Решение б/н Решение и предписание по делу № 152 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

            

 

 

 

 

 

ООО «Микрофинанс»

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 152

 

«14» июня 2012 года                                                                                                 г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена 05.06.2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 14.06.2012 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела -  Харченко О.П., члены Комиссии: Яхонтова Н.А. – специалист - эксперт, Чуракова – главный специалист-эксперт, рассмотрев дело № 152, возбужденное по признакам нарушения ООО «Микрофинанс» <…> законодательства Российской Федерации о рекламе,

в присутствии директора ООО «Микрофинанс» <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Сотрудниками Красноярского УФАС России 14.05.2012 года было выявлено распространение рекламы следующего содержания: «Займ за 5 минут. От 1 % в день…Микрофинанс…». (далее – Реклама). Реклама размещёна на странице 55 в  рекламно-информационном еженедельнике «Шанс» № 19 (11.05.2012 – 17.05.2012). Указанная Реклама содержит вышеуказанный текст. Иной информации рассматриваемая Реклама не содержит.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ (далее – Федеральный закон «О рекламе») реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на  привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание  интереса к нему и его продвижение на рынке.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание содержание Рекламы, размещённой на рекламной конструкции, указанная Реклама является рекламой финансовых услуг.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе» Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из таких условий.

В рассматриваемой Рекламе сообщено одно из условий оказания рекламируемых услуг, влияющее на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица,  – ставка от 1 % в день, в то время как иные условия, оказания соответствующих рекламируемых услуг, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица не указаны. Иные условия, оказания соответствующих рекламируемых услуг, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, являются существенной информацией, отсутствие которой может ввести в заблуждение потенциальных потребителей Рекламы.

Таким образом, рассматриваемая Реклама содержит признаки нарушения требования пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем рассматриваемой Рекламы является ООО «Микрофинанс» <…>

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц,                          ООО «Микрофинанс» зарегистрировано по адресу: <…>.

Таким образом, в соответствии с пунктом 3 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Красноярское УФАС России обладает полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении                               ООО «Микрофинанс».

В результате рассмотрения вышеуказанной рекламы Красноярским УФАС России было принято решение о возбуждении в отношении ООО «Микрофинанс»  дела № 152 по признакам нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В ходе рассмотрения дела и в результате анализа имеющихся материалов Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.

14.05.2012 года было выявлено распространение рекламы следующего содержания: «Займ за 5 минут. От 1 % в день…Микрофинанс…».

В соответствии с Федеральным законом «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Указанная выше информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к указанным в рекламе услугам, формирование и поддержание интереса к ним (услугам) с целью их продвижения на рынке (увеличение спроса на  услуги).

Таким образом, рассматриваемая информация в силу статьи 3 Федерального закона              «О рекламе» является рекламой.

В результате изучения рассматриваемой Рекламы Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что названная Реклама является рекламой финансовых услуг по следующим основаниям.

Согласно статье 4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно статье 807 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее – ГК РФ) по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. При этом пунктом 2 статьи 819 ГК РФ определено, что к отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные параграфом 1 главы 42 ГК РФ (п.1 - Заем), если иное не предусмотрено параграфом 2 –  «Кредит» не вытекает из существа кредитного договора.

Системное толкование вышеперечисленных норм действующего законодательства, а также положений статьи 28 Федерального закона «О рекламе» позволяет сделать вывод о том, что предоставление денежных средств (займа) может рассматриваться как реклама финансовых услуг.

В Рекламе содержится информация о процентных ставках по договору займа, а именно: «…от 1 % в день…», в связи с чем, Комиссия Красноярского УФАС России установила, что в рассматриваемой Рекламе слово «займ» обозначает финансовую услугу, что достигается путем акцентирования внимания на условиях договора займа: процентных ставках.

Способ размещения  (в центре рекламного поля) и стиль выделения (крупным жирным шрифтом) информации о финансовой услуге (займ) и условиях ее получения направлены на привлечение внимания к финансовой услуге – займу.

На основании вышеизложенного Комиссия Красноярского УФАС России установила, что рассматриваемая Реклама является рекламой финансовых услуг (займа).

Также факт того, что рассматриваемая Реклама является рекламой финансовых услуг подтверждается документами, представленными директором ООО «Микрофинанс» <…>, а именно: распоряжением от 20.02.2012 года о введении с 20.01.2012 года продукта «Займ проверенный», согласно которому займ в размере от 10 000 руб. до 15 000 руб. выдаётся при наличии двух документов удостоверяющих личность на срок до 30 дней и типовым договором займа, согласно которому ООО «Микрофинанс» передаёт в собственность заёмщика денежные средства в установленном размере, а заёмщик обязуется вернуть ООО «Микрофинанс» сумму займа, уплатить проценты на сумму займа в срок и порядке, предусмотренными данным договором.                  

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В результате изучения распоряжения директора ООО «Микрофинанс» <…> условиями, влияющими на окончательную сумму расходов/доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, являются: сумма, срок и процент займа.

Однако, рассматриваемая Реклама содержит лишь информацию об одном условии: процентной ставке от 1 % в день.

Поскольку рассматриваемая Реклама финансовых услуг (займа) направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться услугами, предлагаемыми в Рекламе, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя (информация о процентной ставке), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные Рекламой у потребителей (иные условия, влияющие на сумму доходов/расходов, которые получат/понесут воспользовавшиеся услугами компании лица).

На основании вышеизложенного Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что рассматриваемая Реклама не соответствует требованиям пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 28 названного закона, несет рекламодатель.

Статья 3 Федерального закона «О рекламе» понимает под рекламодателем лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы.

В соответствии с договором № 01/04 оказания рекламных услуг от 01.04.2012 года                  ООО «Микрофинанс», в лице генерального директора <…> является заказчиком рекламы финансовых услуг, являющейся предметом рассмотрения дела.

Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия Красноярского УФАС России установила, что ООО «Микрофинанс» в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является рекламодателем Рекламы, являющейся предметом рассмотрения дела.

На момент рассмотрения дела Комиссия Красноярского УФАС России не располагала доказательствами нераспространения Рекламы, являющейся предметом рассмотрения дела.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей Рекламу финансовых услуг, распространяемую                          ООО «Микрофинанс», поскольку она нарушает требования пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона  «О рекламе».
  2. Выдать ООО «Микрофинанс» предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном части  1 статьи 14.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

 О.П. Харченко

 

 

 

Члены Комиссии

 

Н.А. Яхонтова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О.А. Чуракова

 

Яхонтова Надежда Андреевна

 (391) 265-02-19

                          ООО «Микрофинанс»

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 152 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«14» июня  2012 года                                                                                                             г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, Харченко О.П., члены Комиссии: Яхонтова Н.А. – эксперт - специалист, Чуракова О.А. - главный специалист - эксперт, на основании своего решения от 14 июня 2012 года по делу № 152 о признании ненадлежащей рекламы, распространяемой          ООО «Микрофинанс» <…> и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального Закона № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Микрофинанс» <…> в течение 10 дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы, содержащей нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», или привести её в соответствие с названными нормами закона.

2. ООО «Микрофинанс» <…>  представить в течение 5 дней с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания  в Красноярское УФАС России доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе Российской Федерации.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Красноярское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

 

 О.П. Харченко

 

 

 

Члены Комиссии

 

Н.А. Яхонтова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О.А. Чуракова

 

Подпись: Председатель Комиссии О.П. Харченко Члены Комиссии Н.А. Яхонтова О.А. Чуракова Яхонтова Надежда Андреевна

(391)265-02-19

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны