Решение б/н Решение и предписание №108 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

     ОАО Банк «Левобережный»

 

<…>

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 108

 

«09» июля 2012 года                                                                                          г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена 25.06.2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 09.07.2012 г.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления - Харченко О.П., члены Комиссии: Яхонтова Н.А. – специалист - эксперт, Вшивкова Н.В. – государственный инспектор, рассмотрев материалы дела № 108, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ОАО Банк «Левобережный» <…> рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ (далее – Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствии представителя ОАО Банк «Левобережный»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Сотрудниками Красноярского УФАС России 10.04.2012 года было выявлено распространение наружной рекламы следующего содержания: «АКЦИЯ... кредиты малому бизнесу…шоколадные условия…от 12% годовых…решение за 24 часа…Банк левобережный www.nskbl.ru...ул. Урицкого, 52 тел. 265-35-35…ул. Авиаторов, 10 тел.228-86-27 (75599)» (далее – Реклама). Реклама размещена на прямоугольной рекламной конструкции (3мх6м), расположенной на Октябрьском мосту вдоль проезжей части, по направлению с левого берега на правый берег на съезде с главной дороги на остров Татышева. Указанная Реклама содержит изображение слитка, логотипа банка «Левобережный» и вышеуказанный текст. Также в нижней части рекламного поля содержится информация, которая изображена значительно более мелким шрифтом. Иной информации рассматриваемая Реклама не содержит.

По данному факту 16.04.2012 г. Красноярским УФАС России возбуждено дело № 108 по признакам нарушения требований части 7 статьи 5, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в отношении ОАО Банк «Левобережный».

В ходе рассмотрения дела № 108 17.05.20112 года, представитель ОАО Банк «Левобережный» - <…> представила письменные пояснения, согласно которым  Реклама содержит сокращенное наименование Банка и логотип с наименованием Банка, а высота букв сокращенного наименования и тем более логотипа Банка позволяет потребителю Рекламы ознакомиться с наименованием лица оказывающего банковского услуги, то есть Банка.

Реклама направлена на визуальное восприятие пешеходами (рядом с ней располагается Торговый Центр «Июнь»), так и на водителей автотранспорта. Буквы выполнены черным цветом на светло-бежевом фоне с абрисом (обводкой) сделанной белым цветом, с целью улучшения восприятия (читабельности) рекламного текста. Рекламная конструкция подсвечивается в темное время суток. Высота самой большой буквы - 205 мм, высота самой маленькой буквы - 39 мм, а это по сути 4 сантиметра. Наименование Банка (Банк «Левобережный») четко видно.

Кроме того, макет указанной рекламы был представлен ООО Рекламное агентство «Ориентир - М» в готовом виде по электронной почте.

Рекламораспространитель - рекламное агентство «Ориентир - М» (г. Красноярск) согласовало к размещению данный макет и не отклонило его.

В соответствии с нормой, изложенной в статье 14.3. КоАП РФ, ответственность несет либо рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель. 11.05.2012 года на заседании комиссии Красноярского УФАС России Рекламораспространитель вину свою признал в добровольном порядке. На основании изложенного, по основанию отсутствия на ней наименование Банка, признание Рекламы Банка ненадлежащей по данному основанию - не обоснованно.

Банк считает, что в Рекламе крупным шрифтом сообщается только об одном из условий предоставления кредита, а именно: ставка от 12 % годовых, а все остальные
условия предоставления изображены мелким шрифтом и, следовательно, потребители Рекламы
не имеют возможности ознакомиться с указанными сведениями несостоятелен на основании
следующего: размер шрифта пэкшота составляет 3,9 см., буквы выполнены черным цветом на светло-бежевом фоне с абрисом (обводкой) сделанной белым цветом с целью улучшения восприятия (читабельности) рекламного текста. Указанный размер и стиль шрифта хорошо читаем как пешеходом, так и водителем при движении на скорости, в ночное время рекламная конструкция подсвечивается.

Банк считает, что вся существенная информация о рекламируемом товаре, в силу норм части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» наличествует в Рекламе, исполнена шрифтом, размер которого достаточен для восприятия существенной информации, при этом не искажается смысл рекламируемой услуги (продукта) и информация Рекламы не вводит в заблуждение потребителя.

Банком также соблюдено правило, установленное пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Исследовав материалы дела и пояснения представителя ОАО Банк «Левобережный» - <…>, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующие обстоятельства.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Указанная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам, оказываемым ОАО Банк «Левобережный», формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение  на рынке.

Таким образом, информация об услугах ОАО Банк «Левобережный» по предоставлению кредита, является Рекламой.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Из статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что кредит это предоставление банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору денежных средств (кредита) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, и обязанность заемщика  возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Из вышеизложенного следует, что услуги по предоставлению ОАО Банк «Левобережный» денежных средств (кредит) являются финансовыми услугами.

На основании вышеизложенного Комиссия Красноярского УФАС России установила, что указанная Реклама является рекламой финансовых услуг (кредита), оказываемых                            ОАО Банк «Левобережный».

Согласно части 1 статьи  28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Рассматриваемая Реклама не содержит наименование лица, оказывающего финансовые услуги, указанные в Рекламе.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28  ФЗ «О рекламе» Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из таких условий.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с протоколом заседания кредитного комитета Банк «Левобережный» от 26.01.2012 года, рассмотрен и утвержден продукт по программе кредитования малого и среднего бизнеса «Шоколад для бизнеса», согласно которому сегментом лиц, которым предоставляется вышеуказанный продукт являются юридическим лица или индивидуальные предприниматели со средней годовой выручкой по группе связанных компаний до 150 000 000 руб. Целевая аудитория – клиенты, которые имеют положительную кредитную историю в банке (либо сторонних банках) не менее 24 месяца. Цель кредита: пополнение оборотных средств, инвестиции. Сумма кредита – от 1 000 000 до 20 000 000 руб. Срок кредита – до 36 месяцев. Процентная ставка – до 5 000 000 – 14 % годовых, свыше 5 000 000 до 10 000 000 руб. – 13 % годовых, свыше 10 000 000 руб. – 12 % годовых. Порядок погашения – аннуитет, дифференцированный (если в залоге есть объект недвижимости, то график дифференцированный (сезонный)). Отсрочка погашения основного долга – до 3 месяцев. Комиссия единовременная – не взимается. Залог – коммерческая недвижимость, жилая недвижимость, земельный участок, оборудование, транспорт, товар в обороте – не более 30 % в структуре залога. Поручительство – не менее 2 договоров с физическими лицами: учредители, связанные компании, супруг (а), третьи лица. Страхование залога – по решению органа, принимающего решение по кредитной заявке. Параметры отсечения – срок работы предприятия (фактического существования) по основной деятельности менее 6 месяцев, нулевая либо убыточная деятельность по данным официальной отчетности на последнюю отчетную дату. Возможность частичного досрочного погашения – по аннуитету: только в дату гашения согласно установленному графику, минимально возможная сумма к досрочному гашению помимо платежа согласно графику – 20 000 руб., комиссия не взимается; по дифференцированному: возможно без ограничений, без комиссий.  Возможность полного погашения – возможно не ранее, чем через 3 месяца пользования кредитом, комиссия не взимается. Особые условия – продукт запускается с 01.02.2012 г. и действует до 01.05.2012 г., срок принятия решения с момента отправки на рассмотрение уполномоченного органа (лица) – 24 часа.

В результате изучения макета рассматриваемой Рекламы Комиссия Красноярского УФАС России установила, что крупным шрифтом отображена процентная ставка от 12 % годовых. В то же время значительно более мелким шрифтом в Рекламе изложена следующая информация: «Кредит «Шоколад для бизнеса» выдается юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю при наличии кредитной истории не менее 24 месяцев. Цель кредита: пополнение оборотных средств, инвестиции. Сумма кредита от 1 000 0000 до 20 000 000 руб. Срок кредита до 36 месяцев. Процентная ставка зависит от суммы кредита: свыше 10 000 000 руб. – 12 % годовых, от 5 000 000 – 10 000 000 руб. – 13 % годовых, от 1 000 000 – 5 000 000 руб. – 14 % годовых. Без комиссий. Форма предоставления кредита – кредит, кредитная линия с лимитом выдачи. Залог: коммерческая, жилая недвижимость, земельный участок, оборудование, транспорт, товар в обороте – не более 30 % в структуре залога. Состав поручителей: учредители, связанные компании, супруг (а), третьи лица. Акция действует с 01.02.2012 г  по 01.05.2012 г. Реклама Банка «Левобережный» (ОАО). Лицензия Банка России № 1343».

В связи с изложенным выше Комиссия Красноярского УФАС России установила, что в рассматриваемой Рекламе указан полный перечь условий, влияющих на сумму расходов/доходов, которые понесут/получат воспользовавшиеся рекламируемыми услугами лица, в рамках кредита «Шоколадные условия».

Учитывая особенности размещения рекламы (месторасположение рассматриваемой Рекламы (на рекламной конструкции – щите, размещенном вдоль проезжей части дороги, где отсутствует пешеходный переход и тротуар), ограниченное время считывания информации для потребителей, фактический мелкий размер шрифта, которым написаны наименование организации, оказывающей рекламируемые финансовые услуги – ОАО Банк «Левобережный», а также существенные условия оказания услуги, по сравнению со шрифтом основной, привлекательной для потребителя информации об услуге, высоту расположения текста) потребители Рекламы не имеют возможности ознакомиться с указанными сведениями обычным способом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации.

Реклама, являющаяся предметом рассмотрения дела, размещалась на рекламной конструкции, расположенной вдоль проезжей части дороги, что является подтверждением того факта, что данная Реклама обращена, в том числе, к потребителям, двигающимся на автомобильном либо ином транспорте, которые не имеют возможности подойти на определенное расстояние к Рекламе, с которого становится возможным восприятие текста, изображенного мелким шрифтом. При этом Комиссия Красноярского УФАС России установила, что действующее законодательство не предусматривает обязанности потребителя осуществлять дополнительные действия, направленные на обеспечение возможности восприятия указанной в рекламе информации в полном объеме, в связи с тем, что реклама направлена на импульсивное восприятие потребителями.

Поскольку распространенная ОАО Банк «Левобережный» Реклама финансовых услуг по выдаче денежных средств направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя (процентная ставка по кредиту), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Отсутствие в Рекламе какой-либо существенной части информации о продукте  приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой (кредитом).

Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» реклама должна оцениваться по тому воздействию, которое она может оказать.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что рассматриваемая Реклама воспринимается как Реклама, в которой отсутствует наименование лица, оказывающего финансовую услугу и содержится неполный перечень условий оказания финансовой услуги, что нарушает требования части 7 статьи 5, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, части 1 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе»  рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В результате изучения материалов дела Комиссия Красноярского УФАС России установила, что 23 января 2012 года между ОАО Банк «Левобережный» и Рекламное агентство                         ООО «Ориентир - М» был заключен договор № 10 (далее – Договор), согласно которому ОАО Банк «Левобережный» поручает, а          ООО «Ориентир – М» принимает на себя обязательства по размещению в течение срока действия Договора предоставленных ОАО Банк «Левобережный» баннеров (постеров, других рекламных материалов), именуемых в дальнейшем «рекламный материал», а ОАО Банк «Левобережный» обязуется оплатить услуги ООО «Ориентир – М» в сроки и на условиях, предусмотренных Договором. Количество рекламных материалов, их технические характеристики, адреса и сроки экспонирования, стоимость работ определяются приложениями к Договору. Так, согласно приложению № 1 от 23.01.2012 г. к Договору, Реклама размещалась с февраля по март 2012 года на Октябрьском мосту о. Татышева в г. Красноярске.

Из вышеизложенного следует, что ОАО Банк «Левобережный» в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является рекламодателем рассматриваемой Рекламы.

  На момент рассмотрения дела Комиссия Красноярского УФАС России не располагала информацией, подтверждающей тот факт, что нарушение требований части 7 статьи 5, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» ОАО Банк «Левобережный» устранены.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей Рекламу финансовых услуг, распространяемую                    ОАО Банк «Левобережный» <…>, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
  2. Выдать ОАО Банк «Левобережный» <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

 

         О.П. Харченко

 

 

 

Члены Комиссии

 

  Н.А. Яхонтова

 

 

 

 

 

        Н.В. Вшивкова

 

 

 

 

Яхонтова Надежда Андреевна

 (391) 211-00-00

 

 

 

 

 

                          ОАО Банк «Левобережный»

<…>

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 108 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«09» июля  2012 года                                                                                                              г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, Харченко О.П., члены Комиссии: Яхонтова Н.А. – эксперт - специалист, Вшивкова Н.В. – государственный инспектор, на основании своего решения от 09 июля 2012 года по делу № 108 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг, предоставляемых ОАО Банк «Левобережный» <…> и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального Закона №38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1 ОАО Банк «Левобережный» <…>  в течение 10 дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы, содержащей нарушение части 7 статьи 5, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», или привести её в соответствие с названными нормами закона.

2. ОАО Банк «Левобережный» <…>  представить в течение 5 дней с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания  в Красноярское УФАС России доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе Российской Федерации.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Красноярское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Подпись: Председатель Комиссии О.П. Харченко Члены Комиссии Н.А. Яхонтова Н.В. Вшивкова Яхонтова Надежда Андреевна

(391)211-00-00

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны