Решение б/н Решение по делу № 4-17-19 от 20 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф.Решетнева»

660014, г. Красноярск, просп. имени газеты «Красноярский Рабочий», дом 31

 

ООО Фирма «Синтез Н»

660077, г. Красноярск, Взлетная, 38, пом.307

 

 

РЕШЕНИЕ  

 

Резолютивная часть решения оглашена «19» февраля 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено «20» февраля 2019 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии - <...>, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: <...>, начальник отдела естественных монополий, <...>, заместитель начальника отдела контроля закупок (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 4-17-19 по признакам нарушения Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф.Решетнева» (ИНН 2462003320, ОГРН 1022402056038, 660014, г. Красноярск, просп. имени газеты «Красноярский Рабочий», дом 31) (далее - СибГУ им. М.Ф.Решетнева, Университет) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), в присутствии:

- представителя СибГУ им. М.Ф.Решетнева Ю.А.Шехурдиной (доверенность № 145ю от 28.12.2018);

- представителя ООО Фирма «Синтез Н»  Путинцева Д.И. (доверенность № Д-СН-16 от 09.01.2019);

установила следующее.

В Красноярское УФАС России поступило заявление ООО Фирма «Синтез Н» (ИНН 2466044906, ОГРН 1022402660543, 660077, г. Красноярск, Взлетная, 38, пом.307) с просьбой о проведении проверки  в отношении Университета при проведении закупки в форме открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию, мониторингу и ремонту систем: охранной, охранно-пожарной сигнализации, пожаротушения, дымоудаления, оповещения людей о пожаре, видеонаблюдения и контроля доступа (извещение № 31807020126, начальная (максимальная) цена договора - 16381530,00 рублей), информация о проведении которой размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – Закупка) (вх. № 21926 от 18.12. 2018) (далее – Заявление).

В Заявлении ООО Фирма «Синтез Н»  просило Красноярское УФАС России признать СибГУ им. М.Ф.Решетнева  нарушившим часть 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции» в связи с  включением в документацию о Закупке  требований о наличии  лицензии ФСБ России  на выполнение работ, связанных  с использованием сведений, составляющих государственную  тайну, к лицам, выполняющим  работы, являющиеся объектом Закупки.

При рассмотрении названных материалов Красноярским УФАС России установлены обстоятельства, указывающие на наличие в действиях Университета признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции» при проведении Закупки.

Рассматриваемое дело возбуждено приказом Красноярского УФАС России от 17.01.2019 № 10 «О возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».

В соответствии с требованиями части 13 статьи 44 Закона «О защите конкуренции» председатель Комиссии вынес Определение о назначении дела № 4-17-19 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 17.01.2019. Названным Определением к участию в рассмотрении дела № 4-17-19 привлечены в качестве:

- ответчика Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф.Решетнева» (ИНН 2462003320, ОГРН 1022402056038, 660014, г. Красноярск, просп. имени газеты «Красноярский Рабочий», дом 31).

- заявителя ООО Фирма «Синтез Н» (ИНН 2466044906, ОГРН 1022402660543, 660077, г. Красноярск, Взлетная, 38, пом. 307).

На заседании, которое состоялось 01.02.2019, в соответствии с частью 1.1. статьи 47, частью 3 статьи 48.1 Закона «О защите конкуренции» Комиссия определила отложить рассмотрение дела в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

В заседании Комиссии 19.02.2019 представитель ООО Фирма «Синтез Н» поддержал доводы, изложенные в Заявлении.

Представитель СибГУ им. М.Ф.Решетнева проинформировала Комиссию о том, что  в документацииио Закупке заказчик не требует лицензии ФСБ на проведение работ, связанных с использованием сведений составляющих государственную тайну  на объектах находящихся  в Республике  Хакасия и Емельяновском районе Красноярского края. Разделение закупки на несколько лотов  экономически  не целесообразно, в связи с тем что указанные действия могут привести к удорожанию стоимости работ (услуг)  и начальной   цены закупки, что противоречит  принципу рационального и эффективного расходования денежных средств.

Рассмотрев материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия установила следующие фактические обстоятельства, имеющие значение для квалификации действии Университета на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений установлены статьей 17 Закона «О защите конкуренции». Частью 1 названной статьи при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона «О защите конкуренции»).

   Организатором закупки – СибГУ им. М.Ф.Решетнева совершены действия по проведению Закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  ввиду того обстоятельства, что Университет является бюджетным учреждением, осуществляющим закупки в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 1 указанного закона.

Согласно извещению предметом договора Закупки являются работы по техническому обслуживанию, мониторингу и ремонту систем: охранной, охранно-пожарной сигнализации, пожаротушения, дымоудаления, оповещения людей о пожаре, видеонаблюдения и контроля доступа. Объем (условия) выполняемых работ - в соответствии с Техническим заданием Приложение № 1 к Информационной карте Закупки.

Место выполнения работ являющейся предметом договора - на 51 объектах университета (Левый и правый берег, Ленинский, Кировский, Свердловский, Центральный и Железнодорожный районы г. Красноярска). Сроки выполнения работ - в течение 36 (тридцать шесть) месяцев с момента заключения договора.

Разделом 3 документации о закупке установлены  Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Так «Участники закупки должны отвечать следующим обязательным (единым) требованиям:

1) соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки – наличие Лицензии МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;  монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ);

2) непроведение ликвидации участника закупки – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки – юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

4) отсутствие у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в закупке не принято;

5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

6) правомочность участника закупки заключать договор;

7) отсутствие в реестре недобросовестных Поставщиков, предусмотренном Федеральным законом № 223-ФЗ, и (или) в реестре недобросовестных Поставщиков, предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ, сведений об участниках закупки.

8) участник закупки должен соответствовать критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона  от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Указанные в настоящем разделе единые и дополнительные требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.».

Вместе с тем, согласно Приложению № 1 к  Информационной карте «Техническое задание на выполнение работ по техническому обслуживанию, мониторингу и ремонту систем: охранной, охранно-пожарной сигнализации, пожаротушения, дымоудаления, оповещения людей о пожаре, видеонаблюдения и контроля доступа»   системы охранной, охранно-пожарной сигнализации, пожаротушения, дымоудаления, оповещения людей о пожаре, видеонаблюдения  в корпусах СибГУ им. М.Ф. Решетнева являются технологически и функционально взаимосвязанными.

 

№ п/п

Место выполнения работ

Виды систем:

Плановое обслуж. в месяц (раз в мес.)

Этаж-ть

Площадь м2

 
 
 

1

Корпус А, просп. Красноярский рабочий, 31

ОС, ПС, СКД, система речевого оповещения, видеонаблюдение

2

0-4

4288,8

 

2

Корпус Н, просп. Красноярский рабочий, 31, стр. 5

ОС, ПС, СКД, система речевого оповещения, видеонаблюдение

3

0-7

5592,8

 

3

Корпус П, просп. Красноярский рабочий, 31, стр. 5

ОС, ПС, СКД, система речевого оповещения, видеонаблюдение

2

1 — 4

2222,7

 

4

Корпус Е, просп. Красноярский рабочий, 48Б

ОС, ПС, СКД

2

1 — 3

1292,6

 

5

Библиотека, ул. Чайковского, 10, пом. 65,66,67

ОС, ПС

2

0-1

1261,5

 

6

Спортивные залы по ул.Юности, 18, только 18 "а"

ПС,ОС

2

1 — 2

729,2

 

7

Дворец водного спорта, Центральный проезд, 7

ПС, система речевого оповещения

2

0-3

8377,9

 

8

Корпус О, ул. 60 Лет Октября 109, пом. 13,14

ПС, ОС, СКД, система речевого оповещения

2

4-й, 5-й этаж

2053,2

 

9

Корпус Г, ул. Гладкова, 6, пом. 8,9, 20,28, 29, 30

ОС, ПС, система дымоудаления, система пожаротушения

2

8-й, 9-й этажи

1124,7

 

10

Общежитие №1, просп. Машиностроителей, 54

ПС, ОС, система речевого оповещения, видеонаблюдение

3

0-5

5130,2

 

11

Общежитие №2, ул. Инструментальная 1

ПС, ОС, система речевого оповещения, видеонаблюдение

3

0-5

2552,2

 

12

Общежитие №3, ул. Волгоградская, 35

ОС, ПС, система речевого оповещения, видеонаблюдение

3

0-5

4084,7

 

13

Корпус Д, просп. Красноярский рабочий, 56, пом. 2,3

ПС, ОС, система оповещения

2

2

3124,9

 

14

КСК , ул.26 Бакинских Комисаров 9а.

ОС, ПС, система оповещения, видеонаблюдение

2

3

2853,7

 

15

Гараж, просп. Красноярский рабочий, 31, стр. 2

ПС, ОС,система оповещения

2

1

920,7

 

16

Склады, просп. Красноярский рабочий, 31, стр. 1

ОС, ПС, система оповещения

2

1

250,8

 

17

Корпус «Р», ул. Рейдовая, 69

ОС, ПС, видеонаблюдение

2

0-2

1064,1

 

18

Аэрокосмический колледж, просп. Красноярский рабочий, 31 "а"

ОС, ПС,СКД, система оповещения, видеонаблюдение

2

0-5

9192,7

 

19

корпус «М» Просп. Машиностроителей, 54

ОС, ПС

2

4

8230,6

 

20

Лаборатория, ул.Волгоградская, 2, пом. 69

ОС, ПС, система оповещения

2

0-5

294,6

 

21

Лаборатория, ул.Волгоградская, 7 "а", пом. 67

ОС, ПС

2

4

104,2

 

22

Корпус «Б», просп. Красноярский рабочий, 29 (территория з-да АО «КрасМаш»)

ПС, система оповещения

2

4

3238,5

 

23

Корпус «В», просп. Красноярский рабочий, 29 (территория з-да АО «КрасМаш»), стр. 94

ПС, система оповещения

2

5

3073,5

 

24

Республика Хакасия, Ширинский р-н, п. Колодезный, мкр. Вузовский, б/о «Комета»

ПС, система оповещения

2

1

970,5

 

25

Корпус «С », ул. Семафорная 433/1 корп. С1, С2

ОС, ПС, СКД, система речевого оповещения, видеонаблюдение

2

1 — 4

11565,6

 

26

г. Красноярск, ул. 26 Бакинских комиссаров, 3б (стадион)

ОС, ПС, СКД, система речевого оповещения

2

2

983,5

 

27

Корпус «Ю»
г. Красноярск, ул. Юности, д. 39

ОС, ПС, СКД, система речевого оповещения

2

0-1

100

 

28

Корпус «Л», просп. Красноярский рабочий, 31, стр. 7

Пожарная сигнализация, система оповещения, автоматического пожаротушения, дымоудаления и видеонаблюдения

1

12

17134,7

 

29

Главный учебный корпус, пр. Мира. 82. корпус 1 (в т.ч северное крыло главного учебного корпуса)

Пожарная сигнализация и система оповещения

1

4

20062.8

 

30

Корпус № 7. пр. Мира, 82 (в т.ч. КПП АХЧ. касса)

Пожарная сигнализация и система оповещения

1


4

4 712.80

 

31

Учебный корпус, пр. Мира. 82. корпус 2 (в т.ч. кафедра спец.химии)

Пожарная сигнализация и система оповещения

1

4

5127,1

 

32

Корпус А-Б-В.
ул. Марковского. 57

Пожарная сигнализация и система оповещения

1

4

13 792.30

 

33

Учебно-спортивный комплекс, ул. Ленина 80

Пожарная сигнализация и система оповещения

1

3

3 666.30

 

34

Бассейн «Технологический», ул. Марковского. 70а

Пожарная сигнализация и система оповещения

1

3

2 669.20

 

35

Общежитие № 2. ул. Ленина 32

Пожарная сигнализация и система оповещения

1

5

8 019.50

 

36

Общежитие № 3. ул. Ленина 61 (вход от пожарной части), в т.ч профилакторий

Пожарная сигнализация и система оповещения

1

5

3591,7

 

37

Общежитие № 4. ул. Ленина 63

Пожарная сигнализация и система оповещения

1

5

3619,8

 

38

Общежитие № 5. ул. Марковского. 70

Пожарная сигнализация и система оповещения

1

9

9 593.40

 

39

Общежитие № 6. ул. Марковского. 72

Пожарная сигнализация и система оповещения

1

9

6 834.90

 

40

Комбинат питания, ул. Ленина 73

Пожарная сигнализация и система оповещения

1

2

3 027.90

 

41

Библиотека пр. Мира 82. корпус 8

Пожарная сигнализация и система оповещения

1

3

2 342.50

 

42

Институт «Сибгиппробиосинтез» ул. Робеспьера 2

Пожарная сигнажзация и система оповещения

1

9

7823

 

43

Сад Крутовского. ул. Сад Крутовского, 11 «Г»

Пожарная сигнализация и система оповещения

1

1

832

 

44

Лесхоз, ул. Лесная 168

Пожарная сигнализация

1

1 — 2

640,2

 

45

Лыжная база, ул. Ленинградская, 7-а

Пожарная сигнализация и система оповещения

1

2

82,6

 

46

Емельяновский район Красноярского края Поселок Верхняя «Бирюса», Лесная 21, 69

Пожарная сигнализация

1

1

1019,2

 

47

Гаржи, столярные мастерские, Ленина 69

Пожарная сигнализация и система пожаротушения

1

1 — 2

2304,2

 

48

Малосемейное общежитие (специализированный жилищный фонд) Марковского 57А

Пожарная сигнализация и система оповещения

1

9

4028,9

 

49

Административно-учебный, ул. Семафорная, 123, Плехановка

ОС, Пожарная сигнализация и система оповещения

2

6

6076,8

 

50

Гараж, ул. Семафорная, 123, стр.2, гараж Плехановка

ОС, Пожарная сигнализация и система оповещения

1

1

234,3

 

51

Ул. Горького, 23, пом.3-1,14,24 Плехановка

ОС, Пожарная сигнализация и система оповещения

2

2

910,5

 

 

Таким образом, из вышеприведенной таблицы наглядно видно, что места выполнения работ расположены как на территории города Красноярска, так и за его пределами, а именно:  объекты № 24 и № 46 расположены в Республике Хакасия и Емельяновском районе Красноярского края.

В абзаце 3 раздела 1 Технического задания, являющегося Приложением № 1 к информационной карте Закупки указано «Обязательным требованием является наличие лицензии ФСБ на проведение работ, связанных с использованием сведений составляющих государственную тайну у лица выполняющего работы в помещениях составляющих государственную тайну.».

Также в пункте  3.3.12 проекта договора, являющегося Приложением № 3 к информационной карте Закупки установлено, что «В случае привлечения к выполнению работ по настоящему договору субподрядчиков, до заключения договора субподряда Подрядчик обязан представить Заказчику копии документов на право производства работ субподрядчиками, а также проинформировать в письменной форме Заказчика о заключении договоров с субподрядчиками, по мере их заключения. В течение 3 рабочих дней с момента заключения договора предоставить Заказчику уведомление в котором должны излагаться предмет договора, наименование и адрес субподрядчика, приложена копия договора. Нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств Субподрядчиками. Для выполнения работ, требующих получение лицензии МЧС, согласно Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», лицензии ФСБ  на проведение работ, связанных с использованием сведений составляющих государственную тайну,  привлекать субподрядчиков имеющих данные лицензии».

Университет письмом от 11.01.2019 № 710 проинформировал Красноярское УФАС России о том, согласно действующему законодательству Российской Федерации о лицензировании, ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи  49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Нормами части 1 статьи 27 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» установлено, что допуск предприятий, учреждений и организацией работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

В структуру Университета входит подразделение режимно-секретный отдел. Кроме того, Университет обладает действующей лицензий ФСБ на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по следующим адресам: 660037, г. Красноярск, проспект им. газ. Красноярский рабочий, 29 корп. 30, корп. 34, корп. 75; 660037, г. Красноярск, проспект им. газ. Красноярский рабочий, 31 корп. «А», «Н»; 660049, г. Красноярск, проспект Мира, 82.

Согласно распоряжениям учредителя ежегодно проводится проверка наличия специзделий, учет которых ведется в секретном делопроизводстве режимно- секретного отдела. 

Указанная информация свидетельствует об обеспечении Университетом в пределах своих полномочий защиту сведений, составляющих государственную тайну.

При этом работы по техническому обслуживанию, мониторингу и ремонту систем: охранной, охранно-пожарной сигнализации, пожаротушения, дымоудаления, оповещения людей о пожаре, видеонаблюдения и контроля доступа производятся в том числе в помещениях, которые закреплены за подразделениями и сотрудниками, имеющими доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.  Следовательно, допуск лица для осуществления работ по договору в помещениях, являющихся режимно-секретными объектами Университета, возможно только при наличии у Подрядчика (субподрядчика) в том числе действующей лицензии ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Принимая во внимание, что работы выполняются не только в помещениях, составляющих государственную тайну, и в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие лицензии ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также работы, для выполнения которых указанная лицензия не требуется, Заказчик в абзаце 3 раздела 1 Технического задания указал, что к лицу, выполняющего работы в помещениях Университета, составляющих государственную тайну, имеется обязательное требование к наличию лицензии ФСБ.

Кроме того, порядок предоставления лицензии ФСБ Подрядчиком (субподрядчиком) регламентирован в п.п. 3.3.1. и 3.3.2. проекта договора, который является неотъемлемой частью документации об открытом конкурсе.

К выполнению работ на режимно-секретных объектах Университета могут быть привлечены соисполнители, обладающие лицензией ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну или участник закупки, в случае победы, может обратиться в лицензирующий орган с целью получения лицензии для самостоятельного выполнения отдельных видов работ.

Для получения лицензии заявитель представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности,  документы, предусмотренные пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны»,  в том числе подтверждение степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель предполагает проводить работы.

Порядок подтверждения степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель предполагает проводить, работы регламентируется Правилами  подтверждения степени секретности сведений, с которыми предприятия, учреждения, и организация предполагают проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны».

В силу абзаца 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Пунктом 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что  заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

Согласно частям 1 и 2 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации  по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Правила указанной главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 указанного Кодекса.

Статьей 780 Гражданского кодекса Российской Федерации  если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

Университетом  не было  установлено  требование о наличии лицензии  ФСБ  на осуществлении работ, связанных с использованием  сведений составляющих     государственную тайну к участникам  Закупки  (пункт 2.2., 31 Извещения и документации  о Закупке), ввиду того обстоятельства, что  в проекте договора, техническом  задании (Приложение № 1 к информационной карте Закупки) установлено требование о выполнении отдельных видов  работ лицом обладающим лицензией ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений составляющих государственную тайну.

Так  в пунктах  3.3.11, 3.3.12 проекта Договора Университетом установлены обязательства Подрядчика, о том что Подрядчик обязуется:

«3.3.11. Выполнять работы в помещениях составляющих государственную тайну только  при наличии  лицензии ФСБ на проведение работ, связанных с использованием сведений составляющих государственную тайну, либо с привлечением соответствующих субподрядчиков, имеющих необходимую лицензию;

3.3.12. В случае привлечения к выполнению работ по настоящему договору субподрядчиков, до заключения договора субподряда Подрядчик обязан представить Заказчику копии документов на право производства работ субподрядчиками, а также проинформировать в письменной форме Заказчика о заключении договоров с субподрядчиками, по мере их заключения. В течение 3 рабочих дней с момента заключения договора предоставить Заказчику уведомление в котором должны излагаться предмет договора, наименование и адрес субподрядчика, приложена копия договора. Нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств Субподрядчиками. Для выполнения работ, требующих получение лицензии МЧС, согласно Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", лицензии ФСБ  на проведение работ, связанных с использованием сведений составляющих государственную тайну,  привлекать субподрядчиков имеющих данные лицензии.

Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7  Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, в том случае, если какие-либо работы (услуги) не являются самостоятельным предметом закупки, а входят неотъемлемой частью в комплекс работ (услуг), составляющий предмет контракта, требование о наличии лицензии на выполнение таких работ (оказание услуг) непосредственно у подрядчика (исполнителя) не является обязательным. Выполнение таких работ или оказание таких услуг может осуществляться иными лицами, обладающими соответствующей лицензией и привлеченными подрядчиком (исполнителем) к исполнению контракта на основании договора между ними.

Кроме того, в  соответствии с Обзором практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ноябрь 2016 года)» «Заказчик предъявил излишнее требование к участникам закупки об обладании лицензией.».

«ФАС России рассмотрена жалоба на положения документации о закупке, мотивированная тем, что заказчик предъявил излишнее требование к участникам закупки об обладании лицензией ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

По мнению заказчика, работы, выполняемые в рамках контракта, в том числе производятся в помещениях, которые закреплены (будут закреплены) за подразделениями и сотрудниками, имеющими доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Вместе с тем представители заказчика пояснили, что работы выполняются не только в помещениях, в которых будет осуществляться доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Следует отметить, что согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг может выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.

Однако в случае, если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, установление требования о наличии непосредственно у участника закупки и о предоставлении таким участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии лицензии приводит к ограничению количества участников закупки и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку:

- к выполнению отдельных видов работ, требующих лицензии, могут быть привлечены соисполнители, обладающие лицензией;

- участник закупки, в случае победы в закупке, может обратиться в лицензирующий орган для получения лицензии для самостоятельного выполнения отдельных видов работ.

Комиссия пришла к выводу, что требование о наличии лицензии непосредственно у участника закупки и предоставлении ее в составе заявки является избыточным, поскольку лицензируемые виды работ составляют лишь часть объекта закупки. Выдано предписание о внесении изменений в документацию.

* Примечание (совет):

В рассматриваемом случае заказчику целесообразно было бы предусмотреть в проекте контракта документации о закупке требование о выполнении отдельных видов работ лицом, обладающим необходимой лицензией. При этом не следует требовать от участника закупки, подающего заявку, обладание лицензией, необходимой лишь на часть работ по контракту, поскольку к выполнению таких работ могут быть привлечены соисполнители, обладающие необходимой лицензией.».

Данная позиция ФАС России отражена в решениях указанного органа от 09.11.2017 по делу № К-1548/17,  от 20.10.2016 по делу  № К-1708/16.

Вместе согласно позиции ВАС РФ, изложенной в определении от 03.02.2014 по делу  № А76-397/2013, согласно которой объединение в один лот различных работ (лицензируемых и нелицензируемых) не может являться доказательством нарушения статьи 17 Закона «О защите конкуренции», поскольку такое объединение продиктовано целями проведения размещения заказа в данном конкретном случае.

Таким образом, включение Университетом в пункт  3.3.12 проекта договора, являющегося Приложением № 3 к информационной карте Закупки условия о том, что «В случае привлечения к выполнению работ по настоящему договору субподрядчиков, до заключения договора субподряда Подрядчик обязан представить Заказчику копии документов на право производства работ субподрядчиками, а также проинформировать в письменной форме Заказчика о заключении договоров с субподрядчиками, по мере их заключения. В течение 3 рабочих дней с момента заключения договора предоставить Заказчику уведомление в котором должны излагаться предмет договора, наименование и адрес субподрядчика, приложена копия договора. Нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств Субподрядчиками. Для выполнения работ, требующих получение лицензии МЧС, согласно Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», лицензии ФСБ  на проведение работ, связанных с использованием сведений составляющих государственную тайну,  привлекать субподрядчиков имеющих данные лицензии» период с момента объявления Университетом информации о проведении Закупки – 12.10.2018 до срока окончания подачи заявок на участие в Закупке – 02.11.2018 не противоречит требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Красноярским УФАС России установлен тот факт, что  Университет обладает действующей лицензий на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Красноярскому краю  07.06.2017 (регистрационный номер <...> ) (далее – Лицензия), по отдельному ряду адресов, расположенных только в городе Красноярске.

Таким образом, формирование и утверждение СибГУ им. М.Ф.Решетнева документации о Закупке, включающей объекты, расположенные за пределами г. Красноярска (Приложение № 1 к  Информационной карте «Техническое задание на выполнение работ по техническому обслуживанию, мониторингу и ремонту систем: охранной, охранно-пожарной сигнализации, пожаротушения, дымоудаления, оповещения людей о пожаре, видеонаблюдения и контроля доступа», приложении № 1 к договору), а именно расположенных в Республике Хакасия и Емельяновском районе Красноярского края,  а также условие, изложенное в абзаце 3 раздела 1 Технического задания, являющегося Приложением № 1 к информационной карте Закупки, об обязательном требовании наличия лицензии ФСБ на проведение работ, связанных с использованием сведений составляющих государственную тайну у лица выполняющего работы в помещениях составляющих государственную тайну, в отсутствии таких объектов в Лицензии (№ 24 Республика Хакасия, Ширинский район, п.Колодезный, мкр. Вузовский, б/о «Комета» и № 46 Емельяновский район Красноярского края, поселок  Верхняя Бирюса,  Лесная, 21, 69), могло ограничить количество участников Закупки.

Кроме того, в извещении о проведении Закупки, размещенном ЕИС, указано «Место выполнения работ являющейся предметом договора - на 51 объектах университета (Левый и правый берег, Ленинский, Кировский, Свердловский, Центральный и Железнодорожный районы г. Красноярска), а в документации о Закупке отсутствует информация о том, что на объектах Университета, расположенных за пределами города Красноярска, от лица выполняющем работы по договору, заключенному с победителем Закупки, не требуется лицензия ФСБ на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 9  Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»).

В связи с тем обстоятельством, что ООО  Фирма «Синтез Н» подавало в Красноярское УФАС России жалобу в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции» на действия организатора закупки – Университета при проведении Закупки, выразившиеся в составлении закупочной документации с нарушениями законодательства Российской Федерации (решение Красноярского УФАС России № 252-18.1 от 08.11.2018), данный факт свидетельствует о том, что ООО  Фирма «Синтез Н» является потенциальным участником Закупки. Соответственно вышеуказанные действия, Университета,  ограничили возможность участия указанного хозяйствующего субъекта в Закупке, и являются нарушением части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».

В Закупке приняли участие следующие участники - хозяйствующие субъекты:

ООО «Радиоимпульс-ТелеКом» (ИНН 2463064421, ОГРН 1032402209828, 660030, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Ботаническая 2-я, д. 2 Г);

ООО «ТЕХНОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ 2000» (ИНН  2461024293, ОГРН 1022402473125,  660037, Красноярский край, г.Красноярск, ул. Мичурина, д. 2 «Ж», пом. 454);

ООО «Казачий разъезд» (ИНН 2450015868, ОГРН 1022401357516, 663603, Красноярский край, г. Канск, ул. 40 лет Октября, 66 «А», стр.1 ч.зд. 1).

По результатам Закупки между Университетом и ООО «Казачий разъезд» (победителем Закупки) заключен  договор от 30.11.2018 № 14/1045-18 на выполнение работ для нужд СибГУ им. М.Ф.Решетнева (далее – Договор).

Университет представил в материалы настоящего дела  договор субподряда от 30.11.2018 № 14/1045-15-СБ на выполнение работ для нужд СибГУ им. М.Ф.Решетнева, заключенный между ООО «Казачий разъезд» (победителем Закупки) и  ООО «Системы Безопасности», акты выполненных работ  от 20.12.2018 № Р3081, от 31.01.2019 № 251.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать СибГУ им. М.Ф.Решетнева нарушавшим требования части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции» при проведении Закупки.

2.  Обязательное для исполнения предписание  ответчику не выдавать, в связи с тем обстоятельством, что на момент вынесения решения нарушение является оконченным, между ООО «Казачий разъезд» (победителем Закупки) и СибГУ им. М.Ф.Решетнева заключен Договор.

 

Председатель Комиссии

 

                  <...>

 

 

 

Члены Комиссии

 

                <...>

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны