Решение б/н Решение №200-11-14 от 15 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

    
ГПКК «Центр транспортной логистики»
ул. Диктатуры пролетариата,12 «а»,
г. Красноярск, 660017

ООО «КРЭК»
ул. Копылова, 40, г. Красноярск, 660001

 

 

 

РЕШЕНИЕ
по делу №200-11-14  

18 ноября 2014 года                                               г. Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена «05» ноября 2014 года
Полный текст решения изготовлен «18» ноября 2014 года

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления; члены Комиссии - Капсудин Е.В., начальник контрольного отдела; Игнатенко О.С., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти рассмотрев дело №200-11-14, возбужденное в отношении Государственного предприятия Красноярского края «Центр транспортной логистики» (ул.Диктатуры пролетариата, 12 «а», г. Красноярск, 660017) (далее – ГПКК «ЦТЛ») и общества с ограниченной ответственностью «Красноярская региональная энергетическая компания» (ул. Копылова, 40, г. Красноярск, 660001) (далее – ООО «КРЭК») по признакам нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- ФЗ «О защите конкуренции»), при участии в заседании Комиссии представителей Ответчика – ГПКК «ЦТЛ» - <…> (доверенность б/н от 01.10.2014), ООО «КРЭК» - <…> (доверенность б/н от 01.04.2014).
установила следующее:
Настоящее дело возбуждено приказом Красноярского УФАС России от 17 июля 2014 года №359 по признакам нарушения ГПКК «ЦТЛ» и ООО «КРЭК» части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выявленного в ходе проведения выездной плановой проверки ГПКК «ЦТЛ» (приказ «О проведении выездной плановой проверки» от 31.01.2014 № 49) на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства.
           Определением Красноярского УФАС России от 17 июля 2014 года к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков привлечены – ГПКК «ЦТЛ» и ООО «КРЭК», а рассмотрение дела назначено на 25 августа 2014 года.
Определением от 25 августа 2014 года, в связи с отсутствием кворума, рассмотрение  дела отложено на 2 октября 2014 года.    
Определением от 2 октября 2014 года, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела отложено на 30 октября 2014 года, срок рассмотрения дела продлен до 17 апреля 2014.
30 октября 2014 года, Комиссией Красноярского УФАС России, в соответствии с частью 1 статьи 46 ФЗ «О защите конкуренции», в деле объявлен перерыв до 05.11.2014.
При рассмотрении дела №200-11-14 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
ГПКК «ЦТЛ» зарегистрировано 20 марта 2000 года инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г.Красноярска за основным государственным  регистрационным номером 1022402650050.  
            Согласно Уставу основными видами деятельности ГПКК «ЦТЛ» (по кодам ОКВЭД) являются: аренда машин и оборудования без оператора, прокат бытовых изделий и предметов личного пользования; аренда прочих сухопутных транспортных средств и оборудования; аренда железнодорожного транспорта и оборудования
            Дополнительными видами деятельности ГПКК «ЦТЛ» являются:
аренда железнодорожного транспорта и оборудования; прочая оптовая торговля; исследование конъюнктуры рынка; строительство зданий и сооружений;
деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием;
консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.
Приказом ГПКК «ЦТЛ» №2 от 31.01.2014 утверждено положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение).
 Согласно пункту 2.1 Положения последнее разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»), ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и регулирует деятельность заказчика при осуществлении закупки продукции.
Положение о закупке не распространяется на отношения, связанные с: 1) куплей-продажей ценных бумаг и валютных ценностей; приобретение заказчиком биржевых товаров на товарной бирже; закупки товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором Российской Федерации, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг; осуществление заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (п. 2.2 Положения).
Пунктом 3.2 Положения определено, что положение является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, и содержит требования к порядку подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
 Согласно пункту 5.1 Положения приобретение продукции осуществляется заказчиком следующими способами: 1) конкурс: открытый конкурс: двухэтапный, с квалификационным отбором, с переторжкой; закрытый конкурс; 2) аукцион: открытый аукцион: двухэтапный, с квалификационным отбором; закрытый аукцион; 3) запрос предложений: открытый запрос предложений: двухэтапный; с квалификационным отбором; с переторжкой;  закрытый запрос предложений; 4) запрос цен: открытый запрос цен: двухэтапный; с квалификационным отбором; с переторжкой; закрытый запрос предложений; 5) конкурентные переговоры: с квалификационным отбором; с переторжкой; 6) прямой поиск; 7) закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя.      
 Проведение закупки в форме прямого поиска проводится в случае, если сумма договора по одной сделке е превышает 100 000 рублей (пункт 20.1 Положения).
             Пунктом 21.3 Положения определены случаи закупки продукции у единственного поставщика, в частности закупка продукции у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется заказчиком в случае, если: исключительные права в отношении закупаемых товаров (работ, услуг) принадлежат определенному поставщику (исполнителю, подрядчику), при условии, что на функционирующим рынке не существует равноценной замены закупаемых товаров, работ и услуг; поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополий»; поставщик является единственным поставщиком, покупателем, подрядчиком в данном регионе, при условии, что расходы, связанные с привлечением  контрагентов из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным; поставщик или его единственный дилер осуществляет гарантийное и текущее обслуживание товара (работ, услуг), поставляемых ранее и наличие иного поставщика невозможно по условиям гарантии; в случае проведения дополнительных закупок, когда по соображениям стандартизации, унификации, а также для обеспечения совместимости или преемственности с ранее приобретенными товарами (работами, услугами) новые закупки должны быть сделаны только у того же поставщика. При принятии решения о закупке у единственного поставщика по данному основанию следует проверить, действительно ли смена поставщика вынудит заказчика: при закупке товаров- приобретать их с иными техническими характеристиками (что может привести к значительным техническим трудностям в работе и обслуживании), при закупке работ (либо услуг)- испытывать значительные трудности от смены поставщика, обладающего специфическим опытом и наработанными связями для успешного оказания услуг (выполнения работ) данному заказчику; вследствие произошедшей аварии, непреодолимой силы, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, при необходимости срочного медицинского вмешательства, для осуществления мероприятий, связанных с поисковой и аварийно-спасательной  деятельности возникла потребность в определенной продукции, в связи с чем, применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения; процедура закупки была признана несостоявшейся и допускается невозможность заключения договора с единственным участником процедуры закупки либо проведенная ранее процедура торгов не состоялась и договор по итогам торгов на заключен; осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно- технического обеспечения, а так же иных услуг по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам); заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с поставщиком электрической энергии; возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; возникла потребность в закупке услуг, связанных с направлением работника в служебную  командировку; при этом к услугам, относятся обеспечение проезда к месту служебной командировке, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания и пр.; возникла потребность в товарах, работах, услугах в случаях исполнения требований надзорных органов, осуществляющих контроль безопасности на транспорте; возникла потребность в публикации в официальном печатном издании информации о заказчике, его деятельности а также объявлений коммерческого и информационного характера, информации о закупках; осуществляется закупка билетов на посещение культурно-массовых мероприятии, развлекательных центров, спортивных центров; возникла потребность в заключении гражданско-правового договора на оказание экспертных или преподавательских и консультационных услуг с физическими лицами; осуществляется закупка услуг, связанных с обеспечением визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций, делегаций иностранных государств (гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания); заключается (пролонгируется) договор аренды недвижимого имущества; приобретаются недвижимость, доли в уставном капитале (акции) других юридических лиц, предприятия как имущественный комплекс и иные конкретные индивидуально- определенные вещи либо услуги (объект закупок имеется в наличии только у какого-либо конкретного поставщика (исполнителя) и не существует никакой разумной альтернативы или равноценной замены, и по этой причине использование какого-либо иного способа закупок не представляется целесообразным); осуществляется поставка продукции на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской федерации между юридическими лицами по одной сделке; осуществляется закупка услуг стационарной и мобильной связи в связи с наличием  у заказчика номерной емкости конкретного оператора связи; осуществляется закупка услуг электронной торговой площадки; возникла необходимость привлечения специализированной организации для организации и проведения торговых процедур заказчика; проведение повторных процедур не привело к заключению договора; приобретаются юридически услуги, в том числе услуги нотариусов и адвокатов; приобретаются услуги по обучению, повышению квалификации работников заказчика, приобретаются услуги по участию работников заказчика в различных мероприятиях, в том числе форумах, конгрессах, съездах и т.п.; приобретаются услуги по размещению материалов в средствах массовой информации и в сети Интернет.
          Под прямым договором, согласно пункту 22.1 Положения, понимается договор на поставку продукции, заключенный с конкретным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) без проведения конкурентных процедур и рассмотрения конкурентных предложений.
           Закупка по прямому договору может осуществляться в случае: 1) когда договор на поставку продукции заключается по итогам участия заказчика в конкурсах, аукционах и других процедурах, организованных продавцом продукции; 2) в рамках деятельности заказчика, когда такой договор заключается с дочерним или зависимым обществом заказчика; 3) приобретения следующей продукции: периодические издания; услуги по заправке автомобилей заказчика на АЗС; сувенирная продукция; полиграфические услуги (пункт 22.2 Положения).
15 ноября 2012 года между ГПКК «ЦТЛ» и ООО «КРЭК», учредителем которого является ГПКК «ЦТЛ» заключен договор подряда №07/12, согласно которому ООО «КРЭК» обязуется с привлечением кредитных ресурсов выполнить работы по строительству объекта капитального строительства: «ПС 110 кВ Город, ЛЭП 110кВ Узловая-Город» 1 этап ПС 110кВ Город» за плату в размере 675 775 800 рублей (далее- Договор №07/12)
Дополнительным соглашением от 25.02.2013 к Договору №07/12 изменены условия названного договора, так в частности стороны договорились, что дополнительно к предмету Договора №07/12 ГПКК «ЦТЛ» обязуется принять результат работ и оплатить в размере 920 789 280 рублей, а ООО «КРЭК», в соответствии с проектной документацией обязуется выполнить работы по строительству объектов: «ПС 110 кВ Город, ЛЭП 110 кВ Узловая-Город» 2 этап ЛЭП 110 кВ «Узловая-Город» и «ПС 110 кВ Город, ЛЭП 110 кВ Узловая-Город» 3 этап ЛЭП 35 кВ «Город-П341».
Свидетельством о государственной регистрации юридических лиц от 13.05.2004 серия <...> подтверждается, что в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации ООО «КРЭК» в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1042402949434.
Согласно Уставу ООО «КРЭК», утвержденному решением единственного участника ООО «КРЭК» от 05.12.2013, ООО «КРЭК» является коммерческой организацией, юридическим лицом, создано без ограничения срока.
Целью создания ООО «КРЭК» является извлечение прибыли путем осуществления коммерческой деятельности в установленном порядке, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами (пункт 2.1 Устава).
Предметом деятельности ООО «КРЭК» является: производство электроэнергии; передача электроэнергии; распределение электроэнергии; деятельность по поставке (продаже) электрической и тепловой энергии; деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей; осуществление инвестиционной деятельности в электроэнергетике, в том числе путем покупки (продажи) акций (долей участия, паев) в юридических лицах – субъектах энергетики; осуществление полномочий исполнительных органов в акционерных и иных хозяйственных обществах в порядке, предусмотренном законодательством и заключенными договорами; осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (профессиональные участники рынка ценных бумаг); привлечение инвестиций, в том числе иностранных; оказание услуг по доверительному управлению имуществом (в том числе акциями, долями участия, паями); оказание консультационных услуг; осуществление операций с ценными бумагами в порядке определенном законодательством РФ; осуществление агентской деятельности; осуществление внешнеэкономической деятельности; оказание консультационных, информационных, маркетинговых, представительских услуг; экспертная деятельность; осуществление оптовой и розничной торговли товарами, сырьем, промышленным оборудованием; производство, передача и распределение пара и горячей воды; производство общестроительных работ по прокладке магистральных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи; производство общестроительных работ по прокладке местных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи, включая взаимосвязанные вспомогательные работы; строительство зданий и сооружений; проектирование, связанное со строительством инженерных сооружений, включая гидротехнические сооружения; осуществление функций заказчика, генподрядчика, функций технического надзора за выполнением работ по капитальному и иному ремонту, реконструкций зданий и инженерных сетей и строительству; выполнение научно-исследовательских, опытно- конструкторских и технологических работ; деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве; архитектурная деятельность; проектирование производственных помещений, включая размещение машин и оборудования, промышленный дизайн; проектирование, связанное со строительством инженерных сооружений, включая гидротехнические сооружения; проектирование движения транспортных потоков; разработка проектов промышленных процессов и производств, относящихся к электротехнике, электронной технике, горному делу, химической технологии, машиностроению, а также в области промышленного строительства, системотехники и техники безопасности; деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием; деятельность в области права; деятельность в области бухгалтерского учета; деятельность в области бухгалтерского учета и аудита; аудиторская деятельность; исследование коньюктуры рынка; деятельность по изучению общественного мнения; консультирование по вопросам коммерческой деятельности управления; деятельность по управлению финансово-промышленными группами; деятельность по управлению холдинг-компаниями; деятельность по обеспечению работоспособности тепловых электростанций; деятельность по обеспечению работоспособности прочих электростанций и промышленных блок-станций; производство пара и горячей воды котельными; передача пара и горячей воды; распределение пара и горячей воды; деятельность по обеспечению работоспособности котельных; деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей; сбор и очистка воды; распределение воды; удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность; удаление и обработка сточных вод; удаление и обработка твердых отходов; уборка территории и аналогичная деятельность; разборка и снос зданий, расчистка строительных участков; производство земляных работ; производство общестроительных работ по возведению зданий; производство общестроительных работ по строительству тепловых и прочих электростанций; производство общестроительных работ по строительству прочих зданий и сооружений, не включенных в другие группировки; монтаж зданий и сооружений из сборных конструкций; производство дноуглубительных и берегоукрепительных работ; строительство фундаментов и бурение водяных скважин; производство бетонных и железобетонных работ; монтаж металлических строительных конструкций; производство каменных работ; производство прочих строительных работ, требующих специальной квалификации; производство электромонтажных работ; производство изоляционных работ; производство санитарно – технических работ; монтаж прочего инженерного оборудования; проектирование, связанное со строительством инженерных сооружений, включая гидротехнические сооружения, проектирование движения транспортных потоков; разработка проектов промышленных процессов и производств, относящихся к электротехнике, электронной технике, горному делу, химической технологии, машиностроению, а также в области промышленного строительства, системотехники и техники безопасности; геодезическая и картографическая деятельность; топографо – геодезическая деятельность; инженерные изыскания для строительства; землеустройство; деятельность в области стандартизации и метрологии.
     На рассмотрении настоящего дела, представитель ООО «КРЭК» сослался на письменные пояснения (исх. б/н от 02.10.2014), согласно которым в соответствии с частью 2 статьи 2 ФЗ «О закупках» положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.  Таким образом, ФЗ «О закупках» не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрения заказчика. Заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке способы закупки, в том числе, условия применения того или иного способа закупки, порядок и последствия осуществления такого способа закупки. Согласно подпункту 2 пункта 22.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг ГПКК «ЦТЛ» (далее – Положение о закупках) указанным заказчиком предусмотрена  возможность заключения прямого договора (без проведения конкурентных процедур) когда такой договор заключается с дочерним или зависимы обществом заказчика. Указанный пункт не противоречит части 3 статьи 3 ФЗ «О закупках», в котором упомянуты способы закупки. Указанный перечень способов закупки является открытым. Руководствуясь указанным пунктом Положения о закупках ГПКК «ЦТЛ» был заключен договор №07/12 от 15.11.2012 с ООО «КРЭК».
Исследовав материалы дела, Комиссия по рассмотрению дела №200-11-14  пришла к следующим выводам.
          Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными унитарными предприятиями, в уставном капитале которых доля участия субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов установлены ФЗ «О закупках».
           Согласно части 1 статьи 1 ФЗ «О закупках» целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
          Таким образом, закупка любых товаров, работ, услуг должна осуществляться заказчиком в порядке, установленном законом о закупках, вне зависимости, например, от того: будут ли расходоваться собственные денежные средства заказчика либо денежные средства, полученные заказчиком в качестве возмещения понесенных им расходов, за исключением случаев, когда заказчик будет являться получателем средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов; связаны ли закупки с обеспечением регулируемого, либо иного вида деятельности.
 В соответствии с частью 1 статьи 8 ФЗ «О закупках» требованиями, установленными в названном законе ГПКК «ЦТЛ» должно было руководствоваться с 01.01.2012.
Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
 Как установлено выше, ГПКК «ЦТЛ», во исполнение требований ФЗ «О закупках» утверждено Положение.  
Частью 1 статьи 3 ФЗ «О закупках»  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки;  равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
       При рассмотрении дела установлено, что согласно пункту 5.1 Положения приобретение продукции осуществляется заказчиком следующими способами: 1) конкурс: открытый конкурс: двухэтапный, с квалификационным отбором, с переторжкой; закрытый конкурс; 2) аукцион: открытый аукцион: двухэтапный, с квалификационным отбором; закрытый аукцион; 3) запрос предложений: открытый запрос предложений: двухэтапный; с квалификационным отбором; с переторжкой;  закрытый запрос предложений; 4) запрос цен: открытый запрос цен: двухэтапный; с квалификационным отбором; с переторжкой; закрытый запрос предложений; 5) конкурентные переговоры: с квалификационным отбором; с переторжкой; 6) прямой поиск; 7) закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя.      
          Пунктом 22.2 Положения установлено, что закупка по прямому договору может осуществляться в случае: 1) когда договор на поставку продукции заключается по итогам участия заказчика в конкурсах, аукционах и других процедурах, организованных продавцом продукции; 2) в рамках деятельности заказчика, когда такой договор заключается с дочерним или зависимым обществом заказчика; 3) приобретения следующей продукции: периодические издания; услуги по заправке автомобилей заказчика на АЗС; сувенирная продукция; полиграфические услуги.
          Как установлено выше, 15 ноября 2012 года между ГПКК «ЦТЛ» и ООО «КРЭК», без проведения публичных процедур, в соответствии с подпунктом 2 пункта 22.2 Положения, заключен договор подряда №07/12, согласно которому ООО «КРЭК» обязуется с привлечением кредитных ресурсов выполнить работы по строительству объекта капитального строительства: «ПС 110 кВ Город, ЛЭП 110кВ Узловая-Город» 1 этап ПС 110кВ Город» за плату в размере 675 775 800 рублей (далее- Договор №07/12).
Комиссия обращает внимание, что включение ГПКК «ЦТЛ» в Положение о закупках     возможности закупки, без проведения конкурентных процедур, у дочернего или зависимого общества  противоречит принципам, установленным частью 1 статьи 3 ФЗ «О закупках»,  поскольку является дискриминационным,  имеет результатом необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки.
Комиссия отмечает, что наличие в Положении о закупках названного условия, позволяет осуществить размещение заказа у единственного поставщика практически   по всем потребностям  ГПКК «ЦТЛ» и создало возможность для   последнего привлечь ООО «КРЭК» для выполнения  работ без проведения торгов, что в свою очередь привело к ограничению конкуренции, поскольку ООО «КРЭК» получило необоснованные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, что нарушает принцип самостоятельности и состязательности хозяйствующих субъектов, участвующих в конкурентной борьбе на  товарных  рынках.  
          Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения  договора путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению заказа всех заинтересованных лиц. Кроме того, проведение торгов обеспечивает выбор наилучшего исполнителя заказа по цене, времени и качеству исполнения.
С учетом изложенного, Комиссия обращает внимание, что не проведение торгов, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении  необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и как следствие о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.
           Установленные при рассмотрении дела обстоятельства, свидетельствуют о наличии/достижении между  ГПКК «ЦТЛ» и ООО «КРЭК» соглашения, которое привело к ограничению конкуренции  на  товарном рынке выполнения общестроительных работ.  
          Комиссия отклоняет, как несостоятельный довод ООО «КРЭК», что включение в Положение о закупках такого способа закупки не противоречит ФЗ «О закупках»,   поскольку основано на прямом законодательном разрешении, ввиду того, что как действующим ранее  Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О размещении заказов»), так и действующим Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- ФЗ «О контрактной системе») нормативно определена возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (статья 55 ФЗ «О размещении заказов», статья 93 ФЗ «О контрактной системе»).
   Учитывая, что цели и принципы ФЗ «О закупках» и  ФЗ «О размещении заказов», ФЗ «О контрактной системе» идентичны, по мнению Комиссии, при разработке Положения о закупке и определения способов закупки, ГПКК «ЦТЛ» должно было, при определении случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), прежде всего, руководствоваться статьей 55 ФЗ «О размещении заказов», статьей 93 ФЗ «О контрактной системе».
           Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.
         Частью 1 статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции»  установлено, что названный закон распространяется  на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также  государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.  
          В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.   
          Заключение  договора подряда  ГПКК «ЦТЛ» и ООО «КРЭК»  без проведения торгов, свидетельствуют о наличии/достижении между названными субъектами соглашения, которое привело к ограничению доступа хозяйствующим субъектам на рынок выполнения общестроительных работ для нужд ГПКК «ЦТЛ».
           В силу части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
 Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции»   понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
          Анализ вышеназванных норм права позволяет сделать вывод, что соглашения, которые приводят или могут привести к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов могут быть совершены как в письменной, так и в устной форме.
         Сама возможность заключения соглашения между хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.
           Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о наличии  в действиях ГПКК «ЦТЛ» и ООО «КРЭК» нарушения части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении соглашения, которое привело к ограничению доступа хозяйствующим субъектам на рынок выполнения общестроительных работ для нужд ГПКК «ЦТЛ».
 В связи с тем, что на момент принятия решения договор подряда №07/12 исполнен от 15.11.2012, Комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдачи ГПКК «ЦТЛ» и ООО «КРЭК» обязательного для исполнения предписания о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения.
           Вместе с тем, действия по заключению хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
          При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 11, 23, 39, 41, 48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

      1. Признать ГПКК «ЦТЛ» и ООО «КРЭК» нарушившими часть 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» в части достижения соглашения, которое привело к ограничению доступа хозяйствующим субъектам на рынок выполнения общестроительных работ для нужд ГПКК «ЦТЛ».
      2. Обязательное для исполнения предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции не выдавать.
      3. Передать материалы дела №200-11-14 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ГПКК «ЦТЛ» и ООО «КРЭК» и виновных должностных лиц названных субъектов дел об административных правонарушениях по части 1 статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии                                                                      Е.Л. Лужбин

Члены Комиссии                                                                                                       Е.В. Капсудин
                           
                                                                                                                        О.С. Игнатенко

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края  в течение трех месяцев со  дня принятия решения. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны