Письмо №ВМ/17935/23 РЕШЕНИЕ №024/10/18.1-2928/2023 от 26 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ №024/10/18.1-2928/2023

24 октября 2023 года г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе:

председатель Комиссии – Мерзляков В.Л., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии: Чайкун И.А., начальник отдела, Горбачева П.И., главный государственный инспектор (далее – Комиссия),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу Савченко А.П. – представителя Алиева З.А.о. на действия аукционной комиссии организатора торгов – МУ «Управление имущества Администрации г. Норильска» при проведении электронного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:55:0402003:41, площадью 217 кв.м, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Норильск, район Центральный, в районе ул. Нансена, 114, для строительства магазина розничной торговли (извещение № 22000015880000000042, лот №10) (далее – торги),

в отсутствие заявителя, должным образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, представителя организатора торгов, направившего ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России 13.10.2023 поступила жалоба Савченко А.П. на действия аукционной комиссии организатора торгов, выразившиеся в необоснованном недопуске до участия в торгах Алиева З.А.о., Джафарова Ю.М.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес заявителя и организатора торгов направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры заключения договора до рассмотрения жалобы по существу. Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Согласно доводам жалобы Алиев З.А.О., Джафаров Ю.М. неправомерно не допущены до участия в аукционе на основании непредставления в составе заявок копий паспортов.

В дополнении к жалобе, поступившем в адрес антимонопольного органа 16.10.2023, заявитель указывает, что фактическое количество членов аукционной комиссии по рассмотрению заявок составляло 4 человека, что не отвечает требованиям Порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утвержденного Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (далее - Порядок проведения конкурсов или аукционов, утвержденный Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67).

Организатор торгов представил возражения на доводы жалобы, согласно которым Алиев З.А.О., Джафаров Ю.М. не допущены до участия в аукционе на основании непредставления в составе заявок копий документов, удостоверяющих личность заявителей – копий паспортов.

Также из возражений организатора торгов следует, что в протоколе о результатах аукциона в процедуре «Аукцион продавца №5299143-10» заместитель начальника отдела распоряжения земельными участками Счастная Л.В. указана дважды как член комиссии в связи с исполнением ей обязанностей отсутствующего начальника данного отдела (распоряжение Администрации г. Норильска № 901 «О предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска» от 12.09.2023), включённого в состав комиссии. Однако, голос члена комиссии – Счастной Л.В., учтен единожды, что соответствует Положению о Комиссии, утвержденному распоряжением Управления имущества администрации г. Норильска № 150-20 от 16.02.2022, в части минимального количества членов и наличия кворума – не менее 50 % от числа всех членов комиссии.

Комиссия, рассмотрев представленные документы и сведения, документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», установила следующее.

Обжалуемые торги проводится в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Частью 1 статьи 39.12 ЗК РФ установлено, что для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

4) документы, подтверждающие внесение задатка.

В извещении о проведении аукциона определены следующие требования к заявке, подаваемой на участие в торгах.

Для участия в аукционе заявители предоставляют следующие документы:

1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении электронного аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

2) скан - копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов
о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.

Организатором торгов в материалы жалобы представлены копии заявок Алиева З.А.О., Джафарова Ю.М., в составе которых отсутствуют скан-копии документов, удостоверяющих личность заявителей, что нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 39.12 ЗК РФ, радела «Условия электронного аукциона» извещения о проведении аукциона. Отсутствие указанных документов также следует из текста протокола от 12.10.2023, являющегося приложением к жалобе.

Пунктом 1 части 8 статьи 39.12 ЗК РФ установлено, что заявитель не допускается к участию в аукционе в случае непредставления необходимых для участия в аукционе документов или представления недостоверных сведений.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе в процедуре «Аукцион продавца № 5299143-10» от 11.10.2023 Алиев З.А.О., Джафаров Ю.М. не допущены до участия в аукционе по следующему основанию: «Непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений (ч. 8 ст. 39.12 ЗК РФ)».

В связи с тем обстоятельством, что заявки Алиева З.А.О., Джафарова Ю.М. не содержат копий документов, удостоверяющих личность заявителей, непредставление которых является прямым основанием для отклонения заявки, Комиссия пришла к выводу о правомерности действий аукционной комиссии организатора торгов, не допустившей Алиева З.А.О., Джафарова Ю.М. до участия в аукционе.

Довод Заявителя о том, что при проведении аукциона в электронной форме идентификатором гражданина является его электронная подпись, соответственно, в таком случае представление копии паспорта не обязательно признан антимонопольным органом несостоятельным, поскольку законодательство Российской Федерации, регламентирующее порядок проведения торгов, не приравнивает документ, удостоверяющий личность, к электронной квалифицированной подписи. Соответственно, наличие электронной цифровой подписи на документах, подаваемых на участие в торгах, без приложения документа, удостоверяющего личность, не свидетельствует о соблюдении требования к представлению в составе заявки,.

Дополнительно, Комиссия считает необходимым обратить внимание на следующее.

Границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не исполнившего требования к содержанию заявки, установленные организатором торгов и положениями ЗК РФ, что создает угрозу отмены состоявшейся конкурентной процедуры электронных торгов.

По доводу заявителя о несоответствии количества членов аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в торгах количеству членов комиссии, предусмотренному Порядком проведения конкурсов или аукционов, утвержденному Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, Комиссией установлено следующее.

Приказ ФАС России от 10.02.2010 № 67, которым утвержден Порядок проведения конкурсов или аукционов, принят во исполнение статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Частью 2 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ установлено, что указанный в части 1 статьи 17.1 указанного закона порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Проведение обжалуемых торгов, порядок заключения договора по результатам торгов регламентированы статьями 39.11, 39.12 ЗК РФ.

Соответственно, Порядок проведения конкурсов или аукционов, утвержденный Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, на который ссылается заявитель, регламентирует порядок проведения торгов, предусмотренных статьей 17.1 Закона № 135-ФЗ, и на торги, проводимые в соответствии с ЗК РФ, не распространяется. Кроме того, данный Приказ утратил силу с 01.10.2023 в связи с изданием Приказа ФАС России от 21.03.2023 № 147/23.

При этом, ЗК РФ требований к составу и количеству членов аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в торгах не содержит.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что распоряжением Управления имущества Администрации г. Норильска № 150-20 от 16.02.2022 утверждено Положение о комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе по проведению торгов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или прав на заключения договоров аренды таких участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе на участие в аукционе на право заключения договоров о комплексном развитии незастроенной территории муниципального образования г. Норильск (далее – Положение о комиссии).

Пунктом 3.2 Положения о комиссии установлено, что число членов комиссии должно быть не менее 3 человек.

Согласно пункту 3.6 Положения о комиссии комиссией руководит председатель комиссии.

Из пункта 3.8 Положения о комиссии следует, что в комиссию по рассмотрению заявок должен быть включен секретарь комиссии, имеющий право голоса.

Таким образом, из вышеуказанных требований Положения о комиссии следует, что комиссия должна состоять минимум из 5 человек, обладающих правом голоса, в частности: председателя комиссии, 3 членов комиссии, секретаря комиссии.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 11.10.2023 и о результатах аукциона от 13.10.2023 в процедуре «Аукцион продавца № 5299143-10», решения приняты комиссий в следующем составе:

- председатель комиссии – Кузьмина О.В.;

- член комиссии – Ефремова Н.В.;

- член комиссии – Счастная Л.В.;

- член комиссии – Счастная Л.В.;

- секретарь комиссии – Приходкова Т.А.

Из вышеизложенного следует, что член комиссии Счастная Л.В. хоть и указана дважды, ее голос мог быть учтен лишь один раз, что свидетельствует о том, что решения, содержащиеся в указанных протоколах, приняты по результатам голосования 4-х человек.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что пункт 3.10 Положения о комиссии содержит условие, согласно которому заседание комиссии считается правомочно, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа всех членов комиссии.

Таким образом, при указанных выше обстоятельствах, Комиссии пришла к выводу о наличии кворума, необходимого для правомочия аукционной комиссии организатора торгов по принятию решений, указанных в рассматриваемых протоколах.

На основании вышеизложенного довод заявителя об отсутствии необходимого количества членов аукционной комиссии признан Комиссией несостоятельным.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из вышеуказанного требования Закона № 135-ФЗ следует обязанность антимонопольного органа по рассмотрению, в порядке статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, жалоб на действие (бездействие) организатора торгов при организации и проведении торгов, на предмет соответствия, в данном случае, требованиям ЗК РФ, к каковым действия должностных лиц МУ «Управление имущества Администрации г. Норильска», на которые указывает в своей жалобе и дополнении к ней заявитель, не относятся.

На основании вышеизложенного доводы жалобы, дополнения к жалобе о наличии, по мнению заявителя, в действиях должностных лиц МУ «Управление имущества Администрации г. Норильска» коррупционных схем оценке Комиссией при рассмотрении жалобы, принятой в порядке статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, не подлежат.

На основании изложенного выше, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ Комиссия

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Савченко А.П. – представителя Алиева З.А.о. на действия аукционной комиссии организатора торгов – МУ «Управление имущества Администрации г. Норильска» при проведении электронного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:55:0402003:41, площадью 217 кв.м, расположенного по адресу: Красноярский край, г.Норильск, район Центральный, в районе ул. Нансена, 114, для строительства магазина розничной торговли (извещение № 22000015880000000042, лот №10) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

МУ «Управление имущества Администрации г. Норильска»
ИНН 2457058236, ОГРН 1052457011276
Савченко А.П.
ИНН 245700218387, ОГРН