Решение б/н Решение по делу № 162-10-14 от 5 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
 5 (12.00 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

ООО «Водоканал-Сервис»

 

663600, Красноярский край, г. Канск,

4-й Центральный мкрн., 33Б

 

 

 

<…>

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

«31» октября 2014 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена «20» октября 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено «31» октября 2014 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: О.П. Харченко, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Т.Э Жукова, заместитель начальника отдела контрольных закупок, Н.Н. Терскова, главный специалист-эксперт аналитического отдела, рассмотрев дело №  162-10-14 по признакам нарушения ООО «Водоканал-Сервис» (663600, Красноярский край, г.Канск, 4-й Центральный микрорайон, 33Б) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление гражданина <…> на действия ООО «Водоканал-Сервис» (663600, Красноярский край, г.Канск, 4-й Центральный микрорайон, 33Б), выразившиеся в неправомерном взимании платы за водоотведение жилого дома, оборудованного индивидуальным септиком (выгребной ямой), по тарифам, утвержденным для централизованной системы водоотведения (далее – Заявление).

На основании обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения Заявления, приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 19.06.2014 № 300 было возбуждено дело № 162-10-14 по признакам нарушения ООО «Водоканал-Сервис» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела № 162-10-14 Комиссией установлены следующие обстоятельства.

ООО «Водоканал-Сервис» оказывает услуги водоснабжения, водоотведения и вывоза жидких бытовых отходов (далее – ЖБО, сточные воды) на территории г.Канска Красноярского края. Канализационные сети и очистные сооружения г.Канска, предназначенные для очистки сточных вод канализации, обслуживаются ООО «Водоканал-Сервис».

Гражданин <…> проживает в г.Канске в жилом доме, подключенном к централизованной системе холодного водоснабжения и не подключенном к централизованной системе водоотведения, оборудованном выгребной ямой (септиком).

ООО «Водоканал-Сервис» за период с сентября 2010 года по декабрь 2013 года включительно взимало с гражданина <…> плату за прием и очистку ЖБО по тарифам на услуги водоотведения, установленным для ООО «Водоканал-Сервис» Канским городским советом депутатов Красноярского края, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Региональной энергетической комиссией Красноярского края для граждан, имеющих подключение к централизованной системе водоотведения.

Услуги по транспортировке ЖБО из выгребной ямы гражданина <…> осуществлялись различными организациями: ООО «Полигон», ООО «Водоканал-Сервис» и др. в канализационные сети, обслуживаемые ООО «Водоканал-Сервис», за отдельную плату.

Плата за транспортировку ЖБО ассенизаторскими машинами до точек сброса ЖБО в канализационную сеть не входит в тариф на услугу водоотведения, установленный для ООО «Водоканал-Сервис» Канским городским советом депутатов Красноярского края, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Региональной энергетической комиссией Красноярского края для граждан, имеющих подключение к централизованной системе водоотведения.

Между ООО «Водоканал-Сервис» и организациями, осуществляющими деятельность по транспортировке ЖБО из выгребных ям и сливу в канализацию на территории г.Канска, отсутствуют заключенные договора на прием и очистку сточных вод.

Плату за предоставление точек сброса ЖБО в канализацию организациям, осуществляющим деятельность по вывозу ЖБО из выгребных ям, ООО «Водоканал-Сервис» не взимает.

Точками сброса ЖБО являются все колодцы канализационных сетей г.Канска.

По канализационным сетям г.Канска ЖБО поступают на очистные сооружения, обслуживаемые ООО «Водоканал-Сервис», которые расположены за чертой г.Канска, на правом берегу реки Кан. Очищенные стоки сбрасываются в реку Кан.

В письменном виде договор водоотведения между ООО «Водоканал-Сервис» и гражданином <…> не заключен.

Гражданин <…> обращался в ООО «Водоканал-Сервис» с заявлением (вх. № 241 от 12.02.2014) о заключении договора на прием, вывоз и очистку жидких бытовых отходов с приложением проекта договора.

ООО «Водоканал-Сервис» письмом исх. № 891 от 16.05.2014 отказало гражданину <…> в заключении предложенного им проекта договора на прием, вывоз и очистку жидких бытовых отходов.

На основании полного и всестороннего исследования обстоятельств дела № 162-10-14 Комиссия пришла к следующим выводам.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении).

Согласно положениям статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно положениям пунктов 6 и 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных указанными Правилами.

Таким образом, ввиду фактического совершения конклюдентных действий по оказанию и потреблению услуг холодного водоснабжения, приема и очистки ЖБО между ООО «Водоканал-Сервис» и гражданином <…> действует договор на оказание услуг приема и очистки ЖБО на условиях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.

  Также согласно положениям статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Таким образом, ООО «Водоканал-Сервис» должно заключить договор водоотведения с гражданином <…> ввиду отсутствия заключенных договоров между ООО «Водоканал-Сервис» и организациями, осуществляющими вывоз и слив ЖБО в канализацию г.Канска.

Отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов регулируются Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов»  (далее – Правила предоставления услуг по вывозу ЖБО).

Согласно положениям пункта 6 Правил предоставления услуг по вывозу ЖБО исполнитель – коммерческая организация - не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по вывозу бытовых отходов при наличии технической возможности предоставить потребителю соответствующие услуги. Если исполнитель – коммерческая организация уклоняется от заключения договора, потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Таким образом, рассмотрение вопроса об уклонении ООО «Водоканал-Сервис» от заключения Договора на прием, вывоз и очистку жидких бытовых отходов в части оказания услуг по вывозу ЖБО не может рассматриваться антимонопольным органом.

Согласно части 7 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся:

1) водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод;

2) прием и транспортировка сточных вод;

3) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

Также согласно части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения:

1) тариф на водоотведение;

2) тариф на транспортировку сточных вод;

3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

Для ООО «Водоканал-Сервис» установлены только тарифы на услуги водоотведения. При этом ООО «Водоканал-Сервис» взимает с гражданина <…>, не имеющего подключения к централизованной системе водоотведения, по установленному тарифу для граждан, имеющих подключение к централизованной системе водоотведения.

Частью 2 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении установлены следующие понятия в сфере водоотведения:

- водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

- транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей;

- централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Из трактовки вышеуказанных понятий следует, что услуга водоотведения и очистки сточных вод является комплексной услугой, включающей в себя сбор, прием и транспортировку сточных вод по централизованной системе канализации из жилых помещений, а также их последующую очистку.

Исходя из комплексности услуги водоотведения плата с граждан при оказании полного комплекса указанных услуг должна взиматься в полном объеме.

 Ввиду отсутствия подключения к централизованной системе водоотведения и наличия выгребной ямы гражданин <…> для транспортировки ЖБО до канализационной сети пользуется услугами различных организаций, осуществляющих деятельность по транспортировке ЖБО до канализационных сетей, за отдельную плату.

ЖБО из выгребной ямы гражданина <…> сбрасываются в канализационную сеть г.Канска, обслуживаемую ООО «Водоканал-Сервис», и далее очищаются на очистных сооружениях, также обслуживаемых ООО «Водоканал-Сервис», из чего следует, что гражданин <…> получает услугу водоотведения с использованием только части централизованной системы водоотведения.

Таким образом, ООО «Водоканал-Сервис» оказывает гражданину <…> услуги водоотведения в части приема ЖБО в канализационные сети, транспортировки по канализации до очистных сооружений, очистки и сброса в реку Кан.

Без использования канализационной сети и очистных сооружений г.Канска, обслуживаемых ООО «Водоканал-Сервис», гражданин <…> не может получить услугу водоотведения ввиду отсутствия в г.Канске канализационных сетей и очистных сооружений, обслуживаемых иными организациями.

Таким образом, гражданин <…> не получает весь комплекс услуг водоотведения у ООО «Водоканал-Сервис» ввиду отсутствия подключения к централизованной системе водоотведения (канализации) при одновременной необходимости принятия мер по вывозу ЖБО до точек слива в канализацию за свой счет за отдельную плату, не входящую в тариф ООО «Водоканал-Сервис» на услугу водоотведения.

Оплачивая услуги водоотведения, оказываемые ООО «Водоканал-Сервис», по тарифам, установленным для полного комплекса услуг водоотведения, гражданин <…> оплачивает услугу транспортировки ЖБО до канализационной сети, которую ООО «Водоканал-Сервис» ему не оказывает за взимаемую по указанному тарифу плату.

Кроме того, оплачивая услуги водоотведения по тарифу, установленному для полного комплекса услуг водоотведения, а также оплачивая отдельно услугу транспортировки ЖБО до канализационной сети, гражданин <…> оплачивает транспортировку ЖБО до канализационной сети дважды по сравнению с гражданами, имеющими подключение к централизованной системе водоотведения.

В связи с вышеизложенным ООО «Водоканал-Сервис» необоснованно взимает с гражданина <…> плату за услугу водоотведения в полном объеме, при фактическом ее оказании не в полном объеме.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры отнесено к сфере деятельности субъектов естественных монополий. ООО «Водоканал-Сервис» на территории г.Канска Красноярского края осуществляет деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения. Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Таким образом, ООО «Водоканал-Сервис» занимает доминирующее положение на рынках оказания услуг водоснабжения и водоотведения в г.Канске Красноярского края.

Учитывая наличие доминирующего положения ООО «Водоканал-Сервис» на  рынке водоотведения, гражданин <…> не имеет возможности получения услуг водоотведения, минуя канализационные сети ООО «Водоканал-Сервис». Таким образом, ООО «Водоканал-Сервис» является единственной организацией, у которой гражданин <…> может получить услугу водоотведения. Учитывая изложенное, действия ООО «Водоканал-Сервис» по необоснованному взиманию с гражданина <…> платы за услугу водоотведения в полном объеме, при фактическом ее оказании не в полном объеме могли повлечь ущемление интересов гражданина <…>.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Комиссией установлено, что действия ООО «Водоканал-Сервис» по необоснованному взиманию с гражданина <…> платы за услугу водоотведения в полном объеме, при фактическом ее оказании не в полном объеме не были обусловлены объективными причинами. Указанные действия свидетельствуют о выходе ООО «Водоканал-Сервис» за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав и об установлении необоснованных условий реализации гражданином <…> своих прав, в том числе, связанных с необоснованной двойной оплатой услуг транспортировки ЖБО до канализационной сети.

Комиссией установлено, что действия ООО «Водоканал-Сервис» по необоснованному взиманию с гражданина <…> платы за услугу водоотведения в полном объеме, при фактическом ее оказании не в полном объеме, образуют состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, при отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис» (663600, Красноярский край, г.Канск, 4-й Центральный микрорайон, 33Б) нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту необоснованного взимания с гражданина <…> платы за услугу водоотведения в полном объеме, при фактическом ее оказании не в полном объеме.

2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                 О.П. Харченко

 

Члены Комиссии:                                                                                                                   Т.Э. Жукова

 

                                                                                                                                             Н.Н. Терскова

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

ООО «Водоканал-Сервис»

 

663600, Красноярский край, г. Канск,

4-й Центральный мкрн., 33Б

 

 

 

<…>

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

«31» октября 2014 года

г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: О.П. Харченко, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Т.Э Жукова, заместитель начальника отдела контрольных закупок, Н.Н. Терскова, главный специалист-эксперт аналитического отдела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 31.10.2014 по делу № 162-10-14 о нарушении ООО «Водоканал-Сервис» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Водоканал-Сервис» обратится в порядке и в сроки, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации в уполномоченный орган в области государственного регулирования тарифов для установления тарифа на услугу водоотведения и очистки сточных вод на территории г.Канска Красноярского края для граждан, не подключенных к системе централизованного водоотведения.

2. ООО «Водоканал-Сервис» после установления тарифа на услугу водоотведения и очистки сточных вод для граждан, не подключенных к системе централизованного водоотведения, заключить договор водоотведения с гражданином Погоденковым В.К. с применением установленного тарифа на услугу водоотведения и очистки сточных вод.

Об исполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения путем направления в адрес Красноярского УФАС России надлежащим образом заверенных копий следующих документов:

- обращения ООО «Водоканал-Сервис» в уполномоченный орган в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифа на услугу водоотведения и очистки сточных вод на территории г.Канска Красноярского края для граждан, не подключенных к системе централизованного водоотведения;

- доказательства вручения обращения об установлении тарифа на услугу водоотведения уполномоченному органу в области государственного регулирования тарифов;

- договора водоотведения, подписанного и направленного в адрес гражданина Погоденкова В.К.;

- доказательства вручения договора водоотведения гражданину <…>.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                 О.П. Харченко

 

Члены Комиссии:                                                                                                                   Т.Э. Жукова

 

                                                                                                                                             Н.Н. Терскова

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная     ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны