Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ №189-15-12 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

МУ «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района»

648000, Эвенкийский муниципальный район, п. Тура, ул. Советская, 2

 

Попову В.В.

648000, Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, п. Тура, ул. Нефтяников, 2-2

 

РЕШЕНИЕ

27 июня 2012 года                                                                                                            г. Красноярск

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 14.06.2012, в полном объеме решение изготовлено 27.06.2012

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, Денк В.А., начальник отдела антимонопольного контроля, Амосова Е.В., ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля рассмотрела дело № 189-15-12, возбужденное в отношении МУ «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района (далее – Департамент) по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей не обеспечили. В соответствии с частью 2 статьи 45 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссия признала возможным рассмотреть дело  в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Настоящее дело возбуждено в соответствии с приказом Красноярского УФАС России от 15.05.2012 № 290 на основании заявления КРОО «Эвенкийцы» (вх. № 2157 от 15.02.2012), указывающего на нарушения администрацией Эвенкийского муниципального района антимонопольного законодательства, выразившиеся в установлении порядка предоставления субсидий из районного бюджета организациям топливно-энергетического  и коммунального хозяйства.

Рассмотрев указанные материалы, обращения, документы и пояснения, представленные в ходе рассмотрения дела, Комиссия установила следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела.

20.12.2011 Администрацией района издано постановление № 1152/1-п «О утверждении Порядка предоставления субсидий из районного бюджета организациям топливно-энергетического  и коммунального хозяйства, оказывающим на территории Эвенкийского муниципального района услуги тепло-и электроснабжения населению и учреждениям социальной сферы, на возмещение затрат, связанным с приобретением топливно-энергетических ресурсов» (далее – Порядок).

Указанное постановление издано в соответствии с решением Эвенкийского районного Совета депутатов от 18.12.2010 № 2-844-14 «О районном бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов» (с изменениями от 16.12.2011 № 3-993-5). Из представленной в ходе рассмотрения заявления информации следует, что изменениями от 16.12.2011 № 3-993-5 ведомственная структура расходов районного бюджета была дополнена строкой № 670 по главному распорядителю «Департамент инженерного обеспечения» - предоставление субсидий муниципальным предприятиям Эвенкийского муниципального района на возмещение части затрат, связанных с приобретением  топливно-энергетических ресурсов предприятиями жилищно-коммунального хозяйства Эвенкийского муниципального района, оказывающих населению и учреждениям социальной сферы услуги тепло- и электроснабжения в 2011 году      в общей сумме 100 000 000 рублей. Иные положения, устанавливающие или содержащие порядок и условия предоставления субсидии, в указанном решении отсутствуют, равно как отсутствуют положения о порядке определения размера и конкретного получателя субсидии.

Вместе с тем согласно Порядку из районного бюджета предоставлялись субсидии организациям ТЭК и коммунального хозяйства, у которых возникла разница в стоимости топливно-энергетических ресурсов, учтенной РЭК края при формировании тарифов на тепло- и электроснабжение в текущем финансовом году и фактической стоимостью. Основанием для предоставления субсидии являлся договор, заключенный между Департаментом инженерного обеспечения администрации ЭМР и Получателем субсидии. При этом общий размер субсидии не может составлять более 70 % затрат на приобретение ресурсов. Принятие решения о предоставлении субсидии осуществляет Департамент, который либо согласовывает расчет размера субсидии, представленный Получателем, либо уведомляет об отказе.

В соответствии с представленной информацией Департаментом заключено 3 договора:

№ п/п

договор

Размер субсидии

Платежные документы

1

№ 5-ТЭР от 23.12.2011 с МП ЭМР «Байкитэнерго»

32 868 775, 56 рублей

Счет № 1089 от 26.12.2011 платежное поручение № 468 от 27.12.2011

2

№ 1-ТЭР от 23.12.2011 с МП ЭМР «Илимпийские теплосети»

25 463 415, 73 рублей

Счет № 2547 от 26.12.2011

Платежное поручение № 465 от 27.12.2011

3

№ 433/3-ТЭР от 26.12.2011 с МП ЭМР «Илимпийские электросети»

41 386 189, 20 рублей

Счет № 3050 от 26.12.2011 платежное поручение № 464 от 27.12.2011

Иные договоры о предоставлении субсидии не представлены.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

Государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий;

Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 закона. Предоставлении субсидии отдельному хозяйствующему субъекту свидетельствует о предоставлении ему преимуществ, обеспечивающего ему более выгодные  условия деятельности в виде выплаты ему из бюджета денежных средства, на основании чего субсидия является муниципальной преференцией в понимании статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции».

Государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции», предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.

Доказательств обращения Департамента в антимонопольный орган за согласованием предоставления муниципальной преференции в виде субсидий в соответствии с договорами от 23.12.2011 № 1-ТЭР № 5-ТЭР, № 433/3-ТЭР от 26.12.2011 отсутствуют. Таким образом, в действиях Департамента, выразившихся в предоставлении хозяйствующим субъектам субсидии на возмещение затрат, связанным с приобретением топливно-энергетических ресурсов, выявлены признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции»

Департамент представил письменные пояснения, в которых сослался на статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве обоснования правомерности предоставления субсидий. По вопросу о порядке определения конкретного размера субсидии и конкретного получателя Департамент указал, что субсидия носит заявительный характер, получатель субсидии и размер определяется после рассмотрения документов, представленных заявителем. По вопросу не обращения Департамента в антимонопольный орган за согласованием предоставления преференции в виде субсидий ответчик указал, что приложение № 6 «Ведомственная структура расходов бюджета Эвенкийского муниципального района на 2011 год» содержало размеры предоставляемых субсидий, а также их получателей.

Рассмотрев указанные материалы, обращения, документы и пояснения, представленные в ходе рассмотрения дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

При этом нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона "О защите конкуренции" государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.

Согласно пункту 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления находятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

Как следует из пункта 3 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ, представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, Уставом муниципального образования, принимает решения.

Статья 2 БК РФ относит к бюджетному законодательству в том числе, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (сокращенно именуемых решением о бюджете).

Органы местного самоуправления вправе также принимать муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 5 статьи 3 БК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о бюджете и принимаемым в соответствии с ним муниципальными правовым актами местной администрации.

Таким образом, бюджетное законодательство и законодательство о местном самоуправлении различают решения органа местного самоуправления о бюджете и акты местной администрации, регулирующие предоставление субсидий.

Решение (акт) органа местного самоуправления о бюджете - это решение представительного органа местного самоуправления о бюджете

Акт местной администрации, регулирующий предоставление субсидий, по своей правовой природе не идентичен акту органа местного самоуправления о бюджете, и не является актом органа местного самоуправления о бюджете, на наличие которого указано в пункте 1 части 3 статьи 19 Федерального закона "О защите конкуренции". Кроме того, правовой акт администрации района о предоставлении субсидий должен быть принят в полном соответствии с решением о бюджете.

Таким образом, решение о бюджете Эвенкийского муниципального района (с учетом внесенных изменений) в установленном бюджетным законодательством и законодательством о местном самоуправлении порядке не предусматривало возможность выделения рассматриваемых субсидий. Факт включения такого вида расходов в ведомственную структуру бюджета не опровергает правильность данного вывода, поскольку решением о бюджете должны быть предусмотрены категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Комиссией установлено  противоречие между решением Эвенкийского районного Совета депутатов от 18.12.2010 № 2-844-14 «О районном бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов» (в редакции решения от 16.12.2011 № 3-993-5) и постановлением от 20.12.2011 № 1152/1-п «О утверждении Порядка предоставления субсидий из районного бюджета организациям топливно-энергетического  и коммунального хозяйства, оказывающим на территории Эвенкийского муниципального района услуги тепло-и электроснабжения населению и учреждениям социальной сферы, на возмещение затрат, связанным с приобретением топливно-энергетических ресурсов».

Так, согласно постановлению получателями субсидий могут быть организации топливно-энергетического комплекса независимо от их организационно-правовой формы. Однако в Ведомственной структуре бюджета указано (строка 670), что получателями субсидий являются муниципальные предприятия района.

При таких обстоятельствах нельзя признать, что постановление № 1152/1-п принято в соответствии с решением о бюджете.

Кроме того, Комиссия отклоняет довод Департамента о том, что решение о бюджете района на 2011 года содержало размер предоставляемых субсидий. Ведомственная структура бюджета была дополнена соответствующей строкой лишь решением от 16.12.2011 № 3-993-5. При этом в бюджете определена лишь общая сумма (100 млн. рублей) денежных средств, выделяемых главному распорядителю бюджетных средств – Департаменту, но никоим образом не установлен  порядок определения конкретного размера субсидии, предоставляемого конкретному получателю.

Учитывая, что на территории Эвенкийского муниципального района осуществляют деятельность по тепло- и электроснабжению и иные хозяйствующие субъекты, помимо тех, которым Департаментом предоставлены субсидии, предоставление таких субсидий ставит одних хозяйствующих субъектов в преимущественное положение по отношению к другим.

Особенностью предоставления государственного или муниципального имущества, денежных средств бюджета хозяйствующему субъекту является предоставление данному хозяйствующему субъекту преимущества, которое влияет на конкуренцию на соответствующем рынке. При этом, согласно статье 19 Федерального закона «О защите конкуренции» определены цели, на которые  могут быть предоставлены государственные и муниципальные преференции. С целью обеспечения конкуренции, установления соответствия цели предоставляемой преференции в статье 20 Федерального закона «О защите конкуренции» определен порядок предоставления такой преференции, требующий предварительного согласия антимонопольного органа по обращению соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления.

При исследованных обстоятельствах на Департаменте лежала обязанность обратиться в установленном порядке в антимонопольный орган за получением согласия на предоставления преференции в виде выделения субсидий по договорам № 5-ТЭР от 23.12.2011 (МП ЭМР «Байкитэнерго»), № 1-ТЭР от 23.12.2011 (МП ЭМР «Илимпийские теплосети»), № 433/3-ТЭР от 26.12.2011 (МП ЭМР Илимпийские электросети»). Факт не обращения за согласованием исключил проверку в установленном порядке соответствия предоставляемой преференции целям и влияние на конкуренцию.

Материалами дела подтверждается, что фактически муниципальные преференции были предоставлены МП ЭМР «Байкитэнерго» (на основании счета № 1089 от 26.12.2011 платежного поручения № 468 от 27.12.2011) в сумме 32 868 775, 56 рублей, МП ЭМР Илимпийские электросети» (на основании счета № 3050 от 26.12.2011 платежного поручения № 464 от 27.12.2011) в сумме 41 386 189, 20 рублей, МП ЭМР «Илимпийские теплосети» (на основании счета № 2547 от 26.12.2011, платежного поручения № 465 от 27.12.2011) в сумме 25 463 415, 73 рублей.

Согласно подпункту «в» пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает  федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции.

Таким образом, Департаментом нарушен пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». В связи с этим Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для выдачи департаменту  предписания о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату  имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве муниципальной преференции, в соответствии с которым МУ «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района» надлежит в течение одного месяца со дня получения предписания принять меры по возврату в бюджет Эвенкийского муниципального района субсидий, переданных в качестве муниципальной преференции МП ЭМР «Байкитэнерго» (на основании счета № 1089 от 26.12.2011 платежного поручения № 468 от 27.12.2011) в сумме 32 868 775, 56 рублей, МП ЭМР Илимпийские электросети» (на основании счета № 3050 от 26.12.2011 платежного поручения № 464 от 27.12.2011) в сумме 41 386 189, 20 рублей, МП ЭМР «Илимпийские теплосети» (на основании счета № 2547 от 26.12.2011, платежного поручения № 465 от 27.12.2011) в сумме 25 463 415, 73 рублей.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41,  статьей 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 1. Признать МУ «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района» нарушившим пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать МУ «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района» предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции.

Резолютивная часть решения по делу № 189-15-12 оглашена по окончании рассмотрения дела 14 июня 2012 года.

Решение в полном объеме подлежит изготовлению в течение десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения.

Примечание. Решение  может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель Комиссии                                                                                                           Е.Л.Лужбин

Члены Комиссии                                                                                                                           В.А. Денк

                                                                                                                                                 Е.В. Амосова

Денк В.А.(391) 211 34 50

 

 

МУ «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района»

648000, Эвенкийский муниципальный район, п. Тура, ул. Советская, 2

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату  имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве муниципальной преференции

27 июня 2012 года                                                                                                              г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России  по рассмотрению дела в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления; Денк В.А., начальник отдела антимонопольного контроля; Амосова Е.В., ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, руководствуясь  частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 27.06.2012 по делу № 189-15-12 о признании нарушения муниципальным учреждением «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района» (далее – департамент инженерного обеспечения администрации района) пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Департаменту инженерного обеспечения администрации надлежит в течение одного месяца со дня получения предписания принять меры по возврату в бюджет Эвенкийского муниципального района субсидий, переданных в качестве муниципальной преференции МП ЭМР «Байкитэнерго» (на основании счета № 1089 от 26.12.2011 платежного поручения № 468 от 27.12.2011) в сумме 32 868 775, 56 рублей, МП ЭМР Илимпийские электросети» (на основании счета № 3050 от 26.12.2011 платежного поручения № 464 от 27.12.2011) в сумме 41 386 189, 20 рублей, МП ЭМР «Илимпийские теплосети» (на основании счета № 2547 от 26.12.2011, платежного поручения № 465 от 27.12.2011) в сумме 25 463 415, 73 рублей.

В течение 5 дней с момента исполнения предписания представить в адрес управления доказательства исполнения

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель   Комиссии                                                                                            Е.Л. Лужбин

Члены Комиссии                                                                                                               В.А. Денк

                                                                                                                         Е.В. Амосова

Денк Вера Александровна(391) 211 34 50

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны