Решение б/н Решение по делу № 166-15-10, возбужденному в отношении Норил... от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
|
Норильский межрайонный отдел Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Красноярскому краю <…>
ООО «Объединение коммунальников № 1» <…> |
РЕШЕНИЕ
«06» августа 2010 года г. Красноярск
Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на заседании Комиссии 02 августа 2010 года. В полном объеме решение изготовлено 06 августа 2010 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Захаров В.М., руководитель управления, члены Комиссии – Баранова А.В., начальник правового отдела, Куштысева Е.В., старший государственный инспектор контрольного отдела рассмотрела дело № 166-15-10, возбужденное по инициативе Красноярского УФАС России в отношении Норильского межрайонного отдела Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Красноярскому краю <…> (далее – Норильский межрайонный отдел Управления ФСКН России по Красноярскому краю) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).
На заседании Комиссии 02.08.2010 года присутствовал представитель Норильского межрайонного отдела Управления ФСКН России по Красноярскому краю – <…> (доверенность <…> от 23.04.2010).
Комиссией были установлены следующие фактические обстоятельства:
В адрес управления поступили материалы, согласно которым между Норильским межрайонным отделом Управления ФСКН России по Красноярскому краю и ООО «Объединение коммунальников № 1» заключен государственный контракт энергоснабжения <…> от 17.02.2010 (далее – контракт).
По данному факту управлением приказом № 312 от 11.06.2010 было возбуждено дело № 166-15-10 в отношении Норильского межрайонного отдела Управления ФСКН России по Красноярскому краю по признакам нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».
Определением о назначении к рассмотрению дела № 166-15-10 от 11.06.2010 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено ООО «Объединение коммунальников № 1» <…>.
В ходе рассмотрения Комиссией дела № 166-15-10 было установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1.1. контракта предметом данного государственного контракта являются услуги по снабжению электрической энергией на условиях, определяемых настоящим государственным контрактом, объекта, расположенного по адресу: <…>.
В соответствии с пунктом 2.1. контракта расчеты за потребленную электрическую энергию производятся на основании тарифов соответствующих групп потребителей, утвержденных рабочей группой Региональной энергетической комиссии. Оплата «Абонентом» «Исполнителю» услуг по государственному контракту будет производиться в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год ориентировочно 150 764, 12 рублей (с учетом НДС), в пределах возмещения расходов ориентировочно 55 818, 67 рублей (с учетом НДС).
Согласно приложению № 1 контракта его цена на 2010 год составила 175 070, 16 (сто семьдесят пять тысяч семьдесят рублей шестнадцать копеек) без учета НДС и 206 582, 79 (двести шесть тысяч пятьсот восемьдесят два рубля семьдесят девять копеек) с учетом НДС.
В соответствии с приложением № 1 к указанному контракту ООО «Объединение коммунальников № 1» для ответчика установлен тариф для оплаты электроэнергии в размере 1, 62102 рубля.
Приказом от 15.12.2009 № 246-пр «Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ООО «Коммунальников № 1» (г. Норильск) РЭК Красноярского края были установлены для ООО «Коммунальников № 1» тарифы на электрическую и тепловую энергию, в составе тарифа на электроснабжение утвержден также тариф на передачу электрической энергии.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Исходя из предмета контракта и указанных положений действующего законодательства Комиссия приходит к выводу о том, что данный контракт заключен на оказание услуг электроснабжения.
Статьей 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) предусмотрены случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
В соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии заключается с гарантирующим поставщиком электрической энергии.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Согласно пункту 16 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (далее – Правила № 530), статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса (далее - конкурс), который проводится один раз в 3 года (далее - очередной конкурс) или при возникновении предусмотренных настоящими Правилами оснований, обусловливающих возможность смены гарантирующего поставщика до истечения 3-летнего периода с даты присвоения статуса гарантирующего поставщика лицу, отобранному по результатам предыдущего конкурса (далее - внеочередной конкурс).
В соответствии с перечнем организаций, получивших статус гарантирующего поставщика на территории Красноярского края, с указанием зон их деятельности, согласованным решением правления РЭК от 12.10.2006, на территории Красноярского края осуществляют деятельность девять гарантирующих поставщиков: ОАО «Красноярскэнергосбыт», ООО «Русэнергосбыт», ООО «Ярцевская лесопромышленная компания», ОАО «Северное», Кодинское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Кежемского района, сельскохозяйственный производственный кооператив «Родина», федеральное государственное унитарное предприятие «Авиапредприятие «Черемшанка», государственное унитарное предприятие Учреждение УП-288/2 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю, Туруханское районное муниципальное унитарное предприятие «Туруханскэнерго».
ООО «Объединение коммунальников № 1» не является гарантирующим поставщиком.
Согласно письменным пояснениям, представленным Норильским межрайонным отделом Управления ФСКН России по Красноярскому краю (№ 8582 от 28.06.2010), Управлением собственности и жилищного фонда Администрации г. Норильска на основании договора <…> от 22.03.2004 и дополнительных соглашений к названному договору от 18.03.2009 ООО «Объединение коммунальников № 1» переданы в аренду объекты инженерной инфраструктуры, энергоснабжения, в том числе ТП-913, расположенная по адресу: <…> и ТП -912, расположенная по адресу: <…>.
Названные трансформаторные подстанции предназначены для оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе к зданию, где располагается Норильский межрайонный отдел Управления ФСКН России по Красноярскому краю.
Таким образом, только ООО «Объединение коммунальщиков № 1» имеет техническую возможность передавать электрическую энергию ответчику.
В письме (№ 400 от 21.04.2010) ООО «Объединение коммунальников № 1» указало, что отдельно стоящий объект- здание, расположенное по адресу: <…>, в помещении которого располагается помещение ответчика, расположен на территории, обслуживаемой ООО «Объединение коммунальников № 1» и снабжается электроэнергией от ТП-913, Ф9.
Данные обстоятельства являются основанием для заключения договорных отношений на поставку электрической энергии, посредством подписания контракта энергоснабжения, в соответствии с которым Норильский межрайонный отдел Управления ФСКН России по Красноярскому краю является «Абонентом», ООО «Объединение коммунальников № 1» является «Энергоснабжающей организацией».
Комиссия отмечает, что в соответствии пунктом 1 части 2 статьи 55 указанного Федерального закона размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее – ФЗ «О естественных монополиях») к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче электрической энергии.
Статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» запрещается с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.
Требования настоящей статьи не распространяются на хозяйствующие субъекты, функционирующие в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в условиях отсутствия или ограничения конкуренции, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию объектов электроэнергетики, технологически не связанных с Единой энергетической системой России или технологически связанных с ней исключительно через электроэнергетические системы иностранных государств.
Территория города Норильска относится к технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе, таким образом, ООО «Объединение коммунальников № 1», совмещая деятельность по передаче электрической энергии и купле-продаже электрической энергии не нарушает действующее законодательство.
Однако, как указанно выше Комиссия при оценке указанного довода ответчика исходит из предмета контракта, который прямо указывает на то, что ООО «Объединение коммунальников № 1» оказывает услуги электроснабжения, в связи с чем данный довод ответчика не может быть принят.
Комиссия отмечает, что ответчик имел возможность заключить с ООО «Объединение коммунальников № 1» договор на передачу электрической энергии.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электроэнергию и тепловую энергию в РФ» энергоснабжающая организация - хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.
РЭК Красноярского края представлены сведения (исх. № 2-1382/1 от 09.07.2009) о том, что на рынке торговли и распределения электрической энергии на территории г. Норильска Красноярского края (исх. № 2-1382/1 от 09.07.2009) кроме ООО «Объединение коммунальников № 1» осуществляют деятельность следующие хозяйствующие субъекты:
- ЗАО «Оганер-комплекс» <…>;
- ООО «Энерготех» <…>;
- ООО «Нордсервис» <…>;
- ООО «Жилищная компания» <…>;
- ООО «Талнахтехсервис» <…>;
- ООО «Талнахбыт» <…>;
- ООО «Жилищный трест» <…>.
Таким образом, несмотря на то, что энергопринимающие устройства ответчика подключены только к коммуникационным сетям электроснабжения ООО «Объединение коммунальников № 1», услуги энергоснабжения Норильскому межрайонному отделу Управления ФСКН России по Красноярскому краю могли быть оказаны вышеперечисленными энергоснабжающими организациями.
На основании изложенного Комиссия делает вывод о том, что действия Норильского межрайонного отдела Управления ФСКН России по Красноярскому краю, выразившиеся в заключении указанного контракта с ООО «Объединение коммунальников № 1» без соблюдения требований Закона № 94-ФЗ, являются нарушающими требования действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Согласно ч. 17 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Последствием указанных действий ответчика явилось, в том числе, недопущение хозяйствующих субъектов, имеющих возможность оказывать соответствующие услуги, на рынок торговли и распределения электрической энергии на территории г. Норильска, так как Норильский межрайонный отдел Управления ФСКН России по Красноярскому краю при несоблюдении конкурсной процедуры, предусмотренной Законом № 94-ФЗ, при заключении указанного контракта с хозяйствующим субъектом, не имеющим статуса гарантирующего поставщика, не обеспечило равные условия доступа указанным хозяйствующим субъектам на рынок по оказанию соответствующих услуг по энергоснабжению.
Также ответчик представил в адрес управления документы, в соответствии с которыми между Норильским межрайонным отделом Управления ФСКН России по Красноярскому краю и ООО «Объединение коммунальников № 1» было заключено соглашение о расторжении государственного контракта на энергоснабжение <…> от 17.02.2010 от 07.06.2010, в соответствии с которым указанный контракт расторгается с 01.06.2010.
После указанных действий ответчиком с ООО «Объединение коммунальников № 1» был заключен договор на энергоснабжение <…> от 07.06.2010, в соответствии с пунктом 1.1. которого предметом данного договора являются услуги по снабжению электрической энергией на условиях, определяемых настоящим договором, объекта, расположенного по адресу: <…>.
Данный договор заключен сторонами на срок с 01.06.2010 по 30.09.2010.
Согласно приложению № 1 указанного договора его цена на указанный период 2010 года составила 58 356, 72 (пятьдесят восемь тысяч триста пятьдесят шесть рублей семьдесят две копейки) без учета НДС и 68 860, 92 (шестьдесят восемь тысяч восемьсот шестьдесят рублей девяносто две копейки) с учетом НДС.
В соответствии с пунктом 14 статьи 55 Закона № 94-ФЗ осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1 указания Центрального банка Российской Федерации от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступающих а кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» Расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальный предприниматель), между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 23, статьей 48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства
РЕШИЛА:
1. Признать Норильский межрайонный отдел Управления ФСКН России по Красноярскому краю нарушившим часть 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения государственного контракта энергоснабжения <…> от 17.02.2010 с хозяйствующим субъектом, не являющимся гарантирующим поставщиком, без соблюдения требований, предусмотренных действующим законодательством.
2. Производство по делу № 166-15-10, возбужденному в отношении Норильского межрайонного отдела Управления ФСКН России по Красноярскому краю, прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.М. Захаров
Члены Комиссии А.В. Баранова
Е.В. Куштысева