Решение б/н Решение по делу № 024/07/3-2909/2020 от 5 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение №024/07/3-2909/2020

 

«5» ноября  2020 года                                                                                  г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе: (далее – Комиссия), рассмотрев  в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон)  жалобу ООО «СтройСитиГрупп» на действия организатора закупки – ПАО «Россети Сибирь» при проведении  запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства,  на право заключения договора на комплексное обследование состояния ВЛ 35-110 кВ филиала ПАО «Россети Сибирь»-«Кузбассэнерго-РЭС» для нужд филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго - РЭС» (извещение № 32009558990)  (далее - закупка), установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России 19.10.2020 поступила жалоба ООО  «СтройСитиГрупп»  на действия организатора закупки, выразившиеся в подготовке закупочной документации с нарушениями.

Красноярское  УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона в адрес подателя жалобы, организатора закупки направило уведомление о поступлении  жалобы.

В рассмотрении жалобы приняли участие представители организатора закупки Сморогон Д.А. (доверенность от 20.10.2018 №00/223), Лазарева Ю.В. (доверенность от 10.12.2018 №00/210).

Согласно доводам жалобы, закупочная документация содержит следующие недостатки:

- в извещении отсутствует предоставление приоритета, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2015 №925;

- закупочная документация содержит ссылку на несуществующее  Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2015 №925;

- в закупочной документации отсутствует требование о наличии у участников закупки членства в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий;

- в закупочной документации установлен неправомерный запрет на привлечение субподрядных организаций;

- в предмет закупки не входят работы, выполнение которых осуществляется с помощью электролаборатории, тогда как в закупочной документации есть требование о наличии у участника закупки свидетельства Ростехнадзора о регистрации Электролаборатории;

- закупочная документация неправомерно требует свидетельство о регистрации электролаборатории по месту регистрации участника закупки;

- закупочная документация содержит неправомерный запрет на привлечение электролаборатории в качестве подрядной организации, а также запрет на аренду такой электролаборатории.                                                                                                    

Представители организатора закупки с доводами жалобы не согласились, указав на подготовку закупочной документации и извещения о закупке в соответствии с требованиями законодательства, Положения о закупках.

Комиссия Красноярского УФАС России,   рассмотрев представленные документы и сведения, документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», установила следующее.

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с  требованиями Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),  Положением о закупках, утвержденном в соответствии с части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Требования к содержанию извещения о закупке и закупочной документации содержатся в частях 9, 10 статьи 4 Закона о закупках соответственно. Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке, закупочная документация размещаются в единой информационной системе. Извещение о закупке в единой информационной системе в  виде прикрепленного документа не размещено (содержатся только сведения на интерфейсе единой информационной системы). При этом данное бездействие организатора закупки подателем жалобы не обжалуется, в связи с чем, в силу части 13 статьи 3 Закона о закупках оценка данному бездействию  комиссией Красноярского УФАС России не дается.

Согласно пункту 9 части 9 статьи 4 Закона о закупках извещение помимо перечисленных в указанной норме сведений должно содержать информацию, предусмотренную Положением о закупках.

Требования к содержанию извещения содержатся в части 7.4.2 Положения о закупках.

Пункт «к» части 7.4.2 Положения о закупках предусматривает указания в извещении сведений о предоставлении приоритетов товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами в случае их предоставления, об установлении особенности осуществления, проведения отдельных закупок в случае их установления.

При этом, статья 3.4 Закона о закупках обязывает проведение закупок для субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме, а часть 5.3.2 Положения о закупках указывает, что Правила и процедуры проведения закупки в электронной форме устанавливаются регламентом (положением) работы электронных площадок с учетом требований, установленных действующим законодательством. Пункт 12.4 Регламента АО «Единая электронная торговая площадка» для закупок, участниками которых могут  быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, устанавливает, что  данные, указанные в структурированном виде извещения, являются частью документации о закупке. Анализ закупочной документации, размещенной в единой информационной системе показывает, что все предусмотренные частью 9 Закона о закупках, частью 7.4.2 Положения о закупках для указания в извещении сведения содержатся в размещенной в единой информационной системе закупочной документации.

Так часть 1.7.1 закупочной документации содержит следующие сведения: «Приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами предоставляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925-ПП (далее - Приоритет) в случае если Заказчиком в пункте 23 части II «Информационная карта закупки» установлена такая возможность».

Пункт  23 информационной карты закупки устанавливает  «приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами предоставляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2015 № 925-ПП в порядке, установленном документацией о закупке.

В частях 6.6.2, 7.5.4 закупочной документации также упоминается Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925-ПП.

В связи с этим указание в пункте 23 информационной карты закупочной документации на Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2015 № 925-ПП является технической ошибкой в части года принятия правового акта, не могущего ввести в заблуждение участников закупки и закупочную комиссию. Из содержания жалобы также следует, что податель жалобы не был введен в заблуждение о нормативном акте, в соответствии с которым закупочной документацией установлен приоритет товарам российского происхождения.

Пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункт «з» части 7.4.4 Положения о закупках предусматривают указание в закупочной документации требований к участникам закупки. Типовые требования к участникам закупки перечислены в приложении 2 к Положению о закупках и в приложении 1 к приложению 2 Положения о закупках. Одним из таких требований является наличие разрешительных документов в случаях, предусмотренных законодательством, в подтверждение которым в заявке должны быть представлены в т.ч. копии разрешительных документов, включая приложения с указанием разрешенных видов деятельности, подтверждающих право участника на выполнение работ/оказание услуг (лицензии, сертификаты, разрешения, свидетельства и т.п.); при выполнении работ по строительству/ проектированию/инженерным изысканиям: выписка из реестра членов саморегулируемой организаций, по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58, действующая на дату окончания подачи заявок.

Из предмета закупки и требований к участникам закупки, содержащимся в закупочной документацией следует, что предметом закупки является выполнение работ, не требующих от участника каких – либо разрешительных документов, участие участников закупки в каких-либо саморегулируемых организациях. Из условий Положения о закупках следует, что установление/неустановление таких требований является зоной ответственности организатора закупки и его риски признанием победителем закупки, не имеющим соответствующих разрешительных документов в случае отсутствия в закупочной документации требований по их представлению в составе заявки или при заключении договора по результатам закупки. В отсутствие в Законе о закупках, Положении о закупках условий об обязательном установлении к участникам закупки требований об их соответствии  требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к деятельности, являющейся предметом закупки, непредъявление таких требований в закупочной документации не может являться нарушением Закона о закупках, Положения о закупках. В связи с этим отсутствие в закупочной документации требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий не является нарушением Закона о закупах, Положения о закупках.

Согласно части 16 Приложения 1 к информационной карте закупочной документации, пункту 3.1 проекта договора участник закупки должен выполнить работы лично, без привлечения субподрядчиков.

Данное условие выполнение работ, являющихся предметом закупки, не противоречит статье 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, является правомерным согласно части 7   Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,  утвержденного  Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018. Необходимо отметить, что часть 17 Приложения 1 к информационной карте позволяет участвовать в закупке коллективным участникам.

Услуги же, в силу статьи 780 Гражданского кодекса Российской Федерации,  должны по общему правилу оказываться лично  (иное может быть предусмотрено договором).

      Во исполнение требований пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта «з» части 7.4.4 Положения о закупках, приложения 1 к приложению 2 Положения о закупках, в закупочной документации  (  пункт 6 приложения 2 к информационной карте закупочной документации) установлено, что  участника закупки должно быть:

1. Наличие Свидетельства Ростехнадзора о регистрации Электролаборатории с Перечнем разрешенных видов испытаний измерений и проверок. В число разрешенных видов работ должны быть включены:

- Испытание и измерение системы молниезащиты высоковольтных энергетических объектов, зданий и сооружений;

- Испытание и измерение заземляющих устройств энергетических объектов;

- Испытание и измерение элементов ВЛ;

Свидетельство о регистрации электролаборатории должно быть зарегистрировано в территориальных управлениях Ростехнадзора по месту регистрации юридического лица – собственника электролаборатории на Участника закупки.

Привлечение электролаборатории в качестве подрядной организации, а также на правах аренды не допускается.

2. Наличие Свидетельства об аттестации лаборатории неразрушающего контроля. В область аттестации должно быть включено согласно ПБ 03-440-02:

- Оборудование (объекты) аттестации - Здания и сооружения (11);

- Оборудование электроэнергетики (12);

- Виды (методы) неразрушающего контроля

-  визуальный и измерительный контроль; ультразвуковой контроль; тепловой контроль.

       В подтверждение указанному требованию в заявке представляется:

       1. Свидетельство Ростехнадзора о регистрации Электролаборатории с Перечнем разрешенных видов испытаний измерений и проверок.

     2. Свидетельства об аттестации лаборатории неразрушающего контроля.

     Техническое задание закупочной документации (часть 5.4) предусматривает, что результатом работ, являющихся предметом закупки, является в т.ч. подготовка заключения о состоянии обследуемой воздушной линии электропередачи.

Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденные Приказом Минэнерго России №229 от 19.06.2003 (пункт 2.2.1) обязывают привлекать специализированную организацию для обследования сооружений. Такой специализированной организаций организатор закупки, со ссылкой на перечень соответствующих правовых актов, считает организацию, имеющую право выдачи заключения о состоянии обследуемой воздушной линии электропередачи. Данным правом обладает электролаборатория с перечнем  разрешенных видов испытаний, измерений и проверок.

Этим обстоятельством вызвано установление  в закупочной документации вышеуказанных, не противоречащих действующему законодательству, требований к участникам закупки.

Пункт 7 Методических рекомендаций Ростехнадзора о порядке допуска в эксплуатацию электроустановок для производства испытаний, предусматривает, что оформление регистрационного свидетельства для допуска в эксплуатацию электроустановок для производства испытаний – электролабораторий  производится в территориальном управлениями по месту регистрации юридического лица. В связи с этим рассматриваемые требования закупочной документации основаны на правовых актах, регулирующих отношения в области испытаний электрооборудования.

Установленный закупочной документацией запрет на привлечение субподрядных организаций, правомерность которого была оценена комиссией Красноярского УФАС России выше, корреспондирует с запретом на привлечение электролаборатории в качестве подрядной организации или на основании аренды, что также свидетельствует о непротиворечии требованиям действующего законодательства по установлению касающегося электролаборатории запрета.

Принимая во внимание  изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА

признать жалобу необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

 

Решение  может  быть  обжаловано  в суд или в арбитражный суд в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны