Решение б/н РЕШЕНИЕ № 206 И ПРЕДПИСАНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДА... от 24 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ»

 

660075, г. Красноярск,

ул. Республики, д. 51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«16» октября 2014 года                                                                                                      г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления - Харченко О.П., члены Комиссии: Чуракова О.А. – заместитель начальника контрольного отдела, Романова О.А. – специалист-эксперт контроля органов власти, рассмотрев дело № 206 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения открытым акционерным обществом  акционерный коммерческий банк «ЕНИСЕЙ» (660075, г. Красноярск, ул. Республики, д. 51)  (далее – ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ»)  и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального Закона №38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ» в течение 10 дней с момента получения настоящего предписания осуществить действия, направленные на прекращение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в части нарушения требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ» представить в течение 5 дней с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания в Красноярское УФАС России доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе Российской Федерации.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Красноярское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

 

     О.П. Харченко

 

 

Члены Комиссии

 

      О.А. Чуракова

 

 

 

   

     О.А. Романова

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Романова Олеся Александровна

(391) 211-18-30

 

ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ»

                                                                                                                           <…>

660075, г. Красноярск,

ул. Республики, д. 51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 206

 

«16» октября 2014 года                                                                                          г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена 14.10.2014

В полном объеме решение изготовлено 16.10.2014

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления - Харченко О.П., члены Комиссии: Чуракова О.А. – заместитель начальника контрольного отдела, Романова О.А. – специалист-эксперт контроля органов власти, рассмотрев дело № 206 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения открытым акционерным обществом  акционерный коммерческий банк «ЕНИСЕЙ» (660075, г. Красноярск, ул. Республики,              д. 51) (далее - ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ») рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ (далее – Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии представителя ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ» по доверенности №163 от 19.08.2014 <…>,

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе наблюдения за соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») 23.07.2014 сотрудниками Красноярского УФАС России было выявлено распространение наружной рекламы финансовых услуг с использованием рекламной конструкции, расположенной по ул. 78 Добровольческой Бригады, возле здания по адресу: г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой Бригады,10, следующего содержания: «ВЫГОДНЫЙ ВКЛАД от БАНКА «ЕНИСЕЙ» только до 31 июля! 11,5% годовых в первые 180 дней, 9% годовых начиная со 181 дня, возможно досрочное расторжение…2-904-409…» (далее - Реклама). Реклама размещена на прямоугольной рекламной конструкции (3мх6м), расположенной вдоль проезжей части. Также в нижней части рекламного поля содержится информация, которая изображена значительно более мелким шрифтом.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это             информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на  привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание  интереса к нему и его продвижение на рынке.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание содержание Рекламы, размещённой на рекламной конструкции, указанная Реклама является рекламой финансовых услуг.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе» Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из таких условий.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рассматриваемой Рекламе крупным шрифтом сообщается только одно условие оказания финансовой услуги, в то время как остальные условия оказания финансовой услуги представлены значительно более мелким шрифтом в нижней части рассматриваемой Рекламы. Таким образом, потребители Рекламы не имеют возможности ознакомится с указанными сведениями обычным образом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации. Следовательно, условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, изображены таким способом, что данная информация оказывается нечитабельной и не воспринимается потребителями рекламы. В результате чего потребители имеют возможность войти в заблуждение относительно условий финансовой услуги, предлагаемой ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ» в Рекламе.

Таким образом, рассматриваемая Реклама нарушает требования части 7 статьи 5 и пункта 2  части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем рассматриваемой Рекламы является ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ» (660075, г. Красноярск, ул. Республики, д. 51).

По данному факту 30.07.2014 Красноярским УФАС России возбуждено дело            № 206 по признакам нарушения требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28  Федерального Закона  «О рекламе» в отношении ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ».

Определение о возбуждении дела (исх. № 14116 от 30.07.2014) было направлено в адрес ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ» заказным письмом с уведомлением. В назначенное время представитель ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ» по доверенности №163 от 19.08.2014 <…>. на рассмотрение дела № 206 явился. Запрошенные определением о возбуждении дела документы и сведения представлены в полном объеме.

В материалах дела № 206 имеются письменные пояснения представителя                                ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ» по доверенности №163 от 19.08.2014 <…> из которых следует что, 24.02.2014 между ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ» и ООО «А-медиа» заключен договор оказания услуг № 020-14 (далее - Договор). Согласно пункту  1.1. Договора ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ»  поручает, а ООО «А-медиа» обязуется оказать услуги по организации размещения наружной рекламы и техническому обслуживанию рекламных материалов на объектах наружной рекламы (конструкциях). На основании Приложения № 2 от 24.06.2014 к Договору  и макета рекламного материала ООО «А-медиа» оказало Банку услуги по печати баннера и организации размещения, технического обслуживания на объектах наружной рекламы. С учетом требований изложенных в статье 28 Федерального закона «О рекламе» и как следствие значительного объема текста размещенного рекламного материала на рекламной конструкции, изложение указанного текста шрифтом большего размера не представляется возможным, в связи с чем условия предоставления финансовой услуги изложены более мелким шрифтом по отношению к другим условиям, размещенным на настоящей рекламной конструкции.

Кроме того, по мнению представителя  ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ» по доверенности №163 от 19.08.2014 <…>, ни законодательством о рекламе, ни судебной практикой, не предусмотрены требования к размеру шрифта для изложения рекламного материала на рекламных конструкциях, единственным условием соблюдения требований пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» является наличие всех условий оказания соответствующих услуг.

ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ» дополнительно сообщает, что, указанная рекламная конструкция находится в пешеходной зоне, где можно беспрепятственно остановиться и прочесть изложенную информацию. А так же, при размещении рекламы ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ» исходил в первую очередь из того, чтобы не вводить в заблуждение и не распространять недостоверную информацию. Кроме того, ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ» обращает внимание на отсутствие неблагоприятных (вредных) последствий совершенного ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ»  правонарушения, отсутствуют факты причинения вреда и понесенных вкладчиками убытков.

Исследовав материалы дела, Комиссия Красноярского УФАС России установила, что в рассматриваемой Рекламе отсутствует существенное условие оказания финансовой услуги – минимальная и максимальная сумма вклада.

Определение об отложении рассмотрения дела № 206 и продлении срока его рассмотрения (исх. № 15836 от 27.08.2014) было направлено в адрес ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ» заказным письмом с уведомлением. В назначенное время представитель ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ» по доверенности №163 от 19.08.2014 <…>, на рассмотрение дела № 206 явился. Запрошенные определением о возбуждении дела документы и сведения представлены в полном объеме.

В материалы дела № 206 представлены дополнительные письменные пояснения представителя ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ» по доверенности №163 от 19.08.2014 <…>, из которых следует что, ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ» признает факт нарушения законодательства о рекламе, однако, просит Комиссию Красноярского УФАС России применить ст. 2.9 КоАП РФ и освободить ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ» от административной ответственности в виду малозначительности настоящего правонарушения.

ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ» просит Комиссию Красноярского УФАС России принять во внимание следующие обстоятельства: спорная реклама распространялась непродолжительный период времени, а именно с 01.07.2014 по 31.07.2014; данное правонарушение совершено Банком впервые в отсутствие прямого умысла; отсутствия обращения граждан с заявлением о ненадлежащей рекламе; отсутствие неблагоприятных (вредных) последствий; отсутствуют факты причинения вреда и понесенных вкладчиками убытков; предоставление со стороны ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ» антимонопольному органу всех необходимых документов, что способствует полному и объективному рассмотрению настоящего дела; отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность.

Из информации, представленной ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ» ответственным должностным лицом ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ» за распространение рекламы финансовых услуг, которая нарушает требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» является начальник отдела рекламы и связей с общественностью <…>.

В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе»  рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Запись о государственной регистрации ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ»  внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 25 ноября 2002 года, основной государственный регистрационный номер <...> .

Согласно пункту 1.1. договора оказания услуг № 020-14, заключенного между                     ООО «А-медиа» и ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ», ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ»  поручает, а ООО «А-медиа» обязуется оказать услуги по организации размещения наружной рекламы и техническому обслуживанию рекламных материалов ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ» на объектах наружной рекламы.

Исследовав материалы дела, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем рассматриваемой Рекламы является ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ».

Реклама, являющаяся предметом рассмотрения дела, размещалась на рекламной конструкции, расположенной вдоль проезжей части дороги, что является подтверждением того факта, что данная Реклама обращена, в том числе, к потребителям, двигающимся на автомобильном либо ином транспорте, которые не имеют возможности подойти на определенное расстояние к Рекламе, с которого становится возможным восприятие текста, изображенного мелким шрифтом. При этом Комиссия Красноярского УФАС России установила, что действующее законодательство не предусматривает обязанности потребителя осуществлять дополнительные действия, направленные на обеспечение возможности восприятия указанной в рекламе информации в полном объеме, в связи с тем, что реклама направлена на импульсивное восприятие потребителями.

Исходя из вышеизложенного, учитывая особенности размещения рекламы (месторасположение рассматриваемой Рекламы (на рекламной конструкции – щите, размещенном вдоль проезжей части дороги), ограниченное время считывания информации для потребителей, фактический мелкий размер шрифта, которым написаны остальные условия, по сравнению со шрифтом основной, привлекательной для потребителя информации об услуге, высоту расположения текста), Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что потребители Рекламы не имеют возможности ознакомиться с указанными сведениями обычным способом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации.

Таким образом, Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что рассматриваемая Реклама, не содержит условия, а именно минимальная и максимальная сумма вклада, влияющие на сумму расходов/доходов, которые понесут/получат воспользовавшиеся рекламируемыми услугами лица, указанных в Рекламе, сведения о которых являются существенной информацией, так как их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации о рекламе, что нарушает требования пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Поскольку распространенная ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ» Реклама финансовых услуг (вклада) направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Отсутствие в Рекламе какой-либо существенной части информации о продукте  приводит к искажению смысла Рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой (вклада).

Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» реклама должна оцениваться по тому воздействию, которое она может оказать.

Учитывая вышеизложенное Комиссия Красноярского УФАС России установила, что в рассматриваемой Рекламе отсутствует существенная информация об условиях предоставления финансовой услуги (вклада) ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ».

Отсутствие в Рекламе части существенной информации об условиях предоставления финансовой услуги (вклада) ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ» приводит к искажению смысла Рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой (вкладом), относительно итоговой стоимости финансовой услуги.

На основании вышеизложенного Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что рассматриваемая Реклама нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Исследовав материалы дела № 206, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем рассматриваемой Рекламы является ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ».

На момент рассмотрения дела Комиссия Красноярского УФАС России не располагала информацией, подтверждающей тот факт, что нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28  Федерального Закона «О рекламе» ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ»  устранены.  

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

           1. Признать ненадлежащей Рекламу, распространенную ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ», поскольку она нарушает требования требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

   2. В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдать ОАО АКБ «ЕНИСЕЙ» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

            3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

     О.П. Харченко

 

 

Члены Комиссии

 

     О.А. Чуракова

 

 

 

   

     О.А. Романова

 

 

Романова Олеся Александровна

(391) 211-18-30

Связанные организации

Связанные организации не указаны