Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ № 179 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДА... от 15 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

КПК «Золотой круг»

 

660005, г.Красноярск

пр. Металлургов, д.63, оф. 116

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 179 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

«14» июля 2015 года                                                                                                    г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, Харченко О.П., заместитель начальника контрольного отдела – Чуракова О.А., старший государственный инспектор – Крицкая Ю.Н., на основании своего решения от 14 июля 2015 года по делу № 179 о признании ненадлежащей рекламы, распространяемой Кредитным потребительским кооперативом «Золотой круг» (660005, г.Красноярск, пр. Металлургов, д.63, оф. 116; ОГРН 1142468007153) (далее – КПК «Золотой круг») и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального Закона №38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. КПК «Золотой круг» в течение 10 дней с момента получения настоящего предписания осуществить действия, направленные на прекращение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в части нарушения требований пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. КПК «Золотой круг» представить в течение 5 дней с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания  в Красноярское УФАС России доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе Российской Федерации.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Красноярское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

 

              О.П. Харченко

 

Члены Комиссии

 

              Ю.Н. Крицкая

 

 

 

О.А. Чуракова

 

Крицкая Ю.Н. (391) 211-24-54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КПК «Золотой круг»

 

660005, г.Красноярск

пр. Металлургов, д.63, оф. 116

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 179

 

«14» июля 2015 года                                                                                                              г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена 01.07.2015.

В полном объеме решение изготовлено 14.07.2015.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела – Харченко О.П., члены Комиссии: заместитель начальника контрольного отдела – Чуракова О.А., старший государственный инспектор –               Крицкая Ю.Н., рассмотрев материалы дела № 179, возбужденного в отношении  Кредитного потребительского кооператива «Золотой круг» (660005, г.Красноярск, пр. Металлургов, д.63,             оф. 116; ОГРН 1142468007153) (далее – КПК «Золотой круг») по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 и пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе» (далее – Федеральный закон                          «О рекламе»),

в присутствии представителя КПК «Золотой круг» по доверенности 24 АА 1814393 от 04.02.2015 Гузенко Игоря Борисовича,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 5620 от 30.03.2015) на действия Кредитного потребительского кооператива «Золотой круг» по факту размещения в рекламно-информационном еженедельнике «Шанс» №8 от 28.02.2015, № 9 от 06.03.2015, № 10 от 13.03.2015 и № 11 от 20.03.2015 информации следующего содержания: «…Кредитно потребительский кооператив «Золотой круг» выдача займов, прием сбережений… быстрые займы от 0,5% от 5000 р. до 40000р… прием сбережений до 35% годовых. Рассмотрение заявки за 15 мин…»  (далее - Реклама).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на  привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание  интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание содержание Рекламы, указанная Реклама является рекламой финансовых услуг.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В рассматриваемой Рекламе сообщены условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами, указанными в Рекламе, лица – ставка по займу от 0,5%, сумма займа от 5000 до 40000 рублей, в то время как иные условия  не указаны. Иные условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, являются существенной информацией, отсутствие которой может ввести в заблуждение потенциальных потребителей Рекламы.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» реклама не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее – Федеральный закон «О кредитной кооперации») установлено обязательное членство кредитных потребительских кооперативов (далее - КПК) в саморегулируемых организациях               КПК (далее - СРО), создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности КПК, являющихся их членами, а также в целях представления и защиты интересов членов СРО.

СРО осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона «О кредитной кооперации» и Федерального закона от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (далее – Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»).

Статьей 4 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» определено, что СРО разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, которыми устанавливаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО.

К функциям СРО также относится осуществление контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законодательства Российской Федерации в сфере кредитной кооперации, положений их уставов, правил и стандартов СРО (пункт 5 части 1 статьи 36 Федерального закона «О кредитной кооперации»).

Согласно реестру членов Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные Финансы» (СРО «Кооперативные Финансы») КПК «Золотой круг» является членом указанной СРО.

СРО «Кооперативные Финансы» разработан и утвержден Стандарт привлечения кредитными кооперативами денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) (далее - Стандарт), который содержит требования по ограничению максимального размера платы (компенсации) за пользование привлеченных денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков).

Согласно пункту 2.9.7 Стандарта СРО «Кооперативные Финансы» такая плата не должна быть более 25% годовых.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, предлагаемые условия по привлечению денежных средств КПК «Золотой круг» не соответствуют требованиям Стандарта, а следовательно запрещены законодательством Российской Федерации.

Таким образом, рассматриваемая Реклама содержит признаки нарушения требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 и пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

В силу статьи 3 Федерального Закона «О рекламе» рекламодателем Рекламы является             КПК «Золотой круг».

По данному факту Красноярским УФАС России 19 мая 2015 года в отношении                            КПК «Золотой круг» было возбуждено дело № 179 по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 и пункта 1 статьи 7 Федерального  закона «О рекламе» (далее – Дело).

Определение о возбуждении Дела (исх. № 9861 от 19.05.2015) было направлено в адрес               КПК «Золотой круг» заказным письмом с уведомлением и вручено 25.05.2015. В назначенное в определении о возбуждении Дела время на рассмотрение Дела явился представитель                        КПК «Золотой круг» по доверенности 24 АА 1814393 от 04.02.2015 Гузенко Игорь Борисович, запрошенные определением о возбуждении Дела документы и сведения КПК «Золотой круг» не представлены.

В ходе рассмотрения Дела Комиссией Красноярского УФАС России было принято решение об отложении рассмотрения Дела и продлении срока его рассмотрения в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определение об отложении рассмотрения Дела и продлении срока его рассмотрения              (исх. № 11340 от 09.06.2015) было направлено в адрес КПК «Золотой круг» заказным письмом с уведомлением.

 В назначенное время на рассмотрение Дела явился представитель КПК «Золотой круг» по доверенности 24 АА 1814393 от 04.02.2015 Гузенко Игорь Борисович, запрошенные определением об отложении рассмотрения Дела и продлении срока его рассмотрения документы и сведения         КПК «Золотой круг» представлены.

В ходе рассмотрения Дела Комиссией Красноярского УФАС России установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1.1. Устава КПК «Золотой круг» является некоммерческой организацией. Основная деятельность КПК «Золотой круг» состоит в организации финансовой взаимопомощи членов КПК «Золотой круг» посредством объединения паенакоплений и привлечения денежных средств членов КПК «Золотой круг» и иных денежных средств в порядке, определенном Уставом КПК «Золотой круг», а также размещения вышеуказанных денежных средств путем предоставления займов членам КПК «Золотой круг» для удовлетворения их финансовых потребностей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц                                  КПК «Золотой круг» зарегистрирован в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю 03.02.2014 под регистрационным номером 1142468007153.

Из письменных пояснений представителя КПК «Золотой круг» Гузенко И.Б. следует, что КПК «Золотой круг» осуществляет свою деятельность на основе Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона №190-ФЗ «О кредитной кооперации», других федеральных законов, нормативно-правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, Устава кооператива, регулирующих отношения с участием кредитных кооперативов.

Основным видом деятельности КПК «Золотой круг» является предоставление потребительского кредита. С целью продвижения услуг на рынке кооператив размещает рекламу в рекламно-информационных изданиях и на телевидении, что не запрещено федеральным законодательством.

По мнению ПКП «Золотой круг» рассматриваемая реклама не нарушает требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» так как содержит всю существенную информацию, необходимую для приобретения рекламируемого товара и не вводит в заблуждение потребителей Рекламы.

Минимальная ставка при выдаче займов от 5000 до 40000 рублей составляет от 0,5 до 2 процентов, максимальная ставка по вкладам равняется 25 процентам. Данные ставки являются действующими и не содержат никакой дополнительной существенной или скрытой информации.

Кроме этого Положением о порядке и привлечении денежных средств членов                             КПК «Золотой Круг» предусмотрены тарифы, с четкой градацией сроков и процентных ставок.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Комиссией Красноярского УФАС России установлено то обстоятельство, что в рассматриваемой Рекламе сообщены условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами, указанными в Рекламе, лица – ставка по займу от 0,5%, сумма займа от 5000 до 40000 рублей, в то время как иные условия  не указаны, а также указано одно из условий влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой по приему сбережений лица – до 35 % годовых. Иные условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также условия влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица в Рекламе не содержатся. Вышеуказанные условия являются существенной информацией, отсутствие которой может ввести в заблуждение потенциальных потребителей Рекламы.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, рассматриваемая Реклама нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Из письменных пояснений представителя КПК «Золотой круг» Гузенко И.Б. также следует,  что ПКП «Золотой круг» от СРО «Кооперативные финансы» было получено письмо от 06 марта 2015 года, в котором указано о необходимости снижения размера процентных ставок по вкладам до 25 процентов, в соответствии с пунктом 2.9.7. Стандарта СРО «Кооперативные финансы» в срок до 30.06.2015.

Протоколом Правления №4 от 16.03.2015 был уменьшен размер процентных ставок до 25 процентов начиная с 01 апреля 2015 года.

Начиная с 01 апреля и по текущий момент наши процентные ставки по сбережениям не превышают 25 процентов годовых.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами, на момент распространения Рекламы, содержащаяся в Рекламе информация относительно процентной ставки по вкладам соответствовала требованиям  Правил и стандартов СРО «Кооперативные Финансы». Таким образом, рассматриваемая Реклама не нарушает требования пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе». 

На основании части 6 статьи 38 Федерального Закона «О рекламе» ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части нарушения  пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального Закона  «О рекламе»  несет рекламодатель.

В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе»  рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В результате изучения материалов Дела Комиссия Красноярского УФАС России установила, что КПК «Золотой круг», в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе», является рекламодателем рассматриваемой Рекламы.

На момент рассмотрения Дела Комиссия Красноярского УФАС России не располагала информацией, подтверждающей тот факт, что нарушение требований пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» КПК «Золотой круг» устранены.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 30, 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать ненадлежащей Рекламу, распространенную КПК «Золотой круг», поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона                      «О рекламе».

2. В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдать КПК «Золотой круг» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

              О.П. Харченко

 

 

Члены Комиссии

 

              Ю.Н. Крицкая

 

 

 

 

О.А. Чуракова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крицкая Юлия Николаевна

 (391) 211-24-54

Связанные организации

Связанные организации не указаны