Решение б/н Решение по делу № 11-15-17 от 17.08.2017 от 7 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            6884 от 10.05.2016   ________         _________

                ________         _________                      

 

 

 

Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска

ул. Карла Маркса, 93, г. Красноярск, 660049

 

ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»

ул. Бограда, 144а, г. Красноярск, 660021

 

ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс»

ул. Парижской Коммуны, 41,

г. Красноярск, 660049

 

Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска

ул. Карла Маркса, д. 75, г. Красноярск, 660049

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

«17» августа 2017 года

 

г. Красноярск

           

            Резолютивная часть решения оглашена «8» августа 2017 года.

            В полном объеме решение изготовлено «17» августа 2017 года.

 

            Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель Комиссии - <…>; члены Комиссии: <…>, <…> (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 11-15-17 по признакам нарушения Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска (ул. Карла Маркса, 93, г. Красноярск, 660049) (далее – Департамент) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») по факту передачи ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» (далее – ООО «КрасКом») на основании Договора № 918 от 01.01.2013, Передаточных актов бесхозяйных объектов электроэнергетики от 31.12.2013, от 12.01.2015, 25.12.2015 бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, не имеющих непосредственного технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, эксплуатируемым ООО «КрасКом», в присутствии на заседании:

            представителей Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска: <…>; <…>;

представителя ПАО «МРСК Сибири»: <…>;

представителя ООО «КрасКом»: <…>,

установила следующее.

   Красноярское УФАС России, рассмотрев заявление ПАО «МРСК Сибири» о нарушении антимонопольного законодательства обществом с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» (660049, г. Красноярск, ул. Парижской Коммуны, 41) (далее – ООО «КрасКом»), Администрацией города Красноярска по фактам передачи органами местного самоуправления города Красноярска во владение и (или) пользование ООО «КрасКом» бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства в нарушение требований статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», положений статьи 690 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Заявление), установило в действиях Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска (660049, г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 93) (далее – Департамент), выразившихся в передаче в управление ООО «КрасКом» на неопределенный срок до момента передачи объектов в аренду специализированной организации ряда бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства города Красноярска, имеющих технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Сибири», признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции». На основании статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» Красноярское УФАС России выдало Департаменту Предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 14.10.2016 № 17095 (далее – Предупреждение). В соответствии с Предупреждением Департаменту надлежало осуществить действия, направленные на исключение из Договора № 918 от 01.01.2013, Передаточных актов бесхозяйных объектов электроэнергетики от 31.12.2013, от 12.01.2015, 25.12.2015 бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, не имеющих непосредственного технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, эксплуатируемым ООО «КрасКом», в трехмесячный срок с момента получения Предупреждения, и передаче указанного имущества лицам, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены, в случае принятия решения о передаче соответствующего имущества в управление хозяйствующему субъекту.

В рамках исполнения Предупреждения письмом от 16.01.2016 № 07/118-гх Департамент проинформировал Красноярское УФАС России о том, что в соответствии с представленными ПАО «МРСК Сибири» документами (АРЭО и АРБП) Департаментом проведена соответствующая работа по исключению объектов электросетевого хозяйства из договора от 01.01.2013 № 918, не имеющих технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, находящимся на обслуживании ООО «КрасКом» согласно договору аренды на совокупность имущества казны города Красноярска от 05.07.2006 № 9973. Письмом от 30.12.2016 № 17/6056-гх Департамент уведомил ПАО «МРСК Сибири» о проделанной работе.

ПАО «МРСК Сибири» проинформировало Красноярское УФАС России о том, что в рамках исполнения Предупреждения общество направляло в адрес Департамента проект передаточного акта в отношении 346 объектов, имеющих технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Сибири» (1.3/01/24770-исх от 09.11.2016, 1.3/295/26083-исх от 23.11.2016). При этом согласно письму от 30.12.2016 № 04/6056 Департаментом осуществлены действия по исключению из Договора № 918 от 01.01.2013 (в рамках договора Департамент поручил ООО «КрасКом» осуществлять управление бесхозяйными объектами электроэнергетики в г. Красноярске согласно Приложению № 1, являющемуся неотъемлемой частью названного договора, до момента передачи их (объектов) в аренду специализированной организации) только 13 объектов (из 348 объектов).

Частью 8 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

            Приведенные обстоятельства явились основанием для возбуждения дела № 11-15-17 (Приказ Красноярского УФАС России от 30.01.2017 № 18 «О возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»).  

Красноярским УФАС России 25.08.2016 было вынесено Определение о назначении дела № 11-15-17 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (далее – Определение). Определением к участию в рассмотрении дела № 11-15-17 привлечены в качестве:

ответчика привлечен Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска (ул. Карла Маркса, 93, г. Красноярск, 660049).

            заявителя: публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ул. Бограда, 144а, г. Красноярск, 660021) (далее – ПАО «МРСК Сибири»);

            заинтересованного лица: общество с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» (ул. Парижской Коммуны, 41, г. Красноярск, 660049) (далее – ООО «КрасКом»).

            Определением об отложении рассмотрения дела № 11-15-17 от 03.03.2017 к участию в рассмотрении дела № 11-15-17 в качестве заинтересованного лица Комиссия привлекла Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (660049, г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 75).

            Рассмотрение дела № 11-15-17 откладывалось определениями от  03.03.2017, от 27.04.2017, от 06.06.2017. Определением о продлении срока рассмотрения дела № 11-15-17 срок рассмотрения дела № 11-15-17 был продлен до 31.10.2017.

На заседании, которое состоялось 18.07.2017, в соответствии с частью 1.1. статьи 47, частью 3 статьи 48.1 Закона «О защите конкуренции» Комиссия определила отложить рассмотрение дела в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

ПАО «МРСК Сибири» подержало заявленные требования.

Департамент не согласился с вменяемым нарушением, указав на то обстоятельство, что в период с 2011 по 2013 годы Департаментом проводилась работа по передаче бесхозяйных объектов электроэнергетики ресурсоснабжающим организациям. При проведении указанной работы ПАО «МРСК Сибири» выразило отказ в приемке на обслуживание бесхозяйных объектов электроэнергетики, перечисленных в Договоре от 01.01.2013 № 918. Документальные доказательства, свидетельствующие о технологической связанности объектов ПАО «МРСК Сибири» с объектами, перечисленными в передаточном акте согласно писем от 09.11.2016 № 1.3/01/24770-исх, от 25.11.2016 № 1.3/295/26083-исх, у Департамента отсутствуют. Правоотношения, возникшие в рамках Договора от 01.01.2013 № 918, не подпадают под действие статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции». По информации Департамента в адрес ООО «КрасКом» направлено письмо от 24.05.2017 № 07/2214-гх «О расторжении договора от 01.01.2013 № 918». Ответ ООО «КрасКом» на указанное письмо в адрес Департамента на дату рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства не поступил.

ООО «КрасКом» поддержало позицию Департамента и проинформировало о том, что Договор от 01.01.2013 № 918, передаточные акты бесхозяйных объектов электроэнергетики от 31.12.2013, от 12.01.2015, 25.12.2015 подписаны сторонами в целях создания условий, обеспечивающих энергоснабжение объектов передающей стороны, недопущения перебоев в энергоснабжении потребителей. Общество указало на то обстоятельство, что полномочия по определению организации, к электрическим сетям которой присоединены бесхозяйные объекты электроэнергетики, и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию бесхозяйных объектов электроэнергетики, с передаче бесхозяйных объектов электроэнергетики указанной организации в соответствии с действующим  законодательством до признания на них прав собственности отнесены к компетенции Департамента распоряжениями администрации г. Красноярска от 11.12.2013 № 286-р, от 28.02.2014 № 24-ж, принятыми позднее даты заключения Договора от 01.01.2013 № 918. Относительно неподписания соглашения о расторжении Договора от 01.01.2013 № 918 ООО «КрасКом» указало на то обстоятельство, что в условиях государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии изъятие объектов электросетевого хозяйства в течение регулируемого периода приведет к недополучению сетевой организацией – ООО «КрасКом» необходимой валовой выручки организации, исходя из которой были рассчитаны регулируемые тарифы. 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, установила следующие фактические обстоятельства.

Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска действует на основании Положения, утвержденного распоряжением Администрации города Красноярска от 01.07.2011 № 84-р (далее – Положение). Положением установлено, что Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска проводит организационную работу по приемке в муниципальную собственность ведомственного и бесхозяйного жилья, инженерных сетей и коммуникаций, улично-дорожной сети, объектов внешнего благоустройства в соответствии с нормативными правовыми актами города, определяет организацию, к электрическим сетям которой присоединены бесхозяйные объекты электроэнергетики, и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию бесхозяйных объектов электроэнергетики, с передачей бесхозяйных объектов электроэнергетики указанной организации в соответствии с действующим законодательством до признания на них права собственности  (пункты 3.2.6,  3.14.3.  (введен в действие распоряжением № 286-р ль 11.12.2013 Положения).

Распоряжением Администрации города Красноярска от 25.05.2011 № 510-ж утвержден Регламент взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности. В соответствии с названным регламентом в ред. на 01.01.2013 Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска осуществляет следующие действия:

- направляет запрос в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города о наличии (отсутствии) Объекта в Реестре муниципальной собственности (далее – РМС), в Реестре «Бесхозяйные объекты муниципального имущества»;

- в случае отсутствия Объекта в РМС, Реестре «Бесхозяйные объекты муниципального имущества» составляет акт технического состояния Объекта Межведомственной комиссией, с заключением о технологической связанности Объекта с объектами муниципальной собственности, а также заключение о целесообразности приема Объекта в муниципальную собственность. Указанные документы совместно с копией заявления направляет в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города для осуществления дальнейших действий для принятия Объекта на учет в качестве бесхозяйного;

- передает на обслуживание Объект Организации согласно технологической связанности в соответствии с действующим законодательством (абзац введен Распоряжением администрации г. Красноярска от 28.02.2014 № 24-ж).

   Между Департаментом городского хозяйства администрации горда Красноярска и ООО «КрасКом» заключен Договор № 918 от 01.01.2013, на основании которого Департамент городского хозяйства администрации горда Красноярска (Заказчик) поручил ООО «КрасКом» (Исполнитель) осуществлять управление бесхозяйными объектами электроэнергетики в г. Красноярске согласно Приложению № 1, являющемуся неотъемлемой частью названного договора, до момента передачи их (объектов) в аренду специализированной организации (далее – Договор). Условия пункта 9.1. Договора предусматривали, что Договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 31 декабря 2013 года. Приложение № 1 к Договору содержало 383 объекта (289,537 км сетей, ТП – 85 ед., РП – 3 ед.). Акт приема-передачи бесхозяйных объектов электроэнергетики в управление (обслуживание) к Договору был подписан сторонами 01.01.2013. Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска и ООО «КрасКом» 30.09.2013 было подписано Дополнительное соглашение № 1 к Договору, которым стороны дополнили Приложение № 1 к Договору Приложением № 1/1 (передано в управление (обслуживание) ООО «КрасКом» 39 бесхозяйных объекта электроэнергетики (11,25 км сетей, ТП – 2 ед.) и определили, что Договор действует неопределенный срок до момента передачи объектов в аренду специализированной организации.

Дополнительным соглашением от 10.10.2014 № 2 к Договору в связи с включением в Реестр муниципальной собственности ряда объектов стороны исключили пункт 79 Приложения № 1 к Договору, пункт 80 указанного приложения согласовали в новой редакции.

Дополнительным соглашением от 31.12.2014 № 3 к Договору Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска и ООО «КрасКом» исключили из приложения № 1 к Договору ряд объектов электроэнергетики (пункты 5, 6, 8, 15, 22, 26, 38, 39, 45, 49, 71, 76, 80, 81, 82, 97, 124, 125, 131, 133, 134, 135, 137, 160, 161, 163, 169, 177, 205, 213, 249, 281, 291, 292, 293, 294, 294, 295, 296, 297, 301, 307, 308, 315, 317, 322, 333, 334, 336, 337, 338, 339, 341, 352, 374 приложения № 1 к Договору; пункты 1, 24 приложения № 1 к дополнительному соглашению от 30.09.2013 № 1 к Договору). Названным дополнительным соглашением к Договору в новой редакции были приняты пункты 5, 71, 295, 296, 301, 307, 308, 317 Приложения № 1 к Договору. 

Помимо Договора ООО «КрасКом» получило бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства на основании Передаточных актов от 31.12.2013, от 12.01.2015, от 25.12.2015, подписанных Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска и ООО «КрасКом». Согласно пункту 2 поименованных Передаточных актов стороны определили, что сетевая организация (ООО «КрасКом») осуществляет управление (эксплуатацию, ремонт и осуществление организационных и технологически связанных действий по передаче электрической энергии) бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства, полученными на основании актов, со дня подписания передаточного акта и до признания на указанные бесхозяйные объекты права муниципальной собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с  гражданским законодательством Российской Федерации.

 Договор от 01.01.2013 № 918 заключен Департаментом, действующим от имени муниципального образования «город Красноярск» в соответствии с Положением о департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска, утвержденным распоряжением администрации города от 01.07.2011 № 84-р. Названное положение явилось правовым основанием для подписания Департаментом Передаточных актов от 31.12.2013, от 12.01.2015, от 25.12.2015.

  В соответствии с информацией, представленной в адрес Красноярского УФАС России Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, на основании постановления Администрации города Красноярска от 28.04.2006 № 356/1 «О проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды на совокупность имущества казны города Красноярска, предназначенного для эксплуатации и оказания услуг по тепло-, электро-, водоснабжению и водоотведению населению, бюджетным учреждениям, предприятиям, организациям и другим потребителям» 19.06.2006 был проведен открытый конкурс, победителем которого по Лоту № 1 было признано ООО «КрасКом». По результатам названного конкурса с ООО «КрасКом» 05.07.2006 был заключен договор аренды на совокупность имущества казны города Красноярска № 9973 сроком на 49 лет.

Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска проинформировал Красноярское УФАС России о том, что в соответствии с положениями пункта 8 части 1 статьи 17.1. Закона «О защите конкуренции» органами местного самоуправления города Красноярска с ООО «КрасКом» были заключены следующие договоры аренды: № 2 от 15.12.2014, № 3 от 15.12.2014, № 4 от 15.12.2014, № 5 от 15.12.2014; № 6 от 23.12.2014, № 7 от 23.12.2014, № 8 от 23.12.2014, № 9 от 31.12.2014, № 10 от 31.12.2014; № 11 от 31.12.2014, № 12 от 31.12.2014, № 13 от 31.12.2014, № 14 от 31.12.2014, № 15 от 31.12.2014, № 15.1 от 31.12.2014, № 15.2 от 31.12.2014, № 16 от 31.12.2014, № 17 от 03.03.2015, № 18 от 03.03.2015, № 28 от 13.06.2016, №29 от 13.06.2016, № 30 от 13.06.2016, № 31 от 13.06.2016, № 32 от 13.06.2016, № 33 от 13.06.2016, № 34 от 13.06.2016, № 41 от 03.08.2016, № 42 от 03.08.2016, № 43 от 03.08.2016, № 44 от 03.08.2016.

Пункт 8 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» допускает возможность заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон «Об электроэнергетике» устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определяет). Частью 1 статьи 38 названного закона установлено, что ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения, решение которого осуществляется через органы местного самоуправления (пункт 4 статьи 14 Закона).

Согласно информации, представленной Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, основанием для передачи ООО «КрасКом» в эксплуатацию бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства послужило отсутствие собственников названных объектов и наличие общей точки присоединения (на момент подписания передаточных актов бесхозяйных объектов в г. Красноярске у Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска имелись акты технического состояния объектов электроэнергетики, составленные Межведомственной комиссией по приемке объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность с заключением о технологической связанности таких объектов с объектами муниципальной собственности, находящимися в аренде ООО «КрасКом»). В подтверждение указанной информации Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска представил копии актов технического состояния объектов электросетевого хозяйства, переданных ООО «КрасКом» на основании Договора и передаточных актов от 12.01.2015, 25.12.2015, составленных Межведомственной комиссией по приемке объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность.  

ФАС России письмом от 10.02.2016 № АК/7531/16 «О даче разъяснений по вопросу возможности изменения условий аренды муниципального имущества и его передаче прав на указанное имущество без проведения торгов» разъяснила.

«Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

Согласно пункту 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, технологически связанные сети - это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Согласно Закону «Об электроэнергетике» электроэнергетическая система - совокупность объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, связанных общим режимом работы в едином технологическом процессе производства, передачи и потребления электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передач электрической энергии и оказания этих услуг (далее – Правила). Привила определяют следующие понятия:

акт разграничения балансовой принадлежности электросетей - документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим, определяющий границы балансовой принадлежности (далее – АРБП);

акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон - документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства (АРЭО);

документы о технологическом присоединении - документы, составляемые в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон;

точка поставки - место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности электросетей - в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики);

точка присоединения к электрической сети - место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.

Таким образом, нормативно установлено, что выводы о наличии технологической связанности объектов электросетевого хозяйства могут быть сделаны при наличии места физического соединения соответствующих объектов на основании документов о технологическом присоединении, в том числе АРПБ, АРЭО.

В соответствии с документами, представленными ПАО «МРСК Сибири» ряд объектов, поименованных в Приложении № 1 к Договору (в том числе объекты, указанные в пп. 77, 153, 158, 159, 164, 187, 198, 223, 234, 245 Приложения № 1 к Договору, п. 35 Приложения 1 к дополнительному соглашению № 1 от 30.09.2013 к Договору) не являются технологически связанными с объектами, находящимися в муниципальной собственности города Красноярска и переданными в аренду ООО «КрасКом» на основании соответствующих договоров, при этом указанные объекты имеют технологическую связь с объектами электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Сибири». В подтверждение указанной информации ПАО «МРСК Сибири» представлены копии АРЭО, АРБП, оформленные в установленном порядке ПАО «МРСК Сибири» и ООО «КрасКом» (в том числе АРЭО 46-16-278.16 от 11.02.2016, АРБП 46-16-278/2.16 от 22.06.2016, АРЭО 45-16-584 от 08.04.2016, АРБП 45-16-584.16 от 22.06.2016, АРЭО 46-17-730.16 от 27.05.2016, АРБП 46-16-730.16 от 01.06.2016, АРЭО 46-16-730/1.16 от 21.06.2016, АРБП 46-16-730/1.16 от 21.06.2016, АРЭО 48-16-730.16 от 22.06.2016, АРБП 48-16-745.16 от 22.06.2016, АРЭО 45-16-1021.16 от 08.04.2016, АРБП 48-16-536/1.16 от 22.06.2016, АРЭО 46-16-241.16 от 30.05.2016, АРЭО 45-16-181.6 от 22.06.2016, АРЭО 48-16-626.16 от 15.04.2016, АРЭО 45-16-1126.16 от 25.05.2016, АРЭО 46-16-1137/1.16 от 21.06.2016, АРЭО 45-16-1126.16 от 22.06.2016).

Письмом от 28.06.2017 № 16317-ги Департамент муниципального имущества и земельных отношений проинформировал Красноярское УФАС России о том, что ряд объектов электросетевого хозяйства, поименованных в проектах передаточных актов ПАО «МРСК Сибири» № 1.3/01/24770-исх от 09.11.2016, № 1.3/295/26083-исх от 23.11.2016, переданы в аренду ООО ЭСК «Энергия» по результатам проведения торгов. В отношении ряда объектов из названного перечня зарегистрировано право муниципальной собственности и объекты переданы в аренду ООО «КрасКом» на основании соответствующих договоров. Ряд объектов, которые значатся в указанных актах переданы в хозяйственное ведение МП «Красноярскгорсвет» (распоряжение администрации города Красноярска от 02.02.2017 № 436-недв).

В рамках рассмотрения дела № 11-15-17 были представлены дополнительные сведения, указывающие на  отсутствие технологической связанности ряда объектов, переданных ООО «КрасКом» на основании Договора (письмо ООО «КрасКом» от 15.03.2017 № 18-19281/18-0-0, письменные пояснения ПАО «МРСК Сибири» по делу № 11-15-17 от 14.07.2017), а именно: объектов, поименованных в пп. 2, 9, 10, 18, 21, 22, 23, 24, 27, 28, 31-39, 43, 48, 50, 52-63, 68-73, 77-82, 84-91, 96-98, 107-109, 11, 114, 115, 118-143, 145-148, 150, 154-161, 164, 165, 168, 170, 172, 173, 175, 184, 185, 187-193, 195, 196, 197, 199-202, 205-206, 208-2010, 212-217, 220, 221, 224-227, 229, 230, 232, 234-240, 243, 244, 245, 246 обращения Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска от 10.02.2017 № 07/493-гх (из числа объектов, приведенных в проектах передаточных актов ПАО «МРСК Сибири» № 1.3/01/24770-исх от 09.11.2016, № 1.3/295/26083-исх от 23.11.2016).

Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска, являясь органом местного самоуправления города Красноярска, уполномоченным на подписание Договора, Передаточных актов бесхозяйных объектов электроэнергетики от 31.12.2013, от 12.01.2015, от 25.12.2015, в рамках функций, предусмотренных пунктом 4 статьи 14  Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании указанных документов передал в управление и эксплуатацию ООО «КрасКом» бесхозяйные объекты электроэнергетики города Красноярска. Нормы части 1 статьи 38 Закона «Об электроэнергетике» содержат императивные нормы, определяющие, что ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии энергопринимающие установки которых присоединены к бесхозяйным объектам, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены. Указанные законодательные положения не ставятся в зависимость от наличия/отсутствия заинтересованности в обслуживании в отношении указанных объектов со стороны сетевой организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены. Органам местного самоуправления при решении вопросов местного значения надлежит руководствоваться нормами действующего отраслевого законодательства (в рассматриваемом случае законодательства в сфере электроэнергетики). Таким образом, Департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска при принятии и реализации решения о передаче в управление бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства для эксплуатации, ремонта и осуществления организационных и технологически связанных действий по передаче электрической энергии надлежало с достоверностью установить сетевую организацию, к электрическим сетям которой присоединены передаваемые бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства.

В связи с приведенными обстоятельствами Комиссия установила, что доводы, приведенные Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска, в обоснование правовой позиции об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях, не основаны на нормах действующего законодательства.

Частью 4 статьи 23.1 Закон «Об электроэнергетике» установлено, что цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию.

Пунктом 34 Правил установлено, что по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации.

В соответствии с информацией, представленной ПАО «МРСК Сибири», в связи с передачей Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска ООО «КрасКом» на основании Договора, передаточных актов от 31.12.2013, от 25.12.2015, от 12.01.2015, от 31.12.2013 бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства ООО «КрасКом» приобрело статус сетевой организации в отношении потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенных в установленном порядке к указанным электрическим сетям. В соответствии с договорными отношениями, регулирующими правоотношения на розничном рынке электрической энергии (мощности) Красноярского края, соответствующие услуги оплачиваются сетевым организациям гарантирующим поставщиком – ПАО «Красноярскэнергосбыт» по котловым тарифам, установленным уполномоченным регулирующим органом – Региональной энергетической комиссией Красноярского края (далее – РЭК Красноярского края).

По мнению ПАО «МРСК Сибири» указанные действия органов местного самоуправления города Красноярска привели к снижению тарифной выручки общества на сумму 105 млн. руб. и получению ООО «КрасКом» дополнительного дохода от осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

РЭК Красноярского края проинформировала Красноярское УФАС России о том, что в обоснование расчетов тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015, 2016 годы ООО «КрасКом» в адрес РЭК Красноярского края были представлены как договоры аренды муниципального имущества города Красноярска, так и Договор.

            Действующие индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями установлены приказом РЭК Красноярского края от 19.12.2013 № 455-п (срок действия тарифов установлен с  1 января 2014 года по 31 декабря 2017 года.

Нормы подпункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливают запрет органам местного самоуправления осуществлять действия (бездействие), принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе в форме создания дискриминационных условий. Согласно статье 4 Закона «О защите конкуренции» дискриминационными условиями признаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

При условии, что нормативно закреплено, что объекты электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался (бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства) являются зоной ответственности организации, к электрическим сетям которой такие объекты присоединены Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска на основании Договора передал в управление ООО «КрасКом» на неопределенный срок до момента передачи объектов в аренду специализированной организации ряд бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства города Красноярска, имеющих технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Сибири». Указанные действия Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска создают неравные условия деятельности ООО «КрасКом» на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии города Красноярска по сравнению с другими сетевыми организациями – ООО «КрасКом» создаются преимущественные условия в связи с получением обществом дополнительного дохода от оказания соответствующих услуг.

 Указанные действия образуют состав нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

   В рамках рассмотрения дела № 11-15-17 Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска проинформировал управлении том, что Департаментом в адрес ООО «КрасКом» направлено письмо от 24.05.2017 № 07/2214-гх с предложением о расторжении Договора от 01.01.2013 № 918. На дату вынесения решения по рассматриваемому делу ответ ООО «КрасКом» на указанное обращение в адрес Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска не поступил.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска нарушившим требования части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» по факту передачи на основании Договора № 918 от 001.2013, Передаточных актов бесхозяйных объектов электроэнергетики от 31.12.2013, от 12.01.2015, 25.12.2015 в управление ООО «КрасКом» на неопределенный срок до момента передачи объектов в аренду специализированной организации ряда бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства города Красноярска, не имеющих непосредственного технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, эксплуатируемым ООО «КрасКом».
  2. Выдать Департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска  предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, а именно: осуществить действия, направленные на исключение из Договора № 918 от 01.01.2013, Передаточных актов бесхозяйных объектов электроэнергетики от 31.12013, от 12.01.2015, 25.12.2015 бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, не имеющих непосредственного технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, эксплуатируемым ООО «КрасКом», и передаче указанного имущества лицам, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены, в случае принятия решения о передаче соответствующего имущества в управление хозяйствующему субъекту.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный сорок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           ___________ ____________

 

 

 

 

 

 

 

Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска

 

ул. Карла Маркса, 93, г. Красноярск, 660049

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 11-15-17

 

«17» августа 2017 года

 

г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель Комиссии - <…>; члены Комиссии: <…>, <…>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от «17» августа 2017 года по делу № 11-15-17 о нарушении Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска (ул. Карла Маркса, 93, г. Красноярск, 660049) (далее – Департамент) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»)

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

               Департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в передаче на основании Договора № 918 от 01.01.2013, Передаточных актов бесхозяйных объектов электроэнергетики от 31.12.2013, от 12.01.2015, 25.12.2015 в управление ООО «КрасКом» на неопределенный срок до момента передачи объектов в аренду специализированной организации ряда бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства города Красноярска, не имеющих непосредственного технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, эксплуатируемым ООО «КрасКом», а именно.

    1. В срок до 01.01.2018 осуществить действия, направленные на исключение из Договора № 918 от 001.2013, Передаточных актов бесхозяйных объектов электроэнергетики от 31.12.2013, от 12.01.2015, 25.12.2015 бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, не имеющих непосредственного технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, эксплуатируемым ООО «КрасКом», и передаче указанного имущества лицам, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены, в случае принятия решения о передаче соответствующего имущества в управление хозяйствующему субъекту.
    2. В месячный срок с момента получения настоящего предписания проинформировать Региональную энергетическую комиссию Красноярского края об осуществлении Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска действий, направленных на расторжение Договора № 918 от 01.01.2013, исключение из Передаточных актов бесхозяйных объектов электроэнергетики от 31.12013, от 12.01.2015, 25.12.2015 бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, не имеющих непосредственного технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, эксплуатируемым ООО «КрасКом», и передаче указанного имущества лицам, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены, в случае принятия решения о передаче соответствующего имущества в управление хозяйствующему субъекту.

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Красноярское УФАС России не позднее пяти дней со дня выполнения соответствующего пункта предписания (с приложением копий подтверждающих документов).

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный сорок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны