Постановление №ИС/16273/23 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 024/04/9.21-1474/2023 о назначении администр... от 2 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 024/04/9.21-1474/2023

о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении

 

26 сентября 2023 года

г. Красноярск


 

Резолютивная часть постановления оглашена 21.09.2023.

В полном объеме постановление изготовлено 26.09.2023.

 

Врио заместителя руководителя Красноярского УФАС России И.А. Сергань, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 024/04/9.21-1474/2023, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А; ИНН/ ОГРН 2460069527/ 1052460054327) (далее – ПАО «Россети Сибирь», сетевая организация, Общество), по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на основании пункта 1 статьи 29.6, статьи 29.7 КоАП РФ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление гр. Кухаренко А.Б. (вх. №9903/23 от 16.05.2023) на действия ПАО «Россети Сибирь», выразившиеся в нарушении установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств гаража, расположенного по адресу: Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, площадка Гаражная, №19, стр. №5, бокс№31 (далее – Объект).

Между гр. Кухаренко А.Б. и ПАО «Россети Сибирь» 17.09.2022 заключен договор №20.2400.10163.22 об осуществлении технологического присоединения Объекта к электрическим сетям (далее – Договор).

Обязательств, предусмотренных Договором, ПАО «Россети Сибирь» в срок до 17.01.2023 не исполнило.

26.05.2023 в отношении ПАО «Россети Сибирь» возбуждено дело об административном правонарушении №024/04/9.21-1474/2023, принято решение о проведении административного расследования, гр. Кухаренко А.Б. привлечен в качестве потерпевшего.

По результатам проведенного административного расследования законному представителю ПАО «Россети Сибирь» письмом (исх. №ЕК/10378/23 от 20.06.2023) предложено 13.07.2023 в 10 час. 00 мин. явиться в Красноярское УФАС России по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, д. 81д, каб. 3А для составления протокола об административном правонарушении.

Указанное письмо получено ПАО «Россети Сибирь» 27.06.2023, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 80098685659718, направлено в адрес потерпевшего (почтовый идентификатор 80098685659381).

Протокол составлен 13.07.2023 в отсутствие извещенного надлежащим образом защитника ПАО «Россети Сибирь».

Протокол получен ПАО «Россети Сибирь» 20.07.2023 (почтовый идентификатор 80092286047943), направлен в адрес потерпевшего (почтовый идентификатор 80092286047547).

Определением от 13.07.2023 дело об административном правонарушении №024/04/9.21-1474/2023 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП назначено к рассмотрению на 09:30 27.07.2023.

В рассмотрении дела №024/04/9.21-1474/2023, проводимом 27.07.2023, приняли участие защитник ПАО «Россети Сибирь» Ельпин С.В., действующий на основании доверенности №24/111 от 21.04.2022, потерпевший гр. Кухаренко А.Б., личность удостоверена паспортом. Лица, участвующие в деле, уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (почтовые идентификаторы 80092286047943, 80092286047547).

Перед началом рассмотрения дела гр. Кухаренко А.Б. уведомил должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, а также лиц, участвующих в деле, о том, что будет производить аудиозапись рассмотрения дела. Возражения от должностного лица, а также лиц, участвующих в деле, не поступили. В ходе рассмотрения дела гр. Кухаренко А.Б. велась аудиозапись.

В ходе рассмотрения дела гр. Кухаренко А.Б. заявлено ходатайство о приобщении к материалам административного дела пояснений. Ходатайство удовлетворено, пояснения приобщены к материалам дела.

Гр. Кухаренко А.Б. заявлено также письменное ходатайство, содержащее просьбу к должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении о выяснении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, внесения в адрес ПАО «Россети Сибирь» соответствующего представления.

В целях рассмотрения указанного ходатайства должностным лицом заданы соответствующие вопросы защитнику ПАО «Россети Сибирь».

Защитник ПАО «Россети Сибирь» пояснил, что представит пояснения и документы в рамках отложения рассмотрения настоящего дела.

Также гр. Кухаренко А.Б. устно заявлено ходатайство об истребовании у ПАО «Россети Сибирь» бухгалтерской отчетности по состоянию на 30.09.2022, 31.12.2022, 30.03.2023, опубликованной на официальном сайте ПАО «Россети Сибирь».

Защитник ПАО «Россети Сибирь» возразил против удовлетворения заявленного ходатайства в связи с тем, что бухгалтерская отчетность опубликована на официальном сайте: https://www.rosseti-sib.ru в сети Интернет, является общедоступной, жалоб о фальсификации указанных сведений не поступало.

Согласно части 1 статьи 26.10 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.

С учетом того, что бухгалтерская отчетность размещена на официальном сайте ПАО «Россети Сибирь» и находится в общем доступе, поскольку гр. Кухаренко А.Б. не представлено доказательств фальсификации указанных сведений, ходатайство об истребовании удовлетворению не подлежит.

Определением от 27.07.2023 дело об административном правонарушении №024/04/9.21-1474/2023 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП назначено к рассмотрению на 16:00 24.08.2023.

В рассмотрении дела №024/04/9.21-1474/2023, проводимом 24.08.2023, принял участие потерпевший гр. Кухаренко А.Б., личность удостоверена паспортом. Лица, участвующие в деле, уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (почтовые идентификаторы 80080787381512, 80080787381161).

Перед началом рассмотрения дела гр. Кухаренко А.Б. уведомил должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, о том, что будет производить аудиозапись рассмотрения дела. Возражения от должностного лица, рассматривающего дело, не поступили.

В ходе рассмотрения дела гр. Кухаренко А.Б. заявлено ходатайство о приобщении к материалам административного дела бухгалтерского баланса ПАО «Россети Сибирь» по состоянию на 30.06.2023, письменных пояснений. Заявленное ходатайство удовлетворено, бухгалтерский баланс, пояснения приобщены к материалам дела.

Определением от 24.08.2023 дело об административном правонарушении №024/04/9.21-1474/2023 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП назначено к рассмотрению на 11:30 21.09.2023.

В рассмотрении дела №024/04/9.21-1474/2023, проводимом 21.09.2023, принял участие потерпевший гр. Кухаренко А.Б., личность удостоверена паспортом, защитник ПАО «Россети Сибирь» Ельпин С.В., действующий на основании доверенности. Лица, участвующие в деле, уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (почтовые идентификаторы 80105387660079, 80103287104907).

Перед началом рассмотрения дела гр. Кухаренко А.Б. уведомил должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, о том, что будет производить аудиозапись рассмотрения дела. Возражения от должностного лица, рассматривающего дело, не поступили.

В ходе рассмотрения дела гр. Кухаренко А.Б. пояснил следующее. Положения КоАП РФ предусматривают дачу лицом, привлекаемым к административной ответственности, пояснений в устной либо в письменной форме, не предусматривают обмен документами посредством электронного документооборота. При ознакомлении с материалами дела гр. Кухаренко А.Б. установлено, что в материалы административного дела представлены лишь копии пояснений, не содержащие живой подписи законных представителей лица.

В соответствии с частью 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Должностное лицо пояснило гр. Кухаренко А.Б., что все пояснения ПАО «Россети Сибирь» представлены в виде сканов-копий оригиналов документов, которые являются допустимыми доказательствами, с учетом положений статьи 26.2 КоАП РФ. В управлении отсутствует техническая возможность цветной печати документов.

Кроме того, гр. Кухаренко А.Б. пояснил, что у Общества имеется финансовая возможность оплаты иных мероприятий, нежели тех, которые непосредственно связаны с деятельностью Общества, как сетевой организации. Так, Обществом заключен договор №17.2400.1059.23 от 14.02.2023 с адвокатом Богдановым В.П. на представление интересов по уголовному делу, №18.4000.259.23 от 11.07.2023 на оказание услуг рекламы, а также имеются сведении о проведении закупки №32312750660 новогодних подарков.

Гр. Кухаренко А.Б. заданы вопросы защитнику ПАО «Россети Сибирь», на которые были даны ответы о том, что конечная стоимость выполнения мероприятий по договору не известна, поскольку не разработана проектная документация, не определены конкретно мероприятия и их характеристики. Представленный перечень мероприятий в технических условиях, а также указанная стоимость выполнения мероприятий по технологическому присоединению, является рассчитанной приблизительно, подлежит возможной корректировке.

При рассмотрении дела гр. Кухаренко А.Б. также было заявлено ходатайство об исключении из материалов административного дела пояснений ПАО «Россети Сибирь», поскольку к указанным пояснениям не представлены документы, подтверждающие полномочия лиц, подписавших указанные пояснения.

С учетом заявленного ходатайства, в материалы административного дела поступили дополнительные пояснения ПАО «Россети Сибирь» (вх.№18565-ЭП/23 от 18.09.2023), в которых отражена следующая позиция Общества относительно заявленного ходатайства.

В соответствии с чч. 1, 2 и 3 ст. 25.4 КоАП РФ законные представители юридического лица осуществляют защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Законными представителями юридического лица по смыслу положений КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное вы соответствии с действующим законодательством или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Кроме того, 24.08.2023 в рассмотрении дела об административном правонарушении №024/04/9.21-1474/2023 принимал участие представитель ПАО «Россети Сибирь» Ельпин С.В., полномочия которого подтверждены документами, удостоверяющими его служебное положение (доверенность 24/111 от 21.04.2022). В ходе рассмотрения дела представитель полностью поддержал позицию Общества, изложенную в пояснениях.

ПАО «Россети Сибирь» также указано, что КоАП РФ не содержит конкретного перечня доказательств, которые по умолчанию являются недопустимыми. Этот вопрос решается судом, уполномоченным органом или должностным лицом в каждом конкретном случае, как при наличии соответствующего ходатайства стороны, так и по собственной инициативе.

К указанным пояснениям ПАО «Россети Сибирь» представлены копии доверенностей в отношении Величко О.В. №24/134 от 04.09.2023, Потехиной Н.В. №24/108/1 от 21.04.2022.

С учетом изложенного, должностное лицо пришло к выводу об отказе в удовлетворении заявленного гр, Кухаренко А.Б. ходатайства об исключении из материалов административного дела пояснений ПАО «Россети Сибирь».

В ходе рассмотрения дела № 024/04/9.21-1474/2023 установлены следующие обстоятельства.

Между гр. Кухаренко А.Б. и ПАО «Россети Сибирь» 17.09.2022 заключен договор №20.2400.10163.22 об осуществлении технологического присоединения Объекта к электрическим сетям (далее – Договор).

Согласно пункту 6 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

Вместе с тем, Постановлением Красноярского УФАС России по делу №024/04/9.21-2190/2022 от 14.02.2023 в действиях ПАО «Россети Сибирь» по несоблюдению порядка рассмотрения заявки № 5095724 (№ 11000611494), направленной гр. Кухаренко А.Б. 19.06.2022, в отношении Объекта, в том числе, в части направления 23.08.2022 договора, содержащего условия, устанавливающие в нарушение п.п. «б» п. 16 Правил срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению равный 6 месяцам, установлен состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.21 КоАП.

В соответствии с пунктом 104 Правил №861 (далее – Правила) наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Пунктом 11 Договора установлено, что размер платы заявителя за технологическое присоединение составляет 550,00 руб.

К обращению представлена справка по операции ПАО «Сбербанк России» от 17.09.2022 на сумму 550,00 руб.

Таким образом, договор считается заключенным в указанную дату.

Как следует из заявления, обязательств, предусмотренных Договором, ПАО «Россети Сибирь» на момент обращения не исполнило.

В соответствии с пунктом 10 технических условий №8000521838 сетевая организация осуществляет:

- реконструкцию КТП-25/10/0,4кВ №118 солн. с заменой силового трансформатора 25 кВА на силовой трансформатор большего номинала. Объем необходимых мероприятий, параметры и характеристики оборудования определить проектом;

- строительство ЛЭП 0,4 кВ от точки, указанной в пункте №7 настоящих технических условий, до точки присоединения, находящейся не далее 15 метров во внешнюю сторону от границы, установленной правоустанавливающими документами заявителя. Способ прокладки, марку и сечение провода определить проектом;

- определение проектом необходимости установки укоса на отпаечной опоре ЛЭП 0.4 кВ.;

- монтаж комплекса коммерческого учета электрической энергии в соответствии с требованиями «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442).

В соответствии с пунктом 11 технических условий №8000521838 заявитель осуществляет:

- ввод от комплекса коммерческого учета электрической энергии до энергопринимающих устройств объекта кабелем или самонесущим изолированным проводом типа СИП;

- фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием напряжения и мощности для потребления электрической энергии (мощности) энергопринимающими устройствами заявителя.

Постановлением от 14.02.2023 по делу №024/04/9.21-2190/2022 установлено, что технологическое присоединение гаража, расположенного по адресу: Красноярский кр., Емельяновский р-он, МО Солонцовский сельсовет, площадка Гаражная, № 19, стр. № 5, бокс № 31, должно быть осуществлено сетевой организацией в срок, не превышающий 4 месяца. Установление ПАО «Россети Сибирь» срока исполнения договора об установлении технологического присоединения Объекта (от 17.09.2022), равного 6 месяцев, является необоснованным. Постановление вступило в законную силу 18.08.2023 (решение Арбитражного суда Красноярского края от 03.08.2023).

В материалы административного дела поступили пояснения ПАО «Россети Сибирь» (вх.№12328-ЭП/23 от 16.06.2023), в которых указано, что стоимость выполнения мероприятий в соответствии с техническими условиями составляет 568 399,91 руб. (с учетом НДС).

Ввиду убыточности компании по итогам 2022 года, что подтверждается бухгалтерским балансом компании, который размещен на официальном сайте Общества и носит открытый характер, а также многочисленных решений по оспариванию постановлений УФАС, осуществить выполнение мероприятий в установленные договором сроки не представилось возможным. Договор находится на исполнении.

Также, ПАО «Россети Сибирь» представлены письменные пояснения (вх.№16789-ЭП/23 от 21.08.2023), в которых указано, что в настоящее время в филиал поступило 220 определений от УФАС, по которым необходимо реализовать мероприятия капитального характера. Кроме того, к исполнению запланированы договоры технологического присоединения, по которым уже имеются предписания надзорных органов, жалобы в ПАО «Россети Сибирь», договоры технологических присоединений с наличием решений суда, а также договоры технологического присоединения, реализуемые в рамках национальных проектов.

Объем доведенного источника 1,4 млрд. рублей на выполнение строительно-монтажных работ не обеспечивает исполнение всех просроченных договоров технологического присоединения в полном объеме в 2023 году.

Включение к реализации договора технологического присоединения от 17.09.2022 №20.2400.10163.22 хозяйственным способом в текущем году затруднено по причине высокой загрузки бригад СМУ (свыше 190%).

Выполнение работ подрядным способом в текущем году также осложнено по причине завершения торгов и полной укомплектованностью плановым заданием подрядных организаций.

Таким образом, выполнение мероприятий, предусмотренных указанным договором, запланировано всрок не позднее 30.11.2024.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила). Указанные Правила определяют порядок осуществления технологического присоединения к электрическим сетям.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:

30 рабочих дней - для заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий:

технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя осуществляется к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ и ниже;

расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 15 метров;

отсутствует необходимость урегулирования отношений с лицами, являющимися собственниками или иными законными владельцами земельных участков, расположенных полностью или частично между ближайшим объектом электрической сети, имеющим указанный в заявке класс напряжения и используемым сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и земельным участком заявителя;

от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, а также по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности);

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;

4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;

в иных случаях:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, в том числе при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики заявителя требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы смежных сетевых организаций, и (или) объектов по производству электрической энергии.

Для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, по инициативе (обращению) заявителя договором могут быть установлены иные сроки (но не более 4 лет).

В соответствии с пунктом 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.

Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, акт об осуществлении технологического присоединения (акт о технологическом присоединении) - это документ, составленный по окончании процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям и подтверждающий технологическое присоединение в установленном порядке, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства.

Мероприятия по технологическому присоединению Объекта заявителя к электрическим сетям должны быть осуществлены в срок до 17.01.2023.

Сведения о выполнении сетевой организацией, потерпевшим мероприятий по технологическому присоединению Объекта к электрическим сетям в материалы дела не представлено.

Договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя заключен 17.09.2022. ПАО «Россети Сибирь» свои обязательства в сроки, установленные договором, до 17.01.2023 не исполнило.

Таким образом, бездействие ПАО «Россети Сибирь» содержит состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО «МРСК Сибири» (изменено наименование на ПАО «Россети Сибирь»), осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).

Постановлением № 024/04/9.21-2690/2021 от 09.03.2022 ПАО «Россети Сибирь» было привлечено к административной ответственности за нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (период действия повторности - с 24.08.2022 по 27.10.2023).

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в промышленности, строительстве и энергетике.

Объективная сторона – нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Субъект – ПАО «Россети Сибирь» (ИНН 2460069527).

Субъективную сторону административного правонарушения образует вина, выразившаяся в непринятии всех зависящих мер для соблюдения требований действующего законодательства, поскольку доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено. Таким образом, у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Время совершения административного правонарушения: 18.01.2023.

Место совершения административного правонарушения: 660021, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144а.

Факт правонарушения в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ удостоверяется заявлением гр. Кухаренко А.Б. (вх. №9903/23 от 16.05.2023), а также материалами дела об административном правонарушении № 024/04/9.21-1474/2023.

Доказательств, свидетельствующих о принятии ПАО «Россети Сибирь» необходимых и достаточных мер по соблюдению норм Правил № 861, либо невозможности соблюдения указанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, представлено не было, что подтверждает вину Общества согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Нормы статьи 9.21 КоАП РФ являются специальными, регулируют ответственность за совершение правонарушения субъектом естественной монополии, правовое положение которого обусловливает повышенный контроль его хозяйственной деятельности со стороны государства и специальные меры государственного понуждения к исполнению своих обязанностей, в том числе посредством привлечения к административной ответственности. Правила о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению имеют императивный характер, установлены государством в лице Правительства Российской Федерации именно потому, что в отношениях с сетевой организацией- субъектом естественной монополии заявитель (потребитель) выступает более слабой стороной, требующей защиты прав и законных интересов.

Установленные Правилами №861 порядок и сроки осуществления технологического присоединения направлены на обеспечение права потребителя на получение истребуемой услуги.

Исходя из изложенного, в совокупности с положением части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетики, соблюдение установленных Правительством Российской Федерации в Правилах №861 сроков технологического присоединения является одним из основополагающих требований к порядку технологического присоединения, обеспечивающего доступ к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, защиты прав потребителей. Нарушение сроков технологического присоединения свидетельствует о нарушении установленного порядка технологического присоединения, что составляет объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.

Санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Из содержания постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П и части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ следует, что критериями для применения санкции ниже низшего предела являются характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией соответствующей статьи, допускается только в исключительных случаях.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Одним из отличительных признаков малозначительного правонарушения является то, что оно, при формальном наличии всех признаков состава правонарушения, само по себе, не содержит каких-либо угроз для личности, общества и государства.

Таким образом, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, Постановлении от 17.01.2013 № 1-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.

При введении в качестве меры административной ответственности значительных по размеру безальтернативных административных штрафов законодатель в силу конституционных требований соразмерности и индивидуализации юридической ответственности обязан вводить соответствующие правила назначения и исполнения административных наказаний, в том числе критерии, позволяющие надлежащим образом учитывать материальное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица.

Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.

Кроме того, информация о количестве и общей сумме наложенных в 2011-2022 годах антимонопольным органом на ПАО «Россети Сибирь» административных штрафов, свидетельствует о наличии значительной финансовой нагрузки на юридическое лицо, которая влечет отток денежных средств организации от финансирования мероприятий по осуществлению технологического присоединения по договорам, а также от финансирования иных действий Общества, направленных на реализацию уставных целей и задач; приводит к избыточному государственному принуждению, а также противоречит общему интересу, состоящему в защите личности, общества и государства.

Рассмотрев ходатайство гр. Кухаренко А.Б. о внесении в адрес ПАО «Россети Сибирь» представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, должностное лицо указало на следующие обстоятельства.

Статьей 29.13 КоАП РФ установлено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Как указывалось ранее, ПАО «Россети Сибирь» в пояснениях (вх.№12328-ЭП/23 от 16.06.2023) указало, что стоимость выполнения мероприятий по договору составляет 568 399,91 руб. (с учетом НДС). Ввиду убыточности компании по итогам 2022 года осуществить выполнение мероприятий в сроки, установленные договором не представляется возможным. Кроме того, в ходе рассмотрения дела защитник ПАО «Россети Сибирь» указывал на недостаток финансирования договоров льготного технологического присоединения.

При внесении представления в адрес сетевой организации должностное лицо исходит из того, что представление должно быть исполнимым, то есть побудить лицо к совершению таких действий, которые будут направлены на устранение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Вместе с тем, вынося представление, антимонопольный орган не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность сетевой организации, в частности, например, вносить представление, содержащее указания, касающиеся распределения денежных средств сетевой организации, получаемых в ходе осуществления сетевой организацией своей деятельности.

С учетом изложенного, ходатайство гр. Кухаренко А.Б. о внесении в адрес ПАО «Россети Сибирь» представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения удовлетворению не подлежит.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность ПАО «Россети Сибирь», предусмотренные статьями 4.2 КоАП, обществом не были заявлены, при рассмотрении данного дела не установлены.

Между тем, ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, в случае, если минимальный размер штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При этом, размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи.

Принимая во внимание, что целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, применяя критерии справедливости и соразмерности административного наказания, обозначенные Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П и Постановлении от 17.01.2013 № 1-П, руководствуясь частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП, статьями 4.2., 29.9., 29.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

Признать ПАО «Россети Сибирь» (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, 660021, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А) виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП.

Назначить ПАО «Россети Сибирь» (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, 660021, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП, административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 (шестисот тысяч) рублей.

Снизить назначенный ПАО «Россети Сибирь» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21. КоАП, штраф на пятьдесят процентов, то есть вдвое.

Считать назначенным ПАО «Россети Сибирь» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП, административное наказание в виде штрафа, в размере 300 000 (трехсот тысяч рублей).

 

Примечание: в соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

 

Штраф необходимо перечислить по следующим реквизитам:

 

 

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Кухаренко А.Б.
ИНН , ОГРН
Законному представителю ПАО «Россети Сибирь»
ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327