Постановление №ЕК/17623/22 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 024/04/9.21-284/2022 о назначении администра... от 2 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 024/04/9.21-284/2022

о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении

 

01 ноября 2022 года

г. Красноярск


 

Резолютивная часть постановления оглашена 01.11.2022.

В полном объеме постановление изготовлено 01.11.2022.

 

Заместитель руководителя Красноярского УФАС России Елена Васильевна Куштысева, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 024/04/9.21-284/2022, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А; ИНН/ ОГРН 2460069527/ 1052460054327) (далее – ПАО «Россети Сибирь», сетевая организация, Общество), по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на основании пункта 1 статьи 29.6, статьи 29.7 КоАП РФ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступило заявление гражданина Пантилеева  (вх. № 724 от 18.01.2022) на действия ПАО «Россети Сибирь», выразившиеся в несоблюдении порядка рассмотрения заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Ботаническая 2-я, 11, д. 113 (далее – Объект).

Определением от 04.02.2022 возбуждено дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-284/2022 и принято решение о проведении административного расследования; гр. Пантилеев А.В. привлечен в качестве потерпевшего.

Определением от 03.03.2022 управлением принято решение о продлении срока проведения административного расследования до 03.04.2022.

По результатам проведенного административного расследования законному представителю ПАО «Россети Сибирь» письмом (исх. № 5213 от 04.04.2022) предложено 17.05.2022 в 15 час. 00 мин. явиться в Красноярское УФАС России по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, д. 81д, каб. 8 для составления протокола об административном правонарушении.

Указанное письмо получено ПАО «Россети Сибирь» 16.03.2022, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 80087770464764.

Протокол составлен в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя, защитника ПАО «Россети Сибирь» в соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП.

Определением от 17.05.2022 дело №024/04/9.21-284/2022 назначено к рассмотрению на 01.06.2022 в 10 часов 00 минут.

В рассмотрении 01.06.2022, проводимом посредством видеоконференцсвязи, принял участие защитник ПАО «Россети Сибирь»- Ельпин Степан Викторович, действующий на основании доверенности. Потерпевший в рассмотрении дела не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Определением от 01.06.2022 дело №024/04/9.21-284/2022 назначено к рассмотрению на 01.07.2022 в 10 часов 00 минут.

В рассмотрении 01.07.2022, проводимом посредством видеоконференцсвязи, приняли участие защитник ПАО «Россети Сибирь» Ельпин Степан Викторович, действующий на основании доверенности, и потерпевший.

Управлением установлено, что ПАО «Россети Сибирь» не представлены документы, запрошенные определением от 01.06.2022.

Определением от 01.07.2022 дело №024/04/9.21-284/2022 назначено к рассмотрению на 16.08.2022 в 10 часов 00 минут.

В рассмотрении 16.08.2022, проводимом посредством видеоконференцсвязи, защитник ПАО «Россети Сибирь» и потерпевший участие не приняли, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

При подготовке к рассмотрению настоящего дела об административном правонарушении установлено, что протокол от 17.05.2022 имеет недостатки, которые не могут быть устранены в ходе рассмотрения дела. В частности, неверно указано событие административного правонарушения, в котором содержатся признаки нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП.

Определением от 16.08.2022 протокол об административном правонарушении и другие материалы дела №024/04/9.21-284/2022 возвращены должностному лицу, составившему протокол, для соблюдения процессуальных требований при составлении протокола.

Законному представителю ПАО «Россети Сибирь» письмом (исх. № 13414 от 19.08.2022) предложено 22.09.2022 в 11 час. 00 мин. явиться в Красноярское УФАС России по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, д. 81д, каб. 3А для составления протокола об административном правонарушении.

Указанное письмо получено ПАО «Россети Сибирь» 24.08.2022, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 80098875259148.

Протокол составлен в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя, защитника ПАО «Россети Сибирь» в соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП.

Определением от 26.09.2022 дело №024/04/9.21-284/2022 назначено к рассмотрению на 06.10.2022 в 12 часов 00 минут.

В рассмотрении 06.10.2022, принял участие потерпевший Пантилеев А.В., личность удостоверена паспортом.

Законный представитель ПАО «Россети Сибирь» в рассмотрении дела участие не принял, о времени и месте рассмотрения дела не уведомлен надлежащим образом (почтовый идентификатор 80080977712140). Протокол об административном правонарушении получен ПАО «Россети Сибирь» 03.10.2022 (почтовый идентификатор 80103176156598).

Определением от 06.10.2022 дело №024/04/9.21-284/2022 назначено к рассмотрению на 01.11.2022 в 11 часов 30 минут.

В рассмотрении 01.11.2022, принял участие потерпевший Пантилеев А.В., личность удостоверена паспортом.

Законный представитель ПАО «Россети Сибирь» в рассмотрении дела участие не принял, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (почтовый идентификатор 80089977586669).

В ходе рассмотрения дела № 024/04/9.21-284/2022 установлены следующие обстоятельства.

Пантилеев А.В. обратился 15.04.2021 в адрес ПАО «Россети Сибирь» с заявкой на осуществление технологического присоединения Объекта к электрическим сетям, указанной заявке был присвоен № 1573412. Однако указанная заявка была аннулирована сетевой организацией по причине наличия фактического присоединения к электрическим сетям.

В соответствии с заявлением, гр. Пантилеев А.В. повторно обратился 04.12.2021 в адрес ПАО «Россети Сибирь» с заявкой на осуществление технологического присоединения Объекта к электрическим сетям, указанной заявке был присвоен № 3332050. В результате осмотра Объекта сотрудниками ПАО «Россети Сибирь» был составлен акт № 0/9-15 от 14.01.2022, согласно которому Объект не имеет опосредованного технологического присоединения к электрическим сетям СНТ «Сад-2 Красноярского комбайнового завода». Также в указанном акте отмечено, что ближайший объект электросетевого хозяйства, находящийся на балансе ПАО «Россети Сибирь» (опора № 6 Ф-1-13 (6 кВ)), находится в 95 м от Объекта.

Заявка от 04.12.2021 №3332050 поступила в ПАО «Россети Сибирь» 04.12.2021.

Гр. Пантилеев А.В. в заявлении отметил, что заявка от 04.12.2021 была аннулирована сетевой организацией 17.01.2022.

К вышеуказанной заявке приложены:

- выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении участков с кадастровым номером 24:50:0100553:113, с кадастровым номером 24:50:0100553:522; с кадастровым номером 24:50:0100553:113;

- копия договора купли-продажи земельного участка, жилого дома и жилого строения от 12.07.2020.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц адрес Объекта: Красноярский край, г. Красноярск, Октябрьский район, ул. 2-я Ботаническая, 11, д. 113, садоводческое объединение «Сад №2 Красноярского комбайнового завода».

В материалы дела от ПАО «Россети Сибирь» поступили сведения (вх. №16545 от 15.09.2022) об истории рассмотрения заявки от 04.12.2021 №3332050, согласно которым указано следующее.

07.12.2021 гр. Пантилееву А.В. направлено уведомление о несоответствии заявки требованиям Правил №861, а именно в заявке неверно указан кадастровый номер Объекта, в согласии на обработку персональных данных неверно отражена информация, кому дается согласие).

07.12.2021 гр. Пантилеевым А.В. направлена скорректированная заявка от 04.12.2021.

19.12.2021 гр. Пантилееву А.В. направлено уведомление о несоответствии заявки требованиям Правил №861, а именно в заявке неверно указан кадастровый номер Объекта, в согласии на обработку персональных данных неверно отражена информация, кому дается согласие, адрес Объекта в заявке не соответствует адресу, указанному в представленной выписке из ЕГРН.

19.12.2021 гр. Пантилеевым А.В. направлена скорректированная форма заявки от 04.12.2021.

22.12.2021 ПАО «Россети Сибирь» гр. Пантилееву А.В. направлено уведомление о несоответствии заявки требованиям Правил №861, а именно в заявке неверно указан кадастровый номер Объекта, в согласии на обработку персональных данных неверно отражена информация, кому дается согласие.

22.12.2021 гр. Пантилеевым А.В. направлена скорректированная форма заявки от 04.12.2021.

27.12.2021 направлено уведомление о несоответствии заявки требованиям Правил №861, а именно в заявке неверно указаны паспортные данные, адрес объекта указан не в соответствии с правоустанавливающими документами, неверно указан кадастровый номер Объекта.

27.12.2021 гр. Пантилеевым А.В. направлена скорректированная форма заявки.

Согласно акта №0/9-15 от 14.01.2022, в результате осмотра Объекта заявителя установлено, что Объект не подключен к сетям СНТ «Сад-2 Красноярского комбайнового завода», ближайшие объекты сетей принадлежат ПАО «Россети Сибирь».

17.01.2022 заявка от 04.12.2021 аннулирована по причине наличия фактического технологического присоединения Объекта к электрическим сетям СНТ «Сад-2 Красноярского комбайнового завода».

В соответствии со статьей 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике»), настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 Правила. Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно пункту 3 Правил, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 15 Правил, сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

В соответствии с пунктом 105 Правил, в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

- условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

- счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

- технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

- в отношении заявителей, указанных в пунктах 13(2) - 13(5) настоящих Правил, - проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности), выработанной на объектах микрогенерации, на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, в чьей зоне деятельности находятся соответствующие объекты;

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

Как следует из пояснений ПАО «Россети Сибирь» (вх.№ 4020 от 10.03.2022), заявка от 15.04.2021 должна была быть подана садоводческим товариществом в интересах Пантилеева А.В.

Согласно пункту 8(5) Правил в редакции по состоянию на 15.04.2021 в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).

Согласно пояснениям ПАО «Россети Сибирь», в ходе рассмотрения заявки от 04.12.2021 установлено, что Объект заявителя подключен от сетей СНТ «Сад №2 Красноярского комбайнового завода», в связи с чем заявителю было отказано в заключении договора на технологическое присоединение Объекта. Вместе с тем, акты осмотра Объекта ПАО «Россети Сибирь», или иные документы, подтверждающие наличие надлежащего технологического присоединения Объекта к электрическим сетям, в материалах дела отсутствуют.

В материалы дела от ПАО «Россети Сибирь» также поступили пояснения (вх.№ 7904 от 04.05.2022) о следующих обстоятельствах.

17.02.2022 Пантилеевым А.В. подана заявка на технологическое присоединение Объекта.

Как следует из пояснений, между ПАО «Россети Сибирь» и Пантилеевым А.В. по итогам рассмотрения заявки от 17.02.2022 заключен договор на технологическое присоединение Объекта №20.2400.1485.22 от 23.02.2022.

Факт оплаты по договору от 23.02.2022 подтверждается представленной в материалы дела Пантилеевым А.В. копией кассового чека 313 от 23.02.2022 на сумму 550 руб.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, исчисляемый со дня заключения договора, не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Согласно пункту 6 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта составляет 6 месяцев со дня заключения договора (до 23.08.2022).

Сведения о выполнении сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению Объекта на момент составления протокола в материалы дела ПАО «Россети Сибирь» не представлены.

В пояснениях (вх.№ 3946 от 09.03.2022) Пантилеевым А.В. указано, что через личный кабинет сайта им также подавались заявки №3896122, №3896188, №3909122, №3919322, №3925668. В материалы дела сведения о рассмотрении указанных заявок не представлены ни заявителем, ни ПАО «Россети Сибирь».

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО «МРСК Сибири» (переименованное в ПАО «Россети Сибирь»), осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).

Постановлением № 024/04/9.21-3466/2020 от 31.03.2021 ПАО «Россети Сибирь» было привлечено к административной ответственности за нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (период действия повторности - с 21.06.2021 по 02.12.2022).

Как следует из представленных в материалы дела документов, заявка №1573412 от 15.04.2021 аннулирована 26.04.2022. Вместе с тем, учитывая, что в редакции Правил по состоянию на 15.04.2021 заявка должна была быть подана садоводческим товариществом, порядок ее рассмотрения ПАО «Россети Сибирь» не нарушен.

Заявка от 17.02.2022 рассмотрена ПАО «Россети Сибирь», заключен договор на технологическое присоединение Объекта от 23.02.2022. Таким образом, договор на технологическое присоединение Объекта заявителя заключен в установленный Правилами срок.

В ходе рассмотрения заявки №3332050 от 04.12.2021 ПАО «Россети Сибирь» направлены уведомления заявителю о предоставлении недостающих сведений от 07.12.2021, 19.12.2021, 22.12.2021, 27.12.2021. Заявка впоследствии аннулирована 17.01.2022.

Как указывалось ранее, согласно акта №0/9-15 от 14.01.2022, в результате осмотра Объекта заявителя установлено, что Объект не подключен к сетям садового товарищества, ближайшие объекты сетей принадлежат ПАО «Россети Сибирь».

Следовательно, в действиях ПАО «Россети Сибирь», выразившихся в отказе от заключения договора технологического присоединения Объекта путем неправомерного аннулирования 17.01.2022 заявки от 04.12.2021 №3332050, а также в нарушении срока технологического присоединения Объекта к электрическим сетям в установленные договором технологического присоединения Объекта №20.2400.1485.22 от 23.02.2022 и Правилами №861 сроки (до 23.08.2022), содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Время совершения правонарушения- 17.01.2022, 24.08.2022 соответственно.

Факт правонарушения, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, удостоверяется обращением гр. Пантилеева А.В. (вх. № 724 от 18.01.2022), материалами дела №024/04/9.21-284/2022 об административном правонарушении.

Обладая информацией об ограниченных законодательно установленных сроках осуществления технологического присоединения, учитывая отсутствие необходимости в осуществлении трудозатратных мероприятий по технологическому присоединению потребителя, общество могло принять своевременные меры в целях недопущения совершения правонарушения.

Доказательств, свидетельствующих о принятии ПАО «Россети Сибирь» необходимых и достаточных мер по соблюдению норм Правил № 861, либо невозможности соблюдения указанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, представлено не было, что подтверждает вину Общества согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Нормы статьи 9.21 КоАП РФ являются специальными, регулируют ответственность за совершение правонарушения субъектом естественной монополии, правовое положение которого обусловливает повышенный контроль его хозяйственной деятельности со стороны государства и специальные меры государственного понуждения к исполнению своих обязанностей, в том числе посредством привлечения к административной ответственности. Правила о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению имеют императивный характер, установлены государством в лице Правительства Российской Федерации именно потому, что в отношениях с сетевой организацией- субъектом естественной монополии заявитель (потребитель) выступает более слабой стороной, требующей защиты прав и законных интересов.

Установленные Правилами №861 порядок и сроки осуществления технологического присоединения направлены на обеспечение права потребителя на получение истребуемой услуги.

Исходя из изложенного, в совокупности с положением части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетики, соблюдение установленных Правительством Российской Федерации в Правилах №861 сроков технологического присоединения является одним из основополагающих требований к порядку технологического присоединения, обеспечивающего доступ к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, защиты прав потребителей. Нарушение сроков технологического присоединения свидетельствует о нарушении установленного порядка технологического присоединения, что составляет объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.

Санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Из содержания постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П и части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ следует, что критериями для применения санкции ниже низшего предела являются характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной

ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией соответствующей статьи, допускается только в исключительных случаях.

В каждом конкретном случае применение части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ является оценочной категорией.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, Постановлении от 17.01.2013 № 1-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.

При введении в качестве меры административной ответственности значительных по размеру безальтернативных административных штрафов законодатель в силу конституционных требований соразмерности и индивидуализации юридической ответственности обязан вводить соответствующие правила назначения и исполнения административных наказаний, в том числе критерии, позволяющие надлежащим образом учитывать материальное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица.

Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.

Нарушение установленных Правилами №861 сроков технологического присоединения потребителей не влияет на дальнейшее поведение общества, сетевая организация продолжает нарушать установленные законодательством сроки технологического присоединения к электрическим сетям, что подтверждается сложившейся в регионе судебной практикой.

Указанный вывод подтверждается судебной практикой, в частности содержится в решениях Арбитражного суда Республики Хакасия по делам №А74-2035/2022, №А74-993/2022.

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте ПАО «Россети Сибирь», убыток Общества за январь-декабрь 2019 года составил 790 245 тыс. руб., за период январь-декабрь 2020 года прибыль – 2 757 тыс. руб. За период январь-июнь 2021 года прибыль Общества составила 11 044 руб.

Согласно аудиторскому заключению независимого аудитора о бухгалтерской (финансовой) отчетности ПАО «Россети Сибирь» за 2020 год чистая прибыль общества за 2020 год составила положительный результат в сумме 2 757 000 руб. На официальном сайте ПАО «Россети Сибирь» размещен отчет о финансовых результатах за январь-декабрь 2021 года, согласно которому чистая прибыль общества за 2021 год составила положительный результат в сумме 1 102 864 000 руб. Обществом не доказано, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для него необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность ПАО «Россети Сибирь», предусмотренные статьями 4.2 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела не установлены.

Применение положений статьи 2.9 КоАП и освобождение ПАО «Россети Сибирь» от административной ответственности рассмотрено и признано невозможным, ввиду следующего.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Одним из отличительных признаков малозначительного правонарушения является то, что оно, при формальном наличии всех признаков состава правонарушения, само по себе, не содержит каких-либо угроз для личности, общества и государства.

Таким образом, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям по рассматриваемому правонарушению заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении ПАО «Россети Сибирь» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Вместе с тем, действиями ПАО «Россети Сибирь» ущемлены интересы потерпевшего в части нарушения права на технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям в 6-месячный срок, установленный договором. Кроме того, об ущемлении интересов потерпевшей свидетельствует поданное им заявление в адрес Красноярского УФАС России, а также письменные пояснения ПАО «Россети Сибирь».

Таким образом, для признания вышеуказанного правонарушения малозначительным отсутствуют правовые основания.

Принимая во внимание, что целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, применяя критерии справедливости и соразмерности административного наказания, обозначенные Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П и Постановлении от 17.01.2013 № 1-П, руководствуясь, статьями 4.1, 4.2, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

Признать ПАО «Россети Сибирь» (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, 660021, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А) виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Назначить ПАО «Россети Сибирь» (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, 660021, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 (шестисот тысяч) рублей

 

Примечание: в соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

 

Штраф необходимо перечислить по следующим реквизитам:

 

 

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Частью 1.3-3 статьи 32.2 КоАП установлено, что при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7.5 - 2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 КоАП.

При этом, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Пантилееву А.В.
ИНН , ОГРН
Законному представителю ПАО «Россети Сибирь»
ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327