Решение б/н Решение и предписание № 175-10-12 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»

 

<…>

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 175-10-12

 

«9» октября 2012 года

г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: О.П. Харченко, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Я.Ю. Бычкова, начальник отдела контроля размещения государственного заказа, В.В. Сугорова, главный специалист-эксперт отдела естественных монополий, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 09.10.2012 по делу № 175-10-12 о нарушении открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в течение 50 (пятидесяти) дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: обеспечить выполнение организационно-технологических мероприятий, которые бы привели к передаче электрической энергии надлежащего качества потребителям <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей ОАО «МРСК Сибири».

Об исполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения, с приложений копий подтверждающих документов.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                 О.П. Харченко

 

Члены Комиссии:                                                                                                              Я.Ю. Бычкова

 

                                                                                                                                              В.В. Сугорова

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная     ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по списку

 

РЕШЕНИЕ

 

«9» октября 2012 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена «26» сентября 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено «9» октября 2012 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – О.П. Харченко, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Я.Ю. Бычкова, начальник отдела контроля размещения государственного заказа, В.В. Сугорова, главный специалист-эксперт отдела естественных монополий (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 175-10-12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (<…>) (далее – ОАО «МРСК Сибири») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление гражданина <…> на действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в невыполнении организационно-технологических мероприятий, которые бы привели уровень напряжения электрической энергии в жилом доме потребителя в соответствие с требованиями действующих стандартов (вх. от 14.02.2012 № 2154).

В связи с рассмотрением указанного заявления, приказом Красноярского УФАС России от 15.05.2012 № 284 о возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено дело № 175-10-12 по признакам нарушения ОАО «МРСК Сибири» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 18.05.2012 № 8027 к рассмотрению дела № 175-10-12 было привлечено ОАО «Красноярскэнергосбыт» в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах. Определением от 22.05.2012 № 8402 к рассмотрению дела было привлечено ОАО ТГИ «Красноярскгражданпроект» в качестве эксперта. Определениями от 13.06.2012 №№ 9691, 9629, 9690, 9628 к рассмотрению дела были привлечены граждане <…>., <…>, <…>, <…> в качестве заинтересованных лиц.

В ходе рассмотрения дела № 175-10-12 установлены следующие обстоятельства.

Граждане <…>, <…>, <…> являются совладельцами индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <…>, на основании свидетельств о государственной регистрации права от 02.07.2001 24 БИ № 000758, 24 БИ № 000759, 24 БИ № 000760.

Между <…> и ОАО «Красноярскэнерго», правопредшественником ОАО «Красноярскэнергосбыт», заключен договор от 22.10.2003 на отпуск и потребление электроэнергии владельцем индивидуального жилого дома. На основании договора последнее обязуется подавать абоненту электроэнергию, соответствующую по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов.

Согласно схеме электроснабжения, электроснабжение жилого дома № 38 осуществляется от ВЛ 0,4 кВ КТП 319, принадлежащей сетевой организации ОАО «МРСК Сибири», на основании свидетельства о государственной регистрации права 24 Е3 982402 от 29.09.2008, паспорта воздушной линии электропередачи 0,4 кВ КТП 319 (инв. № Г000012336).

В целях исполнения договора на отпуск и потребление электроэнергии с потребителем ОАО «Красноярскэнергосбыт», как гарантирующий поставщик, и ОАО «МРСК Сибири», как сетевая организация, заключили договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 18.24.0002.09 от 14.01.2009. Пунктом 3.3.1 договора установлена обязанность ОАО «МРСК Сибири» обеспечить передачу принятой в свою сеть электроэнергии от точек приема до точек поставки потребителям в пределах присоединенной мощности (с учетом пропускной способности электрической сети), в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств.

Частью 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

Согласно статье 38 Федерального закона от 26.03.2006 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В соответствии с ГОСТ 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» установлены обязательные показатели и нормы качества электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц в точках, к которым присоединяются электрические сети, находящиеся в собственности различных потребителей электрической энергии, или приемники электрической энергии (точки общего присоединения).

В частности, пунктом 5.2 ГОСТ 13109-97 установлено два вида норм качества электрической энергии: нормально допустимые и предельно допустимые. Нормально допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения на выводах приемников электрической энергии равны соответственно +/- 5 и +/- 10% от номинального напряжения электрической сети.

Пунктом Б.1.4 ГОСТ 13109-97 установлено, что качество электрической энергии по установившемуся отклонению напряжения в точке общего присоединения к электрической сети считают соответствующим требованиям ГОСТ 13109-97, если все измеренные за каждую минуту в течение установленного по пункту 5.1 периода времени (24 ч) значения установившегося отклонения напряжения находятся в интервале, ограниченном предельно допустимыми значениями, а не менее 95% измеренных за тот же период времени значений установившегося отклонения напряжения находятся в интервале, ограниченном нормально допустимыми значениями.

Таким образом, нормально допустимое напряжение в жилом доме потребителя должно находиться в пределах 209 – 231 В, предельно допустимое (в течение суток не более 1 ч. 12 мин.) – 198 – 242 В.

Вместе с тем, в материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о том, что качество электрической энергии, поставляемой в жилой дом <…>, не соответствует требованиям ГОСТ 13109-97, а именно: результаты замеров качества электрической энергии, проведенных филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго»:

1) Акт контрольного замера уровня напряжения и тока, проведенного 16.03.2011 в 14:20 на границе балансовой принадлежности жилого дома <…> (прибор – клещи измерительные Ц4502 (№ 1036617): напряжение составило 180 В;

2) Акт контрольного замера уровня напряжения и тока, проведенного 06.01.2012 в 21:00 на границе балансовой принадлежности жилого дома <…> (прибор – клещи измерительные Ц4502 (№ 1036617): напряжение составило 170 В;

3) Акт контрольного замера уровня напряжения и тока, проведенного 10.02.2012 на границе балансовой принадлежности жилого дома <…> (прибор – клещи измерительные Ц4502 (№ 1036617): напряжение составило 140 В;

4) Протокол испытаний электрической энергии № 0084-12, проведенных в период с 14.09.2012 11:00 по 17.09.2012 11:00 (прибор – «Прорыв-КЭ» № 0702897, 2007): результаты измерений качества электроэнергии по установившемуся отклонению напряжения не соответствуют требованиям нормативных документов.

Факт несоответствия напряжения в жилых домах № <…> (протокол № 0091-12), № <…> (протокол № 0092-12), № <…> (протокол № 0088-12), № <…> (протокол № 0090-12) заинтересованных лиц (<…>.,<…>.,<…>.,<…>.) подтверждается результатами замеров, проведенных филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» в период с 14.09.2012 11:00 по 17.09.2012 11:00 (прибор – «Прорыв-КЭ» № 0702897, 2007), показавшими, что результаты измерений качества электроэнергии по установившемуся отклонению напряжения не соответствуют требованиям нормативных документов.

Вместе с тем, о ситуации с некачественным электроснабжением потребителей, проживающих по ул. Подъемная г. Красноярска, ОАО «Красноярскэнергосбыт», ОАО «МРСК Сибири» стало известно до проведения первых замеров качества электроэнергии:

1) Письмом от 03.03.2006 № К-143 филиал «Горэлектросеть» ОАО «Красноярскэрго», правопредшественник ОАО «МРСК Сибири», подтвердило, что в зимнее время в районе ст. Енисей по улице Подъемная наблюдается снижение напряжения в сети 0,4 кВ от КТП 319; распределительная сеть не рассчитана на нагрузки, которые превышают установленную мощность подстанции и пропускную способность линии; при проведении ремонта сетей 0,4 кВ летом 2006 года «Горэлектросеть» будут предприняты меры по увеличению пропускной способности и уменьшению перегруза сетей.

2) Письмом от 01.03.2007 председатель уличного комитета <…> по поручению жителей улиц Электриков, Лесопильщиков, Подъемная, Саянская обратилась в адрес депутата Законодательного Собрания Красноярского края Абакумова Ю.К. с просьбой о замене трансформатора 180 кВА в ТП 319 на более мощный. Указанное письмо было передано в департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска, и впоследствии в филиал «Горэлектросеть» ОАО «Красноярскэнерго» (вх. № 2049 от 13.06.2007).

3) В январе 2008 года жители улицы Подъемная г. Красноярска обратились в адрес Главы г. Красноярска П.И. Пимашкова с просьбой решить проблемы электроснабжения жилых домов. Указанное письмо было перенаправлено в адрес филиала «Горэлектросеть» ОАО «Красноярскэнерго» (вх. № 403 от 04.02.2008).

4) В апреле 2011 года жители ул. Подъемная обратились в адрес Главы г. Красноярска П.И. Пимашкова, ОАО «МРСК Сибири» с просьбой оказать содействие в решении вопроса качественного электроснабжения ул. Подъемная (вх. от 11.04.2011 № Ко-2484, вх. от 11.04.2011 № 9-2089).

5) Письмами от 01.03.2011, от 16.04.2011, от 01.06.2011, от 13.01.2012 <…> обращался в адрес ОАО «Красноярскэнергосбыт» с просьбами разобраться с проблемой некачественного электроснабжения жилого дома. Указанные письма были перенаправлены в адрес ОАО «МРСК Сибири» (письма от 04.03.2011 № 227/26-494, от 21.04.2011 № 227/26-958, от 09.06.2011, № 227/26-1467, от 20.01.2012 № 227/26-137).

6) В марте 2012 года жители ул. Подъемная обратились в адрес и.о. Главы г. Красноярска Э.Ш. Акбулатова, ОАО «Красноярскэнергосбыт» с просьбой устранить причины некачественного электроснабжения (ОАО «Красноярскэнергосбыт» - вх. от 27.03.2012 № 5484)..

Таким образом, проблема некачественного электроснабжения потребителей ул. Подъемная была известна ОАО «МРСК Сибири» еще с 2006 года.

В силу пункта 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, при исполнении договора на оказание услуг по передаче электрической энергии сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

Статьей 38 Федерального закона от 26.03.2006 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлена ответственность гарантирующего поставщика, сетевой организации перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество.

Таким образом, нормами действующего законодательства установлено, что обязанность по обеспечению поставки электрической энергии надлежащего качества лежит как на гарантирующем поставщике, так и на сетевой организации.

ОАО «Красноярскэнергосбыт», в силу прямого запрета, содержащегося в Федеральном законе от 26.03.2006 № 36-ФЗ, не имеющее права осуществлять деятельность по передаче электрической энергии, и не владеющее объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется передача электрической энергии до жилого дома потребителя, может лишь опосредованно влиять на обеспечение качественного электроснабжения потребителя в рамках гражданско-правового договора оказания услуг по передаче электрической энергии. Вместе с тем, указанным лицом предпринимались действия, направленные на устранение несоответствия качества электроэнергии в жилом доме требованиям стандартов, в том числе: перенаправление в адрес ОАО «МРСК Сибири» жалоб граждан, с просьбами обозначить конкретные действия по устранению причин некачественного электроснабжения; инициирование проведения замеров качества электроэнергии в жилом доме <…> и заинтересованных лиц; осуществление перерасчета стоимости потребленной электроэнергии потребителю <…> (10096,78 руб., период 16.03.2011 – 06.01.2012).

То обстоятельство, что электрическая энергия передается жителям ул. Подъемная по сетям ОАО «МРСК Сибири» ненадлежащего качества, ОАО «МРСК Сибири» не оспаривается, а также подтверждается материалами дела: результатами замеров, проведенных на объектах сетевой организации – линии и центре питания: от 16.03.2011 на КТП 319; от 06.01.2012 на ф. 3 ВЛ; от 19.01.2012 № 2 на КТП 319, ВЛ, опоре № 15; от 16-17.08.2012 № 0084-12 на ТП 319; перепиской между ОАО «МРСК Сибири» с потребителями, ОАО «Красноярскэнергосбыт». В частности, в письме от 08.12.2011 № 1.3/01-16022 ОАО «МРСК Сибири» указывает на то, что причинами низкого качества электроэнергии является большая протяженность ЛЭП и малое сечение проводов.

Согласно пояснениям ОАО «МРСК Сибири», сетевой организацией предпринимались меры для улучшения качества электрической энергии, а именно, были совершены следующие действия:

1) В 2003 году произведен капитальный ремонт ВЛ 0,4 кВ (представлен акт приемки энергообъектов из капитального ремонта от 30.06.2003);

2) В 2009 году произведен капитальный ремонт КТП 319, в результате на КТП был установлен трансформатор ТМ-400/6 (представлена Техническая документация по сдаче-приемке электромонтажных работ от 30.11.2009);

3) 12.04.2010 между ОАО «МРСК Сибири» и ООО «ПМК Сибири» заключен договор на выполнение проектных работ № 14.2400.526.10, предметом которого явилась разработка проектно-сметной документации на реконструкцию ВЛ 0,4 кВ КТП 319 с разделением существующего (протяженного) фидера на два менее протяженных и заменой голого провода на СИП.

Срок выполнения работ – апрель-июнь 2010 года.

Технические характеристики объекта определены в Техническом задании, являющемся приложением № 1 к договору.

Основанием для исполнения договора № 14.2400.526.10 явилась Инвестиционная программа филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» на 2010 год (пункт 1 Технического задания).

Дополнительным соглашением № 1 от 28.06.2010 срок выполнения работ продлен до 30.09.2010. Дополнительным соглашением № 2 от 06.09.2010 срок выполнения работ продлен до 01.03.2011. ОАО «МРСК Сибири» не представило доказательств объективной необходимости переноса сроков выполнения работ, пояснив лишь, что причиной переноса сроков явилось долговременное предпроектное обследование объекта (письмо от 20.09.2012 № 1.3/01.2/13022-исх).

Проектно-сметная документация была сдана ООО «ПМК Сибири» 01.11.2010 (акт № 128/08/10), утверждена ОАО «МРСК Сибири» 23.12.2010 (приказ № 904).

4) В сентябре 2011 года произведен монтаж провода СИП 4×70 (смонтирована дополнительная цепь ВЛ от опоры № 16, питающая ул. Подъемная), в ноябре 2011 года было произведено подключение части потребителей на данную цепь);

5) 31.05.2011 на основании заявки гражданина <…> на увеличение максимальной присоединенной мощности до 15 кВт (на 10 кВт) между указанным потребителем и ОАО «МРСК Сибири» был заключен договор об осуществлении технологического присоединения № 20.24.2536.11 (в технических условиях определены мероприятия, выполняемые сетевой организацией – реконструкция ВЛ 0,4 кВ от ТП 319 по ул. Электриков, ул. Подъемная, ул. Лесопильщиков с заменой провода на большее сечение);

6) В рамках исполнения указанных мероприятий 31.08.2011 была объявлена закупочная процедура по выбору подрядной организации (в целях исполнения мероприятий по реконструкции), которая 12.09.2011 была признана несостоявшейся.

ОАО «МРСК Сибири» запланировало выполнять мероприятия по технологическому присоединению хозяйственным способом (собственными силами) на основании приказа ОАО «МРСК Сибири» от 14.11.2011 № 639 «Об улучшении качества работы по технологическому присоединению».

7) В январе 2012 года было произведено деление ВЛ 0,4 кВ ф. 1 КТП 319 на две ВЛ ф. 1 и ф. 2 КТП 319 для уменьшения токовой нагрузки на ВЛ и повышения уровня напряжения, что, как указало ОАО «МРСК Сибири» (письмо от 09.02.2012 № 1.3/01/1269-исх) «не привело к желаемому результату».

8) В марте-мае 2012 года персоналом Свердловского РЭС (структурного подразделения филиала ОАО «МРСК Сибири», в компетенции которого находятся указанные объекты) проведены работы по установке выносных приборов учета потребителей ул. Подъемная, ул. Электриков, что по мнению сетевой организации (письмо от 23.04.2012 № 1.3/01/3264-исх), «позволит частично повысить уровень напряжения у абонентов ул. Подъемная».

9) В апреле-мае 2012 года ОАО «МРСК Сибири» заключило договоры на поставку материалов для реконструкции ВЛ 0,4 кВ от КТП 319: с ООО «ТД-ВЛИ-КОМПЛЕКТ» от 10.04.2012 № 02.2400.321.12; с ОАО «БМПЗ» от 25.04.2012 № 02.2400.374.12, с ООО «ТД «УНКОМТЕХ» от 03.05.2012 № 02.2400.412.12.

10) С конца мая 2012 года начались строительно-монтажные работы по установке опор (документальное подтверждение начала выполнения работ отсутствует). 30.06.2012 были смонтированы две воздушные линии 0,4 кВ проводом СИП сечением 70 мм2 (акт о приемке выполненных работ за июнь 2012 года). Технологическое присоединение потребителей к новой линии не осуществлено, так как вводные устройства жилых домов выполнены голым проводом, подключение которого к проводу СИП невозможно (письмо ОАО «МРСК Сибири» от 21.08.2012 № 1.3/29/11261-исх).

11) В сентябре 2012 года ОАО «МРСК Сибири» запланировало замену вводов в дома потребителей кабелем СИП и подключение от нового участка ВЛ 0,4 кВ КТП 319. По состоянию на дату рассмотрения дела (26.09.2012) доказательств начала выполнения сетевой организацией указанных работ, а равно их завершения, не представлено.

Сведения об иных действиях, фактически совершенных ОАО «МРСК Сибири» в связи с некачественным электроснабжением потребителей ул. Подъемная, не представлены.

Комиссией также установлено, что сроки выполнения запланированных ОАО «МРСК Сибири» реконструкции ВЛ 0,4 кВ от КТП 319 неоднократно откладывались: первоначально выделение средств на выполнение работ (в частности, проектирование) планировалось из Инвестиционной программы развития филиала ОАО «МРСК Сибири» «Красноярскэнерго» на 2010 год (согласно Техническому заданию к договору на выполнение проектных работ № 14.2400.526.10 от 12.04.2010), затем из Инвестиционной программы на 2011 год со сроком исполнения – декабрь 2011 года (согласно письмам ОАО «МРСК Сибири» от 24.06.2011 № 1.3/03-7646, от 08.12.2011 № 1.3/01-16022), затем из Инвестиционной программы на 2011 год со сроком исполнения – 3 квартал 2012 года (письмо ОАО «МРСК Сибири» от 09.02.2012 № 1.3/01/1269-исх). Доказательств обоснованности указанных переносов сроков ОАО «МРСК Сибири» Комиссии не представило.

На основании изложенного, мероприятием, которое, по мнению ОАО «МРСК Сибири», приведет к передаче потребителям электрической энергии надлежащего качества, является реконструкция ВЛ 0,4 кВ КТП 319.

Техническое задание, содержащее характеристики объекта, было разработано ОАО «МРСК Сибири» в апреле 2010 года (приложение к договору № 14.2400.526.10 от 12.04.2010). Проектно-сметная документация, разработанная ООО «ПМК Сибири» на основании указанного Технического задания, была сдана 01.11.2010 (акт выполненных работ № 128/08/10).

Как пояснило ОАО «МРСК Сибири» (письмо от 20.09.2012 № 1.3/01.2/13022-исх), изменения в проектно-сметную документацию после ее утверждения не вносились, строительно-монтажные работы выполнены по проекту.

Необходимость и достаточность мероприятий (реконструкция ВЛ 0,4 кВ КТП 319), как пояснило ОАО «МРСК Сибири» (письмо от 20.09.2012 № 1.3/01.2/13022-исх), определялась специализированной организацией ООО «ПМК Сибири» (свидетельство от 22.02.2012 № П-0010-05-2009-0057).

Однако указанное обстоятельство опровергается фактическими материалами дела: то, что необходимо выполнить именно реконструкцию ВЛ 0,4 кВ определило ОАО «МРСК Сибири» в Техническом задании (а до него – в закупочной документации по выбору проектной организации, на основании которого был выбран контрагент – ООО «ПМК Сибири», либо в коммерческом предложении указанному лицу, либо в ином документе, аналогичного назначения).

Таким образом, ОАО «МРСК Сибири» не обосновало необходимость и достаточность планируемых мероприятий для приведения качества электроэнергии в домах на ул. Подъемная в соответствие с требованиями стандартов.

Произведенный ОАО «МРСК Сибири» расчет учитывал количество линий и длительно допустимый ток нагрузки провода: существующая линия 0,4 кВ выполнена неизолированным проводом сечением 50мм2, а линия после реконструкции  будет выполнена проводом СИП сечением 70 мм2, что позволит увеличить ток нагрузки провода на 270 А.

Указанные расчеты осуществлялись исключительно с учетом показателя тока, не учитывая при этом иные характеристики: например, длину линий ВЛ 0,4 кВ от центра питания до потребителей (до жилого дома <…> по ул. Подъемная – около 847 м, <…> – около 760 м, <…> – около 730 м, <…> – около 847 м, <…> – около 1000 м), которая обуславливает объективное (в установленных пределах) падение напряжения электрической энергии в процессе ее передачи по электрической сети.

Кроме того, указанные расчеты были проведены в 2010 году (при разработке проектно-сметной документации), в связи с чем не учитывают изменений, произошедших по состоянию на дату реализации запланированных мероприятий, в частности, повышением нагрузки на линию 0,4 кВ, обусловленным выданными ОАО «МРСК Сибири» с 12.04.2010 техническими условиями по договорам № 20.24.3602.12 от 13.06.2012 (мощность 5,5 кВт), № 20.24.26697.11 от 30.01.2012 (10 кВт), № 20.24.1283.10 от 28.03.2010 (10 кВт), № 20.24.4246.12 от 15.05.2012 (15 кВт), № 20.24.3657.11 от 20.07.2011 (15 кВт), № 20.24.3638.11 от 01.09.2011 (5 кВт), № 20.24.3168.11 от 29.08.2011 (15 кВт), № 20.24.3171.11 от 17.08.2011 (15 кВт), № 20.24.3255.11 от 10.08.2011 (15 кВт), № 20.24.2536.11 от 31.05.2011 (15 кВт).

С целью получения мнения о том, какие мероприятия могут привести к обеспечению поставки потребителям ул. Подъемная электрической энергии надлежащего качества, к рассмотрению дела в качестве эксперта было привлечено ОАО ТГИ «Красноярскгражданпроект».

Согласно Уставу, утвержденному Приказом агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 05.04.2012 № 06-456п, предметом деятельности ОАО ТГИ «Красноярскгражданпроект» является, в том числе, проектирование электрических сетей. В соответствии со Свидетельством № 0530-2011-2461002003-П-9 ОАО ТГИ «Красноярскгражданпроект» допущено к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе, к работам по подготовке проектов наружных сетей электроснабжения до 35 кВ включительно и их сооружений.

В соответствии с информацией, представленной проектной организации ОАО ТГИ «Красноярскгражданпроект» в адрес гражданина <…> (исх. от 09.04.2012 № 43-1154/15) и Красноярского УФАС России (исх. от 25.04.2012 № 31-1418/5), общая длина ВЛ 0,4 кВ от ТП № 319 составляет 1100 м, потери напряжения в конце ВЛ 0,4 кВ составляют 29,05 %, что является недопустимым. ОАО ТГИ «Красноярскгражданпроект» рекомендует для электроснабжения жилых домов по ул. Подъемная (20 шт.) дополнительно установить трансформаторную подстанцию с одним трансформатором мощностью 160 кВА. Протяженность ВЛ 0,4 кВ должна быть не более 550 м, с проводом СИП-2А, сеч. 120 мм2. Электроснабжение жилых домов по ул. Электриков (25 шт.) оставить от ТП № 319, с увеличением сечения проводов до 70 мм2.

Таким образом, позиция ОАО ТГИ «Красноярскгражданпроект» заключается в том, что для приведения напряжения электроэнергии в соответствие с требованиями стандартов, необходимо выполнение двух мероприятий – реконструкции ВЛ 0,4 кВ и строительства дополнительной трансформаторной подстанции.

Исследовав в совокупности имеющиеся в деле доказательства, пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Законодателем предусмотрено право потребителей получать электрическую энергию, качество которой соответствует действующим федеральным стандартам. Указанное право потребителя порождает корреспондирующую обязанность субъектов розничного рынка электроэнергетики поставлять потребителю электрическую энергию надлежащего качества.

Уровень напряжения является фактором, обуславливающим нормальную и безопасную работу бытовых электроприборов, системы электроотопления (в случае отсутствия инфраструктурных объектов системы теплоснабжения), что, в свою очередь, приводит к обеспечению возможности использования объекта недвижимости (жилого дома) по назначению.

Факт ненадлежащего качества электрической энергии, поставляемой потребителю <…>, лицами, участвующими в деле, не оспаривается, подтверждается материалами дела (в том числе, протоколами от 16.03.2011, от 06.01.2012, от 10.02.2012, от 14-17.09.2012, материалами переписки), потребителям <…>, <…>., <…>, <…>. – протоколами от 14-17.09.2012 №№ 0091-12, 0092-12, 0090-12, 0088-12.

Проблема некачественного электроснабжения ул. Подъемная г. Красноярска не является вновь возникшей – первый документ, свидетельствующий о том, что ОАО «МРСК Сибири» (в лице правопредшественника) сложившаяся ситуация известна, датирован 2006 годом. ОАО «МРСК Сибири» также подтверждается, что указанная проблема обусловлена техническим состоянием принадлежащих ему объектов электросетевого хозяйства (ВЛ 0,4 кВ, КТП 319). Сетевой организацией предпринимались определенные меры, но они не приводили к окончательному решению проблемы.

Анализ проведенных ОАО «МРСК Сибири» мероприятий (в частности, в 2011 – 2012 годах) позволяет сделать вывод о том, что все действия, которые предпринимала сетевая организация, не привели к необходимому результату (поставке электрической энергии надлежащего качества). По определенным мероприятиям сетевая организация указывала, что их выполнение не приведет к решению проблемы некачественного электроснабжения, а частично повысит уровень напряжения. Указанные обстоятельства подтверждаются результатами замеров уровня напряжения, а также пояснениями ОАО «МРСК Сибири» (в частности, письма в адрес ОАО «Красноярскэнергосбыт») и не свидетельствуют о том, что сетевой организацией предпринимались все возможные меры в связи с ненадлежащей поставкой потребителям электрической энергии.

Как указало ОАО «МРСК Сибири», мероприятием, которое приведет к обеспечению передачи электрической энергии надлежащего качества потребителям ул. Подъемная, является реконструкция ВЛ 0,4 кВ от КТП 319. Вместе с тем, указанное решение было принято ОАО «МРСК Сибири» в 2010 году и не учитывает изменившиеся обстоятельства в 2011-2012 годах (в частности, увеличение нагрузки на КТП и ВЛ в связи с осуществлением технологического присоединения дополнительных потребителей).

ОАО «МРСК Сибири» также не обосновало необходимость и достаточность планируемых мероприятий для приведения качества электроэнергии в домах на ул. Подъемная в соответствие с требованиями стандартов. При этом Комиссия не считает единственной и безусловно верной позицию эксперта (ОАО ТГИ «Красноярскгражданпроект») по вопросу определения мероприятий, которые приведут к надлежащему электроснабжению потребителей ул. Подъемная – в рассматриваемом случае речь идет исключительно об отсутствии обоснования эффективности проводимых ОАО «МРСК Сибири» мероприятий, с учетом изменившихся обстоятельств.

ОАО «МРСК Сибири» также не обосновало причины затягивания сроков выполнения мероприятий по реконструкции ВЛ 0,4 кВ от КТП 319: с разработки проектно-сметной документации, сроки сдачи которой несколько раз продлялись, до выполнения строительно-монтажных работ (01.11.2010 разработана проектно-сметная документация, которая только 23.12.2010 была утверждена, 31.08.2011 ОАО «МРСК Сибири» приступило к выбору подрядчика для строительства, 12.09.2011 закупка признана несостоявшейся, в апреле-мае 2012 года заключены договоры на поставку оборудования и материалов для выполнения ОАО «МРСК Сибири» работ собственными силами).

Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в решении от 12.08.2011 по делу № ВАС-9742/11, на сетевую организацию возлагаются обязанности по выполнению целого ряда подготовительных мероприятий, обеспечивающих создание технических условий технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии).

В связи с изложенным, ответственность за необеспечение выполнения указанных подготовительных мероприятий, которое привело к необеспечению передачи электрической энергии надлежащего качества потребителям, лежит на сетевой организации, владеющей указанными объектами электросетевого хозяйства.

Указанное бездействие ОАО «МРСК Сибири» не позволило владельцам объектов индивидуального жилищного строительства, в частности, <…>, <…>, <…>., <…>, <…> реализовать свое право на безопасное и надежное электроснабжение, в связи с чем, могло привести к ущемлению интересов указанных лиц.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Комиссия установила, что рассматриваемое бездействие ОАО «МРСК Сибири» свидетельствует о выходе общества за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав путем наложения на потребителей электрической энергии необоснованных ограничений, связанных с невозможностью реализовать свое право на качественное электроснабжение, в том числе, без использования дополнительных технических средств, позволяющих стабилизировать и нормализовать отклонения напряжения электроэнергии.

В качестве обоснования причин некачественного электроснабжения потребителей ул. Подъемная ОАО «МРСК Сибири» также указало на выявление в 2011-2012 годах фактов хищения электрической энергии (безучетного либо бездоговорного потребления). Вместе с тем, в представленных сетевой организацией актах отсутствуют жилые дома, расположенные по ул. Подъемная, в том числе, заявитель и заинтересованные лица.

Кроме того, ОАО «МРСК Сибири» является собственником объектов электросетевого хозяйства (ВЛ 0,4 кВ, КТП 319), с использованием которых осуществлялась передача электрической энергии потребителям ул. Подъемная. В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Таким образом, именно на ОАО «МРСК Сибири» лежит обязанность, с одной стороны, по выявлению и недопущению фактов ненадлежащего технологического присоединения к принадлежащим ему объектам, бездоговорного либо безучетного потребления электрической энергии, в том числе, путем проведения соответствующих проверок, частота проведения которых обусловлена фактическими обстоятельствами потребления электроэнергии потребителями, а с другой стороны, по недопущению негативного воздействия на добросовестных потребителей последствий недобросовестного потребления электрической энергии отдельными потребителями (что предусмотрено как федеральным законодательством, так и гражданско-правовым договором оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенным между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком).

Результаты замеров качества электрической энергии в жилом доме <…>, проведенные 23.04.2011, 20.08.2012, не могут являться подтверждением добросовестности действий ОАО «МРСК Сибири», в связи с тем, что указанные замеры свидетельствуют об изменении параметров качества электрической энергии, обусловленном объективными причинами уменьшения нагрузки сетей в весенне-летний период (в том числе, увеличение продолжительности светового дня, установление среднесуточных температур, позволяющих сократить либо прекратить использование электрических отопительных приборов). Результаты замеров, проведенных в зимний период, превышают предельно допустимые отклонения напряжения. Организационно-технологические мероприятия, которые могли бы привести к обеспечению надлежащей поставки электроэнергии потребителям, не проводились или являлись недостаточными.

Кроме того, указанные замеры были проведены с нарушением требований ГОСТ 13109-97 (определение периода проведения замеров). При этом, если моментные (разовые) замеры качества электроэнергии, показавшие несоответствие напряжения, могут быть признаны надлежащими, то для установления напряжения надлежащего качества необходимо проведение замеров в строгом соответствии с ГОСТ 13109-97, в связи с тем, что даже кратковременное превышение предельных значений уровня напряжения (+/- 10 %) недопустимо.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Основным видом деятельности ОАО «МРСК Сибири», в том числе на территории Красноярского края, является оказание услуг по передаче электрической энергии. Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным № 24.1.58. Указанным приказом ФСТ России в отношении ОАО «МРСК Сибири» в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ввела государственное регулирование и контроль. Таким образом, ОАО «МРСК Сибири» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии Красноярского края в границах расположения принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» электрических сетей.

Нормами части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В связи с изложенным, необеспечение ОАО «МРСК Сибири» передачи электрической энергии надлежащего качества потребителям, объекты индивидуального жилищного строительства которых расположены по ул. Подъемная г. Красноярска, в частности, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, в границах расположения электрических сетей ОАО «МРСК Сибири», образует состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая то обстоятельство, что по состоянию на дату рассмотрения дела № 175-10-12 ОАО «МРСК Сибири» не представило доказательств совершения им организационно-технологических мероприятий, которые привели бы к обеспечению передачи электрической энергии надлежащего качества, основания для прекращения рассмотрения дела в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (<…>) нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту необеспечения передачи электрической энергии надлежащего качества потребителям <…>, <…>, <…>, <…>, <…>.

2. Выдать открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в форме обеспечения выполнения организационно-технологических мероприятий, которые бы привели к передаче электрической энергии надлежащего качества потребителям <…>, <…>, <…>, <…>., <…>, в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей ОАО «МРСК Сибири».

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                 О.П. Харченко

 

Члены Комиссии:                                                                                                              Я.Ю. Бычкова

 

                                                                                                                                  В.В. Сугорова

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список адресатов

 

Наименование адресата

Адрес

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»

<…>

 

<…>

<…>

 

ОАО «Красноярскэнергосбыт»

<…>

ОАО ТГИ «Красноярскгражданпроект»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны