Решение б/н Решение по делу №135-10-11, возбужденному в отношении ОАО "М... от 12 декабря 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОАО «МРСК Сибири»
ул. Бограда, 144а, 

 г. Красноярск, 660021

 

 ООО «РСУ»

ул. Свободы, 2 «а», с. Замятино,

Емельяновский район,

Красноярский край, 663035

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

№135-10-11 от 07 июля 2011 года                                                                          г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 23 июня 2011 года. В полном объеме решение изготовлено 07 июля 2011 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Захаров В.М., руководитель управления, члены комиссии –  Баранова А.В., начальник правового отдела, Елькин П.Д., специалист-эксперт правового отдела, рассмотрев дело
№135-10-11, возбужденное в отношении  открытого акционерного общества «МРСК Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а) (далее – ОАО «МРСК Сибири», ответчик) по признакам нарушения  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»)

при участии в  заседании Комиссии:

от ОАО «МРСК Сибири»: <…>;

от ООО «РСУ»: <…>.

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступило заявление ООО «РСУ» (исх. №1 от 02.03.2011 вх.№3144 от 02.03.2011) на действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в нарушении сроков рассмотрения заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объект дорожного сервиса) расположенный по адресу <…>.

Приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю №249 от 03.05.2011 в отношении ОАО «МРСК Сибири» возбуждено дело №135-10-11 по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении сроков рассмотрения заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объект дорожного сервиса) расположенный по адресу: <…>.

Определением от 03.05.2011 рассмотрение дела назначено на 15:00 17.06.2011; у лиц, участвующих в деле запрошена информация.

17.06.2011 в рассмотрении дела №135-10-11объявлен перерыв до 10:00 23.06.2011, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено:

ООО «РСУ» зарегистрировано в качестве юридического лица ОГРН 1022402476645, ИНН/КПП 2465053400/246501001.

Согласно договору аренды №<…> от 14.09.2009 ООО «РСУ» арендует земельный участок из категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с кадастровым номером <…>, находящийся по адресу: <…>, под размещение объекта дорожного сервиса. Срок договора аренды участка установлен с 25.08.2009 по 25.08.2014 (пункт 2.1. договора).

17.09.2009 ООО «РСУ» подало в ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» заявку на осуществление технологического присоединения к электрической сети объекта дорожного сервиса расположенного по адресу: <…>. Заявка получена ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» 17.09.2009, о чем имеется соответствующая отметка (вх. №1351 ООРК от 17.09.2009). Максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя, указанная в заявке 5,5 кВт.

20.11.2009 ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» отказало ООО «РСУ» (исх. №217-21-1842 от 20.11.2009) в рассмотрении заявки на технологическое присоединение, мотивировалось это тем, что в месте размещения дорожного сервиса на принадлежащем ООО «РСУ» земельном участке, согласно поданной заявке, электрических сетей ОАО «МРСК Сибири» не имеется и их строительство не предусмотрено инвестиционной программой.

29.09.2010 подало в ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» очередную заявку на осуществление технологического присоединения к электрической сети объекта дорожного сервиса, расположенного по адресу: <…>. Заявка получена ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» 29.09.2010, о чем имеется соответствующая отметка (вх. №3686 ЦОИ от 29.09.2010). Максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя, указанная в заявке 5,8 кВт.

По состоянию на 02.03.2011 проект договора на технологическое присоединение или иной ответ от ОАО «МРСК Сибири» заявителем не получен.

02.03.2011 ООО «РСУ» обратилось в адрес Красноярского УФАС России с заявлением на действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в нарушении сроков рассмотрения заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объект дорожного сервиса) расположенный по адресу: <…>.

12.04.2011, после получения запроса антимонопольного органа о представлении информации (исх. №4480 от 31.03.2011), ООО «РСУ» был получен проект договора об осуществлении технологического присоединения №20.24.1507.11.

ОАО «МРСК Сибири» считает свои действия, выразившиеся в отказе от заключения договора на технологическое присоединение по заявке от 17.09.2009 правомерными по следующим основаниям:

- для присоединения объекта заявителя требовалось строительство ЛЭП-380 В от РУ-0,4 кВ ТП №67, данные мероприятия не были включены в инвестиционную программу филиала на 2008-2010 год. На момент подготовки письма от 20.11.2009 №217-21-1842 отсутствовала возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя к электросетевому хозяйству общества. В связи с подачей заявки  от 17.09.2009 на технологическое присоединение обществом было принято решение о необходимости включения данных мероприятий в инвестиционную программу на 2011 год.

На заседании комиссии 17.06.2011 представитель ОАО «МРСК Сибири» согласился с нарушением сроков рассмотрения заявки на технологическое присоединение от 29.09.2010 пояснив, что процесс подготовки проекта договора занял продолжительное время в связи с длительным процессом утверждения инвестиционной программы и установлением тарифов на 2011 год.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц участвующих в деле, Комиссия по рассмотрению дела №135-10-11 пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики,  определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической  и тепловой энергии.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Абзацем 1 пункта 3 Правил установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно абзацу 2 пункта 3 и пункту 12.1 Правил независимо от наличия или отсутствия технологической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителями - юридическим лицами или индивидуальными предпринимателями в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности)

Таким образом, отказ сетевой организации в технологическом присоединении объекта ООО «РСУ» является неправомерным.

Пунктом 15 Правил предусмотрено, что заявителям, указанным в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки. В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами. В этом случае сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания.

Согласно абзацу 2 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», Федеральная антимонопольная служба (наряду с  Федеральной службой по тарифам) в рамках своих полномочий  является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 года №179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58. Таким образом, комиссия по рассмотрению дела №135-10-11 приходит к выводу о том, что ОАО «МРСК Сибири» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ему электрических сетей.

Направление ОАО «МРСК Сибири» в адрес ООО «РСУ» письма (исх. №217-21-1842 от 20.11.2009), фактически являющегося отказом от заключения договора на технологическое присоединение по заявке от 17.09.2009, а также нарушение сроков рассмотрения заявки ООО «РСУ» от 29.09.2010 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, объекта дорожного сервиса расположенного по адресу: <…> ущемили интересы заявителя, поскольку препятствовали заключению последним договора на электроснабжение. Электрическая энергия необходима ООО «РСУ» для осуществления предпринимательской деятельности.

В ходе анализа вышеуказанных норм  законодательства, регулирующих порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №135-10-11 приходит к выводу о совершении ОАО «МРСК Сибири» действий, нарушающих часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», выразившихся в направлении письма (исх. №217-21-1842 от 20.11.2009), фактически являющегося отказом от заключения договора на технологическое присоединение по заявке ООО «РСУ» от 17.09.2009, а также в нарушении сроков рассмотрения заявки от 29.09.2010 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, объекта дорожного сервиса расположенного по адресу: <…>

Учитывая вышеизложенное, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статей 49, 50 Закона «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

  1. Признать действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в направлении письма (исх. №217-21-1842 от 20.11.2009), фактически являющегося отказом от заключения договора на технологическое присоединение объекта ООО «РСУ» (дорожный сервис расположенный по адресу: <…> по заявке от 17.09.2009 нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Признать действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в нарушении сроков рассмотрения заявки ООО «РСУ» от 29.09.2010 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, объекта дорожного сервиса расположенного по адресу: <…>, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Выдать ОАО «МРСК Сибири» предписание о недопущение действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, в том числе к нарушению сроков рассмотрения заявки на технологическое присоединение. С этой целью ОАО «МРСК Сибири» надлежит провести разъяснительную работу с лицами, ответственными за заключение договоров, направленную на соблюдение ими Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства №861 от 27.12.2004, в том числе сроков рассмотрения заявок заявителей на осуществление технологического присоединения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края  в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии


В.М. Захаров

 

Члены Комиссии

    

А.В. Баранова

 

П.Д. Елькин

 


 

ОАО «МРСК Сибири»
 

ул. Бограда, 144а, 

 г. Красноярск, 660021

 

ПРЕДПИСАНИЕ №135-10-11

 

07 июля  2011 года                                                                                                         г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии –  Захаров В.М.,  руководитель управления, члены комиссии –  Баранова А.В., начальник правового отдела, Елькин П.Д. – специалист-эксперт правового отдела, рассмотрев дело №135-10-11,  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года
 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 07 июля 2011 года по делу №135-10-11 о нарушении ОАО «МРСК Сибири» части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ОАО «МРСК Сибири» принять меры направленные на недопущение действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, в том числе к нарушению сроков рассмотрения заявки на технологическое присоединение. С этой целью ОАО «МРСК Сибири» надлежит провести разъяснительную работу с лицами, ответственными за заключение договоров, направленную на соблюдение ими Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства №861 от 27.12.2004, в том числе сроков рассмотрения заявок заявителей на осуществление технологического присоединения.

Об исполнении предписания ОАО «МРСК Сибири» надлежит  сообщить в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярского края (660017, г. Красноярск, пр. Мира, 81 «д») в срок до 08 августа 2011 года.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его вынесения.

В соответствии с частью 2.2. статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шестнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Председатель   Комиссии                                                                                                   В.М. Захаров

 

Члены Комиссии                                                                                                               А.В. Баранова

                                                                                                                              

                                                                                                                                           П.Д. Елькин

Связанные организации

Связанные организации не указаны