Решение б/н Решение по делу № 146-17-12 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Администрация Ужурского района

ул. Ленина, 21 а, г. Ужур, Ужурский район, Красноярский край, 662255

 

 

ООО Агрофирма «Учумская»

ул. Ленина, 10, с. Златоруновск, Ужурский район, Красноярский край, 662245

 

 

РЕШЕНИЕ

 

от «29» июня 2012 года по делу № 146-17-12                                                       г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии  18 июня 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 29 июня 2012 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии – Денк В.А., начальник отдела антимонопольного контроля, Высотина Н.О., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, рассмотрев дело № 146-17-12, возбужденное по признакам нарушения администрацией Ужурского района (ул. Ленина, 21 а, г. Ужур, Ужурский район, Красноярский край, 662255) части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Красноярским УФАС России в производство было принято заявление ООО Агрофирма «Учумская» на действия администрации Ужурского района (ул. Ленина, 21 а, Ужурский район, Красноярский край, 662255), выразившиеся в нарушении порядка приема заявки ООО Агрофирма «Учумская» путем корректировки даты принятия заявки, что ограничило ООО Агрофирма «Учумская» доступ к участию в аукционе по продаже права на заключение договора аренды, находящихся в муниципальной собственности земельных участков, проведенного администрацией 17.04.2012.

По данному факту на основании Приказа от 02.05.2012 № 241 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 146-17-12 о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело № 146-17-12 в отношении администрации Ужурского района.

В рассмотрении дела № 146-17-12 принимали участие:

от ООО Агрофирма «Учумская» - <…> генеральный директор (Приказ № 5-К от 01.03.2010); <…> (доверенность от 15.03.2012 № 2); <…> (доверенность от 15.03.2012 № 3);

от администрации Ужурского района -  <…> заместитель главы администрации Ужурского района по сельскому хозяйству, земельным отношениям и оперативному управлению; <…> (доверенность от 05.02.2012 № 8);

Определением от 22.05.2012 о привлечении лиц, располагающими сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, к рассмотрению дела № 146-17-12 были привлечены: <…>, <…>, <…>.

Факт нарушения антимонопольного законодательства администрацией Ужурского района в части нарушении порядка приема заявки ООО Агрофирма «Учумская» не признан.

Комиссией установлены следующие обстоятельства.

7 декабря 2011 года администрация Ужурского района в газете «Наш Красноярский край» разместила объявление о предоставлении в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения. 18 января 2012 года администрацией Ужурского района внесены изменения в объявление от 07.12.2011. В рамках объявления в адрес администрации Ужурского района поступил ряд заявлений от хозяйствующих субъектов о намерении получить земельные участки сельскохозяйственного назначения в пользование.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» администрацией Ужурского района были объявлены торги в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения. Дата начала приема заявок  определена – 14.03.2012. Дата окончания приема заявок – 13.04.2012. Дата определения участников аукциона – 16.04.2012. Дата подведения итогов аукциона – 17.04.2012.

Земельные участки, право аренды которых было выставлено  на аукцион, сформированы по 16 лотам. В лот № 8 (земли администрации Златоруновского сельсовета) был включен земельный участок  с кадастровым номером 24:39:5403003:307. Указанный земельный участок передан в муниципальную собственность Ужурского района по распоряжению Правительства Красноярского края от 23.05.2011 № 356-р на основании акта приема-передачи от 23.05.2011. Муниципальное образование Ужурского района 16.06.2011 зарегистрировало право муниципальной собственности на переданный земельный участок с кадастровым номером 24:39:5403003:307 (свидетельство №24ЕК 061280).

Победителем аукциона по лоту № 8 согласно протоколу о признании претендентов участниками аукциона  признано КХ «Березка». В соответствии с журналом приема заявок на участие в торгах по лоту № 8 было зарегистрировано два участника ИП Бредихин С.В. и  КХ «Березка» .

Кроме указанных субъектов в администрацию Ужурского района с заявкой на участие в торгах по лоту № 8 обращалось ООО Агрофирма «Учумская».

В заявлении ООО Агрофирма «Учумская» указано, что общество подало заявку 13.04.2012 года. При этом общество 13.04.2012 с заявкой дважды обращалось в администрацию Ужурского района в 9 часов 55 минут и в период с 16 часов до 17 часов.

В подтверждение доводов ООО Агрофирма «Учумская» управлению представлены письменные объяснения: <…>, генерального директора ООО Агрофирма «Учумская» (от 20.04.2012, от 13.05.2012, от 15.06.2012), <…>, заместителя генерального директора ООО Агрофирма «Учумская» (от 13.05.2012), <…> (от 20.04.2012), <…> (от 23.04.2012). Кроме этого, на заявке ООО Агрофирма «Учумская» на участие в аукционе <…>, ведущим специалистом отдела по управлению муниципальным имуществом, строительством и земельными отношениями администрации Ужурского района, уполномоченной на принятие заявок на аукцион, проведенный 17.04.2012, сделана отметка о принятии заявки с внесением даты – 13.04.2012, времени – 09 часов 55 минут, номера – 10.

Администрация Ужурского района утверждает, что ООО Агрофирма «Учумская» обратилось в администрацию с заявкой на участие в торгах по лоту № 8 - 16.04.2012, о чем имеется запись в заявке общества. Данная запись внесена путем корректировки даты и времени - 13.04.2012 изменено на 16.04.2012, 09 часов изменено на 09 часов. Также на заявке имеется запись «исправленному верить» и подпись <…>. <…> свои действия обосновывает, как ошибочные, мотивируя это тем, что в обязанности по организации и проведению аукциона исполняла впервые. Дата 13.04.2012 была проставлена ошибочно, впоследствии ошибка была устранена путем внесения изменений даты на 16.04.2012.

В опровержение позиции ООО Агрофирма «Учумская» о том, что обществом заявка на участие в торгах по лоту № 8 была подана 13.04.2012, управлению представлены письменные объяснения: <…> (от 12.05.2012), <…> (от 12.05.2012), <…> (от 11.05.2012), <…> (от 11.05.2012).

Комиссия, рассмотрев выше обозначенные пояснения сторон, озвученные и представленные на заседании комиссии по рассмотрению дела № 146-17-12, отмечает следующее.

В соответствии  с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает обязательность проведения торгов в отношении участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Основные требования к порядку проведения торгов на право заключения договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в публичной собственности, установлены статьями 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации статьями 447 - 449 Гражданского кодекса российской Федерации и Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 808, с изменениями от 29.12.2008 (далее - Правила).

Организация и проведение торгов, как это следует из статьи 448 ГК РФ, предусматривает определенную последовательность действий:

опубликование извещения о проведении торгов; подготовка требуемой для участия в торгах документации; получение при необходимости разъяснения положений документации;

подача заявок на участие в торгах; рассмотрение заявок на участие в торгах; проведение оценки и сопоставления заявок на участие в торгах; составление и подписание протокола о результатах торгов; подписание договора (если предметом торгов было только право на заключение договора).

Правила, установленные действующим законодательством для подачи и приема заявки, определяющие соответственно права и обязанности претендента и организатора торгов, являются условием участия в торгах и обеспечивают доступ такого претендента к торгам.

Требования к порядку подачи заявок и внесению задатков для участия в торгах определены Правилами.

В соответствии с п.п. 10, 11 Правил, установленных Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 808,  заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируются организатором торгов в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и с указанием даты и времени подачи документов.

Заявка, поступившая по истечении срока ее приема, вместе с документами по описи, на которой делается отметка об отказе в принятии документов с указанием причины отказа, возвращается в день ее поступления претенденту или его уполномоченному представителю под расписку.

В аукционной документации по продаже права на заключение договора аренды, находящихся в муниципальной собственности земельных участков, пунктом 3 администрацией Ужурского района определено, что извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения считается публичной офертой, заявка на передачу в аренду земельных участков от претендента – акцептом. Заявки подаются, начиная с даты приема заявок, по дату окончания приема заявок путем вручения или направления их организатору торгов. Заявка, поступившая по истечении срока их приема, возвращаются претенденту под расписку вместе с описью, на которой делается отметка об отказе в принятии документов. Заявка считается принятой, если ей присвоен регистрационный номер <...> о чем на заявке делается соответствующая отметка.

Прием и регистрация поступивших заявок на участие в аукционе осуществлялись секретарем Комиссии, созданной в соответствии с Постановлением администрации Ужурского района от 26.09.2011 № 1062 – <…> ведущим специалистом отдела по управлению муниципальным имуществом, строительством и земельными отношениями администрации Ужурского района.

Возврат документов ООО  Агрофирма «Учумская» не был осуществлен в порядке, предусмотренном положениями пункта 11 Правил, установленных Постановлением Правительства РФ от 11.111.2002 № 808, а также Правил, определенных аукционной документацией по продаже права на заключение договора аренды, находящихся в муниципальной собственности земельных участков.

Таким образом, с учетом наличия номера заявки (№ 10), заявка ООО  Агрофирма «Учумская» на участие в аукционе по лоту № 8  была зарегистрирована (принята) администрацией Ужурского района.

Таким образом, неправомерные действия со стороны организатора торгов -  администрации Ужурского района, выразились в нарушении порядка приема заявки ООО Агрофирма «Учумская», что повлекло недопуск к  участию общества в аукционе 17.04.2012.

Органы власти, осуществляющие функции по организации и проведению торгов на право заключения договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения должны руководствоваться, в том числе, положениями ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что названный закон распространяется  на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также  государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. 

В соответствии с частью 1 статьи 17 ФЗ  «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;

4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.

В соответствии с частью 2 статьи 17 ФЗ  «О защите конкуренции» наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Данный запрет, предусматриваемый частью 2 статьи 17 ФЗ  «О защите конкуренции», является дополнительным по отношению к рассмотренным запретам при проведении торгов.

Ограничение доступа к участию в торгах проявляется в безосновательном устранении хозяйствующего субъекта от участия в процедурах проведения торгов, создании необоснованных препятствий. При этом к числу запрещенных действий для органов местного самоуправления относятся действия при проведении торгов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Материалами дела подтверждается, что в действиях администрации Ужурского района содержатся признаки нарушения части 2 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции».

Возврат документов ООО  Агрофирма «Учумская» не был осуществлен в порядке, предусмотренном положениями пункта 11 Правил, установленных Постановления Правительства РФ от 11.111.2002 № 808, а также Правил, определенных аукционной документацией по продаже права на заключение договора аренды, находящихся в муниципальной собственности земельных участков.

Заявке ООО  Агрофирма «Учумская» был присвоен номер <...> , что свидетельствует о регистрации (принятии) администрацией Ужурского района заявки ООО  Агрофирма «Учумская» на участие в аукционе по лоту № 8. При этом, в журнал приема заявок на участие в торгах информация о заявке ООО Агрофирма «Учумское» не была внесена. Согласно протоколу о признании претендентов участниками аукциона от 16.04.2012 вопрос о принятии заявки, об отказе в допуске к участию в аукционе ООО  Агрофирма «Учумская» не был рассмотрен.

Торги в форме аукциона представляют собой особый способ заключения договора, когда контрагент выбирается среди нескольких претендентов, предложивший наиболее высокую цену и в силу этого выигрывает торги. Именно с ним и заключается договор.

Поэтому аукциону изначально присущ элемент состязательности, отличающий его как способ заключения договора от обычного способа заключения договора.

Участие ООО  Агрофирма «Учумская» в аукционе 17.04.2012 по продаже права на заключение договора аренды, находящихся в муниципальной собственности земельных участков, обеспечило бы администрации Ужурского района возможность заключения договора аренды земельного участка  с кадастровым номером 24:39:5403003:307 по цене выше начального размера арендной платы в год. Согласно пояснениям ООО  Агрофирма «Учумская» общество было готово повышать шаг аукциона многократно. Согласно пояснениям победителя аукциона, с которым заключен договор аренды, Бредихина С.В. он был заинтересован в заключении договора аренды и был готов  делать предложения по цене договора путем повышения шага аукциона. Участие ООО  Агрофирма «Учумская» в аукционе 17.04.2012 привело бы к возникновению конкуренции. В условиях отсутствия  конкуренции цена определена по минимальной цене имущественного предоставления. В таких условиях выгода бюджета за вступление в договор минимальна.

При этом орган местного самоуправления в принятии своих решений и осуществлении действий руководствуется законодательством Российской Федерации, в том числе нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым, основной из задач органа местного самоуправления является формирование бюджета  (доходной и расходной частей).

Как расходная, так и доходная часть бюджета на соответствующий финансовый год должна быть сформирована с максимальным положительным эффектом для бюджета органа местного самоуправления. Получение дохода от муниципального имущества, являющегося собственностью муниципалитета (в данном случаt речь идет о земельных участках) являлось целью аукциона 17.04.2012.

Ограничение доступа к участию в торгах проявилось в безосновательном устранении ООО  Агрофирма «Учумская» от участия в процедуре проведения торгов, создании необоснованных препятствий.

При осуществлении антимонопольного контроля за торгами 17.04.2012 важно обеспечить соблюдение процедуры их организации и проведения, что обеспечивается в том числе и за счет целого ряда запретов, при этом необходимо гарантировать наличие условий для существования конкурентной среды в ходе осуществления заказчиком (организатором торгов) предусмотренных законом прав, для чего также антимонопольным законодательством установлены запреты, в том числе частью 2 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенных фактов Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях администрации Ужурского района нарушения части 2 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в не предусмотренном нормативными правовыми актами ограничении доступа ООО  Агрофирма «Учумская» к участию в аукционе 17.04.2012 по продаже права на заключение договора аренды, находящихся в муниципальной собственности земельных участков, путем нарушения порядка приема заявки.

Согласно статье пункту 3 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган  выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания:

а) об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство;

б) о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство;

в) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции;

г) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

В связи с тем, что действия администрации Ужурского района совершены в определенный временной период, имеют оконченный характер, основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 48, часть 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию Ужурского района Красноярского края нарушившей часть 2 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» в части не предусмотренного нормативными правовыми актами ограничения доступа ООО  Агрофирма «Учумская» к участию в аукционе 17.04.2012 по продаже права на заключение договора аренды, находящихся в муниципальной собственности земельных участков, путем нарушения порядка приема заявки.

2. Предписание не выдавать.

 

Примечание. Решение и предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Председатель Комиссии

Е.Л. Лужбин

 

Члены Комисси

В.А. Денк

 

Н.О. Высотина

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны