Решение б/н Решение и предписание по делу № 114 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

            

 

 

     ООО КБ «Кольцо Урала»

<…>

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 114

 

«28» мая 2012 года                                                                                             г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена 14.05.2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 28.05.2012 г.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления - Харченко О.П., члены Комиссии: Яхонтова Н.А. – специалист - эксперт, Чуракова О.А. – главный специалист-эксперт, рассмотрев материалы дела № 114, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО КБ «Кольцо Урала» <…> рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ (далее – Федеральный закон                «О рекламе»), в присутствии представителя ООО КБ «Кольцо Урала» по доверенности <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Сотрудниками Красноярского УФАС России 10.04.2012 года было выявлено распространение наружной рекламы следующего содержания: «Банк Кольцо Урала…дешёвые кредиты…от 10 % годовых брать проще…. Красноярск, пр. Мира, 19…выбор очевиден» (далее – Реклама). Реклама размещена на прямоугольной рекламной конструкции (3мх6м), расположенной вдоль проезжей части по ул. Карла Маркса, около здания БКЗ (ул. Карла Маркса, 2 «б») со стороны набережной р. Енисей. Указанная Реклама содержит изображение молодого человека, держащего штангу, логотип банка «Кольцо Урала» и вышеуказанный текст. Также в нижней части рекламного поля содержится информация, которая изображена значительно более мелким шрифтом.

По данному факту 17.04.2012 г. Красноярским УФАС России возбуждено дело № 114 по признакам нарушения требований части 7 статьи 5, части 1 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в отношении ООО КБ «Кольцо Урала».

ООО КБ «Кольцо Урала» внесено 24 февраля 1989 года в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением Федеральной налоговой службы <…>.

Из письменных пояснений представителя ООО КБ «Кольцо Урала» - <…> следует, что во исполнение требования Федерального закона «О рекламе» текст размещаемой Рекламы содержал сведения о наименовании лица указывающего услуги - ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА», а также содержал сведения о лицензии ЦБ РФ № 65. Указанные обстоятельства,  подтверждаются макетом размещаемого плаката, а также фотографиями размещенного рекламного материала. Кроме того дело возбуждено в отношении конкретного юридического, лица, что в свою очередь позволяет сделать вывод, что контролирующими органами на основании текста размещенной рекламы удалось установить наименование лица, разместившего её. Также текст Определения Красноярского УФАС России от 17.04.2011 г. содержит краткое изложение текста рекламы, таким образом, нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» не соответствует действительности, и текст Рекламы содержит наименование лица, предоставляющего услуги.

Частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Текст, Рекламы, содержал полную информацию об оказываемой услуге, а именно: «Условия действительны для кредита «А ну-ка, взяли!». Комиссии отменены. Ставка в % годовых: 10% - от 500 000 руб. (на срок до 180 дней включительно); 15% - более 1 млн. руб.; 15,5% - до 1 млн. руб. ; срок кредита - до 5 лет; сумма кредита - от 50 тыс. до 3 млн. руб.; до 500 тыс. руб. нужен 1 поручитель (им может быть супруга(а)); свыше 500 тыс. руб. - не менее 2-х поручителей. По желанию заемщика он может быть застрахован в рамках программ страховых компаний, отвечающих требованиям банка. Расходы по страхованию - в соответствии с тарифами банка. % ставка увеличивается до 18,9% при отсутствии подключения клиента к программе коллект. страхования. Подробности на сайте, в офисах банка и по телефону горячей линии. Условия действуют на момент выхода рекламы».

К условиям, определяющим стоимость кредита для заемщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заемщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.

Каких-либо дополнительных условий, влияющих на сумму доходов и расходов заемщика, кроме указанных в Рекламе, условия предоставления кредита «А НУ-КА, ВЗЯЛИ!» не содержат. Таким образом, вся необходимая информация, влияющая на стоимость кредита, отражена в тексте Рекламы.

Помимо изложенного, текст Рекламы содержит указание на адрес, сайт и телефон организации оказывающей рекламируемую услугу, что позволяет заемщику в случае необходимости получить необходимые пояснения по условиям кредитования в офисе Банка, либо получить их по телефону, а также ознакомиться с информацией на сайте Банка.

До подписания кредитного договора Заемщику в обязательном порядке предоставляется информация о полной стоимости кредита, в том числе с видом и размером всех платежей, подлежащих выплате Заемщиком по кредитному договору.

Таким образом, Реклама в полном соответствии с действующим законодательством предоставляет потенциальному Заемщику исчерпывающую информацию о предлагаемой ему финансовой услуге по кредитованию.

Действующее законодательство не содержит каких-либо требований к величине шрифта рекламных надписей, к художественному решению рекламного материала.

Довод об отсутствии возможности у потребителя рекламы ознакомиться с существенными условиями кредитования обычным образом, без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации, носит субъективный характер, поскольку составлен на основании мнения конкретного сотрудника, имеющего свои особенности восприятия информации.

Сведения, касающиеся условий предоставления кредита, размещены в нижней части рекламного материала и занимают более 20 % от всей площади размещаемого материала. Текст Рекламы набран шрифтом, позволяющим обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо части. Рекламная конструкция размещена недалеко от пешеходной дорожки, т.е. таким образом, что позволяет потребителю Рекламы, в случае необходимости, остановиться и ознакомиться с текстом. В связи с изложенным, вывод о нечитабельности и невозможности восприятия потребителем рекламы не соответствует действительности.

Исследовав материалы дела и пояснения представителя ООО КБ «Кольцо Урала» - <…>, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующие обстоятельства.

Согласно Федеральному закону «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Указанная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам, оказываемым ООО КБ «Кольцо Урала», формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение  на рынке.

Таким образом, информация об услугах ООО КБ «Кольцо Урала» по предоставлению кредита, является Рекламой.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Из статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что кредит это предоставление банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору денежных средств (кредита) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, и обязанность заемщика  возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Из вышеизложенного следует, что услуги по предоставлению банком денежных средств (кредит) являются финансовыми услугами.

На основании вышеизложенного Комиссия Красноярского УФАС России установила, что указанная Реклама является рекламой финансовых услуг (кредита), оказываемых                            ООО КБ «Кольцо Урала».

Согласно части 1 статьи  28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Рассматриваемая Реклама не содержит наименование лица, оказывающего финансовые услуги, указанные в Рекламе.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»  если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с условиями кредитования, предоставленными ООО КБ «Кольцо Урала» по продукту «А ну – ка, взяли» кредит выдаётся на потребительские нужды. Сумма кредита составляет от 50 000 руб. до 3 000 000 руб. на срок кредитования до 5 лет. Процентная ставка по кредитам составляет 10% - сумма кредита – от 500 000 руб. (включительно), срок кредита – до 6 мес. (включительно) и заемщик подключился к программе коллективного страхования жизни, при этом если в течение срока действия кредитного договора указанная программа была отключена в результате действия или бездействия клиента (по его заявлению либо в случае неоплаты страхового взноса в составе комиссии, утверждённой тарифами банка), то ставка по кредиту увеличивается до 18,9% годовых со дня следующего за днём отключения программы. 15% - сумма кредита  - от 1 000 000 руб. (включительно) и заёмщик подключился к программе коллективного страхования жизни. 15,5% - сумма кредита – до 1 000 000 руб. (не включительно) и заёмщик подключился к программе коллективного страхования жизни. 18,9% - заёмщик не подключился к программе коллективного страхования жизни. Дополнительных комиссий нет. Требования к обеспечению в зависимости от суммы ссудной задолженности по всем кредитам заёмщика по продукту «А ну – ка, взяли!»: до 500 000 руб. (включительно) – не менее 1 поручителя (может быть супруг (а)); свыше 500 000 руб. – не менее 2-х поручителей.

В результате изучения макета рассматриваемой Рекламы Комиссия Красноярского УФАС России установила, что крупным шрифтом отображена процентная ставка от 10 % годовых. В то же время значительно более мелким шрифтом в Рекламе изложена следующая информация: «Условия действительны для кредита «А ну – ка, взяли!». Комиссии отменены. Ставки в % годовых: 10 % - от 500 000 руб. (на срок до 180 дн. включительно); 15 % - более 1 млн.руб.; 15,5 % - до 1 млн.руб. срок кредита – до 5 лет; сумма кредита – от 50 тыс. до 3 млн.руб.; до 500 тыс. нужен 1 поручитель (им может быть супруг (а)); свыше 500 тыс.руб. – не менее 2-х поручителей. По желанию заёмщика он может быть застрахован в рамках программ страхования компаний, отвечающих требованиям банка. Расходы по страхованию – в соответствии с тарифами банка. % ставка увеличивается до 18,9 % при отсутствии подключения клиента к программе коллект. страхования. Подробности на сайте, в офисах банка и по телефону горячей линии. Условия действуют на момент выхода рекламы. ООО КБ «Кольцо Урала». Лиц. ЦБ РФ № 65».

Таким образом, учитывая вышеизложенное Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что рассматриваемая Реклама воспринимается как Реклама, в которой содержится неполный перечень условий оказания финансовой услуги, что нарушает требования части 7 статьи 5, части 1 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Учитывая особенности размещения рекламы (месторасположение рассматриваемой Рекламы (на рекламной конструкции – щите, размещенном вдоль проезжей части дороги, где отсутствует пешеходный переход и тротуар), ограниченное время считывания информации для потребителей, фактический мелкий размер шрифта, которым написаны наименование организации, оказывающей рекламируемые финансовые услуги – ООО КБ «Кольцо Урала», а также существенные условия оказания услуги, по сравнению со шрифтом основной, привлекательной для потребителя информации об услуге, высоту расположения текста) потребители Рекламы не имеют возможности ознакомиться с указанными сведениями обычным способом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации.

Реклама, являющаяся предметом рассмотрения дела, размещалась на рекламной конструкции, расположенной вдоль проезжей части дороги, что является подтверждением того факта, что данная Реклама обращена, в том числе, к потребителям, двигающимся на автомобильном либо ином транспорте, которые не имеют возможности подойти на определенное расстояние к Рекламе, с которого становится возможным восприятие текста, изображенного мелким шрифтом. При этом Комиссия Красноярского УФАС России установила, что действующее законодательство не предусматривает обязанности потребителя осуществлять дополнительные действия, направленные на обеспечение возможности восприятия указанной в рекламе информации в полном объеме, в связи с тем, что реклама направлена на импульсивное восприятие потребителями.

Поскольку распространенная ООО КБ «Кольцо Урала» Реклама финансовых услуг по выдаче денежных средств направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя (процентная ставка по кредиту), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Отсутствие в Рекламе какой-либо существенной части информации о продукте  приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой (кредита).

Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» реклама должна оцениваться по тому воздействию, которое она может оказать.

На основании вышеизложенного Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что рассматриваемая Реклама нарушает требования части 7 статьи 5, части 1 и  части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, части 1 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе»  рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В результате изучения материалов дела Комиссия Красноярского УФАС России установила, что 16 марта 2012 года между ООО «Рекламное агентство Рэд Пэппер»  и ООО КБ «Кольцо Урала» был заключен договор <…>. Предметом договора <…>является разработка рекламных проектов, копцепци рекламных кампаний; разработка дизайна рекламных материалов; разработка и изготовление рекламных материалов; организация и проведение рекламных кампаний и мероприятий; размещение рекламных и информационных материалов и сообщений. Согласно Приложению № 1/2 <…> к Договору <…>. ООО КБ «Кольцо Урала» поручает, а ООО «Рекламное агентство Рэд Пэппер» осуществляет изготовление и размещение Рекламы с 01.04.2012 г. по 30.04.2012 г. по адресам:          <…>.

Из вышеизложенного следует, что ООО КБ «Кольцо Урала» в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является рекламодателем рассматриваемой Рекламы.

  На момент рассмотрения дела Комиссия Красноярского УФАС России не располагала информацией, подтверждающей тот факт, что нарушение требований части 7 статьи 5, части 1 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» ООО КБ «Кольцо Урала» устранены.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей Рекламу финансовых услуг, распространяемую                    ООО КБ «Кольцо Урала» <…>, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
  2. Выдать ООО КБ «Кольцо Урала» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

 

                   О.П. Харченко

 

 

 

Члены Комиссии

 

  Н.А. Яхонтова

 

 

 

 

 

                   О.А. Чуракова

Яхонтова Надежда Андреевна

 (391) 265-02-19

 

                            ООО КБ «Кольцо Урала»

<…>

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 114 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«28» мая  2012 года                                                                                                                 г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, Харченко О.П., члены Комиссии: Яхонтова Н.А. – эксперт - специалист, Чуракова О.А. - главный специалист - эксперт, на основании своего решения от 23 мая 2012 года по делу № 109 о признании ненадлежащей рекламы, распространяемой          ООО «Ориентир – М» <…>и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального Закона № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО КБ «Кольцо Урала» <…>в течение 10 дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы, содержащей нарушение статьи 8  Федерального закона «О рекламе», или привести её в соответствие с названными нормами закона.

2. ООО КБ «Кольцо Урала» <…>представить в течение 5 дней с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания  в Красноярское УФАС России доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе Российской Федерации.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Красноярское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

 

                   О.П. Харченко

 

 

 

Члены Комиссии

 

  Н.А. Яхонтова

 

 

 

 

 

                   О.А. Чуракова

 

Подпись: Председатель Комиссии О.П. Харченко Члены Комиссии Н.А. Яхонтова О.А. Чуракова Яхонтова Надежда Андреевна

(391)265-02-19

Связанные организации

Связанные организации не указаны