Письмо б/н Решение от 27 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 024/01/10-2892/2022 о нарушении антимонопольного законодательства

 

27 апреля 2023 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена по окончании рассмотрения дела 24.04.2023.

В полном объеме решение по делу изготовлено 27.04.2023.

 

Комиссия Красноярского УФАС России в составе: председатель Комиссии – В.Л. Мерзляков, заместитель руководителя управления, члены Комиссии – Ю.В. Наследников, начальник правового отдела; Р.И. Исаков, старший государственный инспектор отдела естественных монополий (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 024/01/10-2892/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения муниципальным автономным учреждением «Татышев-парк» (660022, г. Красноярск, остров Татышев, здание 2; ИНН/ОГРН 2460075249/1062460035648) (далее - МАУ «Татышев-парк») пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением, путем включения пункта 1.8 в Регламент предоставления платных услуг, оказываемых МАУ «Татышев-парк» юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям от 30.06.2021, позволяющего заключать договоры по предоставлению в пользование хозяйствующим субъектам на территории о. Татышев
г. Красноярска временных сооружений (торговых домиков, настилов, торгового оборудования (прилавок) без проведения публичных процедур, обеспечивающих конкуренцию, что нарушает, может нарушить, права и законные интересы хозяйствующих субъектов и создает им препятствия доступа на соответствующий товарный рынок другим хозяйствующим субъектам,

в присутствии представителя МАУ «Татышев-парк» Ковалевой Е.В. (доверенность № 44 от 05.12.2022), представителя администрации г. Красноярска Лукьяновой Н.В. (доверенность № б-н от 28.12.2022), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте его рассмотрения,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Солдатова И.Л., перенаправленное депутатом Красноярского городского Совета депутатов Крастелевым Р.Е. (вх. № 13555 от 29.07.2022), обращение Асауленко С.В., перенаправленное депутатом Красноярского городского Совета депутатов Бондаревым В.Ю. (вх. № 16348 от 12.09.2022), с просьбой о проведении проверки на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства действий муниципального автономного учреждения «Татышев-парк» (660022, г. Красноярск, остров Татышев, здание 2; ИНН/ОГРН 2460075249/1062460035648), связанных с заключением договоров возмездного оказания услуг по размещению временных сооружений с индивидуальными предпринимателями.

По результатам проведенной проверки в действиях МАУ «Татышев-парк» были выявлены признаки нарушения запрета, предусмотренного пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, в связи, с чем на основании приказа руководителя Красноярского УФАС России № 278/22 от 28.10.2022 возбуждено настоящее дело.

Определением от 25.11.2022 о назначении дела № 024/01/10-2892/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено: МАУ «Татышев-парк», в качестве заявителей привлечены: Солдатова И.Л., Асауленко С.В., в качестве заинтересованного лица привлечена: администрация г. Красноярска, рассмотрение дела было назначено на 19.12.2022 в 11 часов 00 минут.

Определением от 19.12.2022 рассмотрение дела № 024/01/10-2892/2022 было отложено на 27.01.2023 на 12 часов 00 минут.

Определением от 27.01.2023 рассмотрение дела № 024/01/10-2892/2022 отложено в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, рассмотрение дела назначено на 01.03.2023 в 12 часов 00 минут.

01.03.2023 в ходе рассмотрения дела № 024/01/10-2892/2022 представителем МАУ «Татышев-парк» представлены документальные доказательства внесения изменений в регламент, устанавливающий порядок заключения договоров аренды временных сооружений, находящихся во временном владении и пользовании МАУ «Татышев-парк».

Определением от 01.03.2023 рассмотрение дела № 024/01/10-2892/2022 было отложено на 24.04.2023 в 12 часов 00 минут.

24.04.2023 дело рассмотрено в присутствии представителя МАУ «Татышев-парк» Ковалевой Е.В. (доверенность № 44 от 05.12.2022), представителя администрации
г. Красноярска Лукьяновой Н.В. (доверенность № б-н от 28.12.2022), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте его рассмотрения.

В ходе рассмотрения дела представителем МАУ «Татышев-парк» были представлены письменные и устные пояснения по делу: МАУ «Татышев-парк» представлены доказательства внесения изменений в регламент, устанавливающий порядок заключения договоров аренды временных сооружений, согласно которому, предоставление временного сооружения неконкурентным способом может быть представлено только на один месяц, при этом, пролонгация договора с одним и тем же лицом не предусмотрена регламентом. Заключение договора с предыдущим правообладателем, на это же временное сооружение, возможно только по истечении шести месяцев.

Также, представителем МАУ «Татышев-парк» был представлен изготовленный реестр регистрации входящих и исходящих обращений, поступающих в МАУ «Татышев-парк» в который включаются сведения только об обращениях относительно аренды временных сооружений.

Представитель МАУ «Татышев-парк» дополнительно пояснил, что МАУ «Татышев-парк» разработало и запустило на своем официальном сайте карту с местоположением всех объектов, с указанием срока окончания аренды по каждому объекту.

Также, представитель МАУ «Татышев-парк» пояснил комиссии, что учреждение частично признает нарушение антимонопольного законодательства, и начало проводить публичные процедуры на право заключения договора аренды на некоторые объекты временных сооружений.

Представитель администрации г. Красноярска, в своих устных пояснениях по делу поддержал позицию администрации г. Красноярска ранее направленную в антимонопольный орган.

Рассмотрев имеющие в деле доказательства, заслушав представителя МАУ «Татышев-парк», администрации г. Красноярска, Комиссия пришла к выводу о том, что доказательств, имеющихся в материалах дела достаточно для принятия законного, обоснованного и мотивированного решения.

При рассмотрении дела № 024/01/10-2892/2022 Комиссией установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.

По пункту 1 статьи 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Таким образом, МАУ «Татышев-парк» является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием г. Красноярск, для организации и проведения общегородских торжественных, социально-значимых, досуговых мероприятий в г. Красноярск.

В соответствии с пунктом 1.1 Устава муниципального автономного учреждения «Татышев-парк» (далее - МАУ «Татышев-парк»), утвержденного распоряжением администрации города Красноярск от 16.04.2021 № 44-орг (далее – Устав) МАУ «Татышев-парк» переименовано из муниципального автономного учреждения города Красноярска «Центр реализации социальных проектов». МАУ «Татышев-парк» является правопреемником всех прав и обязанностей муниципального автономного учреждения города Красноярска «Центр реализации социальных проектов»

Согласно пункту 2.1 Устава МАУ «Татышев-парк» создано для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере создания условий для организации досуга, массового отдыха жителей города и организация обустройства мест массового отдыха населения

В соответствии с пунктом 2.3 Устава для достижения целей МАУ «Татышев-парк» осуществляет следующие основные виды деятельности:

- организация и проведение официальных физкультурных (физкультурно-оздоровительных) мероприятий);

- обеспечение доступа к объектам спорта;

- содержание, ремонт зданий и сооружений на территории, переданных учреждению, в том числе на территории парков, островов;

- организация и проведение культурно-массовых мероприятий, в том числе деятельность ярмарок и парков с аттракционами;

- организация, содержание и уборка территорий, переданных учреждению;

- создание, содержание зеленых насаждений, посадок деревьев, кустарников, цветов на территориях, переданных учреждению;

- содержание, установка, изготовление малых архитектурных форм и элементов навигации на территориях, переданных учреждению;

- содержание, установка, спортивных плоскостных сооружений и спортивных тренажерных комплексов на территориях, переданных учреждению;

- организация досуга населений.

Кроме того, согласно пунктам 2.4.1, 2.4.16 Устава МАУ «Татышев-парк» осуществляет следующие виды деятельности, приносящие ей доход и не относящиеся к основным видам деятельности:

- сдача в аренду имущества учреждения, а также сдача в аренду особо ценного движимого и недвижимого имущества, закрепленного учредителем за учреждением на праве оперативного управления или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретением этого имущества, осуществляется в соответствии с действующим законодательство;

- организация услуг торговли и общественного питания, в том числе посредством предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства возможности размещения на территории, закрепленной за МАУ «Татышев-парк».

Из ответа (вх. № 15091 от 23.08.2022), представленного департаментом градостроительства администрации г. Красноярска, следует, что постановлением администрации г. Красноярска от 24.11.2014 № 809 утверждено положение о порядке размещения временных сооружений на территории г. Красноярска.

Пунктом 3 Положения установлено, что:

- размещение временных сооружений на территории города Красноярска, за исключением нестационарных торговых объектов, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска;

- размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска;

- размещение временных сооружений на территории города осуществляется по результатам торгов, за исключением временных сооружений, размещение которых осуществляется в ином порядке, установленном настоящим Положением;

- размещение временных сооружений на земельных участках, предоставленных на праве пользования, праве аренды, ином вещном праве, осуществляется без проведения аукционов.

Департамент градостроительства администрации г. Красноярска также пояснил
(вх. № 15765 от 02.09.2022), что все договоры, заключенные на размещение временных сооружений на территории острова Татышев заключены только с МАУ «Татышев-парк».

Всего между департаментом градостроительства администрации г. Красноярска и МАУ «Татышев-парк» заключено 84 действующих договора на размещение временных сооружений на территории острова Татышев.

Как было установлено ранее, согласно пункту 2.4.16 Устава МАУ «Татышев-парк» осуществляет один из видов деятельности, приносящий доход, а именно, организует услуги торговли и общественного питания, в том числе посредством предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства возможности размещения на территории, закрепленной за МАУ «Татышев-парк», а именно на острове Татышев.

Также, согласно пункту 2.5 Устава МАУ «Татышев-парк» осуществляет приносящую доход деятельность, а также виды деятельности, предусмотренные пунктом 2.4 Устава, в том числе и пунктом 2.4.16 Устава, на основании Регламента предоставления платных услуг, предлагаемых юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям.

Регламент предоставления платных услуг, предлагаемых юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям согласовывается учредителем, то есть администрацией г. Красноярска и утверждается МАУ «Татышев-парк».

Пунктом 1.3 Регламента предоставления платных услуг, оказываемых МАУ «Татышев-парк» юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям от 30.06.2021 (далее - Регламент) установлено, что регламент является документом, который регламентирует отдельные вопросы хозяйственной деятельности МАУ «Татышев-парк», не подпадающие под действие Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно:

- условия и порядок проведения конкурентных процедур при предоставлении МАУ «Татышев-парк» платных услуг;

- порядок заключения договоров на основании проведения указанных публичных процедур.

Из пункта 1.7 Регламента следует, что в целях соблюдения Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ) применяются следующие основные процедуры выбора контрагента:

- торги в форме аукциона;

- запрос котировок;

- заключение договора на основании публичного извещения.

При этом, Регламент содержит пункт 1.8, согласно которому, процедуры указанные в пункте 1.7 Регламента, не применяются при наличии одного из следующих условий:

- срок оказания платной услуги не более 180 календарных дней в отношении одного договора и не более 210 календарных дней суммарно по договорам, заключенным в течении одного календарного года с одним и тем же контрагентом (в редакции приказа от 20.10.2021 № 130);

- цена договора не превышает 300 000 (триста тысяч) рублей.

В данных случаях платные услуги оказываются МАУ «Татышев-парк» на условиях публичного договора с каждым обратившимся лицом при наличии на момент обращения возможности предоставить платную услугу.

По запросу Красноярского УФАС России МАУ «Татышев-парк» представило (вх. 14882 от 19.08.2022) реестр договоров заключенных с хозяйствующими субъектами на основании процедур указанных в пункте 1.7 Регламента и процедуре указанной в пункте 1.8 Регламента.

Согласно реестру договоров, в 2021 году МАУ «Татышев-парк» заключено 4 договоров на аренду временных сооружений в соответствии с пунктом 1.7 Регламента (конкурентным способом), на общую сумму 6 651 220,76 рублей и 110 договоров на предоставление временных сооружений (торговых домиков, настилов, торгового оборудования (прилавок) в соответствии с пунктом 1.8 Регламента (неконкурентным способом), на общую сумму 10 254 706 рублей.

Таким образом, проведение публичных процедур в 2021 году составило 3,5 %
от общего числа заключенных договоров, предусматривающих предоставление временных сооружений в пользование.

В 2022 году МАУ «Татышев-парк» заключено 2 договора на аренду временных сооружений в соответствии с пунктом 1.7 Регламента (конкурентным способом), на общую сумму 130 000, 36 рублей и 81 договор на предоставление временных сооружений ( – торговых домиков, настилов, торгового оборудования (прилавок) в соответствии с пунктом 1.8 Регламента (неконкурентным способом), на общую сумму 10 965 182 рубля.

Таким образом, проведение публичных процедур в 2022 году составило 2,4 %
от общего числа заключенных договоров
, предусматривающих предоставление временных сооружений в пользование.

Таким образом, за 2021 – 2022 гг. общая сумма выручки МАУ «Татышев-парк» от передачи в аренду временных сооружений путем проведения неконкурентных процедур составила 21 219 888 рублей.

Красноярское УФАС России направило письмо председателю Краевого Союза малого предпринимательства Красноярского края В.Ю. Бондареву, с просьбой содействовать в сборе информации среди хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги розничной торговли пищевыми продуктами, напитками и/или развлекательными услугами.

Из анкет представленных председателем Краевого Союза малого предпринимательства Красноярского края В.Ю. Бондаревым следует, что из 9-ти опрошенных, только 2 предпринимателя обладают информацией, что через направление в МАУ «Татышев-парк» обращения (без проведения торгов), можно было получить в аренду торговый объект.

Из 9-ти опрошенных, 4 изъявили желание принять участие в торгах в случае проведения МАУ «Татышев-парк» публичных процедур на предмет сдачи в аренду временного сооружения.

При этом, все 9 опрошенных предпринимателей указали в анкете, что при сдаче
МАУ «Татышев-парк» в аренду временных сооружений без проведения публичных процедур (без торгов) не соблюдается принцип равноправия.

Антимонопольным органом направлены запросы хозяйствующим субъектам, которые раннее обращались МАУ «Татышев-парк», для получения информации относительно процедуры взаимодействия с МАУ «Татышев-парк», относительно заключения договоров.

В частности направлен запрос Коворуковой Ксении - представителю Galateria «Plombir» (далее – Коворукова К.), которая ранее (вх. № 371 от 29.03.2021) обращалась в МАУ «Татышев-парк» с просьбой рассмотреть предложение о возможности получить в аренду отдельный торговый павильон на территории острова Татышев.

Из ответа Коворуковой К. (вх. № 18258-ЭП/22 от 10.10.2022) следует, что 29.03.2021 она направила письмо по электронной почте - info@projectkrsk.ru, относительно условий по аренде торговой площади для продажи итальянского мороженного в Татышев-парке, в котором указала мобильный номер телефона, а также рабочую электронную почту, однако за весь последующий период ни по телефону, ни по электронной почте ответа на её обращение так и не последовало.

Из письменного объяснения ИП Смеяна И.А. от 11.10.2022 следует, что, он увидев на острове Татышев торговые домики, позвонил в МАУ «Татышев-парк», чтобы узнать о возможности заняться предпринимательской деятельностью на этой территории.

Представитель МАУ «Татышев-парк» в телефоном режиме сообщил ИП Смеяну И.А., чтобы он направил обращение по электронной почте - info@projectkrsk.ru.

ИП Смеян И.А. 12.05.2021 (вх. № 649 от 12.05.2021) направил письмо по электронной почте указанный выше, ответа ему не поступило, и через несколько недель ИП Смеян И.А. позвонил в МАУ «Татышев-парк», где ему ответили – ждите.  По состоянию на 11.10.2022  ИП Смеян И.А. ответа от МАУ «Татышев-парк» так и не получил.

Из протокола объяснений также следует, что если бы МАУ «Татышев-парк» проводило публичные процедуры на предмет предоставления в аренду временных сооружений (торговых домиков, киосков), то  ИП Смеян И.А. принял бы в них участие.

Также ИП Смеян И.А. заявил, что его права были нарушены тем, что он так и не получил ответы на обращения по аренде временных сооружений (торговых домиков) и с ним не был заключен соответствующий договор аренды.

Таким образом, антимонопольным органом установлено, что в г. Красноярске МАУ «Татышев-парк» является единственной организацией, осуществляющей услуги по предоставлению в пользование хозяйствующим субъектам на территории о. Татышев г. Красноярска временных сооружений (торговых домиков, настилов, торгового оборудования (прилавок).

Территория острова Татышев, в свою очередь, является привлекательной для хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию товаров народного потребления и предоставляющих услуги общественного питания посетителям парка.

Для определения положения МАУ «Татышев-парк» Красноярским УФАС России проведен анализ рынка, которым установлен как сам рынок, на котором осуществляет деятельность МАУ «Татышев-парк» и определена доля МАУ «Татышев-парк» на таком рынке.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона № 135-ФЗ под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона № 135-ФЗ под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, под товаром, в том смысле, какой в него вкладывает Закон № 135-ФЗ, в настоящей ситуации понимаются услуги по предоставлению в пользование хозяйствующим субъектам на территории о. Татышев г. Красноярска временных сооружений (торговых домиков, настилов, торгового оборудования (прилавок) хозяйствующим субъектам на территории о. Татышев г. Красноярска.

Следовательно, оказание услуг по предоставлению временных сооружений (торговых домиков, настилов, торгового оборудования (прилавок), хозяйствующим субъектам на территории о. Татышев г. Красноярска выступает продуктовыми границами товарного рынка.

Временной интервал определен исходя из цели исследования – анализа состояния конкурентной среды на указанном рынке в период оказания услуг по предоставлению временных сооружений (торговых домиков, настилов, торгового оборудования (прилавок), и на основе запрошенной в ходе проведения проверки информации и составил в период с января 2021 года по август 2022 года (один год и восемь месяцев).

Процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает: предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

МАУ «Татышев-парк», оказывает услуги по предоставлению временных сооружений (торговых домиков, настилов, торгового оборудования (прилавок) хозяйствующим субъектам на территории о. Татышев г. Красноярска.

При этом, территория острова Татышев, как уже было отмечено ранее, является привлекательной для иных хозяйствующих субъектов в силу своего географического положения и использования населением г. Красноярск как места отдыха и проведения досуга.

В силу этого обстоятельства, за географические границы товарного рынка необходимо принимать территорию острова Татышев в г. Красноярск.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно предоставляющие в его границах рассматриваемые услуги в пределах определенного временного интервала.

Возможность оказания услуг по предоставлению временных сооружений (торговых домиков, настилов, торгового оборудования (прилавок) хозяйствующим субъектам на территории о. Татышев г. Красноярска имеет только МАУ «Татышев-парк».

Следовательно, рынок, на котором действует МАУ «Татышев-парк», представляет собой товарный рынок оказания услуг по предоставлению временных сооружений (торговых домиков, настилов, торгового оборудования (прилавок) хозяйствующим субъектам на территории о. Татышев г. Красноярска.

Частью 1 статьи 5 Закона № 135-ФЗ определено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона № 135-ФЗ).

Учитывая, что МАУ «Татышев-парк» является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по предоставлению временных сооружений (торговых домиков, настилов, торгового оборудования (прилавок) хозяйствующим субъектам на территории о. Татышев г. Красноярска, учреждение занимает на таком товарном рынке доминирующее положение (его доля равна 100%) и на МАУ «Татышев-парк» распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона № 135-ФЗ.

В силу части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. В частности запрещается создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (пункт 9 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ).

Как уже было установлено выше, МАУ «Татышев-парк» в 2021 году было заключено неконкурентным способом (напрямую с конкретными хозяйствующими субъектами) 110 договоров на предоставление временных сооружений, а в 2022 году - 81 договор, что составляет более 96% от всех договоров, предусматривающих предоставление временных сооружений в пользование, что само по себе свидетельствует об отсутствии со стороны МАУ «Татышев-парк», занимающего доминирующего положение на соответствующем товарном рынке, заинтересованности в создании на территории о. Татышев здоровой конкурентной среды и привлечения на данный рынок новых хозяйствующих субъектов.

При этом, в ходе исследования, выявлены барьеры входа на рассматриваемый товарный рынок в виде возможности хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, заключать договоры по предоставлении временных сооружений – торговых домиков, настилов, торгового оборудования (прилавок) с другими хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по организации и проведению общегородских торжественных, социально-значимых, досуговых мероприятий без проведения торговых или иных конкурентных процедур. В случае отсутствия такого договора, хозяйствующий субъект, желающий осуществлять реализацию товаров и услуг посетителям о. Татышев, лишается возможности осуществить такую реализацию.

Создание условий развития конкуренции на рынке услуг по предоставлению в пользование временных сооружений и преодолению существующих барьеров входа на рынок возможно путем проведения конкурентных процедур на право заключения договоров пользования временными сооружениями, расположенными на земельных участках, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании МАУ «Татышев-парк».

Выявленный барьер входа на указанный рынок являются труднопреодолимыми для хозяйствующих субъектов.

Установлена доля хозяйствующих субъектов в процентном соотношении от общего числа заключенных договоров в 2021-2022 гг.

Согласно исследованию, с некоторыми хозяйствующими субъектами количество  заключенных договоров доходило до 9,8% от общего числа договоров:

 

Год

Количество заключенных

договоров МАУ «Татышев-парк»

по пункту 1.8 Регламента

Доля переданных объектов

2021

 

 

 

Заключено110 договоров

ИП Гончарова О.И.

ИНН 240404104447

ИП Кензуль Е.В.

ИНН 245802820505

ООО «Айсдрим»

ИНН 2463097339

 

7,2%

9%

8,1%

2022

 

 

Заключен 81 договор

ИП Гончарова О.И.

ИНН 240404104447

ИП Кензуль Е.В.

ИНН 245802820505

ИП Черная А.А.

ИНН 246524496317

7,4%

9,8%

8,6%

 

При этом в адрес МАУ «Татышев-парк» обращались иные хозяйствующие субъекты (Коворукова К.(вх. № 371 от 29.03.2021), ИП Смеян И.А. (вх. № 649 от 12.05.2021)), которым в предоставлении временного сооружения было отказано, путем оставления их обращений без рассмотрения и без направления им письменных ответов.

Аналогичная практика по созданию препятствий доступу на товарный рынок на о. Татышев со стороны МАУ «Татышев-парк» установлена и при анализе реестра входящей и исходящей документации учреждения.

Так, при анализе обращений о предоставлении в пользование временных сооружений поступивших в учреждение в 2021 году: вх. № 120 от 03.02.2021 (Суворова Е.М.); вх. № 128 от 05.02.2021 (Булатова Д.С.); вх. № 133 от 08.02.2021 (Елизаров ); вх. № 140 от 09.02.2021 (Карнаухов В); вх. № 154 от 11.02.2021 (Спиркина ); вх. № 205 от 24.02.2021 (Игнатьев Н); вх. № 220 от 25.02.2021 (ИП Данилин М.В.); вх. № 235 от 01.03.2021 (Рябова В); вх. № 283 от 15.03.2021 (Стив ); вх. № 328 от 25.03.2021 (Кириченко ; вх. № 371 от 29.03.2021 (Ксения); вх. № 631 от 11.05.2021 (Кочеткова ); вх. № 632 от 11.05.2021 (Икромов ); вх. № 645 от 12.05.2021 (Гольдберг С.С.); вх. № 646 от 12.05.2021 (Михаил ); вх. № 648 от 12.05.2021 (Кудряков В.); вх. № 658 от 13.05.2021 (Гасанов М.); вх. № 649 от 12.05.2021 (ИП Смеян Л.А.); вх. № 650 от 12.05.2021 (Каримов Ш.Ш.); вх. № 704 от 17.05.2021 (Жученко ); вх. № 779 от 26.05.2021 (Ходжимаматова К.П.); вх. № 821 от 31.05.2021 (ИП Боровкова Е.А.); вх. № 828 от 01.06.2021 (Погребняк С.А.); вх. № 870 от 07.06.2021 (Анна); вх. № 907 от 10.06.2021 (Гольдберг С.С.); вх. № 1015 от 25.06.2021 (Di Fazio); вх. № 1025 от 28.06.2021 (Шарафутдинов); вх. № 1061 от 05.07.2021 (Гончар В.Н.); вх. № 1063 от 05.07.2021 (Федоров Дмитрий Александрович); вх. № 1085 от 07.07.2021 (Сокол ); вх. № 1334 от 24.08.2021 (Гурбанов ); вх. № 1695 от 08.11.2021 (Васильева , установлено отсутствие документального подтверждения направления ответов указанным хозяйствующим субъектам, а также внесение информации о направлении данным субъектам в реестр исходящей документации.

Таким образом, работниками МАУ «Татышев-парк» лишь по своему субъективному усмотрению принимали решение, рассматривать обращения хозяйствующих субъектов о предоставлении в пользование временных сооружений, давать им ответ или нет, а также заключать или не заключать с ними договор без проведения конкурентных процедур, т.е. решения о заключении договоров аренды либо об отказе в таком заключении принимались в произвольном порядке.

При этом, какой-либо порядок рассмотрения таких обращений МАУ «Татышев-парк» определен не был, не были установлены сроки рассмотрения обращений, порядок их регистрации, форма и порядок направления ответов на них, что указывает на злоупотребление доминирующим положением.

Также, 27.01.2023 на заседании Комиссии в рамках рассмотрения настоящего дела, представитель МАУ «Татышев-парк» Ковалева Е.В. подтвердила (12 минута аудиозаписи 27.01.2023), что у МАУ «Татышев-парк» были случаи, когда с тем же самым контрагентом продлевались договоры аренды временных сооружений, при условии: если от других лиц обращения о заключении договора аренды на данное временное сооружение не поступали.

Однако, достоверность вышеуказанного установить не представляется возможным, поскольку какой-либо реестр, содержащий сведения о занятых и свободных временных сооружениях учреждением не велся, а Комиссией установлены случаи оставления без ответов обращений существенного количества хозяйствующих субъектов.

Таким образом, хозяйствующие субъекты, получившие временные сооружения в аренду без проведения процедуры торгов, поставлены в заведомо преимущественное положение по отношению к иным хозяйствующим субъектам, желающим получить в аренду временные сооружения, поскольку с первыми МАУ «Татышев-парк» договоры аренды продлевались в преимущественном порядке, а вторым в заключении договора аренды отказывалось, с мотивировкой занятости временных сооружений. Данные факты также указывают на злоупотребление доминирующим положением ответчиком.

При этом, МАУ «Татышев-парк» представило доказательства частичного устранения нарушений установленных в процессе рассмотрения дела, а именно, были внесены изменения в пункт 1.7 Регламента, относительно уменьшения срока передачи в пользование временного сооружения, а также о невозможности передачи его лицам пользовавшихся им в предыдущем периоде. Кроме того, в общем доступе на официальном сайте учреждения размещена схема с расположением временных сооружений (торговых домиков) и их занятостью.  

Также представитель МАУ «Татышев-парк» в процессе рассмотрения дела пояснил, что в приоритетном порядке на временные сооружения будут проводиться публичные процедуры, во избежание допущения нарушений антимонопольного законодательства.

А в случаях, относящихся к пункту 1.7 Регламента, для осуществления МАУ «Татышев-парк» более публичного порядка передачи временных сооружений в пользование хозяйствующим субъектам, на официальном сайте учреждения разработан раздел с электронной картой острова Татышев, в разделе будет содержаться информация об окончании срока пользования, месторасположения временных сооружений.

Также, директором МАУ «Татышев-парк» утвержден реестр входящей/исходящей документации, в котором, надлежащим образом будут регистрироваться только обращения хозяйствующих субъектом на предмет пользования временными сооружениями МАУ «Татышев-парк».

Несмотря на то, что деятельность МАУ «Татышев-парк» в данной части не регулируется Законом № 223-ФЗ и утверждаемым в соответствии с названым законом положением о закупках, необходимо отметить, что применительно к названным обстоятельствам, не проведение публичных процедур привело к тому, что хозяйствующим субъектам, которым в размещении временного сооружения было отказано, созданы препятствия к доступу на территорию острова Татышев.

Поскольку потенциальная заинтересованность во временных сооружениях на территории острова Татышев высока (ввиду устойчивого постоянного потока потребителей, посещающих остров Татышев, и отсутствия альтернативы выбора продавцов и продукции на территории острова Татышев), то при наличии иных лиц, потенциально заинтересованных во временных сооружения, в отсутствие возможности хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, удовлетворить спрос всех желающих, процедуры, связанные с предоставлением в аренду временных сооружений должны носить публичный и состязательный характер.

Отсутствие конкурентных процедур приводит к тому, что МАУ «Татышев-парк» самостоятельно определяет перечень контрагентов по своему субъективному усмотрению.

Одним из основных принципов гражданского законодательства является принцип равенства участников регулируемых им отношений (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).

Одним из основополагающих конституционных принципов является запрет на использование своих прав в ущерб правам и законным интересам других лиц (часть 3 статьи 17, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). С данным принципом коррелирует принцип добросовестности участников гражданского оборота (пункт 3 статьи 1 ГК РФ, статья 10 ГК РФ), согласно которому при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Статья 74 Конституции Российской Федерации устанавливает запрет на установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Как отметил Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 24.06.2009 № 11-П в силу конституционного принципа справедливости, проявляющегося, в частности, в необходимости обеспечения баланса прав и обязанностей всех участников рыночного взаимодействия, свобода, признаваемая за лицами, осуществляющими предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, равно как и гарантируемая им защита должны быть уравновешены обращенным к этим лицам (прежде всего - к тем из них, кто занимает доминирующее положение в той или иной сфере) требованием ответственного отношения к правам и свободам тех, кого затрагивает их хозяйственная деятельность.

Таким образом, деятельность хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, во всяком случае, должна соответствовать перечисленным конституционным принципам, также принципам гражданского и антимонопольного законодательства.

Анализ полученной в ходе проведения проверки информации позволяет прийти к выводу о том, что МАУ «Татышев-парк» нарушен принцип равенства по отношению к отдельным хозяйствующим субъектам: с одними хозяйствующими субъектом заключен договор аренды временных сооружений, с другими хозяйствующими субъектами - нет.

Вышеуказанные действия МАУ «Татышев-парк» образуют нарушение запрета, установленного пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением, путем включения пункта 1.8 в Регламент предоставления платных услуг, оказываемых МАУ «Татышев-парк» юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям от 30.06.2021, позволяющего заключать договоры по предоставлению в пользование хозяйствующим субъектам на территории о. Татышев г. Красноярска временных сооружений (торговых домиков, настилов, торгового оборудования (прилавок) без проведения публичных процедур, обеспечивающих конкуренцию, что нарушает, может нарушить права и законные интересы хозяйствующих субъектов и создать им препятствия доступа на соответствующий товарный рынок.

При этом, как было отмечено ранее, при рассмотрении Комиссией 24.04.2023 настоящего дела, представитель МАУ «Татышев-парк» пояснил о принятии мер, направленных на устранение нарушения антимонопольного законодательства, которые выражены во внесении изменений в регламент, устанавливающий порядок заключения договоров аренды временных сооружений, согласно которому, предоставление временного сооружения неконкурентным способом может быть представлено только на один месяц, при этом, пролонгация договора с одним и тем же лицом не предусмотрена регламентом. Заключение договора с предыдущим правообладателем, на это же временное сооружение, возможно только по истечении шести месяцев.

В дополнение была изготовлена форма заявления об оказании услуги по предоставлению временного сооружения (торгового домика) в аренду, был изготовлен реестр регистрации входящих и исходящих обращений, поступающих в МАУ «Татышев-парк» в который включаются сведения только об обращениях относительно аренды временных сооружений.

Кроме того, МАУ «Татышев-парк» разработало и запустило на своем официальном сайте карту с местоположением всех временных сооружений, с указанием срока окончания аренды по каждому объекту.

Комиссия, проанализировав внесенные изменения, пришла к выводу, что после внесенных изменений регламентом до настоящего времени не установлен порядок разрешения спорной ситуации, в случае одновременного (в один день) поступления обращений на один и тот же объект временного сооружения. В регламенте также не установлен порядок оспаривания обратившимися лицами отказа в заключении договора на основании пункта 1.7. Регламента.

Также, Комиссией установлено, что на карте МАУ «Тыташев-парк» на момент рассмотрения настоящего дела отображена информация толко по торговым домикам, информация по остальным объектам временных сооружений, на которые распространяется пункт 1.7 Регламента, не размещена.

С учетом изложенного Комиссия считает необходимым выдать МАУ «Тыташев-парк» обязательное для исполнения предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Таким образом, Комиссия считает доказанным факт нарушения МАУ «ЦРСП» запрета, установленного пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ.

На основании изложенного  и руководствуясь статьями 10, 23, 41, 45, 49, 50 Закона № 135-ФЗ, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать муниципальное автономное учреждение «Татышев-парк» нарушившим запрет, установленный пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, выразившийся в злоупотреблении доминирующим положением, путем включения пункта 1.8 в Регламент предоставления платных услуг, оказываемых МАУ «Татышев-парк» юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям от 30.06.2021, позволяющего заключать договоры по предоставлению в пользование хозяйствующим субъектам на территории о. Татышев г. Красноярска временных сооружений (торговых домиков, настилов, торгового оборудования (прилавок) без проведения публичных процедур, обеспечивающих конкуренцию, что нарушает, может нарушить, права и законные интересы хозяйствующих субъектов и создает им препятствия доступа на соответствующий товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

2. В целях защиты гражданских прав, публичного порядка, обеспечивающего конкуренцию, выдать муниципальному автономному учреждению «Татышев-парк» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 52 Закона № 135-ФЗ в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны