Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ № 181 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДА... от 15 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

КПК «Кредитный союз «Ювилэнд-Финанс»

 

660017, г.Красноярск

ул. Карла Маркса, д.133 «А»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 181 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

«09» июня 2015 года                                                                                                               г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, Харченко О.П., старший государственный инспектор – Крицкая Ю.Н., специалист-эксперт – Романова О.А., на основании своего решения от 09 июня 2015 года по делу № 181 о признании ненадлежащей рекламы, распространяемой Кредитным потребительским кооперативом «Кредитный союз «Ювилэнд-Финанс» (660017, г.Красноярск, ул. Карла Маркса, д.133 «А»; ОГРН 1132468055940) (далее – КПК «КС «Ювилэнд-Финанс») и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального Закона №38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» в течение 10 дней с момента получения настоящего предписания осуществить действия, направленные на прекращение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в части нарушения требований пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» представить в течение 5 дней с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания  в Красноярское УФАС России доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе Российской Федерации.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Красноярское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

 

              О.П. Харченко

 

Члены Комиссии

 

              Ю.Н. Крицкая

 

 

 

О.А. Романова

 

Крицкая Ю.Н. (391) 211-24-54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КПК «Кредитный союз «Ювилэнд-Финанс»

 

660017, г.Красноярск

ул. Карла Маркса, д.133 «А»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 181

 

«09» июня 2015 года                                                                                                              г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена 08.06.2015.

В полном объеме решение изготовлено 09.06.2015.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления - Харченко О.П., члены Комиссии: старший государственный инспектор –                  Крицкая Ю.Н., специалист-эксперт – Романова О.А., рассмотрев дело № 181 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Кредитным потребительским кооперативом «Кредитный союз «Ювилэнд-Финанс» (660017, г.Красноярск, ул. Карла Маркса, д.133 «А»; ОГРН 1132468055940) (далее – КПК «КС «Ювилэнд-Финанс») рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 и пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе»,

в присутствии представителя КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» по доверенности от 05.06.2015 Курашевой Ренаты Викторовны,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 5622 от 30.03.2015) на действия Кредитного потребительского кооператива «КС «Ювилэнд-Финанс» по факту размещения в рекламно-информационном еженедельнике «Шанс» № 9 от 06.03.2015, № 10 от 13.03.2015 и № 11 от 20.03.2015 информации следующего содержания:                                         «…КПК «КС «Ювилэнд-Финанс»: под крылом надежной компании!...для удобства наших пайщиков в КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» предлагаются на выбор несколько интересных сберегательных программ: «Доверие», «Копилка», а также: «Золотой вклад с одной из ставок 35% годовых и Пенсионная премия» с рекордно высокой ставкой 42,6% годовых!...»  (далее - Реклама).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на  привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание  интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание содержание Рекламы, указанная Реклама является рекламой финансовых услуг.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В рассматриваемой Рекламе сообщено одно из условий, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами, указанными в Рекламе, лица – ставка 35% годовых, в то время как иные условия  не указаны. Иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, являются существенной информацией, отсутствие которой может ввести в заблуждение потенциальных потребителей Рекламы.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» реклама не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее – Федеральный закон «О кредитной кооперации») установлено обязательное членство кредитных потребительских кооперативов (далее - КПК) в саморегулируемых организациях КПК (далее - СРО), создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности КПК, являющихся их членами, а также в целях представления и защиты интересов членов СРО.

СРО осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона «О кредитной кооперации» и Федерального закона от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (далее – Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»).

Статьей 4 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» определено, что СРО разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, которыми устанавливаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО.

К функциям СРО также относится осуществление контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законодательства Российской Федерации в сфере кредитной кооперации, положений их уставов, правил и стандартов СРО (пункт 5 части 1 статьи 36 Федерального закона «О кредитной кооперации»).

Согласно реестру членов Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные Финансы» (СРО «Кооперативные Финансы») КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» является членом указанной СРО.

СРО «Кооперативные Финансы» разработан и утвержден Стандарт привлечения кредитными кооперативами денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) (далее - Стандарт), который содержит требования по ограничению максимального размера платы (компенсации) за пользование привлеченных денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков).

Согласно пункту 2.9.7 Стандарта СРО «Кооперативные Финансы» такая плата не должна быть более 25% годовых.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, предлагаемые условия по привлечению денежных средств КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» не соответствуют требованиям Стандарта,  следовательно запрещены законодательством Российской Федерации.

Таким образом, рассматриваемая Реклама содержит признаки нарушения требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 и пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

По данному факту Красноярским УФАС России в отношении КПК «КС «Ювилэнд-Финанс», являющегося в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем  рассматриваемой Рекламы, было возбуждено дело № 419 по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 и пункта 1 статьи 7 Федерального  закона «О рекламе» (далее – Дело).

Определение о возбуждении Дела (исх. № 9863 от 19.05.2015) было направлено в адрес     КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» заказным письмом с уведомлением и вручено 03.06.2015                        (№ 660 017 24 68 295 0).

 В назначенное время на рассмотрение Дела явилась представитель КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» по доверенности Курашева Р.В., запрошенные определением о возбуждении Дела документы и сведения представлены КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» в установленный срок.

В ходе рассмотрения Дела Комиссией Красноярского УФАС России установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1.1. Устава КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» является некоммерческой организацией. Основная деятельность КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» состоит в организации финансовой взаимопомощи членов КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» посредством паенакоплений и привлечения денежных средств членов КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» и иных денежных средств в порядке, определенном Уставом КПК «КС «Ювилэнд-Финанс», а также размещения вышеуказанных денежных средств путем предоставления займов членам                         КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» для удовлетворения их финансовых потребностей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц                                  КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» зарегистрирован в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю 11.10.2013 под регистрационным номером 1132468055940.

Из письменных пояснений председателя КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» Конева А.В. следует, что Реклама, содержащая информацию о процентных ставках для вложений пайщиков 35% годовых по программе «Золотой вклад» и 42,6% годовых по программе «Пенсионная премия», не противоречит действительности, не нарушает права граждан и соответствует требованиям Федерального закона «О рекламе» по следующим основаниям.

На основании действующего на дату размещения Рекламы в КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» Приложения № 1 к Положению «О порядке и об условиях привлечения денежных средств членов кредитного кооператива» в редакции № 3 максимальной ставкой по программе для пенсионеров является ставка, равная 36% годовых. По условиям данной программы на дату размещения объявления была предусмотрена возможность капитализации компенсации, предусмотренной договором. При согласовании сторонами условий договора о капитализации суммы начисленной компенсации размер ставки фактически соответствовал 42,6% годовых.

В рассматриваемой Рекламе представлена информация, достаточно подробно разъясняющая при каких условиях будет действовать указанная в рекламе процентная ставка, а именно: опубликована информация, что процентная ставка 42,6% годовых предлагается по программе «Пенсионная премия» для пайщиков КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» с пенсионным удостоверением, а также, с учетом капитализации процентов. Далее, в опубликованной рекламе содержится таблица с указанием соотношения срока, на который передаются сбережения пайщиков, и суммы компенсации, рассчитанной по указанной в рекламе процентной ставке (42,6% годовых).

Кроме того, в период действия указанной рекламы КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» осуществлял заключение договоров передачи личных сбережений с пайщиками кооператива на условиях опубликованной рекламы, тем самым реализуя заявленные в рекламе условия и выполняя взятые на себя обязательства (копии некоторых договоров прилагаются).

Таким образом, указывая информацию о ставке равной 42,6% годовых для привлечения денежных средств, КПК КС «Ювилэнд-Финанс» не искажал информацию и не вводил потребителей рекламы в заблуждение в соответствии с частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». Содержание Рекламы включает в себя достаточную и достоверную информацию об условиях привлечения денежных средств в КПК КС «Ювилэнд-Финанс» (срок вложения денежных средств, сумма сбережений, размер процентной ставки, соответствующий размер суммы компенсации, условие о капитализации компенсации, условие о необходимости членства в кооперативе, условие о необходимости пенсионного удостоверения пайщика). Иные условия, не указанные в рекламе и влияющие на получение компенсации по указанной в рекламе процентной ставке, отсутствовали по условиям программы, в связи с чем, Реклама являлась полной и соответствующей действительности, так как информировала потенциальных пайщиков о реальном размере ставки, которая будет применена при условии согласования сторонами необходимых условий в договоре.

Комиссией Красноярского УФАС России установлено то обстоятельство, что помимо программы «Пенсионная премия» в рассматриваемой Рекламе содержится информация об одном из процентов программы «Золотой вклад», в то время как иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица,  не указаны, что может ввести в заблуждение потребителей Рекламы.

Таким образом, рассматриваемая Реклама нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Из письменных пояснений председателя КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» Конева А.В. также следует и подтверждается приложенными документами, что В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 190-ФЗ от 18.07.2009 г. «О кредитной кооперации» право утверждать порядок и условия привлечения денежных средств в кредитных потребительских кооперативах является исключительной компетенцией общего собрания пайщиков кооператива.

В точном соответствии с указанной нормой права Устав КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» содержит условие об исключительном праве общего собрания пайщиков утверждать порядок и условия привлечения денежных средств (пункт 6.4.2. Устава).

В соответствии с пунктом 2.9.7. Правил и стандартов СРО, а также в соответствии с письмом директора СРО «Кооперативные финансы» от 27.10.2014, в том числе, содержащим информацию о внесении изменений в Правила и стандарты СРО в соответствии с решением Совета                        СРО «Кооперативные Финансы» № 24/2014 от 21 октября 2014 года, срок приведения внутренних нормативных документов кооперативов в соответствие с новыми стандартами определен - 30.06.2015.

Вопрос о приведении ставки для привлечения денежных средств в соответствие с новыми стандартами СРО был включен в повестку очередного общего собрания пайщиков                              КПК «КС «Ювилэнд-Финанс», которое состоялось 14.05.2015. Общим собранием пайщиков от 14.05.2015 утверждено Приложение № 1 к Положению «О порядке и об условиях привлечения денежных средств членов кредитного кооператива» в редакции № 4.

Действуя строго в рамках вышеуказанных норм законодательства и внутренних документов СРО, КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» путем своевременного проведения очередного общего собрания пайщиков привел размер ставки для приема денежных средств пайщиков в рекомендуемое ЦБ РФ соответствие.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами, на момент распространения Рекламы, содержащаяся в Рекламе информация относительно процентной ставки по вкладам соответствовала требованиям  Правил и стандартов СРО «Кооперативные Финансы». Таким образом, рассматриваемая Реклама не нарушает требования пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе». 

На основании части 6 статьи 38 Федерального Закона «О рекламе» ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части нарушения  пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального Закона  «О рекламе»  несет рекламодатель.

В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе»  рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из информации, представленной в адрес Красноярского УФАС России КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» следует, что согласно пункту 2.4 Должностной инструкции юриста, юрист КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» осуществляет проверку соответствия законодательству представляемых на подпись председателю правления КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» проектов приказов, инструкций, положений и других документов правового характера, в том числе проверку соответствия документов, содержащих рекламную информацию КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» (согласовывает проекты рекламы КПК «КС «Ювилэнд-Финанс»).

Согласно Приказа № 06/к от 01 апреля 2014 года на должность юриста КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» принята Курашева Рената Викторовна.

В результате изучения материалов Дела Комиссия Красноярского УФАС России установила, что КПК «КС «Ювилэнд-Финанс», в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе», является рекламодателем рассматриваемой Рекламы.

На момент рассмотрения Дела Комиссия Красноярского УФАС России не располагала информацией, подтверждающей тот факт, что нарушение требований пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» устранены.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 30, 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать ненадлежащей Рекламу, распространенную КПК «КС «Ювилэнд-Финанс», поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдать КПК «КС «Ювилэнд-Финанс» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

              О.П. Харченко

 

 

Члены Комиссии

 

              Ю.Н. Крицкая

 

 

 

 

О.А. Романова

 

 

 

Крицкая Юлия Николаевна

 (391) 211-24-54

Связанные организации

Связанные организации не указаны