Решение б/н РЕШЕНИЕ от «22» сентября 2015 г. по делу № 215-16-15 ... от 23 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

ГПКК «Красноярское управление лесами»

Джамбульская улица, д. 12 «б»,

г. Красноярск, 660055

 

Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края

Ленина улица, 125, г. Красноярск, 6600017

 

для сведения:

УФНС России по  Красноярскому краю

Партизана Железняка улица, 46, г. Красноярск, 660133

 

 

РЕШЕНИЕ

 

от «22»  сентября 2015 г.

по делу № 215-16-15                                                                                                        г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения по делу оглашена на заседании Комиссии 28 августа 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено  22 сентября  2015 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., временно исполняющий обязанности руководителя управления, члены комиссии: Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти, Дударева М.А., заместитель начальника отдела контроля органов власти,  рассмотрела дело № 215-16-15, возбужденное в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края и ГПКК «Красноярское управление лесами» по признакам нарушения статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закона «О защите конкуренции»).

Дело рассмотрено с участием:

От Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края  представителя по доверенности Трухиной Валентины Павловны  (доверенность № МПР/1  от 30.12.2014);

От ГПКК «Красноярское управление лесами» представителя по доверенности  Купонен Елизаветы Владимировны  (доверенность № 89  от 20.04.2015);

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России неоднократно поступали обращения хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти, в которых сообщалось о нарушении  законодательства о конкуренции, а именно в реализации лесных насаждений, приобретенных ГПКК «Красноярсклес» по договорам купли-продажи  для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по  необоснованной цене третьим лицам,  которые впоследствии отправляют лес на экспорт в страны  ближнего и дальнего зарубежья. В частности, ГПКК «Красноярское управление лесами» приобрело лес на корню у Агентства лесной отрасти Красноярского края на основании договоров купли- продажи лесных насаждений для обеспечения государственных и муниципальных нужд (реконструкции, ремонта, отопления зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности): №3930 от 19.12.2013 в объеме 3416 м. куб. стоимостью 92374 рублей; №3931 от 19.12.2013 в объеме 266 м. куб. стоимостью 17722 рублей; №3932 от 19.12.2013 в объеме 638 м. куб. стоимостью 7085 рублей.

Стоимость кубометра леса по указанным договорам равна 27 рублей, 67 рублей и 11 рублей за  метр кубический соответственно.

Впоследствии  ГП КК «Красноярское управление лесами» указанный лес был продан на корню Новосибирскому предприятию ООО «Оптима НСК» по цене 228,6 рублей за м. куб. ООО «Оптима НСК» с привлечением подрядчиков осуществило  вырубку леса и  его продажу ООО «Медео» по цене 1271 рублей за м. куб.  ООО «Медео» произвело  распиловку леса и его отправку на экспорт.

Таким образом,  древесина (лесопродукция), полученная   в рамках договоров купли-продажи лесных насаждений  для государственных и муниципальных нужд (реконструкции, ремонта, отопления зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности),  используется предприятием не для целей, указанных в статьей 5 Закона Красноярского края от 14.02.2007  № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений», а  в целях перепродажи, по цене значительно превышающей цену, установленную в договоре купли-продажи лесных насаждений  для государственных и муниципальных нужд (стоимость лесных насаждений, поступающая в федеральный бюджет).

 Доказательств использования древесины для целей, предусмотренных вышеуказанным Законом Красноярского края, а именно для реконструкции, ремонта, отопления зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности ни Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края, являющимся правопреемником Агентства лесной отрасли Красноярского края, ни ГПКК «Красноярское управление лесами»  не представлено.

Таким образом, имеет место нецелевое использование древесины, что является недопустимым в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, анализ периодичности  проведения аукционов, количество заключенных договоров, свидетельствует о том, что случаи заготовки древесины для государственных и муниципальных нужд  носят не исключительный, а системный характер.

Заключение договоров  купли-продажи лесных насаждений  для реконструкции, ремонта, отопления зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в рамках содержания государственного имущества, закрепленного  на праве хозяйственного ведения за ГПКК «Красноярское управление лесами»), в результате которых полученные лесные насаждения  (древесина)  используются не для целей, указанных в статьей 5 Закона Красноярского края от 14.02.2007  № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений», а в целях перепродажи противоречит положениям статьи 16 Закона о защите конкуренции и свидетельствует  об ограничении конкуренции путем создания преимущественных условий  деятельности ГПКК «Красноярское управление лесами» при получении и  использовании федерального  имущества – лесных насаждений (древесины).

По данному факту Красноярским УФАС России на основании приказа  № 317  от 05.06.2015 было возбуждено дело № 215-16-15 в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края и ГПКК «Красноярское управление лесами» по признакам нарушения ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции».

К моменту рассмотрения дела от   Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края поступила  письменная позиция (исх. б/н б/даты, вх. № 11784 от 19.06.2015) исх. б/н б/даты, вх. № 15640 от 14.08.2015) № 02/6943 - гх от 13.12.2013) заключающаяся в следующем.

В соответствие со статьей 5 Закона Красноярского края от 14.02.2007 № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли - продажи лесных насаждений» к исключительным случаям заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных или муниципальных нужд относится заготовка древесины для строительства, реконструкции, ремонта, отопления зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 № 318.

Действующим законодательством механизм контроля использования древесины, заготавливаемой на основании договоров купли - продажи лесных насаждений для строительства, реконструкции, ремонта, отопления зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности по результатам аукционов не предусмотрен, в связи с чем, полагают, что в их действиях отсутствует состав нарушения антимонопольного законодательства.

От ГПКК «Красноярское управление лесами» также в рамках рассмотрения дела  поступила  письменная позиция (исх. № 01-1799 от 19.06.2015; исх. № 01-2503 от 21.08.2015), заключающаяся в следующем.

Предприятие осуществляет свою деятельность согласно плану финансово- хозяйственной деятельности, утверждаемому ежегодно Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края, в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 14 сентября 2012 г. № 467-п «О регулировании финансово-хозяйственной деятельности краевых унитарных предприятий».

ГПКК «Красноярсклес» согласовывает договоры подряда на проведение рубок, предусматривающих реализацию древесины третьим лицам,   с Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края.

Количество субъектов, обладающих правами на исключительные случаи заготовки древесины, с учетом целевого использования лесных насаждений, является ограниченным.

Порядок использования лесных насаждений организациями для собственньк нужд в настоящее время не регламентирован, определяющим фактором является содержание государственного имущества в надлежащем состоянии. В законодательстве отсутствует запрет на продажу лесных насаждений и направление данных денежных средств на цели, установленные законом.

Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края также разъяснило, что содержание имущества, являющегося собственностью Красноярского края, лежит целиком и полностью на предприятии, принявшем данное имущество.

ГПКК «Красноярсклес» обладает обширным перечнем недвижимого имущества, расположенного практически на всей территории Красноярского края. По состоянию на текущее время в состав предприятия входят 8 филиалов и 17 обособленных подразделений. Учитывая состояние и объем недвижимого имущества, ГПКК «Красноярсклес» постоянно осуществляет мероприятия по его содержанию.

С 2015 г. ГПКК «Красноярсклес» ведет ремонт нежилых помещений (сооружений) в филиалах и подразделениях, для которого используются как сами переработанные лесные насаждения (пиломатериал обрезной, брус, брусок, вагонка и пр.), так и денежные средства, полученные от реализации древесины (приобретение необходимых материалов и пр.). Текущий, в том числе краткосрочный ремонт имущества производится по всем филиалам и обособленным подразделениям предприятия. В холодное время года происходит отопление помещений филиалов и обособленных подразделений, не имеющих центрального отопления.

Таким образом, денежные средства, получаемые от перепродажи лесных насаждений третьим лицам, направляются на содержание государственного имущества. ГПКК «Красноярсклес» ведет свою деятельность с учетом требований закона, согласно целям своего создания, установленных учредителями.

На заседании комиссии представители ответчиков поддержали доводы, изложенные письменно.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы  лиц,  участвующих в рассмотрении дела, Комиссия  пришла к следующим выводам:

Правовое регулирование лесных отношений на уровне Российской Федерации осуществляется Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ одним из видов использования леса является заготовка древесины.

Заготовка древесины, как следует из положений статьи 29 того же Кодекса, представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой зеленых насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договора аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений.

Согласно пункту "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются законы Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (статья 76 Конституции Российской Федерации).

Подпункт 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"  статья 82 Лесного кодекса Российской Федерации,  определяют полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляемые ими самостоятельно за счет средств собственного бюджета, к которым отнесено утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд.

Субъектам Российской Федерации предоставлено право путем принятия своих законов устанавливать исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений (часть 6 статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации).

Законом Красноярского края от 14.02.2007  № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений» установлены следующие исключительные случаи заготовки древесины для:

строительства, реконструкции, ремонта, отопления зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

строительства, реконструкции, ремонта зданий, строений и сооружений, финансирование которых осуществляется полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета, в том числе в рамках программ;

организации электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и снабжения топливом населения;

организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, в том числе строительства, ремонта, реконструкции мостовых переходов;

строительства, реконструкции, ремонта, отопления зданий, строений, сооружений и сушки зерна субъектами агропромышленного комплекса, зарегистрированными в реестре субъектов агропромышленного комплекса края, претендующих на получение государственной поддержки в соответствии с Законом края от 21 февраля 2001 года N 17-4487 "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края";

предупреждения стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, за исключением предупреждения лесных пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров;

благоустройства территорий поселений и мест массового отдыха населения, в том числе строительства и ремонта тротуаров, заборов, детских и спортивных площадок, содержания мест захоронения;

проведения рубок ухода за лесом, санитарно-оздоровительных и противопожарных мероприятий в случае, если данные мероприятия не учтены при размещении государственного и муниципального заказа на охрану, защиту и воспроизводство лесов с одновременной продажей лесных насаждений.

Случаи заготовки древесины по договору купли-продажи являются исключительными и должны быть установлены законами субъекта, но при этом в соответствии с прямым указанием федерального законодателя (части 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации) такие договоры должны заключаться по результатам аукциона за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 Лесного кодекса Российской Федерации.

Лесные отношения, связанные с заключением договора купли-продажи лесных насаждений, урегулированы главой 7 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 Лесного кодекса Российской Федерации.

В части 5 данной статьи сказано, что порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Рослесхоза от 26 июля 2011 года N 318 утвержден Порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора купли-продажи лесных насаждений.

Подпунктом "а" пункта 3 вышеуказанного Порядка подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений закреплено, что договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в случаях заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 31 июля 2008 г. N 12-п Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет надзор (контроль) в том числе  в областях охраны окружающей среды, лесных отношений, а также осуществляет  управление и распоряжение государственной собственностью в областях охраны окружающей среды, лесных отношений.

К задачам Министерства отнесены: обеспечение сохранения благоприятной окружающей среды и природных ресурсов на территории края; обеспечение создания условий, способствующих повышению доходов краевого бюджета за счет эффективного использования природных ресурсов, инвестирования; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на территории края.

К компетенции Министерства отнесены следующие вопросы в  области лесных отношений:

 владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края, в том числе:

- выступление продавцом права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности края, или права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений;

- организация и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности края, или права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений либо определение организатором таких аукционов специализированной организации, действующей на основании договора, а также утверждение составов аукционных комиссий, разработка и утверждение форм документов в целях проведения указанных аукционов.

Ранее,  органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который оказывал государственные услуги, управлял и распоряжался  государственной собственностью в области лесных отношений, являлось Агентство лесной отрасли Красноярского края, которое реорганизовано в форме присоединения к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края (Постановление Правительства Красноярского края от 23.10.2013 № 550-п).

Таким образом, Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края является правопреемником Агентства лесной отрасли Красноярского края.

Государственное предприятие Красноярского края «Красноярское управление лесами» (далее - ГПКК «Красноярсклес»), адрес регистрации: 660055, г. Красноярск, ул. Джамбульская, 12 «б») учреждено в соответствии с распоряжением Правительства Красноярского края от 22.10.2010 № 876-р. Предприятие осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края № 06-1794 п от 01.11.2010.

Учредителем ГПКК «Красноярское управление лесами»  является Красноярский край.

От имени Красноярского края права собственника имущества осуществляет Правительство Красноярского края и Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края. Функции и полномочия учредителя в отношении Предприятия осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.

ГПКК «Красноярское управление лесами» осуществляет следующие виды экономической деятельности: лесоводство; лесозаготовка; предоставление услуг лесоводства.

Согласно перечню недвижимого имущества за ГПКК «Красноярское управление лесами» на праве хозяйственного ведения  закреплено по состоянию на 01.05.2015 года 187 зданий, сооружений; 3 квартиры; 3 объекта незавершенного строительства.

При рассмотрении дела установлено, что ГПКК «Красноярское управление лесами» в адрес  Министерства природных ресурсов  и экологии Красноярского края для заключения договоров купли-продажи лесных насаждений  в исключительных случаях (согласно реестру заявок в разрезе по годам, представленным ГПКК «Красноярское управление лесами») направлены  следующие обращения:

  в 2013 году подано заявок в отношении 38 лесничеств Красноярского края на общий объем 1200 тыс. кб.м. древесины;

 в 2014 году подано заявок в отношении 43 лесничеств Красноярского края на общий объем 1350 тыс. кб.м. древесины ;

в 2015 году  подано заявок в отношении 47 лесничеств Красноярского края на общий объем 1910 тыс. кб.м. древесины ;

Согласно информации, представленной Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края (вх. № 15640 от 14.08.2015),  по заявкам ГПКК «Красноярское управление лесами» Министерством за период  2013-2015 годы проведено  252 аукциона.

Только  к  33 заявкам ГПКК «Красноярское управление лесами»  приложено обоснование объема (получение пиломатериала), однако анализ  обоснования объема древесины не позволяет прийти к выводу о том, что древесина, в заявленном объеме, необходима для нужд, являющихся государственными, определенными в ст. 5 Закона Красноярского края 14.02.2007  № 21-5820, а именно для проведения ремонтных работ, либо отопления зданий, строений сооружений, находящихся в государственной собственности.

Кроме того, согласно пояснениям начальника отдела лесопользования ГПКК «Красноярское управление лесами» - Крисько Алексея  Сергеевича от 21.08.2015.заявка формируется не исключительно по разовой потребности (ремонта либо реконструкции конкретного здания), а после утверждения Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края Плана финансово-хозяйственной деятельности предприятия и доведения потребности объемов лесных насаждений до отдела лесопользования заместителем руководителя ГП КК «Красноярсклес» по экономической части,  формируется разбивка  общего (утвержденного) объема древесины по лесничествам  (порядка 40 лесных лесничеств из 61,  с учетом лесохозяйственных регламентов, действующих арендаторов и прочих заготовителей),  в виде свода по предварительным объемам древесины с необходимым запасом.

На основании вышеуказанного свода предприятием формируется на каждое отдельное  лесничество заявление (заявка), которое направляется в Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края. Данное свидетельствует не об исключительности случаев заготовки древесины, а о  системном подходе при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений, т.е. наличии устойчивой схемы правоотношений между Министерством и ГПКК «Красноярсклес».

В соответствии со статьей 16  Закон Красноярского края от 03.03.2011 N 12-5650 (ред. от 03.03.2015) "Об управлении государственной собственностью Красноярского края"  краевое унитарное предприятие осуществляет свою деятельность на основе плана финансово-хозяйственной деятельности.

План финансово-хозяйственной деятельности краевого унитарного предприятия определяет цели и задачи краевого унитарного предприятия на очередной год и плановый период и должен содержать описание способов их достижения (решения).

Правительством края или уполномоченным им органом исполнительной власти края утверждаются показатели экономической эффективности деятельности краевых унитарных предприятий.

Величина соответствующего показателя экономической эффективности деятельности утверждается в плане финансово-хозяйственной деятельности краевого унитарного предприятия.

Таким образом, план финансово хозяйственной деятельности предприятия не содержит сведений о государственных и муниципальных нуждах, что также свидетельствует о необоснованности формирования заявки  в целях проведения аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений со ссылкой на вышеуказанный план.

  За  период  с декабря 2012 по июнь 2015 года между Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края  и ГПКК «Красноярское управление лесами в соответствии со статьей 5 Закона Красноярского края от 14.02.2007  № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений» заключено  1043 договора купли-продажи лесных насаждений  на  общий  объем -  1 833 451, 2 кубических метров.

Начальная цена  продажи лесных насаждений определялась  по минимальным ставкам, определенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310. Средства от продажи лесных насаждений поступали только в Федеральный бюджет.

Согласно положениям указанного Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (далее - ставки) применяются для определения минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений при проведении сплошных рубок на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, что не может являться основанием для расчета начальной цены при организации проведения аукционов по купле-продаже лесных насаждений.  Статьей  70 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что начальная цена предмета аукциона должна быть не ниже минимального размера арендной платы или минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений. Фактически размер платы является ориентировочным и подлежит уточнению в соответствии с фактической материально-денежной оценкой лесосек.

Практически все договоры заключались в результате признания аукциона несостоявшимся,  вследствие подачи единственной заявки от лица ГПКК «Красноярское управление лесами». Согласно положениям пункта 1 части 7, части 8 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации договоры с ГПКК «Красноярское управление лесами» заключались как с единственным участником аукциона по начальной цене предмета аукциона, которая в свою очередь устанавливалась на основании ставок платы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 №310.

Тем самым,  Агентством  лесной отрасли Красноярского края, Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края в нарушение части 8.2. статьи 29 Лесного Кодекса Российской Федерации и статьи 5 Закона Красноярского края от 14.02.2007 №21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли- продажи лесных насаждений» под видом исключительных случаев в целях строительства, реконструкции, ремонта, отопления зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности по заявкам ГПКК «Красноярское управление лесами» осуществлялась незаконная организация и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений в целях строительства, реконструкции, ремонта, отопления зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Указанные действия  Агентства лесной отрасли и Министерства природных ресурсов и экологии Красгюярского края, в условиях незаконного отчуждения лесных насаждений, в том числе,  по их начальной минимальной стоимости в пользу коммерческого предприятия, не имеющего законного права быть заявителем, участником и победителем таких аукционов, произведено отчуждение лесных  насаждений Российской Федерации в объеме 1,8 млн. метров кубических,  что составляет более 1/6 части (или 17%) объема годовой заготовки древесины в Красноярском крае.

Комиссия также отмечает:

 Согласно пункту 1.1. договоров предметом договора является заготовка древесины.

Обязательства покупателя (пункт 4.4.)  предусматривают: соблюдение условий договора;  предоставление отчета об использовании лесов.

Права продавца предусматривают возможность досрочного расторжения договора в случае несоблюдения покупателем условий договора. 

Анализ действующего законодательства позволяет прийти к выводу о том, что договор  купли-продажи лесных насаждений обладает значительными особенностями, совокупность которых дает основание рассматривать его как отдельный вид договора купли-продажи. Основными особенностями договора являются следующие:

- договор заключается не в целях осуществления предпринимательской деятельности и не носит предпринимательского характера;

- договор заключается в строго определенных случаях - для заготовки древесины гражданами для собственных нужд, а также юридическими лицами в исключительных случаях, определяемых  субъектами Российской Федерации.

К существенным особенностям договора относятся следующие:

- на покупателя возлагаются дополнительные обязанности по обращению объекта договора в собственность (заготовка древесины);

- договор заключается исключительно в целях осуществления одного из видов использования лесов - заготовки древесины;

- право собственности на древесину покупатель приобретает с момента вывоза ее из леса, если иное не предусмотрено договором;

- на покупателя возлагаются специальные обязанности (выполнение работ по ведению лесосеки, обеспечение сохранения подроста в обусловленном договором количестве, очистка лесосеки от порубочных остатков; срок действия договора ограничен законом и др.);

- на покупателя возлагаются обязанности по использованию древесины в определённых целях.

В рамках договоров купли-продажи лесных насаждений Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края  от ГП КК «Краслес» согласно реестру платежных поручений, представленному ГПКК «Красноярское управление лесами», получено денежных средств:

в 2013 году  - 12 640 446, 92 руб.;

в 2014 году – 9 211  967 руб.;

в 2015 году -  9 884 278, 21 руб.

Итого: 31 736 691 рубль.

Таким образом, в доход государства от реализации лесных насаждений по вышеуказанным договорам поступило 31 736 691 рубль.

ГПКК «Красноярское управление лесами» на основании вышеуказанных  договоров заключает договоры подряда на проведение рубок с третьими лицами.

Согласно условиям договора подряда ГПКК «Красноярское управление лесами»  осуществляет продажу лесопродукции, полученную в результате проведения рубок. Право собственности  на лесопродукцию переходит к подрядчику (третьему лицу).

Стоимость лесопродукции  реализуемой в рамках договоров подряда устанавливается по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края.

Цена реализации древесины третьи лицам в рамках договоров подряда, заключенных на основании договоров купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных и муниципальных  нужд  утверждена руководителем Агентства лесной отрасли в 2012 году  методикой, направленной руководителям  структурных подразделений ГПКК «Красноярское управление лесами».

Согласно информации,  представленной ГП КК «Красноярское управление лесами» от реализации лесных насаждений по договорам подряда третьим лицам, заключенных  в рамках заключенных договоров купли-продажи лесных насаждений предприятием получено 242 009 823, 21, что в восемь раз превышает сумму,  перечисленную в доход федерального бюджета.

Средства, полученные от реализации древесины третьим лицам, используются для осуществления текущей деятельности предприятия (подтверждается  сведениями о затратах, представленными ГПКК «Красноярское управление лесами» в рамках рассмотрения дела), так в частности:

  в 2013 году сумма затрат составила 237 798 753, 88 рублей;

  в 2014 году сумма затрат составила  70 982 297, 41  рублей;

  в 2015 году сумма затрат составила  353 555 556 рублей;

В структуру затрат включены следующие затраты: оплата труда работников предприятия, страховые взносы с оплаты труда; материальные расходы, амортизация, расчеты с  подрядчиками, электроэнергия, налоги и сборы независимые от заработной платы.

Таким образом, предприятие использует не древесину, а денежные средства, полученные от реализации древесины, для осуществления текущей деятельности предприятия, соответственно за счет данных средств осуществляется финансирование уставной деятельности предприятия.

Данные обстоятельства, также подтверждаются  пояснениями  заместителя директора ГПКК «Красноярское управление лесами» - Недолоб Елены Викторовны (пояснения от 21.07.2015) и   начальника отдела лесопользования ГПКК «Красноярское управление лесами» - Крисько Алексея Сергеевича (пояснения от 21.08.2015).

Вместе с тем, по смыслу статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации право установить случаи заготовки древесины на основании договоров купли-продажи как исключение из общих правил, предусмотрев в качестве единственного условия для таких исключительных случаев заготовку древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

К государственным (муниципальным) нуждам относятся  обеспечиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) потребности публичных образований и государственных (муниципальных) заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации (для решения вопросов местного значения), государственных (муниципальных) заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Цели заготовки древесины на основании договора купли-продажи – содержание имущества  на праве хозяйственного ведения ГПКК «Красноярское управление лесами» нельзя отнести к государственным или муниципальным нуждам, поскольку, по смыслу приведенных подпунктов, заготовка древесины обеспечивает потребности   конкретного хозяйствующего субъекта для осуществления им текущей деятельности.

Вместе с тем,  законом Красноярского края установлены  случаи заготовки древесины для строительства, реконструкции, ремонта, отопления зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации

строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;

текущий ремонт здания - комплекс строительных и организационно-технических мероприятий по устранению неисправностей (восстановлению работоспособности) элементов здания и поддержанию эксплуатационных показателей.

Исходя из целеполагания Закона Красноярского края, Комиссия по рассмотрению дела приходит к выводу о том, что договор купли-продажи лесных насаждений может быть заключен только при наличии государственных  нужд в заготовке древесины.

Вместе с тем, несмотря не неоднократное отложение дела в целях представления документального подтверждения  использования древесины ГП КК «Красноярское управление лесами», в целях, указанных в Законе Красноярского края, ответчиками не представлено доказательств (смет на выполнение работ, локально-сметных расчетов) использования древесины для  строительства, ремонта, отопления зданий,  закрепленных за предприятием на праве хозяйственного ведения.

Комиссия по рассмотрению настоящего дела констатирует, что текущее содержание имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения,  не является государственной нуждой и бремя содержания имущества обязано нести лицо, за которым имущество закреплено на праве хозяйственного ведения,  ввиду следующего.

 Право хозяйственного ведения представляет собой производное от права собственности вещное право юридических лиц - несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника.

Основы современного правового режима хозяйственного ведения закреплены в главе 19 ГК РФ и в Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Это имущество становится "распределенным", обособленным от имущества других лиц, в том числе и собственника, и служит базой самостоятельной имущественной ответственности предприятия.

Закрепляя имущество за предприятиями, собственник передает им часть своих правомочий.

Правомочие пользования осуществляется предприятием в соответствии с целями деятельности и назначением имущества. Собственник осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества. Для этого назначаются и осуществляются документальные проверки (ревизии, инвентаризации).

Кроме того, в целях контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества государственного предприятия предусмотрено, что непременным условием контракта с руководителями государственных предприятий является обязанность руководителя обеспечивать сохранность, рациональное использование, своевременную реконструкцию, восстановление и ремонт закрепленного за предприятием имущества. Предусмотрены также материальная ответственность руководителя за причинение предприятию ущерба в результате его виновного поведения и обязательная отчетность руководителя предприятия.

Государственные и муниципальные предприятия пользуются всеми предоставленными законом собственнику правами на судебную защиту в отношении закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения имущества, включая право на предъявление виндикационного и негаторного исков, в том числе и в отношении собственника указанного имущества.

Как предусмотрено статьей 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Таким образом, на указанные муниципальные предприятия возложено бремя содержания принадлежащего им имущества. Содержание такого имущества осуществляется за счет собственного имущества муниципального предприятия.

О необходимости бремени содержания имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за унитарным предприятием,  унитарному  предприятию – ГПКК «Красноярское управление лесами»  неоднократно указывалось собственником государственного имущества  в лице Агентства    по управлению государственным имуществом Красноярского края  (письмо в ответ на обращении  ГП КК «Краслес» исх. № 04-5975/9841 от 20 мая 2013 года, письмо Агентства  по управлению государственным имуществом Красноярского края  в ответ на обращении  ГП КК «Краслес» исх. № 5704/7258 от 07 мая 2015 года, письмо Агентства  по управлению государственным имуществом Красноярского края  исх. № 10513/14656 от 17.08.2015).

Кроме того, анализ фактических правоотношений, складывающихся между Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края  и ГПКК «Красноярское управление лесами», свидетельствует о том, что аукционы на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений были проведены и договоры по результатам аукционов были заключены для нужд,  не являющихся государственными, а в целях перепродажи древесины, средства от которой предприятие использовало для осуществления текущей деятельности. Посредством указанной схемы правоотношений Министерством, по сути, необоснованно финансируется деятельность государственного предприятия - коммерческой организации, которое должно осуществлять свою деятельность за счет собственных средств и на свой риск.

При приеме заявок от ГПКК «Красноярское управление лесами»  на проведение аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений  в исключительных случаях Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края заявленная потребность в древесине не проверяется, также как и не проверяется ее использование,  в целях предусмотренных Законом Красноярского края.

 Доказательств использования древесины для целей, предусмотренных Законом Красноярского края, а именно для реконструкции, ремонта, отопления зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности ни Министерством природных ресурсов  и экологии Красноярского края, ни ГПКК «Красноярское управление лесами»  не представлено.

Таким образом, имеет место нецелевое использование древесины, что является недопустимым в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, анализ периодичности  проведения аукционов, количество заключенных договоров, свидетельствует о том, что случаи заготовки древесины для государственных и муниципальных нужд  носят не исключительный, а системный характер.

  Вместе с тем, федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации право устанавливать случаи заготовки древесины на основании договоров купли-продажи как исключение из общих правил, предусмотрев в качестве единственного условия для таких исключительных случаев заготовку древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Однако, количество аукционов проведенных Министерством природных ресурсов экологии Красноярского края по заявкам ГПКК «Красноярское управление лесами» за период  2013-2015 годы  в количестве   252 аукциона не свидетельствует об исключительности случаев.

Системный анализ лесного, гражданского  законодательства свидетельствует о том, что по своей правовой природе договор купли-продажи лесных насаждений заключается в строго определенных случаях - для заготовки древесины для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а  не в целях осуществления предпринимательской деятельности по использованию лесов, поскольку договором, заключаемым в целях использования лесов в коммерческих целях, является договор аренды. Именно путем заключения договора аренды производится промышленная заготовка древесины в больших (производственных) объемах.

Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных и муниципальных нужд (реконструкции, ремонта, отопления зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности) между Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края  и ГПКК «Красноярское управление лесами» не в целях  указанных в законе, а фактически для перепродажи, свидетельствуют о притворности сделки,  создает неравные условия для осуществления хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, допуская возможность заготовки ГПКК «Красноярское управление лесами» лесных ресурсов только на основании договора купли-продажи лесных насаждений, т.е. без заключения договора аренды лесного участка и, соответственно, разработки проекта освоения лесов и выполнения иных обязанностей арендатора, в том числе связанных с охраной, воспроизводством и защитой лесов, влечет необоснованное извлечение прибыли, поскольку разница между стоимостью приобретаемой ГПКК «Красноярское управление лесами» по договорам купли-продажи  древесины и стоимостью реализуемой третьим лицам древесины  по договорам подряда составляет не менее чем 8 раз.

Статья 16 Федерального закона «О защите конкуренции»  устанавливает запрет  на соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения могут привести,  в том числе   к ограничению доступа на товарный рынок.

Заключение договоров  купли-продажи лесных насаждений  для реконструкции, ремонта, отопления зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в рамках содержания государственного имущества  на праве хозяйственного ведения ГПКК «Красноярское управление лесами»), в результате которых заготовленные лесные насаждения  (древесина)  используются не для целей, указанных в статьей 5 Закона Красноярского края от 14.02.2007  № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений», а  в целях перепродажи, противоречит положениям статьи 16 Закона о защите конкуренции и свидетельствует  об ограничении конкуренции путем создания необоснованных преимущественных условий  деятельности ГПКК «Красноярское управление лесами» как субъекту рынка заготовки (реализации) древесины в территориальных границах Красноярского края.

Кроме того, в результате перепродажи лесных насаждений  ГПКК «Красноярское управление лесами» неосновательно сберегло указанные денежные средства.

В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Комиссия Красноярского УФАС России  также приходит к выводу о том, что денежные средства, полученные от реализации лесных насаждений третьим лицам по договору подряда, заключенному на основании договора купли-продажи лесных насаждений,  получены в нарушение требований действующего законодательства.

Кроме того, Комиссия считает, что  в связи с заключением антиконкурентных соглашений, выразившихся в заключении притворных сделок причинен ущерб федеральному бюджету в размере дохода, полученного ГПКК «Красноярское управление лесами» в результате перепродажи лесных насаждений третьим лицам по договорам подряда.

Агентством лесной отрасли Красноярского края за исследуемый период заключено договоров купли-продажи лесных насаждений в пользу ГПКК «Красноярское управление лесами» всего в объеме 961 426,2 мЗ, что, согласно предварительной оценке, привело к ущербу краевому бюджету в размере не менее чем 192 млн. руб.

Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края за исследуемый период заключено договоров купли-продажи лесных насаждений в пользу указанного предприятия всего в объеме 872 025,0 мЗ, что, согласно предварительной оценке, привело к ущербу краевому бюджету в размере не менее чем 174 млн. руб.

Подпунктом "к" пункта 2 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено право антимонопольного органа выдавать предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Установив факт нарушения Красноярское УФАС России в рамках рассмотрения настоящего дела,  был исследован факт получения, вследствие нарушения антимонопольного законодательства,  ГПКК «Красноярское управление лесами» незаконного дохода.

Вместе с тем, установлено, что ГПКК «Красноярское управление лесами»  находится в стадии финансового оздоровления (процедура банкротства) в связи с чем, выдача  предписания о возврате в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие  нарушения антимонопольного законодательства, является нецелесообразной, поскольку приведет к прекращению осуществления деятельности предприятия, что в свою очередь приведет к неисполнимости предписания, а также не соответствует целям выдачи предписания.

   Согласно статье 3 ФЗ «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции.

Статья 4 ФЗ «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Довод лиц, участвующих в рассмотрении дела о том, что в законодательстве отсутствует запрет на продажу лесных насаждений и направления данных денежных средств на цели, установленные законом, подлежит отклонению,  поскольку противоречит цели   Закона Красноярского края от 14.02.2007  № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений», а именно целью договоров купли-продажи  лесных насаждений является движимый товар - древесина, под которой понимаются "...срубленные лесные насаждения; материал, из которых они состоят и который идет на изготовление полезных для человека вещей; то основное полезное свойство леса, из-за которого его рубят".

Довод Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края о том, что механизм контроля использования древесины, заготавливаемой на основании договоров купли - продажи лесных насаждений для строительства, реконструкции, ремонта, отопления зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности по результатам аукционов не предусмотрен, в связи с чем, в их действиях отсутствует состав вменяемого нарушения, подлежит отклонению как несостоятельный в правовом отношении, поскольку противоречит Лесному кодексу Российской Федерации, Закону Красноярского края от 14.02.2007  № 21-5820, Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, типовой форме договора купли-продажи лесных насаждений (предусматривающих контроль за использованием древесины, уполномоченными органами).

В результате исследования доказательств, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу о  том, что в действиях Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, ГПКК «Красноярское управление лесами» имело место сложное, продолжаемое  нарушение антимонопольного законодательства, которое складывалось из ряда тождественных деяний, направленных на достижение одной цели и объединенных одним умыслом – создать преимущественные условия деятельности ГПКК «Красноярское управление лесами».

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии   антиконкурентной  системы, в результате действия которой,  договоры  купли-продажи лесных насаждений  для государственных и муниципальных нужд заключались не для   реконструкции, ремонта, отопления зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, т.е. не  для достижения целей, указанных в статьей 5 Закона Красноярского края от 14.02.2007  № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений», а  в целях перепродажи лесных насаждений, что повлекло  необоснованное извлечение прибыли предприятием, влечет значительные неоправданные затраты и потери бюджетных средств, а также причиняет вред публичным интересам.

Вред публичным правам и интересам, т.е. посягательство на правопорядок в сфере конкуренции, определяется  через категории недопущения, ограничения или устранения конкуренции,  либо через категорию "вред конкуренции". 

Недопущение конкуренции - это такая ситуация, при которой исключается возможность конкуренции; ограничение конкуренции - когда существенно снижается возможность конкуренции,  устранение конкуренции - когда устраняется ее возможность, вплоть до нуля.

 Вина ответчиков в совершении нарушения антимонопольного законодательства   обусловлена  и выражается в умысле.

Комиссия приходит к выводу о том, что сторонам было известно о том, что используемая схема для заключения договора купли-продажи лесных насаждений  в исключительных случаях не соответствует требованиям действующего законодательства,  что свидетельствует о виновности лиц, участвующих в рассмотрении дела, в частности:

 ГПКК «Красноярское управление лесами» располагало информацией о необходимости бремени содержания имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, непосредственно самим предприятием (что подтверждается письмом Агентства  по управлению государственным имуществом Красноярского края  в ответ на обращение  ГП КК «Краслес» исх. № 04-5975/9841 от 20 мая 2013 года, а также письмом Агентства  по управлению государственным имуществом Красноярского края  в ответ на обращении  ГП КК «Краслес» исх. № 5704/7258 от 07 мая 2015 года).

ГПКК «Красноярское управление лесами» не использовало древесину  в целях,  определенных статьей 5 Закона Красноярского края от 14.02.2007  № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений», а также заключенными договорами купли-продажи лесных насаждений.

Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края  принимало отчеты в соответствии с договорами купли-продажи лесных насаждении, не осуществляя фактического контроля за использованием древесины, в целях указанных в законе, кроме того, располагало информацией о перепродаже древесины третьим лицам, что подтверждается согласованием цены реализуемой древесины третьим лицам, а также объявляло (организовывало) аукционы на заключение вышеуказанных договоров купли-продажи древесины в целях реконструкции, ремонта и отопления зданий, сооружений, находящихся в государственной собственности, в отсутствие наличия указанной нужды и обоснования необходимого объема древесины для ее удовлетворения. Как установлено комиссией расчет объема древесины, выставляемого на аукционы, осуществлялся исходя из  утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности предприятия и средств, необходимых на его реализацию. Соответственно, посредством заключения данных договоров осуществлялось финансирование деятельности предприятия.

Комиссия отмечает, что заключение соглашения (совершения согласованных действий)  между органами государственной власти и хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10 по делу N А13-10558/2008, в тех случаях, когда на соответствующем товарном рынке должна иметь место состязательность хозяйствующих субъектов, создание ограничений не может не оказывать влияние на состояние конкуренции.

Согласно данной правовой позиции федеральным органам исполнительной власти запрещается совершать любые действия, следствием которых является ограничение прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, а также создание неравных (дискриминационных) условий деятельности для субъектов товарного рынка. При этом нормативно установленный запрет федеральным и муниципальным органам исполнительной власти адресован в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Введение ограничения прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, создание дискриминационных условий деятельности на соответствующем товарном рынке оказывает влияние на состояние конкурентной среды и, соответственно, способно повлечь негативные последствия в виде ограничения, недопущения либо устранения конкуренции.

Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, Комиссия приходит к выводу:

-  о наличии в действиях  Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края и ГПКК «Красноярское управление лесами» состава нарушения, предусмотренного  статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой  федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Соответствующими действиями нарушен публичный порядок, обеспечивающий конкуренцию, а также ущемлены интересы  других хозяйствующих субъектов (осуществляющих аналогичный вид деятельности).

- о необходимости выдачи предписания Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края о совершении действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства.

- о нецелесообразности выдачи предписания  ГПКК «Красноярское управление лесами»  о перечислении в бюджет дохода, полученного вследствие  нарушения антимонопольного законодательства, по причине нахождения его в стадии банкротства.

На основании изложенного Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

1. Признать Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, ГПКК «Красноярское управление лесами» нарушившими статью 16 ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения  антиконкурентных соглашений в 2013- 2014 – 2015 годах  -  договоров купли-продажи лесных насаждений в исключительных случаях для целей, не являющихся  государственными и муниципальными нуждами,  указанными в статье 5 Закона Красноярского края от 14.02.2007  № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений»,  в результате исполнения которых,  полученные лесные насаждения  (древесина),   используются не в целях, определенных указанным Законом, а  в целях реализации (перепродажи) третьим лицам древесины по договорам подряда для получения денежных средств, используемых предприятием для осуществления его текущей деятельности, что повлекло к неосновательному обогащению предприятия,  созданию ему необоснованных преимущественных условий деятельности при получении и  использовании федерального  имущества – лесных насаждений (древесины), и, соответственно, ограничило конкуренцию.

2. В целях защиты публичного порядка, обеспечивающего конкуренцию,  выдать Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края предписание   о прекращении нарушения антимонопольного законодательства,  с этой целью Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края надлежит:

-   проводить аукционы на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений  для государственных и муниципальных нужд, предусмотренных абзацем 2  статьи 5 Закона Красноярского края Красноярского края от 14.02.2007  № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений», исключительно при наличии подтвержденной потребности в древесине для реконструкции, ремонта, отопления зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, с осуществлением Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края дальнейшего контроля за использованием древесины в указанных целях. 

3. Учитывая финансовое положение ГПКК «Красноярское управление лесами», его нахождение в стадии финансового оздоровления (процедура банкротства) предписание о возврате в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие  нарушения антимонопольного законодательства,  не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края  в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии

                                                                                            Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии

 

Ю.В. Фомушкина

 

 

 

М.А. Дударева

 

 

 

Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края

Ленина улица, 125, г. Красноярск, 6600017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 215-16-15     

 

22 сентября 2015  года                                                                                         г. Красноярск

     

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., временно исполняющий обязанности руководителя управления, члены комиссии: Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти, Дударева М.А., заместитель начальника отдела контроля органов власти, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании своего решения  от 22 сентября  2015 года по делу № 215-16-15  о нарушении Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края, ГПКК «Красноярское управление лесами»  статьи 16   Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края надлежит незамедлительно с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства,  с этой целью Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края надлежит:

проводить аукционы на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений  для государственных и муниципальных нужд, предусмотренных абзацем 2  статьи 5 Закона Красноярского края Красноярского края от 14.02.2007  № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений», исключительно при наличии подтвержденной потребности в древесине для реконструкции, ремонта, отопления зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, с осуществлением Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края дальнейшего контроля за использованием древесины в указанных целях.

 Об исполнении настоящего предписания сообщить в адрес Красноярского УФАС России в течение 5 дней по истечении установленного срока  исполнения предписания.  

 

 Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.

  Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии                                                                            Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии:                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                              Ю.В. Фомушкина

 

 

                                                                                                                      М.А. Дударева

 

 

                                                                                                                          

                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны