Решение б/н Решение по делу № 147-15-12 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

МУ «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района»

648000, Эвенкийский муниципальный район, п. Тура, ул. Советская, 2

 

Администрация Эвенкийского муниципального района

648000, Эвенкийский муниципальный район, п. Тура, ул. Советская, 2

 

МП ЭМР «Ванавараэнерго»

648490, Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, с. Ванавара, ул. Нефтеразведочная, 14

 

Прокуратура Эвенкийского муниципального района Красноярского края

648000, Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, п. Тура, ул. Смидовича, 14

 

<…>

 

РЕШЕНИЕ

23 июля 2012 года                                                                                                         г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 10.07.2012, в полном объеме решение изготовлено 23.07.2012.

Комиссия Красноярского УФАС России  по рассмотрению дела в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления; Денк В.А., начальник отдела антимонопольного контроля; Высотина Е.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, рассмотрела дело № 147-15-12, возбужденное в отношении муниципального учреждения «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района» (далее – департамент инженерного обеспечения администрации района) и Администрации Эвенкийского муниципального района (далее – администрация ЭМР, администрация района) по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, на заседание Комиссии не явились, явку представителей не обеспечили.

10.07.2012 в адрес управления поступило письмо вх. № 11172, подписанное гражданкой <…>, указавшей, что таковая является представителем Департамента инженерного обеспечения. В письме изложено ходатайство об отложении рассмотрения дела № 147-15-12 в связи с не ознакомлением с материалами дела. Также 10.07.2012 в управление поступило письмо вх № 11173, подписанное гражданкой <…>, согласно которому заявлено, что представитель Департамента не допущена к комиссии. К указанным письмам не приложены какие-либо документы (в том числе копии), подтверждающие личность и полномочия <…> представлять интересы МУ «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района».

 

Согласно части 2 статьи 42 Федерального закона «О защите конкуренции» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителя.

Согласно статье 45 Федерального закона «О защите конкуренции» председатель комиссии на заседании в ходе рассмотрения объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, проверяет явку на заседание комиссии лиц, участвующих в деле, проверяет их полномочия, устанавливает, извещены ли надлежащим образом лица, не явившиеся на заседание, и имеются ли сведения о причинах их неявки. При этом Комиссия вправе отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с невозможностью явки этого лица или его представителя на заседание комиссии по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами.

В соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. МУ «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района» является юридическим лицом, коммерческой организацией.

Таким образом, в материалы дела не представлено документов, подтверждающих полномочия <…> на осуществление действий в интересах Департамента при рассмотрении дела. Кроме того, сама гражданка <…> на заседании Комиссии не присутствовала, каких-либо пояснений не давала. Каких-либо дополнительных пояснений, ходатайств от Департамента, из которых следовало бы уполномочивание указанной гражданки  на представление интересов ответчика, в  управление не поступало.

На основании изложенного,  Комиссия приходит к выводу, что МУ «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района», явку представителя не обеспечил, основания для отложения рассмотрения дела отсутствуют, в виду не представления доказательств невозможности явки лица или его представителя на заседание комиссии по уважительной причине.

В соответствии со статьей 45 Федерального закона «О защите конкуренции» дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.

 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Настоящее дело возбуждено в соответствии с приказом Красноярского УФАС России от №  249  от 03.05.2012. Основанием для возбуждения дела явились материалы прокуратуры Эвенкийского района и обращение <…>, частное определение Тунгусско-Чунского районного суда.

На рассмотрение Красноярского УФАС России поступили заявления КРОО «Эвенкийцы» (вх. № 2202 от 15.02.2012, вх. № 2750 от 24.02.2012, далее - заявление), указывающие на нарушения администрацией Эвенкийского муниципального района антимонопольного законодательства, выразившиеся в даче указаний МП ЭМР «Ванавараэнерго» о заключении договоров поставки нефтепродуктов в приоритетном порядке с МП ЭМР  «Эвенкиянефтепродукт».

Кроме того 15.03.2012 Тунгусско-Чунским районным судом вынесено частное определение, которое направлено в Красноярское УФАС России для проверки соблюдения администрацией ЭМР антимонопольного законодательства.

02.04.2012 в антимонопольный орган также поступили материалы проверки, проведенной прокуратурой Эвенкийского муниципального района по обращению представителя коллектива МП ЭМР «Ванавараэнерго» о нарушении требований антимонопольного законодательства.

Рассмотрев указанные материалы, обращения, документы и пояснения, представленные в ходе рассмотрения дела, Комиссия установила следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела.

Согласно заявлению Администрацией Эвенкийского муниципального района изданы следующие распоряжения:

От 27.01.2012 № 21-р, которым МП «Эвенкиянефтепродукт» согласовано совершение крупной сделки с ООО «Таймура» на поставку нефти в количестве 5000 тонн на сумму 55 325 000 рублей.

От 27.01.2012 № 22-р, которым МП «Ванавараэнерго» согласовано совершение крупной сделки с МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» на поставку дизельного топлива в количестве 1 240 тонн на сумму 51 466 584 рублей.

Согласно заявлению конкурсы по выбору поставщиков муниципальными предприятиями для согласования крупных сделок не проводились. Кроме того, заявитель указывает, что данные сделки совершены по завышенным ценам. При этом администрацией района оказано давление на МП «Ванавараэнерго» в форме требования заключить договор с МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» на поставку нефтепродуктов по завышенным ценам.

 

В соответствии с частным определением суда при рассмотрении дела о признании незаконным распоряжения администрации района об отстранении <…> от должности директора МП «Ванавараэнерго» были установлены следующие обстоятельства.

Поводом отстранения директора  от должности послужило установленное решением комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности района непринятие <…> мер по обеспечению завоза ГСМ в с. Ванавара, не исполнение распоряжений администрации района.

Анализ заключенных в 2011 году договоров на поставку ГСМ показал, что по сделкам шло исполнение, чрезвычайная ситуация отсутствовала.

Проекты договоров на поставку ГСМ с МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» в 2012 году МП «Ванавараэнерго» не подписывались по причине их юридического анализа, который выявил завышенные цены по данным сделкам. Финансовое обеспечение данных сделок у предприятия отсутствует.

Согласно статье 25 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно. Руководитель унитарного предприятия несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия.

Судом установлено, что директор МП «Ванавараэнерго» действовал исходя из экономических интересов и финансовых возможностей предприятия, пытаясь закупить ГСМ по более низкой цене и надлежащего качества, что подтверждено неоднократными обращениями к администрации района за согласованием крупных сделок с контрагентами.

Однако заместитель Главы администрации – руководитель Департамента инженерного обеспечения Администрации ЭМР <…> в письме от 23.01.2012 № 21 настоятельно потребовал от МП «Ванавараэнерго» заключить договор с МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» на приобретение необходимых объемов дизельного топлива по конкретной цене с учетом оптовых надбавок и НДС, привлечь кредитные ресурсы в объеме 90 миллионов рублей со сроком гашения 15.04.2012.

Между тем, в силу пункта 4 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров.

В соответствии со статьей 226 ГПК РФ суд, выявив случай нарушения законности, вынес частное определение и направил его в управление для проверки соблюдения администрацией района норм Федерального закона «О защите конкуренции».

Материалы прокуратуры Эвенкийского района указывают на нарушения администрацией района пункта 4 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» по аналогичным фактам, изложенным в коллективном обращении работников МП «Ванавараэнерго».

 

Муниципальное предприятие Эвенкийского муниципального района «Эвенкиянефтепродукт» (выписка из реестра муниципальной собственности № 243) и Муниципальное предприятие Эвенкийского муниципального района «Ванавараэнерго» (выписка из реестра муниципальной собственности № 252) являются объектами муниципальной собственности Эвенкийского муниципального района. Полномочия собственника в соответствии с решением Эвенкийского районного Совета депутатов Красноярского края от 23.06.2011 N 3-933-3 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Эвенкийского муниципального района» осуществляют администрация района и департамент земельно-имущественных отношений администрации района.

 

В соответствии с заключением службы финансово-экономического контроля Красноярского края, составленным по результатам внеплановой проверки по вопросам, указанным в коллективном обращении работников МП ЭМР «Ванавараэнерго», МП ЭМР «Ванавараэнерго» с целью выработки электрической и тепловой энергии приобретает дизельное и котельно-печное топливо (нефть) (именуемое вместе нефтепродукты). В начале 2011 года приобретение нефтепродуктов предприятием осуществлялось без участия МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт». Дизельное топливо приобреталось у ЗАО «Таймырская топливная компания», нефть -  непосредственно у разработчиков нефтяных месторождений: Пайгинский участок добычи нефти – поставщик ООО «Таймура», Юрубчено-Тохомское месторождение – поставщик ОАО «Восточно-Сибирская нефтегазовая компания» (ОАО ВСНК). В конце 2011, начале 2012 года поставщиком дизельного топлива становится МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт». Данное обстоятельство в отношении поставок явилось следствием требования заместителя Глав администрации-руководителя Департамента инженерного обеспечения Администрации ЭМР Судьина К.Н. (письмо от 23.01.2012 № 21) и распоряжений администрации района о согласовании МП «Ванавараэнерго» крупных сделок путем заключения договоров на поставку дизельного топлива  с МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт».

Собственный емкостный парк МП «Ванавараэнерго» составляет 727,91 т., годовая потребность в топливе 10 312,51т., в том числе дизельное топливо – 4 612,51 т., нефть – 5 700 т.

В связи с недостаточностью емкостного парка хранение запаса нефтепродуктов МП ЭМР «Ванавараэнерго» осуществляет на нефтебазе МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» Ванаварского филиала, тариф за услуги хранения составляет 3 282,89 руб. за тонну.

 

поставщик

Дата, № договора

Марка топлива

Объем поставки по договору, т.

Цена, руб. за т.

Всего

В т.ч. хранение

ЗАО «Таймырская топливная компания»

От 28.10.2010 №ТТК/249-дг

Дизельное топливо «З» - 35С

2 296,57

39 782,65

3 282,89

МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт»

От 14.03.2011 № 105

Дизельное топливо летнее

1 140,00

33 882,89

3 282,89

МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт»

От 16.12.2011

Дизельное топливо зимнее

1 000,00

47 203,14 (цена хранения включена в стоимость)

 

МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт»

От 14.02.2012 № 42ВС

Дизельное топливо зимнее

1 500,00

47 505,31 (цена хранения включена в стоимость)

 

МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт»

От 14.02.2012 № 43ВС

Дизельное топливо летнее

1 240,00

41 505,21 (цена хранения включена в стоимость)

 

 

            Цена дизельного топлива в 2012 году по сравнению с ценами топлива, поставляемого в 2011, увеличилась:

дизельное топливо «З»  - от 29,32% до 30,15% (от 10 703,38 до 11 005,55 руб.)

дизельное топливо «Л» - на 35,64% (на 10 905,21 руб.).

 

В то время как оптовые цены на дизельное топливо в период с 01.03.2011 по 01.03.2012 увеличились:

дизельное топливо «З»  - на 20,4% (ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс»), 14,4% (ОАО «Роснефть»)

дизельное топливо «Л» - на 18,6% (ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс»), 19,2 % (ОАО «Роснефть»).

Цена дизельного топлива, реализуемого МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт», включает в себя транспортные расходы. При этом, как установлено службой финансово-экономического контроля Красноярского края, предприятие имело возможность уменьшения расходов на перевозку дизельного топлива, что могло бы сказаться и на конечной стоимости реализации топлива для МП ЭМР «Ванавараэнерго» в сторону ее уменьшения.

 

Все муниципальные предприятия ЭМР обязаны согласовывать крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность в соответствии с постановлением администрации ЭМР от 24.02.2011 № 117-п (в редакции от 24.01.2012 № 19-п) с собственником имущества: сделки на сумму до 1 млн. руб. с департаментом земельно-имущественных отношений администрации ЭМР, сделки на сумму свыше 1 млн. руб. – с администрацией ЭМР. До внесения изменений в постановление № 117-п требовалось согласование департамента земельно-имущественных отношений администрации ЭМР крупных сделок на любую сумму.

Согласно пункту 3 постановления администрации ЭМР от 24.01.2012 № 19-п «О внесении изменений в постановление администрации Эвенкийского муниципального района № 117 от 24.02.2011 года «Об утверждении порядка согласования крупных сделок, заимствований, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителей предприятий, и иных сделок, осуществляемых муниципальными предприятиями Эвенкийского муниципального района» данное постановление вступает в силу с момента его подписания, но подлежит официальному опубликованию в газете «Эвенкийская жизнь». Аналогичное правило о вступлении в силу нормативного правового акта содержалось и в постановлении администрации ЭМР от 24.02.2011 № 117-п, в которое внесены изменения.

Согласно информации, представленной администрацией района (исх. № 01-888 от 03.04.2012) в рамках рассмотрения заявлений и материалов, явившихся основанием для возбуждения настоящего дела, нормативные правовые акты Главы администрации района, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в соответствии с частью 7 статьи 6 Устава района. Постановление от 24.01.2012 № 19-п опубликовано 27.01.2012, вступило в силу в день подписания 24.01.2012.

 

02.12.2011 МП ЭМР «Ванавараэнерго» обратилось за согласованием заключения договора поставки дизельного топлива с анализом стоимости дизельного топлива летнего и зимнего. Ответ на письмо не получен. 28.11.2011 и 07.12.2011 главе администрации ЭМР также были направлены письма о необходимости срочно организовать закуп и доставку топлива в с.Ванавара.

25.01.2012 МП ЭМР «Ванаварэнерго» обращается к Главе администрации района и департаменту земельно-имущественных отношений администрации района (исх. № 100) с указанием на неоднократные факты обращения для согласования договоров поставки дизельного топлива с анализом цен. По мнению предприятия, самым выгодным является предложение ООО «Азия-Сибирь», однако согласование сделки с данным поставщиком не получено (отсутствует ответ департамента на письмо).

26.01.2012 директор МП ЭМР «Ванавараэнерго» <…> обратился к Главе Администрации района исх. № 113 с указанием на факт обращения 02.12.2011 предприятия в департамент земельно-имущественных отношений администрации района с анализом предложений по поставке дизельного топлива и на факт отсутствия ответа от департамента. Кроме того, в письме предприятие поставило Главу администрации района в известность о предъявлении Департаментом инженерного обеспечения администрации района требования о заключении договора поставки дизельного топлива с МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» с привлечением кредитных ресурсов. Также в письме указано на то, что заключение таких договоров по указанной стоимости повлечет ухудшение финансового положения предприятия.

Вместе с тем, 23.01.2012 заместитель главы администрации ЭМР – руководитель Департамента инженерного обеспечения администрации ЭМР в письме № 21 потребовал от МП ЭМР «Ванавараэнерго» в отсутствие обращения предприятия за согласованием такой сделки заключить договор с МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» на приобретение дизельного топлива с привлечением кредитных ресурсов  в  объеме 90 млн. рублей.

Распоряжениями администрации ЭМР от 27.01.2012 № 22-р (летнее дизельное топливо), от 30.01.2012 № 30-р (зимнее дизельное топливо) и № 31-р (зимнее дизельное топливо) МП ЭМР «Ванавараэнерго» в связи  с обращениями МП ЭМР «Ванавараэнерго», основанными на письме департамента инженерного обеспечения администрации ЭМР от 23.01.2012 № 21, согласованы крупные сделки на поставку дизельного топлива МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт». Распоряжением администрации ЭМР от 27.01.2012 № 20-р МП ЭМР «Ванавараэнерго» согласовано получение заемных средств в ЗАО АИКБ «Енисейский объединенный банк» в сумме 90 млн. рублей.

25.01.2012 (исх. № 101) директор МП ЭМР «Ванавараэнерго» <…> обратился к Главе администрации района и начальнику департамента земельно-имущественных отношений администрации за согласованием договора поставки зимнего дизельного топлива № 418-ВС от 16.12.2011 с МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт». В качестве основания для обращения за согласованием указано письмо заместителя Главы администрации-руководителя Департамента инженерного обеспечения администрации от 23.01.2012 № 21.

На основании указанного письма 30.01.2012 Главой администрации района издано распоряжение № 30-р.

25.01.2012 (исх. № 103) директор МП ЭМР «Ванавараэнерго» <…> обратился к Главе администрации района и начальнику департамента земельно-имущественных отношений администрации за согласованием договора поставки зимнего дизельного топлива № 42ВС от 23.01.2012 с МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт». В качестве основания для обращения за согласованием указано письмо заместителя Главы администрации-руководителя Департамента инженерного обеспечения администрации от 23.01.2012 № 21.

На основании указанного письма 30.01.2012 Главой администрации района издано распоряжение № 31-р.

26.01.2012 (исх. № 112) директор МП ЭМР «Ванавараэнерго» <…> обратился к Главе администрации района и начальнику департамента земельно-имущественных отношений администрации за согласованием договора поставки летнего дизельного топлива № 43ВС от 25.01.2012 с МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт». В качестве основания для обращения за согласованием указано письмо заместителя Главы администрации-руководителя Департамента инженерного обеспечения администрации от 23.01.2012 № 21.

На основании указанного письма 27.01.2012 Главой администрации района издано распоряжение № 22-р.

27.01.2012 Главой администрации района издано распоряжение № 20-р о согласовании МП ЭМР «Ванавараэнерго» получение заемных средств в ЗАО АИКБ «Енисейский объединенный банк».

Директором МП ЭМР «Ванавараэнерго» <…> указанные договоры не подписаны, в связи с чем решением комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности ЭМР № 1 от 03.02.2012 указано на отстранение <…> от должности. Соответствующие договоры подписаны исполняющим обязанности директора МП ЭМР «Ванавараэнерго» <…>, занимавшим ранее должность в МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт».

В частности, в соответствии с информацией, представленной в рамках рассмотрения дела МП ЭМР «Ванавараэнерго», предприятием были заключены договоры с МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» на основании распоряжений № 30-р и 31-р от 30.01.2012, основанных на письмах № 101 и № 103.

Договор в соответствии с распоряжением № 22-р от 27.01.2012 на поставку летнего дизельного топлива не заключен, топливо закуплено по результатам размещения муниципального заказа.

Кредитный договор в соответствии с распоряжением № 20-р от 27.01.2012 не был подписан в связи с отстранением от должности директора <…>. Распоряжением администрации района от 17.02.2012 № 98-р полномочия по подписанию такого договора предоставлены и.о. директора МП ЭМР «Ванавараэнерго» <…>.

 

Рассмотрев указанные материалы, обращения, документы и пояснения, представленные в ходе рассмотрения дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В силу Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. При этом конституционной обязанностью органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц является обязанность соблюдения Конституции РФ и законов. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Произвольное ограничения прав и свобод не допустимо (статьи 8, 15, 34, 55).

Согласно статье 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

В соответствии со статьей 2 ГК РФ договорные отношения регулируются гражданским законодательством, которое в силу статьи 71 Конституции РФ относится к исключительному ведению РФ. В связи с этим правом регулировать указанные правоотношения наделены лишь федеральные органы государственной власти. Органы местного самоуправления такими полномочиями не обладают.

Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны договора свободны в заключении договора. При этом договоры, заключаемые муниципальными предприятиями, подпадающие под категорию крупных сделок, заключаются в особом порядке, определенном Федеральным законом «О государственных и муниципальных предприятиях». Крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.

 Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Таким образом, МП ЭМР «Ванавараэнерго», руководствуясь принципом свободы договора, самостоятельно определяет, с каким контрагентом и какой договор заключить. Заключение крупной сделки требует лишь согласие собственника имущества.

При этом собственник имущества муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района не наделен действующим законодательством Российской Федерации полномочиями по определению контрагента для муниципального предприятия в договорных отношениях. Полномочия  органа местного самоуправления в указанной сфере ограничены лишь согласованием волеизъявления муниципального предприятия о заключении договора с определенным контрагентом. Полномочия собственника в отношении МП ЭМР «Ванавараэнерго» осуществляет администрация района в лице департамента земельно-имущественных отношений.

Департамент инженерного обеспечения администрации района не наделен полномочиями по согласованию крупных сделок МП «Ванавараэнерго», равно как и полномочиями по даче предприятию обязательных требований о заключении гражданско-правовых договоров. В связи с этим требование, изложенное в письме департамента от 23.01.2012 № 21, противоречит действующему законодательству.

Учитывая данные положения действующего законодательства какие-либо полномочия органа местного самоуправления в отсутствие прямого указания закона не дают основания для дачи указаний о заключении договора с определенными контрагентами в приоритетном порядке. В ходе рассмотрения дела ни департаментом инженерного обеспечения, ни администрацией района не были приведены положения федеральных законов, определяющих полномочия органов местного самоуправления по даче указаний муниципальному предприятию о заключении договоров в приоритетном порядке.

 

            Однако для органов публичной власти, в том числе для органов местного самоуправления, действует принцип предметной компетенции.

Принцип предметной компетенции органов публичной власти всех уровней состоит в четком закреплении предметных сфер деятельности органов власти и соответствующих полномочий. Это требование в равной степени относится и к деятельности Администрации Эвенкийского муниципального района, департамента инженерного обеспечения администрации района, обязанного свои действия осуществлять соразмерно собственной компетенции.

Принимаемые данными органами местного самоуправления в отведенной сфере деятельности решения и акты должны сообразовываться с конституционными основами разграничения предметов ведения и полномочий, а также соответствовать вытекающему из конституционного принципа равенства всех перед законом требованию формальной определенности. Это означает, в свою очередь, ясное, четкое и непротиворечивое определение и исполнение компетенции.

 Иное означало бы, что администрация района, департамент инженерного обеспечения вправе реализовать свои полномочия произвольным образом, что приводило бы к нарушению принципа разграничения полномочий между территориальными уровнями публичной власти, ставило бы под сомнение их надлежащее финансово-экономическое обеспечение, а в результате создавало бы угрозу невыполнения или ненадлежащего выполнения конституционных обязанностей, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина (статьи 2, 15 и 18 Конституции Российской Федерации).

Данные требования ко всем органам публичной власти неоднократно были подтверждены правовыми позициями Конституционного Суда РФ (Постановление от 29.03.2011 N 2-П, Определение от 17.06.2008 N 452-О-О, Постановления от 16.10.1997  N 14-П и от 30.11.2000      N 15-П и др.).

Правовые, организационные, финансовые и территориальные принципы организации местного самоуправления исчерпывающим образом определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым   к вопросам местного значения муниципального района отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (статья 15).

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями на создание муниципальных предприятий, на  установление тарифов на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными предприятиями, если иное не предусмотрено федеральными законами (статья 17).

В соответствии со статьей 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, является Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что названный закон распространяется  на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также  государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. 

Статья 4 Федерального закона «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, приведенный перечень признаков ограничения конкуренции не носит закрытый характер.

Между тем, в силу пункта 4 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции не предусмотренная федеральными законами дача органами местного самоуправления хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров является действием (актом), ограничивающим конкуренцию. В связи с этим такие действия (акты) прямо запрещены законом.

Комиссией установлен факт того, что департамент инженерного обеспечения администрации района не располагал полномочиями давать указание (настоятельно требовать) о заключении МП ЭМР «Ванавраэнерго» договоров с определенными контрагентами на определенных условиях.

Комиссия приходит также к выводу о том, что администрация района, издавая распоряжения № 20-р, №  22-р, № 30-р, № 33-р, располагала данными о том, что обращение МП ЭМР «Ванавраэнерго» за согласованием сделок носило вынужденный и экономически невыгодный характер ввиду предъявленного требования департаментом. Однако в нарушение требования статей 8, 15, 34 Конституции РФ, статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 4 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» издала соответствующие распоряжения.

Учитывая обязательность судебных постановлений, установленную в статье 13 ГПК РФ, Комиссия приходит к выводу о том, что действия МП ЭМР «Ванавараэнерго» по выбору поставщиков дизельного топлива носили добросовестный и разумный характер. Директор предприятия Брюханов С.В., неоднократно обращаясь в администрацию района в лице Главы и департамента земельно-имущественных отношений за согласованием сделок по поставке дизельного топлива, действовал исходя из экономических интересов и финансовых возможностей предприятия, пытаясь закупить ГСМ по более низкой цене и надлежащего качества.

Более того, обратившись за согласованием сделок с МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» с привлечением кредита, МП ЭМР «Ванаварэнерго» указало, что основанием такого обращения явилось письмо департамента инженерного обеспечения администрации района от 23.01.2012 № 21, а также поставило Главу администрации района в известность о предъявлении Департаментом инженерного обеспечения администрации района требования о заключении договора поставки дизельного топлива с МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» с привлечением кредитных ресурсов. Также в письме указано на то, что заключение таких договоров по указанной стоимости повлечет ухудшение финансового положения предприятия.

 

В результате издания и направления департаментом инженерного обеспечения администрации района письма от 23.01.2012 № 21, издания администрацией района распоряжений от 27.01.2012 № 20-р, 22-р, от 30.01.2012 № 30-р, № 33-р была неправомерно ограничена самостоятельность хозяйственной деятельности предприятия, ограничена свобода выбора (волеизъявление) контрагента, предмета и цены  договора, тем самым ограничена гарантированная Конституцией свобода экономической деятельности. Тем самым нарушен запрет, установленный в пункте 4 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

Комиссия считает возможным применить указанные правовые позиции и оценивает факт издания департаментом инженерного обеспечения администрации района письма от 23.01.2012 № 21 в качестве решения (акта), факт направления данного акта в качестве действия. Тот факт, что данное письмо не было обязательным для исполнения, не свидетельствуют о правомерности рассмотренных действий департамента и администрации района применительно к вмененному нарушению.

 

Кроме того, Комиссия установила, что постановление администрации района № 117 от 24.02.2011 года «Об утверждении порядка согласования крупных сделок, заимствований, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителей предприятий, и иных сделок, осуществляемых муниципальными предприятиями Эвенкийского муниципального района» является нормативным правовым актом, затрагивающим права и свободы человека и гражданина. В отношении постановления администрации района  от 24.01.2012 № 19-п, которым были внесены изменения и администрация района наделена полномочиями по согласованию совершения муниципальными предприятиями крупных сделок, Комиссия приходит к аналогичному выводу.

Указанные акты рассчитаны на неоднократное применение в отношении всех лиц, подпадающих под его действие, не носят индивидуальный характер,  определяют порядок реализации гражданских прав муниципальными предприятиями по заключению сделок, тем самым напрямую затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина.

В силу статьи 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Нормативные правовые акты Главы Администрации района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в соответствии с частью 7 статьи 6 настоящего Устава Эвенкийского муниципального района.

Таким образом, постановление администрации от 24.01.2012 № 19-п, опубликованное 27.01.2012, вступило в силу 28.01.2012, и не могло служить правовым основанием для согласования администрацией района 27.01.2012 совершения крупных сделок.

 

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения пункта 4 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в действиях департамента инженерного обеспечения администрации ЭМР по предъявлению в письме от 23.01.2012  № 21 требования к МП ЭМР «Ванавараэнерго» заключить договор с МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» на приобретение дизельного топлива с привлечением кредитных ресурсов  в  объеме 90 млн. рублей, выразившихся в издании и направлении данного письма.

Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения пункта 4 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в действиях администрации ЭМР, выразившихся в издании правовых актов - распоряжений от 27.01.2012 № 20-р и № 22-р, от 30.01.2012 № 30-р и № 31-р МП ЭМР «Ванавараэнерго» в связи  с обращениями МП ЭМР «Ванавараэнерго», основанными на письме департамента инженерного обеспечения администрации ЭМР от 23.01.2012 № 21.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания:

а) об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство;

б) о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство;

в) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции;

г) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для выдачи предписания департаменту инженерного обеспечения администрации района об отмене актов, нарушающих антимонопольное законодательство, а именно письма от 23.01.2012 № 21.

Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для выдачи предписания администрации района об отмене актов, нарушающих антимонопольное законодательство, а именно распоряжений от 27.01.2012 № 20-р, № 22-р, от 30.01.2012 № 30-р, № 33-р.

 

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

1.            Признать МУ «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в части действий по предъявлению в письме от 23.01.2012  № 21 требования к МП ЭМР «Ванавараэнерго» заключить договор с МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» на приобретение дизельного топлива с привлечением кредитных ресурсов  в  объеме 90 млн. рублей, выразившихся в издании и направлении данного письма.

2.            Признать Администрацию Эвенкийского муниципального района нарушившей пункт 4 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в части издания правовых актов - распоряжений от 27.01.2012 № 20-р и № 22-р, от 30.01.2012 № 30-р и № 31-р МП ЭМР «Ванавараэнерго» в связи  с обращениями МП ЭМР «Ванавараэнерго», основанными на письме департамента инженерного обеспечения администрации ЭМР от 23.01.2012 № 21.

3. Выдать МУ «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района» предписание об отмене актов, нарушающих антимонопольное законодательство, согласно которому департаменту инженерного обеспечения администрации района надлежит  отменить письмо от 23.01.2012 № 21 и любым доступным образом уведомить МП ЭМР «Ванаварэнерго» об отмене данного письма.

4. Выдать Администрации Эвенкийского муниципального района предписание об отмене актов, нарушающих антимонопольное законодательство, согласно которому администрации района надлежит отменить распоряжения от 27.01.2012 № 20-р и № 22-р, от 30.01.2012 № 30-р и № 31-р и любым доступным образом уведомить МП ЭМР «Ванавараэнерго» об отмене данных актов.

 

Примечание. Решение и предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Председатель   Комиссии                                                                             Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии                                                                                           В.А. Денк

 

                                                                                                                      Н.О. Высотина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Денк Вера Александровна

(391) 211 34 50

 

 

 

Администрация Эвенкийского муниципального района

648000, Эвенкийский муниципальный район, п. Тура, ул. Советская, 2

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об отмене актов, нарушающих антимонопольное законодательство

 

23 июля 2012 года                                                                                      г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России  по рассмотрению дела в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления; Денк В.А., начальник отдела антимонопольного контроля; Высотина Е.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, руководствуясь  частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 23.07.2012 по делу № 147-15-12 о признании нарушения муниципальным учреждением «Департамент инженерного обеспечения Администрацией Эвенкийского муниципального района» и Администрации Эвенкийского муниципального района пункта 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Администрации Эвенкийского муниципального района надлежит отменить распоряжения от 27.01.2012 № 20-р и № 22-р, от 30.01.2012 № 30-р и № 31-р и любым доступным образом уведомить МП ЭМР «Ванавараэнерго» об отмене данных актов.

Предписание исполнить в срок до 23.08.2012.

В течение 5 дней с момента исполнения предписания представить в адрес управления доказательства официального опубликования правового акта, отменившего указанные постановления.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель   Комиссии                                                                              Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии                                                                                                В.А. Денк

 

                                                                                                                      Н.О. Высотина

 

Денк Вера Александровна

(391) 211 34 50

 

МУ «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района»

648000, Эвенкийский муниципальный район, п. Тура, ул. Советская, 2

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об отмене актов, нарушающих антимонопольное законодательство

 

23 июля 2012 года                                                                                      г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России  по рассмотрению дела в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления; Денк В.А., начальник отдела антимонопольного контроля; Высотина Е.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, руководствуясь  частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 23.07.2012 по делу № 147-15-12 о признании нарушения муниципальным учреждением «Департамент инженерного обеспечения Администрацией Эвенкийского муниципального района» (далее – департамент инженерного обеспечения администрации района) и Администрации Эвенкийского муниципального района пункта 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Департаменту инженерного обеспечения администрации района надлежит  отменить письмо от 23.01.2012 № 21 и любым доступным образом уведомить МП ЭМР «Ванавараэнерго» об отмене данного письма.

Предписание исполнить в срок до 23.08.2012.

В течение 5 дней с момента исполнения предписания представить в адрес управления доказательства официального опубликования правового акта, отменившего указанные постановления.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель   Комиссии                                                                            Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии                                                                                            В.А. Денк

 

                                                                                                                      Н.О. Высотина

Денк Вера Александровна

(391) 211 34 50

Связанные организации

Связанные организации не указаны