Решение б/н по результатам рассмотрения дела № 137-10-17 от 28 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

 

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» февраля 2019 года

В полном объеме решение изготовлено «15» марта 2019 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <...>, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: <...>, начальник отдела естественных монополий, <...>, главный специалист-эксперт отдела информатизации и контроля рекламы, рассмотрев дело № 137-10-17 по признакам нарушения ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» части 1 статьи 10, пунктов 6, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии на заседании представителей ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» <...>, <...>, установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ООО «КрасОхрана» (660021, г. Красноярск, ул. Дубровинского, 112, пом. 5, каб. 407) о проведении проверки соблюдения ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю» (далее – ФГКУ УВО ВНГ России по Красноярскому краю) требований антимонопольного законодательства при установлении цены на услуги охраны комнаты хранения оружия ООО «КрасОхрана» на 2017 год.

При рассмотрении указанного заявления были установлены следующие фактические обстоятельства, имеющие значение для квалификации действий ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» с позиции соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

ООО «КрасОхрана» является обществом с особыми уставными задачами – осуществляет деятельность частных охранных служб и имеет лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Между ООО «КрасОхрана» и ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» заключен договор № 295 на оказание услуг по централизованной охране объекта и осуществление технического обслуживания технических средств охраны от 01.04.2012, в соответствии с которым ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» осуществляет услуги по охране оружейной комнаты ООО «КрасОхрана», расположенной по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 112 (4 этаж).

Согласно Акту профилактического обследования и технического осмотра ТСО от 12.03.2012, Акту профилактического обследования и технического осмотра ТСО от 29.05.2013, Акту обследования (технического осмотра) состояния ТСО и инженерно-технической укрепленности объекта от 19.03.2014, Акту обследования (технического осмотра) состояния ТСО и инженерно-технической укрепленности объекта от 03.11.2015, Акту обследования (технического осмотра) состояния ТСО и инженерно-технической укрепленности объекта от 20.02.2016 оружейная комната ООО «КрасОхрана» оснащена 1 и 2 рубежом охраны.

Первым рубежом охранной сигнализации защищаются входная дверь и окно выдачи оружия на «открывание» с помощью магнитоконтактных извещателей ИО 102-26 и ИО 102-2, дверной  проем на проникновение с помощью оптико-электронного объемного извещателя «Астра-5». Вторым рубежом охранной сигнализации защищается объем помещения на «проникновение» с помощью радиоволнового объемного извещателя «Аргус-3».

Количество рубежей охраны оружейной комнаты ООО «КрасОхрана»  на протяжении 2012-2016 года не изменялось. Вместе с тем, письмом от 25.11.2016 № 36/3-ПЦО№2/544 ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» сообщило об изменении порядка расчетов за услуги по охране, а именно – взимании платы в разрезе рубежей охраны.

ООО «КрасОхрана» указало, что рост стоимости услуг ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю», обусловленный взиманием платы в разрезе 1 и 2 рубежа охраны, является для общества неприемлемым, поскольку деятельность ООО «КрасОхрана» становится нерентабельной.

В соответствии с пунктом 1 Устава ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю», утвержденного приказом Росгвардии от 30.09.2016 № 227 (далее – Устав), ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю», ранее именовавшееся – ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю», включено в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» является составной частью федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, обеспечивающего охрану имущества и объектов физических и юридических лиц на договорной основе.

Согласно пункту 35 Устава вправе получать плату за услуги, предоставляемые на договорной основе по охране имущества и объектов физических и юридических лиц, и иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества и объектов.

Согласно части 3 статьи 30  Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» тарифы на оказываемые войсками национальной гвардии услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с вышеуказанной нормой постановлением Правительства РФ от 06.12.2016 № 1303 «О порядке определения тарифов на оказываемые войсками национальной гвардии Российской Федерации услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» установлено, что тарифы на оказываемые войсками национальной гвардии Российской Федерации услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе, устанавливаются соответствующими подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации на основании методики, утверждаемой Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

На дату рассмотрения заявления ООО «КрасОхрана» указанная методика Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации не утверждалась.

Подпунктом «б» пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» установлено, что до вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, действуют нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, регулирующие деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полиции, а также определяющие порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности и порядок осуществления вневедомственной охраны.

До вступления в силу Постановления Правительства РФ от 06.12.2016 № 1303 «О порядке определения тарифов на оказываемые войсками национальной гвардии Российской Федерации услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» тарифы на оказываемые полицией услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе, устанавливались в соответствии с постановлением Правительства РФ № 752 от 07.09.2011 «О порядке определения тарифов на оказываемые полицией услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе» - тарифы устанавливались соответствующими подразделениями полиции на основании Методики установления тарифов на оказываемые полицией услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе, утвержденной приказом МВД России от 30.12.2011 № 1345 (далее – Методика); тарифы, устанавливаемые на основании Методики, начиная с 2012 года индексируются ежегодно, с 1 января, исходя из прогнозируемого уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и пересмотру в течение года не подлежат.

Согласно пунктам 2, 3, 4, 5 Методики стоимость охранных услуг формируется на основе базовых тарифов, рассчитанных в соответствии с Методикой в 2011 году. В базовый тариф включается 5-процентное повышение общей суммы расходов для возмещения убытков в связи с кражами, пожарами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями заключаемых договоров. Базовые тарифы, начиная с 1 января 2012 года, ежегодно индексируются, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Базовые тарифы на охрану имущества разрабатываются по каждому виду охранных услуг. В базовый тариф включаются расходы по соответствующим статьям бюджетной классификации Российской Федерации, предусмотренные сметой расходов получателя бюджетных средств, утвержденной в установленном порядке.

Подпунктом 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814», предусмотрено, что комната для хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.

ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» пояснило, что во исполнение требований Методики, утвердило тарифы на 2012 год, рассчитанные, исходя из расходов 2011 года, с учетом индексации в размере 6%

Так приказом УВО ГУ МВД России по Красноярскому краю от 12.04.2012 № 81 были утверждены тарифы на услуги по охране объектов с применением технических средств (ОПС – охранно-пожарная сигнализация, КЭВП – кнопка экстренного вызова полиции) для ГУ «УВО межмуниципального управления МВД России «Красноярское» в размере – 15,66 руб./ч. (ОПС) и 6,20 руб./ч. (КЭВП). Указанные тарифы применялись в 2012 году при расчетах за услуги по охране оружейных комнат, расположенных на территории г. Красноярска, относительно объекта в целом, плата в разрезе рубежей охраны не взималась.

Приказом ФГКУ УВО ГУ МВД России по Красноярскому краю от 20.12.2012 № 299 были утверждены тарифы на услуги по охране объектов с применением технических средств на 2013 год в размере 16,52 руб./ч. (ОПС) и 6,54 руб./ч. (КЭВП). Таким образом, в соответствии с Методикой тарифы 2012 года были проиндексированы на уровень инфляции в размере 5,5%. Тарифы применялись для объекта в целом, плата в разрезе рубежей охраны не взималась.

Приказом ФГКУ УВО ГУ МВД России по Красноярскому краю от 13.11.2013 № 255 были утверждены тарифы на услуги по охране объектов с применением технических средств на 2014 год – 17,35 руб./ч. (ОПС) и 6,87 руб./ч. (КЭВП). Указанные тарифы были рассчитаны посредством индексации тарифов 2013 года на уровень инфляции (5,0%). Тарифы применялись по отношению к охраняемому объекту в целом, плата в разрезе рубежей охраны не взималась.

Приказом ФГКУ УВО ГУ МВД России по Красноярскому краю от 18.11.2014 № 257 были утверждены тарифы на услуги по охране объектов с применением технических средств на 2015 год в размере 18,30 руб./ч. (ОПС) и 7,25 руб./ч. (КЭВП). Тарифы были рассчитаны путем индексации тарифов 2014 года на уровень инфляции (5,5%). При этом указанным приказом установлено, что при осуществлении охраны объектов, оборудованных многорубежной ОПС, стоимость часа охраны с использованием 2 и последующих рубежей составляет 50-100% от основного тарифа (1 рубежа), исходя из условий заключенных договоров.

ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» пояснило, что новый порядок определения стоимости услуг по охране с помощью технических средств обусловлен тем, что базовый тариф, установленный в соответствии с Методикой по данным 2011 года, был рассчитан относительно 1 рубежа охраны.

При этом подтверждающие указанный довод документы и (или) иные документы, подтверждающие обоснованность роста цен на услуги охраны оружейных комнат путем взимания платы в разрезе рубежей охраны ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю», копии подтверждающих документов, соответствующих расчетов не представлены.

Вместе с тем известно, что ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» раздельный учет расходов по рубежам охраны в 2011-2017 годах не вело.

Приказом ФГКУ УВО ГУ МВД России по Красноярскому краю от 30.11.2015 № 270 были утверждены тарифы на услуги по охране объектов с применением технических средств на 2016 год – 19,47 руб./ч. (ОПС) и 7,71 руб./ч. (КЭВП). Указанные тарифы были установлены расчетным путем посредством индексации тарифов 2015 года на уровень инфляции (6,4%). Указанным приказом установлено, что при осуществлении охраны объектов, оборудованных многорубежной ОПС, стоимость часа охраны с использованием 2 и последующих рубежей составляет 50-100% от основного тарифа (1 рубежа), исходя из условий заключенных договоров.

Красноярским УФАС России установлено, что в 2016 году ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» применяло указанный порядок расчетов за услуги хранения оружейных комнат дифференцированно — часть контрагентов оплачивала услуги за объект в целом, остальные контрагенты оплачивали услуги в разрезе 1 и 2 рубежа охраны объекта, в том числе — при наличии 3 рубежа охраны.

Установлено, что при наличии утвержденного тарифа, ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» в расчетах с контрагентами использовало как утвержденный тариф, так и иные цены.

Из представленной ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» копии телеграммы № 8/4042Т от 16.12.2016, адресованной ЦСН ВО Росгвардии начальникам территориальных органов, ФГКУ УФО (ОВО) ВНГ России по субъектам Российской Федерации от заместителя директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации – генерал-лейтенанта полиции С.А. Лебедева, следует следующее:

1) постановлением Правительства РФ «О порядке определения тарифов на оказываемые войсками национальной гвардии Российской Федерации услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» определен порядок установления тарифов в подразделениях вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, которым не предусмотрена ежегодная индексация тарифов;

2) плановые показатели по перечислению денежных средств в доход федерального бюджета на 2017 год по линии вневедомственной охраны сформированы исходя из величины тарифов, действующих в текущем году, в связи с чем, при заключении договоров на 2017 год в расчетах стоимости охранных услуг необходимо использовать тарифы 2016 года.

Приказом ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» от 23.11.2016 № 410 установлены тарифы на услуги по охране с применением технических средств для УВО по г. Красноярску – филиалу ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» на уровне тарифов 2016 года – 19,47 руб./ч. (ОПС) и 7,71 руб./ч. (КЭВП). Абзацем 1 примечания к указанному приказу установлено, что при осуществлении охраны объектов, оборудованных многорубежной ОПС, стоимость часа охраны с использованием 2 и последующих рубежей составляет 50% от основного тарифа (1 рубежа), исходя из условий заключенных договоров.

Из вышеизложенного ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» в нарушение требований пункта 3 Методики, пункта 2 постановления Правительства РФ № 752 от 07.09.2011 увеличило размер тарифа на 2015 год более чем на уровень инфляции, установленный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, взимая плату в разрезе рубежей охраны, что в последующем транслировалось при установлении тарифов на 2016, 2017 годы, т.е. тарифы на 2016, 2017 годы были также необоснованно завышены.

По данным, представленным ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» учреждение при расчетах с частными охранными организациями применяло в 2017 году цены дифференцировано – в абсолютном значении и по контрагентам (часть контрагентов рассчитывались в разрезе рубежей, иные контрагенты – оплачивают охрану в целом по объекты по тарифу 1 рубежа).

В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» на рынке оказания услуг по охране оружейных комнат частных охранных организаций на территории г. Красноярска является доминирующим, учреждение занимает на рынке долю, превышающую 50%.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом (пункт 6); создание дискриминационных условий (пункт 8).

В связи с наличием в действиях ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» признаков нарушения антимонопольного  законодательства, предусмотренного пунктами 6 и 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Красноярское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдало в адрес ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» предупреждение № 3376 от 09.03.2017 о  необходимости прекратить указанные действия, а именно:

1) в срок до 24.04.2017 обеспечить установление и применение экономически обоснованных и единых тарифов на услуги по охране объектов с применением технических средств на 2017 год (исходя из того, что тарифы, утвержденные приказом УВО ГУ МВД России по Красноярскому краю от 12.04.2012 № 81 «Об утверждении стоимости охранных услуг на 2012 год» были сформированы на основе базовых тарифов с учетом инфляции по отношению к объекту охраны и не предполагали дифференциации по рубежам);

2) в срок до 01.06.2017 привести расчет стоимости по договорам оказания услуг по охране объектов с применением технических средств на 2017 год в соответствии с фактической оснащенностью техническими средствами охраны объекта.

На основании ходатайств ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» срок исполнения предупреждения № 3376 от 09.03.2017 был продлен Красноярским УФАС России до 01.07.2017, 01.10.2017. В установленный срок ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» предупреждение № 3376 от 09.03.2017 не исполнило, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании указанного предупреждения незаконным (дело № А33-24349/2017).

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного издан приказ Красноярского УФАС России
от 03.10.2017 № 273 о возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела
о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения
ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» пунктов 6, 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения дела действия ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» по факту роста цен на тарифы по охране оружейных комнат частных охранных организаций в нарушение требований пункта 3 Методики, пункта 2 постановления Правительства РФ № 752 от 07.09.2011 были квалифицированны по признакам нарушения части 1 статьи 10 закона о Защите конкуренции.

На основании части 3 статьи 44 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела было приостановлено до рассмотрения Арбитражным судом Красноярского края дела № А33-24349/2017, до принятия Красноярским УФАС России решений по делам № 103-25-18, № 104-25-18, № 105-25-18, № 106-25-18, № 107-25-18.

Определением о возобновлении рассмотрения дела № 137-10-17 от 18.01.2019 рассмотрение дела было возобновлено. В рамках рассмотрения дела было установлено следующее.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, казенное учреждение создано для осуществления отдельных функций органа власти, связанных с обеспечением его деятельности, и может являться хозяйствующим субъектом в смысле нормы пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Из материалов настоящего дела следует, то ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» создано на основании распоряжения Правительства РФ от 30.12.2011 № 2437-р «О реорганизации структурных подразделений вневедомственной охраны МВД РФ», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» включено в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии российской Федерации и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 2 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», национальная гвардия осуществляет, в том числе – охрану особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрану имущества физических и юридических лиц по договорам.

Так подпунктом 21 части 1 статьи 9 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» установлено, что к полномочиям национальной гвардии относится, в частности – охрана на договорной основе объектов, подлежащих обязательной охране в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

До 24.05.2017 такой перечень был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1629-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией» в который входят комнаты хранения оружия органов и организаций системы МВД России, подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций (в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оружии), иных юридических лиц с особыми уставными задачами, участков инкассации Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и на объектах, подведомственных Минприроды России.

С 15.05.2017 вступило в силу Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2017 № 928-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации». Комнаты хранения оружия частных охранных организаций в указанный перечень объектов не включены.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288, комната для хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.

В силу положений Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» и Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 № 510, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является правопреемником Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении передаваемых ей органов управления и подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, задач осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, а также обеспечения непрерывности осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности.

Согласно пункту 18.1 Устава одной из целью деятельности ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» является охрана на договорной основе имущества физических и юридических лиц, а также объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнем, утвержденным правительством Российской Федерации.

В силу пункта 21.2 Устава ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» вправе оказывать платные услуги гражданам в обеспечении временного содержания принадлежащих им собак, использования племенных производителей, проведение лечебно-профилактических ветеринарных мероприятий, занятий по основам кинологии и дрессировки собак.

Согласно пункту 27 Устава финансовое обеспечение деятельности ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю»  и его филиалов осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы. Средства, получаемые в соответствии с договорами на охрану имущества и объектов физических и юридических лиц и от предоставления иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества по этим договорам, являются доходами федерального бюджета и после возмещения убытков в связи с кражами и другими обстоятельствами, предусмотренными условиями договоров, зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в полном объеме (пункт 34 Устава).

Из вышеизложенного ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» не является хозяйствующим субъектом на рынке оказания услуг по охране оружейных комнат в смысле нормы пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, а деятельность по оказанию указанных услуг является функцией государственного органа исполнительной власти.

Таким образом, на действия ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» по охране оружейных комнат не распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» обязано соблюдать ограничения, установленные статьей 15 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: создание дискриминационных условий.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке.

Действия ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» по взиманию в 2017, 2018 годах платы за оказание услуг по охране оружейных комнат в разрезе рубежей образуют состав нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Действия ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» по взиманию платы за охрану оружейных комнат частных охранных организаций в 2017, 2018 годах дифференцированно как в абсолютном значении (применение тарифа, не соответствующего установленному размеру), так и по контрагентам (часть контрагентов рассчитывались в разрезе рубежей, иные контрагенты – оплачивали охрану в целом по объекту по тарифу 1 рубежа) – пункта 8 части 1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции определено, что предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

При решении вопроса о необходимости выдачи предупреждения необходимо иметь в виду, что предупреждение не может быть выдано, если действия (бездействие), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, на момент принятия решения о выдаче предупреждения прекращены.

Приказом от 27.12.2018 № 674 на основании постановления Правительства РФ от 06.12.2016 № 1303 «О порядке определения тарифов на оказываемые войсками национальной гвардии российской Федерации услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе и признании утратившими силу некоторых актов правительства российской Федерации» утвержден прейскурант стоимости услуг по охране объектов, оказываемых филиалами  ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю», на 2019 год.

Так стоимость услуг по охране комнат (помещений) для хранения оружия и боеприпасов установлена на 2019 год в размере 19,47 руб./ч. (ОПС), 7,71 руб./ч. (КТС). При осуществлении централизованной охраны объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения, оборудованных системами многорубежной охранно-пожарной сигнализации (не менее двух рубежей), подключенными на пульт централизованного наблюдения, стоимость часа охраны с использованием второго и последующих рубежей одного вида охраны составляет 50% от основного тарифа (1 рубежа), исходя из условий заключенных договоров.

Вместе с тем, ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» оказывает услуги по охране оружейных комнат частных охранных организаций  в истекшем году 2019 года как по установленной приказом от 27.12.2018 № 674 стоимости, так и по завышенному тарифу. Указанные действия содержат признаки нарушения ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Вопрос о правомерности установления тарифов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.12.2016 № 1303 «О порядке определения тарифов на оказываемые войсками национальной гвардии российской Федерации услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе и признании утратившими силу некоторых актов правительства российской Федерации» на 2019 год не является предметом исследования по настоящему делу.

Приказ от 27.12.2018 № 674 в суде не оспорен.

Учитывая изложенное, принимая во внимание то обстоятельство, что нарушение ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» в 2017, 2018 годах части 1 статьи 15, пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции не является длящимся, в рассматриваемом случае у Красноярского УФАС России отсутствуют правовые основания для выдачи ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» предупреждения о прекращении указанных действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, в силу  части 3 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
по рассмотрению дела № 137-10-17 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, 39.1, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Рассмотрение дела № 137-10-17, возбужденного по признакам нарушения ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» части 1статьи 10, пунктов 6, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить.
  2. Выдать ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии

                                                                           <...>

Члены Комиссии:

                                                                          <...>

 

                                                                          <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны