Решение б/н Решение и предписание по делу № 195-20-10, возбужденному в о... от 12 декабря 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

                     Администрация

п. Емельяново, Красноярского края

 

663020, Красноярский край,

п. Емельяново,

ул. Декабристов, 59

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

от 28 сентября  2010 г. по делу № 195-20-10                                             г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на заседании Комиссии 14 сентября 2010 г. В полном объеме решение изготовлено 28 сентября 2010 г.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии – Деревягина О.Е., начальник контрольного отдела, Сычева Е.В., старший государственный инспектор отдела естественных монополий, рассмотрела дело № 195-20-10, по признакам нарушения администрацией п. Емельяново Красноярского края (663020, Красноярский край, п. Емельяново, ул. Декабристов, 59) статьи 20 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).   

Дело рассмотрено с участием и.о. главы администрации <...> и представителем администрации п. Емельяново – <...> (доверенность б/н от 11.01.2010 г.).

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено:

С 08.02.2010 по адресу Красноярский край, п. Емельяново, ул. Декабристов, 59 на основании приказа руководителя Красноярского УФАС России от 08.02.2010г. № 55 «О проведении проверки» была проведена плановая проверка на предмет соблюдения антимонопольного законодательства администрацией п. Емельяново Красноярского края.

В ходе плановой проверки администрации п. Емельяново  Красноярским УФАС России был выявлен договор аренды муниципального имущества для осуществления услуг в сфере деятельности ЖКХ № 26-А/09 от 29.04.2009г., заключенный администрацией п. Емельяново с ООО «ПКФ Красэнергосервис» без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом.

  Срок действия договора аренды устанавливается с 29.04.2009 г. до 28.03.2010 г.  Дополнительным соглашением от 16 мая 2010 года срок действия данного договора был пролонгирован до 15 сентября 2010 г. По информации сторон акт передачи муниципального имущества ООО «ПКФ Красэнерго» в казну п. Емельяново отсутствует.  Из пояснения представителей администрации следует, что данное помещение используется ООО «ПКФ «Красэнергосервис» в настоящее время.

По данному факту на основании приказа от 11.06.2010 г. № 308 Красноярским УФАС России возбуждено дело № 195-20-10 в отношении администрации п. Емельяново по признакам нарушения ст. 20 ФЗ «О защите конкуренции».

Предоставление органом местного самоуправления преимуществ, которые обеспечивают отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке путем предоставления  имущества в   пользование по договору аренды является в соответствии с пунктом 20 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальной помощью.

Согласно пункту 1 статьи 20 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Действия администрации  п. Емельяново при передаче имущества в пользование ООО «ПКФ Красэнергосервис» не были согласованы с антимонопольным органом, торги также не проводились.

Согласно пояснениям представителей администрации п. Емельяново в пользование ООО «ПКФ Красэнергосервис» было передано имущество, которое было получено в собственность п. Емельяново от администрации Емельяновского района без документов, устанавливающих право собственности на данное имущество. Для того чтобы провести конкурс на передачу такого имущества в аренду необходимо провести оценку этого имущества.  Проведение оценки предусматривает предоставление документов, подтверждающих право собственности, которые в настоящее время отсутствуют. Администрацией п. Емельяново ведется работа по приведению указанной документации в соответствии с законодательством. На момент заключения договора аренды № 26-А/09 от 29.04.2009г. с ООО «ПКФ Красэнергосервис» администрация п. Емельяново не имела иной возможности выхода из сложившейся ситуации. Во избежание срыва отопительного сезона администрация вынуждена была заключить указанный договор.  С вменяемым нарушением администрация п. Емельяново согласна.

Комиссия, рассмотрев вышеобозначенные доводы представителей администрации   п. Емельяново, отмечает следующее.

В соответствии  с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.

 Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с пунктом 20 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» предоставление   федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот является государственной или муниципальной помощью и подлежит контролю в рамках главы 5 ФЗ «О защите конкуренции».

  С 23 августа 2009 г.  вступил в силу Федеральный закон от 17.07.2009г. № 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Согласно указанному закону термин «государственная или муниципальная помощь» был изменен на термин  «государственная или муниципальная преференция».

Согласно п. 20 ст. 4 в редакции  ФЗ № 164-ФЗ, государственные или муниципальные преференции – предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

 В соответствии с разъяснениями ФАС России №  ИА/15924 от 06.09.2007г. передача федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями хозяйствующим субъектам государственного или муниципального имущества в аренду без проведения публичных процедур и (или) предоставления льгот по арендной плате (в форме снижения или уменьшения ставок арендной платы) за пользование таким имуществом является предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности  по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, что создает или может создать неравные конкурентные  (дискриминационные) условия осуществление деятельности хозяйствующими субъектами на одном товарном рынке и имеет и (или) может иметь своим результатом ограничения конкуренции

 В соответствии с частью 4 статьи 19 ФЗ «О защите конкуренции» не является государственной или муниципальной преференцией  предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, проводимых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

 Следовательно, при предоставлении имущества определенному хозяйствующему субъекту необходимо руководствоваться вышеуказанными нормами, а именно: предоставлять имущество с согласия антимонопольного органа, либо по результатам проведения торгов.

В целях оптимального регулирования вопросов передачи муниципального имущества Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ (далее ФЗ «О защите конкуренции») был дополнен  статьей 17.1  (Федеральный закон от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 06.06.2008), согласно которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества,  вне зависимости от того, закреплено ли это имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями (при условии, что этим имуществом могут распоряжаться только с согласия собственника) или не закреплено, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

В соответствии  с разъяснениям ФАС России № АГ/7334 от 02.04.2008 г. «О применении антимонопольного законодательства при осуществлении контроля за сделками с объектами коммунальной инфраструктуры, находящимися в государственной или муниципальной собственности», передача прав на объекты газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, хозяйствующим субъектам должно осуществляться только на торгах.

 Таким образом, заключение администрацией п. Емельяново договора аренды муниципального имущества, предназначенного для осуществления услуг в сфере деятельности ЖКХ должно происходить исключительно на конкурсной основе.

На момент его заключения действовал ФЗ «О защите конкуренции», которым установлено, что заключение договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом должно осуществляться по согласованию с антимонопольным органом в порядке предоставления муниципальной помощи (глава 5 ФЗ «О защите конкуренции») или по результатам проведения торгов (статья 17.1 ФЗ «О защите конкуренции»).

Передача администрацией п. Емельяново имущества по договору аренды с ООО «ПКФ «Красэнергосервис» вне конкурсных процедур в период действия ФЗ «О защите конкуренции» является муниципальной помощью, поскольку предоставляет преимущества хозяйствующему субъекту в осуществлении предпринимательской деятельности.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу о том, что договор аренды муниципального имущества для осуществления услуг в сфере деятельности ЖКХ № 26-А/09 от 29.04.2009г., заключенный администрацией п. Емельяново с ООО «ПКФ Красэнергосервис»  заключен с нарушением требований статьи 20 ФЗ «О защите конкуренции»., поскольку  данная передача не была согласована с антимонопольным органом.

Предоставление ООО «ПКФ «Красэнергосервис»» муниципального имущества     препятствует развитию конкуренции и ущемляют интересы отдельных хозяйствующих субъектов, желающих получить права на муниципальное имущество. В данном случае ограничение конкуренции рассматривается в части возможного ограничения конкуренции за получение права пользования муниципальным имуществом.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом - объектами муниципальной собственности путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц. Кроме того, проведение торгов обеспечит выбор наиболее эффективного пользователя имуществом.

Наряду с ООО «ПКФ «Красэнергосервис» иные хозяйствующие субъекты имели бы возможность претендовать на право заключения договора аренды на муниципальное имущество при проведении торгов, конкурируя друг с другом за право обладания ограниченным ресурсом (муниципальным имуществом).

Предоставление муниципального имущества без проведения торгов создало административный барьер со стороны администрации п. Емельяново для обращения за заключением договора аренды на объекты муниципальной собственности для других хозяйствующих субъектов и позволило получить необоснованные преимущества для ООО «ПКФ «Красэнергосервис». Названные действия администрации п. Емельяново, выразившиеся в заключении договора аренды муниципального имущества для осуществления услуг в сфере деятельности ЖКХ № 26-А/09 от 29.04.2009г., заключенный администрацией п. Емельяново с ООО «ПКФ Красэнергосервис»,   собственности,   являются недопустимыми в силу положений части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия отмечает, что на момент заключения договора аренды муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности, от 29.04.2009 № 26-А/09 действовали нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой преимущества отдельным хозяйствующим субъектам квалифицировались в качестве муниципальной помощи.

С 23 августа 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 17.07.2009 № 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Указанный закон № 164-ФЗ внес изменения в статьи, регулирующие вопросы контроля предоставления и использования муниципальной помощи.

Так, термин «государственная или муниципальная помощь» был изменен на термин «государственная или муниципальная преференция», под который понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот (пункт 20 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

 Таким образом, передача администрацией п. Емельяново муниципального имущества ООО «ПКФ «Красэнэргосервис» посредством заключения договора   аренды муниципального имущества для осуществления услуг в сфере деятельности ЖКХ № 26-А/09 от 29.04.2009г., с ООО «ПКФ Красэнергосервис»  квалифицируется как предоставление муниципальной преференции (помощи).

На основании изложенного, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к   выводу о том, что в действиях администрации п. Еемельяново  Красноярского края,   имеет место быть нарушение  части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» и требований части 1 статьи 15 и части 1 статьи 20 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в совершении действий, связанных с предоставлением необоснованных льгот (преференций) отдельному хозяйствующему субъекту при предоставлении в пользование муниципального имущества в нарушение установленного законом (ст. 20 ФЗ «О защите конкуренции») порядка, что имеет (может иметь) своим результатом ограничение конкуренции  между хозяйствующими субъектами за получение права пользования муниципальным имуществом., а именно в предоставлении муниципального имущества ООО «ПКФ «Красэнергосервис» без проведения торгов и без согласия антимонопольного органа при заключении договора аренды муниципального имущества для осуществления услуг в сфере деятельности ЖКХ № 26-А/09 от 29.04.2009г., заключенный администрацией п. Емельяново с ООО «ПКФ Красэнергосервис». 

На основании изложенного, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

 1. Признать администрацию п. Емельяново Красноярского края нарушившей часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 20 ФЗ «О защите конкуренции» в части предоставления ООО «ПКФ «Красэнергосерви» муниципальной преференции (помощи) в виде передачи имущества для осуществления услуг в сфере деятельности ЖКХ   без предварительного согласования с антимонопольным органом и без проведения торгов.

2. Выдать администрации п. Емельяново Красноярского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому администрации п. Емельяново надлежит совершить действия, направленные на возврат  муниципального имущества, переданного по договору аренды муниципального имущества   № 26-А/09 от 29.04.2009г., заключенному с ООО «ПКФ Красэнергосервис»  для осуществления услуг в сфере деятельности ЖКХ  в казну муниципального образования п. Емельяново.

Примечание. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

Председатель Комиссии                                                                         Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии                                                                                   О.Е. Деревягина  

 

                                                                                                                  Е.В. Сычева

 

                                                                                                                     

                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Администрация

п. Емельяново Красноярского края

 

663020, Красноярский край,

п. Емельяново

ул. Декабристов, 59

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 195-20-10 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ  АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«28» сентября 2010 г.                                                                                       г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии: Деревягина О.Е. начальник контрольного отдела, Сычева Е.В., старший государственный инспектор отдела естественных монополий; руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») на основании своего решения от 23 сентября 2010 г. по делу № 195-20-10 о нарушении администрацией п. Емельяново (663020, Красноярский край, п. Емельяново, ул. Декабристов, 59) статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Администрации п. Емельяново надлежит прекратить нарушение статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении администрацией п. Емельяново с ООО «ПКФ «Красэнергосервис» договора аренды муниципального нежилого имущества № 26-А/09 от 29.04.2009, предназначенного для предоставления услуг ЖКХ без предварительного согласования с антимонопольным органом и без проведения процедуры торгов.
  2. Администрации п. Емельяново Красноярского края до 15 декабря 2010 г. надлежит:

 - совершить действия, направленные на возврат муниципального недвижимого имущества, переданное ООО  «ПКФ «Красэнергосервис» на основании  договора аренды муниципального имущества № 26-А/09 от 29.04.2009 г.  

- об исполнении настоящего предписания сообщить в адрес Красноярского УФАС России до 20 декабря 2010 г. с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание. В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

Председатель   Комиссии                                                                                      Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии                                                                                              О.Е. Деревягина

 

                                                                                                                     Е.В. Сычева                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                  

                                                                                                                

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны