Решение б/н Решение по делу № 122-16-16 от 15 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Прокуратура Емельяновского района

Красноярского края

663020, Красноярский край, р.п. Емельяново,

пер. Почтовый, 2 б

 

Министерство лесного хозяйства

 Красноярского края

 660036, г. Красноярск, Академгородок, 50«а»

 

КГБУ «Емельяновское лесничество» 

663013, Красноярский край, Емельяновский район, п. Памяти 13 борцов, ул. Лесная, 15

 

 ООО «Крайлес»

663020, Красноярский край, р.п. Емельяново,

ул.Советская, 114

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

от «11» мая  2017.

по делу № 122-16-16                                                                                                                г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения по делу оглашена на заседании Комиссии 03  мая   2017 года.

В полном объеме решение изготовлено 11 мая   2017 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Капсудин Е.В., заместитель руководителя управления;  члены Комиссии - Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти; Дударева М.А., заместитель начальника отдела контроля органов власти, рассмотрела дело № 122-16-16, возбужденное в отношении Красноярского государственного бюджетного учреждения «Емельяновское лесничество» (далее - КГБУ «Емельяновское лесничество») и общества с ограниченной ответственностью «Крайлес» (далее – ООО «Крайлес») по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- ФЗ «О защите конкуренции»),  с участием:

представителя Министерства лесного хозяйства Красноярского края по доверенности <…>

(доверенность от  28.12.2016 № МЛХ/1-02294);

Руководителя КГБУ «Емельяновское лесничество» Синяка В.С.  и  представителя по доверенности <…>

,  в отсутствие иных  лиц, участвующих в рассмотрении дела,  надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступили обращения прокуратуры Емельяновского района Красноярского края (исх. № 86-01-2016 от 15.08.2016, вх. № 15043 от 26.08.2016, исх. № 86-01-2016 от 02.11.2016, вх. № 19253 от 07.11.2016) с просьбой  установить наличие (отсутствие) признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях КГБУ «Емельяновское лесничество», выразившихся в заключении с хозяйствующими субъектами без проведения публичных процедур договоров возмездного оказания услуг по выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов на территории, подведомственной КГБУ «Емельяновское лесничество», а также договоров купли-продажи древесины.

В рамках рассмотрения вышеуказанных обращений было установлено, что между КГБУ «Емельяновское лесничество» и ООО «Крайлес» было заключено три договора купли-продажи древесины: № 36 от 02.06.2016 на сумму 83462,75 руб., № 44 от 11.07.2016 на сумму 90110,58 руб. и № 63 от 17.10.2016 на сумму 88487,36 руб.  (далее – Договоры).

В соответствии с Порядком заключения договоров купли-продажи заготовленной древесины краевыми государственными бюджетными учреждениями – лесничествами при выполнении работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений в рамках исполнения государственного задания, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее – Министерство) № 1/219-од от 20.05.2016, аналогичный порядок утвержден Приказом Министерства лесного хозяйства № 167-од от 14.09.2016 (далее – Порядок), после согласования минимальной цены продажи заготовленной древесины, лесничество готовит проект договора купли-продажи заготовленной древесины по установленной форме, а также для размещения на официальном сайте Министерства, лесничество направляет в Министерство информацию о планируемой продаже заготовленной древесины по установленной форме. Заявления о намерении приобрести реализуемую древесину подаются  лицами, желающими приобрести заготовленную древесину, в лесничество в закрытых конвертах, указывается дата и время поступления. По окончанию приема заявок лесничеством осуществляется вскрытие конвертов и составляется протокол. Победителем признается лицо, предложившее большую стоимость за предлагаемую к реализации древесину.

Однако, согласно сведениям, представленным КГБУ «Емельяновское лесничество» в рамках рассмотрения вышеуказанного заявления, Договоры заключены без публичных процедур, предусмотренных Порядком.

Реализация КГБУ «Емельяновское лесничество» древесины ООО «Крайлес» по Договорам без проведения публичных процедур, предусмотренных Порядком, препятствует развитию конкуренции  и ущемляет интересы отдельных хозяйствующих субъектов, желающих приобрести заготовленную древесину.

Заключение КГБУ «Емельяновское лесничество» Договоров с  ООО «Крайлес»  без проведения публичных процедур противоречит положениям статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», свидетельствует  об ограничении конкуренции путем создания необоснованных преимущественных условий  ООО «Крайлес» при получении права на приобретение древесины.

По факту заключения антиконкурентного соглашения, связанного с заключением между КГБУ «Емельяновское лесничество» и ООО «Крайлес» договоров купли-продажи древесины: № 36 от 02.06.2016, № 44 от 11.07.2016 и № 63 от 17.10.2016 без проведения публичных процедур, предусмотренных Порядком, что создало необоснованные преимущественные условия ООО «Крайлес» получения права на приобретение древесины, Красноярским УФАС России принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства  в отношении КГБУ «Емельяновское лесничество» и ООО «Крайлес» (приказ  №293  от «15»  ноября 2016 года).

На рассмотрении дела было установлено, что Порядок заключения договоров купли-продажи заготовленной древесины в рамках осуществления работ по охране, защите, воспроизводству лесов,  порядок согласования цены продажи лесных насаждений, методика формирования стоимости  реализуемых лесных насаждений, регламентированы актами Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, а именно приказом № 1/219-од от 20.05.2016 и Министерства лесного хозяйства, а именно Приказом № 167-од от 14.09.2016.

Пунктом 4  Приказа КГБУ - лесничествам рекомендовано  при привлечении третьих лиц для выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов в рамках исполнения государственного задания, заключать государственные контракты на выполнение работ и договоры купли-продажи лесных насаждений  в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ  "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Вместе с тем, Приложением №4 определен  порядок отбора претендента «подготовка проекта договора купли-продажи заготовленной древесины с претендентом, предложившим большую стоимость предлагаемой к реализации древесины», а не по результатам аукциона (частью 1 статьи 77 ЛК РФ договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора).

При рассмотрении дела руководитель КГБУ «Емельяновское лесничество» Синяк В.С. сообщил, что при заключении договоров купли-продажи с ООО «Крайлес», учреждение руководствовалось п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым только крупная сделка совершается бюджетным учреждением с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Кроме того, приказом № 1/219-од от 20.05.2016 и приказом № 167-од от 14.09.2016  предусмотрена необходимость заключения договоров купли-продажи древесины по результатам публичных процедур только в отношении древесины, сваленной у пня. На древесину, прошедшую обработку (образка сучьев и др.), данный приказ, по мнению учреждения, не распространяется.

Представитель Министерства лесного хозяйства  Красноярского края  по доверенности   от 08.09.2016 б/н  <…>Матюшева И.И. сообщила, что КГБУ «Емельяновское лесничество» при заключении договоров № 36 от 02.06.2016, № 44 от 11.07.2016 и № 63 от 17.10.2016 с ООО «Крайлес» согласовывало цену, однако заявок на размещение на сайт о продаже древесины не подавало. Кроме того, в соответствии с п. 6 Приказа от 20.05.2016 № 1/219-од под понятием «заготовленная древесина»  понимается лесное насаждение, сваленное у пня, без проведения дополнительных процессов его обработки (срезание сучьев, удаление коры, трелевка, распиловка, сортировка, штабелевка). Договоры № 36 от 02.06.2016, № 44 от 11.07.2016 и № 63 от 17.10.2016 с ООО «Крайлес» предусматривали реализацию древесины обработанной (произведена обрезка сучьев), соответственно, действие Порядка на заключение указанных договоров не распространяется. Вместе с тем, <…> дополнительно пояснила, что, возможно, это недоработка Министерства, поскольку Порядок был  издан с целью соблюдения публичности при реализации древесины. А в рассматриваемом случае получается, что соблюдение публичности в соответствии с Порядком не должно было осуществляться.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы  лиц,  участвующих в рассмотрении дела, Комиссия  пришла к следующим выводам:

Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии  с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Порядок использования лесов регламентирован Лесным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов может осуществляться в целях заготовки древесины.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ одним из видов использования леса является заготовка древесины.

Заготовка древесины, как следует из положений статьи 29 того же Кодекса, представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой зеленых насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договора аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений.

Лесным кодексом  Российской Федерации  установлено, что граждане и  юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения   государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Пункт 6 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) устанавливает, что одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.

Статьей 51 ЛК РФ установлено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Правовое регулирование лесных отношений на уровне Российской Федерации осуществляется Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются законы Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (статья 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 19 Лесного Кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 61 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами.

 Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.

16.12.2014 Правительством Красноярского края принято Распоряжение № 1004-р, о создании краевых государственных бюджетных учреждений путем изменения типа существующих краевых государственных казенных учреждений с сохранением штатной численности и основных целей деятельности учреждений (за исключением федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах).

Проектирование объемов мероприятий, указанных в государственном задании КГБУ - лесничеств, осуществляется на основании Лесного плана субъекта, лесохозяйственных регламентов лесничеств, данных лесного реестра о состоянии лесного фонда, данных ежегодной инвентаризации объектов лесовосстановления, данных лесопатологического обследования и защиты бюджетных проектировок, а именно:

осуществляется на основании данных ежегодно проводимой инвентаризации лесных культур, которые отражают сведения о наличии и состоянии лесных культур;

проектирование создания лесных культур осуществляется на основании Лесного плана, данных лесного реестра о наличии лесокультурного фонда, размера субвенций, выделяемого из федерального бюджета;

заготовка семян лесных - в соответствии с потребностью в посевном материале для выращивания посадочного материала в количестве, достаточном для выполнения мероприятий по созданию лесных культур и их дополнению, создания резерва семян на случай неурожая в последующие годы;

проектирование рубок ухода за лесами осуществляется на основании лесохозяйственного регламента лесничеств, данных лесного реестра, размера субвенций, выделяемого из федерального бюджета;

проектирование санитарно-оздоровительных мероприятий - на основании результатов лесопатологических обследований, Лесного плана Красноярского края;

Проектирование объемов мероприятий, указанных в государственном задании в части лесовосстановления и лесного семеноводства осуществляется на основании Лесного плана субъекта, данных лесного реестра о состоянии фонда лесовосстановления на текущий момент, данных ежегодной инвентаризации лесных культур, площадей с проведенными мерами содействия естественному возобновлению леса, лесных питомников, вводу молодняков в категорию ценных древесных насаждений, защиты бюджетных проектировок.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Средства на осуществление органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) полномочий в области лесных отношений предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Согласно пункту 2.1 Устава учреждение создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий учредителя в области лесных отношений, обеспечение реализации лесохозяйственного регламента в лесничестве, обеспечение соблюдения требований лесного законодательства.  Согласно пункту 1.3 устава (в ред. изменений устава, зарегистрированных 30.08.2016), а также выписки из ЕГРЮЛ, учредителем Емельяновского лесничества является Министерство лесного хозяйства Красноярского края.

Согласно пункту 2.2 Устава КГБУ «Емельяновское лесничество», Учреждение выполняет следующие задачи:

- обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах на территории края;

- осуществление мероприятий по обеспечению охраны и защиты лесов;

-воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышения продуктивности лесов.

Согласно статье 19 Лесного Кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного Кодекса РФ, или использующими леса в соответствии с указанным Кодексом лицами.

 Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного Кодекса РФ.

В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.

Таким образом, в силу статьи 19 ЛК РФ и Устава КГБУ «Емельяновское лесничество», Учреждение  выполняет мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, исполняя тем самым функции органа субъекта Российской Федерации в сфере лесных отношений - Министерства лесного хозяйства  Красноярского края; до 28.07.2016 - Министерства природных ресурсов Красноярского края.

Помимо указанных функций лесничество согласно уставу реализует отдельные функции в области:

- организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (п. 2.3.4 Устава Учреждения);

- осуществления государственной инвентаризации лесов (п. 2.3.9 Устава Учреждения);

- мероприятий, направленных на ведение государственного лесного реестра (2.3.25 Устава Учреждения).

Указанные функции, согласно ст.ст. 81-83 ЛК РФ также отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации – Министерства лесного хозяйства Красноярского края, ранее до 28.07.2016 – Министерства природных ресурсов Красноярского края.

Учитывая изложенное, КГБУ «Емельяновское лесничество» является субъектом ответственности, предусмотренной статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции», как организация, наделенная функциями органа власти субъекта РФ в области лесных отношений.

В целях обеспечения КГБУ - лесничествами единообразного осуществления действий при организации мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а также при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений, заготовленной древесины, министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края  был издан Приказ от 20.05.2016 № 1/219-од

Порядок заключения договоров купли-продажи заготовленной древесины в рамках осуществления работ по охране, защите, воспроизводству лесов,  порядок согласования цены продажи лесных насаждений, методика формирования стоимости  реализуемых лесных насаждений, регламентированы актами Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, а именно приказом № 1/219-од от 20.05.2016 и актом Министерства лесного хозяйства, а именно Приказом № 167-од от 14.09.2016.

Пунктом 4  Приказа КГБУ - лесничествам рекомендовано  при привлечении третьих лиц для выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов в рамках исполнения государственного задания, заключать государственные контракты на выполнение работ и договоры купли-продажи лесных насаждений  в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ  "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Вместе с тем, Приложением №4 определен  порядок отбора претендента на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений  с претендентом, предложившим большую стоимость предлагаемой к реализации древесины по результатам публичной процедуры, организуемой лесничеством.

Согласно части 1 статьи 77 ЛК РФ договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.

В рамках рассмотрения дела установлено, что между КГБУ «Емельяновское лесничество» и ООО «Крайлес» было заключено три договора купли-продажи древесины: № 36 от 02.06.2016 на сумму 83462,75 руб., № 44 от 11.07.2016 на сумму 90110,58 руб. и № 63 от 17.10.2016 на сумму 88487,36 руб.  (далее – Договоры).

В соответствии с Порядком заключения договоров купли-продажи заготовленной древесины краевыми государственными бюджетными учреждениями – лесничествами при выполнении работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений в рамках исполнения государственного задания, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края № 1/219-од от 20.05.2016 (аналогичный порядок утвержден Приказом Министерства лесного хозяйства № 167-од от 14.09.2016), после согласования минимальной цены продажи заготовленной древесины, лесничество готовит проект договора купли-продажи заготовленной древесины по установленной форме, а также для размещения на официальном сайте Министерства, лесничество направляет в Министерство информацию о планируемой продаже заготовленной древесины по установленной форме. Заявления о намерении приобрести реализуемую древесину подаются  лицами, желающими приобрести заготовленную древесину, в лесничество в закрытых конвертах, указывается дата и время поступления. По окончанию приема заявок лесничеством осуществляется вскрытие конвертов и составляется протокол. Победителем признается лицо, предложившее большую стоимость за предлагаемую к реализации древесину. С данным лицом заключается договор купли-продажи древесины.

Однако, согласно сведениям, представленным КГБУ «Емельяновское лесничество», вышеуказанные Договоры заключены с ООО «Крайлес» без публичных процедур.

КГБУ «Емельяновское лесничество»  в рамках выполнения государственного задания  заключено  более 52 договоров купли-продажи древесины, из них  13 договоров - с ООО «Крайлес».

В 2016 году на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края размещено 5 извещений о продаже древесины третьим лица.

В рамках рассмотрения дела установлено, что Договоры купли продажи древесины  № 36 от 02.06.2016, № 44 от 11.07.2016 и № 63 от 17.10.2016,  №65 от 20.10.16, № 70 от 03.11.2016, № 71 от 08.11.2016, № 80 от 17.11.2016, № 81 от 17.11.2016, № 84 от 18.11.2016 заключались в рамках договоров на оказание услуг по валке лесных насаждений, обрезке  сучьев, вершин, очистке лесосеки от порубочных остатков с целью выполнения государственного задания. КГБУ «Емельяновское лесничество» при выборе подрядчика для исполнения работ по вырубке, обрезке сучьев руководствовалось Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ  "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Древесина вырубалась на разных лесных участках, удаленных друг от друга, стоимость оказанных услуг (выполненных работ) по каждому участку составляла менее 100 тыс.руб., поэтому договоры (муниципальные контракты) на исполнение работ (оказание услуг) заключались как с единственным поставщиком. Исполнителем указанных работ являлось также ООО «Крайлес». Часть заготовленной обществом древесины приобреталась этим же обществом, а часть иными хозяйствующими субъектами.

В соответствии с п. 6 Приказа от 20.05.2016 № 1/219-од и приказа  № 167-од от 14.09.2016  под понятием «заготовленная древесина»  понимается лесное насаждение, сваленное у пня, без проведения дополнительных процессов его обработки (срезание сучьев, удаление коры, трелевка, распиловка, сортировка, штабелевка). Договоры № 36 от 02.06.2016, № 44 от 11.07.2016 и № 63 от 17.10.2016 с ООО «Крайлес» предусматривали реализацию древесины обработанной (обрезка сучьев), соответственно, действие Порядка на заключение указанных договоров не распространяется.

Системное  толкование  особенностей размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров позволяет прийти к выводу о том, что федеральным органом исполнительной власти определена возможность заключения договоров на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины только на основе одного способа размещения заказов - путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона.

Из конституционных принципов правового государства, равенства и справедливости вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования. Принцип определенности и непротиворечивости законодательного регулирования распространяется и на те правовые нормы, которыми федеральный законодатель устанавливает полномочия субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

Антимонопольный орган,  проанализировав Приказ, пришел к выводу, что его положения  нарушают принцип определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования, что указывает на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Министерства.

Вместе с тем, установлено, что лесничества руководствовались Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского, поскольку согласно пункту 1.9. Устава о краевых бюджетных учреждениях  Учреждение руководствуется в своей деятельности,  в том числе,  приказами Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края и его правопреемника - Министерства лесного хозяйства Красноярского края.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях лесничества состава нарушения ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции», ввиду отсутствия его  вины в вышеуказанных действиях, связанных с привлечением субподрядчика  к выполнению работ, а также с реализацией заготовленной древесины.

Статья 16 Федерального закона «О защите конкуренции»  устанавливает запрет  на соглашения между органами государственной власти и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения могут привести,  в том числе   к ограничению конкуренции.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Учитывая, что договоренность  может иметь место только при множественности лиц, наличие  действий одного лица, не может свидетельствовать о  достижении антиконкуретного соглашения и, соответственно, о наличии состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного  статьей 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

Вместе с тем, Комиссия Красноярского УФАС в ходе рассмотрения дела № 122-16-16  в действиях Министерства лесного хозяйства (правопреемника Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края) установила признаки нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся  в отсутствии в акте  - Приказе  № 167-од от 14.09.2016  порядка отбора контрагента при реализации переработанной древесины.

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Вместе с тем, в рамках рассмотрения дела   Министерством лесного хозяйства Красноярского края представлены доказательства устранения допущенного нарушения, а именно издан акт – Приказ № 495-од от 03 мая 2017 года, регламентирующий  процедуру реализации заготовленной  древесины, в  том числе древесины,  прошедшей процессы обработки,  отвечающий принципам прозрачности и обеспечивающую принцип равного доступа всем хозяйствующим субъектам на рынок заготовки и реализации древесины,   что соответствует целям и принципам антимонопольного законодательства.

Таким образом, на момент вынесения решения признаки нарушения статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» Министерством лесного хозяйства Красноярского края устранены, ввиду чего отсутвует необходимость в выдаче предупреждения в порядке статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции»; в действиях ответчиков отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, что является основанием для прекращения рассмотрения дела в соответствии с  пунктом  1 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции». 

Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о наличии  основания для прекращения производства по делу, предусмотренного   пунктом  1 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции.

 На основании изложенного Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

На основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона  «О защите конкуренции»  производство по делу № 122-16-16,  возбужденному в отношении  Красноярского государственного бюджетного учреждения «Емельяновское лесничество» и общества с ограниченной ответственностью «Крайлес» по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившимся  в заключении антиконкурентных соглашений, связанных с заключением договоров купли-продажи древесины: № 36 от 02.06.2016, № 44 от 11.07.2016 и № 63 от 17.10.2016 без проведения публичных процедур, предусмотренных Порядком заключения договоров купли-продажи заготовленной древесины краевыми государственными бюджетными учреждениями – лесничествами при выполнении работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений в рамках исполнения государственного задания, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края № 1/219-од от 20.05.2016,   прекратить в связи с отсутствием (неподтверждением факта нарушения) в действиях ответчиков нарушения статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном  статьями 23 и 52 Федерального закона «О защите конкуренции». 

 

 

Председатель Комиссии

                                                                                            Е.В. Капсудин

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

Ю.В. Фомушкина

 

М. А. Дударева                                                                                               

 

 

Согл. Фомушкина Капсудин

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны