Решение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 118-10-16 от 06.12.2016 от 23 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                ________         _________

                ________         _________                       №

 

 

ООО «Сибирская генерирующая компания»

ул. Дубининская, д. 53, стр. 5, г. Москва, 115054

office@sibgenco.ru

 

АО «Красноярская теплотранспортная компания»

ул. Бограда, 144а, г. Красноярск, 660021

kttk@sibgenco.ru

 

ООО «КраМЗЭнерго»

ул. Пограничников, 42, стр. 36,

г. Красноярск, 660111

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 118-10-16

 

«6» декабря 2016 года

 

г. Красноярск

 

            Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии - Харченко О.П., заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Бычкова Я.Ю. , начальник отдела контроля закупок, Мосина Т.Н., начальник отдела естественных монополий (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 118-10-16 по признакам нарушения группой лиц в составе: общество с ограниченной ответственностью «Сибирская генерирующая компания» (115054, г. Москва, ул. Дубининская, д. 53, стр. 5, ИНН 7709832989, ОГРН 1097746400091) (далее – ООО «СГК»); акционерное общество «Красноярская теплотранспортная компания» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а, ИНН 2460237933, ОГРН 1122468025723) (далее – АО «КТТК») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции»), в присутствии на заседании:

            представителя ООО «СГК», АО «КТТК»:

            представителей ООО «КраМЗЭнерго»:

руководствуясь статьей 48.1 Закона «О защите конкуренции», установила следующее.

            Рассматриваемое дело возбуждено приказом Красноярского УФАС России от 02.11.2016 № 285 «О возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения группой лиц в составе: ООО «СГК», АО «КТТК» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» по факту экономически, технологически не обоснованного прекращения оказания ООО «КраМЗЭнерго» услуг по передаче тепловой энергии путем закрытия запорной арматуры в ТК-1911.

            Дело № 118-10-16 возбуждено на основании заявления ООО «КраМЗЭнерго» о нарушении антимонопольного законодательства АО «КТТК» по факту незаконного перекрытия тепловой камеры ТК-1911, расположенной в районе нежилого здания по адресу г. Красноярск, ул. Ястынская, 1Г, материалов проверки соблюдения АО «КТТК» требования законодательства при прекращении оказания услуг по передаче тепловой энергии ООО «КраМЗЭнерго» для жителей микрорайона «Ястынское поле» г. Красноярска, поступивших в адрес Красноярского УФАС России из Прокуратуры города Красноярска, а также материалов, полученных при рассмотрении обращения Общественной палаты города Красноярска о нарушении антимонопольного законодательства АО «КТТК» по указанным обстоятельствам.

            Определением о назначении дела № 118-10-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 03.11.2016 к участию в рассмотрении дела привлечены в качестве:

            ответчика: группу лиц в составе: общество с ограниченной ответственностью «Сибирская генерирующая компания» (115054, г. Москва, ул. Дубининская, д. 53, стр. 5, ИНН 7709832989, ОГРН 1097746400091) (далее – ООО «СГК»); акционерное общество «Красноярская теплотранспортная компания» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а, ИНН 2460237933, ОГРН 1122468025723) (далее – АО «КТТК»).

            заявителя: общество с ограниченной ответственностью «КраМЗЭнерго» (660111, г. Красноярск, ул. Пограничников, 42, стр. 36) (далее – ООО «КраМЗЭнерго»).

            При рассмотрении материалов дела № 118-10-16 Комиссией установлены следующие фактические обстоятельства.

ООО «КраМЗЭнерго» (осуществляет деятельность по производству и реализации тепловой энергии с использованием промышленно-отопительной котельной, установленной мощностью 373 Гкал/час и располагаемой мощностью – 375,8 Гкал/час, расположенной по адресу: г. Красноярск, ул. Пограничников, 42), полученной во временное владение и пользование на основании договора аренды. Тепловая энергия, вырабатываемая тепловым источником, эксплуатируемым ООО «КраМЗЭнерго», используется для теплоснабжения потребителей, расположенных на территории части Советского района города Красноярска. В целях исполнения обязательств по теплоснабжению ООО «КраМЗЭнерго» урегулированы правоотношения по передаче тепловой энергии с АО «КТТК» в рамках Договора оказания услуг по передаче тепловой энергии № 608-35/12 от 01.10.2012, в редакции Дополнительного соглашения от 20.04.2015 (далее – Договор). Планируемый к передаче объем тепловой энергии на 2016 год составляет 66381,59 Гкал (пункт 1.3. Договора в ред. Дополнительного соглашения от 20.04.2015). В Приложении № 1 к Договору стороны определили Перечень тепловых сетей по РТС-3 АО «КТТК», транспортирующих сетевую воду от котельной ООО «КраМЗЭнерго» в 5-6-7-9-10-11 мкр. Зеленой рощи (по состоянию на 01.01.2015), в том числе участок от ТК 1911 до ТК 1912. Приложением № 2 к Договору стороны согласовали Передаваемые объемы тепловой энергии от источника ООО «КраМЗЭнерго» в разрезе потребителей по сетям АО «КТТК» на 2016 год. Пунктом 2.1.7 Договора предусмотрено, что при изменении объема передаваемой тепловой энергии, указанной в пункте 1.3., Заказчик вносит изменения в Приложение № 2 к Договору и направляет их Исполнителю откорректированное Приложение № 2.

Письмом от 22.09.2016 № 2-5/11-51882/16 АО «КТТК» проинформировало ООО «КраМЗЭнерго» об изменении схемы поставки тепловой энергии с 13.00 часов (местного времени) 22.09.2016 путем закрытия запорной арматуры магистрального трубопровода dy=700 мм в ТК-1911 на теплотрассе в направлении ТК-1910 с установкой контрольных пломб и составлением соответствующего акта. Согласно информации, приведенной в названном письме, указанные действия обусловлены следующими обстоятельствами:

АО «Красноярская ТЭЦ-1» оформлены договоры теплоснабжения с потребителями, подключенными от ТК-1911, ТК-1912;

между АО «КТТК» и АО «Красноярская ТЭЦ-1» заключен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя от теплоисточника Красноярская ТЭЦ-3.

К письму от 22.09.2016 № 2-5/11-51882/16 АО «КТТК» приложило Дополнительное соглашение от 21.09.2016 к Договору, предусматривающее следующие изменения:

  • снижение суммарной расчетной (присоединенной) тепловой мощности по совокупности потребителей тепловой энергии Заказчика по заключенным договорам теплоснабжения с 22,83478 Гкал/час до 22,77478 Гкал/час (пункт 1.2 Договора);
  • снижение планируемого к передаче объема тепловой энергии на 2016 год с 66381,59 Гкал до 66274,59 Гкал ( п. 1.3., Приложение № 2 к Договору);
  • новую редакцию Приложения № 1 «Перечень тепловых сетей АО «КТТК», транспортирующих воду от котельной ООО «КраМЗЭнерго» к Договору (исключен участок от ТК 1911 до ТК 1912);
  • исключение из Договора объекта абонента ООО Торговый дом «Интер-Север» (стр. 39 Приложения № 2 «Передаваемые объемы тепловой энергии от источника ООО «КраМЗЭнерго» по сетям РТС-3 АО «КТТК» на 2016 год»).

В адрес ООО «КраМЗЭнерго» 22.09.2016 в 9 часов 30 минут поступила телефонограмма главного инженера АО «КТТК» Харюзонова А.Г. в соответствии с которой в связи с заключением договоров теплоснабжения потребителей, запитанных от ТК-1911, ТК-1912, микрорайон «Ястынское поле», с 10.30 22.09.2016 указанные потребители переводятся на теплоснабжение от источников СГК. 

В соответствии с материалами, поступившими из Прокуратуры города Красноярска, начиная с 23.09.2016 произведено закрытие запорной арматуры ТК-1911 и полное прекращение передачи тепловой энергии от теплоисточника ООО «КраМЗЭнерго» к потребителям в мкр. «Ястынское поле» г. Красноярска.

Прокуратура города Красноярска установила, что указанные действия АО «КТТК» нарушают требования законодательства и являются односторонним отказом от исполнения Договора.

Объяснения директора АО «КТТК» от 03.10.2016 Иванова С.В., письменные пояснения АО «КТТК» от 03.10.2016 № Исх-2-5/17-54007/16-0-0, представленные в материалах проверки Прокуратуры города Красноярска, содержат сведения о том, что действия АО «КТТК» по переключению в ТК-1911 обусловлены началом отопительного сезона, в рамках которого поставка тепловой энергии потребителям мкр «Ястынское поле» осуществляется от теплового источника Красноярская ТЭЦ-3, оказание услуг по передаче тепловой энергии названным потребителям осуществляется АО «КТТК» на основании договора, заключенного обществом с АО «Красноярская ТЭЦ-1» от 15.09.2016 № 87.

При рассмотрении материалов, поступивших в адрес Красноярского УФАС России, при проведении Прокуратурой города Красноярска проверки по обстоятельствам, связанным с прекращением АО «КТТК» оказания услуг по передаче тепловой энергии ООО «КраМЗЭнерго» для жителей микрорайона «Ястынское поле» г. Красноярска, а также при рассмотрении настоящего дела доказательства технологической невозможности оказания обществом услуг по передаче тепловой энергии в соответствии с условиями Договора,  АО «КТТК» представлены не были. 

В соответствии с нормами статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией. По договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.

Порядок заключения и исполнения договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя установлен Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808) (далее – Правила).

Пунктом 70 Правил установлены случаи, в которых теплосетевая организация вправе приостановить исполнение обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (за исключением случаев теплоснабжения граждан-потребителей, а также лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключившими договоры с ресурсоснабжающими организациями). Обстоятельства, определенные АО «КТТК» в качестве основания для прекращения оказания услуг по передаче тепловой энергии от ТК-1911, не значатся в пункте 70 Правил.

Согласно статьей 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии со следующими принципами: обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.

Таким образом, АО «КТТК», являясь обязанной стороной по оказанию ООО «КраМЗЭнерго» услуг по передаче тепловой энергии на участке тепловой сети от ТК-1911 до ТК-1912, в отсутствие правовых оснований для приостановления исполнения обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, установленных пунктом 70 Правил, начиная с 23.09.2016 произвело закрытие запорной арматуры ТК-1911 и прекратило оказание ООО «КраМЗЭнерго» соответствующих услуг. Указанные действия АО «КТТК» привели к невозможности исполнения ООО «КраМЗЭнерго» обязательств по договорам теплоснабжения, заключенным с потребителями, теплопотребляющие установки которых расположены в мкр. «Ястынское поле» г. Красноярска, в том числе перед ООО Торговый дом «Интер-Севрер» (по договору теплоснабжения № 834 от 20.02.2012), недополучению заявителем необходимой валовой выручки, ущемлению интересов ООО «КраМЗЭнерго».

   ООО «СГК», АО «КТТК» не согласились с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства, указав на следующие обстоятельства:

  • АО «КТТК» является собственником  имущества – ТК-1911 и собственник вправе совершать необходимые действия, связанные с эксплуатацией и техническим обслуживанием тепло сетевого имущества, и антимонопольный орган не вправе вмешиваться в гражданско-правовые отношения заявителя, не основан на нормах действующего законодательства;
  • заключение заявителем договора оказания услуг по передаче тепловой энергии от 15.09.2016 № 87 с АО «Красноярская ТЭЦ-1», которая является теплоснабжающей организацией для потребителей мкр. «Ястынское поле» города Красноярска.

В связи с приведенными доводами Комиссия отмечает следующее.

Постановлением от 30.06.2008 № 30 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что согласно части 1 статьи 2 Закона «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) (пункт 1 Постановления).

К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон «О защите конкуренции»), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Закон «О защите конкуренции» формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона.

Таким образом, нормативно установлено, что требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.

При условии наличия заключенного и действующего Договора, предусматривающего обязанность АО «КТТК» перед ООО «КраМЗЭнерго» по оказанию услуг по передаче тепловой энергии, в том числе на участке от ТК 1911 до ТК 1912, заключение АО «КТТК» договора с АО «Красноярская ТЭЦ-1», которая также входит в одну группу лиц с ООО «СГК», АО «КТТК», подтверждает наличие в действиях участников группы лиц ООО «СГК» признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Частью 5 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сферам деятельности естественных монополий.

В рамках исполнения приказа ФАС России от 18.12.2014 № 790/14 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы» (пункт 2.3. Перечня товарных рынков для ежегодного обследования) Красноярским УФАС России был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг теплоснабжения на территории города Красноярска, по результатам которого было установлено, что АО «КТТК» осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии на территории города Красноярска с использованием имущества, находящегося в собственности общества (Сооружение – тепловая сеть магистральная 19, протяженностью 7135,59 п.м., инв № 04:401:002:000416590, адрес (местонахождение) объекта: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ТК 19-01-ТК 1905, ТК 1901-ТК 11А К38, ул. Воронова, ТК 19-05-ТК 1918 пр. Комсомольский, ТК 1918-ТК 1925-ТК 0868 ул. 9 Мая, ТК 1925-П 3-а, ул. Урванцева, ТК 1901-ТК Р7307 пр. Металлургов принадлежит АО «КТТК» на праве собственности – свидетельство от 18.07.2012 24ЕК 595050), объектов, находящихся в муниципальной собственности города Красноярска (получены на основании договора аренды № 19 от 24.04.2015), а также бесхозяйных тепловых сетей и сооружений (Распоряжение Администрации города Красноярска от 20.05.2016 № 50-гх «Об определении теплосетевой организации», передаточные акты бесхозяйных сетей и сооружений от 31.03.2015, от 01.02.2016, от 01.02.2016). 

По результатам анализа состояния конкуренции конкурентной среды на рынке услуг теплоснабжения на территории города Красноярска, поведенного Красноярским УФАС России в рамках исполнения  приказа ФАС России от 18.12.2014 № 790/14, анализа состояния конкуренции на рынке услуг по передаче тепловой энергии на территории города Красноярска, проведенного при рассмотрении настоящего дела, управлением установлено доминирующее присутствие АО «КТТК» на рынке услуг по передаче тепловой энергии города Красноярска в пределах географических границ расположения эксплуатируемых обществом тепловых сетей.    

Нормы части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливают запрет хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, осуществлять действия (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Принимая во внимание приведенные обстоятельства, в экономически, технологически не обоснованных действиях АО «КТТК» по прекращению оказания ООО «КраМЗЭнерго» услуг по передаче тепловой энергии путем закрытия запорной арматуры в ТК-1911 усматривается нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии

 

О.П.Харченко

 

 

 

Члены Комиссии

 

Я.Ю.Бычкова

 

Т.Н.Мосина

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны