услуг по велопрокату на о. Татышев иными субъектами, помимо МАУ.

Так, 22.03.2012 Антоном Павловым в Красноярском общественно-деловом издании «ДЕЛА.ru» была размещена статья под названием «Велопрокат на Красноярском острове Татышев катится в монополию» в котором указано, что предприниматели, осуществляющие прокат велосипедов на острове Татышев сообщают об отказах в заключении договоров на летний сезон в мэрии по причине изъявления желания администрации оказывать услуги по прокату самим. Подробно об этом сообщает в своем интервью ИП Афанасенко:  «Скрытая проблема есть – спорткомитет хочет зарабатывать все деньги сам. Зарабатывать, конечно, будет не само главное управление по физической культуре, спорту и туризму администрации (Красспорт). У него есть подведомственное подразделение, которое может оказывать платные услуги и тоже ведет деятельность на острове, - муниципальное автономное учреждение «Дирекция спортивно-массовых мероприятий». Заместителем Управления Мусиенко В.И. было сказано следующее: «Кому-то из прокатчиков придется покинуть «накатанное» место. И дело здесь не только в желании муниципалитета заработать деньги. Требуется изменить подход к организации велопроката. В последнее время поток отдыхающих на Татышев значительно увеличился и на велодорожках уже стало тесно. Отсюда, по цепочке возросла опасность получить травму, а многие частные велопрокаты на безопасности экономят». Также Мусиенко было заявлено, что в Управлении хотят за счет предоставления услуг отдыхающим зарабатывать деньги на развитие острова, кроме того было закуплено 500 новых велосипедов.

Указанное выше находит свое подтверждение в статье «План развития острова Татышев», размещенной на сайте Краевого государственного телеканала «Енисей Регион» по ссылке: «http://er-tv.ru/news/economy/7160/index.php».

Согласно информации, полученной от МАУ (исх. от 04.04.2012 № 1-02-210) в ходе работы по вышеуказанным заявлениям, установлено, что МАУ – это организация, подведомственная Управлению. Данное учреждение было создано Постановлением администрации города от 06.02.2006 № 56, цель его создания – это выполнение функций ранее существовавшего отдела спортивно-массовых мероприятий комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации города.

В соответствии с Уставом МАУ, утвержденным Постановлением Администрации города  Красноярска от 26.11.2007 № 674, целью его создания являлось развитие физической культуры и спорта в городе Красноярске и организация досуга и отдыха населения города, способствующего укреплению здорового образа жизни. Основное направление деятельности МАУ – реализация ежегодного календарного плана официальных физкультурных и официальных спортивных мероприятий города Красноярска; реализация городских целевых программ по развитию физической культуры и спорту; организация досуга и отдыха горожан, в том числе посредством проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Среди видов предпринимательской деятельности, обозначенных в п.2.4 указанного Устава, МАУ осуществляет прокат спортивного инвентаря и оборудования, велосипедов.

05.04.2012 от заместителя руководителя Главного управления по физической культуре, спорту и туризму администрации города Красноярска Мусиенко В.И. получено объяснение, в котором указано следующее.

Согласно Постановления администрации города от 13.04.2004 № 174 «О создании парка на острове Татышев», было принято решение о создании на острове Татышев городского парка местного значения, где, среди прочего, предусматривалось строительство спортивных объектов и сооружений. В целях реализации этого решения, Распоряжением Администрации города от 02.09.2008 № 1093-ж МАУ был предоставлен в аренду на один год земельный участок западнее Октябрьского моста для проведения проектно-изыскательских работ и дальнейшего строительства спортивных объектов. В дальнейшем, в соответствии с земельным законодательством, Распоряжением Администрации города № 186-ж в 2010 году, земельный участок был закреплен за МАУ на праве постоянного (бессрочного) пользования. Выделение и закрепление указанного земельного участка было проведено при поддержке Управления. В течение 2008-2011 годов МАУ на предоставленном земельном участке было осуществлено строительство ряда спортивных объектов – велосипедно-беговой дорожки, кордодром, роллердром, детская спортивная площадка, площадка для уличного баскетбола, навесы с лавочками и иные сооружения. Мусиенко В.И. отмечает, что указанные объекты не являются объектами общего пользования: это спортивные объекты, закрепленные на праве оперативного управления за МАУ. Все перечисленные объекты были построены на острове Татышев за счет средств бюджета города и согласно пояснениям Мусиенко В.И., предоставляются для использования физическими лицами бесплатно. Кроме того, МАУ обеспечивает работу медицинского пункта на острове, деятельность которого направлена на оказание первой медицинской помощи бесплатно любому из занимающихся спортом на острове. Медицинский пункт организован на основании заключенного с медицинским учреждением договора возмездного оказания услуг. Идея велопроката на острове Татышев у Управления появилась еще в 2009 году. Организацию велопроката могло осуществить МАУ исходя из его видов деятельности, определенных уставом, характера строящихся им объектов и наличия земельного участка. На протяжении нескольких лет на острове Татышев различными хозяйствующими субъектами, в основном индивидуальными предпринимателями, осуществляется деятельность, связанная с прокатом велосипедов, роликовых коньков и иного оборудования для занятий спортом. В 2011 году МАУ установило в центральной части земельного участка на острове Татышев павильон, предназначенный для хранения и выдачи различного спортивного инвентаря, в том числе велосипедов, т.е. организовало прокат велосипедов. В конце 2011 года Управлением, совестно с МАУ, принято решение не заключать договоры на оказание услуг по обслуживанию велодорожек и не согласовывать организацию велопроката с вышеуказанными предпринимателями в связи с тем, что лиц, оказывающих услуги велопроката на острове Татышев стало слишком много и все они заняли почти всю часть центральной территории земельного участка МАУ, в связи с чем, места для прогулок и катаний населения почти не осталось, кроме того, из-за этого увеличилось количество травм. Также на этой части земельного участка практически ежемесячно проводятся физкультурные и спортивные мероприятия различного уровня.

Из пояснений и.о. директора МАУ «Дирекция СММ» - заместителя Генерального директора по финансам Торосян С.А. следует, что в предоставлении услуг хозяйствующим субъектам МАУ экономически не заинтересовано, поскольку доход МАУ от велопроката 20-25 велосипедов в 2011 году принес учреждению столько же дохода сколько от оказания услуг по предоставлению парковочного места. На сегодняшний день МАУ приобретено за счет собственных средств, полученных от предпринимательской деятельности, организованной на о.Татышев (и иной), более 300 велосипедов.

Среди документов, представленных МАУ в Красноярское УФАС (исх. от 04.04.2012 № 1-02-210), имеется Постановление администрации г. Красноярска от 23.11.2011 № 542, которым внесены изменения в Постановление № 552 от 10.10.2007, которым утверждены цены на услуги МАУ, а именно прекратил свое существование п.12 «Обслуживание велосипедно-беговой дорожки на острове Татышев» и п.13 «Предоставление парковочного места под навесом», в связи с чем с момента опубликования указанного акта МАУ больше не предоставляет указанные услуги предпринимателям.

Распоряжением администрации города от 02.09.2008 № 1093-ж, МАУ был предоставлен в аренду на один год земельный участок общей площадью 606 621 кв.м., западнее Октябрьского моста для проведения проектно-изыскательских работ и дальнейшего строительства спортивных объектов. В дальнейшем, Распоряжением Администрации города от 18.02.2010 № 186-ж, указанный земельный участок был закреплен за МАУ на праве постоянного (бессрочного) пользования для строительства сооружений, связанных с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом (с инженерным обеспечением).

По информации (исх. от 04.04.2012 № 1020), полученной от Администрации Советского района города Красноярска (далее – Администрация Советского района) установлено, что в 2011 году на острове Татышев осуществляли деятельность около 42 предпринимателей, в том числе сезонные кафе, которые осуществляли свою деятельность на основании распоряжения Администрации. МАУ разрешала осуществлять деятельность на острове Татышев на основании договора о сотрудничестве, связанном с уставной деятельность учреждения. В настоящее время МАУ отказывает (устно) в осуществлении деятельности на острове Татышев, объясняя это тем, что в летний период 2012 года МАУ единолично будет осуществлять деятельность на острове.

Кроме того Администрация Советского района сообщает, что 02.04.2012 Постановлением администрации города Красноярска № 136 внесены изменения в Постановление № 55 от 09.02.2012, где в т.ч. пунктом 1.3.31 дополнительно внесен новый тип  временного сооружения – пункт проката спортивного инвентаря, определен порядок размещения (в соответствии со схемой), полномочия по размещению таких временных сооружений возложены на администрации районов (на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности).

            В связи с установлением в действиях ответчиков, связанных с  ограничением возможности осуществления деятельности хозяйствующих субъектов по оказанию услуг проката спортивного инвентаря на о.Татышев г.Красноярска, признаков нарушений, предусмотренные статьей 15, 16 ФЗ «О защите конкуренции» приказом от 10.04.2012 № 180 Красноярского УФАС России возбуждено дело № 106-15/16-12.

            17.04.2012 Красноярским УФАС России вынесено определение о назначении дела № 106-15/16-12 к рассмотрению, где в качестве ответчиков привлечены Администрация города Красноярска, Управление и МАУ.

            На заседании Комиссии Красноярского УФАС России от 04.05.2012 от предпринимателей, осуществляющих деятельность по велопрокату, поступила информация в виде письменных и устных пояснений, что МАУ на протяжении нескольких лет вводило их в заблуждение о том, что земли, на которых расположены их пункты проката являются землями, переданными в постоянное бессрочное пользование МАУ, в связи с чем, обязывало предпринимателей заключать с ними договоры на обслуживание велосипедных дорожек, и иные договоры, вносить денежные средства в МАУ в качестве благотворительных взносов, которые распределялись неизвестным образом.

            В настоящее время предприниматели заключили договоры с Администрацией на размещение временных сооружений – пунктов проката на острове Татышев на землях общего пользования, являющихся муниципальными, на срок до конца летнего сезона 2012 года, в соответствии с которыми они смогут осуществлять деятельность по предоставлению услуг велопроката и иного спортивного инвентаря на острове Татышев в 2012 году. В подтверждение были представлены договоры на размещение временного сооружения – пунктов проката спортивного инвентаря, предметом которых является  право на размещение временных сооружений – пунктов проката спортивного инвентаря – сборно-разборных сооружений, предназначенных для хранения спортивного инвентаря (контейнер, оборудование для размещение велосипедов, роликовых коньков).

            Также, указанное подтверждается перечнем сезонных объектов торговли и услуг на 2011 года на острове Татышев, утвержденным Администрацией Советского района, а также схемой размещения пунктов проката спортивного инвентаря на территории Советского района города Красноярска, утвержденной 23.04.2012 заместителем главы города – руководителем департамента градостроительства Администрации города.

            На заседании комиссии от 04.05.2012 предприниматели указали, что в Департаменте градостроительства администрации города Красноярска и в Управлении архитектуры администрации города Красноярска имеются проекты распоряжений, в соответствии с которыми, все земли острова Татышев, в том числе занимаемые на сегодняшний день предпринимателями, перейдут в бессрочное пользование МАУ, в связи с чем, они в будущем не смогут осуществлять там свою деятельность.

            Указанное подтвердила в своих пояснениях и доводах представитель Администрации Советского района, указав, что у Администрации имеются сведения от Управления архитектуры администрации города Красноярска, согласно которых, большая часть острова Татышев уже предварительно согласована для ее передачи МАУ, в связи с чем, на острове почти не останется свободной муниципальной земли, которую можно было бы передать хозяйствующим субъектам во владение и пользование.

            Представители МАУ и Управления на указанной Комиссии пояснили о том, что земля, переданная МАУ в бессрочное пользование, не является землей общего пользования, выделена МАУ для осуществления уставной деятельности. Также Управлением указано, что велосипедные дорожки строились ими за счет средств, выделенных Администрацией города Красноярска. По поводу приобретения велосипедов в количестве 600 штук, Управлением и МАУ было указано, что это связано с необходимостью проведения спортивно-массовых мероприятий на безвозмездной основе.

            Определением об отложении рассмотрения дела от 04.05.2012, в связи с получением дополнительных доказательств в процесс были привлечены Департамент градостроительства Администрации города Красноярска (далее – Департамент градостроительства), Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее – Департамент имущества) и Управление архитектуры администрации города Красноярска (далее – Управление архитектуры).

            30.07.2012 (вх.12423) от Департамента градостроительства поступили сведения (исх. от 27.07.2012 № 01/3325-дг) о том, что на земельном участке, переданном в бессрочное пользование МАУ, согласно Распоряжения администрации города Красноярска от 18.02.2010 № 186-ж, расположены 29 объектов строительства, являющихся сборно-разборными сооружениями, прочно не связанными с земельным участком, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению и имеющих статус временных сооружений. Департаментом градостроительства также указано, что разрешение на строительство объектов капитального строительства в установленном законном порядке МАУ не получало.

            В материалах дела имеется письмо МАУ от 26.07.2012, исх.1-02-440, в котором в приложении имеется информация в виде таблицы о спортивных объектах, расположенных на острове Татышев, находящихся в оперативном управлении МАУ «Дирекция СММ», где указано 15 временных сооружений. К указанной таблице приложены акты о сдаче в эксплуатацию временных (нетитульных) сооружений в количестве 15 штук, среди которых: гимнастический комплекс; КТП 63 кВа; уличная тренажерная площадка Г; комплект для настольного тенниса, комплект для велопроката, уличная тренажерная площадка Д, консольные откатные ворота с автоматикой, спортивный игровой комплекс для детей и взрослых (площадки А, Б, В); площадка для отдыха 10х48 м.; павильон сборно-разборный; площадка под хоккейную коробку; павильон сборно-разборный; велобеговая дорожка со стартовой зоной и финишной площадкой, площадкой для проведения спортивно-массовых мероприятий; кордодром; роллеродром.

            01.08.2012 (вх.01.08.2012) от Департамента имущества поступили сведения (исх. от 31.07.2012 № 43387), среди которых имеется Акт о выборе земельного участка для предварительного согласования места размещения объектов, предполагаемых к проектированию и строительству от 20.02.2012, в котором выбран для предварительного согласования земельный участок площадью 298 596 м2, расположенный по адресу: Советский район, о.Татышев, с западной стороны моста Октябрьский в г.Красноярске.

            К указанному акту приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в которой видно, что испрашиваемый земельный участок расположен с западной стороны острова Татышев в месте, где в настоящее время размещены временные сооружения заявителей, расположенных в западной стороне острова Татышев.

            Среди документов имеется также лист согласования проекта «Постановления, распоряжения, договора, соглашения в администрации города Красноярск» «О предварительном согласовании МАУ места размещения объекта», в котором значатся следующие согласования: руководителя Департамента имущества от 15.10.2011 и 03.02.2012, руководителя Управления архитектуры от 04.10.2011, заместителя руководителя Управления архитектуры от 17.08.2011, руководителя Администрации от 10.11.2010. В соответствии с самим проектом Распоряжения «О предварительном согласовании МАУ места размещения объекта», МАУ предполагается предварительно согласовать место размещения спортивных сооружений на земельном участке из земель населенных пунктов, площадью 298 596 кв.м. с западной стороны моста Октябрьский.

            23.08.2012 МАУ представило документы (исх. от 23.08.2012 № 1-02-473), среди которых имеется Архитектурно-планировочное решение, разработанное ОАО «Территориальный градостроительный институт гражданпроект», заказчиком которого являлось МАУ, целью которого являлась разработка концепции поэтапного рекреационного развития острова Татышев с организацией повседневного отдыха граждан с учетом его положения в плане города, а также в соответствии с водоохранным статусом рассматриваемой территории. Площадь территории в границах проектирования составляет 637,57 га. (6 376 000 кв.м.). В указанном решении указано, что территория острова Татышев составляет 637,57 га (6 376 000 кв.м.).

            Сведения о предварительном согласовании МАУ нового земельного участка на острове Татышев площадью 298 596 м2, где в настоящее время размещены временные сооружения заявителей, расположенных в западной части острова Татышев, также подтверждается информацией, представленной Администрацией (исх. от 30.08.2012 № 2422), которая содержит письмо Департамента градостроительства, направленного в адрес Администрации (исх. от 26.06.2012 № 1060-асовр), к которому приложена схема расположения земельных участков МАУ на острове Татышев:

            - земельный участок, площадью 606 621 кв.м., согласно Распоряжения администрации города Красноярска от 18.02.2010 № 186-ж, предоставлен МАУ для строительства спортивно-оздоровительного комплекса;

            - земельный участок, площадью 298 596 кв.м., на основании извещения Управления архитектуры от 02.04.2012 № 1209, на размещение комплекса временных объектов для организации занятий физической культурой и спортом.

            Департаментом градостроительства в указанном письме также сообщается, что срок действия извещения истек 30.06.2012.

            При рассмотрении дела Администрацией города Красноярска были даны пояснения, что она не видит и не признает в своих действиях состава нарушения антимонопольного законодательства, так же как и в действиях Управления и МАУ. В дополнение к указанному Администрацией города Красноярска были представлены пояснения (исх. от 02.05.2012 № б/н), в которых также сказано, что никаких решений, либо действий, связанных с ограничением  возможности осуществления деятельности хозяйствующих субъектов по оказанию услуг проката спортивного инвентаря на острове Татышев органы местного самоуправления города Красноярска, муниципальные учреждения не принимали и не осуществляли.

            От Управления при рассмотрении настоящего дела поступили пояснения, что в своих действиях оно не видит состава вменяемого нарушения. Кроме того, Управлением, в пояснениях по настоящему делу от 26.06.2012 (исх.342) указано, что никаких соглашений или договоренностей между Управлением и МАУ не заключалось (не достигалось), Управление в хозяйственную деятельность МАУ не вмешивается, соответственно не может принимать решения об оказании МАУ услуг. Также Управлением указано, что заявителями по настоящему делу нарушаются границы земельного участка МАУ и их нахождение на ее территории незаконно. Помимо указанного представителем Управления Шлома И.Н. при рассмотрении дела были сделаны заявления о том, что деятельность хозяйствующих субъектов по прокату велосипедов и иного инвентаря осуществляется с использованием муниципального имущества с нарушениями условий договоров, заключенных с Администрацией, а именно, ими не выполняется медицинское сопровождение, уборка территорий и обеспечение безопасности. Однако надлежащих доказательств по вышеуказанным доводам Управлением в дело не представлено.

            МАУ с вменяемым нарушением не согласно, согласно пояснений от 26.07.2012 (исх.1-02-440), мотивируя это тем, что оно не ограничивало доступ на остров Татышев хозяйствующим субъектам, также как и не устраняло конкуренцию. С доводами заявителей, что МАУ на протяжении нескольких лет вводило в заблуждение предпринимателей о том, что земли, на которых расположены их пункты проката, являются землями МАУ, в связи с чем, обязывало предпринимателей заключать с ними различные договоры, не согласно, поясняя, что все разрешения по этому поводу может выдавать только Администрация. В вышеуказанных пояснениях МАУ также сообщает, что МАУ никогда не выдавала разрешение на право осуществления деятельности по прокату на острове Татышев, доводы заявителей необоснованны. Заключенные ранее договоры с заявителями никогда не являлись разрешительными документами, так как не давали права на осуществление какой-либо деятельности.

 

Исследовав материалы дела, заслушав и изучив доводы и пояснения сторон, Комиссия отмечает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Нормативным актом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации является Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа, а также создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения, принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Статьей 7 Устава города Красноярска, принятого Решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 № В-62 установлено, что к вопросам местного значения города относится обеспечение условий для развития на территории города физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий города, а также создание условий для массового отдыха жителей города и организация обустройства мест массового отдыха населения.

Таким образом, установлено, что деятельность по обеспечению условий для развития на территории города физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий города, а также создание условий для массового отдыха жителей города и организация обустройства мест массового отдыха населения, отнесена к функциям органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», автономными учреждениями признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Часть 7 статьи 2 указанного закона определяет, что автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи.

   Уставом муниципального автономного учреждения города Красноярска «Дирекция спортивно-массовых мероприятий», утвержденного Постановлением главы города Красноярска от 26.11.2007 № 674 (далее – Устав МАУ), а именно пунктом 1.3 определено, что учреждение представляет собой некоммерческую организацию, не представляющую в качестве своей основной цели извлечение прибыли, созданную муниципальным образованием город Красноярск для выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления полномочий администрации города Красноярска в сфере физической культуры и спорта, находится в ведомственном подчинении Управления и финансируется из бюджета города на основании муниципального задания в виде субсидий.

В соответствии с пунктом 2.1 Устава МАУ, целями создания учреждения являются: развитие физической культуры и спорта в городе Красноярске; организация досуга и отдыха населения города, способствующего укреплению здорового образа жизни граждан. Пункт 2.2 определяет предмет деятельности МАУ:

- реализация городских целевых программ по развитию физической культуры и спорта на территории города;

- реализация календарного плана городских физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

- организация и проведение туристических мероприятий.

В пункте 2.3 Устава МАУ, к основным видам деятельности МАУ относится организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на привлечение населения города к систематическим занятиям физической культурой и спортом; совместно с администрациями районов в городе подготовка и проведение спортивно-массовых мероприятий, оказание им организационно-методической помощи в проведении этих мероприятий.

В пункте 2.4 Устава МАУ, среди видов предпринимательской деятельности МАУ указано:

- оптовая и розничная торговля вне магазинов или в палатках, а также с использованием передвижных средств развозной и разносной торговли, безалкогольными напитками, пищевыми продуктами, спортивной одеждой, обувью, дорожными принадлежностями, спортивным инвентарем и оборудованием;

- прокат спортивного инвентаря и оборудования, велосипедов;

- организация и проведение спортивных мероприятий на открытом воздухе или в закрытом помещении для профессионалов или любителей, деятельность по содействию и подготовке спортивных мероприятий;

- осуществление функций заказчика-застройщика при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте физкультурно-спортивных объектов.

Учитывая вышеизложенное, а также сведения, полученные из обращений заявителей, их доводов, заявленных на Комиссии при рассмотрении настоящего дела, доводов и пояснений, полученных от ответчиков и лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, объяснений должностных лиц органов местного самоуправления установлено, что МАУ, помимо прочей деятельности осуществляет деятельность, связанную с развитием физической культуры и спорта в городе Красноярске и организацией досуга и отдыха населения города, способствующего укреплению здорового образа жизни. Основное направление деятельности МАУ – реализация ежегодного календарного плана официальных физкультурных и официальных спортивных мероприятий города Красноярска; реализация городских целевых программ по развитию физической культуры и спорта; организация досуга и отдыха горожан, в том числе посредством проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

В связи с этим, установлено, что МАУ осуществляет функции, предусмотренные статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Статьей 7 Устава города Красноярска, принятого Решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 № В-62, а именно связанные с обеспечением условий для развития на территории города физической культуры и массового спорта, организацией проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий города, а также созданием условий для массового отдыха жителей города и организацией обустройства мест массового отдыха населения, а также организацией  выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования (в сфере культуры и спорта).

В ходе рассмотрения настоящего дела также установлено, что Распоряжением Администрации города Красноярска от 02.09.2008 № 1093-ж, МАУ был предоставлен в аренду на один год земельный участок общей площадью 606 621 кв.м., западнее Октябрьского моста для проведения проектно-изыскательских работ и дальнейшего строительства спортивных объектов. В дальнейшем, в соответствии с земельным законодательством, Распоряжением Администрации города Красноярска от 18.02.2010 № 186-ж, указанный земельный участок был закреплен за МАУ на праве постоянного (бессрочного) пользования для строительства сооружений, связанных с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом (с инженерным обеспечением).

   В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ сооружение, как и здание, строение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, относятся к объектам капитального строительства.

   В соответствии с пунктом 21 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», система инженерно-технического обеспечения – это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.

   Нормативным актом, устанавливающим порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Красноярска, является Постановление Администрации города Красноярска от 09.02.2010 № 55 «Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска», пункт 1.2 которого определяет временные сооружения, как сборно-разборные сооружения, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению.

   При рассмотрении настоящего дела Департаментом градостроительства (письмо от 27.07.2012 № 01/3325-дг), МАУ (письмо от 26.07.2012, исх.1-02-440) было пояснено, что на земельном участке, переданном в бессрочное пользование МАУ, согласно Распоряжения администрации города Красноярска от 18.02.2010 № 186-ж, расположены 29 объектов строительства, являющиеся сборно-разборными сооружениями, не связанными прочно с земельным участком, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению и имеющие статус временных сооружений. Департаментом градостроительства также указано, что разрешение на строительство объектов капитального строительства в установленном законном порядке МАУ не получало.

   В связи с этим, установлено, что МАУ с момента получения вышеуказанного земельного участка до настоящего времени, никакого строительства сооружений не осуществляло (а только размещало сооружения и объекты, не относящиеся к объектам строительства), в связи с чем, использует земельный участок, переданный ей в бессрочное пользование, согласно Распоряжения администрации города Красноярска от 18.02.2010 № 186-ж, не для целей строительства сооружений, связанных с организацией отдыха, туризма в том числе связанных с прокатом спортивного инвентаря и оборудования, велосипедов. Также установлено, что у объектов временных сооружений, расположенных на переданной МАУ территории отсутствуют точки присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии со статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Часть 4 указанной статьи также предусмотрено, что граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

   Пункт 1 части 2 статья 45 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что  право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращается принудительно, в том числе, при использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением.

Передача Администрацией города Красноярска земельного участка МАУ в бессрочное пользование на острове Татышев, согласно вышеуказанного распоряжения, по которому МАУ получило земельный участок, площадью, 606 621 кв.м., западнее Октябрьского моста, в месте, где находится основная часть беговых  и вело- дорожек, поставило МАУ, в связи с нецелевым  использованием земельного участка, в более выгодные условия деятельности, по сравнению с иными субъектами, осуществляющими деятельность по прокату велосипедов и иного спортивного инвентаря.

   Таким образом, в связи с передачей земельного участка, на котором размещены объекты спортивной инфраструктуры острова, возведенные на бюджетные средства и являющиеся объектами общего пользования, на праве постоянного бессрочного пользование МАУ, что не предполагает согласно ст.20 ЗК РФ какого-либо субпользования указанным земельным участком, для МАУ созданы преимущественные условия предпринимательской деятельности на о. Татышев как субъекту рынка (сферы) оказания услуг по организации досуга граждан (прокат спортивного инвентаря, организация иного культурно-массового отдыха на возмездной основе).   

Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что с указанными целями (строительство спортивных сооружений с инженерным обеспечением) земельный участок не может быть предоставлен в пользование МАУ, ввиду следующего.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об автономных учреждениях»  автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Как установлено выше МАУ Дирекция СММ создано в целях выполнения полномочий администрации г. Красноярска в области физкультуры и спорта.

Статьей 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) предусмотрено, что учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью.

Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона N 174-ФЗ условия и порядок формирования задания учредителя и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам должно содержать: определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; порядок оказания соответствующих услуг; предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) (статья 69.2 БК РФ).

Муниципальное задание формируется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.

Администрацией города Красноярска утверждено  Постановление от 28 февраля 2011 г. № 57 «Об утверждении положения о порядке формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и об оценке выполнения муниципального задания». Согласно утвержденной вышеуказанным постановлением форме муниципального задания оно в обязательном порядке должно содержать наименование муниципальной услуги и категории потребителей данной услуги.

В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга - предоставляемая органом местного самоуправления деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

Заявителем является физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, их предоставляющие, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме (пункт 3 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ).

Таким образом, из вышеуказанного можно сделать вывод, что деятельность муниципальных автономных учреждений, создаваемых исключительно в целях реализации отдельных полномочий органа местного самоуправления, должна быть направлена на оказание муниципальных услуг, выполняемых по запросам юридических и физических лиц.

Согласно  Постановлению Главы г. Красноярска от 29.03.2006 N 203 «Об утверждении перечня муниципальных услуг (работ), по которым должен производиться учет потребности в предоставлении муниципальных услуг (выполнении работ), с методикой оценки потребности в предоставлении муниципальных услуг (выполнении работ) и учета результатов оценки при формировании расходов на очередной финансовый год и плановый период" к муниципальным услугам  в области физической культуры и спорта в частности относятся: образовательные услуги спортивных школ, спортивно-оздоровительные мероприятия среди учащихся, физкультурно-оздоровительные услуги   для населения, проведение спортивно-массовых мероприятий для населения, представительство города на соревнованиях различного уровня, в которых участвуют учащиеся спортивных школ и население и др. и т.п.

В силу подпунктов 17, 19, 20  пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения отнесены к вопросам местного значения.

Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Пунктом 1 статьи 54 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Частью 2 статьи 3 Федерального закона N 94-ФЗ определено, что под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона № 94-ФЗ во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.

Таким образом, выполнение работ в области строительства  спортивных сооружений не является муниципальными услугами, а относится к работам, которые оказываются в целях обеспечения муниципальных нужд. Заключение договоров на выполнение указанных работ должно осуществляться только по результатам торгов в соответствии с требованиями Федерального закона N 94-ФЗ.

Из указанного следует, что деятельность в области строительства спортивных сооружений (для осуществления которой распоряжением администрации города Красноярска от 18.02.2010 № 186-ж передан земельный участок в пользование МАУ «ДМСС)  не соотносится с целями создания муниципальных автономных учреждений, поскольку последние вправе оказывать муниципальные услуги по обращениям физических и юридических лиц в соответствии с утвержденным муниципальным заданием, а также в силу частей 6, 7 ст. 4 ФЗ «Об автономных учреждениях» иные услуги, соответствующие целям создания учреждения,  по заказам юридических и физических лиц за плату на одинаковых для всех условиях в порядке, установленном федеральными законами. В данном же случае заказчиком (выгодоприобретателем) на строительство объектов спортивно-массового назначения является муниципальное образование город Красноярск (в лице уполномоченных органов), которое в целях решения вопросов местного значения должно размещать муниципальный заказ на строительство и содержание данных объектов. Однако, в нарушением установленных ФЗ № 94-ФЗ процедур размещения заказа финансирование работ по благоустройству территории о.Татышев и строительству спортивных сооружений осуществляется посредством предоставления субсидий МАУ из бюджета города (посредством заключения договоров на предоставление субсидий с Главным управлением по физической культуре, спорту и туризму администрации города Красноярска), которым (учреждением) впоследствии размещается «заказ» среди хозяйствующих субъектов на выполнение данных работ без соблюдения установленных ФЗ № 94-ФЗ процедур. Указанное, по мнению Комиссии, должно явиться предметом отдельного дела.

Ввиду вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что земельный участок для строительства сооружений, связанных с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом (с инженерным обеспечением) на о. Татышев в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен МАУ «ДСММ» с нарушением вышеуказанных норм действующего законодательства. Кроме этого, данными действиями администрацией города Красноярска для вышеуказанного учреждения созданы необоснованные преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности в области оказания услуг населению (в том числе услуг по прокату спортивного инвентаря, общественного питания и др.) на территории острова Татышев.

Частью 1 статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что названный закон распространяется  на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также  государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с частью 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается создавать дискриминационные условия деятельности.

Согласно пункту 8 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с частью 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Ввиду указанного, Комиссия пришла к выводу о том, что действия Администрации города Красноярска по наделению хозяйствующего субъекта – МАУ функциями органов местного самоуправления, связанными с обеспечением условий для развития на территории города физической культуры и массового спорта, организацией проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий города, а также созданием условий для массового отдыха жителей города и организацией обустройства мест массового отдыха населения, при совмещении МАУ данных полномочий с функцией хозяйствующего  субъекта, что  предоставляет МАУ как субъекту хозяйственной деятельности неправовые преимущества, указывают на нарушение части 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции»; действия Администрации, связанные с предоставлением земельного участка МАУ в бессрочное пользование на острове Татышев, согласно Распоряжения администрации города Красноярска от 18.02.2010 № 186-ж, при котором МАУ получен земельный участок, площадью, 606 621 кв.м., западнее Октябрьского моста, в месте, где находится основная часть объектов спортивного назначения общего пользования (беговых и велодорожек дорожек и др.), поставило МАУ в более выгодные условия, по сравнению с иными субъектами, осуществляющих деятельность по прокату велосипедов и иного спортивного инвентаря, что противоречит части 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

           

Как установлено выше, МАУ был получен вышеуказанный земельный участок в бессрочное пользование с 18.02.2010. Как указывают заявители – хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на острове Татышев, с 2010 года МАУ вводило их в заблуждение о том, что земля, где располагались заявители, являлось землей, переданной в бессрочное пользование МАУ и, взимало за разрешение разместить временное сооружение (пункт проката) денежные средства, путем заключения различных договоров (на возмещение расходов, об оказании возмездных услуг, о сотрудничестве, связанном с уставной деятельностью учреждения), кроме того обязывало их оказывать благотворительную помощь в виде денежных пожертвований в пользу МАУ.

            В январе 2012 года, при обращении заявителей в МАУ с вопросом о предоставлении мест по велопрокату на 2012 год, предпринимателями был получен устный отказ, мотивированный тем, что МАУ будет единолично осуществлять деятельность на острове Татышев и в его планы входит ограничить предпринимателей в пользовании указанной территории. Указанное, помимо заявлений от предпринимателей, в которых содержатся договоры и документы, подтверждающие оплату указанных услуг, поступивших в Красноярское УФАС России, подтверждается и информацией, полученной из средств массовой информации, в частности из общественно-делового издания «ДЕЛА.ru» от 22.03.2012,  статьей «План развития острова Татышев», размещенной на сайте Краевого государственного телеканала «Енисей Регион».

            Администрация Советского района, в своих пояснениях (исх. от 04.04.2012 № 1020) подтверждает, что МАУ разрешала осуществлять деятельность на острове Татышев предпринимателям на основании договора о сотрудничестве. В настоящее время (на дату дачи пояснений - 04.04.2012) МАУ отказывает (устно) в осуществлении деятельности на острове Татышев, объясняя это тем, что в летний период 2012 года МАУ единолично будет осуществлять деятельность на острове.

            Кроме того, из объяснения, полученного от директора МАУ следует, что в предоставлении услуг хозяйствующим субъектам МАУ экономически не заинтересовано, поскольку доход МАУ от велопроката 20-25 велосипедов в 2011 году принес учреждению столько же дохода сколько от оказания услуг по предоставлению парковочного места.

   В соответствии с Распоряжением главы города Красноярска от 29.05.2009 № 111-р «О положении о главном управлении по физической культуре, спорту и туризму администрации города Красноярска», Управление является органом администрации города Красноярска, уполномоченным на решение вопросов по обеспечению условий для развития на территории города физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурных мероприятий, в том числе физкультурно-оздоровительных, и официальных спортивных мероприятий города Красноярска, а также на решение вопросов по созданию условий для развития туризма в городе Красноярске.

            В соответствии с пунктом 1.3 Устава МАУ, МАУ находится в ведомственном подчинении Управления и финансируется из бюджета города на основании муниципального задания в виде субсидий. В соответствии с пунктом 5.1 Устава МАУ, органами управления являются наблюдательный совет МАУ и руководитель МАУ. Пункт 5.2 Устава МАУ определяет, что наблюдательный совет формируется в количестве 6 человек. В состав наблюдательного совета входят представители Департамента имущества, Управления и иных органов Администрации города Красноярска, представители общественности, имеющие заслуги и достижения в сфере физической культуры и спорта, и представители работников МАУ.

            В связи с этим, установлено, что МАУ – организация, которая подведомственна Управлению.

            Заместитель руководителя Управления в своем объяснении от 05.04.2012 поясняет, что земельный участок на острове Татышев был закреплен за МАУ на праве постоянного (бессрочного) пользования при поддержке Управления. Идея велопроката на острове Татышев у Управления появилась еще в 2009 году. Организацию велопроката могло осуществить МАУ исходя из его видов деятельности, определенных уставом, характера строящихся им объектов и наличия земельного участка.

Таким образом, Управлением совестно с МАУ было принято решение ограничить деятельность предпринимателей, осуществляющих хозяйствующую деятельность на острове Татышев по предоставлению услуг велопроката и спортивного инвентаря, в связи с осуществлением аналогичной деятельности МАУ. Так из пояснений Мусиенко В.И.- заместителя руководителя Управления от 05.04.2012  следует, что «в конце 2011 года Управлением, совестно с МАУ, принято решение не заключать договоры на оказание услуг по обслуживанию велодорожек и не согласовывать организацию велопроката с вышеуказанными предпринимателями в связи с тем, что лиц, оказывающих услуги велопроката на острове Татышев стало слишком много и все они заняли почти всю часть центральной территории земельного участка МАУ».

            Указанное проявилось в том, что МАУ отказалось заключать с предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность на острове Татышев договоры на предоставление парковочного места, обслуживание велосипедно-беговой дорожки на период сезона в 2012 году, что в дальнейшем стало поводом их обращения в Красноярское УФАС России. Подтверждением указанному является Постановление администрации г. Красноярска от 23.11.2011 № 542, которым внесены изменения в Постановление № 552 от 10.10.2007, которым утверждены цены на услуги МАУ, а именно прекратил свое существование п.12 «Обслуживание велосипедно-беговой дорожки на острове Татышев» и п.13 «Предоставление парковочного места под навесом», в связи с чем с момента опубликования указанного акта МАУ больше не предоставляет указанные услуги предпринимателям, что ограничило их возможность пользования территорией о. Татышев, переданной МАУ в бессрочное (постоянное) пользование.

При рассмотрении настоящего дела в Красноярское УФАС России поступила информация о том, что МАУ планируется передать во владение, пользование дополнительный земельный участок площадью 298 596 м2, расположенный по адресу: Советский район, о.Татышев, с западной стороны моста Октябрьский в г.Красноярске, где в настоящее время размещены временные сооружения заявителей, расположенные в западной стороне острова Татышев. Указанное подтверждается Актом о выборе земельного участка для предварительного согласования места размещения объектов, представленные Департаментом имущества (исх. от 31.07.2012 № 43387), Согласованием проекта постановления распоряжения, договора, соглашения в администрации города Красноярск «О предварительном согласовании МАУ места размещения объекта в котором значатся согласования руководителя Департамента имущества от 15.10.2011 и 03.02.2012, руководителя Управления архитектуры от 04.10.2011, заместителя руководителя Управления архитектуры от 17.08.2011, от руководителя Администрации от 10.11.2010. В соответствии с самим проектом Распоряжения «О предварительном согласовании МАУ места размещения объекта», МАУ предполагается предварительно согласовать место размещения спортивных сооружений на земельном участке из земель населенных пунктов, площадью 298 596 кв.м. с западной стороны моста Октябрьский.

            Кроме того, из документов, представленных МАУ (исх. от 23.08.2012 № 1-02-473), среди которых имеется Архитектурно-планировочное решение, разработанное ОАО «Территориальный градостроительный институт гражданпроект», заказчиком которого являлось МАУ, установлено, что МАУ планируется передать в пользование, владение площадь острова размером 637,57 га. (6 376 000 кв.м.), с учетом того, что вся площадь острова Татышев составляет 637,57 га (6 376 000 кв.м.). Указанное архитектурно-планировочное решение не предполагает размещения на острове пунктов проката  заявителей. 

            Таким образом, установлено, что МАУ совместно с Управлением, проводится работа по получению новых территорий на острове Татышев, где в настоящее время осуществляют свою деятельность заявители, в связи с чем, передача новых территорий на острове Татышев МАУ приведет к невозможности осуществлять предпринимательскую деятельность хозяйствующим субъектам.

Статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Согласно ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

В связи с вышеизложенным, Комиссия пришла к выводу о том, что Управлением и МАУ было достигнуто соглашение, направленное на ограничение (исключение) деятельности предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на острове Татышев по предоставлению услуг велопроката и спортивного инвентаря (а также иных услуг потребителям, связанных с организацией досуга граждан на территории о. Татышев), в связи с осуществлением аналогичной деятельности МАУ, что нарушает ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку данное соглашение ведет (может привести) к ограничению конкуренции.

Ввиду вышеизложенного, руководствуясь статьями 15, 16, 23, 39, 41, 48, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию города Красноярска нарушившей части 1, 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», в части наделения МАУ «Дирекция спортивно-массовых мероприятий»,  осуществляющего деятельность, приносящую ему доход, функциями (полномочиями) органа местного самоуправления, связанными с обеспечением условий для развития на территории города физической культуры и массового спорта, организацией проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий города, а также созданием условий для массового отдыха жителей города и организацией обустройства мест массового отдыха населения, а также создания для МАУ «ДСММ» преимущественных условий деятельности путем предоставления земельного участка в соответствии с Распоряжением администрации города от 18.02.2010 № 186-ж, расположенного на о. Татышев в безвозмездное бессрочное пользование для строительства спортивных сооружений, что привело (может привести) к ограничению конкуренции в сфере оказания услуг, связанных с обеспечением досуга граждан на территории о. Татышев, в том числе услуг по прокату спортивного инвентаря.

2. Признать Главное управление по физической культуре, спорту и туризму администрации города Красноярска, МАУ «Дирекция спортивно-массовых мероприятий» нарушившими статью 16 ФЗ «О защите конкуренции», в части достижения соглашения, направленного на ограничение (исключение) деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на острове Татышев по предоставлению услуг велопроката и спортивного инвентаря (а также иных услуг потребителям, связанных с организацией досуга граждан на территории о. Татышев), в связи с осуществлением аналогичной деятельности МАУ.

3. Выдать Администрации города Красноярска предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, согласно которому Администрации следует:

- отменить Распоряжение администрации города от 18.02.2010 № 186-ж «О предоставлении МАУ «Дирекция СММ» земельного участка» и принять меры по возврату земельного участка в казну муниципального образования;

- устранить совмещение МАУ «Дирекция спортивно-массовых мероприятий» функций органа местного самоуправления в области обеспечения условий для развития на территории города физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий города, а также создании условий для массового отдыха жителей города и организации обустройства мест массового отдыха населения с функциями хозяйствующего субъекта;

- обеспечить равный доступ хозяйствующих субъектов к инфраструктуре спортивных и иных сооружений о. Татышев для оказания услуг, связанных с обеспечением досуга граждан на территории о. Татышев, в том числе услуг по прокату спортивного инвентаря.

4. Выдать Главному управлению по физической культуре, спорту и туризму администрации города Красноярска, МАУ «Дирекция спортивно-массовых мероприятий» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции на острове Татышев, а именно: недопущении антиконкурентых соглашений (осуществлении согласованных действий), направленных  на устранение либо создание дискриминационных условии деятельности хозяйствующим субъектам, осуществляющим оказание услуг, связанных с обеспечением досуга граждан, на территории о. Татышев г. Красноярска (в том числе проката спортивного инвентаря), а также об обеспечении равного доступа хозяйствующих субъектов к инфраструктуре спортивных (и иных) сооружений о. Татышев для оказания услуг, связанных с обеспечением досуга граждан на территории о. Татышев, в том числе услуг по прокату спортивного инвентаря.

5. В отношении администрации г. Красноярска дело по ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции» прекратить, в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях администрации состава указанного нарушения антимонопольного  законодательства.

6. В отношении Главного управления по физической культуре, спорту и туризму администрации города Красноярска дело по ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» прекратить, в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях Главного управления состава указанного нарушения антимонопольного  законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                         Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии                                                                                                     Ю.В. Фомушкина

 

                                                                                                                                   А.А. Тимошин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Администрация города Красноярска

ул.Карла Маркса, 93, г.Красноярск, 660049

тел.факс (391) 212-01-16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 106-15/16-12

19 сентября 2012 года                                                                                                        г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии – Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти, Тимошин А.А., ведущий специалист-эксперт правового отдела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») на основании своего решения от 19.09.2012  по делу № 106-15/16-12,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации города Красноярска (ул.Карла Маркса, 93, г.Красноярск, 660049) прекратить нарушения части 1, 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», в части наделения МАУ «Дирекция спортивно-массовых мероприятий», осуществляющего деятельность приносящую ему доход, функциями (полномочиями) органа местного самоуправления, связанными с обеспечением условий для развития на территории города физической культуры и массового спорта, организацией проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий города, а также созданием условий для массового отдыха жителей города и организацией обустройства мест массового отдыха населения, а также создания для МАУ «ДСММ» преимущественных условий деятельности путем предоставления земельного участка в соответствии с Распоряжением администрации города от 18.02.2010 № 186-ж, расположенного на о. Татышев в безвозмездное бессрочное пользование для строительства спортивных сооружений, что привело (может привести) к ограничению конкуренции в сфере оказания услуг, связанных с обеспечением досуга граждан на территории о. Татышев, в том числе услуг по прокату спортивного инвентаря.

С этой целью Администрации города Красноярска в срок до 01.12.2012 следует:

- отменить Распоряжение администрации города от 18.02.2010 № 186-ж «О предоставлении МАУ «Дирекция СММ» земельного участка» и принять меры по возврату земельного участка в казну муниципального образования;

- устранить совмещение МАУ «Дирекция спортивно-массовых мероприятий» функций органа местного самоуправления в области обеспечения условий для развития на территории города физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий города, а также создании условий для массового отдыха жителей города и организации обустройства мест массового отдыха населения с функциями хозяйствующего субъекта;

- обеспечить равный доступ хозяйствующих субъектов к инфраструктуре спортивных и иных сооружений о. Татышев для оказания услуг, связанных с обеспечением досуга граждан на территории о. Татышев, в том числе услуг по прокату спортивного инвентаря.

О выполнении настоящего Предписания надлежит сообщить в Красноярское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания.

 

Примечание:

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель   Комиссии                                                                                  Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии                                                                                                Ю.В. Фомушкина

 

                                                                                                                              А.А. Тимошин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главное управление по физической культуре, спорту и туризму администрации города Красноярска

ул.Марковского, 43, г.Красноярск, 660049

тел.факс (391) 227-98-88, 227-35-70

 

Муниципальное автономное учреждение «Дирекция спортивно-массовых мероприятий»

ул.Марковского, 43 «а», г.Красноярск, 660049

тел.факс (391) 212-22-38, 212-38-35

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 106-15/16-12

19 сентября 2012 года                                                                                                        г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии – Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти, Тимошин А.А., ведущий специалист-эксперт правового отдела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») на основании своего решения от 19.09.2012  по делу № 106-15/16-12,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Главному управлению по физической культуре, спорту и туризму администрации города Красноярска (ул.Марковского, 43, г.Красноярск, 660049), Муниципальному автономному учреждению «Дирекция спортивно-массовых мероприятий» (ул.Марковского, 43 «а», г.Красноярск, 660049) прекратить нарушение статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», в части достижения соглашения, направленного на ограничение (исключение) деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на острове Татышев по предоставлению услуг велопроката и спортивного инвентаря (а также иных услуг потребителям, связанных с организацией досуга граждан на территории о. Татышев), в связи с осуществлением аналогичной деятельности МАУ.

С этой целью Главному управлению по физической культуре, спорту и туризму администрации города Красноярска,  Муниципальному автономному учреждению «Дирекция спортивно-массовых мероприятий» с момента получения предписания следует:

1. Не допускать действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции на острове Татышев, а именно: не допускать антиконкурентых соглашений (осуществлении согласованных действий), направленных  на устранение либо создание дискриминационных условии деятельности хозяйствующим субъектам, осуществляющим оказание услуг, связанных с обеспечением досуга граждан, на территории о. Татышев г.Красноярска (в том числе проката спортивного инвентаря).

2. Обеспечить равный доступ хозяйствующих субъектов к инфраструктуре спортивных (и иных) сооружений о.Татышев для оказания услуг, связанных с обеспечением досуга граждан на территории о.Татышев, в том числе услуг по прокату спортивного инвентаря.

О выполнении настоящего Предписания надлежит сообщить в Красноярское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания.

 

Примечание:

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель   Комиссии                                                                                  Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии                                                                                                Ю.В. Фомушкина

 

                                                                                                                              А.А. Тимошин

 

 

Согл. Фомушкина

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны