Решение б/н Решение от 1 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

АО «АК «НордСтар»

 

125130, г. Москва,

Старопетровский проезд, д. 11, корп. 2

 

660075, г. Красноярск,

ул. Маерчака, 16

info@nordstar.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

РЕШЕНИЕ

 

«1» июля 2019 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена «1» июля 2019 года

В полном объеме решение изготовлено «1» июля 2019 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 146-10-18 по признакам нарушения АО «АК «НордСтар» (ИНН 8401008386, 660075, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии на заседании представителя АО «АК «НордСтар»: <…>, руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России из Красноярского МТУ Росавиации поступило заявление <…> на действия АО «АК «НордСтар», по факту нарушения, по мнению заявителя, условий продажи субсидированных авиабилетов в 2018 году по направлениям Норильск – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Норильск.

При рассмотрении указанного заявления были установлены следующие фактические обстоятельства, имеющие значение для квалификации действий АО «АК «НордСтар» с позиции соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Продажа субсидированных билетов АО «АК «НордСтар» по направлениям
Норильск – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Норильск в 2018 году, за исключением периода с 28.10.2018 по 21.11.2018, осуществлялась с предусмотренной нормой бесплатного провоза багажа, включенной в состав тарифа.

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2018 № 215,
(далее – Правила № 215) устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению.

Согласно пункту 3 Правил № 215 пассажир: гражданин Российской Федерации в возрасте до 23 лет, гражданин Российской Федерации – женщина в возрасте свыше 55 лет, гражданин Российской Федерации – мужчина в возрасте свыше 60 лет, гражданин Российской Федерации – инвалид I группы любого возраста и сопровождающее его лицо, лицо, сопровождающее
ребенка-инвалида, и инвалид с детства II или III группы, а также лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

На основании изложенного издан приказ Красноярского УФАС России от 18.12.2018 № 329 «О возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения АО «АК «НордСтар» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела № 146-10-18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 20.12.2018 к участию в рассмотрении дела № 146-10-18 о нарушении антимонопольного законодательства привлечено в качестве:

ответчика: АО «АК «НордСтар» (ИНН 8401008386, 660075, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А).

Определением от 20.02.2019 рассмотрение дела откладывалось. В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения дела № 146-10-18 был продлен до 20.08.2019 (Определение о продлении срока рассмотрения дела от 20.02.2019).

При рассмотрении дела Комиссией были установлены следующие фактические обстоятельства.

Между Федеральным агентством воздушного транспорта и АО «АК «НордСтар» заключено соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии юридическому лицу в 2018 году от 30.03.2018 № 107-11-2018-040. Предметом настоящего сглашения является предоставление из федерального бюджета в 2018 году субсидии:

в целях возмещения недополученных доходов Получателя, связанных с осуществлением воздушной перевозки пассажиров по специальному тарифу граждан Российской Федерации в возрасте до 23 лет, граждан Российской Федерации женщин в возрасте свыше 55 лет, граждан Российской Федерации мужчин в возрасте свыше 60 лет, граждан Российской Федерации инвалидов I группы любого возраста и сопровождающих их лиц, а также лиц, сопровождающих детей-инвалидов, и инвалидов с детства II или III группы в отношении маршрутов, указанных в приложениях № 1, 3 и 4 к Правилам предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2018 № 215, (далее – Правила № 215) предоставления субсидии, граждан Российской Федерации в возрасте до 18 лет, на имя которых на определенный период текущего года оформлена путевка в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Океан», в отношении маршрутов, указанных в приложении № 2 Правил № 215 предоставления субсидии.

договор воздушной перевозки пассажиров по специальному тарифу заключается в соответствии с абзацем 2, пункта 1, статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ по следующим маршрутам:

по Приложению № 1 Правил № 215

  1. Норильск Москва Норильск.
  2. Норильск Санкт-Петербург Норильск.
  3. Норильск Сочи Норильск.
  4. Норильск – Минеральные Воды – Норильск.

Продажа субсидированных билетов АО «АК «НордСтар» по направлениям
Норильск – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Норильск в 2018 году, за исключением периода с 28.10.2018 по 21.11.2018, осуществлялась с предусмотренной нормой бесплатного провоза багажа, включенной в состав тарифа.

АО «АК «НордСтар» в адрес Центра расписания и тарифов АО «Транспортная Клиринговая Палата» направлена телеграмма от 15.08.2018 об изменении условий применения тарифа для бренда «Лайт», с субсидируемыми авиаперевозками, в соответствии с которой были введены изменения, согласно которым, начиная с 28.10.2018 из состава услуг по субсидируемым авиаперевозкам исключена перевозка багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе тарифы на перевозку по направлениям Норильск – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Норильск.

АО «АК «НордСтар» в адрес Центра расписания и тарифов АО «Транспортная Клиринговая Палата» направлена телеграмма от 21.11.2018 об условии применения тарифа на субсидируемые авиаперевозки, исправленные, в соответствии с которой с 21.11.2019 были внесены изменения в порядок перевозки багажа по субсидированным направлениям, в результате которых в состав услуг по указанным тарифам возмещена перевозка багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе тарифы на перевозку по направлениям Норильск – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Норильск.

Согласно данным, представленным ООО «Аэропорт «Норильск», на регулярной основе по направлениям Норильск – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Норильск в 2017, 2018 годах осуществляло перевозки АО «Авиакомпания «НордСтар».

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2018 № 215,
(далее – Правила № 215) устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению.

Согласно пункту 3 Правил № 215 пассажир: гражданин Российской Федерации в возрасте до 23 лет, гражданин Российской Федерации – женщина в возрасте свыше 55 лет, гражданин Российской Федерации – мужчина в возрасте свыше 60 лет, гражданин Российской Федерации – инвалид I группы любого возраста и сопровождающее его лицо, лицо, сопровождающее
ребенка-инвалида, и инвалид с детства II или III группы, а также лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

АО «АК «НордСтар» проинформировало пассажиров, которые приобрели субсидированные авиабилеты в период действия некорректных изменений (с 28.10.2018 по 21.11.2018) с датой вылета после 21.11.2018, о внесенных изменениях и возможности провозки багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа. Для обеспечения указанной возможности в аэропортах оперирования были проведены необходимые мероприятия для целей регистрации багажа данных пассажиров в пределах нормы бесплатного провоза багажа без взимания платы.

АО «АК «НордСтар» проводятся мероприятия по возврату платы за сверхнормативный багаж тем пассажирам, которые оплатили перевозку багажа в пределах ошибочно отменены нормы бесплатного провоза багажа. Общее количество таких пассажиров составляет 24 человека. На 20.02.2019 АО «АК «НордСтар» произведен возврат платы за сверхнормативный багаж тем пассажирам, которые оплатили перевозку багажа в пределах ошибочно отменены нормы бесплатного провоза багажа 18 пассажирам. АО «АК «НордСтар» проинформировало агентства, через которые оставшиеся 6 пассажиров приобрели авиабилеты, о возможности предоставления скидок в размере 2 300 рублей на приобретение новых авиабилетов данными пассажирами.

В соответствии с пунктом 122 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, (далее – Федеральные авиационные правила) при заключении договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего норму бесплатного провоза багажа, пассажир воздушного судна имеет право провоза своего багажа в пределах установленной перевозчиком нормы без дополнительной платы (далее – норма бесплатного провоза багажа). Норма бесплатного провоза багажа устанавливается перевозчиком и предусматривает количество мест и вес багажа на одного пассажира воздушного судна. При этом норма бесплатного провоза багажа, установленная перевозчиком, не может предусматривать менее десяти килограммов на одного пассажира воздушного судна.

Согласно положению пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 146-10-18 Красноярским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту Норильск – Санкт-Петербург за 2018 год. По результатам проведенного анализа состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту Норильск – Санкт-Петербург за 2018 год установлено, что рынок оказания услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту Норильск –
Санкт-Петербург в 2018 году являлся высококонцентрированным, доминирующее положение на котором занимало АО «Авиакомпания «НордСтар».

Заключенные между АО «Авиакомпания «НордСтар» и пассажирами договоры перевозки по субсидированным тарифам по маршруту Норильск – Санкт-Петербург в период с 28.10.2018 по 21.11.2018 на условиях, предусматривающих отсутствие нормы бесплатного провоза багажа, являются невыгодными для пассажиров.

На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «АК «НордСтар» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту Норильск – Санкт-Петербург.

Нормы пункта 1 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции устанавливают, что Комиссия обязана отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае если в ходе рассмотрения дела в действиях (бездействии) ответчика по делу обнаружены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело.

Рассмотрев материалы дела № 146-10-18 Комиссия установила, что в действиях АО «АК «НордСтар» содержатся признаки состава нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов)
в сфере предпринимательской деятельности, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин
и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Красноярским УФАС России вынесено АО «АК «НордСтар» предупреждение от 25.02.2019 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В силу части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Письмом от 17.04.2019 № НС/1952-исх АО «АК «НордСтар» уведомило Красноярское УФАС России о выполнении предупреждения от 25.02.2019 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции установлено, что комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
по рассмотрению дела № 146-10-18 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, 39.1, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 146-10-18, возбужденного по признакам нарушения АО «АК «НордСтар» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, прекратить ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях на дату вынесения решения по делу № 146-10-18.

Прекращение действий, которых содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

Председатель Комиссии

<…>

Члены Комиссии:

<…>

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны