Решение б/н Решение по делу № 15-17-17 от 16 июня 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
Администрация Емельяновского района Красноярского края ул. Московская, 155, п.г.т. Емельяново, Красноярский край, 663020
Администрация Солонцовского сельсовета Емельяновского района ул. Новая, 1-2, п. Солонцы, Емельяновский район, Красноярский край, 660015
ООО «ТРИО» ул.Енисейская, 2 «А», офис 3-
<…>
|
Решение
по делу № 15-17-17
30 мая 2017 года г. Красноярск
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 16 мая 2017 года. В полном объеме решение изготовлено 30 мая 2017 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Капсудин Е.В., заместитель руководителя управления; члены Комиссии – Дударева М.А., заместитель начальника отдела контроля органов власти; Тесленко М.А. , главный государственный инспектор правового отдела, рассмотрев дело № 15-17-17, возбужденное в отношении Администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района по признакам нарушения абз. 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»),
при участии в заседании Комиссии:
- представителя ООО «Трио» по доверенности № 1/2017 от 21.03.2017 - <…>
в отсутствии представителей: заявителя - Администрации Емельяновского района; ответчика - Администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района; заинтересованного лица - <…>, надлежащих образом извещенных о времени и дате рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Администрации Емельяновского района (вх. № 785 от 20.01.2017, исх. № 123 от 19.01.2017) с просьбой провести проверку на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства при проведении Администрацией Солонцовского сельсовета торгов на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0290109:979, 24:11:0290109:980.
В ходе рассмотрения вышеуказанного обращения было установлено следующее.
19.12.2016 на сайте torgi.gov.ru администрация Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края опубликовала извещение №191216/13517089/01 о проведении торгов на право заключения договоров аренды земельных участков:
Лот №1 - земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, п.Солонцы, квартал Торговый, участок №8, общей площадью - 26377,0 кв.м., с кадастровым номером 24:11:0290109:979, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - пищевая промышленность, обременения - отсутствуют;
Лот №2 - земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, п.Солонцы, квартал Торговый, участок №3, общей площадью - 28 378,0 кв.м., с кадастровым номером 24:11:0290109:980, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - пищевая промышленность, обременения - охранная зона объекта электросетевого хозяйства установлена в соответствии с требованиями Постановления правительства РФ от 24 02 2009г №160, 24.11.2.41.
В соответствии с указанным извещением и сведениям, размещенным на сайте torgi.gov.ru о технических условиях подключения к электрическим сетям по лоту № 1 и лоту № 2 было указано следующее: подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения объекта осуществляется на основании договора, заключаемого между организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для организации.
В отношении максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, указано следующее: предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для объектов, определяются в соответствии с Правилами землепользования застройки муниципального образования Солонцовский сельсовет, утвержденными Решением Солонцовского сельского совета депутатов №6-19Р от 25.12.2015.
Таким образом, полная и точная информация о технических условиях и допустимых параметрах разрешенного строительства объекта по вышеуказанным земельным участкам в извещении, в нарушении требований действующего законодательства, отсутствует.
По данному факту на основании приказа Красноярского УФАС России № 23 от 06.02.2017 в отношении Администрации Солонцовского сельсовета было возбуждено дело № 15-17-17 по признакам нарушения частей абз. 1 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в не указании в аукционной документации (извещение №191216/13517089/01) сведений о технических условиях и параметрах разрешенного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами 24:11:0290109:979, 24:11:0290109:980, что повлекло (могло повлечь) ограничение доступа к участию в торгах потенциальным участникам торгов, и, соответственно, ограничение конкуренции на торгах.
Определением от 30.03.2017 к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц были привлечены победители торгов на право заключения договоров аренды земельных участков: ООО «ТРИО», <…>.
При рассмотрения дела было установлено следующее.
По результатам проведения вышеуказанного аукциона, согласно протоколу № 3 от 18.01.2017 года, по лоту № 1 в торгах приняли участие следующие хозяйствующие субъекты: ООО «ТРИО», <…>, ООО «Титан-Восток», <…> , <…>, ООО «Добродом»; по лоту № 2 в аукционе приняли участие следующие хозяйствующие субъекты: <…> , <…>, ООО «ТРИО», <…>, ООО «Титан-Восток», <…>, ООО «Добродом».
Победителями вышеуказанного аукциона стали : по лоту № 1 - ООО «ТРИО», по лоту № 2 - <…>.
Ввиду указанного, Администрацией Солонцовского сельсовета были заключены следующие договоры аренды земельных участков: договор № 6 от 16.02.2017 с <…> на земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, п.Солонцы, квартал Торговый, участок №3, общей площадью - 28 378,0 кв.м., с кадастровым номером 24:11:0290109:980; договор № 7 от 16.02.2017 с ООО «ТРИО» на земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, п.Солонцы, квартал Торговый, участок №8, общей площадью - 26377,0 кв.м., с кадастровым номером 24:11:0290109:979.
Ответчик по данному делу – Администрация Солонцовского сельсовета с вменяемым нарушением не согласилась, считает, что аукционная документация (извещение №191216/13517089/01) содержала сведения о технических условиях параметрах разрешенного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами 24:11:0290109:979, 24:11:0290109:980.
Заявитель по настоящему делу – Администрация Емельяновского района поддержала позицию, изложенную в заявлении, считает действия Администрации Солонцовского сельсовета незаконными, необоснованными, ограничивающими конкуренции в части не указания полных и достоверных сведений о технических условиях и параметрах разрешенного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами 24:11:0290109:979, 24:11:0290109:980 в аукционной документации (извещение №191216/13517089/01).
В рамках рассмотрения настоящего дела Красноярским УФАС России в адрес участников вышеуказанных торгов был направлен запрос информации (исх. № 1887 от 0702.2017) с просьбой представить письменные пояснения относительно влияния/отсутствия влияния на их участие того обстоятельства, что в вышеуказанном аукционе отсутствовали сведения о технических условиях подключения и параметрах разрешенного строительства объекта на земельных участках с кадастровыми номерами 24:11:0290109:979 (лот № 1), 24:11:0290109:980 (лот № 2).
На указанный запрос информации в материалы дела поступили следующие ответы.
ООО «Трио» сообщило (исх. № 04/76 от 14.02.2017, вх. № 2181 от 15.02.2017), что на его участие в аукционе (извещение №191216/13517089/01) отсутствие сведений о технических условиях подключения и параметрах разрешенного строительства объекта на земельных участках не повлияло.
<…> сообщил (исх. б/н от 01.03.2017, вх. № 3218 от 06.03.2017), что отсутствие сведений о технических условиях подключения и параметрах разрешенного строительства объекта на земельных участках, являвшихся предметом аукциона (извещение №191216/13517089/01), повлияло на его участие, а именно, на предложенное им ценовое предложение, так как отсутствие указанных сведений не позволило ему в полной мере определить дальнейшие перспективу использования земельных участков.
От остальных лиц, участвующих в вышеуказанном аукционе, информация не поступила.
В ходе рассмотрения дела в соответствии с пунктом 10.9 Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 (ред. от 20.07.2016) «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18026) проведен анализ состояния конкуренции.
В соответствии с пунктом 10.9 Приказа по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает следующие этапы:
а) определение временного интервала исследования;
б) определение предмета торгов;
в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах.
Временной интервал исследования определен с 19.12.2016 (дата размещения извещения о проведении открытого аукциона (изв. № №191216/13517089/01) по 18.01.2017 (дата проведения аукциона).
Предметом вышеуказанного аукциона является право на заключение договоров аренды муниципального имущества – земельных участков.
Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах определен следующим образом.
Как следует из протокола рассмотрения заявок №3 от 18.01.2017, на участие в аукционе по лоту № 1 и 2 были поданы заявки от следующих лиц:
- ООО «ТРИО» (
- ООО «Титан-Восток» (
- <…> (по лоту № 1);
- <…> (по лоту № 1 и №2);
- ООО «Добродом» (
- <…> (по лоту №2);
- <…> (по лоту №2);
- <…> (по лоту № 1 и №2).
В соответствии с часть 1, 3 статьи 48.1 ФЗ «О защите конкуренции» перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.
07.03.2017 Комиссией Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 15-17-17 принято заключение об обстоятельствах дела.
На данное заключение поступили следующие пояснения от одного из победителей вышеуказанного аукциона (по лоту № 2) <…> (вх. № 7506 от 03.05.2016 ).
<…> не согласился с вменяемым нарушением Администрации Солонцовского сельсовета, считает, что аукционная документация по извещению №191216/13517089/01 содержала полные сведения о технических условиях и параметрах разрешенного строительства на земельных участках, являющихся предметом указанного аукциона. Кроме того, по мнению <…> , ограничение конкуренции на торгах отсутствовало, поскольку участвовало более 7 претендентов.
Так же <…> считает, что признать вышеуказанные торги недействительными не возможно, по причине того, что им уже начато освоение земельного участка - ведутся строительные работы на сумму 3 млн. рублей, производится закуп строительных материалов, изготовлен проект на застройку на данном земельном участке.
От ООО «Трио», второго победителя по вышеуказанному аукциону (по лоту № 1), были представлены следующие возражения.
Общество считает, что на решение о принятии участия в аукционе, а равно как и на ценовое предложение при участии в аукционе, не имело бы значение наличие в извещении №191216/13517089/01 более подробной информации о технических условиях и параметрах разрешенного строительства на земельных участках.
Так же Общество сообщило, что в настоящее время производит освоение земельного участка – проведены земляные работы (отсыпка территории), при этом, Администрация Емельяновского района обратилась в суд (дело № А33-4980/2017) с иском о признании недействительными результатов вышеуказанных торгов (извещение №191216/13517089/01) на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 24:11:0290109:979, 24:11:0290109:980.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
Конституцией Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (статья 8).
Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Согласно статье 3 ФЗ «О защите конкуренции» настоящий Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В соответствии со статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации:
- образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путём проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в следующем порядке, в том числе: получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства (часть 3);
- земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если, в том числе: в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства (часть 8);
- извещение о проведении аукциона должно содержать сведения: о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства) (часть 21).
С учетом вышеприведенных правовых норм Комиссия приходит к выводу о том, земельным законодательством Российской Федерации строго урегулирован порядок подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, названные нормы являются императивными.
Согласно пункту 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83 (далее – Правила №83), сети инженерно-технического обеспечения - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо, водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 5 Правил №83 орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
Пунктом 8 Правил №83 установлены следующие требования к содержанию запроса органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения:
- наименование лица, направившего запрос, его местонахождение и почтовый адрес;
- нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запрос;
- правоустанавливающие документы на земельный участок (для правообладателя земельного участка);
- информацию о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства;
- информацию о разрешенном использовании земельного участка;
- информацию о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку;
- необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения, а также виды подключаемых сетей инженерно-технического обеспечения;
- планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);
- планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации).
- соответствии с пунктом 9 Правил №83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 Правил №83 запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Из материалов дела следует, что в извещении о проведении аукциона (извещении №191216/13517089/01) сведения о технических условиях и параметрах разрешенного строительства на земельных участках отсутствовали.
Так при рассмотрении дела было установлено, что в соответствии с указанным извещением и сведениям, размещенным на сайте torgi.gov.ru о технических условиях подключения к электрическим сетям по лоту № 1 и лоту № 2 было указано следующее: «подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения объекта осуществляется на основании договора, заключаемого между организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для организации».
Таким образом, полная и точная информация о технических условиях и допустимых параметрах разрешенного строительства объекта по вышеуказанным земельным участкам в извещении, в нарушение требований действующего законодательства, отсутствует.
Ввиду указанного Комиссия отклоняет доводы ООО «Трио» и Нурахмедова К.Б. о том, что при проведении Администрацией Солонцового сельсовета аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков в извещении №191216/13517089/01 содержались сведения о технических условиях и параметрах разрешенного строительства на земельных участках.
При этом, отсутствие сведений в вышеуказанном извещении о технических условиях и параметрах разрешенного строительства приводит или может привести к ограничению конкуренции на торгах, поскольку неопределенность (неточность) в указанных сведениях приводит к невозможности проведения экономического расчета относительно целесообразности участия в аукционе, так как при таких условиях невозможно определить какой именно объект возможно будет построить на земельном участке.
Данный вывод подтверждается информацией (исх. б/н от 01.03.2017, вх. № 3218 от 06.03.2017), полученной в ходе рассмотрения настоящего дела от Москалева А.Н. - участника вышеуказанного аукциона, который сообщил, что отсутствие сведений о технических условиях подключения и параметрах разрешенного строительства объекта на земельных участках повлияло на его ценовое предложение, так как отсутствие указанных сведений не позволило ему в полной мере определить дальнейшие перспективу использования земельных участков.
Довод Нурахмедова К.Б. о том, что в вышеуказанном аукционе принимало участие более 7 субъектов, что, по его мнению, свидетельствует об отсутствии ограничении конкуренции, не может быть принят, так как указанное обстоятельство не исключает нарушения в действиях Администрации Солонцовского сельсовета в части неразмещения обязательной информации о предмете аукциона, в нарушение требования ст. 39.11 ЗК РФ, что повлекло (могло повлечь) сокращение числа потенциальных участников аукциона и, соответственно, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, антимонопольный орган полагает, что действия Администрации Солонцовского сельсовета, выразившиеся в неразмещении обязательной, в соответствии со ст. 39.11 ЗК РФ, информации о предмете аукциона, могли повлечь ограничение конкуренции, поскольку препятствовали формированию у потенциальных претендентов решения о необходимости принимать участие в аукционе ввиду неопределенности сведений, указанных в извещении, о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и параметрах разрешенного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами 24:11:0290109:979, 24:11:0290109:980.
Согласно части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, Комиссия приходит к выводам:
- об отсутствии оснований для прекращения производства по делу по признакам нарушения абз. 1 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», возбужденного в отношении Администрации Солонцовского сельсовета;
- о наличии в действиях Администрации Солонцовского сельсовета нарушения абз. 1 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» в части неразмещения обязательной, в соответствии со ст. 39.11 ЗК РФ, информации о предмете аукциона;
- в связи с реализацией заявителем - Администрацией Емельяновского района права на обращение в суд (дело № А33- 4980/2017) о признании торгов на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0290109:979, 24:11:0290109:980 недействительными, обязательное для исполнения предписание не выдавать, в суд с иском о признании торгов недействительными не обращаться.
На основании изложенного, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 , частью 1 статьи 50 ФЗ «О защите конкуренции» ,
РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края нарушившей абзац 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения действий (бездействия), выразившихся в неуказании в аукционной документации (извещение №191216/13517089/01) сведений о технических условиях и параметрах разрешенного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами 24:11:0290109:979, 24:11:0290109:980, что повлекло (могло повлечь) ограничение доступа к участию в торгах потенциальным участникам, и, соответственно, ограничение конкуренции на торгах.
2. В связи с реализацией Администрацией Емельяновского района права на обращение в суд (дело № А33- 4980/2017) о признании торгов на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0290109:979, 24:11:0290109:980 недействительными, обязательное для исполнения предписание не выдавать, в суд с иском о признании торгов недействительными не обращаться.
3. Передать копии материалов дела №15-17-17 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновного должностного лица Администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в установленном статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции» порядке.
Председатель Комиссии Е.В. Капсудин
Члены Комиссии М.А. Дударева
М.А. Тесленко