Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ № 133 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОД... от 24 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                         ОАО АКБ «ЮГРА»

 

ул. Победы, 8/1, г. Мегион,

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, 

Тюменская область, 628682

 

филиал ОАО  АКБ «ЮГРА» в г. Красноярске

 

ул. Судостроительная, 101,

г. Красноярск, 660012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 133 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«26» июня  2014 года                                                                                                              г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, Харченко О.П., члены Комиссии: Горбачева П.И. – специалист-эксперт отдела информатизации и контроля рекламы, Романова О.А. – государственный инспектор аналитического отдела, на основании своего решения от 26 июня 2014 года по делу № 133 о признании ненадлежащей рекламы распространяемой открытым акционерным обществом акционерный коммерческий банк «ЮГРА» (628682, Тюменская область, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, г. Мегион, ул. Победы, 8/1) (далее –                ОАО АКБ «ЮГРА») и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального Закона №38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО АКБ «ЮГРА» в течение 10 дней с момента получения настоящего предписания осуществить действия, направленные на прекращение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в части нарушения требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. ОАО АКБ «ЮГРА» представить в течение 5 дней с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания  в Красноярское УФАС России доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе Российской Федерации.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Красноярское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

     О.П. Харченко

 

 

Члены Комиссии

 

     П.И. Горбачева

 

 

 

   

     О.А. Романова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Романова Олеся Александровна

(391) 211-18-30

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                         ОАО АКБ «ЮГРА»

 

ул. Победы, 8/1, г. Мегион,

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, 

Тюменская область, 628682

                                                    <…>

филиал ОАО  АКБ «ЮГРА» в г. Красноярске

 

ул. Судостроительная, 101,

г. Красноярск, 660012

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 133

 

«26» июня 2014 года                                                                                                 г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена 25.06.2014.

В полном объеме решение изготовлено 26.06.2014.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления - Харченко О.П., члены Комиссии: Горбачева П.И. – специалист-эксперт отдела информатизации и контроля рекламы, Романова О.А. – государственный инспектор аналитического отдела, рассмотрев дело № 133 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения открытым акционерным обществом акционерный коммерческий банк «ЮГРА» (628682, Тюменская область, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, г. Мегион,                    ул. Победы, 8/1) (далее – ОАО АКБ «ЮГРА») рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28  Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ (далее – Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии представителя ОАО АКБ «ЮГРА» по доверенности №223 от 16.06.2014 <…>,

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе наблюдения за соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») 14.03.2014 сотрудниками Красноярского УФАС России было выявлено распространение наружной рекламы финансовых услуг с использованием рекламной конструкции, расположенной возле здания по адресу: г.Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 60, следующего содержания: «БАНК ЮГРА…Основан в 1990 году…ИПОТЕКА…По стандартам АИЖК…8 800 5555 797.. www.jugra.ru…от 9,1%*» (далее - Реклама). Реклама размещена на прямоугольной рекламной конструкции (3мх6м), расположенной вдоль проезжей части пр. Красноярский рабочий. Также в нижней части рекламного поля содержится информация, которая изображена значительно более мелким шрифтом.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это             информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на  привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание  интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с современным экономическим словарем, ипотечный кредит – это долгосрочные ссуды, предоставляемые банками под залог недвижимости: земли, производственных и жилых зданий, сооружений. Ипотечный жилищный кредит позволяет заемщику получить в пользование жилье, оплатив относительно небольшую часть стоимости долга банку и внося процент за предоставленный кредит. Однако при этом собственником жилья остается банк вплоть до полного возврата кредита, в связи с чем оно становится объектом залога. При невозможности возврата ипотечного жилищного кредита заемщик вынужден освободить жилье, но ему возвращается оплаченная часть ипотечного кредита без возврата выплаченных ранее процентов.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание содержание Рекламы, размещённой на рекламной конструкции, указанная Реклама является рекламой финансовых услуг.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе» Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из таких условий.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рассматриваемой Рекламе крупным шрифтом сообщаются только одно условие оказания финансовой услуги, в то время как остальные условия оказания финансовой услуги представлены значительно более мелким шрифтом в нижней части рассматриваемой Рекламы. Таким образом, потребители рекламы не имеют возможности ознакомится с указанными сведениями обычным образом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации. Следовательно, условия, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, изображены таким способом, что данная информация оказывается нечитабельной и не воспринимается потребителями рекламы. В результате чего потребители имеют возможность войти в заблуждение относительно условий финансовой услуги, предлагаемой ОАО АКБ «ЮГРА» в Рекламе.

Таким образом, рассматриваемая Реклама нарушает требования части 7 статьи 5 и пункта 2  части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем рассматриваемой Рекламы является ОАО АКБ «ЮГРА».

По данному факту 05.05.2014 Красноярским УФАС России возбуждено дело            № 133 по признакам нарушения требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28   Федерального Закона  «О рекламе» в отношении ОАО АКБ «ЮГРА».

Определение о возбуждении дела (исх. № 7645 от 05.05.2014) было направлено в адрес ОАО АКБ «ЮГРА»  заказным письмом с уведомлением. В назначенное время представитель ОАО АКБ «ЮГРА»  по доверенности №307 от 27.11.2013 <…>, на рассмотрение дела № 133 явился. Запрошенные определением о возбуждении дела документы и сведения представлены не в полном объеме, а именно, не представлены сведения об условиях предоставления финансовой услуги, указанной в Рекламе, с приложением надлежащим образом заверенных копий подтверждающих документов, а также сведения о территории распространения рассматриваемой Рекламы.

Исследовав материалы дела,  Комиссия установила, что принятие законного и обоснованного решения по делу №133 в данном заседании невозможно в связи с  необходимостью получения дополнительной информации, ввиду чего, Комиссия определила рассмотрение дела № 133 отложить.

Определение об отложении рассмотрения дела № 133 и продлении срока его рассмотрения (исх. № 9563 от 28.05.2014) было направлено в адрес ОАО АКБ «ЮГРА» заказным письмом с уведомлением. В назначенное время представитель                            ОАО АКБ «ЮГРА» по доверенности № 223 от 16.06.2014 <…> на рассмотрение дела № 133 явился. Запрошенные определением об отложении рассмотрения дела № 133 и продлении срока его рассмотрения документы и сведения представлены.

В ходе рассмотрения дела представитель ОАО АКБ «ЮГРА» по доверенности                       № 223 от 16.06.2014 <…> позицию, изложенную директором филиала                            ОАО АКБ «ЮГРА» <…> в письменных пояснениях по делу № 133 поддержала.

Согласно свидетельству Федеральной налоговой службы, ОАО АКБ «ЮГРА»  зарегистрировано в качестве юридического лица 07.10.1996 г. за основным государственным регистрационным номером 1028600001770.

Устав ОАО АКБ «ЮГРА» согласован начальником Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Тюменской области <…> 25 февраля 2013 года, утвержден внеочередным Общим собранием акционеров, протокол №2 от 29 ноября 2012 года.

В результате изучения материалов дела Комиссия Красноярского УФАС России установила, что 31 января 2013 года между ОАО АКБ «ЮГРА» и ООО «Смарт-вью» был заключен договор № 31.01.13/01 (далее – Договор), согласно которому                           ОАО АКБ «ЮГРА» поручает, а ООО «Смарт-вью» принимает на себя выполнение комплекса работ и услуг по проведению рекламных кампаний, предусмотренных Договором. Согласно Приложению № 164 к Договору от 31.01.2013 (далее – Приложение) ОАО АКБ «ЮГРА» поручает ООО «Смарт-вью» выполнить мероприятие по заключению и исполнению договоров, направленных на размещение рекламных материалов                    ОАО АКБ «ЮГРА» в городе Красноярске согласно адресам размещения, указанным в Приложении.

В материалах дела № 133 имеются письменные пояснения директора филиала                            ОАО АКБ «ЮГРА» в г. Красноярск <…>, из которых следует что, исходя из понятия «реклама», реклама не может и не должна содержать весь объем информации, который может быть предоставлен клиенту банка по конкретной услуге, а лишь формирует его интерес и побуждает потребителя обратиться в соответствующую организацию за подробной информацией. Реклама ОАО АКБ «ЮГРА» размещалась на статичной рекламной конструкции, установленной в общедоступных местах, с возможностью длительного визуального контакта. По мнению директора филиала                            ОАО АКБ «ЮГРА» в г. Красноярск <…>, Федеральный Закон  «О рекламе» не содержит требований к размеру шрифта, которым должна быть выполнена реклама, не ставит его размер в зависимость от месторасположения, времени считывания и высоты расположения текста. Так как требования к размеру шрифта рекламы законодательно не установлены, соответственно размер рекламы, по мнению директора филиала                            ОАО АКБ «ЮГРА» в г. Красноярск <…>, в том числе шрифта, может быть различным.

Использование ОАО АКБ «ЮГРА» такого визуального приема, как неодинаковый размер шрифта размещаемой информации, когда размер букв крупного шрифта превышает размер букв мелкого шрифта, по мнению директора филиала                            ОАО АКБ «ЮГРА» в г. Красноярск <…>, не исключает возможность прочтения потребителем в конкретных условиях всего объема размещенной информации и не вводит потребителя в заблуждение. Шрифт своим размером обеспечивал нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части, а также возможность восприятия его содержания без специальных приспособлений.  ОАО АКБ «ЮГРА», в лице директора филиала  ОАО АКБ «ЮГРА» в г. Красноярск <…>, считает, что шрифт рекламы позволял каждому потребителю прочитать весь объем размещенной в рекламе информации. А так же сообщает, что жалоб от потребителей на размер шрифта рекламы не поступало.

Исследовав материалы дела №133, Комиссия пришла к следующим выводам.

Реклама, являющаяся предметом рассмотрения дела, размещалась на рекламной конструкции, расположенной вдоль проезжей части дороги, что является подтверждением того факта, что данная Реклама обращена, в том числе, к потребителям, двигающимся на автомобильном либо ином транспорте, которые не имеют возможности подойти на определенное расстояние к Рекламе, с которого становится возможным восприятие текста, изображенного мелким шрифтом. При этом Комиссия Красноярского УФАС России установила, что действующее законодательство не предусматривает обязанности потребителя осуществлять дополнительные действия, направленные на обеспечение возможности восприятия указанной в рекламе информации в полном объеме, в связи с тем, что реклама направлена на импульсивное восприятие потребителями.

Исходя из вышеизложенного, учитывая особенности размещения рекламы (месторасположение рассматриваемой Рекламы (на рекламной конструкции – щите, размещенном вдоль проезжей части дороги), ограниченное время считывания информации для потребителей, фактический мелкий размер шрифта, которым написаны остальные условия, влияющие на фактическую стоимость финансовой услуги, по сравнению со шрифтом основной, привлекательной для потребителя информации об услуге, высоту расположения текста, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что потребители Рекламы не имеют возможности ознакомиться с указанными сведениями обычным способом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Поскольку распространенная ОАО АКБ «ЮГРА» Реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя (минимальная процентная ставка), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

В результате изучения условий предоставления ОАО АКБ «ЮГРА» финансовой услуги, содержащейся в макете Рекламы, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что в Рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемой финансовой услуге, а именно, об условиях формирования процентных ставок, влияющих на стоимость услуги «ипотечный кредит» ОАО АКБ «ЮГРА».

Поскольку распространенная ОАО АКБ «ЮГРА» Реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя (процентная ставка по услуге «ипотечный кредит»), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Отсутствие в Рекламе какой-либо существенной части информации о продукте  приводит к искажению смысла Рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» реклама должна оцениваться по тому воздействию, которое она может оказать.

Учитывая вышеизложенное Комиссия Красноярского УФАС России установила, что в рассматриваемой Рекламе отсутствует существенная информация об условиях предоставления финансовой услуги ОАО АКБ «ЮГРА».

Отсутствие в Рекламе части существенной информации об условиях предоставления финансовой услуги ОАО АКБ «ЮГРА» приводит к искажению смысла Рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой, относительно итоговой стоимости финансовой услуги.

На основании вышеизложенного Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что рассматриваемая Реклама нарушает требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

Исследовав материалы дела № 133, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем рассматриваемой Рекламы является ОАО АКБ «ЮГРА».

На момент рассмотрения дела Комиссия Красноярского УФАС России не располагала информацией, подтверждающей тот факт, что нарушение требований части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального Закона «О рекламе»                                 ОАО АКБ «ЮГРА»  устранены.  

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

           1. Признать ненадлежащей Рекламу, распространенную ОАО АКБ «ЮГРА» (628682, Тюменская область, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, г. Мегион, ул. Победы, 8/1), поскольку она нарушает требования требований части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28   Федерального закона «О рекламе».

   2. В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдать ОАО АКБ «ЮГРА» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

            3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

     О.П. Харченко

 

 

Члены Комиссии

 

     П.И. Горбачева

 

 

 

   

     О.А. Романова

 

 

 

 

Романова Олеся Александровна

(391) 211-18-30

Связанные организации

Связанные организации не указаны