Решение б/н РЕШЕНИЕ №127-14-12 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ОАО «Вимм-Билль-Данн»

 

127591, г. Москва,

Дмитровское шоссе, 108

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия  человека по Красноярскому краю

 

660040, г. Красноярск,

ул. Каратанова, 21

 

Федеральное бюджетное учреждение

здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае»

 

660100, г. Красноярск,

ул. Сопочная, 38

 

 

РЕШЕНИЕ

«26» июля 2012 года                                                                                                           г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на заседании Комиссии  13 июля  2012 года. В полном объеме решение изготовлено 26 июля 2012 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, Денк В.А., начальник отдела антимонопольного контроля, Амосова Е.В., ведущий специалист-эксперт  отдела антимонопольного контроля,  рассмотрела дело № 127-14-12, возбужденное по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Вимм-Билль-Данн»  пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).

Дело рассмотрено с участием:     

 

Рассмотрев материалы дела, Комиссия отмечает следующее.

В Красноярское УФАС России поступило обращение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия  человека по Красноярскому краю (далее – Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю) (исх. № ДВ-30094 от 18.11.2011, вх. № 20134 от 18.11.2011)  с просьбой принять меры к поставщикам пищевых продуктов и продовольственного сырья.

При рассмотрении указанного обращения были  получены материалы проверок, проведенных Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю. Как следует из представленных материалов, Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю 25 июля 2011 года была проведена проверка общества с ограниченной ответственностью «Красноярский молочник». При проведении проверки было установлено, что образец сметаны 20 % «Веселый молочник», изготовленный 24.06.2011 ОАО «Вимм-Билль-Данн», не отвечает требованиям безопасности по микробиологическим показателям: в 1 г продукта обнаружено КОЕ дрожжей 5,3×102 при регламентированном показателе – не более 50 КОЕ дрожжей в 1 грамме продукта.

Данное нарушение является нарушением требований технического регламентов: пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и пункта 2 приложения № 4 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

Согласно статье 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли, или могут нанести вред их деловой репутации.

Как следует из пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

На основании приказа от 24 апреля 2012 года № 218 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела   № 127-14-12  по  признакам  нарушения  антимонопольного  законодательства» в отношении ОАО «Вимм-Билль-Данн»  возбуждено настоящее дело.

При рассмотрении дела Комиссией было установлено следующее.

25 июля 2011 года Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю был составлен акт проверки № 2111. Как следует из указанного акта, на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Куркатова С.В. от 15 июня 2011 года № 3306 по адресу: г. Красноярск, ул. Брянская, 280 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Красноярский молочник».

При проведении проверки было установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Красноярский молочник» осуществляет деятельность на основании Устава, утвержденного Решением № 2 Учредителя ООО «Красноярский молочник» от 24.12.2010 г.

Представлено свидетельство о государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Красноярский молочник» (ООО «КМ») серия <...> зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1092468027300 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 23 по Красноярскому краю.

ООО «Красноярский молочник» осуществляет деятельность по приему, кратковременному хранению и транспортировке молока и молочной продукции по государственному контракту в предприятия социальной сферы (смотреть приложение № 2).

Хранение молока и молочной продукции осуществляется в
холодильной камере общей площадью 104,1 кв.м. по адресу: г. Красноярск,
ул. Брянская, 280; представлен договор аренды нежилого помещения
№ 49 от 01.01.2011 г., заключенный с ООО «Град». Согласно показаниям
термометра, установленного в холодильной камере, температурный режим
хранения молока и молочной продукции соблюдается – температура внутри камеры составляет + 3 градуса Со.

Хранение пищевых продуктов в складе (холодильной камере) осуществляется на стеллажах, изготовленных из материалов, плохо поддающихся мойке и дезинфекции (стеллажи выполнены их необструганного дерева, шероховатые), что является нарушением п. 7.8. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

В нарушение п. 10.1 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемеологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» помещение склада не содержится в чистоте (полы со следами молочных подтеков).

В организации торговли отсутствует запас моющих и дезинфицирующих средств, что    является нарушением  п. 10.7. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

На территории арендуемого склада для сбора мусора установлены контейнеры с крышками, вывоз мусора производится за счет арендодателя по договору № 1-01-546 от 22.10.2009 г. (пролонгируется), заключенному с ООО «Вторичные ресурсы Красноярск».

Мероприятия по проведению работ по дезинфекции и дератизации ежемесячно предусмотрены ООО НПФ «Дерате» по договору № 468/09 от 01.01.2009 г. Представлено платежное поручение № 89 от 05.05.2011 г., подтверждающее проведение мероприятий по данному договору.

В связи с графиком отгрузки продукции в ночное время (с 5:00 часов) на момент проведения проверки на хранении находилось всего 8 партий пищевых продуктов.

В ходе досмотра пищевых продуктов документы, подтверждающие происхождение, качество и безопасность представлены в полном объеме, маркировка продукции выполнена в соответствии с требованиями ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 36 Федерального закона от 24 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

Собственные транспортные средства отсутствуют. Представлен договор транспортной экспедиции № 4 от 01.01.2010 г., заключенный с ИП Порчхидзе Тимуром Нодаровичем. В соответствии с п.п. 11.4., 11.10 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» для транспортировки пищевых продуктов используется специализированный охлаждающий транспорт марки ГАЗЕЛЬ, гос. помер К518 AM, дезинфекция которого проводится в установленном порядке с периодичностью 1 раз в месяц (санитарные паспорта с отметками о проведении дезинфекции транспортных средств представлены).

Рабочие места оператора, маркетолога и администрации располагаются в отдельном административном корпусе. Для соблюдения правил личной гигиены персоналом в данном корпусе имеется санузел с оборудованной умывальной раковиной и централизованным подключением к городским сетям водоснабжения и канализации. Раковина обеспечена моющим средством, полотенцем.

В организации торговли не организован производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, программа производственного контроля не представлена, отсутствует – нарушение п. 14.1  СП 2.3.6.1066-01  «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», п. 1.5СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Также не организован производственный контроль за соблюдением требований Федерального закона от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», программа производственного контроля, утвержденная в установленном порядке не представлена, отсутствует - нарушение ст. 20 Федерального закона от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

Погрузочно-разгрузочные работы выполняют водители-экспедиторы. Представлены их личные медицинские книжки с отметками о своевременном прохождении медицинских осмотров и профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (Петровым В.В. медосмотр пройден 02.02.2011 г., профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация 25.01.2011 г., Белоноговым Е.С. медосмотр пройден 18.02.2011 г., профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация 18.02.2011 г.).

В нарушение п. 13.1 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» руководителем организации торговли (директором ООО «КМ» Скоробогатовым И.А.) не пройден курс гигиенической аттестации, личная медицинская книжка с отметкой о прохождении курса гигиенической аттестации не представлена.

В соответствии с п. 11.2. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» водители-экспедиторы работают в спецодежде. Однако в нарушение п. 14.1. СП 2.3.6.1066-01
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» руководителем организации торговли не организована централизованная стирка санитарной одежды, документы, подтверждающие проведение стирки санитарной одежды не представлены, отсутствуют (стирка спецодежды
производится персоналом в домашних условиях).

При проведении внеплановой выездной проверки произведен отбор трех проб молочной продукции для проведения лабораторных исследований на соответствие требованием Единых санитарно-эпидемиологических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю по микробиологическим показателям, что также зафиксировано протоколом о взятии проб (образцов) от 28 июня 2011 года):

- ряженка торговой марки «Веселый молочник», 2,5 %, 475 г., дата изготовления 23.06.2011 г. срок годности 07.07.2011 производства ОАО «Вимм-Билль-Данн» г. Назарово Красноярского края;

- продукт кисло-молочный «Снежок сладкий» торговой марки «Веселый молочник», 475 г., дата изготовления 22.06.2011 г. срок годности 06.07.2011 производства ОАО «Вимм-Билль-Данн» г. Назарово Красноярского края;

- сметана торговой марки «Веселый молочник» 20 %, 400г, дата изготовления 24.06.2011 срок годности 08.07.2011 производства ОАО «Вимм-Билль-Данн» г. Назарово Красноярского края.

Экспертным заключением  Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» № 5537 от 20 июля 2011 года было установлено, что  образец сметаны 20 % «Веселый молочник», даты изготовления 24.06.2011 г., сроком годности 08.07.2011 г., отобран в организации торговли ООО «Красноярский молочник» по адресу: г. Красноярск, ул. Брянская, 280 специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Дородных Н.Е. 28.06.2011 г. в 13-20 часов при производстве по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении ООО «Красноярский молочник».

Вышеуказанный образец исследовался по микробиологическим показателям, предусмотренными Федеральным законом от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», Федеральным  законом РФ от 22.07.2010 г. № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) № 299: молочнокислые микроорганизмы, дрожжи, плесени, S. Aureus, БГКП (колиформы), патогенные, в том числе сальмонеллы.

Согласно протоколу лабораторных испытаний № 101-705 от 04.07.2011, выданного испытательным лабораторным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» образца - сметаны 20 % «Веселый молочник», даты изготовления 24.06.2011 г., сроком годности 08.07.2011 г. по ТУ 9222-058-052-68997-09 молочнокислые микроорганизмы, КОЕ в 1 г составляют 1,1x108 при допустимом уровне >1,0х107, дрожжи, КОЕ в 1 г составляют 5,3x102 при допустимом уровне 50; плесени, КОЕ в 1 г составляют < 10, допустимый уровень 50; S. Aureus в 1, 0 г не допускается, по результатам испытаний – не обнаружены; БГКП (колиформы)  в 0,001 г не допускается, по результатам испытаний – не обнаружены, патогенные, в том числе сальмонеллы в 25 г не допускаются, по результатам испытаний не обнаружены, что не соответствует требованиям приложения № 2, п. 2.2.15 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) № 299.

Постановлением № 2489 от 1 сентября 2011 года  по делу об административном правонарушении ООО «Красноярский молочник» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившемся во введении в оборот пищевых продуктов, не соответствующих гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям.

Согласно уставу ОАО «Вимм-Билль-Данн» основной целью общества является получение прибыли. Предметом деятельности общества является хозяйственная деятельность посредством объединения финансовых ресурсов акционеров общества с целью удовлетворения общественных потребностей в товарах народного потребления и производственно-технического назначения (в первую очередь – в продуктах питания, молочных продуктах, соках и напитках), получения прибыли в интересах акционеров, достижения положительного социального эффекта, удовлетворения социальных потребностей работников общества и благотворительность.

Для достижения поставленных целей общество осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности: производство и реализация молочных и кисломолочных продуктов, производство и реализация продуктов питания, соков и напитков, производство и реализация продуктов детского питания, диетических и кондитерских изделий, производство и реализация полуфабрикатов и продуктов, полностью готовых к употреблению.

Общество не согласилось с вменяемыми правонарушениями по обстоятельствам, изложенным в отзыве.

В своем отзыве ОАО «Вимм-Билль-Данн» указало на то, что сметана 20% «Веселый молочник», произведенная 24.06.2011, была изготовлена согласно «Технологическому регламенту на сметану с массовой долей жира 15%; 20%». Данная сметана соответствовала по всем показателям Техническим условиям (ТУ) 9222-058-05268977-04. На данное ТУ выдан Сертификат соответствия по обязательной сертификации продукции. Указанная сметана была проверена лицензированной лабораторией «Вимм-Билль-Данн» на содержание БГКП, плесеней, дрожжей и пр.

Кроме того, было указано на то, что по спорному продукту никаких претензий от третьих лиц, включая контролирующие органы, в адрес ОАО «Вимм-Билль-Данн»  не поступало. Хранение продукции происходит на складе с соблюдением температурного режима, отгрузка продукции происходит в транспортные средства, имеющие удовлетворительное санитарное состояние и оборудованные рефрижераторными установками. Весь персонал, обслуживающий процесс производства на филиале, погрузки и выгрузки продукции проходит специальное обучение, медицинское обследование и имеет санитарные книжки.

Также было указано на то, что на сметану 20 % «Веселый молочник» имеется протокол испытаний № 41-293 от 21 июня 2011 года, выданный «Центром гигиены и эпидемиологии по Красноярскому краю» филиал в городе Назарово. В соответствии с указанным протоколом лабораторных испытаний выпускаемая ОАО «Вимм-Билль-Данн» сметана полностью соответствует требованиям нормативной технической документации.

На основании вышеизложенного, по мнению ОАО «Вимм-Билль-Данн», на производстве «Назаровское молоко» филиал ОАО «Вимм-Билль-Данн» объективно не могло возникнуть выявленного Роспотребнадзором нарушения Технического регламента, выразившегося в превышении дрожжей в продукте сметана 20 % «Веселый молочник» даты производства 26.06.2011. Данные нарушения могли произойти только вследствие неправильного хранения продукции Покупателем – ООО «Красноярский молочник».

К участию в рассмотрении дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, были привлечены Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю и федеральное бюджетное учреждение Здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» (далее – ФБУ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае»).

От Управления Роспотребнадзора  по Красноярскому краю были получены письменные пояснения, из которых следовало,  что при проведении внеплановой выездной проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью «Красноярский молочник» 28.06.2011 г. были выявлены нарушения, послужившие основанием для отбора проб молочной продукции (в т.ч. пробы сметаны с массовой долей жира 20 %,  1/400 г, изготовленной 24.06.2011 г, ОАО «Вимм-Билдь-Данн», г. Назарово Красноярского края, ул. Арбузова, 6, срок годности до 08.07.2011 г.), находящейся на хранении в холодильной камере ООО «Красноярский Молочник» по адресу; г. Красноярск, ул. Брянская, 280, а именно:

-п. 1,4. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», ст. 20 Федерального закона от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» - в организации торговли не организован производственный контроль за соблюдением требований Федерального закона от П.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (не представлена (не разработана) программа производственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 12.06,2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию») при реализации молока и молочной продукции;

- п. 14.1. СП 2.3.6,1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», п. п. 1.5., 2.1. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» - в организации торговли не осуществляется производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, программа производственного контроля не представлена, отсутствует;

- п.п. 13.1., 14.1. - не представлена личная медицинская книжка с отметкой о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации руководителем организации торговли - директором ООО «Красноярский молочник» И.А. Скоробогатовым,

Отсутствие программы производственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, отсутствие у руководителя организации торговли специальных познаний (профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация руководителем не пройдена) могло привести к ненадлежащему контролю за условиями хранения молочной продукции, в т.ч. за температурными условиями хранения, при которых изготовителем гарантируется качество и безопасность до окончания срока годности продукта.

Не исключено, что выявленные нарушения могли стать причиной увеличения в исследуемом образце сметаны КОЕ дрожжей (в организации торговли ООО «Красноярский молочник» сметана хранилась сутки - получена по товарной накладной № 21519 от 27,06,2011 г., отбор проб произведен 28,06.2011 г.).

Относительно проведения проверки в отношении ОАО «Вимм-Билль-Данн» было указано на то, что проверка общества не проводилась.

Представитель ФБУ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в ходе заседания Комиссии пояснила, что представить запрошенные документы не представляется возможным в связи с увольнением эксперта. Однако указала на то, что поскольку рассматриваемый в настоящем деле образец сметаны был герметично упакован, в проверяемой организации соблюдался температурный режим хранения, то выявленные нарушения могли стать следствием как действий производителя – ОАО «Вимм-Билль-Данн», так и  покупателя – «Красноярский молочник». В связи с тем, что  Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю проверка производителя - ОАО «Вимм-Билль-Данн» не проводилась, в настоящий момент установить причину увеличения количества дрожжей не представляется возможным.

Комиссия, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Представленный ОАО «Вимм-Билль-Данн» протокол лабораторных испытаний № 141-293 от 21 июня 2011 года не может подтверждать качество сметаны, произведенной 24 июня 2011 года. Также Комиссией отклоняется довод, заявленный представителем ОАО «Вимм-Билль-Данн» о том, что ООО «Красноярский Молочник» не соблюдался температурный режим хранения, поскольку данный довод опровергается актом проверки ООО «Красноярский Молочник». В связи с тем, что в настоящее время, в связи с непроведением проверки ОАО «Вимм-Билль-Данн»  не представляется возможным установить субъекта, а также субъективную сторону нарушения пункта 2  части 1  статьи 14 Федерального закона» Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 127-14-12  о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Вимм-Билль-Данн» в связи с невозможностью установления субъекта и субъективной стороны нарушения пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», а следовательно, в связи  с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

 

Председатель Комиссии                                                                                                         Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии                                                                                                                        В.А. Денк

 

   Е.В. Амосова

Согласовано: Денк

Связанные организации

Связанные организации не указаны